Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

CОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НАПРАВЛЕНИЙ РЕГИОНАЛЬНОЙ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ НА ПРИМЕРЕ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

Елсуков Л.А. 1 Сазонов С.П. 1 Езангина И.А. 1 Мамаев А.В. 1 Саблин Е.О. 1
1 Волгоградский государственный технический университет
В статье проанализированы известные подходы к сущности финансовой политики государства, направлениям ее реализации. Особое внимание уделено региональной инвестиционной политике, доказывается значимость ее развития для субъектов Федерации и государства в целом. При анализе региональной финансовой политики Волгоградской области приведена краткая характеристика региона, раскрыты основные положения и направления политики субъекта РФ, приведен анализ основных финансовых показателей региона в динамике. Для комплексной оценки финансовой политики Волгоградской области, исследованы существующие рейтинговые системы, основанные на оценке инвестиционной привлекательности региона. Проанализировано соотношение положения в рейтинге регионов РФ и объема инвестиций в основной капитал. На основании проведенного анализа предложены перспективные пути развития региональной финансовой политики Волгоградской области.
региональная финансовая политика
инвестиционная политика
инвестиционная привлекательность региона
консолидированный бюджет
инвестиционный потенциал
индекс промышленного производства
проектное финансирование
1. Гараев И.Г. Финансовая политика как важнейшее направление государственной политики // Социум и власть. 2015. № 1. С. 21-24.
2. Митина И.А., Челышева Э.А. Финансовая политика региона и особенности ее реализации (на примере Ростовской области) // Вестник Евразийской науки. 2018. № 1. URL: https://esj.today/PDF/51ECVN118.pdf (дата обращения: 18.01.2024).
3. Волгоградская область инвестиционный портал регионов России [Электронный ресурс]. URL: https://www.investinregions.ru/regions/34/?ysclid=lrnvul5yjy700244171 (дата обращения: 15.01.2024).
4. Статистический ежегодник Волгоградская область 2022 официальное издание [Электронный ресурс]. URL: https://34.rosstat.gov.ru/storage/mediabank/%D0%95%D0%B6%D0%B5%D0%B3%D0%BE%D0%B4%D0%BD%D0%B8%D0%BA_2022(1).pdf (дата обращения: 15.01.2024).
5. Информационные и аналитические материалы [Электронный ресурс]. URL: https://volgafin.volgograd.ru/current-activity/analytics/4662/7 (дата обращения: 01.02.2024).
6. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Волгоградской области [Электронный ресурс]. URL: https://34.rosstat.gov.ru/infographics/document/171487 (дата обращения: 15.01.2024).
7. Оценка инвестиционной привлекательности регионов России в контексте перехода к устойчивому развитию [Электронный ресурс]. URL: ra-national.ru/wp-content/uploads/2023/11/analitika_final.pdf (дата обращения: 15.01.2024).
8. VIII ежегодная оценка инвестиционной привлекательности регионов России [Электронный ресурс]. URL: www.ra-national.ru (дата обращения: 15.01.2024).
9. IX ежегодная оценка инвестиционной привлекательности регионов России [Электронный ресурс]. URL: IX Ежегодная оценка инвестиционной привлекательности регионов России / Национальное рейтинговое агентство (ra-national.ru) (дата обращения: 15.01.2024).
10. X ежегодная оценка инвестиционной привлекательности регионов России [Электронный ресурс]. URL: X ежегодная оценка инвестиционной привлекательности регионов России / Национальное рейтинговое агентство (ra-national.ru) (дата обращения: 15.01.2024).
11. VII ежегодный рейтинг инвестиционной привлекательности регионов России 2019 [Электронный ресурс]. URL: https://www.ra-national.ru/sites/default/files/Obzor_Rating_Investment_Regions_VII_2020.pdf?ysclid=lrnw0uly4m530254806 (дата обращения: 15.01.2024).
12. Комитет финансов Волгоградской области [Электронный ресурс]. URL: https://index.php?option=com_asozd (дата обращения: 15.01.2024).
13. Волгоградская область Дубовский район [Электронный ресурс]. URL: https://selskajanov.ru/v-2022-godu-sostoitsya-investitsionnyj-forum-sirius-22/ (дата обращения: 15.01.2024).
13. Езангина И.А. Региональный кластерный подход как основа формирования инновационного потенциала государства // Современные проблемы науки и образования. 2013. № 2. URL: https://scienceeducation.ru/ru/article/view?id=8892 (дата обращения: 05.01.2024)

Введение

Создание управленческого механизма, способного оперативно и эффективно реагировать на возникающие социальные и экономические процессы внутри региона, является приоритетной задачей для государственного регионального управления, так как оказывает благоприятное воздействие на социально-экономическое развитие региона.

