Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

СОВРЕМЕННЫЕ АСПЕКТЫ ЦЕЛЕВОЙ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ

Гневашева В.А. 1
1 Институт демографических исследований ФНИСЦ РАН
В статье рассматриваются вопросы целевой подготовки кадров в соответствии со сложившейся ситуацией на рынке труда и в свете обновления законодательства в рассматриваемой области. Стратегическим назначением целевой подготовки кадров определяется стремление сгладить диспропорции рынка труда и повысить востребованность кадров и их профессионализм. В этой связи приводятся теоретические и эмпирические оценки результативности целевых программ подготовки рабочей силы. Также представлены новые тренды занятости, которые в современных условиях все более усиливаются. Представлены распределения подготовки кадров по разным специальностям, а также по разным формам профессиональной подготовкой с оценкой уровня безработицы выпускников. Выборки рассматриваются по критериям уровня профессиональной подготовки, гендеру и местности проживания (город / село), даются дифференцированные отличительные особенности выявленных тенденций.
рабочая силы
профессиональное образование
подготовка кадров
целевые образовательные программы
рынок труда
1. Цели устойчивого развития ООН. URL: https://www.un.org/sustainabledevelopment/ru/sustainable-development-goals/ (дата обращения: 15.11.2023).
2. Международная конференция труда 109-я сессия. URL: https://www2019.ilo.org/moscow/news/WCMS_800341/lang--ru/index.htm (дата обращения: 25.11.2023).
3. Международная конференция труда 110-я сессия.URL: https://www.ilo.org/wcmsp5/groups/public/---ed_norm/---relconf/documents/meetingdocument/wcms_847676.pdf (дата обращения: 18.11.2023).
4. Бутенко О.Н. Целевая подготовка педагогических кадров – основной механизм подготовки и привлечения учителей в образовательные организации // Вестник Алтайского государственного педагогического университета. 2018. № 3 (36). С. 41-43.
5. Володин А.А. Процессно-целевое управление качеством подготовки студентов в вузе: автореф. дис. … докт. пед. наук. Москва, 2013.
6. Позднякова Т.В. Концепция формирования конкурентоспособности выпускников вузов на целевом рынке труда (на примере выпускников экономического профиля подготовки): автореф. дис. … канд. экон. наук. Омск, 2012.
7. Волошина Н.А., Базилевич Д.В. Формирование государственного заказа на целевую подготовку кадров в высокодотационных регионах РФ // Вестник Луганского государственного университета им. Вл. Даля. 2021. № 7(49). С. 48-51.
8. Патутина Е.С. Особенности использования целевой подготовки квалифицированных специалистов на региональном уровне // Вестник СамГУПС. 2018. № 2(40). С. 60-66.
9. Березовой В.В. Практика и результат адресной целевой подготовки // Аккредитация в образовании. 2013. № 3(63). С. 61.
10. Шарыкина Э.А., Вашурина Е.В., Барышникова М.Ю. Целевая модель университетов, обеспечивающих подготовку кадров для базовых отраслей экономики // Экономика и предпринимательство. 2021. № 9(134). С. 1153–1162.
11. Раилаф А.А. Система целевой подготовки как условие функционирования монопсонии на рынке труда // Теоретические и прикладные вопросы образования и науки: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции. 2014. С. 124–126.
12. Мохов А.А. О целевой подготовке медицинских кадров в РФ // Медицинское право. 2007. № 3. С. 51–55.
13. Овчинникова Л. П., Михелькевич В.Н. Целевая профессиональная подготовка студентов по виду инженерной деятельности // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2023. № 1(49). С. 162–168.
14. Информационный бюллетень. М.: ФГАНУ «Федеральный институт цифровой трансформации в сфере образования», 2022. 39 с.

Введение

Современные предпосылки профессионального обучения предполагают развитие навыков и обучение на протяжении всей жизни, что в свою очередь определяется как инвестиции в профессиональный и человеческий капитал. Глобальные факторы, влияющие на успешность и эффективность инвестиций, включают технологические изменения, изменение окружающей среды и климата, изменения в моделях глобализации и демографические сдвиги, а также внешние шоки, такие как, к примеру, пандемия COVID-19, что приводит к трансформации общества, экономики и сферы труда. Подобные преобразования могут способствовать развитию трудовых ресурсов и предприятий, но также могут иметь крайне негативные последствия, преимущественно в краткосрочном периоде, приводя к росту безработицы, изменению структуры занятости, социально-экономическим вызовам в отношении отдельных групп трудовых ресурсов, например: молодежи, что приводя к структурным диспропорциям взаимодействия рынка труда и прочих рынков приводит к диспропорциям как на самом рынке, так и как следствие к снижению эффективности функционирования прочих рынков.

