Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

ПОЛИТИКА ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ И РЕИНДУСТРИАЛИЗАЦИИ В УСЛОВИЯХ САНКЦИЙ

Масютин С.А. 1 Животовская А.Г. 2
1 ООО «Русэлпром»
2 Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова
Статья раскрывает вопросы влияния экономических санкций США на выбор экономической политики России. Авторы делают вывод о необходимости реиндустриализации российской экономики при государственной поддержке: через целевые программы на федеральном и региональном уровнях. В связи с нарастающими экономическими санкциями особенно актуальной становится политика импортозамещения. Ориентация на сырьевую экономику привела к заметной импортозависимости, к тому, что отечественная промышленность оказалась неспособной конкурировать с иностранными товарами, как на внешнем, так и на внутреннем рынке. В итоге импортный компонент в производстве и в потреблении стал преобладающим. Показано, что экономическая ситуация в России сегодня такова, что импортозамещение необходимо сразу в нескольких ключевых отраслях. При этом в каких-то сегментах соответствующий процесс может идти при более или менее рыночных условиях, в других же российские производители будут иметь преимущества в силу административного фактора. С большой вероятностью импортозамещение в России будет происходить в рамках обоих сценариев в зависимости от конкретной отрасли. Выявлено, что якорные компании, а это в основном иностранные компании, опасаясь нарушения санкционного законодательства своих стран, будут и дальше с большой осторожностью входить в индустриальные парки России. В результате программ политика импортозамещения в рамках реиндустриализации должна перейти в политику увеличения добавленной стоимости продукции, производимой на территории РФ.
импортозамещение
санкции
реиндустриализация
промышленная политика
машиностроение
1. Отраслевые планы импортозамещения / Официальный сайт Минпромторг России. – URL: https://gisp.gov.ru/plan-import-change/ (дата обращения: 19.12.2018).
2. Заседание Совета по стратегическому развитию и нацпроектам, 24 октября 2018 г. – URL: http://kremlin.ru/events/president/news/58894 (дата обращения: 19.12.2018).
3. Нам нужна новая индустриализация: Евгений Примаков о перспективах изменения структуры российской экономики / Выступление на заседании «Меркурий-клуба» 8 июня 2012 года // Российская газета. Федеральный выпуск. – № 5804 (131) от 08.09.2012. – URL: https://rg.ru/2012/06/09/primakov.html (дата обращения: 07.12.2018).
4. Огородников Е., Ремизов М. За краем нефтегазового горизонта. Специальный доклад Инвестиционный рейтинг // Эксперт. – № 42 (1093) от 15.10.2018. – URL: http://expert.ru/expert/2018/42/za-kraem-neftegazovogo-gorizonta/ (дата обращения: 04.12.2018).
5. Преобразование нашего мира: Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года: резол. Генер. Ассамблеи ООН от 25 сентября 2015 года. – URL: https://unctad.org/meetings/en/SessionalDocuments/ares70d1_ru.pdf (дата обращения: 28.11.2018).
6. О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности» и признании утратившим силу распоряжения Правительства Российской Федерации от 1 августа 2014 г. № 1447-р: постановление Правительства РФ от 31 марта 2017 г. № 382-13. – URL: http://static.government.ru/media/files/6zAAARAiRdSssqfgIL8Z3h5atduAt3KR.pdf (дата обращения: 12.12.2018).
7. О промышленной политике в Российской Федерации: федер. закон Рос. Федерации от 31.12. 2014 N 488-ФЗ: принят Гос. Думой 16 декабря 2014г.: одобр. Советом Федерации 25 декабря 2014 г. // Рос. газ. – 2015. – 12 января.
8. Симчера В.М. Развитие экономики России за 100 лет, 1900-2000. – М.: ЗАО «Издательство Экономика», 2006. – 686 с.
9. Гуськова И.В., Егоршин А.П., Масютин С.А. Предпринимательство в России – есть ли будущее?: науч.-популяр. издание. – Н. Новгород: Изд-во НИЭМ, 2018. – 400 с.
10. Гуськова И.В., Масютин С.А., Шагалова Т.В. Экономические санкции в отношении России: угрозы или возможности для бизнеса // Актуальные проблемы экономики и права. 2015. № 1. С. 75-86
11. Масютин С.А., Животовская А.Г. Особенности разработки стратегии развития машиностроительных предприятий в условиях неопределенности внешней среды / Стратегическое планирование и развитие предприятий: пленар. доклады и материалы Круглого стола Четырнадцатого Всерос. симп. Москва, 9-10 апреля 2013 г. [Под ред. чл.-корр. РАН Г.Б. Клейнера] М.: ЦЭМИ РАН, 2014. С. 55-64
12. Масютин С.А. Опыт и проблемы разработки и реализации стратегий предприятий в современных условиях (на примере концерна «Русэлпром») / Стратегическое планирование и развитие предприятий: пленар. доклады и материалы Круглого стола Пятнадцатого Всерос. симп. Москва, 15-16 апреля 2014 г. [Под ред. чл.-корр. РАН Г.Б. Клейнера] М.: ЦЭМИ РАН, 2015. С. 99-104
13. Масютин С.А. Стратегии импортозамещения и импортобезопасности в машиностроении России в условиях экономических санкций / Сб. «Энергетика, информатика, инновации – 2016». Смоленск: Изд-во Универсум, 2016. С. 150-153
14. Масютин С.А. Стратегии импортозамещения, импортонезависимости, импортобезопасности в условиях экономической нестабильности / Стратегическое планирование и развитие предприятий: пленар. доклады и материалы Круглого стола Семнадцатого Всерос. симп. Москва, 12-13 апреля 2016 г. [Под ред. чл.-корр. РАН Г.Б. Клейнера] М.: ЦЭМИ РАН, 2017. С. 57-61

