Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

ОЦЕНКА ПРАКТИКИ АДМИНИСТРИРОВАНИЯ ТАМОЖЕННЫМИ ОРГАНАМИ ЗАДОЛЖЕННОСТИ ПО УПЛАТЕ ТАМОЖЕННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ

Храмова И.Ю. 1 Абрамова Г.А. 1
1 Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского (ННГУ)
Статья посвящена изучению существующей практики работы должностных лиц таможенных органов по взысканию задолженности по уплате таможенных платежей и разъяснению причин, снижающих эффективность работы по данному направлению. Оценка эффективности базировалась на доступных официальных данных ФТС России. Данное направление деятельности является важной составной частью процесса администрирования таможенных платежей. Образование задолженности может быть вызвано целым рядом спорных моментов, связанных с разными оценками ответственных сотрудников таможенных органов с одной стороны и плательщиков таможенных платежей с другой стороны сведений, влияющих на уплату таможенных платежей. Изучение динамики задолженности проводилось с привлечением данных за 2018-2022 годы. Исследование структуры задолженности проводилось по данным Приволжского таможенного управления. Выявлены наиболее значимые причины формирования задолженности. Выделены факторы, снижающие результативность работы по взысканию задолженности.
таможенные платежи
задолженность по уплате таможенных платежей
таможенные органы
администрирование таможенных платежей
Распоряжение Правительства РФ от 16.09.2021 № 2591-р (ред. от 22.12.2023) «Об утверждении перечня главных администраторов доходов федерального бюджета». [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_395728/06fba972b540637b0265fade7b237362c7911ebb/ (дата обращения 15.01.2024).
Федеральный закон «Бюджетный кодекс Российской Федерации» от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 25.12.2023) (с изм. и доп., вступ. в силу с 05.01.2024). [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19702/055a71948dbf2a4fc2478437cd89cd864ee8e6e5/ (дата обращения 15.01.2024).
Сборник «Таможенная служба Российской Федерации в 2020 году». [Электронный ресурс]. URL: https://customs.gov.ru/activity/results/ezhegodnyj-sbornik-tamozhennaya-sluzhba-rossijskoj-federaczii (дата обращения 15.01.2024).
Сборник «Таможенная служба Российской Федерации в 2022 году». [Электронный ресурс]. URL: https://customs.gov.ru/activity/results/ezhegodnyj-sbornik-tamozhennaya-sluzhba-rossijskoj-federaczii (дата обращения 15.01.2024).
Итоги деятельности Приволжского таможенного управления за 2022 год. [Электронный ресурс]. URL: https://ptu.customs.gov.ru/folder/135673 (дата обращения 15.01.2024).
Федеральный закон от 03.08.2018 № 289-ФЗ (ред. от 25.12.2023) «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_304093/ (дата обращения 30.01.2024).

Введение

Федеральная таможенная служба (ФТС России) входит в перечень главных администраторов доходов федерального бюджета, утверждённый соответствующим распоряжением Правительства РФ [1]. Являясь вторым по значимости после Федеральной налоговой службы администратором доходов федерального бюджета, ФТС обеспечила поступление 25 % всех его доходов по итогам 2023 года.

Администрирование доходов федерального бюджета среди прочего предполагает проведение контрольных мероприятий, направленных на определение правильности исчисления платежей, пеней и штрафов, а также полноты и своевременности их уплаты, что закреплено в статье 6 Бюджетного кодекса РФ. [2] Применительно к сфере деятельности ФТС России объектом контроля будут являться таможенные платежи, которые включают в себя пять видов платежей: таможенные пошлины (ввозные и вывозные), налоги, взимаемые при ввозе товаров на таможенную территорию ЕАЭС (акциз, налог на добавленную стоимость), таможенные сборы. От результативности данного направления работы таможенных органов напрямую зависит успешное выполнение таможенными платежами их фискальной функции и соответственно наполняемость бюджета доходами.

Важной составляющей процесса администрирования таможенных платежей выступает работа с задолженностью по их уплате. Формирование этой задолженности может быть вызвано целым рядом спорных моментов, связанных с разными оценками ответственных сотрудников таможенных органов с одной стороны и плательщиков таможенных платежей с другой стороны сведений, влияющих на их уплату. Разногласия возникают, прежде всего, по вопросам достоверного определения таможенной стоимости товара и правильности его классификации.

Исследование проводится с целью оценки существующей практики работы сотрудников таможенных органов с задолженностью по таможенным платежам с привлечением доступных к изучению официальных данных ФТС России и разъяснения причин, снижающих эффективность работы по данному направлению.