Международные тренды развития трудовых ресурсов

Эффективные и инклюзивные системы повышения квалификации и обучения на протяжении всей жизни способствуют лучшему реагированию предложения навыков на текущие и будущие потребности рынка труда и, таким образом, служат ключевыми факторами развития человеческого потенциала, полному, продуктивному и свободному выбору сферы занятости и достойной работы для всех, что отражено в Целях устойчивого развития [1], в частности в ЦУР 4, 5 и 8. В соответствии со II Международной конференцией труда Международной организации труда (МОТ) на 109-й сессии [2] (2021 г.) была принята резолюцию касающаяся профессиональных навыков и обучения на протяжении всей жизни (Lifelong Learning (LLL)). В ней отражены основные принципы МОТ и подчеркивается ожидаемая результативность декларации для будущих сфер занятости. Подобные решения есть следствие глобального призыва МОТ к действиям по всеохватывающему, устойчивому и жизнестойкому восстановлению после кризиса COVID-19, ориентированным на человека.

Резолюция следующей Международной конференции труда в рамках 110-й сессии [3] (2022 год) подчеркнула важность качественного обучения. В резолюции отмечается, что на момент 2021 года изложены направления действий, которыми организации и органы управления должны руководствоваться в области повышения квалификации и обучения на протяжении всей жизни, а также предложена стратегия и план действий в области навыков и обучения на протяжении всей жизни. В период с 2021 года МОТ активно занимается внедрением рекомендаций по долгосрочному планированию в отношении развития трудовых ресурсов.

Представленная МОТ действующая стратегия развития трудовых ресурсов охватывает период 2022–2030 гг., в то время как непосредственный план мероприятий предполагается к реализации в период 2022–2025 гг.

Эффективное вовлечение всех заинтересованных сторон, включая организации работодателей, трудящихся и правительства, необходимо для разработки согласованной политики, в соответствии с которой образование, профессиональная подготовка и обучение на протяжении всей жизни являются неотъемлемой частью всеобъемлющей экономической, фискальной, социальной политики и программ на рынке труда.

Усовершенствованное управление, основанное на социальном диалоге, с четкими ролями и обязанностями, а также инновационные, прозрачные, справедливые и устойчивые механизмы финансирования играют центральную роль в практическом развитии навыков и обучении на протяжении всей жизни, чтобы не только отвечать интересам и ожиданиям людей в отношении преференций занятости, а также текущим и будущим потребностям рынка труда.

Цели устойчивого развития подчеркивают важность разработки, поддержки и оценки действующей политики, образовательной стратегии и системы обучения на протяжении всей жизни, основанную на общегосударственном подходе, посредством социального диалога, опирающегося на сильные, автономные и подотчетные институты и координацию между всеми заинтересованными сторонами. Важно усиление согласованности политики в области профессиональной подготовки на протяжении всей жизни с другими государственными структурами и в соответствии с внешними вызовами, в частности с последствиями COVID-19, других кризисов, направленное на содействие полной, продуктивной и свободной занятости и достойному труду для всех путем обеспечения всеобщего доступа к программам повышения квалификации и профессионального обучению на протяжении всей жизни, а также созданию справедливого и инклюзивного рынка труда с поощрением связей между образованием, занятостью и производительностью. В этой связи одним из ключевых вопросов выступает вопрос мониторинга и оценки политики, стратегий и программ в области развития профессиональных навыков и программ обучения на протяжении всей жизни и координации со всеми заинтересованными сторонами, что сопряжено с необходимостью разработки инновационных, прозрачных, справедливых и устойчивых механизмов финансирования, включая схемы стимулирования учащихся и предприятий, с эффективным распределением средств и управлением ими в сотрудничестве с социальными партнерами; создания надежных систем обеспечения качества, динамической оценки и сертификации навыков и компетенций, непрерывности образования и развития карьеры на протяжении всей жизни для расширения возможностей молодежи и старшего поколения при участии социальных партнеров.

Теоретические предпосылки

Среди отечественных исследований в области целевой подготовки кадров последний лет можно отметить следующие. Изучение целевой подготовки педагогических кадров как основного механизма подготовки и привлечения учителей в образовательные организации, представленное Бутенко О.Н. [4]. В статье рассматриваются организационные и содержательные аспекты целевой подготовки педагогических работников на примере вуза с постановкой стратегических задач развития механизма целевой подготовки с учетом требований и потребностей времени. Исследование носит практически ориентированный характер.

