Введение
Региональная инвестиционная политика – это комплекс мер и действий, направленных на привлечение и поддержку инвестиций в различные сектора определенного региона. Этот процесс включает в себя разработку стратегий, создание благоприятного инвестиционного климата, обеспечение инфраструктуры, а также предоставление различных стимулов и льгот для инвесторов.
Цель исследования
Цель работы заключается в разработке теоретических положений, позволяющих раскрыть принципы оценки инвестиционного процесса в регионе, а также разработке практических рекомендаций, направленных на его развитие в субъектах РФ.
Методы исследования
На инвестиционный процесс оказывают влияние государственная структура власти путем принятия законодательных актов, решением об субсидировании инвестиционных проектов в регионах и принятии инвестиционных программ развития. Начиная с 2018 г. в связи с разработкой ряда положений, законодательных актов и постановлений, направленных на достижение Национальных целей развития Российской Федерации «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» [1], утвержденной Указом Президента РФ от 07.05.2018 № 204 Программы в количестве 13 национальных программ направленные на развитие страны в целом и в частности на поддержку национальных приоритетов России, по следующим направлениям (Цифровая экономика, образование, демография, культура, жилье и городская среда, экология, производительность труда, здравоохранение, безопасные качественные дороги, наука и университеты, комплексный план – транспортная инфраструктура, малое и среднее предпринимательство).
Отметим, что в каждой из 14 программ присутствует направление, связанное с развитием инфраструктуры региона: строительство поликлиник, фельдшерских пунктов школ, развитие туристской сферы, региональная и местная дорожная сеть, развитие инфраструктуры для научных исследований, развитие инфраструктуры связи и другое (рис. 1).
Общий объем финансирования в 2023 г. составил 1674,5 млрд руб., но согласно комментариям Правительства РФ был подвергнут корректировкам в 2024 г., по причине зависимости от апробаций проектов в регионах Российской Федерации. Рассматривая структуру по источникам формирования данных с 2019 по 2024 гг., можно выделить итог по: Федеральному бюджету – 14 036,2 млрд руб.; бюджету государственных внебюджетных фондов России – 2 703,3 млрд руб.; консолидированному бюджету субъектов России – 8 503,6 млрд руб.; внебюджетным источникам – 8 394,8 млрд руб.
Приоритетом при формировании бюджета необходимо ставить денежные потоки, направленные на реализацию национальных проектов, так как это может повлиять на формирование полноценной ресурсной базы для финансирования национальных целей сопряжённых с социальной сферой и сферой, связанной с отечественной промышленностью, которая в свою очередь позволит поддержать малый и средний бизнес, обеспечить конкурентоспособность.
Рис. 1. Структура финансового обеспечения реализации национальных проектов (млрд руб.) [2]
В работе Н.Г. Ивановой «Императивы бюджетной политики современной России: региональный аспект», автор отмечает, что цель региональной инвестиционной политики являются меры обеспечительного характера, влияющих на рост бюджетных и внебюджетных источников капиталовложений, направленных на создание благоприятного инвестиционного климата в субъекте, посредствам бюджетных технологий [3].
В основе развития регионов должны лежать процессы, позволяющие определить приоритеты и сформировать инвестиционные программы, направленные на привлечение ресурсов, необходимых для их реализации и как следствие развитие инфраструктурных и локальных площадок внутри каждого субъекта РФ, призванных аккумулировать финансовые ресурсы потенциальных инвесторов. Следует отметить, что ключевым аспектом для отбора заявок на создание специальных экономико-локализованных территорий в России является анализ социально-экономического положения региона и фактически, согласие получают субъекты Федерации с высокими показателями экономического развития [4]. Существует мнение, что в мировой практике отдаются предпочтение депрессивным субъектам, по причине установления баланса интересов среди всех регионов. Стоит подчеркнуть, что данная практика на наш взгляд является удачной, так как позволит повысить инвестиционный потенциал у слабых субъектов и в последующем более эффективно развивать инвестиционный процесс.
Стоит отметить, что финансирование и развитие необходимой инфраструктуры для привлечения инвестиций в субъекты РФ, так же попадает в зону проблемного направления инвестиционной политики в регионах Российской Федерации.
Главными составляющими инвестиционной политики в регионах Российской Федерации можно назвать:
1) разработка собственного законодательства, регулирующего инвестиционную деятельность;
2) обеспечение благоприятных условий для инвесторов, в виде льгот, стимулов финансового и нефинансового характера;
3) формирование организаций, способствующих привлечению инвестиций;
4) создание муниципальных ценных бумаг в целях накопления средств населения в бюджете.
Региональная инвестиционная политика обязана следовать главным целям стратегии развития региона, а также брать в расчет особенности данного региона, внешнюю и внутреннюю конъюнктуру, ради создания благоприятного инвестиционного климата.
Экономическая стратегия – это план действий, устанавливающий тренд развития региональной экономики на определенный отрезок времени в виде постановления определенных целей и задач.
Данные установки в совокупности определяют уровень социально-экономического развития региона.
Социально-экономическое развитие региона – это процесс, направленный на улучшение качества жизни населения и повышение уровня экономического благосостояния территории. Это достигается путем создания благоприятных условий для развития бизнеса, привлечения инвестиций, повышения уровня образования, здравоохранения и социального обеспечения.
Развитие характеризуется постоянным стремлением к определенной цели или их совокупности. Так, главная цель социально-экономического развития – повышения качества жизни людей.
Этот процесс имеет три важнейшие составляющие:
1. Улучшение материального состояния, здоровья людей, возрастание уровня образования.
2. Создание условий, способствующих росту самоуважения людей в результате формирования социальной, политической, экономической и институциональной систем, ориентированных на уважение человеческого достоинства.
