Введение
Розничная торговля продовольственными товарами или продуктовый ритейл является одним из старейших видов торговли. Это одна из крупнейших отраслей экономики, отражающая текущее состояние страны и ее граждан, для которой также характерна выраженная социальная значимость, что продиктовано жизненной необходимостью потребления продуктов питания населением, среди которого 75% проживают в 1117 городах. Розничная торговля продовольственными товарами имеет ряд особенностей, обусловленных основополагающими характеристиками товаров, такими как широкий ассортимент, неоднородность качественных характеристик, наличие сроков годности, сезонность в отношении некоторых групп товаров, жесткие требования по показателям безопасности и другие.
Различные отчеты исследовательских компаний и статистические данные, находящиеся в открытом доступе, торговых компаний [1-3] свидетельствуют об активном росте сегмента, который сопровождается ростом продаж товаров неудовлетворительного качества и представляющих опасность для здоровья человека, что подтверждается статистикой контрольно-надзорных органов, данными экспертных организаций, проводящих исследования качества и безопасности продовольственных товаров и результатами исследований региональных продовольственных рынков отдельными учеными [4]. Так, например, по Свердловской области в 2022 году из 479 проведенных проверок предприятий розничной торговли продовольственными товарами, в 190 выявлены нарушения, что составило 40%, превышая в два раза выявленные нарушения в 2021 году [5]. В структуре статей Закона РФ «О защите прав потребителей» – это 119 нарушений: 77,0% нарушений связаны с невыполнением правил маркировки продовольственных товаров, 12% – в отношении качества и безопасности, 2,0% нарушений касаются несоблюдения сроков годности и 9,0% – это нарушения по другим статьям закона. Несмотря на снижение удельного веса забракованных товаров по некоторым группам товаров, ситуация на продовольственном рынке остается неудовлетворительной. Дополняет материал информация Министерства агропромышленного комплекса и продовольствия Свердловской области, согласно которой остается высоким процент фальсифицированной продукции практически по всем товарным группам [5].
Реализация некачественной и небезопасной пищевой продукции, рассматривая как нарушение прав потребителей и угроза здоровью человека, сегодня дополняется еще одним аспектом – как источника образования пищевых отходов на уровнях розничного сегмента, вызванного причинами порчи, обусловленными нарушением сроков ее хранения, несоответствием пищевой продукции установленным стандартам в части внешнего вида – цвета, формы, размера, а также изменчивостью спроса, особенно на свежие продукты и другими [6, 7]. По Российской Федерации – это почти 16% или 17 млн. т в год [8]. Многие исследователи. обращаясь к теме качества и безопасности пищевых продуктов и их снижения, называют в качестве причин отсутствие мотивации и стимуляции работников торговли, низкий технологический и организационный уровень выполнения операций на стадии транспортирования, хранения и реализации, отсутствие эффективной работы с поставщиками и другие. По мнению авторов, с учетом и других причин, это и есть отсутствие грамотной политики менеджмента качества на предприятии.
Учитывая актуальность вопросов качества и безопасности реализуемых пищевых продуктов, целью настоящего исследования явились аналитические и практические аспекты разработки менеджмента качества товаров как основы управления организацией, направленной на снижение количества продуктов, несоответствующих требованиям нормативных документов.
Материалы и методы исследования
Научные публикации, нормативные документы, включая стандарты серии ИСО 9000, статистическая информация и учебная литература составили теоретическую базу исследований. При проведении использовали такие методы, как мониторинг, анализ и синтез, систематизация и обощение. Объектом исследований явился сектор розничной торговли, предметом общие вопросы и практика менеджмента качества товаров.
Результаты исследования и их обсуждение
Аналитический обзор литературы показал, что единого подхода к определению и развитию менеджмента качества товаров не сегодняшний день нет. Имеющиеся труды в данном направлении содержат материалы либо по управлению качеством, либо по менеджменту качества, акцентируя внимание на системе менеджмента качества. Опираясь на определение в ИСО 9000-2015, менеджмент качества товаров рассматривается авторами как деятельность руководства организации, направленная на создание таких необходимых условий торговли, которых достаточно для реализации качественной и безопасной продукции.
