Введение
Традиционно бытует точка зрения, что страны Персидского залива – Бахрейн, Катар, Кувейт, Оман, Саудовская Аравия и ОАЭ – обеспечивают свое устойчивое и достаточно высокое социально-экономическое развитие главным образом за счет своей добывающей промышленности, опирающейся на колоссальные запасы природного нефтегазового сырья, высококачественного и извлекаемого с относительно низкими издержками. Действительно, углеводородный сегмент в странах ССАГПЗ сохраняет свою первостепенную важность – и на государственном, и на мировом уровнях.
Однако гораздо менее известным остается то обстоятельство, что экономическая диверсификация в странах ССАГПЗ, отмечаемая некоторыми исследователями [1, 6], – это свершившийся факт, или, как минимум, свершающийся. Это подтверждают, в частности, данные международной статистики ЮНКТАД, согласно которым в странах ССАГПЗ за последние полвека произошел резкий рост обрабатывающей промышленности – как количественный (рис. 1), так и качественный (в отраслевом разрезе).
Как видно из рис. 1, объем обрабатывающей индустрии в странах ССАГПЗ, будучи дифференцированным по странам, вырос в совокупности с 641,8 млн долларов в 1970 г. до 155754,5 млн долларов в 2020 г., т. е. в 242,7 раза. Особенно активизировался этот рост с начала XXI в., и на него оказывали влияния разнонаправленные глобальные и внутренние факторы, в том числе – глобальная «зеленая» повестка и цифровизация, наряду с ростом глобальной нестабильности в экономическом и страновом аспектах [10], исчерпание собственного сырья в Бахрейне, а также ряд реформ на региональном и страновом уровнях, включая активное развитие особых экономических зон, которые получили широкое распространение в последние 15-20 лет [3], а также развитие человеческого капитала [2].
Большое значение для развития отраслей обрабатывающей промышленности в странах ССАГПЗ имеет государственное регулирование. В частности, некоторые исследователи отмечают его исключительно важную роль в автопроме [7], химической и алюминиевой промышленности [11], и даже в аэрокосмической сфере [5].
Также отмечается высокая роль внешних связей в становлении и развитии ненефтяных отраслей в странах ССАГПЗ [8], и с этим, бесспорно, следует согласиться.
Таким образом, на наш взгляд, актуализируется необходимость исследования особенностей развития обрабатывающей промышленности стран ССАГПЗ в XXI в., в частности, такой важной составляющей этой сферы, как текстильная промышленность.
Целью данной статьи является анализ текстильной отрасли промышленности стран ССАГПЗ в XXI в. Для анализа нами использованы сравнительный, дедуктивный, статистический методы и метод визуализации.
Рис. 1. Динамика роста стоимостных объемов производства отраслей обрабатывающей промышленности в странах ССАГПЗ в 1970-2021 гг., млн долларов США в текущих ценах по текущему курсу Источник: составлено по данным UNCTAD
Текстильная промышленность ССАГПЗ: факторы роста
Текстильная промышленность занимает особое место в национальной экономике различных стран, и особенно ближневосточных, будучи исторически одним из старейших и традиционных видов деятельности и играющих важную роль в процессе удовлетворения основополагающих потребностей населения. К тому же она сохраняет большое значение как одна из базовых отраслей в цепочках создания стоимости, используя сырье одних сегментов экономики, и обеспечивая сырьем и/или готовой продукцией другие. Технический прогресс и 4-я промышленная революция оказала стимулирующее влияние на отрасль и содействовала ее развитию как в мире, так и в ССАГПЗ.
Среди факторов развития текстильной отрасли в ССАГПЗ можно прежде всего отнести демографический. На начало 2022 г. в странах ССАГПЗ проживало свыше 58 млн человек, что представляет собой значительный потребительский рынок. В регионе сохраняется высокий демографический рост (рис. 2), и, по прогнозам ЮНКТАД, к 2050 г. население региона превысит 76 млн человек, хотя некоторая тенденция к уменьшению темпов демографического роста и наблюдается.
