Риски и угрозы развития ТЭК и экономики России в целом, в части энергосбережения и достижения энергоэффективности ее регионов изучались И. Башмаковым, Я. Акуловой, А. Шевелевым. Проблемы энергообеспечения регионального развития рассматривались: В. Артюховым, Х. Барабанером, Л. Богачковой, Е. Гашо, Л. Гительманом, Л. Головановой, Н. Даниловой, Д. Закировым, О. Иншаковым, В. Кокшаровым, Ю. Лебедевым, О. Максимчуком, А. Мартыновым, Е. Марченко, Г. Мингалиевой, И. Мирутенко, С. Михайловой, В. Поповым, М. Рыжовым, Ю. Синяковым. Зарубежными авторами исследований данного направления являются: Б. Анг, С. Вэйд, Ф. Занг, Л. Лью, Дж. Марреро, А. Муад, Дж. Найбуе, С. Сорелл, Л. Стаплетон, Х. Ху, К. Чой.
Цель исследования. Установление угроз развитию ТЭК России и Башкортостана, возникших в связи с санкционными ограничениями и деглобализацией мировой экономики.
Задачами исследования являются:
– раскрытие угроз развитию ТЭК России и Башкортостана, возникших в связи с санкционными ограничениями и деглобализацией мировой экономики;
– разработка методов и мероприятий государственной политики по нивелированию угроз развития ТЭК и экономик России и Башкортостана.
Проведена комплексная аналитическая работа над анализом фактологии и статистики характеризующих экономику, политику и мероприятия правового характера санкционных ограничений западных стран, учтены отраслевые особенности и материалы ТЭК России и Республики Башкортостан, сопоставлены и сравнены характеристики прошлых периодов в развитии экономики и государственной политики (в том числе периода СССР).
Следствие процессов деглобализации и увеличения угроз развития ТЭК России и Республики Башкортостан, стало жесткое противостояние в политической и экономической сферах с западными странами. В 2023 году США, ЕС, Великобритания страны участники G7 вводили ограничения против топливно-энергетического комплекса России и Республики Башкортостан:
● запрет инвестиций в российский ТЭК;
● ограничение для Западных компаний добычи и транспортировки нефти, ремонт и поставка тех. оборудования для отечественного ТЭК;
● США и Великобритания: запрет импорта от ТЭК России;
● ЕС: эмбарго поставок российской нефти и нефтепродуктов, ценовая планка на транспортировку морским транспортом;
● запрет страховать, финансировать, транспортировать российскую нефть и нефтепродукты, без ценовой планки.
Ответом Россия стала смена логистических векторов поставок и их увеличение на 7 % по итогам 2022 года, поставляя энергоресурсы в Китай, Индию, страны ЮВА, Латинской Америки и Африки [1].
Рынок топливно-энергетических ресурсов России сформирован из доминирующего влияния факторов их перепроизводства и наличия незагруженных мощностей нефте и газопереработки [2]. Так приблизительные многолетние данные показывают, что в год перерабатывается 276 млн тонн. нефти [3, 4]. Из этого количества потребляется нефтепродуктов 148 млн тонн., в том числе промышленностью с целью получения следующих переделов нефтехимической продукции. Дизельного топлива производится около 95 млн. тонн., потребляется 46, бензина 85 и потребляется около 40 соответственно. Происходит наращивание перерабатывающих мощностей (глубина переработки нефти 83,9 %), реализуются планы по развитию логистики поставок топливно-энергетических ресурсов. Стабильность внутреннего рынка нефтепродуктов, по данным Минэнерго России обеспечивается 38-ю нефтеперерабатывающими заводами (далее – НПЗ), они характеризуются как «введённые в эксплуатацию», 24 НПЗ устаревшие. Так Туапсинский НПЗ введен в строй в 1928 году; Саратовский в 1934 году; Московский в 1938 году [5, 6].
Проблемой является то, что светлые нефтепродукты, получаемые на устаревшем оборудовании, потребляются, в основном, внутри страны, так как не могут соответствовать международным стандартам качества. Вместе с тем, растет доля отечественного оборудования в отрасли с 40 % в 2014 году до 80 % в 2022 [7, 8].
В этих условиях, Россия обладает устойчивой и обеспеченной рыночной средой топливно-энергетического комплекса. В ней действует такая масштабная компания как «Газпром», обеспечивающая стабильность газового рынка не только России, но и многих регионов мира. Российские компании обеспечения электроэнергией отличаются надежностью и ресурсообеспеченностью со сравнительно низкими тарифами на электроэнергию для населения сельскохозяйственных и промышленных предприятий [9, 10].
