Введение
С начала 2023 года налоговое законодательство Российской Федерации значительно изменилось. В налоговую систему Российской Федерации на постоянной основе вводится Единый налоговый платеж, который позволяет налогоплательщику исполнять совокупные обязательства по уплате налогов и сбором одним платежом.
Под Единым налоговым платежом понимаются денежные средства, перечисляемые налогоплательщиком в бюджетную систему РФ на счет Федерального казначейства, предназначенные для исполнения совокупной обязанности налогоплательщика, а также денежные средства, взысканные с налогоплательщика в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации [1].
Целью исследования является анализ единого налогового платежа и последствий его внедрения. Определение необходимости применения в Российской Федерации Единого налогового платежа.
Материалы и методы исследования
В качестве исследовательских методов использовались методы анализа статистических данных, анализа нормативных правовых актов и специальной литературы по теме исследования. Материалами для проведения исследования послужили открытые информационные источники, нормативные правовые акты, данные Федеральной налоговой службы Российской Федерации.
Результаты исследования и их обсуждение
Применение новой платежной системы налогоплательщиками обозначает то, что практически все платежи по налогам и страховым взносам, за исключением страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний будут уплачиваться единым налоговым платежом [4].
Введенная с 1 января 2023 года новая платежная система позволит налогоплательщику:
– сформировать единое сальдо расчетов;
– систематизировать результаты налоговых обязательств;
– перечислять средства универсальным платежным поручением [7].
В этот период казначейства открывают для налогоплательщиков специальный счет, он позволяет налогоплательщикам учитывать свои обязательства и исполнять их. Такой счет получил название Единый налоговый счет.
Изменение и своего рода совершенствование налогового законодательства по средствам внедрения единого налогового счета влечет за собой изменение в отношениях налоговых органов и субъектов хозяйствования. Как правило это повлекло изменение совокупности способов ведения бухгалтерского учета, то есть учетной политики в хозяйствующих субъектах.
Объектом научной работы выступает исследование состояния налоговой системы России до и после введения новой платежной системы для налогоплательщиков.
Предмет исследования – изучение преимущественных показателей использования Единого налогового платежа в Российской Федерации.
Целью работы является определение необходимости применения в Российской Федерации Единого налогового платежа.
Для достижения поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
– определить роль Единого налогового платежа в налоговой системе Российской Федерации;
– обозначить необходимость введения новой платежной системы;
– проанализировать преимущества Единого налогового платежа.
Теоретической и методологической основой исследования послужили: Налоговый кодекс Российской Федерации, труды выдающихся российских авторов: Д.Г. Черника и др., научные статьи по исследуемой теме, данные официальных сайтов Федеральной налоговой службы России.
В качестве элементов научной новизны выступает определение места Единого налогового платежа в современной налоговой системе Российской Федерации.
Практическая значимость результатов исследования, состоит изучении готовности налогоплательщиков перестроиться на новый уровень уплаты налогов в бюджет Российской Федерации.
Рассмотрим экономическое значение единого налогового платежа и его влияние на налоговую систему РФ. При принятии Федерального закона №263-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» в часть первую Налогового кодекса была введена статья 11.3 «Единый налоговый платеж. Единый налоговый счет».
Под Единым налоговым платежом понимается перечисление денежных средств единым платежным документом для ряда определенных налогов.
Смысл применения Единого налогового платежа заключается в том, что организациям и индивидуальным предпринимателям не придется определять нужный код бюджетной классификации (далее – КБК) и другие коды для каждого налогового платежа. Все налоги можно перечислять на один общий КБК, а инспекторы Федеральной налоговой службы спишут нужные суммы в уплату тех или иных налогов, взносов, пеней и штрафов.
Единым платежом уплачиваются те налоги, порядок уплаты которых установлен Налоговым кодексом Российской Федерации. Также остается перечень налогов, которые можно уплачивать с помощью Единого налогового платежа, так и с помощью отдельный платежных поручений:
– налог на профессиональный доход;
– сборы за пользование объектами животного мира;
– сборы за пользование объектами водных биологических ресурсов;
– утилизационный сбор;
– страховые взносы за периоды до 01.01. 2017 года.