Для создания подобного механизма, требуется существенное научное осмысление процесса государственного регионального и муниципального управления с различных его аспектов, таких как вид и степень государственной поддержки в области финансовой системы региональных образований.

Цель исследования – актуализировать теоретико-методологические и практические аспекты региональной финансовой политики, проанализировать направления реализации и эффективность действующей финансовой политики Волгоградской области, на основании проведенного исследования предложить перспективные пути развития.

Материал и методы исследования

Для исследования были использованы материалы научных публикаций, официальные статистические данные, данные рейтинговых агентств, информационные материалы официальных интернет–ресурсов органов государственной власти Волгоградской области. Методологической базой исследования послужили общенаучные методы анализа и синтеза, абстрактно-логический, статистический, сравнительный методы анализа.

Результаты исследования и их обсуждение

Финансовая политика представляет собой целенаправленное воздействие государства при помощи совокупности методов и инструментов на область финансовых отношений. Содержание процесса финансовой политики представлено следующими взаимосвязанными составными частями:

- разработка концепций развитии финансовых отношения с научной точки зрения;

- определение основных путей развития финансов в текущем и будущих периодах;

- практическая реализация разработанных планов.

Финансовая политика делится на следующие уровни в зависимости от степени ее реализации:

- международный уровень (финансовая политика международных уровней и финансовых институтов;

- макроуровень (финансовая политика государства);

- мезоуровень (финансовая политика субъекта РФ);

- микроуровень (финансовая политика субъекта хозяйствования).

Среди перечисленных уровней наиболее приоритетным значением обладает разработка и реализация финансовой политики государства, т.е. макроуровень. Финансовая политика государства представляет собой совокупность методов по использованию финансовых отношений в процессе осуществления государством собственных функций. На данном уровне производится конкретизация основных направлений развития национальной экономики, разрабатываются механизмы регулирования и стимулирования финансовых процессов, устанавливается общий объем финансовых ресурсов, их источники возникновения и пути использования [1].

Финансовая политика субъекта РФ является одной из наиболее важных составляющих государственной финансовой политики. Реализация финансовой политики мезоуровня осуществляется внутри регионов в области организации и управления финансами, а также в пределах возможности законодательного регулирования финансовых отношений на уровне региональных властей. На региональном уровне финансовая система представляет собой часть финансовой системы страны и состоит из следующих звеньев:

- муниципальные финансы;

- финансы региональных страховых организаций;

- региональная банковская система;

- финансы региональных инвестиционных и пенсионных фондов;

- финансы региональных организаций и предприятий;

- финансы населения и финансы региональных некоммерческих организаций.

Региональная финансовая система обладает свойством взаимосвязанности звеньев, входящих в нее, когда интересы одних региональных финансовых субъектов сталкиваются с интересами других субъектов. В таком положении для достижения наибольшей эффективности функционирования механизма финансовой политики, необходимо вмешательство государства, для урегулирования появляющихся противоречий. Региональная власть определяет баланс между распределением и перераспределением кредитных и финансовых ресурсов субъекта РФ. Государственное регулирование региональных властей сосредоточено на двух группах финансовых отношений [2].

1. Финансовые отношения бюджетной сферы региона. К данной группе относятся отношения по формированию и расходованию средств на территории региона, а также исполнение и формирование местного, регионального бюджета и бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования.

2. Финансовые отношения внебюджетной сферы региона. К ним относят финансы региональных некоммерческих организаций, финансы домохозяйств, финансы предприятий материальных и нематериальных средств производства, финансы региональных страховых и кредитных организаций.

Главными принципами формирования региональной финансовой политики выступают: целенаправленность, системность, комплексность, прозрачность, информационная достаточность, обратная связь.