Диссертационное исследование Володина А.А. [5] раскрывает особенности процессно-целевого управления качеством подготовки студентов в вузе.

В диссертационном исследовании Поздняковой Т.В. представлена концепция формирования конкурентоспособности выпускников вузов на целевом рынке труда (на примере выпускников экономического профиля подготовки) [6].

В статье Кузнецова И.Р. (в соавторстве) рассматривается целевая подготовка кадров для организаций ОПК, в частности акцент сделан на изучении подготовки магистров для оборонной промышленности, с целью определения перспектив трудоустройства и взаимодействия с работодателем.

В статье «Формирование государственного заказа на целевую подготовку кадров в высокодотационных регионах РФ» Волошиновой Н.А. [7] (в соавторстве) изучаются вопросы, связанные с проблемами высшего образования в высокодотационных регионах РФ, а также представлена модель формирования государственного заказа на целевую подготовку кадров, с целью возможностей последующей регулировки процесса подготовки кадров и трудоустройства.

В своем исследовании Патутина Е.С. [8] изучает особенности использования целевой подготовки квалифицированных специалистов на региональном уровне. В статье, в частности, представлены особенности обучения студентов очной формы вуза на региональном уровне. Автор изучает изменения в сфере образования в период с 1930 г., благодаря проведенному ретроспективному анализу, автором определяются возможности и недостатки действующей системы подготовки кадров.

В статье Березового В.В. [9] «Практика и результат адресной целевой подготовки» представлен анализ системы целевой подготовки кадров в Республике Саха (Якутия) по заказам предприятий, анализируется накопленный опыт взаимодействия вузов и работодателей.

Целевая модель университетов, обеспечивающая подготовку кадров для базовых отраслей экономики представлена в исследовании Шарыкиной Э.А. [10] (в соавторстве). Авторы оценивают роль вузов в системе регионального развития в соответствии с меняющимися внешними социально-экономическими условиями. Методологической основой исследования служат теоретические подходы к осмыслению «третьей миссии» университетов и их феномена для регионального развития и развития цифровой экономики. Авторами обосновывается критериальная система оценки эффективности реализации программ развития региональных университетов базовых отраслей и базовых отраслевых университетов, приводится критериальный подход соответствующей оценки.

Раилаф А.А. [11] в своем исследовании определяет систему целевой подготовки как условие функционирования монопсонии на рынке труда.

О целевой подготовке медицинских кадров в РФ пишет Мохов А.А. [12]

Идеи целевой профессиональной подготовки студентов по виду инженерной деятельности оцениваются Овчинниковой Л. П. (в соавторстве) [13]. Авторы описывают традиционную систему инженерного образования и предлагают ее трансформировать в сторону дифференцированного формирования у студентов транспортного вуза, личностно ориентированных по видам инженерной деятельности профессиональных компетенций.

Представленные исследования не столь популярны в исследовательском поле и носят как правило фрагментарный, регионально или вуз ориентированный подход. Вместе с тем проблемы подготовки кадров являются системными как для системы профессиональной подготовки, так и для рынка труда.

Аспекты целевой подготовки кадров в РФ

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 13 октября 2020 г. № 1681 «О целевом обучении по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования» было утверждено положение о целевом обучении по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования, правила установления квот приема и целевого обучения по образовательным программам высшего образования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета; определение типовой формы договора о целевом обучении по образовательной программе среднего профессионального или высшего образования.

Государственные органы, органы власти субъекта РФ, органы местного самоуправления или юридическое лицо должны обеспечивать поддержку обучаемого во время обучения. Это может включать материальное поощрение, оплату дополнительных платных образовательных услуг, предоставление жилого помещения и других мер. С другой стороны, обучаемый должен выполнять обязательства по осуществлению трудовой деятельности в течение не менее 3 лет в соответствии с полученной квалификацией. Договор о целевом обучении заключается в письменной форме. В нем указываются характеристики образовательной программы, такие как уровень образования, профессия, специальность, форма обучения и т. д. Требования к успеваемости и последствия их неисполнения также могут быть установлены в договоре. Если гражданин не выполняет требования к успеваемости, договор может быть расторгнут или меры поддержки могут быть сокращены. Договор о целевом обучении также определяет срок поступления на обучение.

