Целью научной статьи является изучение и определение ключевых ролей государственно-частного партнерства в условиях цифровизации экономики.
Материалы и методы исследования
В процессе написания статьи использовались теоретические методы анализа и синтеза, обобщения и классификации. Были изучены данные нормативно-правовой базы, экономическая литература в области государственных и частных партнерских отношений в рамках цифровой экономики.
Результаты исследования и их обсуждение
Влияние цифровых технологий на институциональный характер взаимодействия государства и частных инвесторов отражает изменение структуры и характера экономических отношений. Стремление государства решить вопрос рационального использования бюджета страны связана с взаимодействием участников и изменением совершения сделок.
Цифровизация формирует новые правила и участников, на первый план для обеспечения функционирования цифровой экономики выходят понятия цифровой инфраструктуры, стартапов и технологических компаний. Из-за огромной сложности создания больших объектов инфраструктуры, которую необходимо не только создать, но и поддерживать в рабочем состоянии, государство делит данные задачи с частным бизнесом через соглашение о государственно-частном партнерстве (далее – ГЧП).
При использовании ГЧП уполномоченные государственные органы подготавливают концепцию проекта и на первый план выходит обеспечение нормативно- правовой базы и соответствие общественным интересам и благополучию. Частные организации, в свою очередь, должны обладать финансовыми ресурсами и технологиями, специфическими навыками и возможностями.
Современное понятие «государственно-частное партнерство» принято относить ко второй половине 20 века с началом внедрения первых проектов, государство искало способы привлечь частный бизнес для решения проблем бюджетного ограничения и повышения эффективности финансирования [1].
С того момента произошло множество изменений как в частном, так и в государственном секторе. В частности, развитие технологий и совершенствование цифровых коммуникаций стали основой появления такого фактора мирового развития как цифровая экономика, понятие которой официально появилось в 1995 году.
Замена ручного труда искусственным интеллектом, появление новых видов ресурсов в области информационных технологий и автоматизация – лишь малая часть процесса цифровизации. Проникновение цифровизации в экономику и жизнь людей в разных странах происходит по-разному, в частности, это зависит от степени вовлеченности населения в процесс, от уровня технической оснащенности и должного образования [2].
Понятие цифровизации тесно связано с таким понятием, как инновационная система. В рамках инновационной системы России цифровизация играет ключевую роль, так как она позволяет улучшить процессы управления, оптимизировать бизнес-процессы, повысить качество услуг и товаров, а также создать новые цифровые продукты и сервисы. К сожалению, нынешняя инновационная система России связана со слабостью институциональной инфраструктуры и неразвитостью законодательной базы в данной сфере. К этому пришли исследователи Global Innovation Index – 2022 – международного рейтингового измерения инновационного потенциала и эффективности развития в различных странах мира (рис. 1).
Несмотря на слабые стороны инновационной системы России, процесс цифровизации активно влияет на государственно-частное партнерство. В частности, на это указывает высокий рост появления IT-проектов.
Согласно данным Росинфры, с 2015 года и на данный момент реализовано 17 крупных IT-проектов с общим объемом частных инвестиций 226.54 миллиарда рублей [4].
Что касается законодательной базы по развитию государственно-частного партнерства в России, на федеральном уровне законодательной базой являются Федеральный закон «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [5] и Федеральный закон «О концессионных соглашениях» [6].
Рис. 1. Сильные и слабые стороны инновационной системы России: 2018-2022 Источник: данные глобального инновационного индекса [3]
В рамках государственно-частного партнерства предполагается использование соглашений о государственно-частном, муниципально-частном партнерстве, лизинговых и концессионных механизмов, финансирование с привлечением частных инвестиций социальных программ и стратегических инвестиционных проектов, имеющих общенациональное и региональное значение [3]. Доля IT-проектов по формам реализации имеет следующие соглашения (рис. 2).
Соглашение о ГЧП/МЧП (224-ФЗ) является наиболее используемой по форме реализации, концессионное соглашение является второй по популярности формой реализации IT-проектов. В частности, обусловлено это тем, что концессионные соглашения представляют собой форму аутсорсинга, позволяющую всем сторонам воспользоваться сравнительными преимуществами.
Необходимо отметить тот факт, что в России IT-отрасль до сих пор остается «частной»: по некоторым оценкам, государство вкладывает в нее не более одно десятой от общих инвестиций. Этих средств недостаточно для покрытия «цифровых» потребностей страны [7].
Несмотря на это, государство, как упоминалось ранее, направило всю свою институциональную среду на «цифровизацию» экономики. В частности, это предполагает реализацию масштабных проектов, которое во многом превосходит возможности государственного бюджета. Именно поэтому на системной основе и привлекается бизнес.
