Введение
На современном этапе, в условиях усиливающегося санкционного давления на экономику РФ, одной из наиболее актуальных и значимых научных проблем, является поиск методов и инструментов диверсификации российского экспорта, что предполагает идентификацию его тенденций и факторов. С учётом сказанного, сформулируем цель статьи как исследование показателей экспорта РФ, выявление его основных факторов и тенденций, а также обоснование инструментов государственного регулирования, направленных на повышение эффективности экспортной деятельности РФ.
Материалы и методы исследования
При подготовке статьи нами осуществлён сбор эмпирического материала, отражающего внешнеэкономическую деятельность РФ за период 2019-2021 гг. с последующей обработкой с помощью анализа, синтеза, статистических расчётно-аналитических инструментов и др. что позволило обеспечить высокий уровень достоверности итоговых результатов и выводов.
Результаты исследования и их обсуждения
В трудах российских учёных-экономистов [1, 2, 3, 7] находит научную интерпретацию проблематика интенсификации экономической деятельности в отраслях сельскохозяйственного производства и переработки, в том числе связанных с экспортной деятельностью. Вместе с тем, изменения глобальной рыночной конъюнктуры, структурно-трансформационные процессы в российской экономике требуют актуализации основных факторов и тенденций российского экспорта. Рассмотрим показатели экспорта РФ за период 2019-2021 гг. (таблица) [5].
Представленные в таблице данные свидетельствуют о том, что за период 2019-2021 гг наблюдается тенденция увеличения экспорта РФ с 685,3 млрд долл. США в 2019 г. до 758,6 млрд долл. США в 2021 г. (+73,4 млрд долл. США, +10,7 %).
Показатели экспорта РФ за период 2019-2021 гг
Наименование товарной группы |
2019 г. |
2021 г. |
Динамика, в абс. значениях |
Темп роста, % |
||
Млрд долл. США |
Уд. вес, % |
Млрд долл. США |
Уд. вес, % |
|||
Продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье (кроме текстильного) |
24,8 |
3,6 |
35,9 |
4,7 |
11,2 |
45,1 |
Топливно-энергетические товары |
262,5 |
38,3 |
267,0 |
35,2 |
4,6 |
1,7 |
Минеральные продукты |
267,7 |
39,1 |
275,6 |
36,3 |
7,8 |
2,9 |
Древесина и целлюлозно-бумажные изделия |
12,8 |
1,9 |
17,0 |
2,2 |
4,2 |
32,8 |
Продукция химической промышленности, каучук |
27,0 |
3,9 |
37,8 |
5,0 |
10,8 |
40,2 |
Кожевенное сырье, пушнина и изделия из них |
0,19 |
0,03 |
0,21 |
0,03 |
0,01 |
7,5 |
Драгоценные камни, драгоценные металлы и изделия из них |
15,3 |
2,2 |
31,6 |
4,2 |
16,3 |
107,1 |
Машины, оборудование и транспортные средства |
27,7 |
4,0 |
32,6 |
4,3 |
4,9 |
17,9 |
Текстиль, текстильные изделия и обувь |
1,4 |
0,2 |
1,7 |
0,2 |
0,4 |
26,5 |
Металлы и изделия из них |
37,5 |
5,5 |
51,1 |
6,7 |
13,6 |
36,4 |
Другие товары |
8,5 |
1,2 |
8,0 |
1,1 |
-0,5 |
-5,8 |
Всего: |
685,3 |
100,0 |
758,6 |
100,0 |
73,4 |
10,7 |
Примечание: наименования товарных групп даны в соответствии с классификационными кодами единой товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза [4]
По итогам 2021 г. в структуре российского экспорта наибольший удельный вес занимали следующие товарные группы: минеральные продукты (275,6 млрд долл. США, 36,3 %), 1-е ранговое место; топливно-энергетические товары (267,0 млрд долл. США, 35,2 %), 2-е ранговое место; далее, с существенным отрывом, такие товарные группы, как: металлы и изделия из них (51,1 млрд долл. США, 6,7 %), 3-ранговое место; продукция химической промышленности, каучук (37,8 млрд долл. США, 5,0 %) 4-е ранговое место; продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье (кроме текстильного) (35,9 млрд долл. США, 4,7 %) 5-е ранговое место. Необходимо отметить, что, в первой пятёрке товарных позиций российского экспорта, сельскохозяйственная продукция и продовольствие является наиболее динамично развивающимся сегментом. Темп роста указанной товарной группы составляет 45,1 %, что значительно превосходит темп роста экспорта РФ, в целом (+10,7 %), а также других товарных групп.
