Введение
Корпоративная этика или же этические стандарты компании – это система норм нравственного поведения, регулирующая взаимоотношения внутри организации и влияющая на политику взаимодействия с другими организациями.
В современном обществе сложно представить успешную компанию без соблюдения корпоративной этики ведь этот инструмент воздействия на поведение сотрудников играет не менее важную роль в достижении целей компании чем высокоуровневый менеджмент ведь конкурентоспособность организации так же как и высокая прибыль зависит в большей степени от её сотрудников [2].
Контроль за соблюдением этических стандартов зачастую связан с понятием комплаенс.
В бизнес-среде комплаенс относится к соблюдению законодательства и этических стандартов, установленных в отрасли или компании.
Главная цель отдела комплаенса – минимизировать риски, связанные с невыполнением законов и норм, и предотвратить скандалы, потерю репутации и другие негативные последствия для бизнеса.
Актуальность исследования заключается в том, что, комплаенс становится все более важным в современном мире за счет ужесточения законодательства и повышения требований со стороны клиентов, партнеров и инвесторов. Поэтому, все большее количество компаний вкладывают значительные ресурсы в создание и укрепление отдела комплаенса для соблюдения строгих этических и законодательных норм.
Цель исследования – повести анализ и дать оценку эффективности системы антикоррупционного комплаенса.
Материалы и методы исследования
Основными методами исследования являются анализ и синтез.
Результаты исследования и их обсуждение
Проявление коррупции может быть разделено на разные категории, основываясь на следующих критериях (рисунок 1).
1. В российской истории XVII–XIX веков коррупция имела разные формы: получение неправомерных преимуществ за совершение законных действий (мздоимство), или же незаконные действия (лихоимство).
2. Этические оценки разных видов коррупции: некоторые действия рассматриваются как аморальные, другие как преступные.
Рис. 1. Проявление коррупции [3]
3. Наиболее опасные для государства и общества формы коррупции квалифицируются как уголовные преступления, такие как растрата и систематическое получение взяток. Растрата отличается от обычной кражи тем, что лицо первоначально может распоряжаться ресурсами легально. Взятка представляет собой форму коррупции, при которой действия должностного лица связаны с предоставлением услуг в обмен на выгоду.
Согласно п.1. ст.1 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», к нарушению относятся: «злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения» [1].
Коррупция возникает в процессе взаимодействия физических и юридических лиц с чиновниками, включая различные подарки и услуги для должностного лица. В эту категорию также входит кумовство. Кроме того, коррупция проявляется при взаимодействии власти и бизнеса. На практике чаще встречается внешняя коррупция, когда коррупционные нарушения возникают вследствие сделок между должностным лицом и частным лицом [3]. Распространение коррупции приводит к тому, что в ней оказываются заинтересованы как подчиненные, так и их руководители. Подчиненные разделяют взятки не только с руководителями, но и друг с другом. Борьба между чиновниками создает внутренний «рынок труда».
Коррупция подрывает доверие общества к государственным институтам, снижает качество предоставляемых государством услуг и может привести к экономическому спаду. Борьба с коррупцией требует комплексного подхода, включая законодательные меры, контроль и надзор, а также повышение прозрачности власти и участие граждан в процессе принятия решений.
Одним из ключевых методов борьбы с коррупцией является предотвращение возможности ее возникновения, что можно сделать путем создания эффективных механизмов контроля и надзора, внедрения четких процедур и стандартов для госслужащих и чиновников, а также установления прозрачности во всех аспектах управления.
Кроме того, важным компонентом борьбы с коррупцией является активное участие граждан и общества в контроле за действиями власти, а также распространение информации о коррупционных преступлениях и наказание их участников. В этом контексте массовые СМИ, некоммерческие организации и активные граждане играют ключевую роль в раскрытии и предотвращении коррупционных преступлений.
Борьба с коррупцией требует совместных усилий государства, гражданского общества и отдельных граждан, а также осознания всеми участниками процесса необходимости бороться с этим явлением для обеспечения справедливости, стабильности и процветания общества.
Государственные траты – один из основных путей коррупционного обогащения для бюрократии, особенно для управляющей верхушки. Государственные и муниципальные закупки обычно предполагают выбор наилучшего предложения, но чиновник может обеспечить победу поставщика, пообещавшего наибольшие «комиссионные» от сделки. Для этого участие в конкурсе ограничивают, правила конкурса могут быть не полностью озвучены и т.п. В итоге закупки проводятся по завышенным ценам. Ряд сфер, наиболее выгодных с точки зрения коррупции представлен схемой ниже (рисунок 2).
Коррупционные проявления часто связаны с созданием и применением законов. Акты, издаваемые государственными и муниципальными органами и обладающие властным характером, определяют статусы, режимы и социально-правовые роли всех субъектов права, а также всех действующих должностных лиц. Отклонение, нарушение правовых предписаний, их корыстное толкование и использование служат плодородной основой для коррупции. Поэтому необходимо тщательно изучать природу и содержание правовых актов и избегать ошибок в них. С помощью актов решаются экономические, социальные, управленческие и другие задачи (рисунок 3).
Выбор вида акта, определение его реквизитов и содержания текста требуют соблюдения конкретных характеристик документа.
