Введение
В условиях пандемии фармацевтический рынок России и его отдельные сегменты получили новый вектор развития, что является следствием повышения спроса на лекарственные препараты и сопутствующие фармацевтические товары [1]. В структуре фармацевтического рынка России, помимо самого рынка лекарственных средств, также выделяют рынки активной косметики и парафармацевтики – биологически активных добавок (БАД) [2, 3]. Безусловно, неблагоприятная эпидемиологическая обстановка стала активатором роста самого фармацевтического рынка, поскольку возникла необходимость в ряде лекарственных средств, таких как антибиотики, противовирусные препараты, средства для симптоматического лечения и средства индивидуальной защиты [4]. Отдельным направлением, которое в данный период также показало динамику к росту, стал рынок БАДов. Это также обусловлено повышенным вниманием населения к вопросам здоровья в период пандемии и после него, поскольку доказанным является тот факт, что коронавирусная инфекция нанесла серьёзный вред здоровью среди населения [5, 6]. Медицинское сообщество выделяет новый феномен – так называемый «постковидный синдром», который характеризуется проявлением ряда симптомов после перенесенной ковидной инфляции в течении нескольких недель и даже месяцев в после выздоровления. В сложившихся условиях восстановление и укрепление здоровья становится одной из важных задач, что повышает роль БАДов как источника нутриентов [7, 8].
Цель исследования – провести оценку развития рынка БАД России в период пандемии и после нее, выявить сложившиеся тенденции и их причины.
Материал и методы исследования
В ходе исследования использовались данные аналитических отчетов DSM Group о развитии рынка биологически активных добавок (БАД) как составной части фармацевтического рынка России в период 2018–2022 гг. [9]. Выбор 2018 года в качестве базисного для исследования обусловлено его предшествующим началу пандемии положением, при этом сопоставление с 2020 годом отражает ситуацию в период пандемии, а сопоставление с 2022 годом отражает актуальную ситуацию. На первом этапе рассматривается динамика общего объема рынка БАД в стоимостном и натуральном выражении, его доля в общей структуре фармацевтического рынка России и структура в разрезе происхождения продукции – отечественные или импортные БАДы. На втором этапе исследования рассматривается структура продаж в натуральном и стоимостном выражении в разрезе основных ценовых групп: до 50 руб., 50–150 руб., 150–300 руб., 300–500 руб. и более 500 руб. Исследование проводилось с использованием целого ряда методов и подходов, в том числе: интеллектуальный анализ данных и общенаучные инструменты анализа.
Результаты исследования и их обсуждение
Общий объем продаж БАД в России в стоимостном выражении в исследуемом периоде показывает общую динамику к росту: если в 2018 году было продано 53,4 млн рублей БАД, то уже к 2020 году показатель вырос на 39 % – до 74,1 млн рублей, а к 2022 году еще на 42 % – до 105 млн рублей. В результате, за 5 лет общий объем продаж БАД на фармацевтическом рынке России вырос вдвое. Также отмечается сохранение динамики к росту объема продаж и в числе проданных упаковок в последние 2 года. Если в 2018 году было продано 319 млн упаковок, а после роста в 2019 году до 326 млн упаковок, 2020 год характеризовался снижением на фоне пандемии до 322 млн упаковок. Однако период 2021–2022 гг. стал этапом динамичного расширения рынка БАД, в результате чего число проданных упаковок выросло к 2021 году на 12,4 %, а к 2022 году – еще на 0,6 %, составив 364 млн упаковок (рис. 1).
Рис. 1. Динамка общего объема продаж на рынке БАД в стоимостном и натуральном выражении в 2018–2022 гг.
В целом, 2020-й пандемийный год оказал влияние на развития рынка БАД России, способствуя снижению числа проданных упаковок, хотя в стоимостном выражении динамика к росту сохранилась на фоне инфляционного роста цен. В 2021–2022 гг. отмечено усиление динамики к росту как в натуральном, так и в стоимостном выражении, что является следствием повышенного спроса на БАД после пандемии как одного из направлений укрепления здоровья.
Удельный вес рынка БАД в общем объеме фармацевтического рынка в общем объеме продаж в период 2018–2020 гг. составлял 3,2–3,6 %, в 2014 году вырос до 3,8 %, а в 2022 году – превысил 4,1 %. В общем числе проданных упаковок на фармацевтическом рынке доля БАД в 2018 году составляла 5 %, а к 2020 году выросла до 5,4 %. В 2021 году отмечено увеличение доли БАД в общем числе проданных упаковок до 6,5 %, а к 2022 году – до 7 %. В результате, сохраняется общая динамика к росту удельного веса БАДов в структуре фармацевтического рынка России как в стоимостном, так и в натуральном выражении. При этом период 2021–2022 гг. характеризуется усилением доли БАДов на рынке (рис, 2).