Введение

Тема статьи актуальна как никогда. На момент написания статьи, 8 ноября 2018 г., США в очередной раз расширили список антироссийских санкций. Министерством финансов США дополнены списки санкций, со ссылкой на закон СААTSA («О противодействии противникам Америки»). В этот же день представитель МИД России Мария Захарова, комментируя слова представителя госдепартамента США о возможности введения новых ограничительных мер, отметила, что с 2011 года США вводили против России разные ограничения и запреты уже 62 раза. И мы думаем, что это не предел.

Экономические санкции – распространенный в истории инструмент давления Запада на страны, которые пытаются проводить самостоятельный экономический и политический курс. За последние 90 лет в отношении СССР и России можно выделить, как минимум, девять периодов применения санкций.

Так, в 1925 г. страны Запада, включая Соединённые Штаты, перестали принимать золото в качестве оплаты за оборудование. В 1932 г. был введён полный запрет на ввоз всех товаров из Советского Союза, кроме зерна. В 1949 г. международная организация, созданная для многостороннего контроля над экспортом в СССР (КоКоМ), составила списки товаров и технологий, которые не могли быть экспортированы в Советский Союз. Санкция распространялась вплоть до 1994 г. В 1974 г. была принята поправка Джексона – Вэника к закону о торговле США, которая препятствовала нормальным отношениям с Соединёнными Штатами. Отменена поправка была только через 38 лет в 2012 г. В 1980 г. Генеральная Ассамблея ООН подавляющим большинством голосов осудила ввод советских войск в Афганистан. Парламенты ведущих западных стран поддержали инициативу бойкота. В 1981 г. Соединённые Штаты объявили о прекращении поставок материалов для строительства газопровода Уренгой – Помары – Ужгород. В 1998 г. Соединённые Штаты ввели ограничения против 10 российских научных учреждений, которые подозревались ими в сотрудничестве с Ираном. В соответствии с санкциями руководства США, американским компаниям было запрещено получать напрямую или опосредованно от этих российских организаций любые товары, технологии или услуги. С 2014 г. по настоящее время против России введены политические и экономические санкции США, ЕС и других государств. Санкции направлены против ключевых отраслей экономики России: нефтяной, газовой, атомной и военной промышленности, а также против российского банковского капитала. В санкционный список включены уже более 415 компаний.

Цель нашего исследования – установить возможность реиндустриализации в условиях нарастающих экономических санкций к России. Рассмотрим зависимость нашей промышленности от импорта.

Основная часть

Анализ динамики товарной структуры импорта и экспорта России за 2016-2017гг. показывает, что по данным Федеральной таможенной службы общий экспорт России увеличился на 125%, экспорт машин, оборудования и транспортных средств – на 116%, продукции химической промышленности – на 114%, продовольственных товаров и сырья для их производства – на 123%, экспорт металлов и драгоценных камней – на 126%, минеральных продуктов – на 127% (рис. 1).