Кроме того, с учетом высокого (выше среднемирового показателя) темпа роста населения в Заливе, значительную долю составляет молодежь в возрасте 35–39 лет (рис. 3), и можно предположить, что это – наиболее активная часть потребительского рынка, стимулирующего его рост, в том числе – в сфере одежды и другой продукции текстильной промышленности. При этом почти 100% населения стран ССАГПЗ проживает в городах и сохраняет достаточно высокие стандарты потребления. Благодаря росту численности населения, его городской локализации, увеличению располагаемого дохода и изменению предпочтений молодого поколения наряду с его высоким образовательным уровнем растет спрос на продукцию текстильной промышленности и, соответственно, ее производство.
Также развитию отрасли содействует и рост уровня жизни в странах региона и высокая покупательная способность. В частности, ВВП на душу населения в ССАГПЗ остается на протяжении полувека выше среднемирового показателя (рис. 4), а Катар – одна из богатейших стран мира. И, как видно из рисунка 4, этот отрыв подушевых доходов в Заливе только растет, хотя динамика показателя чрезвычайно волатильна.
Последнее обстоятельство связано именно с высокой зависимостью экономики региона от экспорта углеводородного сырья и служит стимулом для развития ненефтяных отраслей, в частности, текстильной промышленности. Все это делает производство текстильной продукции в странах ССАГПЗ все более актуальным, а продукцию – все более востребованной.
Рис. 2. Демографический рост в странах ССАГПХ в 1970–2021 гг. и прогноз до 2050 г., тыс. человек Источник: составлено автором по данным [20]
Рис. 3. Структура населения ССАГПЗ по возрасту в 2021 г., тыс. человек Источник: составлено автором по данным [20]
Рис. 4. Динамика подушевого дохода в мире и в ССАГПЗ в 1970–2021 гг., долларов Источник: составлено автором по данным [20].
Значимость отрасли в регионе растет с ростом мирового текстильного производства. В 2021 г. объем мирового рынка текстильной продукции достиг уровня в 961 млрд долларов, сохранял стабильность (рис. 5), и в 2024 г. составит, по оценкам, 1230 млрд долларов, а 2028 г. совокупный годовой темп его роста может сохраниться на уровне 4,4% [17], в то время, как в 2016–2021 гг. он в среднем достигал 5%.
Ожидается, что растущий спрос на одежду со стороны индустрии моды в сочетании с ростом платформ электронной коммерции будет стимулировать текстильную промышленность и в перспективе. Таким образом, важной особенностью текстильной отрасли остается ее высокий рост.
Стоит отметить цифровизацию как фактор, содействующий развитию текстильной промышленности вообще, и в странах ССАГПЗ, в частности. «Ожидается, что стремительное развитие цифровой печати в сочетании с ее растущим проникновением в текстильную промышленность будет способствовать росту рынка. Изменения в покупательских привычках потребителей, связанные с использованием тканей с принтом, также, вероятно, окажут положительное влияние на спрос в отрасли…». Согласно отчету, опубликованному Allied Market Research, мировой рынок цифровой текстильной печати достиг 2,2 млрд долларов в 2019 г. и к 2027 г., как ожидается, вырастет до 8,8 млрд долларов [17].
Рис. 5. Динамика объема мировой текстильной промышленности, млн долларов, и ежегодный рост, % Источник: [15]
Кроме того, цифровизация, с одной стороны, изменяет и ускоряет технологические производственные, а также маркетинговые и транспортно-логистические процессы, постоянно развивая продуктовые инновации, а с другой – изменяет поведение потребителей, все чаще обращающихся к цифровым инструментам для выбора и оплаты покупки. В результате рынок текстильной продукции в настоящее время находится в процессе трансформации и дальнейшего развития – как в мире, так и в ССАГПЗ.
Также стоит учесть специфику региона ССАГПЗ, включая развитый туристический сектор в ряде стран ССАГПЗ, прежде всего ОАЭ, что привлекает туристов со всего мира; льготный налоговый режим в регионе, что привлекает инвесторов в различные отрасли, в том числе в текстильную; наличие режима таможенного союза, что обеспечивает свободу перемещения товаров, капиталов и рабочей силы между странами; а также то обстоятельство, что регион постепенно превращается в один из крупнейших торговых и логистических центров, в том числе – благодаря выгодному географическому положению.
