Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

АКТИВИЗАЦИЯ РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ ЗА СЧЕТ ЕГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С КРУПНЫМ БИЗНЕСОМ

Мироседи Т.Г. 1
1 Волжский политехнический институт (филиал) ФГБОУ ВО «Волгоградский государственный технический университет»
В статье исследуется состояние малого и среднего предпринимательства (МСП) Волгоградской области, на основе анализа показателей его деятельности. По результатам данного анализа автором сделаны выводы о том, что состояние МСП региона не соответствует ожидаемым параметрам. Проведено сравнение предшествующей и текущей программ, направленных на развитие и поддержку малого и среднего предпринимательства в Волгоградской области. Выявлено существенное отличие программ, заключающееся в изменении системы субсидирования субъектов МСП в текущем периоде. Решающую роль в развитии МСП автор отводит системе инфраструктурной поддержки малого и среднего предпринимательства, определяющейся как взаимодействие органов государственной власти и инфраструктурных институтов, и направленной на создание благоприятных условий эффективного функционирования и дальнейшего развития МСП. Выделяется важный фактор поддержки МСП – кооперация малого и крупного бизнеса и формирование кластеров, как наиболее перспективного направления, позволяющего активизировать развитие МСП за счет усиления кооперационных связей МСП с крупными корпорациями.
малое и среднее предпринимательство
развитие мсп
субсидирование мсп
институты поддержки мсп
инфраструктура поддержки мсп
взаимодействие малого и крупного бизнеса
1. Малое и среднее предпринимательство Волгоградской области: стат. обозрение / Территор. орган Федер. службы гос. статистики по Волгогр. обл. – Волгоград: Волгоградстат, 2018. – 88 с.
2. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Волгоградской области. – URL: http://volgastat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/volgastat/ru/statistics/enterprises/small_and_medium_enterprises/ (дата обращения 25.01.2019).
3. Управление развития предпринимательства Комитета экономической политики и развития Волгоградской области. – URL: http://urp.volganet.ru/programs/regional/ (дата обращения 31.01.2019).
4. и Мироседи Т.Г. Развитие малого и среднего предпринимательства в среднем промышленном городе // Науковедение. – 2014. – № 4 (23). – С. 94.561
5. Отчет Губернатора Волгоградской области о результатах деятельности Администрации Волгоградской области в 2017 году. – URL: https://www.volgograd.ru/gubernator/about/files/%D0%98-%D0%9E%D1%82%D1%87%D0%B5%D1%82%D0%93%D1%83%D0%B1%D0%B5%D1%80%D0%BD%D0%B0%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B02017-%D0%98%D0%A2%D0%9E%D0%93.pdf (дата обращения 30.12.2018).
6. Отчет Волгоградской области о ходе реализации плана обеспечения устойчивого развития экономики и социальной стабильности Волгоградской области на 2015–2017 годы. – URL: http://economics.volgograd.ru/stabilizatsionnye-mery-razvitiya-volgogradskoy-oblasti/monitoring-situatsii/%D0%A4%D0%BE%D1%80%D0%BC%D0%B0%20127%20%D0%BD%D0%B0%20%D1%81%D0%B0%D0%B9%D1%82%20%D0%BD%D0%B0%2001_04_17.pdf (дата обращения 30.12.2018).
7. Менса Э.Й. Групповое кредитование как инструмент снижения кредитного риска в микрофинансировании // Экономика: вчера, сегодня, завтра. – 2018. – Том 8. – № 3А. – С. 330-337.
8. Мироседи С.А., Мироседи Т.Г. Развитие малого бизнеса – объективная необходимость // Современные фундаментальные и прикладные исследования. – 2012. – № 3-6. – С. 111-113.
9. Брюховецкая Н.Е., Егиазарова К.Ю. Кооперация крупного и малого бизнеса как способ оптимизации деятельности крупных предприятий // Экономика промышленности. – 2013. – № 3 (63). – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kooperatsiya-krupnogo-i-malogo-biznesa-kak-sposob-optimizatsii-deyatelnosti-krupnyh-predpriyatiy (дата обращения:18.01.2019). 
10. Мироседи С.А. Малое предпринимательство – стратегический ресурс российской экономики // Вестник Саратовского государственного технического университета. – 2009. – №2(38). – С. 232-240.