Общий импорт в 2017 г. вырос на 125% по отношению к предыдущему году. В структуре российского импорта на первом месте стоит товарная группа «Машины, оборудование и транспортные средства», ввоз которых увеличился на 128%. Ввоз электродвигателей в Россию увеличился в 2017 г. в натуральном выражении на 119%, а в денежном выражении – на 148% (рис. 2). Основные экспортеры электродвигателей в Россию – Китай, Германия, Турция, Италия, Венгрия. Ввоз продукции химической промышленности увеличился на 117%, продовольственных товаров и сырья для их производства – на 121%, металлов и драгоценных камней – на 133%, минеральных продуктов – на 133%.

В связи с нарастающими экономическими санкциями особенно актуальной становится политика импортозамещения. Ориентация на сырьевую экономику привела к заметной импортозависимости, кроме того, отечественная промышленность оказалась неспособной конкурировать с иностранными товарами, как на внешнем, так и на внутреннем рынке. В итоге импортный компонент в производстве и в потреблении стал преобладающим.

Doc24.pdf

Рис. 1. Товарная структура экспорта и импорта России в 2016-2017 гг.

Составлено авторами на основании данных Росстата и собственных расчетов

Doc25.pdf

Рис. 2. Динамика российского импорта электродвигателей

Составлено авторами на основании статистических данных ФТС 2016 г., 2017 г.

В настоящее время, с учетом сложившейся экономической ситуации в России, импортозамещение необходимо в ключевых отраслях одновременно. В одних секторах экономики процесс импортозамещения будет происходить в рыночных условиях, в других – с использованием административного фактора. На наш взгляд, в зависимости от приоритетности отрасли будут использованы оба сценария.

Нужно отметить, что российская экономика располагает для развития импортозамещения необходимыми производственными ресурсами:

1. Значительными запасами углеводородного сырья;

2. Трудовыми ресурсами с достаточно высоким образовательным уровнем, обширным научным потенциалом;

3. Большими запасами пресной воды;

4. Резервными производственными мощностями;

5. Мощной энергосистемой;

6. Недоиспользованными сельскохозяйственными угодьями земель в различных климатических зонах.

В целях реализации «Плана содействия импортозамещению в промышленности», утвержденного Распоряжением Правительства РФ от 30 сентября 2014г. № 1936-р, Министерство промышленности и торговли РФ утвердило отраслевые Планы мероприятий по импортозамещению в 22 отраслях экономики [1]. Среди них: нефтегазовое машиностроение, сельскохозяйственное и лесное машиностроение, машиностроение для пищевой и перерабатывающей промышленности, транспортное машиностроение, тяжелое машиностроение, станкоинструментальная промышленность, автомобильная промышленность, гражданское авиастроение, легкая промышленность, медицинская промышленность, промышленность обычных вооружений, радиоэлектронная промышленность, цветная металлургия, черная металлургия и др.

Применение новых санкций к России значительно увеличило количество публикаций, в т.ч. работ по реиндустриализации страны в контексте необходимости изменения структуры российской экономики, о чем говорят не только экономисты, политики, но и неоднократно заявляли руководители нашей страны. На заседании Совета по стратегическому развитию и нацпроектам 24 октября 2018 г. Президент РФ В.В. Путин отметил: «Мы должны совершить настоящий прорыв в экономике, инфраструктуре, технологиях, науке и социальной сфере. Прежде всего, чтобы…укрепить конкурентоспособность страны, добиться лидерства в тех сферах, которые, безусловно, определят будущее и России, и всего мира. Двигаться вперёд мы должны, прежде всего, опираясь на собственную технологическую, кадровую, производственную базу» [2].

В отличие от нацпроектов 2008-2012 годов, программа 2018 года более масштабная по количеству программ (13 вместо 4) и финансированию (до 2024 года предполагается освоить 25 триллионов рублей).

Государство, как и ранее, выступало инициатором индустриализации, так и теперь, после следующей за индустриализацией деиндустриализацей, выступает инициатором нового этапа в развитии промышленности – реиндустриализации (табл. 1).

Из многочисленных публикаций сторонников политики реиндустриализации мы остановимся на мнении академика РАН Е. М. Примакова. В 2012 г. на заседаниях «Меркурий-Клуба» он открыто заявил о необходимости перехода к новой индустриализации [3].