Материал и методы исследования

В работе использованы математический и графический аппарат обработки статистических данных, а также аналитический, сравнительный и описательный методы исследования.

Исследование основывается на доступных к изучению официальных данных ФТС России, опубликованных в ежегодных сборниках ФТС. Период исследования охватывает пять лет (2018–2022 годы),

Эффективность работы по взысканию задолженности по уплате таможенных платежей по итогам года, оценивалась на базе расчёта показателя удельного веса (доли) погашенной задолженности. Данный показатель рассчитывался как отношение суммы погашенной задолженности к общей сумме задолженности, включающей в себя задолженность текущего года и прошлых лет.

Изучение структуры задолженности по таможенным платежам в целом по всем региональным управлениям ФТС России оказалось нереализуемым по причине отсутствия данных. Однако это оказалось возможным провести на примере данных одного из региональных управлений. В качестве такового было выбрано Приволжское таможенное управление. В качестве источника информации использовались ежегодно публикуемые на официальном сайте управления итоги его деятельности.

Результаты исследования и их обсуждение

Динамика задолженности по таможенным платежам в целом по РФ за пять лет приведена в таблице 1.

Показатель общей суммы задолженности приводится по состоянию на конец каждого года. Данный показатель включает в себя как задолженность по итогам текущего года, так и непогашенную задолженность прошлых лет. Показатель общей суммы погашенной задолженности включает величину погашения задолженности текущего года и прошлых лет.

Эффективность работы сотрудников таможенных органов по взысканию задолженности по итогам года может оцениваться на основе показателя, который характеризует удельный вес погашенной задолженности в общей сумме задолженности, образовавшейся в текущем году и по итогам прошлых лет. ФТС России устанавливает и ежеквартально доводит до сведения региональных таможенных управлений целевое значение данного показателя, которое составляет, как правило, 75 %.

Однако рассчитать данный показатель напрямую на основе имеющихся в доступе официальных данных нельзя, так как данные о задолженности текущего года не публикуются. Тем не менее, официальные данные позволяют оценить величину этой задолженности. Для этого следует из значения показателя общей суммы задолженности по уплате таможенных платежей и пеней на конец текущего года вычесть значение показателя по состоянию на начало года. К получившемуся результату прибавляется общая сумма погашенной задолженности. Данный показатель в табл. 1 получил название задолженность текущего года.

Таблица 1

Задолженность по уплате таможенных платежей и пеней по состоянию на конец года

Наименование показателя

Период времени

2018

2019

2020

2021

2022

Общая сумма задолженности, млрд руб.

49,2

26,8

27,4

45,9

61,6

Темп роста цепной, %

54,5

102,2

167,5

134,2

Задолженность текущего года, млрд руб.

15,6

–0,2

24,5

60,1

90,2

Темп роста цепной, %

245,3

150,1

Погашенная задолженность, млрд руб.

12,5

22,2

23,9

41,6

74,5

Темп роста цепной, %

177,6

107,7

174,1

179,1

Задолженность на начало года и задолженность текущего года всего, млрд руб.

61,7

49,0

51,3

87,5

136,1

Темп роста цепной, %

79,4

104,7

170,6

155,5

Доля погашенной задолженности, %

20,3

45,3

46,6

47,5

54,7

Источник: составлено авторами на основе [3, 4]

Представленные в табл. 1 показатели демонстрируют положительную динамику в период с 2020 по 2022 годы. По итогам 2019 года ситуация иная. В 2019 году общая сумма задолженности по уплате таможенных платежей снижается на 45,5 % на фоне роста общей суммы погашенной задолженности на 77,6 %. При этом доля погашенной задолженности увеличивается с 20,3 % до 45,3 %. С одной стороны, это положительно характеризует работу таможенных органов. Однако, с другой стороны, показатель образования задолженности по платежам текущего года имеет отрицательное значение. Это означает, что образование задолженности было оспорено участниками внешнеэкономической деятельности в судебном порядке, но таможенные органы не смогли доказать правомерность своих решений, в результате чего была проведена корректировка задолженности в сторону уменьшения. Если рассматривать показатели за 2020–2022 гг., то отрицательно можно оценить чётко прослеживаемую тенденцию роста показателя образования задолженности по платежам текущего года. В 2021 году наблюдалось резкое увеличение суммы задолженности в 2,45 раза по сравнению с 2020 годом. Рост данного показателя продолжился и в 2022 году. В итоге задолженность текущего года выросла на 50 % от уровня 2021 года. Сопоставление темпов роста показателей задолженности текущего года и общей суммы задолженности позволяет заключить, что задолженность прошлых лет росла существенно меньшими темпами. Этот факт и позволил замедлить темпы роста общей суммы задолженности до 167,5 % в 2021 году и до 134,2 % в 2022 году.