Рис. 2. Доля IT-проектов по формам реализации Источник: платформа поддержки инфраструктурных проектов Росинфра [4]
ГЧП проекты в отрасли цифровизации
Название ГЧП проекта |
Отрасль |
Описание |
Создание системы цифровой маркировки и прослеживания (мониторинга) оборота товаров |
Цифровизация в сфере логистики |
Проект направлен на обеспечение получения оперативной и достоверной информации о движении товаров в рамках хозяйственной деятельности организаций. |
Eurasian Stock Exchange – блокчейн платформа токенизации интеллектуальной собственности и маркетплейс верифицированных интеллектуальных активов |
Цифровизация в сфере госуправления |
Платформа монетизирует нематериальные активы по модели IP Assets Staking. Механизм позволяет блокировать ЦФА и международные активы ИС в смарт контрактах сервиса и получать доход, на основе годовой процентной доходности, количества активов ИС в стейкинге и их стоимости, без необходимости продавать права на объекты интеллектуальной собственности. |
Блокчейн аналитика. Расследование криптопреступлений. Противодействие отмыванию средств в блокчейне. |
Центры обработки данных |
Проект нацелен на аналитику ключевых показателей криптовалюты в разрезе РФ, а также расследование краж криптовалюты и помощи (консультаций) правоохранительным органам в этом вопросе, противодействию отмыванию средств в криптовалютах и разметке пользователей криптовалют среди клиентов банков. |
Платформа Pragmacore |
Цифровизация в сфере промышленности |
Данный проект позволяет управлять стройкой онлайн, митигировать риски и экономить ресурсы заказчика. |
Региональная коммуникационная платформа 2NETS APP PLATFORM |
Цифровизация в сфере госуправления |
2NETS APP PLATFORM предоставляет инструменты для создания суперприложений и имплементации технологической парадигмы суперприложений в приложениях для «умного города». |
Источник: составлено автором на основе данных платформы поддержки инфраструктурных проектов Росинфра [4].
На сегодняшний день в отрасли цифровизации реализуется множество ГЧП проектов, начиная от проектов в сфере логистики и заканчивая цифровизацией в сфере государственного управления и введения цифрового рубля (таблица) [8].
Указанные в описании цели проектов обусловливают рассмотрение и некоторых ролей. Авторами данной статьи выделены следующие роли государственно-частного партнерства в условиях цифровизации экономики.
Роль 1. Данная роль заключается в том, что государственно-частное партнерство оказывает помощь в привлечении частных инвестиций для разработки и внедрения цифровых инфраструктур.
Обусловлено это, прежде всего, высокой актуальностью цифровых инфраструктур в нынешнее время, так как именно цифровые инфраструктуры позволяют оптимизировать бизнес-процессы за счет автоматизации, что, в свою очередь, повышает эффективность работы предприятий и улучшает качество предоставляемых товаров или услуг.
Роль 2. Вторая роль государственно-частного партнерства в условиях цифровизации экономики охватывает цифровые навыки и образование.
Для начала необходимо отметить, что под цифровыми навыками подразумеваются определенные навыки и умения работать с программным обеспечением и компьютерами, обрабатывать цифровую информацию из интернета и поисковых систем, а также понимать основы информационной безопасности и защиты данных.
Государственно-частное партнерство оказывает помощь разработке и дальнейшей реализации различных программ обучения по цифровым навыкам за счет тесного сотрудничества с частными компаниями и учебными заведениями.
Роль 3. Данная роль охватывает цифровые услуги. К таким услугам относятся электронное правительство, отличным примером которого является единый портал государственных услуг (Госуслуги), электронная коммерция, позволяющая использовать электронный перевод денежных средств и обрабатывать транзакции онлайн, онлайн-образование и здравоохранение.
Именно государственно-частное партнерство задействовано в расширении доступа к цифровым услугам населению.
Частный сектор предоставляет инвестиции и технические решения. Государство, в свою очередь, обеспечивает регулирование и нормативную базу для развития данных услуг. Благодаря партнерству государства и частного сектора, обеспечивается их доступность для всех слоев населения.
Роль 4. Одна из важных ролей партнерства государства и частного сектора – это содействие инновациям и стартапам.
Инновации и стартапы, являющиеся актуальной темой на данный момент, меняют и развивают общество и экономическую систему в целом. Успешные проекты создают новые рабочие места, решают множество общественных проблем, начиная от социальных и заканчивая экологическими, а также содействуют эффективности уже существующих отраслей.
При данном партнерстве проектам и стартапам все чаще предоставляется финансовая поддержка и грамотная экспертиза.
Роль 5. Заключительная роль государственно-частного партнерства в условиях цифровизации экономики, которую следует выделить, – это разработка регулирования и защиты прав потребителей. На данный момент это является априори важной темой, так как общество все чаще сталкивается с проблемами взломов и кражи личных данных, с проблемами кибербезопасности и другими проблемами, появившимися на современном этапе цифрового развития.
Заключение
Государственно-частное партнерство играет важную роль в стимулировании цифровизации экономики за счет использования сильных сторон обоих секторов. Они расширяют инновации, доступ к финансированию и предоставлению услуг, одновременно решая проблемы и риски, связанные с цифровой трансформацией. Однако эффективное управление и регулирование необходимы для обеспечения того, чтобы эти партнерства отдавали приоритет общественным интересам и соблюдали этические стандарты.
Библиографическая ссылка
Караваева Е.В., Байбурин Р.Р. РОЛЬ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2023. – № 10-3. – С. 316-321;URL: https://vaael.ru/ru/article/view?id=3050 (дата обращения: 29.01.2025).