Введение

Малое и среднее предпринимательство является важнейшим сектором, укрепляющим и поддерживающим рыночную экономику. Данный сектор обеспечивает мобильность в условиях рынка, быстро заполняет ниши, образующиеся в потребительской среде, создает атмосферу конкуренции, развивает инновационные технологии, а также обеспечивает занятость населения, уменьшая безработицу. Вопросам развития и поддержки МСП посвящено немало научных работ, наиболее известными авторами которых, являются, как западные ученые: И. Ансофф, Т. Веблен, Р. Коуз, Д. Норт, К. Поланьи, Ф. Хайек, Дж.Р. Хикс, М. Питерс, А. Хоскин, Й. Шумпетер и др., так и российские: Л.И. Абалкин, Т.А. Алимова, Е.М. Бухвальд, А.В. Виленский, В.В. Голикова, А.Г. Гранберг, Г.Б. Клейнер, М.Г. Лапуста, А.Ю. Чепуренко, И.Н. Герчикова, Б.К. Злобин, Ю.М. Осипов и многие другие.

Однако тенденции и динамика его развития сегодня не в полной мере соответствует ожиданиям и надеждам, возложенным на него. Особенно остро проблема развития МСП ощущается в регионах, каждый из которых имеет свои природно-климатические и социально-экономические особенности. Волгоградская область – регион многоотраслевого сельского хозяйства и промышленности, имеющий выгодное географическое положение, являясь главными воротами на юг России с выходом на Иран, Кавказ, Украину и Казахстан. Формирование благоприятной предпринимательской среды для МСП является одной из приоритетных задач стратегии социально-экономического развития Волгоградской области на ближайшие годы.

Цель исследования заключается в выявлении актуальных направлений поддержки развития МСП Волгоградской области на основе анализа статистических данных о современном его состоянии и развитии.

Материалы и методы исследования

В процессе исследования были использованы такие научные методы как анализ, синтез, дедукция, экономико-математические методы исследования. Информационную базу исследования составили аналитические материалы органов государственной статистики Российской Федерации, нормативные акты и законодательные материалы, научные, публикации, материалы экономических и социологических исследований в области проблем развития и управления МСП в России и за рубежом.

Результаты исследования и их обсуждение

Анализируя статистические данные о развитии малого и среднего предпринимательства Волгоградской области, отмечено, что по количеству сформировавшихся субъектов МСП Волгоградская область находится на третьем месте в Южном Федеральном округе (таблица 1). Лидирующее положение занимает Краснодарский край, на втором месте Ростовская область [1].

Согласно данным территориального органа Федеральной службы статистики по Волгоградской области за период 2015-2016 гг. по ряду показателей, характеризующих состояние МСП, наблюдалась положительная динамика. Однако в 2016-17 годах, она сменилась на отрицательную, что отражают данные таблицы 2, в которой представлена динамика численности малых предприятий (включая микропредприятия) Волгоградской области по некоторым видам деятельности [1]. Так в 2016 году осуществляли деятельность 33752 малых предприятия, а в 2017 году их количество сократилось до 28639 предприятий, т.е. снизилось на 5113 единиц, что составляет 15,1%.

Таблица 1

Число малых предприятий (включая микропредприятия) по субъектам Южного федерального округа в 2017 г.

Субъект ЮФО

Число малых предприятий

Занимаемое место в ЮФО

Республика Адыгея

3772

7

Республика Калмыкия

1853

8

Республика Крым

22282

4

Краснодарский край

81061

1

Астраханская область

9957

5

Волгоградская область

28639

3

Ростовская область

54185

2

г. Севастополь

7910

6

Таблица 2

Динамика численности малых предприятий Волгоградской области за 2016-2017 гг.

Предприятия по видам экономической деятельности

2016 г.

2017 г.

