Введение
Общепризнанным мнением на сегодня является признание особых экономических зон (ОЭЗ) действенным механизмом, позволяющим добиться повышения конкурентоспособности продукции, занятости населения, увеличения регионального валового продукта в условиях расширяющегося импортозамещения, что предопределяет актуальность работы. Как показывает практика создания особых экономических зон и практика экономического зонирования в целом, высокая эффективность подобных форм хозяйствования возможна только при активном участии государства. Поскольку особые экономические зоны являются сложной структурой, основанной на существовании на взаимосвязанных целей и задач, решение которых невозможно без наличия определенных ресурсов (природных, трудовых, финансовых), необходимо дальнейшее совершенствование экономико-правового механизма их функционирования, исходя из постоянно меняющихся условий внешней и внутренний среды.
Основной целью является рассмотрение дальнейшего совершенствования законодательных основ, стратегических направлений развития ОЭЗ, а также формирование оптимальной маркетинговой стратегии развития особых экономических зон с целью повышения конкурентоспособности региональной и национальной экономики страны.
Материалы и методы исследования
В связи с актуальностью выбранной темы исследования и необходимостью повышения конкурентоспособности отечественной экономики, а также с целью развития импортозамещения, вопрос совершенствования нормативной, теоретической, методологической базы, а также разработка конкретных мероприятий, повышающих уровень эффективности работы предприятий в формате ОЭЗ ППТ, является одним из значимых вопросов современной экономической науки. В статье использованы статистические методы, методы экономического анализа, метод синтеза.
Новый этап своего развития получила особые экономические зоны в России получили с основанием особых экономических зон промышленно-производственного типа, одной из которых стала ОЭЗ ППТ «Липецк», основанная в 2005 [1].
Поиск путей реформирования и реорганизации особых экономических зон привел к определению новых норм в получении резидентского статуса, к сокращению сроков принятия решений по приоритетным вопросам, рассмотрение дополнительных преимуществ при вступлении в состав особых экономических зон для представителей различных сфер бизнеса.
Дальнейшее развитие ОЭЗ промышленно-производственного типа напрямую зависит от участия государства, которое определяет пакет нормативов и процедур, обеспечивающих эффективное регулирование и функционирование деятельности ОЭЗ. Также на органах государственного управления лежит ответственность за разработку системы льгот и преференций для резидентов, проведение экологической экспертизы проектов, обеспечение внедрения новейших технологий, не имеющих порой аналогов в мировой практике.
Учитывая необходимость дальнейшего развития импортозамещения, авторы и разработчики новых законодательных инициатив, на основе Закона об ОЭЗ исходят из того, что дальнейшее развитие ОЭЗ позволит обеспечить [2]:
− дополнительное привлечение внутренних и внешних инвестиций в экономику РФ (несмотря на санкционные ограничения существует перспектива в переориентации инвестиционной деятельности, в привлечении инвесторов из Китая, Индии и других дружественных государств);
− повышение инвестиционной активности российских инвесторов, за счет средств, которые сейчас не инвестируются ими во внешние рынки;
− способствование выравниванию уровня экономического развития регионов;
− развитие высокотехнологичных и инновационных отраслей промышленного производства, а также производства с высоким уровнем добавленной стоимости;
− содействие процессу импортозамещения;
− содействие возникновению новых рабочих мест для высококвалифицированных кадров.
Одной из первых особых экономических зон промышленно-производственного типа была созданная после принятия федерального закона ОЭЗ ППТ «Липецк» в 2005 году [1]. К числу резидентов этой зоны на сегодняшний момент относится компания «Солинком», основной деятельностью которой является производство слитков и пластин мультикристаллического кремния для солнечной энергии; «Yokohama Р.П.З.», занимающаяся выпуском автомобильных шин; «ABB Электрооборудование» (производство электрической, распределительной и регулирующей аппаратуры); «Рэдалит Шлюмберия» (производство компонентов установок электроцентробежных насосов); «Цифровые технологии» (производство специализированных вычислительных мощностей для распределенного хранения данных) и др. Ведущими направлениями деятельности предприятий-резидентов ОЭЗ ППТ «Липецк» являются производственные отрасли, связанные с изготовлением элементов и систем альтернативной энергетики, производство оборудования, включая оборудование для ТЭК, бытовой техники, автокомпонентов, медицинского оборудования, производство био-компонентов.