Самыми большими рисками для топливно-энергетического комплекса (далее – ТЭК) выступают высокая ключевая ставка центрального Банка России (ограничивающая кредитные ресурсы отрасли) и первоначальный дефицит некоторых комплектующих западного оборудования для предприятий нефтехимии и нефтепереработки. Данные риски пока решаются благодаря проводимой политикой Премьер-министром России и проводятся как отдельные решения совместно с Президентом России (промышленная ипотека, льготы и преференции для бизнеса, отмена проверок и т. д.) [11]. Проблемы отсутствия комплектующих из западных стран решены путем осуществления параллельного импорта и другими методами поставок. Эти все риски нивелируется благодаря проведению следующих мер государственной политики:
– запуску онлайн-сервиса «Биржа импортозамещения» действующего согласно поручению Правительства Минпромторг и Минцифры, на электронной торговой площадке ГПБ (Газпромбанка) на базе Государственной информационной системы промышленности;
– упрощению ввоза товарной продукции на таможенную территорию России и ЕАЭС – на 6 лет согласно Федеральному закону от 26.03.2022 N 74-ФЗ;
– освобождению от казначейского сопровождения авансовых платежей, предоставляемых по контрактам за счет государственных субсидий и бюджетных инвестиций согласно распоряжению Правительства России от 28.03.2022 № 655-р.
Сам рынок продукции нефтяной и нефтеперерабатывающей промышленности в России регламентируется по росту цен и качеству продукции Правительством и ФАС России, Минтопэнерго и Роспотребнадзором и целым рядом других ведомств.
С использованием методов сравнительного анализа и программ искусственного интеллекта с сайтов GPTchatbot.ru, chat-gpt.com (3.5) [12, 13]. производилась типологизация регионов по показателям энергообеспеченности.
Первая группа регионы крупные производители, даже по мировым масштабам, нефтепродуктов и сырой нефти: – Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный округ, Башкортостан, Татарстан. Эти регионы, обладатели крупных сетей распределения и транспортировки нефтяных и газопроводов.
Вторая группа: располагающие крупными инфраструктурными объектами энергетики (нефтепроводов и нефтехранилищ), Вологодская, Ленинградская, Ярославская области.
Третья группа: специализирующиеся на транспортных и логистических услугах энергетического комплекса России, Самарская, Ростовская, Оренбургская области.
Четвертая группа: с показателями низкой обеспеченности нефтепродуктами и инфраструктурными объектами, Калужская, Курская, Тамбовская области.
Данное исследование перепроверялось с итерацией двадцать раз при достижении наиболее устойчивых показателей типологизации (итерация означает каждый раз изменяющийся запрос, с целью получения наиболее устойчивых результатов).
В связи с установлением западными странами санкционных ограничений, деглобализацией и потолком цен на нефть и нефтепродукты нами сформулированы следующие проблемы и угрозы развития ТЭК:
Первый круг угроз и проблем заключается в составе высокосернистой нефти, добываемой в России, маркиу нефти URALS, которая торговалась на рынках Евросоюза и США. Связанные с этим фактом проблемы продвижения на прежние рынки такой нефти, при условии действия потолка цен на российскую нефть, решаются перенаправлением поставок в страны Индокитая. С увеличением поставок по коридору «Север – Юг» данный фактор будет со временем нивелирован для нефтяной отрасли Башкортостана. Все затруднения подобного рода имеют временный характер, но ощутимой проблемой является налаживание взаимодействия между Индией и Башкортостаном в увеличении объемов бартерных поставок в связи с торговлей с этой страной в рупиях (индийская рупия не является свободно конвертируемой денежной единицей на международных рынках валют). Прежний советский опыт налаживания кооперационных связей свидетельствует о самой широкой кооперации предприятий республики с индийскими партнерами, поставлявшими сырье для промышленности Башкортостана. Уфимский хлопчатобумажный комбинат, Уфимская чайная фабрика и еще целый ряд промышленных предприятий успешно действовали в БАССР. Важно отметить наличие на внутреннем рынке Индии товаров двойного назначения, которые могут понадобиться для наращивания военного потенциала России. То есть прошлый опыт кооперации в промышленной сфере может стать подспорьем в развитии коридора «Север – Юг».
