Введение
Современный мир сталкивается с значительными изменениями в экономике и обществе. Стремительно возросла роль технологий во всех сферах деятельности человека, автоматизация и использование искусственного интеллекта, больших данных, роботов находятся на беспрецедентном уровне, что ведет к необратимым коренным изменениям как в экономике. В условиях цифровой трансформации экономики предприятие приобретает статус обучающейся организации [11]. Это ведет к пересмотру роли высшего образования в промышленном и экономическом развитии.
Четвертая промышленная революция, известная также как Индустрия 4.0, основывается на конвергенции, заключается в глубоком проникновении и интеграции научно-технологических направлений в промышленной экономике [19]. В условиях СOVID-19 тенденции перехода от технологической к информационно-технологической парадигме развития мировой и национальной экономики стала еще более очевидной. При этом пандемия стала «лакмусовой бумажкой» для обнаружения ряда проблем в цифровой трансформации экономики, среди которых выделяются недостаточное количество квалифицированных кадров, обладающих цифровыми навыками и знаниями, неэффективность образовательного процесса в высшей школе, сложности ее цифровой трансформации, неактуальное содержание образовательных программ, не учитывающее формирование цифровых компетенций и другие [15]. В совокупности все эти проблемы препятствуют эффективному выполнению социальной роли и функций высшего образования как базы для формирования человеческого капитала, как никогда более важной и значимой основы для развития экономики.
Как пишет А.Г. Бермус, в условиях четвертой промышленной революции высшее образование сталкивается с новыми возможностями и угрозами [4]. С развитием научно-технического прогресса, высшего образованию становятся доступными новые современные цифровые технологии, использование которых позволяет качественно изменить образовательный процесс. В то же время, «стихийная цифровизация», ограниченность непосредственно взаимодействия между преподавателем и студентом, высокая зависимость от электронных устройств создают новые угрозы для высшего образования, что находит отражение в таких явлениях как плагиат, цифровое неравенство, дегуманизация образования. Тотальная цифровизация помимо возможностей, также создает вызовы для высшего образования, возникают опасности дегуманизации образования, которые по мнению некоторых ученых способны привести к снижению мотивации к обучению, зависимости от гаджетов и их воздействии на мышление человека [4]. В этих условиях возрастает потребность в разработке эффективных государственных мер по развитию сферы высшего образования, которые бы учитывали ее текущий статус, связь между изменениями в экономике и на рынке труда и содержанием программ подготовки студентов. Это обусловило актуальность изучения направлений развития сферы высшего образования в условиях четвертой промышленной революции.
Цель исследования – выявить особенности развития экономики и сферы высшего образования в условиях четвертой промышленной революции. Для достижения цели в статье поставлены задачи – описать основные тенденции в мировой экономике, связанные с переходом на новый этап развития Индустрия 4.0, известный также как четвертая промышленная революция, проанализировать новые требования к высшему образованию в условиях цифровизации экономических процессов, а также изучить современную трансформацию управления экономикой и сферой высшего образования.
Материал и методы исследования
Авторами применены методы анализа, сравнения, обобщения и интерпретации результатов исследований.
Результаты исследования и их обсуждение
Основные тенденции мировой экономики в условиях четвертной промышленной революции
Четвертая промышленная революция имеет тесную связь с цифровой трансформацией экономики, под которой следует понимать качественные революционные изменения, проявляющиеся не только в цифровом преобразовании отдельных экономических процессов, но и в коренных изменениях экономической структуры. Рост и развитие цифровых или электронных технологий в настоящее время, которые позволяют быстро перемещать информацию или товары, является фундаментальной тенденцией развития всех секторов экономики. В результате цифровой трансформации формируется новый уклад экономики, способствующий появлению технологически ёмких экономических отраслей.
Цифровая экономика определяется как «экономическая деятельность, основанная на цифровых технологиях, предусматривающая внедрение информационных технологий во все отрасли и сферы деятельности, а также перенос бизнес-процессов в цифровое пространство» [1]. Одним из ключевых показателей тенденций мировой экономики в условиях четвертой промышленной революции выступает изменение в динамике инвестиций в разработки и исследования, выражаемое в доле расходов на НИОКР в мировом ВВП (рис.1).
Как видно, инвестиции в НИОКР в последние годы занимают все большую долю ВВП. В 2021 г. наибольшие расходы в НИОКР в ВВП по странам были отмечены в Израиле (5,4%), Швеции (3,5%), Бельгии (3,5%), США (3,4%), Швеции (3,2%). В России в 2021 г. они составили 1,1%, а в Китае – 2,4% от ВВП. Многие страны, особенно развитые и развивающиеся, уже имеют определенный опыт в цифровизации экономики. Одной из первых таких инициатив явилась стратегия цифровизации европейской промышленности, направленная на обеспечение предприятий доступом к цифровым инновациям, предоставлением инвестиций в реализацию цифровых преобразований, формирование Центров компетенций для создания сети знаний, поддерживающей цифровую трансформацию экономики.
