Введение
Информационное общество сегодняшнего времени является сферой, где профессионалы в различных областях перешли на электронное взаимодействие друг с другом. Это выражается в поиске и хранении информации на электронных носителях, в сети Интернет, пересылки документов по электронной почте, пользовании поисковыми сайтами, размещении рекламы, данных в глобальной сети.
Сегодня особое внимание важно уделять новым технологиям и инновациям развития, цифровым средствам развития экономики. Для этого важно внедрять инструменты стратегического управления, путем включения инновационных стратегий, которые осложняют факторы, рассматривающиеся в качестве дополнительных преимуществ. Именно поэтому эффективная инновационная деятельность является залогом динамичности и успешности.
Отмечается, что цифровая информация и интеллектуальная собственность с экономической точки зрения является общественным благом, другие делают акцент на ее монопольной составляющей. Получивший развитие в последнее время анализ интеллектуальных прав собственности описывает, главным образом, структуру мотивов экономических субъектов и не учитывает вопросы влияния авторского права на культурное, экономическое и информационное развитие страны.
На сегодняшний день существуют многие угрозы «цифровой экономике» в различных отраслях и производствах, которые требуют проработки, защиты, сохранности информации и включения национальной программной системы в цифровую трансформацию.
Цель исследования – определить роль цифровой экономики в развитии государства.
Материалы и методы исследования
В работе применяются общенаучные методы: анализ и синтез информации, сравнение, формализация, моделирование.
Результаты исследования и их обсуждение
Для того, чтобы оценить основные пути (направления) формирования государственного механизма стимулирования развития цифровой экономики в Российской Федерации, нужно осветить основные аспекты развития цифровой экономики:
− в чем она заключается;
− какими основными показателями измеряется ее развитие;
− какие существуют главные проблемы перехода к ней;
− в чем заключается программа по ее развитию в России;
− какие новые технологии характеризуют ее развитие;
− какая благоприятная регуляторная среда способствует ее развитию;
− в чем заключаются основные проблемы формирования государственного механизма стимулирования ее дальнейшего развития.
Так, сегодня прослеживается тенденция глобальной цифровой трансформации общества, практически всех сфер человеческой деятельности: науки, медицины, образования, банковской, военной, производственной сфер и многих других, цифровые технологии активно стали применяться в различных областях функционирования человечества.
Параллельно с данной тенденцией общества вплотную в него вводится такое понятие, как цифровая трансформация экономики в мировом масштабе.
На данный момент времени существуют различные определения термина «цифровая экономика». Данный вопрос занимает умы как зарубежных, так и Российских ученых. Наиболее емким и принятым определением является определение, данное «Всемирным банком». Оно звучит следующим образом: «Цифровая экономика является системой экономических, социальных, культурных отношений, которые основаны на использовании цифровых информационно-коммуникационных технологий (ИКТ)».
Для сравнения позиций и мнений, подходов к определению «цифровой экономики» различными учеными в работе представлен краткий анализ трактовок сущности цифровой экономики (рис. 1).
В большинстве случаев мнение наших соотечественники, занимающиеся вопросами цифровой трансформации, перекликаются с подходами зарубежных коллег. Они считают, что «цифровая экономика» – это только та часть экономики. Это вопрос рассматривают более широко, соотнося ее с экономикой государства.
При рассмотрении развития цифровой экономики государства, учитывается вопрос развития информационной (цифровой) индустрии страны, используют основные показатели (индексы) оценки развития информационной индустрии или цифровой экономики, либо ее отдельных основных сегментов, на основании которых выстраиваются различные рейтинги стран с позиции развития цифровой экономики.
Для сравнения основных показателей (индексов) оценки развития информационной индустрии или цифровой экономики, либо ее отдельных основных сегментов, они были сведены и представлены на рисунке 2.
Все, представленные на рисунке 2 индексы рассчитываются по государству в целом, отражая те или другие аспекты, которые связаны с развитием информационной индустрии. Сегодня, т.е. в настоящее время, процесс развития цифровой экономики в России оказывает достаточно важную роль в развитии общего экономического состояния государства, как в положительном аспекте, так и в отрицательном.
Так, именно благодаря постоянно модернизирующимся ИКТ и развитию цифровой экономики в России открывается ряд перспектив, которые смогут помочь нормализовать ситуацию в экономике страны, будут способствовать ее дальнейшему улучшению.
Но, несмотря на тенденцию цифровой трансформации в экономической сфере, с началом использования ИКТ возникли и сопутствующие угрозы или проблемы.