В основе составления региональной финансовой политики лежат программы социального и экономического развития. Направлениями финансовой политики субъекта РФ являются:

- обеспечение инвестиционной привлекательности субъекта РФ;

- повышение общего уровня финансовой обеспеченности субъекта РФ;

- поддержание соблюдения баланса муниципального и консолидированного регионального бюджетов.

Рассмотрим региональную финансовую политику на примере Волгоградской области.

Волгоградская область относится к Южному федеральному округу Российской федерации, является экономических развитым субъектом и обладает разнообразной хозяйственной структурой. К основным видам экономической деятельности относятся [3]:

- сельское хозяйство;

- промышленность.

К основным факторам инвестиционной привлекательности региона относят:

- выгодное географической положение;

- развитый агропромышленный комплекс;

- научный потенциал;

- энергоизбыточность региона;

- ресурсный потенциал.

Финансовая политика Волгоградской области ориентирована на реализацию сформулированных в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 21.02.2023, Указе Президента Российской Федерации от 97.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2035 года, утвержденного развития Российской Федерации на период до 2035 года», утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 13.09.2019 н. №207-р, государственных программах Волгоградской области и иных документах стратегического планирования. Основной целью финансовой политики Волгоградской области является поддержание сбалансированности, обеспечение устойчивости бюджетной системы региона в долгосрочном периоде, экономически обоснованное прогнозирование доходов регионального бюджета, приоритетное финансирование социальных обязательств, осуществление мер по поддержанию уровня государственного долга на безопасном уровне. Проведем анализ основных финансовых показателей Волгоградской области в таблице 1.

Согласно данным, представленным в таблице 1, можно сделать вывод о том, что макроэкономические показатели Волгоградской области имеют положительную динамику.

Таблица 1

Макроэкономические показатели Волгоградской области в 2020-2022 гг., млн руб.

Наименование показателя

2020 г.

2021 г.

2022 г.

Отклонение, 2022/2020 гг, %

Валовой региональный продукт

977 707,70

1 051 515,10

1 100 000,00

113, 00

Основные фонды в экономике по полной учетной стоимости с учетом переоценки (в фактических ценах на конец года)

2 830 578,00

4 346 720,00

4 376 762,00

155, 00

Индекс инвестиций в основной капитал

182 930,10

186 115,90

216 475,90

118, 00

Примечание: составлена авторами по данным [4].

Таблица 2

Бюджетные показатели Волгоградской области в 2020-2022 гг., млрд руб.

Показатель

2020 г.

2021 г.

2022 г.

Отклонение, 2022/2020 гг, %

Всего доходы, в т.ч.

152,50

165,10

181,00

119%

налоговые и неналоговые доходы

98,30

126,10

108,70

111%

безвозмездные поступления

54,20

56,40

54,90

101%

Всего расходы

155,60

166,60

179,20

115%

Примечание: составлена авторами по данным [5].

Наибольший прирост среди макроэкономических показателей зафиксирован по основным фондам в экономике по полной учётной стоимости, наименьший – по показателю ВРП.

Бюджет Волгоградской области в 2022 году был исполнен с профицитом, который составил 1,80 млн руб. Доходы консолидированного бюджета Волгоградской области в 2022 году составили 181,00 млрд руб., что на 19% выше аналогичного показателя за 2020 году. Основные бюджетные показатели региона обладают положительной динамикой, и отражены в таблице 2.

Согласно представленным данным, положительная динамика бюджетных показателей достигается в первую очередь за счет увеличения объема налоговых и неналоговых доходов. В состав данных доходов входит налог на прибыль, НДФЛ, налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения, а также налог на имущество. Одними из основных плательщиков данных налогов являются организации, осуществляющие деятельность на территории региона, что говорит о том, что положительная динамика бюджетных показателей Волгоградской области частично достигается за счет организаций.

По состоянию на 2022 год, Волгоградская область находится на 4 месте среди других регионов Российской Федерации по показателю исполнения расходов на реализацию проектов в составе региональных проектов за 2022 год [5]. В Южном федеральном округе Волгоградская область находится на первом месте. Показатель исполнения расходов на реализацию проектов в составе региональных проектов составил 99,9%.

