Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

БУДУЩЕЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ: МОДЕРНИЗАЦИЯ В УСЛОВИЯХ УСИЛЕНИЯ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ

Шедько Ю.Н. 1 Миндлин Ю.Б. 2 Власенко М.Н. 3
1 ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»
2 ФГБОУ ВО «Московская государственная академия ветеринарной медицины и биотехнологии имени К.И. Скрябина»
3 Национальный исследовательский университет МЭИ
В работе предложено видение государственной службы будущего, способной осуществлять инновации и быстро реагировать на быстро меняющиеся глобальные обстоятельства. На основе результатов исследований отечественных и зарубежных ученых определены свойства-характеристики государственной службы будущего. Выявлены новые наборы компетенций, востребованных в государственной службе цифрового общества. Выделены факторы, влияющие на будущее государственного сектора: цифровизация, изменение карьерных ожиданий и старение рабочей силы. Установлены условия, проблемы, риски и тенденции модернизации государственной службы в условиях цифровизации, глобализации, усиления неопределенности. Установлены инструменты, обеспечивающие возможности успеха изменений. Определен набор навыков, востребованных в современной высокоэффективной государственной службе. Обоснована необходимость дополнения технических навыков быть социальными, эмоциональными и когнитивными компетенциями. Определены факторы, влияющие на устойчивость государственной службы. Предложен механизм кадрового планирования государственной службы будущего. Обосновано, что в быстро меняющемся пространстве работы обучение на протяжении всей жизни будет приобретать все большее значение в политике занятости в государственном секторе, позволяя людям адаптироваться и повышать свой будущий потенциал. Независимо от конкретной роли и специализации государственным служащим необходимо будет регулярно повышать уровень своего понимания, навыков и компетенций, чтобы не отставать от социальных и технологических изменений. Установлено, что государственная служба будущего – это служба многих профессий, объединенных общим набором основных ценностей и чувством общей цели.
государственное управление
государственная служба
государственные служащие
модернизация
цифровизация
компетенции
1. Шедько Ю.Н. Трансформация власти, гражданского общества, бизнес-структур в ходе четвертой промышленной революции // Новая экономическая политика для России и мира: сборник научных трудов участников Международной научной конференции. XXVII Кондратьевские чтения / под ред. В.М. Бондаренко. М.: Издательство Межрегиональная общественная организация содействия изучению, пропаганде научного наследия Н.Д. Кондратьева, 2019. С. 229–235.
2. Панина О.В. Модель реализации стратегии цифровой трансформации государственного управления в Российской Федерации // Менеджмент и бизнес-администрирование. 2023. № 2. С. 85–96.
3. Красюкова Н.Л., Кириллова О.С., Васюнина М.Л. и др. Оценка вклада прямого участия граждан в развитии комфортной городской среды, повышение ее качества и в реализацию национального проекта «Жилье и городская среда» // Вопросы истории. 2022. № 4-2. С. 274-281.
4. Kadyrova G.M. et al. Prospects to create and apply artificial intelligence in the activities of public authorities // IOP Conference Series: Earth and Environmental Science. IOP Publishing. 2021. Т. 650, №. 1. С. 012014.
5. Шедько Ю.Н. Факторы и условия устойчивости развития региона: синергетика взаимодействия // Вестник МГОУ. Серия: «Экономика». 2014. № 4. С. 49-55.
6. Луговской А.М., Морковкин Д.Е. Образование и социализация личности в современном мире // Проблемный и ноосферный подходы в развитии творческого мышления ценностно-ориентированной личности в современном образовании для устойчивого развития цивилизации: материалы XXII Московской международной конференции. М., 2023. С. 66-68.
7. Панина О.В., Красюкова Н.Л., Дорофеев А.Н. и др. Цифровизация государственного управления. М.: Прометей, 2023. С. 71-144.
8. Крекова М.М., Киселева Е.М., Миндлин Ю.Б. Моделирование программного развития профессионализма персонала в условиях цифровой экономики // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Экономика и право. 2018. № 12. С. 47-49.
9. Шедько Ю.Н., Власенко М.Н., Унижаев Н.В. Формирование компетенций специалистов, работающих в условиях цифровой экономики на основе больших данных // Вестник Алтайской академии экономики и права. 2021. № 4-1. С. 133-137.
10. Хабриева Т.Я. и др. Опыт лучших практик государственной службы России и Китая. М.: ООО Издательский дом «Юриспруденция», 2020. 396 с.