Ри. 2. Динамика удельного веса БАД в общем объеме продаж фармацевтического рынка России в 2018–2022 гг.
Рис. 3. Изменение структуры продаж на рынке БАДов в стоимостном выражении в разрезе происхождения продукции в 2018–2022 гг., %
В структуре продаж БАД в разрезе происхождения товаров в 2018 году подавляющая доля в общем объеме продаж приходилась на отечественные – более 54 %. При этом общей тенденцией является снижение удельного веса отечественных БАД при росте доли товаров импортного происхождения. В 2020 году доля отечественных БАД в структуре продаж снизилась до 49 %, а импортных выросла до 51 %. К 2022 году отмечено снижение доли отечественных БАД до 44 %, а удельный вес импортных вырос до 56 %. В результате, рост доли импортных БАД в 2020 году в общей структуре продаж обусловлен инфляционным ростом цен на рынке, что сформировало преобладающее положение импортной продукции, характеризующейся более высокой стоимостью (рис. 3).
В общем числе проданных упаковок БАД в 2018–2020 гг. устойчиво лидировала отечественная продукция, на долю которой приходилось более 81 % в 2018–2019 гг., а к 2020 году снизилась до 78 %. В 2020–2021 гг. отмечено увеличение удельного веса импортных БАД до 22–23 %, а доля отечественных БАД снизилась до 78–77 %. В 2022 году вновь наметилось усиление доли отечественных БАД в общем объеме проданных упаковок до 81 %, как и в 2018 году. Усиление доли импортных БАД в структуре продаж в 2020–2021 гг. также обусловлено влиянием пандемии, поскольку в условиях эпидемиологического вызова вопросам здоровья стало уделяться повышенное внимание (рис. 4).
Рис. 4. Изменение структуры продаж на рынке БАДов в натуральном выражении в разрезе происхождения продукции в 2018–2022 гг., %
Оценка структуры продаж в разрезе основных ценовых групп показала, что в стоимостном выражении преобладающей группой были БАДы стоимостью более 500 рублей за упаковку. В 2018 году доля данной группы составляла 40 %, а в 2020 году выросла на 12,2 % – до 52,2 %. В 2021–2022 гг. динамика к росту усилилась, в результате чего доля БАД стоимостью более 500 рублей за упаковку выросла до 60,1 %. Вторыми по величине в общей структуре продаж являются БАД со стоимостью за упаковку в пределах 300–500 рублей, однако отмечено снижение доли с 27,2 % до 17,2 % за 5 лет. По прочим ценовым группам во всем исследуемом периоде сохраняется общая тенденция к снижению их доли в общей структуре продаж. Доля БАДов со стоимостью менее 50 рублей за упаковку является наименьшей в общей структуре и в 2022 году составляла 2,6 %. В целом, в структуре продаж в стоимостном выражении общей тенденцией является увеличение доли более дорогостоящих БАДов, что связано с общей средней высокой стоимостью данного вида фармацевтической продукции, а также инфляционным ростом цен в экономике и на рынке (таблица).
В общей структуре проданных упаковок БАДов наиболее значимой ценовой группой является категория продукции со стоимостью менее 50 рублей, однако доля данной категории устойчиво снижается. Если в 2018 году доля продаж БАД со средней ценой в пределах 50 рублей составляла 46,5 %, а уже к 2020 году снизилась до 38,3 %. К 2022 году отмечено снижение доли данного направления до 30,5 %. По прочим ценовым группам общей тенденцией является рост доли в общей структуре продаж. Второй по удельному весу в общем числе проданных упаковок является ценовая группа 50–150 рублей, доля которой превышает 20 %. Наиболее динамичной ценовой группой в исследуемом периоде является категория БАДов со стоимостью более 500 рублей, доля которой составляла 7,7 % в 2018 году, а к 2020 году выросла вдвое – до 13,6 %. К 2022 году динамика к росту усилилась, в результате чего в 2022 году 19 % от общего числа проданных упаковок БАД имело стоимость более 500 рублей.
В результате, оценка ценовой структуры объема продаж БАД показала, что общей тенденцией является увеличение удельного веса продукции с более высокой стоимостью, что является следствием динамичного роста цен на фармацевтическом рынке и его сегментах (рис. 5).
