В настоящее время, когда общество сталкивается с так называемыми Великими вызовами, связанными, например, со старением населения или болезнями цивилизации, а также с проблемами пандемии COVID-19, особую роль в благосостоянии людей и экономическом развитии стран играют системы здравоохранения и развитие инноваций в фармацевтическом секторе.
Страны БРИКC – Бразилия, Россия, Индия, Китай и ЮАР – составляют примерно 40% населения мира [1]. Эти пять стран сталкиваются с рядом общих проблем в области здравоохранения: бремя инфекционных и неинфекционных заболеваний, неравный доступ к услугам здравоохранения, растущие расходы на здравоохранение, значительные частные расходы на здравоохранение и крупные частные секторы здравоохранения. За последние два десятилетия страны БРИКС провели существенные реформы систем здравоохранения, которые были направлены на повышение доступности и охвата использования медицинских услуг и их качества.
У стран БРИКС разные пути реформирования. В каждой стране БРИКС реформы системы здравоохранения были и есть «флагманскими программами» национального правительства. Система медицинского и лекарственного страхования также существенно отличается во всех перечисленных странах.
Один из важнейших факторов, влияющих на потенциал здравоохранения в разных странах, – это уровень расходов на здравоохранение в процентах от ВВП. Сопоставление текущих расходов на здравоохранение на душу населения в долларах США, внутренних государственных и частных расходов в процентах от текущих расходов на здравоохранение в странах БРИКС представлены в таблице .
Сопоставление текущих расходов на здравоохранение в странах БРИКС [2]
Текущие расходы на здравоохранение на душу населения (доллар США). |
||
Страна |
2019 год |
2020 год |
Бразилия |
850.43 |
700.71 |
Индия |
60.67 |
56.63 |
Китай |
539.62 |
583.43 |
Россия |
654.00 |
773.88 |
ЮАР |
550.48 |
489.64 |
Внутренние государственные расходы на здравоохранение в процентах от текущих расходов на здравоохранение (%) |
||
Бразилия |
40.74 |
44.75 |
Индия |
33.48 |
36.65 |
Китай |
55.98 |
54.72 |
Россия |
61.15 |
70.55 |
ЮАР |
58.44 |
62.10 |
Частные расходы на здравоохранение в процентах от текущих расходов на здравоохранение (%) |
||
Бразилия |
59.11 |
55.10 |
Индия |
65.65 |
62.36 |
Китай |
44.02 |
45.28 |
Россия |
29.45 |
38.85 |
ЮАР |
40.43 |
36.56 |
Что касается способности обеспечивать внутреннее производство лекарственных препаратов, как непатентованных, так и фирменных, то Россия в наибольшей степени зависит от импортных лекарств, поскольку доля их в общем объеме фармацевтических продаж составляет 57,8%, в отличие от Бразилии (34,7%), Китая (17,9%) и Индии (9,7%) [3].
В данной статье я хотела бы остановиться на некоторых странах БРИКС для анализа существующего на сегодняшний день «лекарственного страхования», а именно Бразилии и России.
Лекарственное страхование в Бразилии
В 1988 году в Конституции Бразилии было закреплено и гарантировано право граждан на медицинскую помощь и охрану здоровья, а два года спустя была принята Национальная система здравоохранения (Sistema Unico de Saude – SUS). Министерство здравоохранения, возглавило кампанию по обеспечению всеобщего охвата населения услугами здравоохранения, подкрепленную мощной поддержкой федерального уровня, штатов и местных органов власти в реализации политики. В SUS фармацевтическая помощь организована на основе нескольких программ и стратегий, ориентированных на конкретные слои населения или заболевания, включающая в себя особые гарантии доступа к лекарственным препаратам. Согласно Конституции, определена роль и степень участия частного сектора здравоохранения в SUS.
Здравоохранение Бразилии имеет два основных источника финансирования: из государственного бюджета (муниципального и федерального) и добровольных взносов за счет системы добровольного медицинского страхования (ДМС) через частные фонды.
