Введение
Экономика Российской Федерации является частью мировой экономической системы основными трендом развития которой в последние десятилетия является курс на устойчивое развитие, что предполагает сохранение и, по возможности, преумножение имеющихся ресурсов. Как указано в стратегии развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2030 года, сельские территории представляют один из важнейших ресурсов страны, которому придается особое значение как одному из триггеров развития экономики государства, обеспечивающих ее экономическую безопасность. У сельских территорий есть огромный потенциал, ключевым фактором использования которого является комплексное развития инфраструктуры сельских территорий.
Цель исследования – провести анализ состояния развития инфраструктуры сельских территорий Алтайского края, выявить основные проблемы и предложить пути их решения.
Материалы и методы исследования
В процессе исследования была изучена нормативно-правовая база (Стратегия устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации и Алтайского края, данные Федеральной службы государственной статистики, а также труды ученых, которые в своих работах рассматривают проблемы развития инфраструктуры сельских территорий [4,5]. Исследование проводилось классическим методами: анализ, обобщение, группировка и графический метод.
Результаты исследования и их обсуждение
Инфраструктура – важный аспект социально-экономического развития государства. Именно ее состояние является показателем качества жизни населения. Рассмотрим понятие «инфраструктура». Многие авторы в своих работах рассматривают данное направление. Так, Баладин Д.А., Кондаков К.С., Панченко В.В., определяют инфраструктуру как многоуровневую систему различных отраслей, которые объединены коммуникациями, имеют общую цель и обеспечивают производственные процессов и жизнедеятельность населения [6,7].
Инфраструктура – актуальная тема для органов власти федерального, регионального, муниципального управления. Особенно развита данная проблема в сельской местности. Инфраструктура сельских территорий – это совокупность объектов, которые необходимы для жизнеобеспечения сельского населения и организаций, деятельность которых направлена на охрану здоровья, образования, воспитания, культурного развития удовлетворения иных общественных потребностей сельского населения. От состояния инфраструктуры села зависит приток в агропромышленный комплекс квалифицированных кадров, нехватку которых в настоящее время сельскохозяйственные предприятия испытывают очень остро.
Одной из целей государственной аграрной политики выступает обеспечение устойчивого развития сельских территорий. Алтайский край является одним из ведущих аграрных регионов России. Край включает в себя 1605 населенных пунктов. 99 % составляют сельские поселения, а именно 1587 населённых пунктов.
Рассмотрим динамику численности населения Алтайского края (рис. 1).
По данным рисунка 1 наглядно видна отрицательная динамика численности. Так, за пять лет численность населения уменьшилась на 5 %.
Рис. 1. Динамика численности населения Алтайского края
Рис. 2. Сравнительная динамика населения в городе и селах Алтайского края
Рис. 3. Состав инфраструктуры сельских территорий
Анализ состояния инфраструктуры по сельским территориям Алтайского края
Показатель |
2018 |
2019 |
2020 |
2021 |
2022 |
Темп роста 2022 года к 2018 году, % |
Число лечебно-профилактических организаций |
1115 |
1094 |
1075 |
1056 |
1074 |
96,32 |
Число спортивных сооружений |
3397 |
962 |
3035 |
3077 |
3328 |
97,97 |
Число детско-юношеских спортивных школ |
41 |
41 |
34 |
34 |
36 |
87,80 |
Число объектов розничной торговли, ед. |
7863 |
7731 |
7686 |
7404 |
7318 |
93,07 |
Число объектов общественного питания, ед. |
155 |
144 |
134 |
122 |
127 |
81,94 |
Число объектов бытового обслуживания населения, ед. |
2420 |
299 |
2213 |
2181 |
2617 |
108,14 |
Число сельских населенных пунктов, обслуживаемых почтовой связью |
1480 |
1477 |
1472 |
1470 |
1494 |
100,95 |
Инвестиции в основной капитал за счет средств бюджета муниципального образования, тыс. руб. |
56174 |
34986 |
51635 |
79362 |
577071 |
1027,29 |
Ввод в действие жилых домов, м2 в том числе индивидуальных |
128708 |
170 758 |
163359 |
172697 |
216 485 |
168,20 |
127263 |
168 752 |
156 846 |
170050 |
205 552 |
161,52 |
|
Протяженность уличной газовой сети, м |
2138001 |
2 180 407 |
2 219 959 |
2 309 757 |
2 611 139 |
122,13 |
Количество негазифицированных населенных пунктов, ед. |
1453 |
1437 |
1 438 |
1 437 |
1 467 |
100,96 |
Протяженность тепловых и паровых сетей в двухтрубном исчислении, м в том числе нуждающихся в замене, м |
1309629 |
1 281 078 |
1 250 865 |
1 251 094 |
1 389 876 |
106,13 |
538108 |
542 628 |
510 472 |
485 942 |
545 045 |
101,29 |
|
Протяженность уличной водопроводной сети, м в том числе нуждающейся в замене, метров |
8915474 |
8 899 675 |
8 920 988 |
8 941 429 |
9 283 210 |
104,12 |
4064363 |
4 145 795 |
4 156 949 |
4 066 064 |
4326 519 |
106,45 |
