Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

МЕНЕДЖМЕНТ КАЧЕСТВА ТОВАРОВ: АНАЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ НАПРАВЛЕНИЯ В ТОРГОВЛЕ

Донскова Л.А. 1 Плиска О.В. 1
1 ФГБОУ ВО «Уральский государственный экономический университет»
Представлены результаты аналитического исследования и практического применения основополагающих положений менеджмента качества и безопасности на примере продовольственных товаров в сфере розничной торговли. Доля реализуемой некачественной и небезопасной продукции в сфере обращения продовольственных товаров на протяжении последних лет остается достаточно высокой и стабильной практически по всем товарным группам, и ситуация характеризуется как неудовлетворительная в целом по стране и по регионам. Отсутствие продуманной политики менеджмента качества и безопасности в торговле, по мнению авторов является причиной не только реализации некачественной продукции, но и образования высокого количества пищевых отходов. Установлено, что развитие направления менеджмента качества товаров предполагает использование трех основополагающих составляющих: изучение, сбор и документирование потребительских свойств и требований к качеству и безопасности товаров, разработку механизма реализации менеджмента качества и выбор методов и инструментов для принятия управленческих решений. Выявленные факторы и причины, позволили установить важнейшую функцию менеджмента качества товаров в торговле – контроль качества и безопасности и определить ее содержание. Сформированная методологическая база и ее реализация направлена на снижение количества некачественной продукции и сокращения пищевых отходов.
менеджмент
качество
безопасность
продовольственные товары
торговля
развитие
требования
механизм
методы
рекомендации
1. Болдов М. Отчеты продуктовых ритейлеров за 1 квартал 2023 года: сравниваем показатели [Электронный ресурс]. URL: https://journal.tinkoff.ru/news/review-rus-retail-1q2023/?ysclid=lob28x45dq950954842 (дата обращения: 29.10.2023).
2. Пономарёв Е. FMCG-ритейл и его продовольственный сектор: анализ участников российского рынка [Электронный ресурс]. URL: https://journal.open-broker.ru/analitika/fmcg-ritejl-i-prodovolstvennyj-sektor/?yscl (дата обращения: 29.10.2023).
3. Синявская А. Российский ритейл в 2023 – 2026 гг.: завершение адаптации и умеренный рост [Электронный ресурс]. URL: https://www.retail.ru/rbc/pressreleases/rossiyskiy-riteyl-v-2023-2026-gg-zavershenie (дата обращения: 28.10.2023).
4. Смольянинова Е.Н., Трапезникова Е.М. Актуальные проблемы качества продовольственных товаров в розничной торговле // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2021. Т. 10, №1 (34). С. 298-301.
5. Государственный доклад о защите прав потребителей в Свердловской области в 2022 году. Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области, 2023. 481 с. [Электронный ресурс]. URL: https://www.66.rospotrebnadzor.ru/c/document_library/get_file?uuid=59442fe4-fda4-46df-be0b-c599989d183d&groupId=11786 (дата обращения: 29.10.2023).
6. Продовольственные потери и органические отходы на потребительском рынке Российской Федерации. М.: Сколково, 2019. 75 с.
7. Продовольственные потери и пищевые отходы в контексте устойчивых продовольственных систем. Доклад Группы экспертов высокого уровня по вопросам продовольственной безопасности и питания Комитета по всемирной продовольственной безопасности // ГЭВУ. Рим. 2014. 142 с. URL: http://www.fao.org/3/i3901r/i3901r.pdf (дата обращения: 15.09.2023).
8. Кудинова М.Г., Шевчук Н.А., Шигапов И.И., Горбатко Е.С., Ильмушкин А.Г. Отечественный и зарубежный опыт развития фудшеринга, как перспективного направления предотвращения потерь от пищевых отходов для экономики и окружающей среды // Инновации и инвестиции. 2022. № 6. С. 78-83.
9. Донскова Л.А. Менеджмент качества товаров: учеб. пособие. Курск: Университетская книга, 2019. 239 с.
10. Беляев Н.М., Донскова Л.А. Особенности менеджмента качества продовольственных товаров в розничной торговле // Конкурентоспособность в глобальном мире: экономика, наука, технологии. 2017. № 11. С. 724-729.
11. Донскова Л.А. Товарный консалтинг в сфере обращения продовольственных товаров как институт рыночной экономики // Управление экономическими системами. 2016. № 11(93). С. 28-36.
12. Васильева Н.О. Об обязательных требованиях и основных свойствах товаров // Стандарты и качество. 2007. № 12. С. 68-72.
13. Кубарь М.А. Функции менеджмента и их взаимосвязь // Экономика и социум. 2020. № 5-1. С. 779-781.
14. Квитко А.В. Управление качеством: учебное пособие. М., 2005. 183 с