Об эффективности работы сотрудников таможенной службы с задолженностью можно судить по значению показателя доли погашенной задолженности. Данный показатель демонстрирует устойчивую динамику роста, что, безусловно, оценивается позитивно. При этом если в 2018 году погашено лишь 20,3 % задолженности, то по итогам 2022 года этот показатель составил почти 55 %. Однако до 2022 года процент погашения был стабильно ниже 50 %. В целом по всем таможенным управлениям доля погашенной задолженности существенно ниже целевого значения показателя в 75 %, что недостаточно для положительной оценки работы по администрированию задолженности.

Можно выделить пять главных причин образования задолженности по уплате таможенных платежей. Причина номер один – это результаты таможенного контроля после выпуска товаров. Кроме того, решение о доначислении таможенных платежей может приниматься по следующим основаниям: занижение таможенной стоимости перемещаемого товара, недостоверная классификация товара, необоснованное получение тарифных преференций и льгот, нарушение условий таможенных процедур.

Контроль после выпуска товаров является наиболее результативной формой выявления задолженности по уплате таможенных платежей. Данная форма контроля является всеобъемлющей, так как по его результатам может осуществляться доначисление таможенных платежей и по указанным выше основаниям. Он осуществляется как отделами таможенного контроля после выпуска товара в таможнях, так и на уровне региональных таможенных управлений службами таможенного контроля после выпуска товара. По его результатам выявляются не достоверно заявленные сведения по выпущенным товарам, влияющие на полноту уплаты таможенных платежей. Этот вид контроля может быть проведён до того как пройдёт три года со дня, следующего за днем выпуска товаров, В случае, если товары были выпущены с применением льгот по уплате таможенных платежей и имели место ограничения по пользованию и распоряжению, то проводится контроль целевого использования в течение пяти лет после выпуска товаров. По его результатам также могут быть произведены доначисления таможенных платежей.

Доначисления таможенных платежей по другим указанным выше основаниям могут явиться следствием ведомственного контроля правомерности принятых решений (по таможенной стоимости, классификации товаров, применению тарифных преференций и льгот) нижестоящими таможенными органами.

Углублённая оценка эффективности работы по администрированию задолженности включает в себя изучение структуры задолженности по причинам формирования. Оценить структуру задолженности по уплате таможенных платежей в разрезе причин её образования в целом по всем региональным управлениям не представляется возможным по причине недостаточности данных. Доступные официальные данные ФТС России позволяют оценить лишь эффективность работы таможенных органов с задолженностью, образовавшейся по результатам таможенного контроля после выпуска товаров. В таблице 2 собраны данные об образовании и взыскании данного вида задолженности за ряд лет.

Суммы доначислений, представленные в таблице, демонстрируют устойчивую положительную динамику. Если в 2021 году темп роста данного показателя замедлился, то по итогам 2022 года наблюдалось ускорение роста доначисленных по итогам проверок сумм таможенных платежей. Устойчивый рост показывают также и взысканные суммы. Показатель доли погашенной задолженности, не смотря на снижение по итогам 2020 года, в целом на протяжении анализируемых периодов увеличивается с 57 % в 2019 году до 66 % в 2022 году, что свидетельствует о росте эффективности работы с задолженностью сотрудников таможенных органов. Тем не менее, сопоставление этих результатов с целевым показателем (75 %), позволяет оценить результат работы в целом как весьма скромный.

Если для оценки структуры задолженности по уплате таможенных платежей в разрезе причин её формирования в целом по всем региональным управлениям недостаточно данных, то по отдельному региональному управлению сделать это возможно. В качестве объекта изучения выберем Приволжское таможенное управление. Оценим эффективность его работы по администрированию задолженности. Необходимая для этого информация представлена в табл. 3 и 4.

Представленные в таблице данные позволяют заключить следующее. В целом в 2021-2022 годах деятельность ПТУ по администрированию задолженности можно оценить как успешную и эффективную. Доля погашенной задолженности в 2021 году составила 80,8 %, В 2022 году она увеличилась до 95,2 %. Данный показатель значительно превышает как результат в целом по всем таможенным управлениям (см. табл. 1), так и целевое значение данного показателя.

