Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

ТРАНСПОРТНЫЙ КОМПЛЕКС КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ ТУРИСТСКОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ СТРАНЫ

Ванус Рехам 1 Прядко И.А. 1
1 ФГАОУ ВО «Южный федеральный университет»
В статье рассматривается транспортный комплекс туристской инфраструктуры страны. Рассказывается, что эффективное транспортное сообщение считается неотъемлемой частью успешного туристического опыта. Раскрывается идея проекта во взаимовыгодном сотрудничестве туристических агентств, транспортных компаний с государством, а также стимулирование спроса на определенные направления. В работе анализируется роль транспортного комплекса в обеспечении доступности туристических объектов и достопримечательностей, а также в повышении уровня комфорта и безопасности путешествий. Исследование показывает, что развитие транспортного комплекса является ключевым фактором для успешного управления туризма в стране. Улучшение доступности и комфорта транспортных услуг способствует привлечению большего числа туристов, а также способствует развитию экономики и повышению уровня жизни местного населения.
туризм
транспорт
транспортный комплекс мобильность
маркетплейс
цифровизация
развитие
1. Ассоциация туроператоров России. URL: https://members.atorus.ru/ (дата обращения: 15.11.2023).
2. Бутко И.И. Туризм. Транспортные туры и круизы: учебное пособие. Ростов-н/Д: Феникс, 2020. 332 с.
3. Варелопуло Г.А. Организация движения и перевозок на городском пассажирском транспорте. М.: Транспорт, 2021. 208 с.
4. Левитин И.Е. Государственно-частное партнерство и транспортная инфраструктура // Транспорт Российской Федерации. Журнал о науке, практике, экономике. 2006. №7. С. 2-5.
5. Пенкин М.А. Методы оптимизации транспортной инфраструктуры // Экономика и социум. 2018. №7 (50). С. 147-154.
6. Российский союз туриндустрии. URL: https://rostourunion.ru/ (дата обращения: 25.10.2023).

Введение

Транспортная сеть России включает в себя около 88 тысяч километров железнодорожного полотна, более 755 тысяч километров дорог с твердым покрытием, более 600 тысяч километров воздушных линий, 70 тысяч километров магистральных нефтепроводов, более 140 тысяч километров Газопроводы, 115 тысяч километров речных судоходных путей.

Целью статьи «Транспортный комплекс как составляющая туристической инфраструктуры страны» состоит в исследовании роли транспортного комплекса в качестве важной составляющей туристической инфраструктуры страны.

Материал и методы исследования

Различные виды транспорта привлекают большое внимание со стороны стран за их жизненно важную роль в реализации проектов экономического и социального развития, и роль транспорта проявилась в непосредственном воздействии на туристическую деятельность, учитывая, что туризм зависит от перемещения людей между археологическими и религиозными туристическими объектами, поэтому мы считаем, что транспортные услуги играют важную роль в процветании и успехе туризма, потому что доступность и развитие быстрых и удобных транспортных средств способствовали успеху туристических районов. Различные виды транспорта можно в целом разделить на: воздушный, наземный и водный. Основные же транспортные средства приставлены на рисунке 1.

Транспортная сеть России включает в себя около 88 тысяч километров железнодорожного полотна, более 755 тысяч километров дорог с твердым покрытием, более 600 тысяч километров воздушных линий, 70 тысяч километров магистральных нефтепроводов, более 140 тысяч километров Газопроводы, 115 тысяч километров речных судоходных путей.

missing image file

Рис. 1. Основные транспортные средства, используемые в туристической деятельности

Таблица 1

Протяженность путей сообщения по территории РФ

 