Анализ основных показателей индекса роста промышленного производства по Волгоградской области в сравнении со средний показателем по Российской Федерации представлен в таблице 3.

Согласно данным, представленным в таблице 3, большинство показателей индекса роста промышленного производства в Волгоградской области выше, чем среднее значение по Российской Федерации. Данное положение фиксируется по общему индексу промышленного производства, а также по индексу производства «Обрабатывающее производство» и «Обеспечение электрической энергией газом и паром; кондиционирование воздуха». Отставание выявлено по показателям «Добыча полезных ископаемых» и «Водоснабжение, водоотведение».

Таблица 3

Показатели индекса роста промышленного производства по Волгоградской области и Российской Федерации в 2022 г., %

Показатель

2022 г.

Российская Федерация

Волгоградская область

Отклонение

Общий индекс промышленного производства

100,6

102,9

2,3

Индекс производства «Добыча полезных ископаемых»

101,3

80,9

-20,4

Индекс производства «Обрабатывающее производство»

100,3

106

5,7

Индекс производства «Обеспечение электрической энергией газом и паром; кондиционирование воздуха»

100,5

104,2

3,7

Индекс производства «Водоснабжение, водоотведение»

96,7

92,6

-4,1

Примечание: составлена авторами по данным [4].

Сальдированный финансовый результат организаций финансовой области Волгоградской области положителен, и в 2022 году составил 85,3 млрд руб., что составило прирост в 188,8% к предыдущему году. Наибольшим удельным весом в данном показателе имеют следующие виды экономической деятельности [6]:

- «Обрабатывающее производство» (67,5%);

- «Деятельность по операциям с недвижимым имуществом» (12,8%);

- «Сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство» (10,3%).

Для оценки инвестиционной привлекательности региона, обратимся к рейтингам, основанным на комплексной оценке регионов. Национальное рейтинговое агентство выпускает ежегодный рейтинг инвестиционной привлекательности регионов Российской Федерации, в котором, на основании набора из 57 показателей региону присваиваются следующие оценки [7]:

- Регион с высокой инвестиционной привлекательностью (IC1, IC2, IC3);

- Регион со средней инвестиционной привлекательностью (IC4, IC5, IC6);

- Регион с умеренной инвестиционной привлекательностью (IC7, IC8, IC9).

Проведем анализ объема распределения инвестиций в основной капитал в разрезе регионов РФ по уровню инвестиционной привлекательности.

Как видно из рисунка 1, более половины инвестиций распределяются в регионы с высоким уровнем инвестиционной привлекательности, в то время как к данной группе относится 23 субъекта РФ.

Оценим положение Волгоградской области относительно других регионов по уровню инвестиционной привлекательности в динамике (рисунок 2).

missing image file

Рис. 1. Распределение инвестиций в основной капитал регионов РФ в 2023 г. Источник: составлено авторами по данным [7]

missing image file

Рис. 2. Уровень инвестиционной привлекательности Волгоградской области в период 2019-2023 гг. Источник: составлено авторами по данным [7-11]

Согласно данным, представленным на рисунке 2, Волгоградская область регулярно меняет свое положение относительно других регионов по показателю инвестиционной привлекательности. В период с 2019 года регион поднялся на одну позицию в рейтинге субъектов РФ, но стоит отметить, что в 2021 и 2022 гг. регион переходил в группу регионов с более высокой инвестиционной привлекательностью, после чего вернулся в группу, в которой находился в 2019 году. В целом, группа IC6 является последней подгруппой среди регионов со средним уровнем инвестиционной привлекательности, что говорит о том, что Волгоградская область обладает риском стать регионом с умеренной инвестиционной привлекательностью, что может повлиять на отток инвестиций в регион и снизить конкурентоспособность региона.

Ориентир на всестороннюю работу в области развития уровня региональной инвестиционной привлекательности в Волгоградской области наблюдается с середины прошлого десятилетия. Результатом данной деятельности оказалось повышение показателей по части направлений, входящих в Национальный рейтинг состояния инвестиционного климата. За указанный период на территории Волгоградской области было воплощено около 80 индустриальных проектов, в их число вошла реализация 20 крупных промышленных площадок [13].