По его просьбе Институт мировой экономики и международных отношений Российской академии наук подготовил таблицу «Структура экономики ряда стран, в постоянных ценах (в процентах к ВВП)» (табл. 2). Данные за 2008 год и в ценах 2003 года. Поскольку структура ВВП меняется очень медленно, можно с большой долей вероятности считать, что это современная структура. В целях сопоставления, очевидно, статистика ООН более корректна.

Полностью разделяем его опасения, что Россия превратится в поставщика сырья, энергетических ресурсов в другие страны мира, если сохранит доминирование этих отраслей в экономике.

Новая индустриализация (реиндустриализация) призвана переломить эту тенденцию.

Таблица 1

Экономические модели СССР и Российской Федерации в исторические периоды 1901-2018 гг.

Исторические периоды. Экономические модели

Рост/падение ВВП

(в сопоставимых ценах), %

1901-1917 гг. Царская Россия.

1906 г.: 6,0%; 1910 г.: 2,2%;

1917 г.: – 18,2%

1918-1922 гг. Гражданская война.

Экономическая модель: Военный коммунизм

Отрицательные темпы роста от – 4,0% до – 9,0%

1922-1928 гг. Экономическая модель: НЭП

1923 г: 15,8%

1928-1941 гг. Экономическая модель: Индустриализация

Высокие темпы роста: от 14,0 до 15,0%

1941-1945 гг. Великая отечественная война.

Экономическая модель: Мобилизация

1940 г.: 13,6%

1945-1955 гг. Экономическая модель: Восстановление

1950 г.: 7,0%

1955-1973 гг. Экономическая модель: Социализм

1960 г.: 10,6%; 1970 г.: 7,0%

1973-1991 гг. Экономическая модель: Развитой социализм

1985 г.: 9,6%

1991-1999 гг. Экономическая модель: Переходный период. Разрушение экономики

1993г.: – 14,5%

1999-2004 гг. Экономическая модель: Рыночная экономика

2000 г.: 6,1%

2014-2018 гг. Экономическая модель: Рыночная экономика в состоянии рецессии

2007 г.: 8,5%; 2009 г.: – 7,8%

Составлено авторами по материалам [8], Росстат.

Таблица 2

Структура экономики ряда стран мира, в постоянных ценах, в % к ВВП, 2008 г.

Страна

Обрабатывающая промышленность

Добывающая промышленность

Внутренняя торговля

Финансовый сектор, включая операции

с недвижимостью

Здравоохранение, образование,

социальные

услуги

США

15,4

0,9

16,8

33,2

14,6

Канада

15,0

5,2

14,6

26,5

13,9

Норвегия

10,7

8,8

17,2

18,4

13,6

Австралия

9,8

7,6

12,8

29,5

14,4

Индия

14,5

1,8

14,7

13,7

7,4

Бразилия

15,1

2,1

18,7

16,3

11,6

ЮАР

15,9

5,0

13,8

22,0

3,4

Китай

32,8

5,6

9,4

9,5

15,3

Россия

14,1

5,7

27,0

16,7

6,5

Статистика ООН

Необходимо отдать приоритет развитию наукоемких отраслей и, в первую очередь, машиностроению, которому по разным причинам уделялось мало внимания. Так, с 1995 г. по 2006 г. инвестиции в машиностроительную отрасль снизились с 3% до 2,4% от общего объема инвестиций в экономику.

Основные инвестиции в стране по-прежнему идут в добычу нефти и газа. В остальных отраслях дефицит инвестиций. С учетом того, что на реализацию инвестиционного цикла в современном мире уходит от восьми до десяти лет, можно сделать вывод: в зоне особой опасности – промышленность. Вся российская обрабатывающая промышленность вкладывает в обновление фондов в год примерно столько же, сколько один AirBus [4].

Курс на реиндустриализацию принят и на мировом уровне. В Резолюции ООН, принятой на Генеральной Ассамблее 25 сентября 2015 г., переход к реиндустрилизации – одна из 17 целей в области устойчивого развития до 2030 г. [5]. В ней отмечается необходимость создания стойкой инфраструктуры, содействия всеохватной и устойчивой индустриализации, инновациям, существенного повышения уровня занятости в промышленности и доли промышленного производства в валовом внутреннем продукте к 2030 году.

