Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

РИСКИ РАЗВИТИЯ ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСОВ РОССИИ И РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН В СВЯЗИ С САНКЦИЯМИ И ДЕГЛОБАЛИЗАЦИЕЙ

Ахметов Т.Р. 1
1 Институт социально-экономических исследований УФИЦ РАН
Политическое, усиленное глобализационное давление западных стран, являющихся в прежние периоды единым глобальным центром, охватывает многие области экономической деятельности России и ее регионов. Продолжительное время Россия оставалась в субъектно-объектных отношениях с Западом, оставаясь в явно периферийной позиции. Происходит усиление противостояния и конфликтизация, прежде стремящегося к глобальному единству, мира. Происходит процесс деглобализации – процесс разделения на регионы и центры развития прежде стремящейся к глобальному единству мировой экономики. Существенные, подобные изменения наблюдались для России с 2014 года, появилась настоятельная необходимость в росте субъектного фактора по отношению к западным странам. Проведение независимой и самостоятельной политики вылилось в открытое военно-политическое противостояние и проведение СВО на Украине. Произошли события, связанные с множеством ограничений для топливно-энергетического комплекса (далее – ТЭК) России и Республики Башкортостан. В результате возникло множество угроз развитию экономики России и Башкортостана, и их ТЭКа, в частности.
угрозы развитию экономики
угрозы развитию тэк
государственная политика
высокотехнологичный сектор экономики
санкции стран запада
механизмы
направления
мероприятия
Как устроен российский рынок нефти [Электронный ресурс]. URL: https://gazprombank.investments/blog/market/oil-russian-market/ (дата обращения: 5.01.2024).
Печаткин В.В., Малышев Т.А. Конкурентоспособность реального сектора экономики США, Китая и России в условиях пандемии // Экономические отношения. 2021. Т. 11. № 2. С. 319-334.
Переработка нефти: крупнейшие компании и НПЗ в России [Электронный ресурс]. URL: https://journal.tinkoff.ru/short/oil-refining/ (дата обращения: 5.01.2024).
Иванов П.А. Систематизация подходов к трактовке категории «финансовый потенциал территории» с позиции обеспечения финансовой безопасности // Российское предпринимательство. 2015. Т. 16. № 15. С. 2451-2462.
Качество экономического роста: теория и практика оценки и управления. М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2007. 218 с. С. 11-25.
Печаткин В.В., Вильданова Л.М. Уровень цифровизации видов экономической деятельности как фактор их конкурентоспособности в условиях пандемии // Вопросы инновационной экономики. 2021. Т. 11. № 1. С. 47-60.
Ахметов В.Я., Гатауллин Р.Ф., Галикеев Р.Н. Проблемы и перспективы организации регионального агропромышленного научно-производственного кластера в Республике Башкортостан // Экономика: вчера, сегодня, завтра. – 2017. Том 7. № 5А. С. 27-44.
Печаткин В.В. Современные угрозы национальной безопасности страны и их нейтрализация на основе повышения эффективности использования инновационного потенциала региона // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2016. Т. 12. № 9 (342). С. 192-204.
Климентьева, А.Ю., Гайнанов Д.А. Развитие региональной инновационной подсистемы на основе модели дисбалансов // Теоретическая и прикладная экономика. 2018. № 2. С. 91–99. Doi: 10.25136/2409-8647.2018.2.25867.
Низамутдинов М.М., Орешников В.В. Моделирование влияния социальной инфраструктуры на рождаемость в регионах России // Регион экономика, социология 2022, № 4 (116), С. 81–106. DOI: 10.15372/REG20220404.
Низамутдинов М.М., Ахметзянова М.И., Аитова Ю.С. Подходы и инструментальные средства моделирования взаимовлияния миграционной активности населения и экономического развития территорий // Экономика промышленности. 2022. № 15 (3). С. 367-379. https://doi.org/10.17073/2072-1633-2022-3-367-379.
Нейросеть Чат GPT [Электронный ресурс]. URL: https://GPTchatbot.ru (Дата обращения 27.06.2023).
Чат бот версии GPT3.5 [Электронный ресурс]. URL: https://chat-gpt.com/chat (Дата обращения 27.06.2023).