Установленные нами изменения в структуре российского экспорта свидетельствуют о переориентации исходящих товарных потоков РФ на новые рынки дружественных стран, не включившихся в политику санкционных ограничений в отношении РФ. Высокие темпы роста экспорта сельскохозяйственной продукции формируют новые возможности для аграрных регионов РФ, главным образом, Южного макрорегиона, включающего в себя субъекты Южного и Северо-Кавказского федеральных округов, т. к. наличие сравнительно коротких логистических маршрутов к портам Чёрного и Каспийского морей позволяет обеспечить поставки аграрной продукции на рынки Турции, Ирана, Казахстана, Азербайджана, Туркменистана. В тоже время, выходит на указанные рынки других поставщиков затруднён, т. к. транспортные издержки значительно превышают аналогичные расходы российских поставщиков. Рассмотрим показатели аграрного экспорта РФ за период 2019-2021 гг в разрезе основных направлений (рисунок) [5].
Как показывает информация рисунка 1, за период наблюдения экспорт российской сельскохозяйственной продукции в страны дальнего зарубежья увеличился на 8,8 млрд долл. США (+46,7 %), в страны СНГ на 2,3 млрд долл. США (+39,8 %). Как видим, происходит почти равномерное увеличение присутствия российских агроэкспортёров на рынках стран СНГ и дальнего зарубежья, какого-либо существенного дисбаланса в пользу какого-то одного направления не отмечается. Сохранение подобной тенденции способствует интенсификации внешнеэкономической деятельности РФ.
Показатели аграрного экспорта РФ за период 2019-2021 гг. в разрезе основных направлений, млрд долл. США
Выводы
Подводя итог сказанному, сформулируем следующие основные выводы:
1. Как показывают результаты исследования, продукция российского сельского хозяйства и агропромышленного комплекса является наиболее динамично развивающимся сегментом экспорта РФ. Сохранение подобной тенденции в средне-, долгосрочной перспективах способствует структурной диверсификации экономики РФ, в целом, и экспорта – в частности, за счёт постепенного сокращения удельного веса минералов и углеводородного сырья в структуре экспортных поставок. Преимуществами подобной трансформации экспорта РФ являются следующие факторы: возможность транспортировки продукции сельского хозяйства и АПК потребителям с помощью наиболее дешёвого морского транспорта; отсутствие санкционного давления в сегменте сельскохозяйственного и продовольственного экспорта РФ; взаимодействие с потребителями, расположенными на значительном удалении от РФ (рынки стран Юго-Восточной Азии, Африки, Южной Америки, Ближнего Востока); растущий мировой спрос на продовольствие и сельскохозяйственное сырьё, обусловленный ростом численности населения планеты.
2. В связи со сказанным выше, а также с учётом остроты конкурентной борьбы на глобальном рынке продовольствия и сельскохозяйственной продукции, целесообразна безотлагательная реализации инструментов государственного регулирования, позволяющих повысить эффективность внешнеэкономической деятельности РФ в контексте усиления конкурентоспособности товаропроизводителей РФ (в том числе отраслей сельскохозяйственного производства и переработки), а также увеличения их присутствия на глобальном рынке и доходности. Вышеизложенные обстоятельства обосновывают корректировку законодательных актов РФ [9], нормативных правовых актов отраслевого развития [6] в части, предусматривающей наделение субъектов РФ полномочиями создавать межрегиональные органы координации агроэкспорта, позволяющие сельхозрегионам РФ максимизировать имеющиеся у них в настоящее время конкурентные преимущества, а также избежать межрегиональной конкуренции на мировых рынках сельхозпродукции и продовольствия. Например, подобный орган межрегиональной координации и стимулирования аграрного экспорта может быть учреждён при полномочном представителе президента РФ в Южном федеральном округе в интересах сельхозтоваропроизводителей Южного и Северо-Кавказского федеральных округов. Также нами предлагается усовершенствовать систему установленных Указом президента [8] отчётных показателей органов исполнительной власти субъектов РФ, дополнив её расчётно-аналитическим инструментарием оценки показателей, отражающих динамику экспорта сельскохозяйственной продукции соответствующего субъекта. Прогнозируемый социально-экономический эффект, возникающий вследствие реализации обоснованных выше предложений, заключается в усилении конкурентоспособности российских сельхозтоваропроизводителей и переработчиков на мировом рынке; улучшении качества экспорта РФ за счёт его структурной диверсификации; дополнительных доходах хозяйствующих субъектов и бюджетной системы Российской Федерации.
Библиографическая ссылка
Брик А.Д., Жарикова О.С., Зильбербранд Н.Ю. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ДИВЕРСИФИКАЦИИ РОССИЙСКОГО АГРАРНОГО ЭКСПОРТА // Вестник Алтайской академии экономики и права. 2023. № 12-1. С. 19-23;URL: https://vaael.ru/ru/article/view?id=3127 (дата обращения: 20.05.2025).
DOI: https://doi.org/10.17513/vaael.3127