Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

РЕАЛИЗАЦИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ, КАК ФАКТОРА ПОВЫШЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА (НА ПРИМЕРЕ ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ)

Губернаторов А.М. 1 Смертина Е.С. 2
1 Институт экономики и туризма Владимирского государственного университета имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых
2 ФГОБУ ВО Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации (Финансовый университет), Владимирский филиал
В статье проводится анализ подходов к развитию региональной инвестиционной политики, как фактора повышения социально-экономического развития региона (на примере Владимирской области). Реализация региональной инвестиционной политики является важным фактором для повышения социо-экономического развития региона в современном мире. Статья на эту тему имеет высокую актуальность, поскольку инвестиции играют ключевую роль в развитии региональной экономики, создании новых рабочих мест, улучшении инфраструктуры и повышении уровня жизни населения. В условиях современной глобализированной экономики, регионы конкурируют за привлечение инвестиций, поэтому понимание эффективных методов реализации инвестиционной политики становится все более важным. Кроме того, учитывая разнообразие региональных особенностей, необходимо изучать опыт успешной реализации инвестиционной политики в различных регионах мира, чтобы выявить наиболее эффективные стратегии и методы. Также стоит отметить, что реализация региональной инвестиционной политики может способствовать улучшению социальной сферы, развитию образования и здравоохранения, а также улучшению экологической ситуации в регионе. В связи с этим, статья представляет актуальную информацию о методах и подходах к привлечению инвестиций, а также предложения по улучшению инвестиционного климата в регионах. Такая статья будет полезна для региональных властей, бизнес-сообщества и академической среды, интересующихся вопросами развития региона.
регион
региональная инвестиционная политика
факторы развития региона
региональное развитие
Указ Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».
Национальные проекты: ожидания, результаты, перспективы. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://raexpert.ru/researches/national_project_2020/. (дата обращения 06.09.2023).
Иванова Н.Г. Императивы бюджетной политики современной России: Региональный аспект: дис. … докт. экон. наук. Санкт-Петербург, 2003. 414 с.
Удалов А.Н. Региональные инвестиции и основные положения региональной инвестиционной политики // Науковедение. 2016. Т. 8, № 2.
Министерство экономического развития и промышленности Владимирской области. АНО «Агентство развития Владимирской области». [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://investvladimir.agency/. (дата обращения 06.09.2023).
Правительство Владимирской области «Итоги социально-экономического развития». [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://avo.ru/itogi-social-no-ekonomiceskogo-razvitia (дата обращения 06.09.2023).
Торгово-промышленная палата Владимирской области «Региональный инвестиционный стандарт. Алгоритмы действий инвестора». [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://vladimir.tpprf.ru/ru/news/512266/. (дата обращения 06.09.2023).
Федеральная служба государственной статистики «Объем инвестиций в основной капитал, за счет всех источников финансирования, в сопоставимых ценах в % к соответствующему периоду предыдущего года 2022–2021 г.» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://rosstat.gov.ru/. (дата обращения 06.09.2023).

Введение

Региональная инвестиционная политика – это комплекс мер и действий, направленных на привлечение и поддержку инвестиций в различные сектора определенного региона. Этот процесс включает в себя разработку стратегий, создание благоприятного инвестиционного климата, обеспечение инфраструктуры, а также предоставление различных стимулов и льгот для инвесторов.

Цель исследования

Цель работы заключается в разработке теоретических положений, позволяющих раскрыть принципы оценки инвестиционного процесса в регионе, а также разработке практических рекомендаций, направленных на его развитие в субъектах РФ.

Методы исследования

На инвестиционный процесс оказывают влияние государственная структура власти путем принятия законодательных актов, решением об субсидировании инвестиционных проектов в регионах и принятии инвестиционных программ развития. Начиная с 2018 г. в связи с разработкой ряда положений, законодательных актов и постановлений, направленных на достижение Национальных целей развития Российской Федерации «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» [1], утвержденной Указом Президента РФ от 07.05.2018 № 204 Программы в количестве 13 национальных программ направленные на развитие страны в целом и в частности на поддержку национальных приоритетов России, по следующим направлениям (Цифровая экономика, образование, демография, культура, жилье и городская среда, экология, производительность труда, здравоохранение, безопасные качественные дороги, наука и университеты, комплексный план – транспортная инфраструктура, малое и среднее предпринимательство).

Отметим, что в каждой из 14 программ присутствует направление, связанное с развитием инфраструктуры региона: строительство поликлиник, фельдшерских пунктов школ, развитие туристской сферы, региональная и местная дорожная сеть, развитие инфраструктуры для научных исследований, развитие инфраструктуры связи и другое (рис. 1).