Если оценить динамику показателей по причинам образования задолженности, то рост сумм доначислений и взысканий наблюдается лишь по двум основаниям: по результатам контроля таможенной стоимости и таможенного контроля после выпуска товаров. Суммы доначислений и взысканий по остальным трём причинам, представленным в таблице, сократились. Наиболее сильное снижение наблюдалось по результатам контроля обоснованности предоставления тарифных преференций.

Таблица 2

Задолженность по уплате таможенных платежей по результатам таможенного контроля после выпуска товаров

Наименование показателя

Период времени

2019

2020

2021

2022

Доначислено, млрд. рублей

17,2

23,9

24,4

28

Темп роста цепной, %

138,95

102,09

114,75

Взыскано, млрд. рублей

9,86

11,8

14,3

18,5

Темп роста цепной, %

119,68

121,19

129,37

Доля погашенной задолженности, %

57,33

49,37

58,61

66,07

Источник: составлено авторами на основе [3, 4]

Таблица 3

Задолженность по уплате таможенных платежей по данным Приволжского таможенного управления

Показатели

Период времени

Темп роста, %

2021

2022

Задолженность по уплате таможенных платежей и пеней, млрд руб.

2,081

2,142

102,9

Вновь образованная задолженность, млрд руб.

3,39

4,114

121,4

Фактически взыскано, млрд руб.

2,739

3,917

143,0

Взыскано от вновь образованной задолженности, %

80,8 %

95,2 %

 

Результаты контроля таможенной стоимости

Вновь образованная задолженность, млрд руб.

1,24

1,68

135,48

Взыскано от вновь образованной задолженности, млрд руб.

1,14

1,68

147,37

Взыскано от вновь образованной задолженности, %

92 %

100 %

 

Результаты контроля правильности классификации товаров

Вновь образованная задолженность, млрд руб.

0,456

0,365

80,17

Взыскано от вновь образованной задолженности, млрд руб.

0,410

0,318

77,5

Взыскано от вновь образованной задолженности, %

90 %

87 %

 

Результаты контроля правильности определения происхождения товаров

Вновь образованная задолженность, млрд руб.

0,162

0,114

70,82

Взыскано от вновь образованной задолженности, млрд руб.

0,087

0,086

98,32

Взыскано от вновь образованной задолженности, %

54 %

75 %

 

Результаты контроля обоснованности предоставления тарифных преференций

Вновь образованная задолженность, млрд руб.

0,131

0,055

42,14

Взыскано от вновь образованной задолженности, млрд руб.

0,130

0,043

33,26

Взыскано от вновь образованной задолженности, %

99,6 %

78,6 %

 

Результаты таможенного контроля после выпуска товаров

Вновь образованная задолженность, млрд руб.

1,401

1,900

135,64

Взыскано от вновь образованной задолженности, млрд руб.

0,972

1,790

184,24

Взыскано от вновь образованной задолженности, %

69 %

94 %

 

Источник: составлено авторами на основе [3, 4].

Если оценивать эффективность работы с задолженностью Приволжского таможенного управления в разрезе отдельных оснований доначислений таможенных платежей, то она будет различаться. В 2021 году целевое значение в 75 % погашения задолженности было достигнуто по результатам контроля таможенной стоимости, правильности классификации товаров и обоснованности предоставления тарифных преференций (92 %, 90 % и 99,6 % соответственно). Доли погашенной задолженности по результатам таможенного контроля после выпуска товаров и контроля правильности определения происхождения товаров составили 69 % и 54 % соответственно. В 2022 году работу по администрированию задолженности можно признать эффективной, так как результаты контроля по всем причинам превысили значение целевого показателя в 75 %. Доли погашенной задолженности по результатам контроля правильности классификации товаров и обоснованности предоставления тарифных преференций снизились, но остались существенно выше целевого значения. Эффективность работы с задолженностью по результатам контроля таможенной стоимости, правильности определения происхождения товаров, таможенного контроля после выпуска товаров увеличилась по сравнению с 2021 годом. Наиболее эффективной следует признать работу Приволжского таможенного управления с задолженностью по уплате таможенных платежей по результатам контроля таможенной стоимости. Показатель доли погашенной задолженности по данной причине в 2022 году достиг 100 %.

В табл. 4 приведена структурная динамика задолженности по уплате таможенных платежей по причинам образования этой задолженности.