Финансирование ОЭЗ реализуется путем взносов в уставной капитал управляющей компании и составляет на данный момент 6,109 млрд. руб. Соотношение государственных инвестиций к частным составляет 1:35.
Обеспечение более эффективной деятельности ОЭЗ на основе внедрения новых финансовых продуктов позволит в будущем привлечь больше инвестиций, повысить занятость, развить новые направления предпринимательской деятельности. В этой связи особую актуальность приобретает дальнейшая разработка маркетинговой стратегии развития ОЭЗ, основанная на стремлении к достижению высокой степени интегрированности системы стратегических обратных связей на конкурентных рынках в условиях изменения внешней среды [3]. Наибольшее влияние в этомпроцессе оказывают следующие факторы:
- основной подсистемой в комплексной системе маркетинговой стратегии ОЭЗ является стратегического планирование;
- комплексный подход к стратегии развития предприятий-резидентов ОЭЗ включает в себя миссию и стратегию каждого конкретного хозяйствующего субъекта, формируя конкретные финансовые цели, задачи, показатели применительно ко всем направлениям их деятельности;
- на основе разработки единой маркетинговой стратегии далее осуществляется подробное рассмотрение и уточнение всех основных проектов, принимающих участие в проектно-ориентированном планировании;
- создание и последующее управление проектами стратегического значения производится на основе оптимизации;
- изменения и дополнения маркетинговой стратегии принимаются с учетом новых тенденций во внешней среде и внутренней среде рынка.
Постоянное ускорение темпа изменений на глобальном рынке превращает маркетинговую стратегию в самостоятельную задачу.
Функционирование особых экономических зон и их эффективность неразрывно связаны со стратегическим планированием и общей концепцией развития городов и муниципальных образований, на которых созданы и функционируют особые экономические зоны. Например, на решение этой задачи нацелена концепция ключевых факторов успеха (ключевых компетенций) городов и территорий, отраженная в научных трудах следующих ученых: Р.М. Кантера, Ф. Абрамса, И. Ансоффа, М. Портера и др. Среди российских ученых можно отметить работы Ушаковой У.А, Сапожниковой Г.А., Шугаевой М.А., Кузнецовой А.И. и др.
Правовую основу стратегического планирования в Российской Федерации составляют ряд законодательных актов, сред которых «Указ Президента Российской Федерации от 8 ноября 2021 года № 633; Федеральный закон от 28 июня 2014 года №-172-ФЗ «О стратегическом планировании Российской Федерации» [3].
В настоящее время в нормативном поле определены приоритетные задачи государственной политики регионального развития до 2025 года и обозначены следующие принципы повышения конкурентоспособности региональной экономики [4]:
- обеспечение территориальной целостности, единство правового и экономического пространства РФ;
- обеспечение равных возможностей для реализации конституционных прав и свобод граждан РФ на всей территории страны;
- соблюдение баланса между планированием экономического потенциала регионов и сохранение комфортной среды жизнедеятельности населения;
- дифференцированный подход к реализации мер государственной поддержки регионов и муниципальных образований в зависимости от их социально-экономических и географических особенностей;
- обеспечение устойчивого экономического роста и научно-технологического развития регионов, повышение уровня конкурентоспособности их экономики на международных рынках» [4].
Для решения этих вопросов сформирована концепция ключевых факторов развития территорий и городов.
В условиях новых глобальных вызовов и экономико-политических трансформаций высокую значимость приобретает группировка системных стратегических факторов, среди которых можно особенно выделить факторы, непосредственно влияющие на такие компетенции, как:
- способность производить товары и услуги, обладающие высокой конкурентоспособностью;
- развитие способности создания и реализации новых знаний, технологий, наукоемких продуктов и услуг;
- способность создавать и продавать услуги в сфере коммуникации информационных ,материальных и финансовых потоков;
- способность эффективно выявлять и согласовывать интересы различных групп стратегических партнеров и на этой основе формулировать общие цели и стратегии их достижения;
- способность создавать среду обитания высокого качества для всех групп населения.