В целом рынок текстильной продукции региона ССАГПЗ остается важным и быстрорастущим сегментом мирового рынка и включает в себя основные ткани, сырье, готовую одежду и технический текстиль.
Эволюция и состояние текстильной отрасли
Текстильная промышленность на аравийском полуострове – один из традиционных видов деятельности, получивших свое развитие еще до открытия нефти во всех шести странах ССАГПЗ, хотя ее развитие и дифференцировано по странам. Крупнейшим региональным центром в текстильной отрасли остаются ОАЭ. Сегодня текстильная отрасль в ОАЭ стала настолько крупной, что по доходам и занятости она уступает только нефти, занимая 2-е место. В 2010–2020 гг. отрасль зарабатывала, по оценкам, 17,5 млрд долларов в год и росла двузначными темпами [12], а в 2021 г. оценивалась в 13 млрд долларов. В текстильную индустрию ОАЭ инвестированы значительные финансовые ресурсы, в том числе иностранные инвестиции, что очень важно как для отрасли, так и для страны, нацеленной на активную диверсификацию отечественной экономики, согласно UAE Vision 2021. Таким образом, отрасль в ССАГПЗ демонстрирует устойчивый рост.
В ОАЭ в текстильной отрасли работает более 3000 предприятий, на которых сегодня трудоустроено свыше 80000 человек, – малых, средних и крупных, как местных, так и базирующихся здесь. Эти предприятия производят и перерабатывают натуральное и искусственное сырье, производят различные ткани и одежду, а также ковровые изделия. Продукция реализуется через оптовые и розничные торговые сети в стране, в регионе и в мире. Большинство предприятий текстильной отрасли ОАЭ работает как минимум несколько десятков лет. Следовательно, сегодня в отрасли сохраняется большая конкуренция.
Основные производственные мощности локализованы в Dubai Textile City и в эмирате Фуджейра, где расположена крупнейшая на Ближнем Востоке текстильная фабрика, представляющая собой один из крупнейших текстильных центров в мире. Здесь производится 10 000 тонн хлопчатобумажной пряжи в год. Фабрика расположена в свободной зоне Фуджейра, где создана безналоговая среда для компаний, работающих в эмирате. Кроме того, близлежащий порт Фуджейра обеспечивает легкий доступ к Оманскому заливу и Индийскому океану, что позволяет быстро экспортировать различные текстильные товары, произведенные в свободной зоне. Также можно отметить Аджман.
Текстильная промышленность ОАЭ имеет диверсифицированный ассортимент продукции, но наиболее продаваемым текстильным продуктом ОАЭ остается трикотаж, на который приходится почти половина производства (49,7%), за которым следуют тканые ткани [16]. Кроме того, страна занимает 1-е место в регионе БВСА по производству технического текстиля (автомобильные кресла, тенты и др.).
Среди ключевых производителей текстиля в ОАЭ можно отметить такие компании, как Regal Group, Embee Group, Unirab Polvara, Misr, Amreya, Avgol и Kabale. Производители в ОАЭ и других странах региона внедряют новые технологии и используют новые инновационные методы, такие как 3D ткачество и вязание, производят высокотехнологичные нетканые материалы, такие как нейлон и синтетические волокна, чтобы расширить ассортимент, повысить конкурентоспособность, привлечь потребителей. Материалы, используемые в «умном» текстиле, включают оптические волокна, металлы и проводящие полимеры. Они широко используются в моде, развлечениях, медицине, транспорте, спорте, фитнесе и в армии. Производители также используют переработанные и экологически чистые материалы и современные технологии изготовления продукции с широким спектром программных решений для автоматизации, экономически эффективные и позволяющие потреблять меньше природных ресурсов. Еще до пандемии «текстильные и швейные компании ОАЭ улучшили и модернизировали свои склады, упаковочные и транспортные средства для крупномасштабных операций» [19].