С 2002 года действует федеральная Программа «Популярная аптека в Бразилии» (PFPB), направленная на повышение доступности лекарств, используемых в первичной медико-санитарной помощи, посредством партнерства с государственными и частными аптеками. PFPB предоставляет бесплатные лекарственные препараты для лечения сахарного диабета, бронхиальной астмы, артериальной гипертонии, а также субсидируемые препараты для терапии дислипидемии, ринита, болезни Паркинсона, остеопороза, глаукомы, препараты для контрацепции и подгузники для пожилых людей (старше 60 лет). В случае субсидии Министерство здравоохранения оплачивает часть цены на лекарство (до 90% от базовой утвержденной Минздравом стоимости), а гражданин оплачивает остальное в соответствии с ценой, установленной аптекой.
Национальное Агентство Дополнительного Здравоохранения (Agência Nacional de Saúde Suplementar, ANS) – бразильское регулирующее агентство, связанное с Министерством здравоохранения, которое осуществляет надзор за частным сектором здравоохранения и страховыми компаниями внутри страны. Ключевые обязанности ANS включают в себя определение законодательства, регулирующего частный сектор здравоохранения, и определение минимального охвата, который они должны предлагать физическим и юридическим лицам, что соответствует примерно 25 % населения Бразилии [5].
Первый список (ANS Rol), созданный ANS в 1998 году, включал 1234 пункта, состоящих из лекарственных препаратов (включая импортные препараты), операций, консультаций и диагностических процедур. После постоянных обновлений этот список в настоящее время насчитывает 3400 пунктов, которые должны соблюдаться в рамках планов медицинского обслуживания. Среди них есть процедуры и лекарственные препараты, относящиеся ко всем заболеваниям Международной статистической классификации болезней и связанных с ними проблем со здоровьем (МКБ) Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), как того требует Закон о медицинском страховании (9.656/98) [5].
В сентябре 2022 года был принят Федеральный закон 14.454/2022, согласно которому ANS Rol не является исчерпывающим и поэтому должен использоваться только в качестве ориентира для возмещения расходов [5]. Следовательно, методы лечения, включая лекарственные препараты, которые не перечислены в ANS Rol, должны субсидироваться частными учреждениями здравоохранения в случае наличия обоснованного запроса и при условии, что нет терапевтической замены и процедуры из списка ANS Rol исчерпаны. Критерии обоснованности запроса:
• имеются доказательства эффективности лечения в свете доказательной медицины;
• имеются рекомендации известных национальных (таких как Conitec и Natjus) и зарубежных технических организаций.
Из положительных изменений новый закон 14.454/2022 открывает перед пациентами позитивные перспективы в плане доступа к более широкому спектру методов лечения в частном секторе. Это особенно актуально для высокоинновационных методов лечения.
Что касается страховых компаний, то они, вероятно, будут выступать против нового постановления, аргументируя это тем, что ДМС и услуги частного сектора здравоохранения могут стать менее доступными для населения в целом, если компании решат повысить цены на медицинское страхование, чтобы учесть ожидаемые дополнительные расходы из-за покрытия, предоставляемого за пределами ANS Rol [5, 6].
Лекарственное страхование в России
В России бюджетно-страховая модель финансирования системы здравоохранения.
Как и в Бразилии, россияне имеют конституционно закрепленное право на бесплатное медицинское обслуживание, каждый гражданин прикреплен к поликлинике по месту жительства для оказания первичной медицинской помощи. Что касается лекарственного обеспечения, то его финансирование в настоящее время происходит из четырех источников: средств системы обязательного медицинского страхования (ОМС), системы ДМС, бюджетных средств и личных средств граждан. Однако на практике амбулаторные лекарственные препараты, отпускаемые по рецепту, не покрывают большинство населения, что приводит к высоким затратам населения на приобретение лекарственных препаратов. Только пациенты стационаров, согласно Федеральному закону, обеспечиваются лекарственными препаратами бесплатно [7].
В Федеральном законе № 122-ФЗ от 22.08.2004 выделено дополнительное лекарственное обеспечение (ДЛО) отдельных категорий граждан с гарантированной бесплатной доступностью лекарственных препаратов на уровне первичного амбулаторного звена в соответствии с перечнем лекарственных средств («Формулярный список», ЖНВЛП), утвержденным Минздравсоцразвития России (статья 6.2 п. 2.). Был определен перечень групп населения и категорий заболевания, которые имеют возможность получить лекарственные препараты бесплатно или с 50 % скидкой на федеральном уровне. На региональном уровне данный перечень лиц утверждается ежегодно и отличается в зависимости от региона [7]. Утверждена федеральная программа, согласно которой с 2021 года, пациенты, страдающие 14 редкими и дорогостоящими в лечении заболеваниями, обеспечиваются бесплатно жизненно необходимыми для их нозологии препаратами [7].