Риски и угрозы развития ТЭК и экономики России в целом, в части энергосбережения и достижения энергоэффективности ее регионов изучались И. Башмаковым, Я. Акуловой, А. Шевелевым. Проблемы энергообеспечения регионального развития рассматривались: В. Артюховым, Х. Барабанером, Л. Богачковой, Е. Гашо, Л. Гительманом, Л. Головановой, Н. Даниловой, Д. Закировым, О. Иншаковым, В. Кокшаровым, Ю. Лебедевым, О. Максимчуком, А. Мартыновым, Е. Марченко, Г. Мингалиевой, И. Мирутенко, С. Михайловой, В. Поповым, М. Рыжовым, Ю. Синяковым. Зарубежными авторами исследований данного направления являются: Б. Анг, С. Вэйд, Ф. Занг, Л. Лью, Дж. Марреро, А. Муад, Дж. Найбуе, С. Сорелл, Л. Стаплетон, Х. Ху, К. Чой.

Цель исследования. Установление угроз развитию ТЭК России и Башкортостана, возникших в связи с санкционными ограничениями и деглобализацией мировой экономики.

Задачами исследования являются:

– раскрытие угроз развитию ТЭК России и Башкортостана, возникших в связи с санкционными ограничениями и деглобализацией мировой экономики;

– разработка методов и мероприятий государственной политики по нивелированию угроз развития ТЭК и экономик России и Башкортостана.

Проведена комплексная аналитическая работа над анализом фактологии и статистики характеризующих экономику, политику и мероприятия правового характера санкционных ограничений западных стран, учтены отраслевые особенности и материалы ТЭК России и Республики Башкортостан, сопоставлены и сравнены характеристики прошлых периодов в развитии экономики и государственной политики (в том числе периода СССР).

Следствие процессов деглобализации и увеличения угроз развития ТЭК России и Республики Башкортостан, стало жесткое противостояние в политической и экономической сферах с западными странами. В 2023 году США, ЕС, Великобритания страны участники G7 вводили ограничения против топливно-энергетического комплекса России и Республики Башкортостан:

● запрет инвестиций в российский ТЭК;

● ограничение для Западных компаний добычи и транспортировки нефти, ремонт и поставка тех. оборудования для отечественного ТЭК;

● США и Великобритания: запрет импорта от ТЭК России;

● ЕС: эмбарго поставок российской нефти и нефтепродуктов, ценовая планка на транспортировку морским транспортом;

● запрет страховать, финансировать, транспортировать российскую нефть и нефтепродукты, без ценовой планки.

Ответом Россия стала смена логистических векторов поставок и их увеличение на 7 % по итогам 2022 года, поставляя энергоресурсы в Китай, Индию, страны ЮВА, Латинской Америки и Африки [1].

Рынок топливно-энергетических ресурсов России сформирован из доминирующего влияния факторов их перепроизводства и наличия незагруженных мощностей нефте и газопереработки [2]. Так приблизительные многолетние данные показывают, что в год перерабатывается 276 млн тонн. нефти [3, 4]. Из этого количества потребляется нефтепродуктов 148 млн тонн., в том числе промышленностью с целью получения следующих переделов нефтехимической продукции. Дизельного топлива производится около 95 млн. тонн., потребляется 46, бензина 85 и потребляется около 40 соответственно. Происходит наращивание перерабатывающих мощностей (глубина переработки нефти 83,9 %), реализуются планы по развитию логистики поставок топливно-энергетических ресурсов. Стабильность внутреннего рынка нефтепродуктов, по данным Минэнерго России обеспечивается 38-ю нефтеперерабатывающими заводами (далее – НПЗ), они характеризуются как «введённые в эксплуатацию», 24 НПЗ устаревшие. Так Туапсинский НПЗ введен в строй в 1928 году; Саратовский в 1934 году; Московский в 1938 году [5, 6].

Проблемой является то, что светлые нефтепродукты, получаемые на устаревшем оборудовании, потребляются, в основном, внутри страны, так как не могут соответствовать международным стандартам качества. Вместе с тем, растет доля отечественного оборудования в отрасли с 40 % в 2014 году до 80 % в 2022 [7, 8].

В этих условиях, Россия обладает устойчивой и обеспеченной рыночной средой топливно-энергетического комплекса. В ней действует такая масштабная компания как «Газпром», обеспечивающая стабильность газового рынка не только России, но и многих регионов мира. Российские компании обеспечения электроэнергией отличаются надежностью и ресурсообеспеченностью со сравнительно низкими тарифами на электроэнергию для населения сельскохозяйственных и промышленных предприятий [9, 10].