За период всестороннего развития уровня инвестиционной привлекательности Волгоградской области было зафиксировано увеличение инвестиционных вложений в индустриальный сектор и сектор промышленности региона. Объем инвестиций в индустриальный сектор составил более 209 млрд руб., а в сектор региональной промышленности более 20 млрд руб. [13].

На территории Волгоградской области с 2010 года действует закон «О государственной поддержке инвестиционной деятельности на территории Волгоградской области». Данный закон предусматривает предоставление инвесторам, реализующим инвестиционные проекты на территории региона, налоговых льгот, пониженных налоговых ставок и др.

Повышение показателей региональной промышленности имеет прямую корреляцию с осуществлением заложенных в план региона инвестиционных проектов и программ. С 2014 года в Волгоградской области открыто около 130 новых проектов, связанных с промышленным производством и модернизированными участками. Совокупный объем инвестиций с начала инвестиционной фазы этих проектов составил более 311,0 млрд рублей. Общее число созданных в промышленности новых высокопроизводительных рабочих мест – 9,2 тыс. руб. За рассмотренный период общий накопленный объем отраслевых инвестиций превысил 620,0 млрд руб.

Региональная инвестиционная политика оказывает прямое воздействие на развитие социальной и экономической сфер субъекта РФ. Благодаря успешной реализации инвестиционной региональной политики возникает возможность за счет вложений реализовывать социально значимые задачи, тем самым повышая конкурентоспособность региона.

missing image file

Рис. 3. Перспективные цели инвестиционного проектного финансирования Волгоградской области Источник: составлено авторами

В планах по развитию Волгоградской области включена программа по совершенствованию здравоохранения. На данную программу запланировано выделить 11 млрд рублей до 2025 года. Наконец, наиболее значимыми следует признать проекты, представленные на рисунке 3.

Вместе с тем, проведенный авторами анализ позволил отметить слабые стороны:

- недостаточно развитые транспортная, инновационная и социальная инфраструктуры как фактор инвестиционного риска;

- недостаточно развитая нормативно-правовая база регулирования инвестиционной деятельности (в том числе в рамках государственно-частного партнерства) на муниципальном уровне;

- отсутствие отлаженной и скоординированной системы действий муниципальных и региональных властей по гарантированному обеспечению и стимулированию деятельности иностранных инвесторов в Волгоградской области;

- отсутствие центра бизнес-коммуникаций.

Заключение

Основываясь на проведенном анализе, к сильным сторонам Волгоградской области можно отнести индексы роста промышленного производства, которые выше средних показателей по Российской Федерации, положительный и растущий сальдированный финансовый результат, обеспечиваемый преимущественно за счет обрабатывающего производства. Согласно комплексной оценке инвестиционной привлекательности региона, положение Волгоградской области относительно других регионов нестабильно, ежегодно меняется место в списке, но в рассмотренном периоде с 2019-2023гг, рейтинг остался практически на том же месте, в последней группе регионов со средним уровнем инвестиционной привлекательности.

К основным направлениям бюджетной политики Волгоградской области относится увеличение доходов за счет создания условий для сохранения и развития инвестиционной деятельности и формирование механизмов привлечения различных источников финансирования для реализации важнейших инвестиционной проектов областного уровня [12]. Повышение рейтинга инвестиционной привлекательности потенциально может повысить объем инвестиций в регион, т.е. для достижения поставленных целей, Волгоградской области необходимо повысить конкурентоспособность региона. Этому могут способствовать следующие меры:

- создание благоприятной для инвестиций административной среды;

- развитие подготовленной инфраструктуры для инвестиций;

- формирование финансовых механизмов привлечения и поддержки инвестиций;

- стимулирование спроса на продукцию создаваемых инвесторами производств;

- формирование благоприятных тарифных условий для инвестиций;

- информационное обеспечение.


Библиографическая ссылка

Елсуков Л.А., Сазонов С.П., Езангина И.А., Мамаев А.В., Саблин Е.О. CОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НАПРАВЛЕНИЙ РЕГИОНАЛЬНОЙ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ НА ПРИМЕРЕ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2024. – № 3-1. – С. 53-60;
URL: https://vaael.ru/ru/article/view?id=3283 (дата обращения: 23.11.2024).