Второй круг проблем и угроз, исходящих от проводимой политики Запада, это риски подчинения его давлению стран – новых партнеров России, закупающих нефть и нефтепродукты у Башкортостана. Это может быть продиктовано боязнью вторичных санкций к странам – партнерам России. Для обхода подобных ограничений видится необходимой интенсификация поставок через третьи страны и лица, что уже с успехом используется в практике. Во многом решение видится и в восстановлении продуктовой линейки нефтехимического комплекса и сокращении трансакционных издержек, в экономике связаны с высокими уровнями стоимости услуг ЖКХ. Стоимость одного кубометра природного газа примерно равна 6 рублям, при его сжигании получается 8,2 гигакалории. Конечному потребителю одна гигакалория поставляется, в среднем по стране за 2023 год, по цене равной 2442 рубля. Это является предметом скрупулезного рассмотрения обоснованности тарифов ЖКХ.
Третий круг проблем и угроз заключается в раздробленности хозяйственного механизма республики по различным собственникам и бизнесам, повлиять на которые власть, исходя из прежней практики, не могла. В условиях санкций становится необходимым быстрый рост инвестиций, достаточных для воссоздания крупных производственных комплексов в самых различных отраслях экономики республики. Описанная выше ситуация с рупиями и невозможностью получения прибыли в СКВ, в Советском Союзе быстро решилась бы созданием новых производств и технологий для переработки закупаемого сырья из Индии. Проблема заключается в том, что все хозяйственные механизмы в стране работают в режиме раздробленных, обособленных и разрозненных конкурирующих между собой хозяйствующих субъектов, решающих узко эгоистические задачи, не связанные с интересами общества. В условиях проведения СВО и санкций западных стран необходима выработка государством и нефтяными компаниями совместных решений в области выстраивания новых инвестиционно-технологических цепочек с индийскими коллегами по созданию обрабатывающих производств на основе индийского сырья. Это подразумевает создание своих собственных ОИС и НМА для развития отечественных оригинальных технологий обработки и переработки закупаемого сырья и производство на их основе готовой продукции. То есть нефтяные компании, осуществляющие экспорт нефти и нефтепродуктов, обязаны участвовать в финансировании создания технологий, производств и продвижении готовой продукции из индийского сырья, развивая диверсификацию экономики России и Башкортостана.
Четвертым кругом проблем и угроз для нефтяной промышленности является ограниченность в получении импортного оборудования для развития новых технологий добычи и переработки нефти. В данном контексте необходима актуализация развития производственной кооперации с партнерами из других дружественных стран. Необходимо самое широкое использование практики создания совместных проектов и развития совместного производства, развитие сотрудничества в научной и проектной деятельности, расширение количества приоритетных направлений исследований и разработок для получения совместных компетенций с партнерами.
Пятый круг проблем и угроз нефтяной отрасли можно сформулировать как существенное сокращение в России и Республике Башкортостан фундаментальной науки и целых отраслей прикладных исследований, в том числе в добыче природных ископаемых и геологоразведке. Сокращение нефтяной науки и переход на импортные технологии в прежние годы давали существенный экономический эффект, но в условиях санкций западных стран уничтожение научных отечественных школ, особенно в осуществлении прикладных исследований недопустимо. До сих пор продвигается подход к науке, требующий повышения количества статей, раскрывающих суть исследований, а не создания реальных ОИС для практического применения. Вузы и научные учреждения лишены инвестиционных возможностей формировать инновационные пояса со статусом свободных экономических зон (правами полного налогового и таможенного освобождения малых предприятий на пять лет) для формирования и развития инновационных предприятий.
Таким образом, пятый круг проблем и угроз является актуальнейшим для дальнейшего развития нефтяной отрасли. Необходимо применение комплексной государственной научно-технологической политики, через наставление действующих нефтяных компаний на путь соблюдения общественных интересов не сколько финансово, сколько технологически и институционально. Деньги сами по себе становятся не самым важным фактором выживания нефтяной отрасли, нужны знания, новые технологии и совместные прорывные и масштабные проекты с дружественными странами, необходима большая фундаментальная наука, восстановление прикладных исследований. Такой трудный, но единственно верный путь предстоит нефтяной отрасли России и Башкортостана в условиях установления потолка цен на нефть и нефтепродукты западными странами и деглобализацией.
Данное исследование выполнено в рамках государственного задания УФИЦ РАН № 075-01134-23-00 на 2023 г. и на плановый период 2024 и 2025 годов.
Библиографическая ссылка
Ахметов Т.Р. РИСКИ РАЗВИТИЯ ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСОВ РОССИИ И РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН В СВЯЗИ С САНКЦИЯМИ И ДЕГЛОБАЛИЗАЦИЕЙ // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2024. – № 2-2. – С. 158-162;URL: https://vaael.ru/ru/article/view?id=3254 (дата обращения: 21.11.2024).