Введение
Меры антикризисного управления регионом – особый механизм исполнения антикризисной стратегии регионального управления.
Антикризисная стратегия – синтез способов предупреждения кризисных событий в регионе, а также принятие мер по их ликвидации и предотвращение их появлений в будущем.
Главные цели системы антикризисного регионального управления включают:
1. Предотвращение кризисных ситуаций. Основная цель – обеспечение стабильного и устойчивого развития региона.
2. Реагирование и преодоление кризисных ситуаций. Главная цель – минимизация негативных последствий для региона и его жителей.
3. Восстановление и развитие региона после кризиса. Цель – вернуть экономику на путь устойчивого роста, обеспечить развитие социальной сферы и инфраструктуры.
4. Укрепление финансовой устойчивости региона. Обеспечение эффективного расходования бюджетных средств, разработку и реализацию привлечения инвестиций.
5. Формирование устойчивой экономики и конкурентоспособного региона.
6. Создание благоприятного инвестиционного климата. Одной из целей системы является создание благоприятного инвестиционного климата в регионе, привлечение и поддержка инвесторов.
7. Повышение качества жизни населения. Включает в себя обеспечение доступности социальных услуг, создание рабочих мест, развитие образования, здравоохранения и культуры.
8. Укрепление политической и социальной стабильности.
Цель исследования – рассмотреть актуальность заявленной темы в современном мире, обсудить основные вызовы, с которыми сталкиваются регионы, и предложить конкретные меры, которые могут быть приняты региональными властями для поддержания устойчивого развития в условиях кризисных ситуаций.
Материалы и методы исследования
Основой исследования послужили результаты научных изысканий отечественных и зарубежных авторов такие как:
1. Анализ успешных примеров антикризисного управления региональным развитием в различных регионах мира, чтобы выявить эффективные стратегии и меры, которые можно применить и адаптировать к конкретным условиям.
2. Исследование лучших практик антикризисного управления, проводимых региональными властями, с целью выявления ключевых факторов успеха и препятствий для их реализации.
3. Предложение конкретных мер антикризисного управления, которые могут быть приняты региональными властями для поддержания устойчивого развития в условиях кризисных ситуаций, с учетом особенностей каждого конкретного региона.
4. Обоснование важности принятия эффективных мер антикризисного управления для обеспечения стабильности и устойчивости регионального развития в современном мире.
Результаты исследования и их обсуждение
Антикризисная стратегия управления регионами содержит в себе трехступенчатые меры:
• Федеральный уровень;
• Региональный уровень;
• Муниципальный уровень управления отдельными территориями регионов.
Из данной схемы (рис. 1) можно сделать некоторые выводы, формирующие основные особенности регионального антикризисного управления:
1. Учет особенностей региональной экономики и социальной сферы. Региональное антикризисное управление должно учитывать специфику и уникальность конкретного региона.
2. Сотрудничество с региональными органами власти. Разработка и реализация комплексных мер по преодолению кризисных ситуаций.
3. Комплексный подход. Синтез взаимодействия аспектов: экономика, социальная сфера, инфраструктура и другие, и поиск комплексных решений.
4. Развитие партнерских отношений (с региональными органами власти, с бизнес-сообществом, негосударственными организациями и другими заинтересованными сторонами).
5. Гибкость и быстрая реакция. Подразумевает оперативное принятие решений и применение соответствующих мер.
6. Предупредительный характер. Разработка мероприятий по прогнозированию и предупреждению возможных кризисов.
7. Постоянное совершенствование. Включает анализ результатов примененных мер, оценку их эффективности и внедрение новых подходов и инструментов.
Рис. 1. Направления и основные методы регионального антикризисного управления по уровням
Рис. 2. Порядок осуществления региональной антикризисной стратегии
Основная проблема регионального антикризисного управления заключается во временном лаге между проявлениями кризисных ситуаций и разработкой, принятием мер Правительством. Также эта проблема осложняется невозможностью полноценного создания и применения шаблонных методов антикризисного управления на практике, так как каждый регион обладает своей спецификой и неравномерностью развития.
В свою очередь, реализация антикризисного регионального управления проходит в определенной последовательности этапов осуществления (рис. 2).
«Таким образом, определение антикризисного управления регионом можно сформулировать, как многоуровневый комплексный процесс, который дает региону возможность провести диагностику вероятности наступления кризиса, выявить факторы его возникновения, определить векторы снижения негативных последствий, повысить показатели платежеспособности и сформировать благоприятные условия роста экономики и производства» [1].
На основе приведенной информации, целесообразно провести анализ финансовой устойчивости региона на примере Владимирской области (табл. 1, 2).
Объем валового регионального продукта (за год): в 2023 – 750,5685 млрд рублей (прогноз), в 2022 – 638,333 млрд рублей.
Несмотря на неблагоприятную внешне-государственную конъюнктуру и закрывшиеся и ушедшие предприятия, как из страны в целом, так и из данной области, отечественные производители смогли перераспределить объем ТРУ на внутренний рынок и рынок дружественных стран, что повлекло за собой положительный рост многих показателей (оборота). Также можно наблюдать развитие предприятий, как уже имеющихся, так и открывшихся, и как следствие увеличение заработных плат и количества рабочих мест, при этом уменьшение безработицы [4].