Введение

В условиях значительной неопределенности государственная служба будущего должна быть способна привлекать, удерживать и развивать государственных служащих – квалифицированных специалистов, которые могут использовать новые технологии, осуществлять инновации и быстро реагировать на быстро меняющиеся глобальные обстоятельства. При этом модернизация системы государственного управления, института государственной службы как у нас в стране, так и за рубежом требует научного обеспечения, определения проблем и тенденций.

В работе поставлена цель определить свойства-характеристики государственной службы будущего и установить условия, проблемы и риски преобразований в ходе модернизации государственной службы в условиях цифровизации, глобализации, усиления неопределенности.

Материалы и методы исследования

При проведении исследования использованы методы наблюдения, анализа литературы, интервью, нарративного анализа, логического анализа и синтеза.

Результаты исследования и их обсуждение

Исследование позволило установить условия модернизации государственной службы, определяющие возможности успеха изменений:

• разработка новых технологий предоставления государственных;

• высокие темпы приобретения новых знаний о государственной службе и государственном управлении;

• возрастание уровня гибкости и оперативности управленческих решений;

• возрастание понимания ценностей и миссии государственной службы, как общественного блага.

Выделим тенденции, влияющие на будущее государственного сектора: цифровизация, изменение карьерных ожиданий и старение рабочей силы.

Цифровизация способствует трансформации общества, бизнеса, власти, в частности, трансформируется ряд рабочих мест в государственном секторе, искусственный интеллект может выполнять рутинные процедуры, оставив для людей решение нестандартных задач [1, 2].

Типичная карьера в государственном секторе, в которой государственные служащие поднимаются по иерархической лестнице в условиях гарантированного пожизненного найма, начинает претерпевать изменения: горизонтальные перемещения, паузы для обучения и развития и т. д. в будущем станут нормой. Органы государственной власти, как работодатель, в связи с большим размером организаций, смогут удовлетворить ожидания новых поколений сотрудников, так как хорошо подходят для нелинейных карьерных путей за счет внутренней мобильности и создания гибких проектных команд с использованием «кадровых резервов» государственных служащих для управления востребованными навыками и колебаниями активности. Вместе с тем, имеются сопутствующие риски. Например, использование нестандартных форм занятости может привести к неполной занятости, снижению почасовой оплаты и ухудшению условий труда. В связи со старением рабочей силы государственного сектора новые роли в качестве советников или наставников с гибкими условиями труда смогут обеспечить баланс между сохранением способностей и знаний работников старших возрастов и потребностью более молодых работников входить в состав государственной рабочей силы.

Сгруппируем по группам наборы навыков, которые будут востребованы в государственной службе в XXI веке:

• навыки использования новых технологий, проведения исследований, имеющих отношение к проблемам государственного и муниципального управления. Новые наборы навыков в этой области включают использование методов предвидения, разработку экспериментальной политики, разработку политики на основе данных, открытое формирование политики, проектирование и системное мышление;

• навыки для эффективного вовлечения граждан в совместное создание более качественных услуг [3]. Новые наборы навыков в этой области включают деловое общение, управление социальными сетями, создание прототипов с участием общественности, краудсорсинг, цифровые услуги и аналитику пользователей;

• навыки разработки, надзора и управления договорной работой. Новые наборы навыков в этой области включают использование ввода в эксплуатацию для достижения второстепенных целей (экологических, социальных и т. д.), гибкую разработку продукта, социальное финансирование, социальное инвестирование и разработку облигаций социального воздействия;

• навыки сетевого взаимодействия, позволяющие работать вне организационных границ для решения сложных задач (например, институциональной координации, стратегического бенчмаркинга, комплаенса), сотрудничать и развивать общее понимание посредством общения, доверия и взаимной приверженности [4]. Новые наборы навыков в этой области включают использование социальных инноваций, использование платформы открытого правительства, построение партнерских отношений на основе открытых государственных данных и системных подходов к общественным проблемам.