Темп

прироста,%

Всего, единиц

из них:

33752

28639

-15,1

Сельское хозяйство

1311

1101

-16,1

Обрабатывающие производства, в т.ч.:

3003

2443

-18,6

- производство пищевых продуктов

446

388

-13,1

- текстильное и швейное производство

144

108

-25

- целлюлозно-бумажное производство и полиграфия

275

142

-48,4

- производство резиновых и пластмассовых изделий

248

217

-12,5

- металлургическое производство

409

355

-13,2

- производство машин и оборудования

397

122

-69,3

- производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования

263

92

-65,1

- производство и распределение электроэнергии, газа и воды

193

143

-25,9

Строительство

4070

3462

-14,9

Оптовая и розничная торговля

11948

9695

-18,9

Гостиницы и рестораны

1135

925

-18,5

Операции с недвижимым имуществом

7400

3671

-50,4

Здравоохранение и предоставление социальных услуг

574

539

-6,2

В 2017 году произошло сокращение числа предприятий практически по всем видам экономической деятельности, даже самый популярный вид деятельности – оптовая и розничная торговля, в которую входит около трети всех малых предприятий, имела негативную динамику, поскольку число этих предприятий снизилось на 18,9%.

Численность индивидуальных предпринимателей (ИП) осталась практически неизменной: в 2016 году численность фактически действующих индивидуальных предпринимателей 41425 чел., а в 2017 – 41342 чел. Однако численность ИП в сфере обрабатывающих производств снизилась на 2,4%, т.е. c 1811 чел. до 1768 чел.

Несмотря на то, что количество малых и средних предприятий уменьшилось, показатели их деятельности возросли, что отражает таблица 3.

Таблица 3

Основные экономические показатели деятельности МСП Волгоградской области за 2016-2017 гг.

Показатели

Малые предприятия

(включая микропредприятия)

Средние предприятия

2016 г.

2017 г.

2016 г.

2017 г.

Число предприятий (на конец года)

33752

28639

181

180

Средняя численность работников, человек

142019

153465

22255

22135

Среднемесячная начисленная заработная плата работников, руб.

18195,5

20351,7

29176,5

29295,3

Оборот предприятий, млн. руб.

334409,8

513626,1

77333,7

89598,0

Инвестиции в основной капитал, млн. руб.

7288,5

10671,1

7771,7

5508,5

Таблица 4

Основные показатели деятельности малых предприятий (без микропредприятий) Волгоградской области за 9 мес. 2016-2018 гг.

Показатель

2016 г.

2017 г.

Темп роста 2017/2016 г., %

2018 г.

Темп роста 2018/2017 г., %

Кол-во предприятий, единиц

3035

2820

92,9

2526

89,6

Средняя численность работников, чел.

74009

79219

107,0

69997

88,4

Оборот предприятий, млн. руб.

141149

152556

108,1

129316

84,8

Средняя численность работников малых предприятий выросла на 8%, среднемесячная начисленная заработная плата этих работников повысилась на 12%, увеличился оборот предприятий: малых – на 54%, средних – на 16%. Существенно подросли инвестиции в основной капитал малых предприятий – на 46%. В тоже время инвестиции в основной капитал средних предприятий имеют негативную динамику, выразившуюся в 30% снижении.

Данные, позволяющие исследовать результаты деятельности малых предприятий (без микропредприятий) за 2018 год, доступны только за 9 месяцев (с января по сентябрь) [2]. Поэтому, проанализировав сопоставимые данные 2018 г. и данные прошлых периодов, можно сделать предварительные выводы о том, что количество субъектов МСП, их средняя численность и товарный оборот в 2018 году будут иметь тренд на снижение (таблица 4).

С 2017 года в рамках государственной программы Волгоградской области «Экономическое развитие и инновационная экономика» действует подпрограмма «Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в Волгоградской области». Она отличается от предыдущей подпрограммы отсутствием такого важного вида поддержки МСП как непосредственное субсидирование предприятий. В 2016 году субсидирование МСП осуществлялось по двум направлениям: субсидирование части затрат на плату по договорам финансовой аренды (лизинга), заключенным субъектами МСП и субсидирование части затрат субъектам МСП, связанных с приобретением оборудования в целях создания, развития или модернизации производства. В 2016 году проведено два конкурсных отбора субъектов МСП на право получения субсидий, по итогам которых приняты решения о предоставлении субсидий:

- первый конкурсный отбор в отношении 48 субъектов МСП на общую сумму 40,0 млн. руб., в т. ч.:

- 2,0 млн. руб. – за счет собственных средств областного бюджета;

- 38,0 млн. руб. – за счет средств субсидий из федерального бюджета;

- второй конкурсный отбор в отношении 85 субъектов МСП на общую сумму 60,0 млн. рублей, в т. ч.:

- 3,0 млн. руб. – за счет собственных средств областного бюджета;

- 57,0 млн. руб. – за счет средств субсидии из федерального бюджета [3].