Таблица 1
Основные социально-экономические показатели владимирской области [2, 3]
Показатель |
2022 (январь-июль) |
2023(январь-июль) |
||
Значение |
Темп роста, % |
Значение |
Темп роста, % |
|
Индекс промышленного производства |
х |
104,1% |
х |
107,2% |
Индекс потребительских цен (июль 202х+1 г. в % к декабрю 202х г.) |
х |
112,2% |
х |
103,7% |
Оборот розничной торговли, млрд руб. |
171,7 |
93,7% |
182,3 |
102,3% |
Оборот общественного питания, млрд руб. |
6,5 |
75,3% |
8,6 |
119,4% |
Ввод в действие жилых домов, тыс. кв. м общей площади |
723,8 |
169,7% |
685,7 |
94,7% |
Объем работ, выполненных по виду деятельности «строительство», млрд руб. |
52,3 |
185,9% |
68,8 |
125,0% |
Грузооборот автомобильного транспорта, млн т-км |
573,5 |
171,5% |
661,6 |
115,4% |
Численность официально зарегистрированных безработных, тыс. чел. |
6,0 |
78,9% |
4,0 |
66,7% |
Среднесписочная численность работников организаций (включая субъекты малого предпринимательства), тыс. чел. |
395,4 |
98,0% |
398,3 |
100,3% |
Начисленная среднемесячная заработная плата одного работника (включая субъекты малого предпринимательства), тыс. руб. |
43,1 |
116,4% |
49,3 |
114,2% |
Реальная начисленная заработная плата одного работника |
х |
100,2% |
х |
107,9% |
Для оценки финансовой устойчивости Владимирской области используем интегрированную формулу:
Коэффициент |
Обозначение коэффициента |
Р |
сумма расходов региона |
Д |
сумма доходов региона |
КЗк, КЗн |
сумма кредиторской задолженности региона |
ДЗк, ДЗн |
сумма дебиторской задолженности региона |
УПк, УПн |
удельный вес убыточных предприятий региона |
В зависимости от величины интегрированного показателя финансовой устойчивости, определяют ее состояние последующим соотношениям:
Кф = 1 |
отличное |
1 > Кф > 0,5 |
депрессивное |
0,5 > Кф > 0,2 |
предкризисное |
Кф < 0,2 |
кризисное |
Можно сделать вывод, что область успешно стабилизировалась после пандемии и локдауна. Правительством была проведена тщательная работа в 2022-2023 г. по сокращению и оптимизации расходов, что дало результат в уменьшении на 9,92% [6]. При этом, несмотря на нестабильную внешнюю конъюнктуру и санкции, ушедшие и закрывшиеся производства и предприятия не нанесли сильного вреда общему объему получаемых региональных доходов, сократив их в период 2022-2023 г. всего на 2,82% [7].
Улучшению антикризисной стратегии могут поспособствовать принятие следующих мер:
1. Поддержка градообразующих и системообразующих предприятий (государственные заказы и гранты);
2. Улучшение инвестиционного климата региона с упором на привлечение инвестиций в субъекты малого и среднего бизнеса;
3. Создание улучшенных условий со стороны государства для развития малого и среднего бизнеса (заморозка внеплановых проверок, отсрочка уплаты региональных налогов);
4. Докапитализация регионального промышленного фонда, с целью поддержки проектов импортозамещения.
5. Активная работа со всеми возможными федеральными программами региональной поддержки. Коммуникация с федеральными структурами для продвижения масштабных инфраструктурных проектов [8].
Таблица 2
Расчет интегрированного показателя финансовой устойчивости Владимирской области [5]
Показатель |
2020 г. |
2021 г. |
2022 г. |
2023 г. |
Сумма доходов регионального бюджета, млрд руб. |
68,41 |
81,19 |
87,67 |
85,2 |
Сумма расходов регионального бюджета, млрд руб. |
70,88 |
85,32 |
102,91 |
92,7 |
Объем кредиторской задолженности региона, млрд руб. |
156,229 |
227,727 |
237,468 |
х |
Объем дебиторской задолженности региона, млрд руб. |
146,013 |
195,391 |
201,992 |
х |
Удельный вес убыточных предприятий региона (без субъектов малого предпринимательства, кредитных организаций, государственных (муниципальных) учреждений, не кредитных финансовых организаций), % |
29,4 |
28,3 |
29,1 |
х |
Интегрированный показатель финансовой устойчивости |
х |
0,39 |
0,62 |
х |
Интерпретация показателя |
х |
предкризисное |
депрессивное |
х |
Заключение
Подводя итог, можно сказать, что вопрос механизма антикризисного управления остается актуальным в любое время, так как внешняя и внутренняя конъюнктура страны постоянно находится в движении. Чтобы вовремя отслеживать появляющиеся изменения Правительство осуществляет постоянный мониторинг различных социальных, экономических, политических и других показателей, успевая предупреждать возникающие предкризисные явления и минимизировать последствия уже наступивших.
Библиографическая ссылка
Губернаторов А.М., Смертина Е.С. МЕРЫ АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНЫМ РАЗВИТИЕМ // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2023. – № 12-1. – С. 36-41;URL: https://vaael.ru/ru/article/view?id=3130 (дата обращения: 23.11.2024).