Данные таблицы подтверждают сделанное выше утверждение, что самой весомой причиной образования задолженности выступают результаты таможенного контроля после выпуска товаров. В структуре доначислений как в 2021, так и в 2022 году доначисления по результатам таможенного контроля после выпуска товаров занимают наибольший удельный вес – 45,3 % и 49,2 % соответственно. Второй по значимости причиной выступают результаты контроля таможенной стоимости – 40,1 % и 43,5 % соответственно. В совокупности эти две причины обеспечили в 2022 году около 93 % всех доначислений. Третьей по значимости причиной выступают результаты контроля правильности классификации товаров. В структуре взысканий также первые две причины также являются наиболее значимыми и обеспечивают в 2021 и 2022 годах 77 % и 89 % соответственно от общей суммы взысканий.

Таблица 4

Структура задолженности по уплате таможенных платежей по причинам образования, %

Причины образования задолженности

Период времени

2021

2022

Доначис-лено

Взыскано

Доначис-лено

Взыскано

результаты контроля таможенной стоимости

40,1

41,6

43,5

42,9

результаты таможенного контроля после выпуска товаров

45,3

35,5

49,2

45,7

результаты контроля правильности классификации товаров

5,2

15,0

2,9

8,1

результаты контроля правильности определения происхождения товаров

5,2

3,2

2,9

2,2

результаты контроля обоснованности предоставления тарифных преференций

4,2

4,7

1,5

1,1

Итого

100

100

100

100

Источник: составлено авторами на основе [5].

Заключение

Работа таможенных органов с задолженностью по уплате является важной составляющей процесса администрирования таможенных платежей, отнимающей много времени и сил. Есть объективные причины, которые затрудняют эту работу и снижают её эффективность. Наиболее актуальными и значимыми из них, на наш взгляд, являются две. Первая причина лежит в области межведомственного взаимодействия. В частности во взаимодействии со службой судебных приставов. Необходимость такого взаимодействия возникает при проведении таможенными органами мероприятий по взысканию задолженности за счёт имущества должника и регламентирована действующим законодательством, в частности, законом о таможенном регулировании [6]. В случае, если участник внешнеэкономической деятельности не погашает задолженность, таможенным органом выносится постановление о взыскании задолженности за счёт имущества должника. После принятия такого решения таможенный орган начинает взаимодействие со службой судебных приставов (ССП), которой по закону даётся 2 месяца на исполнительное производство. К сожалению, в подавляющем большинстве случаев оно оказывается мало результативным. Как правило, из службы судебных приставов таможенные органы получают постановление о завершении исполнительного производства с актом о невозможности взыскания задолженности за счёт имущества должника. Безусловно, у службы судебных приставов есть объективные причины, почему так происходит, но это не меняет ситуацию. Если взаимодействие с ССП не принесло положительного результата, то следующий шаг, регламентированный законодательством и предпринимаемый таможенными органами, – это инициирование процедуры банкротства должника. Это предполагает взаимодействие с налоговыми органами. Таможенные органы направляют уведомление в налоговые органы по месту регистрации должника для цели его банкротства. Снятие задолженности по таможенным платежам с учета согласно действующему законодательству возможно только при ликвидации предприятия и его исключении из единых государственных реестров юридических лиц или индивидуальных предпринимателей. Всё вышесказанное делает процедуру списания задолженности таможенными органами очень длительной.

Вторая причина, которая также препятствует эффективной работе таможенных органов по взысканию задолженности, – недобросовестность некоторых участников внешнеэкономической деятельности, уклоняющихся от уплаты таможенных платежей. Отдельные компании, чтобы не погашать задолженность по таможенным платежам, обращаются в налоговые органы с заявлением о самоликвидации. Собственники этих компаний затем регистрируют новые предприятия. Таким образом, значительные суммы задолженности по таможенным платежам оказываются непогашенными.

Вышеуказанные проблемы требуют своего решения, которое находится, прежде всего, в области совершенствования действующего законодательства.


Библиографическая ссылка

Храмова И.Ю., Абрамова Г.А. ОЦЕНКА ПРАКТИКИ АДМИНИСТРИРОВАНИЯ ТАМОЖЕННЫМИ ОРГАНАМИ ЗАДОЛЖЕННОСТИ ПО УПЛАТЕ ТАМОЖЕННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2024. – № 2-2. – С. 295-302;
URL: https://vaael.ru/ru/article/view?id=3276 (дата обращения: 21.11.2024).