Общий объем финансирования в 2023 г. составил 1674,5 млрд руб., но согласно комментариям Правительства РФ был подвергнут корректировкам в 2024 г., по причине зависимости от апробаций проектов в регионах Российской Федерации. Рассматривая структуру по источникам формирования данных с 2019 по 2024 гг., можно выделить итог по: Федеральному бюджету – 14 036,2 млрд руб.; бюджету государственных внебюджетных фондов России – 2 703,3 млрд руб.; консолидированному бюджету субъектов России – 8 503,6 млрд руб.; внебюджетным источникам – 8 394,8 млрд руб.

Приоритетом при формировании бюджета необходимо ставить денежные потоки, направленные на реализацию национальных проектов, так как это может повлиять на формирование полноценной ресурсной базы для финансирования национальных целей сопряжённых с социальной сферой и сферой, связанной с отечественной промышленностью, которая в свою очередь позволит поддержать малый и средний бизнес, обеспечить конкурентоспособность.

missing image file

Рис. 1. Структура финансового обеспечения реализации национальных проектов (млрд руб.) [2]

В работе Н.Г. Ивановой «Императивы бюджетной политики современной России: региональный аспект», автор отмечает, что цель региональной инвестиционной политики являются меры обеспечительного характера, влияющих на рост бюджетных и внебюджетных источников капиталовложений, направленных на создание благоприятного инвестиционного климата в субъекте, посредствам бюджетных технологий [3].

В основе развития регионов должны лежать процессы, позволяющие определить приоритеты и сформировать инвестиционные программы, направленные на привлечение ресурсов, необходимых для их реализации и как следствие развитие инфраструктурных и локальных площадок внутри каждого субъекта РФ, призванных аккумулировать финансовые ресурсы потенциальных инвесторов. Следует отметить, что ключевым аспектом для отбора заявок на создание специальных экономико-локализованных территорий в России является анализ социально-экономического положения региона и фактически, согласие получают субъекты Федерации с высокими показателями экономического развития [4]. Существует мнение, что в мировой практике отдаются предпочтение депрессивным субъектам, по причине установления баланса интересов среди всех регионов. Стоит подчеркнуть, что данная практика на наш взгляд является удачной, так как позволит повысить инвестиционный потенциал у слабых субъектов и в последующем более эффективно развивать инвестиционный процесс.

Стоит отметить, что финансирование и развитие необходимой инфраструктуры для привлечения инвестиций в субъекты РФ, так же попадает в зону проблемного направления инвестиционной политики в регионах Российской Федерации.

Главными составляющими инвестиционной политики в регионах Российской Федерации можно назвать:

1) разработка собственного законодательства, регулирующего инвестиционную деятельность;

2) обеспечение благоприятных условий для инвесторов, в виде льгот, стимулов финансового и нефинансового характера;

3) формирование организаций, способствующих привлечению инвестиций;

4) создание муниципальных ценных бумаг в целях накопления средств населения в бюджете.

Региональная инвестиционная политика обязана следовать главным целям стратегии развития региона, а также брать в расчет особенности данного региона, внешнюю и внутреннюю конъюнктуру, ради создания благоприятного инвестиционного климата.

Экономическая стратегия – это план действий, устанавливающий тренд развития региональной экономики на определенный отрезок времени в виде постановления определенных целей и задач.

Данные установки в совокупности определяют уровень социально-экономического развития региона.

Социально-экономическое развитие региона – это процесс, направленный на улучшение качества жизни населения и повышение уровня экономического благосостояния территории. Это достигается путем создания благоприятных условий для развития бизнеса, привлечения инвестиций, повышения уровня образования, здравоохранения и социального обеспечения.

Развитие характеризуется постоянным стремлением к определенной цели или их совокупности. Так, главная цель социально-экономического развития – повышения качества жизни людей.

Этот процесс имеет три важнейшие составляющие:

1. Улучшение материального состояния, здоровья людей, возрастание уровня образования.

2. Создание условий, способствующих росту самоуважения людей в результате формирования социальной, политической, экономической и институциональной систем, ориентированных на уважение человеческого достоинства.

3. Повышение достоинства и личного уважения населения с помощью формирования человеко-ориентированной политики в области экономики, институциональной системы, социальной системы и органов власти.

4. Повышение уровня личной свободы населения, в том числе экономической.

Владимирская область является активным регионом с сфере привлечения инвестиций. Для этого она создает и разрабатывает нормативно-правовые акты и различные государственные программы: «Привлечение инвестиций на территорию Владимирской области», которая содержит в том числе элементы государственной поддержки инвестиционного процесса, касаемо предоставления налоговых льгот и субсидий. Указом Губернатора области от 18.05.2022 № 65 утверждена инвестиционная декларация Владимирской области, разработка которой создает условия для превосходящего инвестиционного развития области, установление целевых установок развития Российской Федерации. В целях увеличения количества поступаемых инвестиций в регион осуществляется регулярный мониторинг баз данных свободных земельных участков и площадей для размещения производств, а также перечней, реализуемых и будущих проектов на условии государственно-частного партнерства [5].