Список жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (ЖНВЛП) включает важнейшие лекарственные препараты, охватывающие в основном пожилых людей, инвалидов, детей до 3-х лет и беременных женщин. Наибольшая доля этих лекарств импортируется из-за рубежа. Однако на долю этого сектора приходится лишь около 20 % всех отпускаемых по рецепту лекарств. Список ЖНВЛП пересматривается не реже одного раза в год, с возможностью внесения изменений при необходимости. В настоящее время ЖНВЛП включает в себя 808 наименований лекарственных препаратов [8].
Перспективы лекарственного страхования в России
Для населения, не попадающего под категорию льготников, один из видов со-платежей (существующего «лекарственного страхования»): ФНС предоставляет возможность вернуть 13% денежных средств, потраченных на лечение и/или на покупку лекарственных препаратов при подтверждении уровня дохода самого пациента или его ближайших родственников. Но у данного вычета есть лимит – 120 000 рублей на один календарный год, соответственно сумма налога к возврату при таком объеме затрат – максимум 15 600 рублей. В этот же лимит входят расходы на обучение, ДМС и пенсионные взносы. В данный момент отмечаются позитивные сдвиги в механизмах получения данного налогового вычета.
Сначала в рамках программ ДМС могла быть включена услуга по лекарственному страхованию, что позволяло получать полную или частичную компенсацию на оплату лекарств. В настоящее время можно приобрести отдельно полис на лекарственное страхование. Данный полис позволяет возместить до 90 % стоимости лекарственных препаратов, назначенных врачом, но не более 50 000 рублей в год на застрахованного. Стоимость одного лекарства не должна превышать 5 000 рублей за одну упаковку. Широкого распространения данные полюсы пока не получили.
В 2008 году ФОМС был подготовлен проект лекарственного страхования. Основные принципы программы лекарственного страхования [9]:
1. Быть всеобщим и обязательным (по принципу ОМС).
2. Ориентированность на профилактическую медицину, в первую очередь, сохранение здоровья работающих граждан.
3. Включение лекарственного страхования в систему ОМС.
4. Паритетное участие личных средств граждан.
5. Простота системы на организационном уровне.
В настоящее время внедрения системы лекарственного страхования так и не произошло.
Заключение
Все страны БРИКС увеличили государственные расходы на здравоохранение и предоставили субсидии определенным слоям населения. Однако все предпринятые меры по-прежнему не гарантируют всеобщего охвата. Недавно произошедшие положительные изменения в области лекарственного страхования в Бразилии должны привести к снижению роста расходов на обеспечение лекарственными препаратами за счет государства, предоставив больший охват населению.
Разные страны используют различные системы совместной оплаты лекарственного обеспечения. Уровень возмещения/со-оплаты может изменяться в зависимости от определенной категории населения и препаратов. В настоящее время система льготного лекарственного обеспечения в России не предполагает получение бесплатных лекарственных препаратов населению с низким уровнем дохода (например, пенсионерам), безработным, детям от 3 до 17 лет и другим гражданам, если они не относятся к льготным категориям. Согласно проведенному анализу, около 82 % населения России не обладают никакими льготами [9]. При ведении системы лекарственного страхования для всего населения, основанная на возмещении частичной или полной стоимости лекарственного препарата, была бы достигнута цель по профилактике, предотвращению или раннему выявлению заболеваний, что, в итоге, снизит тяжесть заболевания, улучшит долгосрочный прогноз и уменьшит затраты на лечение.
Библиографическая ссылка
Литвинова А.А. ЕСТЬ ЛИ ЛЕКАРСТВЕННОЕ СТРАХОВАНИЕ В РОССИИ? // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2023. – № 11-3. – С. 432-436;URL: https://vaael.ru/ru/article/view?id=3112 (дата обращения: 21.11.2024).