Не уплачиваются с помощью Единого налогового платежа следующие виды налоговый платежей:
– налог на доходы физических лиц с выплат иностранцам, имеющих патент;
– различные виды пошлин, в том числе по которой суд не выдал исполнительный документ;
– административные штрафы [7].
Порядок погашения сумм налоговых обязательств организаций и индивидуальных предпринимателей будет исходить из того, что налогоплательщик указал в Налоговой декларации или в Налоговом уведомлении. Приоритет в погашении имеет недоимка с налога более раннего срока уплаты, она уплачивается первоочередно, далее оплачиваются текущие налоговые платежи, в последнюю очередь – пени, проценты и штрафы. Если на Если же денежных средств на Едином налоговом счете недостаточно, то платежи будут распределяться пропорционально суммам налоговых обязательств.
В таблице 1 рассмотрим изменения сроков уплаты основных налогов, уплачиваемых налогоплательщиками в Российской Федерации.
Как видно из таблицы 1, с 01 января 2023 года, срок уплаты для всех налоговых платежей становится единым – не позднее 28 числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. Важно отметить то, что введение Единого налогового платежа никак не скажется на сроках уплаты имущественных налогов для физических лиц. Срок уплаты для них остается прежним – не позднее 01 декабря года, следующего за налоговым периодом.
Таблица 1
Сроки уплаты налогов до и после применения Единого налогового платежа
№ п/п |
Наименование платежа |
Сроки уплаты до применения ЕНП |
Сроки уплаты после применения ЕНП |
1 |
2 |
3 |
4 |
1 |
Налог на добавленную стоимость |
Не позднее 25 числа каждого из трех месяцев, следующих за истекшим налоговым периодом |
Не позднее 28 числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом |
2 |
Акцизы |
Не позднее 25 числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом |
|
3 |
Налог на прибыль организаций |
Не позднее 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом |
|
4 |
Налог на доходы эфизических лиц |
Не позднее следующего дня за днем фактического получения в банке наличных денежных средств на выплату заработной платы |
|
5 |
Налог на имущество организаций |
Не позднее 01 марта года, следующего за налоговым периодом |
|
6 |
Транспортный налог |
Не позднее 01 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом |
|
7 |
Земельный налог |
Не позднее 01 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом |
Таблица 2
Особенности уплаты Налога на доходы физических лиц с 01 января 2023 года
№ п/п |
Дата исчисления и удержания налога |
Срок уплаты налога |
1 |
2 |
3 |
1 |
С 23 числа прошлого месяца по 22 число текущего |
Не позднее 28 числа текущего месяца |
2 |
С 23 по 31 декабря |
Не позднее последнего рабочего дня календарного года |
3 |
С 1 по 22 января |
Не позднее 28 января |
Сроки предоставления налоговой отчетности также становятся едиными – не позднее 25 числа месяца, следующего за отчетным.
Помимо единых сроков уплаты налогов и предоставления налоговой отчетности, существует особенность применения данных сроков для Налога на доходы физических лиц. Рассмотрим особенности уплаты налога на доходы физических лиц в таблице 2.
Сроки подачи расчета 6-НДФЛ:
– за квартал, полугодие и девять месяцев – не позднее 25 числа месяца, следующего за отчетным периодом;
– за год – не позднее 25 февраля года, следующего за налоговым периодом.
Весомым преимуществом является то, что компания не будет платить штрафы, если со дня крайнего срока уплаты налога до дня привлечения к ответственности на ее счете постоянно имелось положительное сальдо.
Чтобы перечислить Единый налоговый платеж в бюджет рекомендуются к использованию сервисы Федеральной налоговой службы России или бухгалтерской программе, где все реквизиты заполняются автоматически:
– в Личном кабинете или в бухгалтерской программе нужно заполнить только сумму платежа;
– в сервисе «Уплата налогов и пошлин» нужно заполнить ИНН/КПП плательщика и сумму платежа.