Договор о целевом обучении определяет, что заказчик будет трудоустроен гражданина путем заключения трудового договора на неопределенный срок или на срок не менее 3 лет, либо между гражданином и организацией-работодателем. В договоре также указывается место осуществления трудовой деятельности, либо гражданин будет трудоустроен в организацию-заказчика, либо в организацию-работодателя, включенную в договор о целевом обучении, а также указывается характер деятельности и функция, которую будет выполнять гражданин. Договор также может содержать условия оплаты труда гражданина в период его трудовой деятельности. В случае неисполнения обязательств по обучению и/или трудоустройству гражданин обязан возместить заказчику все расходы, связанные с предоставлением мер поддержки. Внесение изменений в договор о целевом обучении, включая место осуществления трудовой деятельности, осуществляется по соглашению сторон. Во время прохождения военной службы по призыву выполнение обязательств по трудовой деятельности приостанавливается. Прием на целевое обучение происходит в пределах установленной квоты для федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов, в соответствии с договором о целевом обучении между гражданином и заказчиком.

На сегодняшний день ряд отраслей экономики РФ перешли на активное использование целевой подготовки специалистов.

Так целевая подготовка специалистов для организаций атомной отрасли осуществляется за счет средств федерального бюджета в рамках реализации государственного плана подготовки кадров со средним профессиональным и высшим образованием для организаций оборонно-промышленного комплекса (далее – ОПК). Порядок реализации государственного плана утверждён совместным приказом Минобрнауки России, Минпромторга России, Госкорпорации «Росатом» и Госкорпорации «Роскосмос».

Перечень образовательных организаций, осуществляющих подготовку кадров для организаций ОПК, утверждён приказом Минобрнауки России от 06.07.2015 № 669. Перечни специальностей и направлений подготовки, по которым осуществляется подготовка кадров со средним профессиональным и высшим образованием для организаций ОПК, утверждён приказом Минобрнауки России от 24.06.2015 № 619.

Среди очевидных преимуществ целевой подготовки следует отметить:

• обучение на бюджетной основе;

• отдельный конкурс в вузе;

• зачисление на целевые места граждан, успешно прошедших вступительные испытания, происходит до зачисления абитуриентов «первой волны»;

• возможность получения повышенной стипендии в период обучения;

• гарантированное место прохождения производственной и преддипломной практики в период обучения;

• гарантированное трудоустройство после завершения обучения в вузе на ведущие предприятия атомной отрасли.

Целевое обучение представляет собой получение гражданином профессионального образования в соответствии с договором, предусматривающим трудоустройство гражданина по завершению обучения и осуществление им трудовой деятельности в соответствии с полученной квалификацией.

Общий порядок целевого обучения, предусмотренный Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», предусматривает подготовку кадров с любого курса обучения в соответствии с потребностью работодателя. По завершении обучения выпускник обязан трудоустроиться согласно условиям договора на целевое обучение.

В соответствии с Мониторингом качества подготовки кадров [14] по данным сети образовательных организаций, реализующих программы СПО отмечается, что реализация программ среднего профессионального образования на момент 2022 г. осуществляется в 4 572 образовательных организациях и филиалах, в том числе: в 3 217 профессиональных образовательных организациях и 592 их филиалах; в 340 образовательных организациях высшего образования и 423 филиалах образовательных организаций высшего образования. Число образовательных организаций и филиалов, реализующих программы среднего профессионального образования, расположенных на территории Российской Федерации, в расчете на 100 тысяч населения в возрасте 15–19 лет составляет 61,5, в том числе профессиональных образовательных организаций и их филиалов – 51,2. В сельской местности расположены 484 профессиональные образовательные организации (12,7% от общего числа).

Контингент обучающихся по образовательным программам среднего профессионального образования составляет 3 424 996 человек (увеличение относительно предыдущего отчетного периода на 2,8%). Основная часть контингента – 81,3% – обучается в профессиональных образовательных организациях. 3 089,8 тыс. человек (90,2% от общей численности студентов программ среднего профессионального образования) обучаются в государственных и муниципальных образовательных организациях, 335,2 тыс. человек – в частных образовательных организациях. В сравнении с предшествующим отчетным периодом доля численности обучающихся в частных образовательных организациях возросла с 8,8% до 9,8% от общей численности студентов. 87,0% обучающихся получают образование по очной форме обучения. Тенденция роста контингента студентов образовательных программ среднего профессионального образования наблюдается во всех федеральных округах Российской Федерации, кроме Северо-Кавказского (рис. 1).