Данными субсидиями пользовались малые и средние промышленные и сельскохозяйственные предприятия, успешно обновляя свои производственные фонды. При получении субсидии предприятие подписывало обязательство, согласно которому гарантировало в течение двух последующих лет увеличивать выручку и не сокращать количество рабочих мест, подтверждая это предоставлением ежегодных отчетов в комитет экономики Волгоградской области.

Согласно новой программе «Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в Волгоградской области», действующей с 2017 года, непосредственное субсидирование предприятий не предусматривается – теперь большее внимание уделяется развитию инфраструктуры поддержки МСП и мероприятиям по консультационной, информационной поддержке, а также популяризации предпринимательства среди молодежи. Однако часть средств в качестве субсидирования была направлена в местные бюджеты таких городов Волгоградской обл., как Михайловка и Фролово. По решению их муниципалитетов субсидии на уплату лизинговых платежей получили 11 предпринимателей из Михайловки и шесть из Фролово.

Решающим фактором в развитии МСП может стать комплексная и всеохватывающая система инфраструктурной поддержки (СИП). СИП представляет собой взаимодействие органов государственной власти и инфраструктурных институтов, направленная на создание благоприятных условий эффективного функционирования и дальнейшего развития малых предприятий [4]. Элементами данной системы являются институты, оказывающие поддержку малым предприятиям. Это могут быть центры и агентства по развитию предпринимательства, государственные и муниципальные фонды поддержки предпринимательства, фонды содействия кредитованию (гарантийные фонды, фонды поручительств), акционерные инвестиционные фонды и закрытые паевые инвестиционные фонды, привлекающие инвестиции для субъектов МСП, технопарки, научные парки, инновационно-технологические центры, бизнес-инкубаторы, торговые палаты и центры ремесел, центры поддержки субподряда, маркетинговые и учебно-деловые центры, агентства по поддержке экспорта товаров, лизинговые компании, консультационные центры, промышленные парки, индустриальные парки, агропромышленные парки, центры коммерциализации технологий, центры коллективного доступа к высокотехнологичному оборудованию, инжиниринговые центры, центры прототипирования и промышленного дизайна, центры трансфера технологий, центры кластерного развития, государственные фонды поддержки научной, научно-технической, инновационной деятельности, осуществляющие деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации, микрофинансовые и иные организации.

Развитие и поддержка МСП является одним из приоритетных направлений государственной политики в Волгоградской области. В настоящее время в Волгоградской области, как и во многих других регионах, СИП малого предпринимательства представлена практически всеми элементами и включает в себя:

  • Региональный гарантийный фонд;
  • Волгоградский областной бизнес-инкубатор;
  • Региональный микрофинансовый центр;
  • Центр инжиниринга;
  • Центр поддержки предпринимательства;
  • Центр поддержки экспортно ориентированных субъектов МСП;
  • Фонд микрофинансирования предпринимательства Волгоградской области (микрокредитная компания);
  • уполномоченного по защите прав предпринимателей;
  • общественные объединения: торгово-промышленные палаты, «Опора России», «Дело», «Деловая Россия», «Союз промышленников и предпринимателей» и другие;
  • многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг;
  • координационный совет по развитию малого и среднего предпринимательства.

В целом на поддержку субъектов МСП Волгоградской области в 2017 году направлено порядка 600,0 млн. руб. из областного и федерального бюджетов (в 2016 г. – 490,0 млн. руб.) [5].

На расширение мер по информационной и консультационной поддержке МСП Волгоградской области направленно 155,5 млн. руб., в том числе 124,4 млн. рублей из федерального бюджета в соответствии с соглашением от 20 февраля 2017 г. № 139-08-191 между Министерством экономического развития Российской Федерации и Волгоградской областью [6].