Одновременно, для упрощения распределения Единого налогового платежа, помимо всего вышеперечисленного, была введена новая форма документа – уведомление об исчисленных суммах налогов. В уведомлении содержатся только пять реквизитов (КПП, КБК, ОКТМО, отчетный период и сумма), что позволяет заменить большое количество платежных документов с множеством реквизитов. Одним уведомлением можно охватить сразу несколько отчетных периодов.
При этом, следует отметить, что непредоставление (неполное/несвоевременное предоставление) уведомления об исчисленных суммах налогов не позволит распределить денежные средства в бюджет, что однозначно приведет к начислению пени.
При заполнении уведомления об исчисленных суммах налогов могут возникать ошибки, в этом случае в налоговый орган налогоплательщиком направляется новое уведомление об исчисленных суммах в отношении обязанности, в рамках которой произошла ошибка, но с новыми реквизитами.
При этом необходимо обратить внимание на то, что в течение 2023 года у налогоплательщиков есть возможность не отправлять уведомление и продолжать представлять в банк платежный документ с заполненными реквизитами, а налоговая служба сама сформирует начисленные суммы. Однако здесь ключевым моментом является правильное заполнение платежного документа и указание статуса плательщика «02» (налоговый агент). Инспектор должен точно понимать, какой налог и в какой бюджет уплачивается, какой период оплаты и какая сумма должна быть уплачена, чтобы платежный документ был правильно обработан.
Естественным процессом в рамках функционирования механизма Единого налогового платежа является возникновение правовых коллизий и, как следствие, взысканий в результате проведения налоговых проверок Так, при осуществлении мероприятий налогового контроля полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами за период 2014 – 2022 годов проведено более 66 налоговых проверок. По состоянию на 01 июля 2022 года вынесено 37 решений с общей суммой доначислений налога на прибыль организаций (включая пени) 10 млрд рублей. Также уменьшены убытки на сумму 2,8 млрд рублей, что привело к увеличению суммы налога на прибыль к уплате в бюджет на 0,56 млрд рублей в налоговых периодах использования убытков в уменьшение налоговой базы.
Также, следует отметить, что 29 налоговых проверок находятся в стадии проведения и оформления результатов. Данная информация актуальна на ноябрь 2023 года.
За период 2019-2022 годов на плечи налогоплательщиков взвалилось множество трудностей. Инициаторами проблем стали два фактора: пандемия COVID-19 и специальная военная операция. Колоссальная поддержка государства, оказываемая организациям по всей стране, позволяет им вести свой бизнес в максимально облегченных для этого условиях.
Одной из самых значимых мер поддержки бизнеса со стороны Президента РФ и Правительства РФ стал комплекс инициатив по приостановлению осуществления выездных налоговых проверок.
Стоит отметить, что российские предприниматели получали поддержку со стороны государства в форме приостановки проверок организаций малого и среднего бизнеса до конца 2020 года. Возможность введения моратория на возбуждение дел о банкротстве так же была предусмотрена, что дало возможность сохранить рабочие места и сами предприятия с учетом того, что пандемия негативно повлияла на их финансовое состояние.
29 октября 2020 года Президент Российской Фкдерации В.В. Путин выдвинул предложение продлить действие данного моратория на 2021 год, а также увеличить на 3 месяца продолжительность отсрочки по налогам и страховым взносам для пострадавших на фоне пандемии коронавируса отраслей.
В сентябре 2021 года Председатель Правительства РФ М.В. Мишустин подписал Постановление о продлении моратория на 2022 год.
Кроме того, для обеспечения стабильности экономики в исключительных случаях Правительство РФ ввело мораторий на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами. Эти меры позволяют сохранить рабочие места и сами предприятия с учетом сложной финансовой ситуации из-за распространения коронавируса.
Что касается поддержки бизнеса со стороны Федеральной налоговой службы России, то к наиболее действенным мерам следует отнести IT-компаний до 3 марта 2025 года. Исключение составляют проверки, которые назначены с согласия руководства вышестоящего налогового органа или Федеральной налоговой службой России.