Доля студентов, которые получают образование за счет государственных средств, сократилась и составляет 66,2% от общего числа студентов. В профессиональных учебных заведениях этот показатель немного выше и составляет 71,8%. Основная нагрузка лежит на бюджетах региональных властей, за счет которых обучается 58,8% студентов от общего числа.

missing image file

Рис. 1. Динамика контингента обучающихся по программам СПО в разрезе федеральных округов (чел.) [14]

Мы готовим специалистов по 215 профессиям и 263 специальностям среднего профессионального образования. Наименьший выбор профессий и специальностей предлагают образовательные организации в Чукотском автономном округе (25 профессий и специальностей), Ненецком автономном округе (37), Еврейском автономном округе (50), Карачаево-Черкесской Республике (56), Республике Ингушетия (27). В Москве, Санкт-Петербурге, Свердловской области, Республике Башкортостан и Пермском крае доступно более 225 различных профессий и специальностей. Из общего числа доступных профессий и специальностей есть 38 профессий и 3 специальности, которые могут быть получены только в одном из регионов Российской Федерации.

В Москве, Новосибирске, Ростов-на-Дону, Перми, Иркутске, Владивостоке и Томске реализуются разнообразные образовательные программы среднего профессионального образования по разным областям наук. Однако в 47 городах и поселках городского типа с населением более 10 тыс. человек представлена только одна отрасль наук. В более чем 200 городах и поселках с населением более 10 тыс. человек в 58 субъектах России отсутствуют образовательные организации или филиалы, которые реализуют программы среднего профессионального образования.

Обучающиеся, которые проходят программы подготовки квалифицированных рабочих и служащих, составляют 16,8% от общего числа обучающихся. А 83,2% составляют учащиеся по программам подготовки специалистов среднего звена. В профессиональных образовательных организациях соотношение числа обучающихся по уровням образовательных программ составляет 20,4% для программ подготовки квалифицированных рабочих и служащих, и 79,6% для программ подготовки специалистов среднего звена.

Менее 50% студентов программ среднего профессионального образования занимаются в области знаний «Инженерное дело, технологии и технические науки», в то время как группа «Науки об обществе» имеет второе по численности количество студентов (23,9%). Наименее многочисленная группа студентов – это «Математические и естественные науки».

Согласно группировке образовательных учреждений, предлагающих программы среднего профессионального образования по преследуемым целям работодателей, 42,3% студентов получают образование на программе, предназначенной для малых бизнесов и сферы услуг. 23% студентов обучаются в учебных заведениях, специализирующихся на подготовке кадров для крупного производства, а также в организациях, ориентированных на подготовку кадров для социально значимых служб (здравоохранение, образование, обеспечение безопасности и правопорядка).

Из 1355 организаций с отраслевой спецификой 1054 (77,8%) находятся под контролем местных властей и субъектов Российской Федерации, 59 (4,4%) являются частными, а остальные организации подчинены федеральным органам исполнительной власти и другим государственным агентствам. 39,0% образовательных учреждений имеют многопрофильный характер, то есть не имеют явного преобладания программ в определенной отрасли.

За отчетный период количество студентов, поступивших на программы среднего профессионального образования, составило 1 074,4 тыс. человек, что на 3,4% меньше, чем в предыдущем периоде. Средний балл аттестата абитуриентов, зачисленных на очную форму обучения, составляет 3,94. Этот показатель различается в зависимости от уровня образовательных программ: 4,03 для программ подготовки специалистов среднего звена и 3,65 для программ подготовки квалифицированных рабочих и служащих. Среди принятых студентов 46,1% имеют средний балл аттестата не ниже 4. Конкурс между заявлениями на обучение на очной форме по всем профессиям и специальностям среднего профессионального образования составил 2,8 заявления на одно место, финансируемое из бюджета.

Наиболее важными показателями эффективности управления в сфере образования является доступность бесплатного качественного среднего профессионального образования. Для достижения этой доступности необходимо увеличение количества бюджетных мест в образовательных организациях среднего профессионального образования, чтобы больше студентов имели возможность получить образование в этих учреждениях. Также важным фактором является наличие широкой сети образовательных организаций и их филиалов, чтобы учебные заведения были доступны для студентов в разных регионах. Увеличение количества мест в общежитиях также способствует повышению доступности образования. Также необходимо установить стоимость обучения, которая будет соответствовать платежеспособному спросу населения. Другой важный фактор – поддержка государства для обучающихся. В общем, 46,1% молодежи в возрасте 15–19 лет получает образование в образовательных организациях среднего профессионального образования, а 37,5% – в профессиональных образовательных учреждениях. На тысячу человек приходится 305,1 бюджетных мест в учреждениях среднего профессионального образования, включая 269,1 мест в профессиональных образовательных учреждениях. Более 178,3 тыс. студентов (5,2% от общего числа) обучаются в учреждениях, расположенных в сельской местности, из которых 155,5 тыс. – на очной форме обучения. Средняя государственная академическая стипендия составляет 877,5 рублей, а в профессиональных образовательных учреждениях – 840,8 рублей. Доля студентов, которые проживают в общежитиях в профессиональных образовательных учреждениях Российской Федерации, составляет 91,3%.