Можно выделить две основные группы факторов. Так, например, среди факторов, значимых для любых отрасли, можно отнести: природные условия, рабочая сила, транспорт, связь, дороги, инженерные сети, инфраструктура, земельные участки и т.д. К другой группе факторов, можно отнести: деловой климат (платежи и тарифы, хозяйственное регулирование, экологическое регулирование, система подготовки кадров, местные власти как деловой партнер, политическая ситуация),налоговый климат (налоговая система , гибкость, наличие скидок и льгот), предпринимательский климат (программы поддержки предпринимательства, система обучения и информирования предпринимателей), инвестиционный климат (кредиты, льготы, инвестиционный капитал, инвестиционное регулирование), качество жизни (безопасность, культура ,спорт, досуг, образование, сервис).
На сегодняшний момент времени происходит дальнейшее формирование стратегических задач планирования и управления с учетом новых вызовов и условий быстроизменяющейся внешней среды.
Результаты исследования и их обсуждение
Развитие территорий с особыми формами и режима хозяйствования представляет собой систематический процесс, с помощью которого происходит формирование картины будущего, посредством определения этапов его достижения исходя из местных ресурсов. И по этой причине в результате речь идет о стратегическом планировании, когда в процессе принятия ключевых решений вовлекается широкий круг активных лиц. В этой связи можно выделить следующие принципы стратегического развития: стратегический анализ, целеполагание, стратегический выбор.
Реализация этих принципов должна происходить в условиях баланса интересов разных уровней (государственного, регионального, хозяйствующих субъектов и населения). Принцип баланса интересов предполагает нахождение компромисса между властными структурами различного уровня, профессиональными и общественными группами населения. В этой связи должна получить дальнейшее развитие методическая и информационная база, продолжена работа по привлечению специалистов из системы управления регионом, организация независимой экспертизы, привлечение ученых, специалистов в области прогнозно-аналитических работ.
Учитывая изложенное, считаем, что к компонентам систем маркетингового управления на предприятиях ОЭЗ, можно отнести следующие компоненты:
− маркетинговая информация на входе, основанная на обобщении фактических данных.
− реализация маркетинговых мероприятий (ответственность за внедрение, опирающаяся на функционирование организационных подразделений)
− маркетинговый контроль, осуществляемый на основе фактических данных
− планирование финансового обеспечения рекламных и иных маркетинговых мероприятий, основанное на выполнении краткосрочных и среднесрочных задач;
− программирование основных направлений маркетингового развития.
Заключение
Таким образом, эффективность создания ОЭЗ промышленно-производственного типа во многом зависит от затрат на их создание и развитие. Зоны промышленно-производственного типа являются более ресурсозатратными, требующими наибольшего количества вложений, так для их работы необходимо создание специальной инфраструктуры. В связи с этим, используя соответствующую маркетинговую стратегию, можно сделать вывод, что ОЭЗ промышленно-производственного типа должна отвечать следующим требованиям:
- предусматривать предстоящие расходы государства и государственных органов;
- необходимо создание эффективного оборота ресурсов, начиная от трудовых, включая технологические, инфраструктурные и другие;
- использование природных ресурсов должно быть основано на принципах экологичного и бережного природопользования с учетом всех современных требований к охране окружающей среду;
- обеспечение вложения долгосрочных инвестиций на выгодных условиях в высокотехнологичные и наукоемкие производства.
Анализируя систему современных ОЭЗ, можно сделать вывод о необходимости создания благоприятных условий (инвестиционный климат, налогово-бюджетное регулирование и т.д.) и дальнейшего совершенствования нормативной базы с целью всестороннего развития территорий. Эффективность создания и развития таких зон проявляется в том числе в реконструкции и модернизации уже существующих промышленных производств с учетом новых технологий, в широком распространении инноваций, создании большого количества рабочих мест для местного населения, повышении качества и уровня жизни населения, развитии системы кооперации между представителями бизнес-сообщества и органами местного управления, увеличении экспорта конкурентоспособной продукции, восстановлении уже существуеющей и создании новой производственной и социальной инфраструктуры, и т.д. Все это в совокупности формирует предпринимательский потенциал особых экономических зон.
Библиографическая ссылка
Рубцова Л.Н., Чернявская Ю.А. МАРКЕТИНГОВЫЕ СТРАТЕГИИ ОСОБЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН В СОВРЕМЕННЫЙ ПЕРИОД // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2023. – № 11-3. – С. 456-460;URL: https://vaael.ru/ru/article/view?id=3116 (дата обращения: 03.12.2024).