Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ РЕГИОНАЛЬНОЙ ТУРИСТСКОЙ ПОЛИТИКИ В УСЛОВИЯХ ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИИ

Бастрыкина Т.С. 1 Кепа Ю.Н. 1 Лебедев К.А. 2, 3
1 ФГБОУ ВО «Российский государственный университет туризма и сервиса»
2 ФГБОУ ВО «Российский государственный аграрный – МСХА имени К.А. Тимирязева»
3 ФГБОУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»
В статье рассмотрены институциональные аспекты региональной туристской политики в условиях интернационализации. Установлено, что именно на региональном уровне регулирования международного сотрудничества туристских агентов имеются возможности обеспечения необходимых гарантий контрагентам операций по широкому спектру форм международного экономического сотрудничества. Следует учитывать потенциал персональных, формальных и неформальных контактов между представителями туристского бизнеса и местными руководителями, чиновниками, ответственными служащими. Доказано, что взаимоотношения туристских фирм с местными, региональными органами власти могут принимать разнообразные формы, в зависимости от реальных региональных условий. Выяснено, что местная власть может помогать туристским фирмам в формировании спроса, она может влиять на финансовые параметры коммерческой деятельности на соответствующей территории. В то же время те схемы управления регионом, которые в настоящее время существуют в Российской Федерации, не способны выполнять функции управления в такой специфической отрасли рыночной экономики, как туризм. Поэтому региональный уровень туристского развития выступает важным конструктивным элементом в стратегии обеспечения национальной конкурентоспособности, вывода экономики отдельной страны на благоприятные позиции в международном разделении труда.
регион
туризм
политика
конкурентоспособность
экономика
разделение труда
управление
стратегия
элемент
отрасль
1. Глебова И.А., Хамидова С.И. Международный экологический туризм // Молодой ученый. 2023. № 9 (456). С. 63-65.
2. Дементьев В.С., Андреев А.А. Динамика въездного и выездного туризма в России в период 2014-2022 гг. // Псковский регионологический журнал. 2023. Т. 19. № 1. С. 56-72.
3. Деточенко Л.В. Этапы функционирования международного туризма России в условиях беспрецедентной геополитической ситуации 2022 г. // Грани познания. 2023. № 1 (84). С. 41-47.
4. Зонова А.В., Ливанова Р.В. Бухгалтерский учет операций по страхованию в сельском хозяйстве: монография. Киров: Изд-во ВятГГУ, 2010. 224 с.
5. Зонова А.В., Ливанова Р.В. Применение международных стандартов учета и отчетности для отражения операций по целевому финансированию // Учет. Анализ. Аудит. 2014. № 1. С. 116-121.
6. Зонова А.В., Ливанова Р.В. Применение МСФО для отражения операций по страхованию урожаев сельскохозяйственных культур // Международный бухгалтерский учет. 2008. № 3 (111). С. 31-34.
7. Зонова А.В., Ливанова Р.В. Целевая государственная помощь сельскохозяйственным организациям по страхованию урожаев // Экономический анализ: теория и практика. 2009. № 6 (135). С. 12-14.
8. Зонова А.В., Ливанова Р.В. Целевая государственная помощь сельскохозяйственным организациям по страхованию урожаев сельскохозяйственных культур // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2009. № 2. С. 50-52.
9. Ершов Б.А., Гребенников И.А., Яновский Д.В. Влияние российского туризма на международные отношения // Проблемы социальных и гуманитарных наук. 2023. № 1 (34). С. 135-140.
10. Коваленко Е.С. Основные тенденции развития отрасли международного туризма в условиях экономического кризиса // Экономические исследования и разработки. 2023. № 1. С. 80-88.
11. Королёва О.В. «Поворот на восток» в международном туристском сотрудничестве России в условиях меняющегося миропорядка // Проблемы российской цивилизации и методики преподавания истории. 2023. № 15. С. 87-97.
12. Набоко А.И. Экономическое значение международного туризма // Гостиничное дело. 2023. № 3. С. 175-184.
13. Русаков А.Ю., Сарычева Т.В. Статистический анализ современного состояния и развития туристического сектора в Российской Федерации // Экономика и управление: проблемы, решения. 2023. Т. 1. № 2 (134). С. 183-190.
14. Bykova O.N., Garnov A.P., Morkovkin D.E., Stroev P.V., Rudenko L.G., Zonova A.V., Livanovа R.V., Isaichykova N.I. Comparative analysis of Russian and foreign experience in managing enterprises’ intellectual property // Journal of Advanced Research in Law and Economics. 2019. Vol. 10. № 4 (42). P. 1046-1054.
15. Livanova R., Stepanenko E., Postnikova L., Lukyanov B., Chutcheva J. Enhancement of accounting of the agro-industrial sector // European Research Studies Journal. 2018. Vol. 21. № 3. P. 476-487.
16. Rudenko L., Goryachikh S., Bykova O., Livanova R., Lapteva S. Mechanism providing information infrastructure support of sustainable development of small business in the region // IV International Scientific and Practical Conference ‘Anthropogenic Transformation of Geospace: Nature, Economy, Society’ (ATG 2019). Proceedings of the IV International Scientific and Practical Conference ‘Anthropogenic Transformation of Geospace: Nature, Economy, Society’ (ATG 2019). 2020. P. 249-252.