Ведущие производители одежды в ОАЭ – Ghizlan Fashion House, Oushi Fashion Designing, CMT Fashion Studio, Elegant World Tailoring and Embroidery, Vertical Space LLC, Hazar Fashion Design. Некоорые из них специализируются на пошиве униформы, как, например, Aswani Uniforms LLC, другие – на изготовлении самой уникальной и индивидуальной свадебной и вечерней одежды, изготовленную на 100% вручную, как Hazar Fashion Design. Таким образом, каждый потребитель находит своего производителя, как люксовые бренды, так и повседневную и форменную одежду.
О значимости отрасли говорит тот факт, что в ОАЭ существует Министерство текстильной промышленности, которое разрабатывает программы развития отрасли, стимулирования инвестиций в ее предприятия и внедрения инновационных идей, что повышает конкурентоспособность отрасли. Для этого созданы промышленные парки, налоговые льготы и осуществляются инвестиции в инфраструктуру.
Кроме того, государство осуществляет деятельность, направленную на создание позитивного имиджа текстильной промышленности ОАЭ. В частности, в стране на ежегодно на регулярной основе проводятся крупные международные фестивали и выставки, а также модные показы. Так, 17–19 февраля в 2022 г. в ОАЭ прошла 1-я выставка российской моды «Россия: ее стиль и душа», которая вызвала интерес не только в стране и регионе, но и за его пределами.
Производители текстиля из ОАЭ ведут бизнес в других странах ССАГПЗ и Магриба, а также взаимодействуют с Индией, Китаем, странами Юго-восточной Азии.
По прогнозам, в текстильной промышленности стран Персидского залива среднегодовой прирост составит более 4% в течение 2022–2027 гг. Пандемия COVID-19 оказала значительное негативное влияние на текстильную промышленность в странах Персидского залива. Отрасль столкнулась с различными проблемами с точки зрения производства, цен на сырье, транспортных проблем, отсутствия квалифицированных рабочих, оборотного капитала и денежных потоков, а также сокращения экспортных / импортных заказов из-за карантинов и закрытия границ [14].
Несмотря на это, в последние годы текстильная промышленность ОАЭ сталкивается с рядом проблем. Во-первых, введение НДС в 2018 г. нанесло ущерб отрасли, так как предприятия были вынуждены повысить цены на свою продукцию. В результате в 2014–2020 гг. зафиксирован ежегодный прирост цен в отрасли (рис. 6), особенно заметный после 2018 г.
Растущие производственные издержки все больше затрудняют конкуренцию с другими центрами с более низкими затратами в таких странах, как Китай, Индия, Бангладеш, Кения и Эфиопия [12].
Во-вторых, благодаря развитию электронной торговли, традиционные торговцы сталкиваются с ростом конкуренции со стороны он-лайн магазинов и тенденциями «быстрой моды». Также отрасль испытывает растущую конкуренцию с региональными и внерегиональными производителями. В-третьих, существует проблема влияния отрасли на экологическую ситуацию в стране и регионе. Речь идет о возможности загрязнения воды, выбросах парниковых газов, а также возникновению большого количества неорганических отходов на этапе обработки. В частности, около 20% сточных вод во всем мире поступает в результате окрашивания и очистки тканей. Все это противоречит целям «зеленой» экономики и создает напряжение в отрасли. При этом стоит отметить, что, согласно отчету PwC за 2021 г., «около 75% потребителей на Ближнем Востоке заявляют, что покупают у компаний, заботящихся об окружающей среде, по сравнению с 54% во всем мире. Кроме того, почти 72% по сравнению с 55% во всем мире говорят, что они выбирают продукты с отслеживаемым и прозрачным происхождением» [15]. Поэтому ОАЭ, в частности, инициировали создание онлайн-агрегаторов для сбора предметов роскоши, бывших в употреблении. Однако в отрасли пока не удалось создать экономику замкнутого цикла и ресурсоэффективности. В то же время «Переход на более замкнутые бизнес-модели, включая аренду модной одежды, перепродажу, ремонт и реконструкцию, может помочь отрасли сократить выбросы парниковых газов примерно на 143 млн тонн к 2030 г.» [9].