3. Повышение достоинства и личного уважения населения с помощью формирования человеко-ориентированной политики в области экономики, институциональной системы, социальной системы и органов власти.
4. Повышение уровня личной свободы населения, в том числе экономической.
Владимирская область является активным регионом с сфере привлечения инвестиций. Для этого она создает и разрабатывает нормативно-правовые акты и различные государственные программы: «Привлечение инвестиций на территорию Владимирской области», которая содержит в том числе элементы государственной поддержки инвестиционного процесса, касаемо предоставления налоговых льгот и субсидий. Указом Губернатора области от 18.05.2022 № 65 утверждена инвестиционная декларация Владимирской области, разработка которой создает условия для превосходящего инвестиционного развития области, установление целевых установок развития Российской Федерации. В целях увеличения количества поступаемых инвестиций в регион осуществляется регулярный мониторинг баз данных свободных земельных участков и площадей для размещения производств, а также перечней, реализуемых и будущих проектов на условии государственно-частного партнерства [5].
Согласно распоряжению Департамента имущественных и земельных отношений Владимирской области от 15.06.2022 № 842 (в ред. от 23.09.2022 № 1423) после утверждения алгоритма действия («клиентского пути»), поступило 4 обращения от инвесторов, касающиеся получение определенных прав на аренду и эксплуатацию земельных участков, которые являются имуществом Владимирской области, на условиях отмены торгов и быстрого получения (фактический срок составил в среднем до 15 рабочих дней) [6].
Во Владимирской области реализует свою деятельность АНО «Агентство экономического развития Владимирской области», разработанное для создания благоприятного инвестиционного климата региона, увеличение его потенциала, помощь в реализации инвестиционных проектов на территории области по принципу «одного окна», стимулирование социально-экономического развития области.
Закончена реализация многих проектов, а также продолжается разработка следующих крупных инвестиционных проектов:
– строительство 2-ой очереди дата-центра ООО «Яндекс ДЦ Владимир»;
– расширение производства органических снеков/печенья с сублимированными овощами АО «Владимирский хлебокомбинат»;
– строительство производства по вы- пуску мясных и колбасных изделий ООО «ПродСЕРВИС»;
– создание производства интеллектуальных мехатронных устройств для автомобильного и электромобильного транспорта АО «ПО Муроммашзавод»;
– строительство завода по производству древесных плит ЗАО «Муром»;
– создание спортивно-развлекательного центра (спортивный комплекс с аквазоной) г. Суздаль АО «Стивас»;
– создание центра творчества и ремёсел «Дымов керамика» ООО Форпост»;
– строительство и запуск линии упрочнённого стекла ООО «Магистраль ЛТД»;
– строительство предприятия по изготовлению эластичных медицинских изделий ООО «Интекс»;
– строительство завода Valfex Steel в Вязниковском районе ООО «Теплосеть – Импорт»;
– строительство складского комплекса ООО «Вайлдберриз», и многие другие [5, 7].
Реализация уже приносит результат, так Владимирский регион уже подписал контракты с инвесторами, касающиеся туристической, промышленной, логистической и деревообрабатывающей деятельности и так далее. Объем инвестиций составил больше 30 млрд рублей, что на 47,7 % больше результата 2021 года (рис. 2) [8].
Рис. 2. Рост инвестиций по данным Росстата за 2022 год в сопоставимых ценах к 2021 году, %
Проведенная инвестиционная политика уже дала положительное следствие для социально-экономического развития региона. Согласно статистическим данным Правительства Владимирской области (процентные данные указаны по сравнению с прошлым годом):
– выручка организаций получена в размере 1679,4 млрд рублей;
– индекс промышленного производства – 103,2 %;
– количество проданных ТРУ собственного изготовления: полезные ископаемые – 101,8 %, электроэнергия, газ и кондиционирование – 101,3 %;
– повышение производительности грузооборота в 1,7 раз;
– строительство (объем работ) – 156,7 %;
– ввод жилья – 142,8 %;
– выручка оптовой торговли – 108,5 %.
– среднемесячная заработная плата на одного работника составила 45121,6 рублей.
В 2023 году на площадке ПМЭФ-2023 губернатором Владимирской области так же было заключено множество соглашений о сотрудничестве в сфере инвестиционных вложений во Владимирскую область. Данные инвестиционные проекты будут реализованы в 2023–2028 году и касаются строительства, АПК и пищевой промышленности. Общий объем инвестиций был оценен в размере 11,6 млрд рублей.
Возрастание инвестиций в основной капитал организаций Владимирского региона остается ведущим условием покрытия установленных в программных документах тенденций экономического роста, и как результат – разрешения множества социальных проблем.
Выводы
Необходимость выхода на траекторию роста экономики страны в условиях экономических, технологических, социальных, экологических, политических вызовов, требуют прорывного технологического развития, технологической модернизации, цифровизации как алгоритма развития отношений в современном обществе.
Государство выстраивает целенаправленную экономическую политику для поддержания инвестиционной активности страны. Одна из ключевых задач, стоящая пред государством – всесторонне развитие инвестирования, поддержки инвестиционных проектов отечественных инвесторов, направленных на развитие инфраструктуры субъектов РФ. Регионы заинтересованы в привлечении инвесторов, рассматривающих долгосрочное партнерство, направленное во вложение в объекты инфраструктуры.
Библиографическая ссылка
Губернаторов А.М., Смертина Е.С. РЕАЛИЗАЦИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ, КАК ФАКТОРА ПОВЫШЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА (НА ПРИМЕРЕ ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ) // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2023. – № 12-3. – С. 427-431;URL: https://vaael.ru/ru/article/view?id=3191 (дата обращения: 21.11.2024).