Кардинально значимым элементом структурной реформы, повышения национальной конкурентоспособности страны в условиях глобализации и новой конфигурации силовых центров современной геополитики является оптимизация участия регионов в процессах международного туристского сотрудничества. При этом задача максимизации регулятивного эффекта в регионе связана с соотношением роли центральной и региональной властей, конкретикой трансформационного процесса. Поэтому следует говорить о целом комплексе значимых детерминант и факторов развития, которые следует учитывать при оптимизации туристской системы.

Региональный уровень туристского развития выступает важным конструктивным элементом в стратегии обеспечения национальной конкурентоспособности, вывода экономики отдельной страны на благоприятные позиции в международном разделении труда [4, 8, 16]. Но, учитывая, что социально-экономическая ситуация в Российской Федерации характеризуется неотрегулированностью многих сфер жизнедеятельности и воспроизводства, отсутствием устойчивых управленческих схем, неадекватностью методов формирования органов публичной власти и соответствующих административных институтов, особое значение приобретает изучение мирового опыта региональной туристской политики, организации моделей участия регионов в международных туристских процессах.

Различным проблемам развития международного туристского бизнеса посвящены труды И.А. Глебовой [1], В.С. Дементьева [2], Л.В. Деточенко [3], Б.А. Ершова [9], Е.С. Коваленко [10], О.В. Королёвой [11], А.И. Набоко [12], А.Ю. Русакова [13] и др. Но текучесть ситуации, постоянное возникновение новых условий протекания глобализационных процессов и создание межгосударственных объединений, объединений регионов разных государств между собой постоянно выдвигают новые задачи региональной туристской политики.

Комплекс методологических вопросов проведения региональной туристкой политики в системе целей глобализации и национального экономического регулирования связан с глобализационным контекстом, динамической и контроверсионной природой регионализации, а также с современными тенденциями регионализма как базового геоэкономического фактора в международной конкурентной среде.

Глобализация и регионализм уже в конце прошлого века превратились в такие факторы развития туризма, группировок стран, системы международных экономических отношений в мировом масштабе, которые обуславливают изменения реальных экономических параметров, необходимость принятия практических регулятивных мер на всех уровнях туристской деятельности [5, 7, 15]. Характер глобализации и регионализации определяет требования по политике обеспечения конкурентоспособности государства, отдельных туристских агентов.

Регионализация туризма в отличие от глобализации нацелена на общую либерализацию, унификацию режимов туристского сотрудничества, создает новые реалии разделения международного туризма на конкурентных агентов, отныне более укрупненных и гарантирующих себе контроль над значительным геоэкономическим пространством. Имеет место рост интенсивности региональных туристских процессов в мире. Это приводит к созданию больших, унифицированных туристских пространств и к эффекту роста экономии на масштабах предоставления услуг.

Также образуются относительно замкнутые туристские блоки, что означает эффект сегментации мирового туристского рынка и мировой хозяйственной системы в целом. Поэтому учет этих современных тенденций и проявлений интернационализации является обязательным элементом регулятивной, управленческой, коммерческой деятельности в туризме. Это предъявляет новые требования правительствам, даже рядовым туристским компаниям, которым приходится выдерживать более жесткую конкуренцию, давать ответы на сложные вызовы времени.

Региональные инструменты туристкой политики позволяют максимизировать использование ресурсов, улучшить общие параметры развития отдельных регионов и стран в целом. Это связано со следующим:

- на региональном уровне может быть обеспечена наиболее действенная и полная связь между туристским сектором и институтами общественного регулирования, плотный контакт нормотворческих, регламентирующих и регулирующих институтов с частными туристскими агентами;

- региональный уровень является звеном, которое опосредует связь между государством в целом и отдельными агентами международного туристского сотрудничества, регулирующими неправительственными организациями, всеми иерархическими звеньями экономической жизни;

- территориальные и местные регулирующие органы значительно лучше связаны с туристскими предприятиями, чем центральные органы;

- территориальные органы государственного управления обладают специфической и наиболее полной информацией о состоянии дел в соответствующем регионе, о проблемах, задачах и имеющихся резервах туристского сотрудничества.

Значение региональных вопросов усиливается вследствие той особой роли, которые придает проблематике глобально-конкурентная борьба, возможности реально улучшать параметры туристской деятельности вследствие создания общих интеграционных пространств.