Наконец, мировая рецессия, прежде всего связанная с пандемией, сдерживает рост отрасли и мировой торговли в целом. Так, согласно отчету ВТО, мировая торговля в 2020 г. сократилась более чем на 3% относительно предыдущего года.
В то же время можно говорить о том, что текстильная промышленность в ССАГПЗ и, в частности, в ОАЭ, имеет высокий потенциал для развития и роста, особенно в рамках международного сотрудничества. Это сотрудничество, особенно с Индией и Китаем, в последние годы неуклонно растет, несмотря на пандемию, т.е. за счет импорта и реэкспорта текстильной продукции. В 2022 г. ОАЭ и Индия подписали Соглашения о всеобъемлющем экономическом партнерстве (CEPA) между Индией и Объединенными Арабскими Эмиратами (ОАЭ) предполагающее создание зоны свободной торговли текстилем, что «даст толчок развитию отрасли, включая увеличение занятости и экспорта. Экспорт индийской одежды в ОАЭ также удовлетворяет потребности Саудовской Аравии, Кувейта, Бахрейна, Омана и Великобритании. 90% экспорта товаров получат беспошлинный доступ в ОАЭ, которые являются крупнейшим торговым партнером после США и Китая, и будут направлены на Ближний Восток и страны Африки. Целью соглашения является доведение двусторонней торговли до отметки в 100 миллиардов долларов США за 5 лет и создание около 10 тыс. рабочих мест в таких секторах, как производство одежды, пластика, кожи и фармацевтики» [13].
Рис. 6. Индекс потребительских цен на текстиль, одежду и обувь в ОАЭ в 2014–2020 гг. Источник: [14]
Боле того, мы согласны с точкой зрения о том, что восстановление экономики после пандемии COVID-19 дает редкую возможность резко изменить траекторию развития многих отраслей, включая текстильную, что сегодня очень важно для стран региона. Текстильная промышленность ОАЭ, вероятно, станет основной движущей силой дальнейшего развития национальной и региональной экономики.
Заключение
Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы.
Текстильная промышленность остается высокоразвитой отраслью в экономиках стран Персидского залива (ссагпз), и прежде всего в ОАЭ. Она традиционно присутствует в регионе, но в последние несколько десятилетий выступает одним из столпов диверсификации национальных экономик стран региона, укрепляет свои позиции на мировых рынках, хотя и не в той мере пока, которые давали бы возможность ССАГПЗ ощутить большую стабильность в условиях глобальной волатильности.
Среди факторов роста отрасли можно выделить следующие: демографический, так как рост населения способствует и росту спроса; социально-экономический, такой как достаточно высокий уровень жизни населения. Это обстоятельство, наряду с высоким уровнем урбанизации позволяет населению предъявлять высокий спрос на продукцию отрасли. Поддержка государства, а также процессы региональной экономической интеграции обеспечивают низкий уровень налогов и возможность производителям с минимальными затратами времени и финансов осуществлять реализацию продукции на объединенном рынке ССАГПЗ, проводить выставки, как региональные, так и международные, привлекая внерегиональных потребителей.
Также среди факторов роста отрасли можно отметить современные тренды, такие как цифровизация, обеспечивающая рост производительности и качества продукции за счет внедрения новых технологий.
В то же время сохраняются некоторые проблемы, среди них рост конкуренции в мире на текстильном рынке, в том числе со стороны развивающихся стран Азии и Африки, что стимулирует государства ССАГПЗ к поиску новых энерго- и ресурсосберегающих технологий.
Библиографическая ссылка
Шкваря Л.В. ТЕКСТИЛЬНАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ ССАГПЗ: ДИАЛЕКТИКА РАЗВИТИЯ И НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ЭКСПОРТА // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2023. – № 10-1. – С. 140-148;URL: https://vaael.ru/ru/article/view?id=3003 (дата обращения: 03.12.2024).