Развитию навыков всех этих групп способствуют навыки дополнительных категорий: 1) цифровые навыки; 2) когнитивные, социальные и эмоциональные навыки.

Под цифровыми навыками понимается базовый набор компетенций для цифрового правительства, которые выходят за рамки базовой цифровой грамотности и способности использовать цифровые инструменты. Эти компетенции значимы для следующих пяти областей:

1. Потенциал цифровой трансформации: формирование общего видения возможностей, предоставляемых цифровыми технологиями и данными, для удовлетворения потребностей населения;

2. Понимание пользователей и их потребностей: определение пользователей услуг, понимание того, как и в какой степени потребности удовлетворяются;

3. Сотрудничество: привлечение общественности для учета потребностей;

4. Надежное использование данных и технологий: управление информацией и цифровой безопасностью;

5. Правительство, основанное на данных: понимание потенциала применения данных в повседневной работе и обеспечение государственных служащих возможностями получения данных, проведения анализа и определения релевантных показателей для измерения успеха, результатов или воздействия.

Когнитивные, социальные и эмоциональные навыки

Технические навыки должны быть дополнены социальными, эмоциональными и когнитивными компетенциями. Под когнитивными навыками понимаются:

• способности творческого мышления и решения проблем, позволяющих учиться, критически мыслить, распознавать собственные знания и их ограничения;

• способности развивать эмпатию и отношения, эффективно управлять групповой динамикой, брать на себя ответственность и ответственность.

Устойчивость является ключевой возможностью для будущего, снижающая уровень неопределенности, связанной с возрастанием темпов изменений [5]. Устойчивость системы государственного управления зависит и от качественных характеристик корпуса государственных служащих. Навыки, способствующие устойчивости:

• Здоровье: устойчивость требует энергии и подразумевает дополнительный стресс, когда люди вынуждены работать в новых, часто неоптимальных условиях. Это ставит во главу угла здоровье – физическое и психическое – и его организационную и управленческую поддержку.

• Мотивация и приверженность миссии: преданные своему делу сотрудники будут первыми, кто найдет новые способы выполнения миссии, когда окружающая среда изменится вокруг них.

• Прогнозирование и предвидение: государственные служащие, которые систематически учитывают различные вероятные будущие события, могут разрабатывать системы, готовые противостоять потрясениям.

• Креативное решение проблем: даже при предвидении не все проблемы можно предвидеть. Независимо от опыта сотрудника, творческое решение проблем может позволить государственным служащим применить свои навыки для решения непредсказуемых задач [6].

• Гибкость обучения: умение учиться лежит в основе инноваций, устойчивости и адаптации к будущим изменениям.

• Системное мышление и сотрудничество: требуются государственные служащие, которые понимают механизм работы органов власти и сложные системы предоставления услуг.

Цифровизация создает особые и уникальные проблемы, которые необходимо решать при планировании персонала [7-10]. Перспективная государственная служба будущего требует качественного кадрового планирования рабочей, которое предусматривает:

1. понимание организационной операционной модели, стратегий и целей трансформации;

2. картирование кадрового состава с точки зрения количества, навыков, производительности, потенциала и разнообразия;

3. определение будущих потребностей в персонале на основе таких факторов, как учет стратегии преобразований и целей каждой государственной организации, изменение востребованных навыков, мотивации и вовлеченности сотрудников, затраты (не только с точки зрения заработной платы, но и найма, развития, выхода на пенсию и т. д.);

4. выявление пробелов при подготовке государственных служащих и действия по устранению этих пробелов;

5. мониторинг, оценка и подотчетность.