|
Количество населенных пунктов, не имеющих водопроводов, ед. |
487 |
491 |
494 |
494 |
502 |
103,08 |
Общая протяженность улиц, проездов, набережных, км. |
20651,9 |
19086,7 |
19121,0 |
19 182,3 |
20 163,2 |
97,63 |
Общая протяженность автомобильных дорог общего пользования местного значения, км. |
- |
- |
- |
30 989,3 |
31 059,8 |
- |
Число организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми, ед. |
- |
- |
- |
386 |
388 |
- |
Наличие основных фондов на конец года по остаточной балансовой стоимости коммерческих организаций (без субъектов малого предпринимательства) муниципальной формы собственности по сельским территориям, млн руб. |
808 |
1239 |
1376 |
1822 |
3099 |
383,53 |
Наличие основных фондов на конец года по остаточной балансовой стоимости некоммерческих организаций муниципальной формы собственности по сельским территориям, млн руб. |
10825 |
11416 |
12551 |
14109 |
14843 |
137,11 |
По данным Управления Федеральной службы государственной статистики по Алтайскому краю и Республике Алтай на 2022 г. в крае проживает 2 268,2 тыс. человек. Городское население составляет 57 %, сельское – 43 %. По России соотношение городского и сельского населения составляет 3 к 1 (городское население – 75 %, сельское – 25%).
На рисунке 2 рассмотрим динамику численности в разрезе городского и сельского населения.
Проанализировав рисунок 2, можно заметить отрицательный темп роста в селах. Это свидетельствует о том, что сельские территории являются непривлекательными как раз из-за отсутствия комфортной для жизни инфраструктуры.
Для оценки уровня развитости инфраструктуры сельских территорий Алтайского края определим систему показателей. Каждый показатель инфраструктуры взаимосвязан между собой и важен для развития сельской местности. Изучив научную литературы, можно выделить структурообразующие элементы состава инфраструктуры сельских территорий (рис. 3).
По данным Федеральной службы государственной статистки проведем анализ состояния инфраструктуры по сельским территориям Алтайского края. Предлагаем следующую систему показателей для оценки инфраструктуры сельских территорий (таблица).
По данным таблицы можно сделать следующие выводы. Положительная динамика наблюдается в отношении таких показателей, характеризующих жилищно-коммунальную сферы, таких как: число объектов бытового обслуживания населения, инвестиции в основной капитал за счет средств бюджета муниципального образования, ввод в действие жилых домов, протяженность уличной газовой сети, наличие основных фондов на конец года по остаточной балансовой стоимости коммерческих организаций. Прочие показатели состояния развития инфраструктуры сельских территорий либо остаются неизменными, либо имеют отрицательную динамику. Значительно сокращаются показатели социальной сфера. Так, уменьшается количество спортивных объектов, лечебно-профилактических организаций, объектов общественного питания и др.
Изначально необходимо уделить внимание развитию социального сектора инфраструктуры, поскольку население не имеет комфортных условий для проживания. Наблюдается сокращение численности больниц, школ, спортивных учреждений. Отметим также, что в современном мире важным параметром комфортной жизненной среды является наличие развитой сети интернет. Некоторые сельские поселения до настоящего временами не оснащены такими коммуникациями. Создается неравенство в сравнении с условиями жизни в городской среде. Это приводит к миграции населения в города.
Для улучшения качества жизни сельских жителей и развития инфраструктуры сельских территорий важно со стороны государства создать необходимые условия. Необходим комплексный подход, включающий как административные, так и экономические инструменты механизма процессов развития инфраструктуры сельских территорий.
Для решения проблем необходимо:
- создание условий для привлечения высококвалифицированных кадров в медицинские и образовательные учреждения сельских территорий;
- создание развитой телекоммуникационной сети;
- бюджетное финансирование поддержки социальной инфраструктуры;
- поддержка малого бизнеса в сфере правового регулирования в отношении развития объектов социально-бытового обслуживания.
Заключение
Результаты проведенного исследования в данной статье позволяют дать оценку текущему состоянию инфраструктуры сельской местности. Результаты показывают недостаточность развитости инфраструктуры сельских территорий Алтайского края. Требуется совершенствование механизмов, способствующих повышению развитости сельской инфраструктуры, что в итоге будет способствовать снижению неравенства условий жизни сельского и городского населения.
Библиографическая ссылка
Косёнкова П.А., Левичева С.В., Глубокова Л.Г. СОСТОЯНИЕ РАЗВИТИЯ ИНФРАСТРУКТУРЫ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ АЛТАЙСКОГО КРАЯ // Вестник Алтайской академии экономики и права. 2023. № 12-1. С. 94-99;URL: https://vaael.ru/ru/article/view?id=3139 (дата обращения: 21.05.2025).
DOI: https://doi.org/10.17513/vaael.3139