Введение

Розничная торговля продовольственными товарами или продуктовый ритейл является одним из старейших видов торговли. Это одна из крупнейших отраслей экономики, отражающая текущее состояние страны и ее граждан, для которой также характерна выраженная социальная значимость, что продиктовано жизненной необходимостью потребления продуктов питания населением, среди которого 75% проживают в 1117 городах. Розничная торговля продовольственными товарами имеет ряд особенностей, обусловленных основополагающими характеристиками товаров, такими как широкий ассортимент, неоднородность качественных характеристик, наличие сроков годности, сезонность в отношении некоторых групп товаров, жесткие требования по показателям безопасности и другие.

Различные отчеты исследовательских компаний и статистические данные, находящиеся в открытом доступе, торговых компаний [1-3] свидетельствуют об активном росте сегмента, который сопровождается ростом продаж товаров неудовлетворительного качества и представляющих опасность для здоровья человека, что подтверждается статистикой контрольно-надзорных органов, данными экспертных организаций, проводящих исследования качества и безопасности продовольственных товаров и результатами исследований региональных продовольственных рынков отдельными учеными [4]. Так, например, по Свердловской области в 2022 году из 479 проведенных проверок предприятий розничной торговли продовольственными товарами, в 190 выявлены нарушения, что составило 40%, превышая в два раза выявленные нарушения в 2021 году [5]. В структуре статей Закона РФ «О защите прав потребителей» – это 119 нарушений: 77,0% нарушений связаны с невыполнением правил маркировки продовольственных товаров, 12% – в отношении качества и безопасности, 2,0% нарушений касаются несоблюдения сроков годности и 9,0% – это нарушения по другим статьям закона. Несмотря на снижение удельного веса забракованных товаров по некоторым группам товаров, ситуация на продовольственном рынке остается неудовлетворительной. Дополняет материал информация Министерства агропромышленного комплекса и продовольствия Свердловской области, согласно которой остается высоким процент фальсифицированной продукции практически по всем товарным группам [5].

Реализация некачественной и небезопасной пищевой продукции, рассматривая как нарушение прав потребителей и угроза здоровью человека, сегодня дополняется еще одним аспектом – как источника образования пищевых отходов на уровнях розничного сегмента, вызванного причинами порчи, обусловленными нарушением сроков ее хранения, несоответствием пищевой продукции установленным стандартам в части внешнего вида – цвета, формы, размера, а также изменчивостью спроса, особенно на свежие продукты и другими [6, 7]. По Российской Федерации – это почти 16% или 17 млн. т в год [8]. Многие исследователи. обращаясь к теме качества и безопасности пищевых продуктов и их снижения, называют в качестве причин отсутствие мотивации и стимуляции работников торговли, низкий технологический и организационный уровень выполнения операций на стадии транспортирования, хранения и реализации, отсутствие эффективной работы с поставщиками и другие. По мнению авторов, с учетом и других причин, это и есть отсутствие грамотной политики менеджмента качества на предприятии.

Учитывая актуальность вопросов качества и безопасности реализуемых пищевых продуктов, целью настоящего исследования явились аналитические и практические аспекты разработки менеджмента качества товаров как основы управления организацией, направленной на снижение количества продуктов, несоответствующих требованиям нормативных документов.

Материалы и методы исследования

Научные публикации, нормативные документы, включая стандарты серии ИСО 9000, статистическая информация и учебная литература составили теоретическую базу исследований. При проведении использовали такие методы, как мониторинг, анализ и синтез, систематизация и обощение. Объектом исследований явился сектор розничной торговли, предметом общие вопросы и практика менеджмента качества товаров.

Результаты исследования и их обсуждение

Аналитический обзор литературы показал, что единого подхода к определению и развитию менеджмента качества товаров не сегодняшний день нет. Имеющиеся труды в данном направлении содержат материалы либо по управлению качеством, либо по менеджменту качества, акцентируя внимание на системе менеджмента качества. Опираясь на определение в ИСО 9000-2015, менеджмент качества товаров рассматривается авторами как деятельность руководства организации, направленная на создание таких необходимых условий торговли, которых достаточно для реализации качественной и безопасной продукции.