Самыми большими рисками для топливно-энергетического комплекса (далее – ТЭК) выступают высокая ключевая ставка центрального Банка России (ограничивающая кредитные ресурсы отрасли) и первоначальный дефицит некоторых комплектующих западного оборудования для предприятий нефтехимии и нефтепереработки. Данные риски пока решаются благодаря проводимой политикой Премьер-министром России и проводятся как отдельные решения совместно с Президентом России (промышленная ипотека, льготы и преференции для бизнеса, отмена проверок и т. д.) [11]. Проблемы отсутствия комплектующих из западных стран решены путем осуществления параллельного импорта и другими методами поставок. Эти все риски нивелируется благодаря проведению следующих мер государственной политики:

– запуску онлайн-сервиса «Биржа импортозамещения» действующего согласно поручению Правительства Минпромторг и Минцифры, на электронной торговой площадке ГПБ (Газпромбанка) на базе Государственной информационной системы промышленности;

– упрощению ввоза товарной продукции на таможенную территорию России и ЕАЭС – на 6 лет согласно Федеральному закону от 26.03.2022 N 74-ФЗ;

– освобождению от казначейского сопровождения авансовых платежей, предоставляемых по контрактам за счет государственных субсидий и бюджетных инвестиций согласно распоряжению Правительства России от 28.03.2022 № 655-р.

Сам рынок продукции нефтяной и нефтеперерабатывающей промышленности в России регламентируется по росту цен и качеству продукции Правительством и ФАС России, Минтопэнерго и Роспотребнадзором и целым рядом других ведомств.

С использованием методов сравнительного анализа и программ искусственного интеллекта с сайтов GPTchatbot.ru, chat-gpt.com (3.5) [12, 13]. производилась типологизация регионов по показателям энергообеспеченности.

Первая группа регионы крупные производители, даже по мировым масштабам, нефтепродуктов и сырой нефти: – Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный округ, Башкортостан, Татарстан. Эти регионы, обладатели крупных сетей распределения и транспортировки нефтяных и газопроводов.

Вторая группа: располагающие крупными инфраструктурными объектами энергетики (нефтепроводов и нефтехранилищ), Вологодская, Ленинградская, Ярославская области.

Третья группа: специализирующиеся на транспортных и логистических услугах энергетического комплекса России, Самарская, Ростовская, Оренбургская области.

Четвертая группа: с показателями низкой обеспеченности нефтепродуктами и инфраструктурными объектами, Калужская, Курская, Тамбовская области.

Данное исследование перепроверялось с итерацией двадцать раз при достижении наиболее устойчивых показателей типологизации (итерация означает каждый раз изменяющийся запрос, с целью получения наиболее устойчивых результатов).

В связи с установлением западными странами санкционных ограничений, деглобализацией и потолком цен на нефть и нефтепродукты нами сформулированы следующие проблемы и угрозы развития ТЭК:

Первый круг угроз и проблем заключается в составе высокосернистой нефти, добываемой в России, маркиу нефти URALS, которая торговалась на рынках Евросоюза и США. Связанные с этим фактом проблемы продвижения на прежние рынки такой нефти, при условии действия потолка цен на российскую нефть, решаются перенаправлением поставок в страны Индокитая. С увеличением поставок по коридору «Север – Юг» данный фактор будет со временем нивелирован для нефтяной отрасли Башкортостана. Все затруднения подобного рода имеют временный характер, но ощутимой проблемой является налаживание взаимодействия между Индией и Башкортостаном в увеличении объемов бартерных поставок в связи с торговлей с этой страной в рупиях (индийская рупия не является свободно конвертируемой денежной единицей на международных рынках валют). Прежний советский опыт налаживания кооперационных связей свидетельствует о самой широкой кооперации предприятий республики с индийскими партнерами, поставлявшими сырье для промышленности Башкортостана. Уфимский хлопчатобумажный комбинат, Уфимская чайная фабрика и еще целый ряд промышленных предприятий успешно действовали в БАССР. Важно отметить наличие на внутреннем рынке Индии товаров двойного назначения, которые могут понадобиться для наращивания военного потенциала России. То есть прошлый опыт кооперации в промышленной сфере может стать подспорьем в развитии коридора «Север – Юг».