Ключевой задачей, которую предстоит решить в государственных системах занятости будущего является устранение организационных барьеров. В государственных системах, как правило, рабочие должности обычно закрепляются за конкретными организациями с вертикальными отношениями подчинения. Общая проблема организации гибких способов работы (по принципу «из любого места, в любое время») решается с помощью систем эффективности и подотчетности высшего руководства. Создание более гибкой системы занятости потребует важных системных реформ в таких областях, как классификация, компенсация, условия найма, а также срок пребывания в должности и место работы. Кризис, вызванный COVID-19, показал, что, когда позволяют условия, сотрудников можно быстро перевести на работу над приоритетными задачами независимо от их физического местонахождения.

Гибкие организационные системы требуют культуры непрерывного обучения. В быстро меняющемся пространстве работы обучение на протяжении всей жизни будет приобретать все большее значение в политике занятости в государственном секторе, позволяя людям адаптироваться и повышать свой будущий потенциал. Независимо от конкретной роли и специализации государственным служащим необходимо будет регулярно повышать уровень своего понимания, навыков и компетенций, чтобы не отставать от социальных и технологических изменений. Это требует обучения использованию новых цифровых инструментов, использованию новых наборов данных, отслеживанию национального и международного развития и передового опыта. Культура непрерывного обучения имеет важное значение в условиях постоянно растущих темпов изменений, характерных для будущего, и для поиска путей в непредвиденных кризисах. Отслеживание данных и поведения сотрудников используются для совершенствования системы управления, понимания лидерства, улучшения структуры работы, повышения самостоятельности и чувства достижения целей. Ощущение цели может быть достигнуто путем подчеркивания миссии, влияния и ценностей организации и согласования их с развитием чувства гордости сотрудников. Исследования показывают, что мотивирующими факторами являются чувство достижения, признание, опыт самой работы, ответственность, продвижение и рост. Поэтому будущая государственная служба должна делать упор на эти элементы при разработке рабочих мест и управлении работниками. Это должно быть сделано путем предоставления сотрудникам большего пространства и автономии для эффективного использования их навыков, что требует повышения уровня доверия между руководством и сотрудниками, чтобы сотрудники чувствовали контроль за своей работой и, вместе с тем, имели возможность развиваться в своих ролях.

Заключение

Таким образом, государственная служба будущего – это служба многих профессий, объединенных общим набором основных ценностей и чувством общей цели. Цифровым органам власти будущего необходимо будет формировать междисциплинарные команды, состоящие из представителей различных профессий. Также будут развиваться структурированные профессии, которые обеспечивают карьерный рост для конкретных функций – HR, данные, цифровые технологии, финансы, политика, наука и т. д.

Способствуют устойчивости систем государственных услуг и государственных служащих мероприятия, повышающие уровень здоровья, мотивированности и приверженности миссии, прогнозирования и предвидения проблем, креативности, гибкости обучения, системного мышления и сотрудничества.

Выделим характеристики государственной службы будущего:

• способность определить возникающие технические навыки и компетенции, необходимые для обеспечения устойчивости во все более неопределенном будущем;

• использование многопрофильных команд;

• организационная культура обучения, управления рисками и экспериментирования;

• более высокий уровень вовлеченности сотрудников повышает качество государственных услуг и инноваций в государственном секторе;

• более высокий уровень автономности выполнения работы.


Библиографическая ссылка

Шедько Ю.Н., Миндлин Ю.Б., Власенко М.Н. БУДУЩЕЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ: МОДЕРНИЗАЦИЯ В УСЛОВИЯХ УСИЛЕНИЯ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2023. – № 11-1. – С. 130-134;
URL: https://vaael.ru/ru/article/view?id=3044 (дата обращения: 03.12.2024).