Среди основных совместных стратегических целей государств, входящих в определенное блочное объединение, можно назвать: всестороннее развитие туристской деятельности, углубление туристской специализации и расширение системы кооперации; либерализацию факторного движения, в частности взаимное обеспечение доступа к туристским ресурсам; оптимизацию ресурсопользования, рационализацию и лучшее логистическое обеспечение движения различных ресурсов; совместное решение задач развития туристской инфраструктуры.

В условиях диверсификации глобальной конкурентной борьбы и многообразия стратегий реализации коммерческих и геоэкономических интересов, необходимости целенаправленной туристской политики, которая направлена на закрепление позиций на конкретных туристских рынках, их географических, номенклатурных и отраслевых сегментах, большое значение приобретает использование региональной власти, потенциала экономического регулирования регионального уровня в процессах международного туризма.

Международный опыт свидетельствует также и о том, что подключение регионального уровня регулирования и управления процессами международного туристского сотрудничества позволяет ускорить формирование новой системы сравнительных преимуществ, лучшему использованию имеющихся туристских потенциалов стран. На региональном уровне реализуется совокупность хозяйственно-регулятивных, нормативно-правовых и организационно-административных инструментов, отражающих интересы государства в целом, соответствующего региона.

Преимуществами туристской политики на региональном уровне являются те дополнительные возможности, которые связаны с формированием туристских профилей отдельных регионов и обусловливают активизацию процесса туристской диффузии, распространением новых технологий между туристскими компаниями [6, 14]. Этот эффект обусловлен как возможностями лучшего обмена туристским опытом, идеями, так и дополнительными возможностями концентрации учебных, образовательных учреждений, центров повышения квалификации, научных центров в определенных географических местностях и культурных центрах.

Все это сокращает расходы на подготовку высококвалифицированных туристских специалистов, внедрение новейших технологий, выводит местные туристские компании на высококонкурентные позиции на международных рынках. Существует также комплекс факторов повышения значимости региональных властей. Прежде всего, ими являются:

- специфические интересы развития конкретных регионов, обусловленные наличием характерных местных форм организации туристской деятельности;

- культурно-исторический обусловленный характер трудовых ресурсов, наличие языковых особенностей, которые следует особенно тщательно учитывать при условии открытия туризма в рамках глобализации и регионализации;

- наличие локальных природно-климатических, географически-геологических особенностей, что обуславливает характер специализации туризма в регионе, структуру занятости, местные экономические традиции;

- характер размещения туристского потенциала, что обуславливает и объемы финансовых ресурсов в масштабах страны.

Важным элементом международных экономических отношений, средством решения актуальных проблем туристского развития выступают многоаспектные контакты между приграничными территориями, регионами, разнообразными административно-территориальными образованиями.

В то же время выявление общих закономерностей и анализ многоаспектного международного опыта развития субрегионов и налаживание приграничного сотрудничества позволяет сделать определенные обобщения и выявить тенденции развития механизма туристского сотрудничества регионов, более четко выявить соответствующие регулятивные задачи.

При этом в региональной туристской политике зарубежных стран значительное распространение получили разнообразные средства содействия национальным туристским компаниям. Причем применяются как инструменты организационного, институционального содействия, поддержки с помощью специализированных неправительственных структур, так и механизмы финансово-экономической политики, которая преследует увеличение туристского потенциала.

Подводя итоги, можно отметить, что именно на региональном уровне регулирования международного сотрудничества туристских агентов имеются возможности обеспечения необходимых гарантий контрагентам операций по широкому спектру форм международного экономического сотрудничества. Следует учитывать потенциал персональных, формальных и неформальных контактов между представителями туристского бизнеса и местными руководителями, чиновниками, ответственными служащими.

Взаимоотношения туристских фирм с местными, региональными органами власти могут принимать разнообразные формы, в зависимости от реальных региональных условий и размещения производства. В частности, местная власть может помогать туристским фирмам в формировании спроса, она может влиять на финансовые параметры коммерческой деятельности на соответствующей территории.

В то же время те схемы управления регионом, которые в настоящее время существуют в Российской Федерации, не способны выполнять функции управления в такой специфической отрасли рыночной экономики, как туризм. Поэтому организации туристского процесса должно предшествовать управленческое нововведение в виде принципиально новой конфигурации органов управления этим процессом.


Библиографическая ссылка

Бастрыкина Т.С., Кепа Ю.Н., Лебедев К.А. ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ РЕГИОНАЛЬНОЙ ТУРИСТСКОЙ ПОЛИТИКИ В УСЛОВИЯХ ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИИ // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2023. – № 8-1. – С. 19-23;
URL: https://vaael.ru/ru/article/view?id=2928 (дата обращения: 21.11.2024).