Это деятельность, которая базируется на принципах и основных положениях стандартов ИСО 9000, а также опирается на теорию и практику менеджмента. В теоретическом и практическом аспектах, менеджмент качества товаров – это совокупность принципов, методов, средств и форм управления основополагающими характеристиками товара на всех этапах его жизненного цикла, а в рамках проведенного исследования, прежде всего, качественными характеристиками на этапе реализации [9-11].
Содержание менеджмента качества товаров в теоретическом и практическом аспектах раскрывается через реализацию трех основных составляющих: сбор информации о товаре, механизм реализации менеджмента качества на предприятии и выбор методов.
Информационной основой менеджмента качества товаров являются нормативные документы и научные товароведные знания о потребительских свойствах, качестве и безопасности, факторах, формирующих и сохраняющих качество, требованиях к информационному обеспечению обращения продовольственных товаров. Анализ показывает, что многие торговые предприятия используют товароведную информацию при изложении требований к продукции для поставщиков. Несмотря на проработанность материала о потребительских свойствах продовольственных товаров, остаются актуальными вопросы регулирования качества, которые выражаются в совершенствовании методологии формирования номенклатуры потребительских свойствах, анализе достаточности и применимости показателей качества в нормативных документах, их выполнения производителями, смещение акцента на свойства безопасности в ущерб другим свойствам и другие [12].
Вторая составляющая предусматривает реализацию основных положений менеджмента качества. Следует отметить, что менеджмент качества товаров с позиции теории менеджмента рассматривается как отношения между управляющей и управляемой системами, объектом в которой является качество товаров, а субъектом – тот, кто воздействует на него. Механизм управления, в соответствии с ГОСТ Р ИСО 9000 – 2015 года включает планирование, обеспечение, управление и улучшение качества, в развернутом виде основной функционал менеджмента качества представлен на рисунке 1, а также такие элементы как ресурсы для обеспечения качества, информацию о качестве во внешнюю среду и учет факторов, оказывающих воздействие на качество.
Применительно к менеджменту качества товаров в розничной торговле, безусловно, наибольшее значение для поставленных целей – снижение количества неудовлетворительной по качеству продукции и снижению пищевых отходов, приобретают такие функции, как контроль качества поступающих товаров и сохранение его при организации хранения и реализации. Сформированное содержание организации контроля качества [10] может служить основой составления бизнес-карт приемки товаров, должностных инструкций и других внутренних документов предприятия, направленных на реализацию выполнения данной функции.
Функциональная структура менеджмент качества [13]
Третья составляющая менеджмента качества товаров связана с выбором методов и инструментов для принятия управленческого решения, который будет определяться конкретной ситуацией и поставленной целью. Методологическую основу составляют разработанные и накопленные методы и инструменты, которые многообразны и отличаются широким разнообразием [14]. Так, например, для исследования причин проблем реализации пищевых продуктов низкого качества, несоответствующих по показателям безопасности предъявляемым требованиям, используя метод К. Исикавы, были установлены основные причины и раскрыто их содержание в создавшейся ситуации, к которым отнесены и отсутствие необходимых знаний, особенностей и требований и отсутствие надлежащей практики в области контроля качества и безопасности товаров [9, 10].
Заключение
Основные выводы заключаются в следующем. Менеджмент качества товаров рассматривается как методологическая основа управления организацией применительно к качеству и безопасности товаров, основная цель которой снижение количества реализуемых товаров низкого качества. Менеджмент качества товаров, как наука и дисциплина, базируется на международных стандартах ИСО и включает теорию и практику менеджмента в целом. Для предприятий розничной торговли, осуществляющих реализацию продовольственных товаров, использование менеджмента качества товаров позволяет сформировать методологическую базу, например, в виде стандартизированных процедур, для выполнения основной функции менеджмента качества товаров – организацию контроля поступающей продукции.
Библиографическая ссылка
Донскова Л.А., Плиска О.В. МЕНЕДЖМЕНТ КАЧЕСТВА ТОВАРОВ: АНАЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ НАПРАВЛЕНИЯ В ТОРГОВЛЕ // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2023. – № 11-3. – С. 399-402;URL: https://vaael.ru/ru/article/view?id=3106 (дата обращения: 03.12.2024).