Второй круг проблем и угроз, исходящих от проводимой политики Запада, это риски подчинения его давлению стран – новых партнеров России, закупающих нефть и нефтепродукты у Башкортостана. Это может быть продиктовано боязнью вторичных санкций к странам – партнерам России. Для обхода подобных ограничений видится необходимой интенсификация поставок через третьи страны и лица, что уже с успехом используется в практике. Во многом решение видится и в восстановлении продуктовой линейки нефтехимического комплекса и сокращении трансакционных издержек, в экономике связаны с высокими уровнями стоимости услуг ЖКХ. Стоимость одного кубометра природного газа примерно равна 6 рублям, при его сжигании получается 8,2 гигакалории. Конечному потребителю одна гигакалория поставляется, в среднем по стране за 2023 год, по цене равной 2442 рубля. Это является предметом скрупулезного рассмотрения обоснованности тарифов ЖКХ.

Третий круг проблем и угроз заключается в раздробленности хозяйственного механизма республики по различным собственникам и бизнесам, повлиять на которые власть, исходя из прежней практики, не могла. В условиях санкций становится необходимым быстрый рост инвестиций, достаточных для воссоздания крупных производственных комплексов в самых различных отраслях экономики республики. Описанная выше ситуация с рупиями и невозможностью получения прибыли в СКВ, в Советском Союзе быстро решилась бы созданием новых производств и технологий для переработки закупаемого сырья из Индии. Проблема заключается в том, что все хозяйственные механизмы в стране работают в режиме раздробленных, обособленных и разрозненных конкурирующих между собой хозяйствующих субъектов, решающих узко эгоистические задачи, не связанные с интересами общества. В условиях проведения СВО и санкций западных стран необходима выработка государством и нефтяными компаниями совместных решений в области выстраивания новых инвестиционно-технологических цепочек с индийскими коллегами по созданию обрабатывающих производств на основе индийского сырья. Это подразумевает создание своих собственных ОИС и НМА для развития отечественных оригинальных технологий обработки и переработки закупаемого сырья и производство на их основе готовой продукции. То есть нефтяные компании, осуществляющие экспорт нефти и нефтепродуктов, обязаны участвовать в финансировании создания технологий, производств и продвижении готовой продукции из индийского сырья, развивая диверсификацию экономики России и Башкортостана.

Четвертым кругом проблем и угроз для нефтяной промышленности является ограниченность в получении импортного оборудования для развития новых технологий добычи и переработки нефти. В данном контексте необходима актуализация развития производственной кооперации с партнерами из других дружественных стран. Необходимо самое широкое использование практики создания совместных проектов и развития совместного производства, развитие сотрудничества в научной и проектной деятельности, расширение количества приоритетных направлений исследований и разработок для получения совместных компетенций с партнерами.

Пятый круг проблем и угроз нефтяной отрасли можно сформулировать как существенное сокращение в России и Республике Башкортостан фундаментальной науки и целых отраслей прикладных исследований, в том числе в добыче природных ископаемых и геологоразведке. Сокращение нефтяной науки и переход на импортные технологии в прежние годы давали существенный экономический эффект, но в условиях санкций западных стран уничтожение научных отечественных школ, особенно в осуществлении прикладных исследований недопустимо. До сих пор продвигается подход к науке, требующий повышения количества статей, раскрывающих суть исследований, а не создания реальных ОИС для практического применения. Вузы и научные учреждения лишены инвестиционных возможностей формировать инновационные пояса со статусом свободных экономических зон (правами полного налогового и таможенного освобождения малых предприятий на пять лет) для формирования и развития инновационных предприятий.

Таким образом, пятый круг проблем и угроз является актуальнейшим для дальнейшего развития нефтяной отрасли. Необходимо применение комплексной государственной научно-технологической политики, через наставление действующих нефтяных компаний на путь соблюдения общественных интересов не сколько финансово, сколько технологически и институционально. Деньги сами по себе становятся не самым важным фактором выживания нефтяной отрасли, нужны знания, новые технологии и совместные прорывные и масштабные проекты с дружественными странами, необходима большая фундаментальная наука, восстановление прикладных исследований. Такой трудный, но единственно верный путь предстоит нефтяной отрасли России и Башкортостана в условиях установления потолка цен на нефть и нефтепродукты западными странами и деглобализацией.

Данное исследование выполнено в рамках государственного задания УФИЦ РАН № 075-01134-23-00 на 2023 г. и на плановый период 2024 и 2025 годов.


Библиографическая ссылка

Ахметов Т.Р. РИСКИ РАЗВИТИЯ ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСОВ РОССИИ И РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН В СВЯЗИ С САНКЦИЯМИ И ДЕГЛОБАЛИЗАЦИЕЙ // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2024. – № 2-2. – С. 158-162;
URL: https://vaael.ru/ru/article/view?id=3254 (дата обращения: 21.11.2024).