Рис. 1. Сущность «цифровой экономики» [5, 7, 10, 11, 13]
Так как говорит исследователь А.С. Линников в своей работе, можно отметить следующие угрозы или проблемы:
1. Рост киберпреступлений, атак. Внедрение цифровых технологий в экономические процессы влечет за собой риск утраты конфиденциальной информации [14].
2. Рост мошеннических действий в IТ-сфере.
3. Проблемы, связанные со сбоями в работе программ и компьютерной техники. Под угрозой бесконтактные платежи, электронные очереди.
4. Стратегические риски, которые заключаются в быстром развитии ИКТ, невозможностью их отслеживать, контролировать, вести их учет.
5. Угрозы на уровне государства, национальной стабильности в экономической и финансовой сферах.
6. Угрозы теневой экономики в сфере развития онлайн-пространства,.
7. Угрозы в информационной среде, функционировании цифрового пространства.
8. Повышение уровня безработицы в стране на базе сокращения человеческой рабочей силы за счет роботизации, внедрения цифровых программ.
9. Риски в создании альтернативы валюты обычным бумажным денежным эквивалентам, типа биткоинов.
10. Проблемы экологии. Так называемые «электронные отходы», как следствие быстрого прогресса в развитии технологий, становятся серьезным вопросом экологических защитников.
Но, несмотря на это, модернизация экономики – это стратегическое направление развития страны [17].
В.В. Путин, президент РФ, сделал акцент на задачах по подготовке программы цифровой экономики, отметив, что такая Программа – это первый шаг к формированию государственного механизма, который будет создавать условия для развития цифровой экономики в Российской Федерации [1]. В Распоряжении Правительства от 28 июля 2017 года был дан старт Программе [4, 5].
Рис. 2. Основные показатели (индексы) оценки развития информационной индустрии или цифровой экономики [8]
На пути к формированию эффективного государственного механизма стимулирования развития цифровой экономики в Российской Федерации, государство постепенными шагами улучшало свои позиции на глобальном цифровом рынке.
По данным исследования «Mc Kinsey» [12] можно сделать вывод о том, что тенденции цифровой трансформации в России положительны, однако, показатели не столь велики, если сравнивать с другими, ведущими экономиками мира.
Мы видим, что на цифровую экономику России приходится 3,9% от ВВП. В то время как в Китае – 10%, в США – 10,9%, в Евросоюзе – 8,2%. Нет сомнения, что обсуждаемый нами вопрос – это важный фактор развития экономики государств. Так, с 2019 года по 2023 год общий объем цифровой экономики Российской Федерации увеличился на 79%.
Рис. 3. Сравнительный анализ цифровой трансформации в различных экономиках относительно ВВП
Базируясь на данной значительной растущей тенденции в положительную сторону, исследование предположило, что размер глобальной цифровой трансформации экономики Российской Федерации может увеличиться к 2035году с 13,2 до 19,6 трлн рублей.
Следует отметить, что Российская Федерация стоит на пути к формированию данного механизма на протяжении десятков лет, а также постоянно совершенствует основные направления его эффективного формирования.
Выделим основные цели программ, на которых базируется формирование основных направлений эффективного государственного механизма стимулирования развития цифровой экономики:
1. «Создание экосистемы».
2. «Создание необходимых и достаточных институциональных, инфраструктурных условий, устранение существующих препятствий (ограничений) для создания и (или) развития высокотехнологичных предприятий, предотвращение появления новых препятствий как в традиционных отраслях, так и в новых отраслях, и на высокотехнологичных рынках» [5, 6].
3. «Повышение конкурентоспособности».
Также, важно выделить основные цели Программы на которых базируется формирование государственного механизма стимулирования развития цифровой экономики:
1. «Увеличение расходов трансформацию экономики».
2. «Создание устойчивой и безопасной информационной, телекоммуникационной инфраструктуры для высокоскоростной передачи, обработки, хранения больших объемов данных, доступной для всех организаций, домохозяйств».
3. Использование преимущественно отечественного программного обеспечения государственными учреждениями, органами местного самоуправления, организациями.
В таблице 1 представлены показатели национальной Программы «Цифровая экономика Российской Федерации» [5].
Таким образом, мы способны выделить и определить основные новые технологии, которые определяют переход государства к цифровой экономике во всех секторах ее деятельности до 2035 года, что представлено на рисунке 4.
Влияние представленных на рисунке 4 развивающихся новых технологий на традиционные секторы Российской экономики до 2035 года, в основном, рассматривается по таким секторам экономики государства, развитие которых оказывает главную роль в самом развитии государства, как промышленный сектор, сектор сельского хозяйства, сектор торговли, сектор связи и телекоммуникаций, сектор транспорта и логистики, сектор финансовых услуг, сектор энергетики, сектор жилищно-коммунального хозяйства [6].