Это деятельность, которая базируется на принципах и основных положениях стандартов ИСО 9000, а также опирается на теорию и практику менеджмента. В теоретическом и практическом аспектах, менеджмент качества товаров – это совокупность принципов, методов, средств и форм управления основополагающими характеристиками товара на всех этапах его жизненного цикла, а в рамках проведенного исследования, прежде всего, качественными характеристиками на этапе реализации [9-11].

Содержание менеджмента качества товаров в теоретическом и практическом аспектах раскрывается через реализацию трех основных составляющих: сбор информации о товаре, механизм реализации менеджмента качества на предприятии и выбор методов.

Информационной основой менеджмента качества товаров являются нормативные документы и научные товароведные знания о потребительских свойствах, качестве и безопасности, факторах, формирующих и сохраняющих качество, требованиях к информационному обеспечению обращения продовольственных товаров. Анализ показывает, что многие торговые предприятия используют товароведную информацию при изложении требований к продукции для поставщиков. Несмотря на проработанность материала о потребительских свойствах продовольственных товаров, остаются актуальными вопросы регулирования качества, которые выражаются в совершенствовании методологии формирования номенклатуры потребительских свойствах, анализе достаточности и применимости показателей качества в нормативных документах, их выполнения производителями, смещение акцента на свойства безопасности в ущерб другим свойствам и другие [12].

Вторая составляющая предусматривает реализацию основных положений менеджмента качества. Следует отметить, что менеджмент качества товаров с позиции теории менеджмента рассматривается как отношения между управляющей и управляемой системами, объектом в которой является качество товаров, а субъектом – тот, кто воздействует на него. Механизм управления, в соответствии с ГОСТ Р ИСО 9000 – 2015 года включает планирование, обеспечение, управление и улучшение качества, в развернутом виде основной функционал менеджмента качества представлен на рисунке 1, а также такие элементы как ресурсы для обеспечения качества, информацию о качестве во внешнюю среду и учет факторов, оказывающих воздействие на качество.

Применительно к менеджменту качества товаров в розничной торговле, безусловно, наибольшее значение для поставленных целей – снижение количества неудовлетворительной по качеству продукции и снижению пищевых отходов, приобретают такие функции, как контроль качества поступающих товаров и сохранение его при организации хранения и реализации. Сформированное содержание организации контроля качества [10] может служить основой составления бизнес-карт приемки товаров, должностных инструкций и других внутренних документов предприятия, направленных на реализацию выполнения данной функции.

missing image file

Функциональная структура менеджмент качества [13]

Третья составляющая менеджмента качества товаров связана с выбором методов и инструментов для принятия управленческого решения, который будет определяться конкретной ситуацией и поставленной целью. Методологическую основу составляют разработанные и накопленные методы и инструменты, которые многообразны и отличаются широким разнообразием [14]. Так, например, для исследования причин проблем реализации пищевых продуктов низкого качества, несоответствующих по показателям безопасности предъявляемым требованиям, используя метод К. Исикавы, были установлены основные причины и раскрыто их содержание в создавшейся ситуации, к которым отнесены и отсутствие необходимых знаний, особенностей и требований и отсутствие надлежащей практики в области контроля качества и безопасности товаров [9, 10].

Заключение

Основные выводы заключаются в следующем. Менеджмент качества товаров рассматривается как методологическая основа управления организацией применительно к качеству и безопасности товаров, основная цель которой снижение количества реализуемых товаров низкого качества. Менеджмент качества товаров, как наука и дисциплина, базируется на международных стандартах ИСО и включает теорию и практику менеджмента в целом. Для предприятий розничной торговли, осуществляющих реализацию продовольственных товаров, использование менеджмента качества товаров позволяет сформировать методологическую базу, например, в виде стандартизированных процедур, для выполнения основной функции менеджмента качества товаров – организацию контроля поступающей продукции.


Библиографическая ссылка

Донскова Л.А., Плиска О.В. МЕНЕДЖМЕНТ КАЧЕСТВА ТОВАРОВ: АНАЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ НАПРАВЛЕНИЯ В ТОРГОВЛЕ // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2023. – № 11-3. – С. 399-402;
URL: https://vaael.ru/ru/article/view?id=3106 (дата обращения: 03.12.2024).