К 2030 году планируется модернизировать инфраструктуру и переоборудовать промышленные предприятия, сделав их устойчивыми за счет повышения эффективности использования ресурсов.

В преамбуле Резолюции оглашается, что эти цели и задачи будут стимулировать 15 лет деятельность в областях, имеющих огромное значение для человечества и планеты.

Реиндустриализация каких отраслей нужна в первую очередь? На наш взгляд, это машиностроение, и начать нужно с производства средств производства. Соответствующая подпрограмма «Развитие производства средств производства» реализацию которой планируется закончить к 2020 г. [6]. Общий объем бюджетного финансирования составит по этому направлению 16,4 млрд руб., данная подпрограмма направлена на поддержку нескольких проектов по созданию производства нефтегазового и энергетического машиностроения (рис. 3).

Наиболее уязвимое место в машиностроении – станкостроение. Мы практически лишились отечественного машиностроения и станкоинструментальной отрасли (табл. 3).

Субсидии на поддержку этой отрасли существуют уже несколько лет. Но её размеры крайне малы. Так, в 2018 году общая сумма поддержки составила всего 110 млн. руб. на 20 проектов. Необходимо отметить, что условия предоставления субсидий не всегда приемлемы.

Конкуренция на рынке делового универсального оборудования проиграна Китаю. Остался сегмент рынка высокотехнологичного оборудования, куда требуются значительные инвестиции. Особенно настораживает зависимость выпуска инструмента для станков от импорта (доля импорта 90%). Одна из проблем отрасли – нехватка собственных оборотных средств и недоступные кредиты банков (высокая стоимость кредитов при низкой рентабельности отрасли). Фонд ФРП предлагает льготные займы по программе «Станкостроение», но по данным Минпрома поддержано всего 11 проектов. А ведь назначение льготных кредитов – выравнивание условий конкуренции с мировыми лидерами. Явно этих мер недостаточно для возрождения национального станкостроения.

12.jpg

Рис. 3. Подпрограмма «Развитие производства средств производства»

Таблица 3

Производство металлорежущих станков в Российской Федерации в 1991 – 2016 гг.

Показатели

1991

1992

1993

1994

1995

1996

1997

1998

1999

2000

2001

2002

2003

Производство металлорежущих станков, тыс, шт,

67,5

53,4

41,9

20,1

18

12,1

9,4

7,6

8,0

8,9

8,3

6,5

5,7

Индекс в % к предыдущему году

 

79,1

78,5

48,0

89,6

67,2

77,7

80,9

105,3

111,3

93,3

78,3

87,7

Показатели

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010

2011

2012

2013

2014

2015

2016

Производство металлорежущих станков, тыс, шт,

5,4

4,9

5,1

5,1

4,8

1,9

2,8

3,3

3,5

2,9

3,9

3,4

4,4

Индекс в % к предыдущему году

94,7

90,7

104,1

100,0

94,1

39,6

147,4

117,9

106,1

82,9

134,5

87,2

129,4

Данные Росстат

Заключение

В условиях санкций для реиндустрилизации страны в первую очередь нужна государственная поддержка. Первый шаг сделан. Развитие индустриальных парков прописано в ст. 19 Федерального закона «О промышленной политике» от 31.12.2014 № 488-ФЗ [7], но требуется принятия множества подзаконных актов, что потребует достаточно много времени. Кроме того якорные компании, а это в основном иностранные компании, опасаясь нарушения санкционного законодательства своих стран, будут и дальше с большой осторожностью входить в индустриальные парки России. Отдельно стоит вопрос об инновациях, новых конкурентоспособных технологиях, требующих больших затрат на инвестиции.

Нужно разрабатывать целевые программы реиндустриализации не только на федеральном, но и на региональном уровне. Редкий пример: комплексная программа реиндустриализации Новосибирской области. Импортозамещение как составная часть политики реиндустриализации должна перейти в политику увеличения добавленной стоимости продукции, производимой на территории РФ.


Библиографическая ссылка

Масютин С.А., Животовская А.Г. ПОЛИТИКА ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ И РЕИНДУСТРИАЛИЗАЦИИ В УСЛОВИЯХ САНКЦИЙ // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2019. – № 2-1. – С. 116-123;
URL: https://vaael.ru/ru/article/view?id=301 (дата обращения: 23.11.2024).