Оценка уровня инфляции на рынке БАД показала, что в 2018 году рост цен в среднем на данном сегменте рынка составлял 6,1 %, а к 2019 году снизился до 2,3 %. В 2020 году отмечено усиление инфляционного роста цен на рынке БАД до 8,7 %, что является следствием начала пандемии и повышенного внимания к вопросам здоровья. В 2021 году темпы инфляции на рынке БАД снизились до 5 %, а в 2022 году на фоне изменения политической ситуации инфляция на рынке БАД составила 12,3 %, что является самым высоким уровнем за 5 лет. Именно этим обусловлено преобладающее положение в структуре продаж на рынке БАД ценовых групп с более высокой средней стоимостью.
Оценка изменения структуры продаж БАД в разрезе основных ценовых групп в 2018–2022 гг.
Значение, % |
Изменение |
||||||
2018 |
2019 |
2020 |
2021 |
2022 |
в 2020 г. к 2018 г. |
в 2022 г. к 2020 г |
|
Распределение объема продаж по ценовым группам в стоимостном выражении |
|||||||
менее 50 руб. |
5,8 |
4,6 |
3,7 |
3,1 |
2,6 |
–2,1 |
–1,1 |
50–150 руб. |
10,6 |
9,1 |
7,5 |
7,4 |
6,6 |
–3,1 |
–0,9 |
150–300 руб. |
16,4 |
15,4 |
14,7 |
13,6 |
13,1 |
–1,7 |
–1,6 |
300–500 руб. |
27,2 |
24,4 |
22 |
20,5 |
17,2 |
–5,2 |
–4,8 |
более 500 руб. |
40 |
46,5 |
52,2 |
55,5 |
60,6 |
12,2 |
8,4 |
Распределение объема продаж по ценовым группам в натуральном выражении |
|||||||
менее 50 руб. |
46,5 |
42,4 |
38,3 |
34,4 |
30,5 |
–8,2 |
–7,8 |
50–150 руб. |
21,1 |
21,1 |
20,1 |
21,2 |
20,7 |
–1 |
0,6 |
150–300 руб. |
13 |
14 |
15,1 |
15,4 |
17,2 |
2,1 |
2,1 |
300–500 руб. |
11,7 |
12,2 |
12,9 |
13,1 |
12,7 |
1,2 |
–0,2 |
более 500 руб. |
7,7 |
10,3 |
13,6 |
16 |
19 |
5,9 |
5,4 |
Рис. 5. Оценка изменения уровня инфляции на рынке БАД в 2018–2022 гг., %
Выводы (заключение)
Рынок БАДов в России в период после пандемии укрепил свои позиции в структуре фармацевтического рынка страны: в 2022 году БАДы составили 4,1 % от общего объема продаж рынка и 7 % – от общего числа проданных упаковок. Оценка динамики основных показателей рынка БАД за последние 5 лет показала, что в 2020 году произошло небольшой спад на фоне начавшейся пандемии, однако 2021–2022 годы характеризуются динамичным ростом, темпы которого превышают допандемический период. В результате, в 2022 году объем продаж на рынке БАД составил 105 млрд рублей, что равно 364 млн упаковок. В стоимостном выражении в период 2020–2022 гг. в структуре продаж стали лидировать импортные БАДы, хотя в общем объеме проданных упаковок около 80 % приходится на отечественные БАДы. Это свидетельствует о динамичном росте цен на импортные товары по сравнению с отечественными, чем и предопределяется сформировавшаяся структура продаж. Это также подтверждается и при рассмотрении ценовой структуры продаж БАДов на рынке: в общем числе проданных упаковок более 50 % приходится на товары стоимостью до 150 рублей, а в стоимостном выражении более 60 % имели среднюю стоимость упаковки более 500 рублей. В период 2020–2022 гг. отмечен рост инфляции на БАДы: в 2020 году цены выросли на 8,7 %, а после затишья в 2021 году, в 2022 году уровень инфляции вырос до 12,3 %. В результате, несмотря на инфляционный рост цен на БАДы, которые характеризуются высокой средней стоимостью, спрос на данный вид фармацевтических товаров сохраняется и даже усилился после пандемии, что свидетельствует о развитии данного рынка, в том числе, на фоне борьбы с последствиями пандемии и продолжающейся пропагандой здорового образа жизни.
Библиографическая ссылка
Овод А.И., Ноздрачева Е.Н., Атоева М.А., Толкачева И.В. РАЗВИТИЕ РЫНКА БИОЛОГИЧЕСКИ АКТИВНЫХ ДОБАВОК В ПЕРИОД ДО И ПОСЛЕ ПАНДЕМИИ // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2024. – № 2-2. – С. 234-239;URL: https://vaael.ru/ru/article/view?id=3266 (дата обращения: 03.12.2024).