Такая мера принята в рамках государственной поддержки ИТ-бизнеса в условиях экономических и финансовых ограничений, а также во исполнение Указа Президента и по поручению Минфина России.
Рассмотрим данные о количестве прведенных выездных налоговых проверок в Российской Федерации за 2019-2022 года (таблица 3).
В связи с введением моратория на вызедые налоговые проверки, мы можем видеть как в 2020 году уменьшилось количество проверок на 3 204 ед. По мере снижения пика заболеваемости, когда организации свыклись жить в ритме пандемии бизнес возвращается на свой преждний уровень. Следовательно, мы видим как в 2021 году увеличивается количество выездных проверок на 1 960 ед., по сравнению с предыдущим годом (рисунок).
Сравнительно высокое количество выездных налоговых проверок в 1 полугодии 2022 года обусловлено завершением выездных налоговых проверок, назначенных в предыдущих периодах, в том числе приостановленных в период действия моратория, введенного в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 02.04. 2020 № 409 [7].
Таблица 3
Данные о выездных налоговых проверках в 2019-2022 гг.
Показатель |
2019, ед. |
2020, ед. |
2021, ед. |
Отклонение гр.4/гр.3 |
Темп прироста (+), снижения (-), % |
2022 на 01.11.2022), ед. |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Количество проведенных налоговых проверок |
9 364 |
6 160 |
8 120 |
1 960 |
31,82 |
8 031 |
Количество проведенных выездных налоговых проверок за период 2019-2022 гг.
Таблица 4
Результативность проведения камеральных налоговых проверок в 2020-2022 гг.
Показатель |
2020, млрд руб. |
2021, млрд руб. |
Январь-октябрь 2022, млрд руб. |
Отклонение гр.4/гр.3, млрд руб. |
Темп прироста (+), снижения (-), % |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Доначислено по результатам камеральных проверок |
52,4 |
89,2 |
63,1 |
-26,1 |
70,74 |
Поступило по результатам камеральных проверок |
16,3 |
40,3 |
50,7 |
10,4 |
125,81 |
Увеличено налоговых обязательств после получения требований о предоставлении пояснений/документов в процессе проведения камеральных проверок |
49,2 |
59,8 |
65,2 |
5,4 |
109,03 |
Проведение выездных и камеральных налоговых проверок позволяет не только проверять правильность оформления документации налогоплательщика но и обнаружить «недошедшие» до бюджета денежные средства (таблица 4).
С 2015 года, ФНС России запустила АСК НДС-2 – новую систему, которая позволила изменить налоговый контроль, автоматизировала бизнес-процессы и уменьшила субъективное влияние человеческого фактора при проведении проверок. Теперь Федеральная налоговая служба может определить размер неуплаченной суммы налога с использованием результатов обработки больших данных, основанных на системе АСК НДС-2.
Таким образом, ФНС России создает условия, при которых налогоплательщику выгоднее платить наоги, быть добросовестным, иметь положительную репутацию, которая позволяет выстраивать связи с контрагентами и взаимодействовать с государством.
Первый месяц действия единого налогового счета на территории Российской Федерации вызвал немало технических проблем.
Федеральная налоговая служба приостановила принудительное взыскание по отрицательному сальдо на едином налоговом счете, пока не пройдут индивидуальные сверки счетов налогоплательщиков. По состоянию на 30 января 2023 года, Федеральная налоговая служба обнаружила 454 ошибки. Такие сверки по платежам за отчетные периоды до 2023 года будут проводиться до 1 марта 2023 года.
До первого мая 2023 года и окончания декларационной кампании за 2022 год, Федеральная налоговая служба не привлекает к ответственности за непредоставление уведомлений об исчисленных суммах налогов и авансовых платежах по ним, сборов, страховых взносов в отношении отдельных видов налогов и сборов. Кроме того, до конца этого периода, введен мораторий на привлечение к налоговой ответственности за занижение налоговой базы, если такое занижение не было обнаружено в ходе налоговой проверки. Эти меры распространяются на платежи за отчетные периоды до 2023 года [8].