Важно учитывать, что коррупция может быть значительно сокращена благодаря прозрачности и открытости процессов принятия решений, контролю со стороны общественности и средств массовой информации, а также систематическим антикоррупционным мерам. Эти меры могут включать усиление законодательства, улучшение корпоративного управления, совершенствование судебной системы и правоохранительных органов, а также активное сотрудничество между государством, бизнесом и гражданским обществом в борьбе с коррупцией. Необходимо отметить, что при поиске новых методов борьбы с коррупцией стоит обратиться к опыту других стран [9, с. 41].
В сообщении Президента Российской Федерации Федеральному Собранию 20 февраля 2019 года вновь акцентировано внимание на проблемы уголовного и административного преследования бизнеса как основного фактора, сдерживающего свободу и предпринимательскую инициативу [5].
Институционализация коррупции в правоохранительной сфере способствует стабильному формированию коррупционного рынка «заказного» уголовного преследования как способа разрешения гражданско-правовых и корпоративных конфликтов и устранения конкурентов. В сети Интернет появились специализированные платформы, предлагающие «устранить конкурента» на коммерческой основе. Об этом свидетельствуют и коррупционные скандалы, периодически поражающие правоохранительную систему, когда выявляются факты получения многомиллиардных взяток в отношении представителей высшего уровня следственных и надзорных органов в сфере уголовной юстиции. Стоимость обнаруженного имущества в форме ценностей, средств на счетах, недвижимости указывает на то, что основным источником таких выплат, в большинстве случаев, являются субъекты предпринимательской деятельности.
Рис. 2. Сферы, наиболее благоприятные с точки зрения коррупции
Рис. 3. Сфера применения нормативных актов в достижениях целей государства [4]
Рис. 4. Причины усиления коррупционных возможностей [6]
Рис. 5. Чистый отток капитала частного сектора из России за 2017-2021 гг., млрд долл. [7]
Обращения предпринимателей, поступающие в правозащитные организации, такие как Центр общественных процедур «Бизнес против коррупции», подтверждают этот вывод (рисунок 4).
Специалисты Центра полагают, что недостатки действующего уголовного и уголовно-процессуального законодательства, а также проблемы в правоприменительной практике усиливают коррупционные возможности в сфере правоохранительной деятельности. В результате вопросы безопасности все больше влияют на оценку привлекательности российской юрисдикции с точки зрения бизнеса и инвестиций, что приводит к увеличению оттока капитала из страны[10, с. 38]. Согласно данным Центрального банка России, в 2018 году чистый отток капитала частного сектора из России возрос в 2,7 раз, до 67,5 млрд долл. США, по сравнению с 2017 годом, когда он составлял 25,2 млрд долл. США (рисунок 5).
Потери, вызванные правовыми нормами, в разной степени вызывают неприятности у граждан. Следует отметить, что не все люди готовы отстаивать свои права в суде. Главный ущерб заключается в снижении доверия к органам власти из-за ущерба политической легитимности и упадка общественной морали [8].
Необходимо усилить сотрудничество между государственными и частными структурами в области защиты прав и интересов предпринимателей, обеспечивая эффективное расследование коррупционных преступлений и восстановление справедливости в отношении пострадавших субъектов бизнеса.
Таким образом, преодоление коррупции в правоохранительной сфере и повышение прозрачности уголовного преследования бизнеса являются важными условиями для обеспечения свободы предпринимательства и стимулирования инвестиций в отечественную экономику. Только комплексный подход к решению этой проблемы позволит обеспечить стабильное и устойчивое развитие страны, укрепление правового государства и повышение благосостояния населения.
Заключение
По мере усиления государственного противодействия коррупции, затраты на эту борьбу возрастают до такой степени, что для сокращения коррупции придется приложить значительные усилия; сроки достижения поставленной цели остаются неопределенными. Сопоставляя потери и затраты на устранение коррупции на каждом уровне власти, можно найти оптимальный уровень, отражающий наименьшие общие потери от наличия коррупции. На деле, для общества в большинстве случаев выгоднее лишь сократить уровень коррупции из-за высоких затрат на процесс противодействия. Кроме того, существует риск, что переход к активной борьбе с поверхностным проявлением коррупции в ущерб устранению ее основных причин может лишить административную систему динамизма и гибкости, а население почувствует ущемление гражданских прав и свобод.
Для эффективного решения проблемы коррупции необходимо проводить комплексные мероприятия, направленные на укрепление демократических институтов, повышение уровня образования, развитие гражданского общества, а также на совершенствование законодательства и его применение. Важным аспектом в этом контексте является не только борьба с проявлениями коррупции, но и предотвращение их возникновения путем создания надежных механизмов контроля и прозрачности в деятельности органов власти и частного сектора.
Кроме того, для минимизации коррупции необходимо разработать и внедрить комплексную национальную антикоррупционную стратегию, которая будет включать в себя совокупность мер на разных уровнях управления, а также учитывать особенности регионов и местных условий.
Реализация такой стратегии должна происходить в рамках сотрудничества между государством, общественными организациями и частным сектором, что позволит максимально эффективно использовать имеющиеся ресурсы для достижения поставленных целей.
Библиографическая ссылка
Воблая И.Н., Марцева Т.Г., Воблая С.А. АНТИКОРРУПЦИОННЫЙ КОМПЛАЕНС: УПРАВЛЕНИЕ КОНФЛИКТОМ ИНТЕРЕСОВ И ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2023. – № 8-1. – С. 24-29;URL: https://vaael.ru/ru/article/view?id=2929 (дата обращения: 03.12.2024).