2017

2018

2019

2020

2021

2022

2023

Эксплуатационная длина железнодорожных путей общего пользования, тыс. км

86,4

86,5

86,6

87,0

87,0

87,0

88,0

Протяженность автомобильных дорог общего пользования, тыс. км

1 498

1 507

1 532

1 542

1 554

1 566

1 499

Эксплуатационная длина трамвайных путей, тыс. км

2,5

2,5

2,4

2,4

2,4

2,4

2,4

Эксплуатационная длина троллейбусных линий, тыс. км

5,3

5,2

5,1

5,1

4,5

4,4

4,3

Эксплуатационная длина путей метрополитена, тыс. км

0,532

0,542

0,582

0,602

0,616

0,634

0,635

Протяженность газопроводов (на конец года), тыс. км

179,3

179,8

179,5

182,0

183,7

185,2

186,1

Протяженность нефтепроводов (на конец года), тыс. км

54,2

53,4

53,4

53,4

53,6

53,5

53,4

Протяженность нефтепродуктопроводов (на конец года), тыс. км

16,6

17,3

17,1

16,8

17,2

17,0

17,0

Протяженность внутренних водных судоходных путей (на конец года), тыс. км

101,5

101,5

101,5

101,6

101,6

101,6

101,6

missing image file

Рис. 2. Перевозки пассажиров по видам транспорта общего пользования в 2023 году

Анализируя данные, представленные в таблице 1 можно сделать вывод, что протяженность автомобильных дорог имеет самый высокий показатель, что объясняется популярностью этого вида транспорта у населения. Следующими показателями по протяженности являются внутренние водные судоходные пути и железнодорожные пути.

Анализируя данные на рисунке 2 можно увидеть, что преобладающим видом транспорта общего пользования для перевозки пассажиров является автобусный. Менее популярным и доступным является водный транспорт.

Анализируя данные, представленные в таблице 2 можно увидеть, что в процентном соотношении все цены на услуги пассажирского транспорта повысились минимум на 4,2% (проезд в пригородном поезде), максимум на 15,6% (воздушный транспорт). Следующими после воздушного транспорта по уровню увеличения цен следует проезд в купейном вагоне скорого фирменного поезда дальнего следования 13,3% и проезд в трамвае 10,2%.

Туризм является важным сектором экономики во многих странах мира и основным источником занятости, государственных доходов и поступлений в иностранной валюте. Туризм обычно определяется как форма краткосрочной добровольной мобильности, что означает, что он включает в себя не только поездки на отдых, но и деловые поездки, посещение друзей и родственников. Таким образом, сфера охвата туризма включает в себя передвижение граждан страны проживания, иностранных граждан, а также деловые связи. Именно эта трансграничная мобильность делает туризм уязвимым для введения экономических санкций. Санкции могут повлиять туризм напрямую, т. е. путем введения ограничений на индивидуальную мобильность, а также на перевозчиков, а также существенно влияют на инвестиции в сектор.

Проведя анализ транспортных сетей Российской Федерации, можно увидеть, что основные транспортные связи проходят по направлениям Север-Юг и Запад-Восток. По этой причине целесообразнее развивать внутренний туризм именно по этим направлениям. А учитывая международный опыт, что транспортная инфраструктура строится по принципу транспортных коридоров, в сфере туристических перевозок необходимо следовать тем же законам.

В 2023–2024 годах для снижения стоимости пакетных поездок на внутрироссийских маршрутах правительство России выделит 500 млн рублей. Это программа поддержки туроператоров, организующих чартерные рейсы внутри страны. В 2023 году на эти цели из бюджета будет выделено 250 млн рублей. Столько же планируется в 2024 году.

Таблица 2

Индексы тарифов на услуги пассажирского транспорта в декабре 2023 года (на конец периода в процентах)

 

К декабрю

2022 г.

К ноябрю

2023 г

Январь – декабрь

2023 г.

к январю – декабрю

2022 г.

Услуги пассажирского транспорта

110,7

103,5

110,2

Автомобильный транспорт

110,5

101,0

110,0

Проезд в городском автобусе, поездка

111,6

100,6

111,6

Проезд в маршрутном такси, поездка

109,9

100,6

110,6

Проезд в такси, в расчете на 1 км пути

109,2

102,5

106,9

Проезд в междугородном автобусе, в расчете на 50 км пути

111,4

100,7

110,7

Городской электрический транспорт

110,0

100,2

109,2

Проезд в трамвае, поездка

111,4

100,1

110,2

Проезд в троллейбусе, поездка

111,5

100,4

109,0

Проезд в метро, поездка

108,7

100,1

108,6

Воздушный транспорт

119,2

106,6

115,6

Полет в салоне экономического класса самолета,

в расчете на 1000 км пути

119,2

106,6

115,6

Железнодорожный транспорт

107,0

114,8

108,6

Проезд в пригородном поезде, поездка

106,4

100,0

104,2

Поезда дальнего следования

107,1

117,1

109,1

Проезд в купейном вагоне скорого нефирменного поезда дальнего следования, в расчете на 100 км пути