Согласно распоряжению Департамента имущественных и земельных отношений Владимирской области от 15.06.2022 № 842 (в ред. от 23.09.2022 № 1423) после утверждения алгоритма действия («клиентского пути»), поступило 4 обращения от инвесторов, касающиеся получение определенных прав на аренду и эксплуатацию земельных участков, которые являются имуществом Владимирской области, на условиях отмены торгов и быстрого получения (фактический срок составил в среднем до 15 рабочих дней) [6].

Во Владимирской области реализует свою деятельность АНО «Агентство экономического развития Владимирской области», разработанное для создания благоприятного инвестиционного климата региона, увеличение его потенциала, помощь в реализации инвестиционных проектов на территории области по принципу «одного окна», стимулирование социально-экономического развития области.

Закончена реализация многих проектов, а также продолжается разработка следующих крупных инвестиционных проектов:

– строительство 2-ой очереди дата-центра ООО «Яндекс ДЦ Владимир»;

– расширение производства органических снеков/печенья с сублимированными овощами АО «Владимирский хлебокомбинат»;

– строительство производства по вы- пуску мясных и колбасных изделий ООО «ПродСЕРВИС»;

– создание производства интеллектуальных мехатронных устройств для автомобильного и электромобильного транспорта АО «ПО Муроммашзавод»;

– строительство завода по производству древесных плит ЗАО «Муром»;

– создание спортивно-развлекательного центра (спортивный комплекс с аквазоной) г. Суздаль АО «Стивас»;

– создание центра творчества и ремёсел «Дымов керамика» ООО Форпост»;

– строительство и запуск линии упрочнённого стекла ООО «Магистраль ЛТД»;

– строительство предприятия по изготовлению эластичных медицинских изделий ООО «Интекс»;

– строительство завода Valfex Steel в Вязниковском районе ООО «Теплосеть – Импорт»;

– строительство складского комплекса ООО «Вайлдберриз», и многие другие [5, 7].

Реализация уже приносит результат, так Владимирский регион уже подписал контракты с инвесторами, касающиеся туристической, промышленной, логистической и деревообрабатывающей деятельности и так далее. Объем инвестиций составил больше 30 млрд рублей, что на 47,7 % больше результата 2021 года (рис. 2) [8].

missing image file

Рис. 2. Рост инвестиций по данным Росстата за 2022 год в сопоставимых ценах к 2021 году, %

Проведенная инвестиционная политика уже дала положительное следствие для социально-экономического развития региона. Согласно статистическим данным Правительства Владимирской области (процентные данные указаны по сравнению с прошлым годом):

– выручка организаций получена в размере 1679,4 млрд рублей;

– индекс промышленного производства – 103,2 %;

– количество проданных ТРУ собственного изготовления: полезные ископаемые – 101,8 %, электроэнергия, газ и кондиционирование – 101,3 %;

– повышение производительности грузооборота в 1,7 раз;

– строительство (объем работ) – 156,7 %;

– ввод жилья – 142,8 %;

– выручка оптовой торговли – 108,5 %.

– среднемесячная заработная плата на одного работника составила 45121,6 рублей.

В 2023 году на площадке ПМЭФ-2023 губернатором Владимирской области так же было заключено множество соглашений о сотрудничестве в сфере инвестиционных вложений во Владимирскую область. Данные инвестиционные проекты будут реализованы в 2023–2028 году и касаются строительства, АПК и пищевой промышленности. Общий объем инвестиций был оценен в размере 11,6 млрд рублей.

Возрастание инвестиций в основной капитал организаций Владимирского региона остается ведущим условием покрытия установленных в программных документах тенденций экономического роста, и как результат – разрешения множества социальных проблем.

Выводы

Необходимость выхода на траекторию роста экономики страны в условиях экономических, технологических, социальных, экологических, политических вызовов, требуют прорывного технологического развития, технологической модернизации, цифровизации как алгоритма развития отношений в современном обществе.

Государство выстраивает целенаправленную экономическую политику для поддержания инвестиционной активности страны. Одна из ключевых задач, стоящая пред государством – всесторонне развитие инвестирования, поддержки инвестиционных проектов отечественных инвесторов, направленных на развитие инфраструктуры субъектов РФ. Регионы заинтересованы в привлечении инвесторов, рассматривающих долгосрочное партнерство, направленное во вложение в объекты инфраструктуры.


Библиографическая ссылка

Губернаторов А.М., Смертина Е.С. РЕАЛИЗАЦИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ, КАК ФАКТОРА ПОВЫШЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА (НА ПРИМЕРЕ ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ) // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2023. – № 12-3. – С. 427-431;
URL: https://vaael.ru/ru/article/view?id=3191 (дата обращения: 21.11.2024).