Еще одним кризисом молодого Единого налогового платежа стало решение вопросов, связанных с порядком поступления Налога на доходы физических лиц в бюджеты Российской Федерации.
Налог на доходы физических лиц (далее – НДФЛ) – это федеральный платеж, но его значимая часть формирует региональный, местный бюджеты. Инициатива по исключению его из состава Единого налогового платежа связывается с рядом причин, на которые ссылаются власти регионов. Во-первых, снизился размер региональных поступлений. За счет уплаченных сумм НДФЛ налоговая погашает иные платежи и долги. Из-за этого регионы лишаются серьезных сумм, недополучают НДФЛ. Во-вторых, срок уплаты (28-е число) для НДФЛ довольно поздний, что тоже не совсем удобно.
В связи с проблемой временного кассового разрыва в бюджетах регионов, Совет Федерации настаивал на совершенствовании механизма единого налогового счета. Министерство финансов поддержало предложения о выделении налога на доходы физических лиц из общего состава платежей по единому налоговому счету.
Министр финансов Антон Силуанов объявил, что налог на доходы физических лиц будет направляться непосредственно в соответствующие бюджеты, что защитит его от перераспределения для других видов налогов при зачислении единого налогового платежа в бюджетную систему [8].
Кроме того, было предложено ввести мораторий на сам Единый налоговый платеж, а именно:
- разработать альтернативные способы распределения поступающих налоговых сумм между федеральными и местными бюджетами;
- закрепить законодательно, что поступления от налога на доходы физических лиц не должны использоваться для погашения других налоговых задолженностей.
Из-за сложившейся ситуации, до 15 апреля 2023 года президент России поручил оценить работу единого налогового счета и, при необходимости, предложить улучшения. Налоговая служба должна в целях должного разрешения поднятых вопросов наладить обратную связь с налогоплательщиками.
Пока решение об исключении НДФЛ из состава Единого налогового платежа не принято, каждый плательщик перечисляет налог любым разрешенным способом:
– вместе с остальными бюджетными платежами раз за месяц в составе Единого налогового платежа и с уведомлением инспекции Федеральной налоговой службы об исчисленных суммах налогов и взносов.
– обычной платежкой с КБК для НДФЛ, без уведомления инспекции Федеральной налоговой службы об исчисленных суммах.
Заключение
Проведенное исследование позволило определить, Единый налоговый платеж выступает заменой платежей по отдельным кодам бюджетной классификации.
Механизм Единого налогового счета и Единого налогового платежа, запущенный с 1 января 2023 года, призван облегчить, а также сделать более прозрачной систему уплаты налогов, говорили в Федеральной налоговой службе. Его суть в том, что практически все налоги, взносы и сборы теперь перечисляются в качестве единого платежа, а все средства аккумулируются на едином счете и автоматически распределяются по налогам и бюджетам.
На фоне перехода на единый налоговый счет часть налогоплательщиков видели предварительные неактуальные данные в личных кабинетах на сайте Федеральной налоговой службы. Более 2 миллионов человек оббратились в ФНС с просьбой проверить состояния их счетов. На данный момент выявлено 454 случая реальных ошибок, связанных с некорректным расчетом. По остальным обращениям все еще проходит обработка.
Единый налоговый счет введен в действие для облегчения жизни налогоплательщиков, в данный момент можно говорить о неготовности данной платежной системы быть полностью внедренной в налоговую систему Российской Федерации.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что актуальность работы подтверждена, цель достигнута, задачи исследования выполнены.
Библиографическая ссылка
Маслова О.Л., Артёмова Н.В., Цыплова А.Ф., Денисова E.В. НЕОБХОДИМОСТЬ И ПРЕИМУЩЕСТВА ВВЕДЕНИЯ ЕДИНОГО НАЛОГОВОГО ПЛАТЕЖА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2024. – № 1. – С. 105-112;URL: https://vaael.ru/ru/article/view?id=3218 (дата обращения: 26.12.2024).