102,7

119,4

109,8

Проезд в купейном вагоне скорого фирменного поезда дальнего следования, в расчете на 100 км пути

102,9

117,5

113,3

Проезд в плацкартном вагоне скорого нефирменного поезда дальнего следования, в расчете на 100 км пути

112,6

116,2

107,3

Проезд в плацкартном вагоне скорого фирменного поезда дальнего следования, в расчете на 100 км пути

108,4

115,3

106,5

Правительство реализует эту программу с 2021 года в рамках нацпроекта «Туризм и гостиничное хозяйство». В 2022 году участие приняли 70 регионов России. Программа действует до 2024 года включительно.

Согласно программе развития транспортной системы в 2023 году 11 регионов России получат субсидии Минстроя, которые помогут обеспечить более качественное функционирование будущих туристических объектов. Речь идет о создании транспортной и инженерной инфраструктуры, ведущей к ним. Так в Адыгее, Камчатке, Кузбассе, Твери работы уже ведутся, а еще семь регионов – Пермский и Приморский края, Воронежская, Иркутская, Пензенская, Челябинская и Ярославская области получат средства на развитие инфраструктуры туристических кластеров.

Современные ученые выделяют четыре основных направления, связанных с развитием транспортной инфраструктуры туризма представленных на рисунке 3.

В данной статье был проведен анализ туристского транспортного комплекса и анализ наиболее используемых в России видов транспорта. Протяженность автомобильных дорог имеет самый высокий показатель, что объясняется популярностью этого вида транспорта у населения. Был проведен анализ перевозок пассажиров по видам транспорта общего пользования в 2023 году.

Важную роль в развитии туризма играет транспортный комплекс. Это даёт возможность посещать малоизученные места, позволяет туристам исследовать различные уголки страны. Совершенствование существующих маршрутов и создание новых способствует развитию туристического бизнеса, привлечению большего количества туристов и увеличению доходов от туризма в стране.

missing image file

Рис. 3. Направления развития транспортной инфраструктуры туризма РФ

Транспортный комплекс является важным фактором для развития других отраслей, таких как гостиничный бизнес, рестораны и магазины с экскурсионными услугами. Благодаря удобному перемещению и доступности туристических объектов, увеличивается количество посетителей, которые интересуются этими объектами. Это способствует росту спроса на эти услуги, а также созданию новых рабочих мест.

Туристическая инфраструктура страны включает в себя транспортный комплекс, который является неотъемлемой частью. С помощью него можно получить доступную, удобную и разнообразную транспортную инфраструктуру для туристов, а также содействовать развитию туристического бизнеса и смежных отраслей. Наиболее важным для страны является обеспечение правильного развития и совершенствования транспортного комплекса, так как она стремится увеличить поток туристов и развить свою туристическую индустрию.

Заключение

Международная практика показывает, что недостаточное развитие транспортных систем на национальном уровне приводит к неоправданно завышенным затратам в сфере производства и предоставления услуг, сдерживанию развития практически всех отраслей хозяйственной деятельности, ограничению социальных гарантий граждан. Рациональное же использование транзитно-транспортных возможностей стимулирует ускоренное развитие сопряженных отраслей и сфер экономики.

Туристическая индустрия в любой стране развивается благодаря транспортному комплексу. Современные и качественные услуги в области транспорта могут увеличить поток туристов, повысить репутацию страны на международной арене позитивном ключе и дать хороший экономический рост. Исходя из этого, государства должны вкладывать средства в совершенствование и развитие своего транспортного комплекса.


Библиографическая ссылка

Ванус Рехам, Прядко И.А. ТРАНСПОРТНЫЙ КОМПЛЕКС КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ ТУРИСТСКОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ СТРАНЫ // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2024. – № 1. – С. 11-16;
URL: https://vaael.ru/ru/article/view?id=3204 (дата обращения: 24.07.2024).