Традиционные секторы экономики в РФ, на которые влияет развитие новых технологий при глобальной цифровой трансформации экономики, представлены на рисунке 5.
Таблица 1
Показатели Программы «Цифровая экономика Российской Федерации»
№ п/п |
Показатели программы |
2024 |
2026 |
2028 |
2030 |
2032 |
2034 |
2035 |
1.1 |
Расходы на цифровизацию экономики относительно к доле ВВП (%) |
15,1 |
15,9 |
16,6 |
17,3 |
18,0 |
18,7 |
19,4 |
2.1 |
Доля домохозяйств, имеющих широкополосный доступ в Интернет (%) |
75 |
79 |
84 |
89 |
92 |
95 |
97 |
2.2 |
Доля социально значимых объектов инфраструктуры, имеющих широкополосный доступ в сеть (%) |
34,1 |
45,2 |
56,3 |
67,5 |
83,7 |
91,9 |
100 |
2.3 |
Наличие центров обработки данных в федеральных округах (количество) |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
2.4 |
Среднее время простоя государственных информационных систем в результате кибератак (часы) |
65 |
48 |
24 |
18 |
12 |
6 |
1 |
2.5. |
Доля вложений в развитие отечественного программного обеспечения, % |
>50 |
>60 |
>70 |
>75 |
>80 |
>85 |
>90 |
2.6 |
Уровень вложений на отечественное программное обеспечение, приобретаемое и (или) арендуемое государственными корпорациями и компаниями с государственным участием, % |
>40 |
>45 |
>50 |
>55 |
>60 |
>65 |
>70 |
Рис. 4. Новые технологии, определяющие переход к цифровой экономике [6]
Таким образом, чтобы традиционные секторы экономики в Российской Федерации развивались совместно с появлением и развитием все новых технологий, важно чтобы создавалась благоприятная регуляторная среда для развития самой цифровой экономики, что также является важными шагами (направлениями) к совершенствованию формирования государственного механизма стимулирования развития цифровой экономики.
Выделим основные траектории развития на основании анализа «Программы развития цифровой экономики в РФ до 2035 года» [6].
1. Уменьшить имитацию и копирование западных моделей.
2. Развивать цифровую трансформацию сферы услуг совместно со сферой производства.
3. Необходимо измененить в технологическую позицию России. Любая зависимость противоречит стратегии национальной безопасности и стратегии научно-технологического развития Российской Федерации [15].
4. Увеличить количество государственных центров научной поддержки цифровизации экономики. Так, одним из критических замечаний в адрес системы управления программой является отсутствие научных организаций [15].
Рис. 5. Традиционные сектора экономики в Российской Федерации, на которые влияет развитие новых технологий [6]
5. Улучшить надежность инфраструктуры ИКТ. Эксперты отмечают, что инфраструктура ИКТ в России относительно хорошо развита.
Таким образом, перечисленные основные направления совершенствования и формирования цифровой экономики в России имеют один общий вектор достижения задач – это формирование благоприятной среды для развития самой цифровой экономики, которая нуждается в увеличении объемов инвестиционной поддержки государства.
Заключение
Несмотря на сложности и вызовы, всё-таки, основные шаги (направления) к совершенствованию механизмов стимулирования внедрения новых технологий в Российской Федерации предпринимаются. Программа, принятая Правительством, рассматривается как важный шаг правительства страны осуществить подход к трансформации экономики страны в существенно новых и постоянно изменяющихся технологических условиях. Именно поэтому для того, чтобы государство смогло использовать все эффекты цифровой трансформации (социальные, экономические), новые цифровые технологии должны явиться основополагающим фактором трансформации сферы услуг и промышленности, появления совершенно новых рынков, отраслей, а это все требует систематических государственных подходов к стимулированию развития цифровой экономики, что в свою очередь является одной из долгосрочных стратегий эффективного развития России. В данном случае все программы по цифровой экономике и ее развитию в Российской Федерации такжесчитаются важными шагами правительства государства к совершенствованию формирования государственного механизма стимулирования развития цифровой экономики, даже несмотря на то, что многие программы не совсем подходят по своему потенциальному преобразующему эффекту для российской промышленности и сферы услуг.
Библиографическая ссылка
Шакулов А.А. ФОРМИРОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО МЕХАНИЗМА СТИМУЛИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2024. – № 3-1. – С. 144-151;URL: https://vaael.ru/ru/article/view?id=3296 (дата обращения: 03.12.2024).