В сведениях о степени выполнения мероприятий и контрольных событий государственной программы Волгоградской области «Экономическое развитие и инновационная экономика» в 2017 году, предоставленной комитетом экономической политики и развития региона, все запланированные мероприятия, на которые потрачены бюджетные средства, выполнены. Проведены игровые и тренинговые мероприятия, конкурсы, оказаны консультационные и информационные услуги. При этом оценка названным мерам не проводилась, что затрудняет возможность признания их безоговорочно эффективными.

Из бюджетных средств создан Фонд микрофинасирования предпринимательства Волгоградской области (микрокредитная компания), который осуществляет льготное финансирование субъектов МСП. В полномочиях Фонда – льготное кредитование субъектов МСП до 3 млн. руб. на срок до 3 лет. Общий фонд микрофинансирования составляет 59,7 млн. руб. В 2017 году с начала деятельности Фонда предоставлены займы 15 субъектам МСП на сумму 42,6 млн. руб. В качестве снижения административных барьеров для предпринимателей и кредитных рисков для администрации региона можно использовать групповое кредитование, как инструмент, позволяющий малым предпринимателям с ограниченной возможностью обеспечения займа, начинать и расширять свой бизнес [7].

Несмотря на все затраченные бюджетные средства и массу проведенных мероприятий, количество малых предприятий сократилось на 15,1%, в то время как среди ожидаемых результатов реализации подпрограммы – увеличение количества субъектов малого и среднего предпринимательства. Это означает, что необходим новый подход к поддержке предпринимательства в Волгоградской области. Среди основных направлений поддержки МСП наиболее результативным представляется создание такого элемента СИП, который бы оказывал поддержку предпринимателям в обеспечении заказов для ведения деятельности. Неиспользованным ресурсом в этом плане являются крупные корпорации, которые составляют основу российской экономики. В развитых странах МСП гармонично сочетается с крупными корпорациями, их оптимальная структура складывается под пристальным вниманием и при поддержке государств [8, с. 112]. Опыт этих стран показывает, что размещение заказов крупного бизнеса среди малого является весьма мощным средством его поддержки [9]. Кроме того, такой подход согласуется с требованиями региональной промышленной политики. Кооперационные связи между малым и крупным бизнесом могут быть реализованы посредством механизмов кластерного развития. Во многих регионах при поддержке администрации существуют и успешно функционируют Центры кластерного развития (Смоленская область, Пензенская область, Томская область, Липецкая область, Республика Удмуртия и т.д.) Данные центры направлены на развитие территориальных кластеров, разрабатывают стратегии их развития, координируют и оказывают поддержку участникам кластеров.

МСП помогают более эффективно функционировать крупным предприятиям, т.к. благодаря своей гибкости и возможности быстрее адаптироваться к изменениям, они выполняют функцию «разведки» товарных рынков с последующим их освоением. Во всех развитых странах мелкие фирмы вовлечены в орбиту предприятий-гигантов, т.к. именно они могут стать реальными источниками вложений, рынком сбыта продукции, а также поставщиками предпринимателей-лидеров [10, с. 238].

Заключение

Все выше изложенное позволяет предположить, что формирование механизма взаимодействия МСП с крупным бизнесом, будет способствовать активизации развития МСП в Волгоградской области, как дополнительный фактор. Наиболее перспективным направлением в этой области является кластерное развитие. В Волгоградской области отраслями, охваченными кластерной политикой, могут стать уже сложившиеся сектора производства: химия, нефтехимия, металлургия, строительство, а также такие отрасли, как транспортно-логистическая и агропромышленная. Реализация кластерной политики позволит значительно повысить производственно-инновационную активность и усилить кооперационные связи ведущих промышленных предприятий с малыми производственными предприятиями, расширить рынки сбыта продукции местных производителей, активизировать деятельность существующих МСП и привлечь в эту сферу новых предпринимателей.


Библиографическая ссылка

Мироседи Т.Г. АКТИВИЗАЦИЯ РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ ЗА СЧЕТ ЕГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С КРУПНЫМ БИЗНЕСОМ // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2019. – № 2-1. – С. 130-136;
URL: https://vaael.ru/ru/article/view?id=303 (дата обращения: 23.11.2024).