В 2020 году был утвержден список ТОП-50 новых и перспективных профессий, которые являются наиболее востребованными на рынке труда. Для подготовки кадров по программам из этого списка в настоящее время существует 3532 образовательных организации, предлагающих образовательные программы среднего профессионального образования. Это составляет 77,3% от общего количества таких организаций. Из них 3 107 являются профессиональными образовательными организациями (81,6%), а 425 – образовательными организациями высшего образования (55,7%).

Самое большое количество профессиональных образовательных организаций, занимающихся подготовкой кадров по востребованным профессиям и специальностям в современной экономике, находится в Республике Башкортостан (116), Свердловской (108), Ростовской (102) областях, Краснодарском крае (101) и Республике Татарстан (85).

В образовательных организациях, которые не связаны с конкретными отраслями, доля студентов, обучающихся по профессиям и специальностям из списка ТОП-50, составляет 32,5% от общего числа студентов.

Для достижения соответствия квалификации выпускников программ СПО потребностям национальной и региональной экономики применяются практикоориентированные методы обучения, которые позволяют развивать умения, востребованные в различных сферах социальной и профессиональной практики. Для этого используются различные механизмы, такие как дуальная модель обучения, проведение занятий на предприятиях и организациях, наставничество и целевое обучение.

Всего 1,79% студентов обучаются на основе договоров о целевом обучении, что немного ниже, чем в предыдущем отчетном периоде (1,9%). Однако в профессиональных образовательных организациях этот показатель составляет 1,82%, что выше среднероссийского уровня. Договоры о целевом обучении заключены в 859 профессиональных образовательных организациях, что составляет 22,6% от общего числа.

Дуальная модель обучения использовалась в 424 профессиональных образовательных организациях, что составляет 11,1% от их общего числа. А доля студентов, обучающихся по этой модели, составляет 4,6% от всех образовательных организаций, предлагающих программы среднего профессионального образования, и 4,2% от всей совокупности образовательных организаций (табл. 1).

В 1875 профессиональных образовательных организациях (что составляет 49,2% от общего числа) реализуется модель наставничества, где более опытные и компетентные участники (наставники) помогают и направляют менее опытных участников в решении конкретных практических задач. Из этих организаций, в 1307 из них такие функции выполняют работники организаций и предприятий реального сектора экономики и социальной сферы, которые занимаются деятельностью, связанной с профилем реализуемых образовательных программ.

Выбор места обучения абитуриентами обусловлен доступностью определенного направления обучения, соответствующего их интересам и способностям. Этот выбор также учитывает перспективы будущего трудоустройства, уровень подготовки кадров и индивидуальные возможности. Доля студентов, которые получили свое предыдущее образование в другом регионе и поступили на программы среднего профессионального образования, составляет 10,6% от общего числа студентов, поступивших на эти программы обучения.

missing image file

Рис. 2. Характеристики системы высшего образования РФ, 2023 г. Источник: URL:https://monitoring.miccedu.ru/?m=vpo

Таблица 1

Показатели реализации практико-ориентированного обучения в разрезе целевой направленности образовательных организаций

missing image file

Таблица 2

Распределение выпускников, окончивших образовательные организации (тыс. чел. / %), 2019–2021 гг.

 

Численность рабочей силы – всего (тыс. чел. / %)

в том числе

Числен. лиц, не входящих в состав рабочей силы (%)

занятые

(%)

безработные

(%)

Всего

3017,3

92,08

7,92

14,39

в т.ч. по уровню образования:

       

высшее

1615,5 / 53,54

92,74

7,25

13,2

среднее профессиональное:

       

по программе подготовки специалистов среднего звена

964,9 / 31,97

91,26

8,72

15,86

по программе подготовки квалифицированных рабочих (служащих)

437,0 / 14,48

91,44

8,53

15,51

Мужчины

1537,7 / 50,96

92,25

7,74

10,01

в том числе по уровню образования:

       

высшее

741,1 / 48,19

93,19

6,8

8,97

среднее профессиональное

796,5 / 51,79

91,38

8,62

10,97

Женщины

1479,6 / 49,03

91,92

8,09

18,95

в том числе по уровню образования:

       

высшее

874,4 / 59,09

92,34

7,63

16,81

среднее профессиональное:

605,2 / 40,9

91,29

8,74

22,04

Город

2253,3 / 74,68

92,73

7,26

12,99

в том числе по уровню образования:

       

высшее

1299,1 / 57,65

93,2

6,79

12,32

среднее профессиональное:

954,1 / 42,34

92,12

7,89

13,92

Село

764,0 / 25,32

90,16

9,84

18,51

в том числе по уровню образования:

       

высшее

316,3 / 41,4

90,86

9,14

16,85

среднее профессиональное:

447,6 / 58,59

89,67

10,37

19,66

Источник: рассчитано по данным Федеральной службы государственной статистики. URL:https://rosstat.gov.ru/labour_force

В организациях высшего образования, которые также реализуют программы среднего профессионального образования, эта цифра значительно выше и составляет 17,0%. При рассмотрении отдельных секторов образования наибольшая миграционная активность наблюдается в организациях, специализирующихся на спорте высоких достижений (более 21,4%), тогда как в организациях, подготавливающих кадры для крупных производственных предприятий и градообразующих предприятий, эта активность наименьшая (менее 10%) (рис. 2).

Оценивая официальные данные Федеральной службы государственной статистики по взаимодействию рынка труда и сектора профессионального образования (табл. 2) важно отметить ряд сложившихся тенденций.

При общем уровне участия в рабочей силе в 87,4% уровень занятости составляет 92,08%, при этом те, кто имеет высшее образование из числа рабочей силы это примерно половина от всей численности рабочей силы (53,54%), а трудовые ресурсы со средним профессиональным образованием по программам подготовки квалифицированных рабочих – менее четверти (14,48%).

Таблица 3

Соответствие работы трудоустроенных выпускников 2019–2021 гг. выпуска специальности, полученной в образовательной организации высшего образования (тыс. чел.) (популярные позиции)

 

Всего

В процентах

связана

не связана

Высшее

1498,3

72

28

Математика и механика

17,4

69

31

Науки о Земле

21,0

62

38

Архитектура

24,7

60

40

Техника и технологии строительства

34,3

70

30

Информатика и вычислительная техника

93,3

78

22

Информационная безопасность

14,5

88

12

Электроника, радиотехника и системы связи

15,9

71

29

Электро- и теплоэнергетика

40,4

79

21

Машиностроение

43,4

61

39

Прикладная геология, горное дело, нефтегазовое дело и геодезия

34,3

75

25

Техника и технологии наземного транспорта

26,2

67

33

Клиническая медицина

65,7

97

3

Фармация

9,4

91

9

Сестринское дело

7,5

93

7

Ветеринария

6,4

92

8

Сельское, лесное и рыбное хозяйство

22,7

53

47

Психологические науки

27,4

71

29

Экономика и управление

387,1

64

36

Социология и социальная работа

12,8

44

56

Юриспруденция

179,6

72

28

СМИ и информационно-библиотечное дело

21,1

64

36

Сервис и туризм

26,5

57

43

Образование и педагогические науки

148,5

83

17

Языкознание и литературоведение

25,4

70

30

Физическая культура и спорт

23,2

89

11

Изобразительное и прикладные виды искусств

19,1

71

29

Источник: официальные данные Федеральной службы государственной статистики. URL:https://rosstat.gov.ru/labour_force.

Таблица 4

Уровень безработицы выпускников образовательных организаций высшего и среднего профессионального образования 2019–2021 гг. выпуска (в %)

 

Выпускники 2019 г.

Выпускники 2020 г.

Выпускники 2021 г.

Всего

5,8

7,1

11,2

имеют уровень образования:

     

высшее

5,2

6,1

10,9

среднее профессиональное:

     

по программе подготовки специалистов среднего звена

6,5

8,3

11,4

по программе подготовки квалифицированных рабочих (служащих)

6,5

8,2

11,9

Мужчины

5,3

7,2

11,0

имеют уровень образования:

     

высшее

4,5

5,8

10,3

среднее профессиональное:

     

по программе подготовки специалистов среднего звена

6,0

8,8

12,1

по программе подготовки квалифицированных рабочих (служащих)

6,4

7,8

11,0

Женщины

6,2

7,1

11,3

имеют уровень образования:

     

высшее

5,8

6,3

11,3

среднее профессиональное:

     

по программе подготовки специалистов среднего звена

7,0

7,9

10,6

по программе подготовки квалифицированных рабочих (служащих)

6,9

9,2

14,4

Город

5,4

6,5

10,2

имеют уровень образования:

     

высшее

4,7

6,1

10,0

среднее профессиональное:

     

по программе подготовки специалистов среднего звена

6,2

7,6

10,2

по программе подготовки квалифицированных рабочих (служащих)

6,5

6,0

11,6

Село

7,0

8,9

13,7

имеют уровень образования:

     

высшее

7,2

6,1

13,9

среднее профессиональное:

     

по программе подготовки специалистов среднего звена

7,2

9,9

14,1

по программе подготовки квалифицированных рабочих (служащих)

6,4

12,0

12,4

Источник: официальные данные Федеральной службы государственной статистики. URL:https://rosstat.gov.ru/labour_force.

В гендерном распределении рабочая силу представлена чуть большим количеством мужской части населения (50,96%), среди которых чуть больше тех, кто имеет среднее профессиональное образование (51,79%). Среди женщин в большей степени распространено получение высшего профессионального образования (59,09%).

Рабочая сила, преимущественно, формируется из городского населения (74,68%), среди которых больше тех, кто имеет высшее профессиональное образование (57,65%). Жители сельской местности в большей степени склонны получать среднее профессиональное образование, поэтому доля тех, кто обладает высшим образованием 41,4%.

При общем уровне безработицы 7,92%, безработица среди мужского населения сравнительно ниже – 7,74%, в сопоставлении с женской безработицей в 8,09%. В территориальном распределении большая доля безработных представлена в сельской местности – 9,84%, по сравнению с городом, где данный показатель составляет 7,26%.

Оценивая уровень соответствия работы трудоустроенных выпускников, по данным Федеральной службы государственной статистики, специальности, полученной в образовательной организации высшего образования, в целом стоит отметить, что только в 72% случаях специальность подготовки совпадает с той, по которой трудоустроен выпускник. Среди специальностей, которые максимально связаны с местом трудоустройства выпускников стоит отметить следующие: клиническая медицина (97%), сестринское дело (93%), ветеринария (92%), фармация (91%), физическая культура и спорт (89%) и информационная безопасность (88%). Среди тех специальностей, получение которых в меньшей степени сопровождается трудоустройством в данной сфере отметим следующие: сельское, лесное и рыбное хозяйство (53%); сервис и туризм (57%); архитектура (60%); машиностроение (61%); науки о Земле (62%); экономика и управление (64%) (табл. 3).

Среди выпускников образовательных организаций высшего и среднего профессионального образования за период 2019-2021 гг. 11,2% на момент 2021 г. по отношению к выпуску являются безработными, причем данный показатель определяется стремительным ростом за последние три года: с 5,8% в 2019 году до 11,2% в 2021, что несомненно является поводом для изучения и принятия управленческих мер (табл. 4). Данная тенденция не зависит от уровня профессионального образования, примерно схожие тенденции представлены как для выпускников высших учебных заведений (5,2– 6,1 – 10,9% в 2019 – 2020 – 2021 г. соответственно), так для выпускников программ подготовки специалистов среднего звена (6,5 – 8,3 – 11,4% по годам соответственно).

Отличительные особенности по категориям безработных выпускников отмечаются для женщин с образованием по программам подготовки специалистов среднего звена – 14,4%, а также для выпускников из сельской местности с высшим (13,9%) и средним специальным образованием (14,1%). Но в целом по всем категориям прослеживается существенный рост безработных среди выпускников, что подтверждает необходимость применения программ целевой подготовки кадров.

Заключение

Для достижения адресной подготовки кадров вузы планируют расширять использование механизма целевого обучения, особенно в области инженерных специальностей.

Минобрнауки России считает целесообразным заключать целевые договоры с поступающими и уже обучающимися вузов на инженерных специальностях, чтобы обеспечить адресную подготовку кадров. Ведомство также отмечает, что выбор специальности зависит не только от доступности высшего образования и возможности целевого обучения, но и от трудоустройства, конкурентоспособной заработной платы и благоприятной социальной среды.

В министерстве сообщают, что численность студентов на разных курсах инженерных специальностей по программам бакалавриата, магистратуры и специалитета на целевом обучении составляет 67385 человек. Основным инструментом целевого обучения является прием на бюджетные места в рамках квоты для целевого обучения.

Однако низкий проходной балл для таких студентов может привести к недостаточному уровню подготовки, что вызывает определенные опасения в долгосрочной перспективе. В настоящее время заказчики целевого обучения не имеют возможности контролировать и влиять на процесс обучения целевиков.


Библиографическая ссылка

Гневашева В.А. СОВРЕМЕННЫЕ АСПЕКТЫ ЦЕЛЕВОЙ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2024. – № 1. – С. 24-36;
URL: https://vaael.ru/ru/article/view?id=3206 (дата обращения: 19.07.2024).