Тема компетенций стала особенно актуальной в условиях четвертой промышленной революции по причине пересмотра взглядов на роль человека в производственном процессе. Появление терминов «человеческий капитал», «человеческий потенциал», «интеллектуальный капитал» и их активное использование определяют основную тенденцию в экономическом развитии – тенденцию к восприятию человеческих ресурсов как основного актива компании. Качество знаний, навыки, способности человека как сотрудника компании формируют тот нематериальный актив, которые вносит вклад в конкурентоспособность предприятия. В условиях возрастания роли человеческого капитала исследователями из разных стран определяются ключевые компетенции работников, на которые ориентируются как предприятия, так и сотрудники в процессе своего обучения и саморазвития.
Исследователями НИУ ВШЭ были выделены ключевые компетенции с учетом концепции мира VUCA (концепции нестабильного, неопределенного, сложного и неоднозначного мира). В их число вошли компетенции, связанные с мышлением (критическое, креативное мышление), компетенции взаимодействия с другими (коммуникация, кооперация), компетенции взаимодействия с собой (саморегулирование и самоорганизация). Также отдельно выделяются два типа грамотности – отраслевая и базовая (в том числе когнитивная, учитываемая международным исследованием качества образования PISA и включающая в себя цифровую и информационную части) [7]. В результате синтеза этих компетенций формируется новый тип сотрудника – целостный «сложный» человек, которые обучается, умеет принимать ответственность и активен.
Рис. 1. Расходы на НИОКР в мировом ВВП в 2010-2021 гг., % [20]
Согласно исследованию Benchmark Executive, в 2022 г. особенно востребованными были компетенции адаптивность, критическое мышление, умение быстро принимать решение и проводить анализ, установка на рост и предпринимательский склад ума, креативное мышление и творческий подход к решению задач, упругость и эластичность, цифровые коммуникации и цифровая (digital) грамотность [10].
В интервью экспертов Forbes в 2022 г. обнаружено, что для работодателей наиболее востребованными компетенциями сотрудников являются эмпатическое слушание, ловкость, гибкость и адаптивность, коммуникация, эмоциональный интеллект, креативное мышление, сетевые навыки, анализ данных, критическое мышление, удаленное управление командами, опыт ДЭИ (DEI – инициативы по разнообразию, справедливости и инклюзивности) [16].
Компании, грамотно внедряющие технологии компетентностного подхода к оценке персонала, сочетающие взаимосвязи управления персоналом и компетенций, получают преимущества по сравнению с другими. Применяемые методы управления, коррелирующие с соответствующими компетенциями способствуют повышению ключевых показателей бизнеса [6].
Таким образом, в условиях четвертой промышленной революции происходят определенные изменения в мировых экономических процессах, в структуре промышленности, возрастает доля высокотехнологичных товаров и услуг, и в целом трансформируется корпоративное восприятие человека. Человеческий капитал становится одним из наиболее важных активов предприятия, а поэтому увеличивается потребность в формировании сотрудников, обладающих набором разных наиболее востребованных компетенций, включающих как компетенции по цифровой грамотности, так и способности к креативному аналитическому мышлению и использованию новых технологий в принятии решений и выполнении операционных задач.
Новые требования к высшему образованию в условиях цифровизации экономических процессов
Четвертая промышленная революция основана на цифровой революции, изменении понимания принципов экономического развития от «что» и «как» делает человек к «кем» он является [14, с. 9]. Это все подчеркивает возрастающую значимость человека и его знаний, а также формировании новых видов взаимодействия людей в обществе. Здесь важно упомянуть японскую концепцию «Общество 5.0», согласно которой интеллектуальный капитал становится основой для цифровой экономической трансформации. В связи с высокой значимостью развития инновационного потенциала человека в новой экономической реальности изменяется роль высшего образования, что связано с влиянием образования на качество человеческого капитала, возможностью образовательной системы увеличивать способности инновационного развития экономики, а также функцией образования по активизации процессов передачи и диффузии знаний [12].
Интенсификация процессов развития цифровой экономики ведет к трансформации системы высшего образования. Университеты в соответствии с современными вызовами цифровизируют собственную образовательную, исследовательскую, международную, маркетинговую и финансово-экономическую деятельность, чтобы сохранить конкурентные позиции на мировом рынке образовательных услуг. Все это способствует формированию новых требований как к образовательным программам высшего образования, так и к формам обучения и международного сотрудничества студентов и исследователей. Высшее образование также должно своевременно отвечать на вызовы инновационно-технологической парадигмы, формируя высококвалифицированных специалистов, умеющих взаимодействовать с прорывными инновациями, включая современные цифровые технологии и киберсистемы.
Уровень развития высшего образования, способность к технологическим инновациям и экономическое развитие тесно связаны между собой. Он напрямую влияет на резервы качественного человеческого капитала, а несбалансированное развитие высшего образования является важным фактором, влияющим на разрыв в региональном экономическом развитии. На фоне трансформации промышленной структуры происходят важные изменения в экономику, в том числе появились новые профессии, которые связаны с применением цифровых технологий. Кроме этого, устаревают и исчезают ранее востребованные специальности [8]. Чтобы соответствовать потребностям эпохи цифровой экономики знаний университеты разрабатывают новые образовательные программы, учитывающие важность развития инновационного мышления и управления инновациями. Новые изменения ведут к цифровизации образования.
Цифровая трансформация образования – неотъемлемая часть цифровой экономики и закономерных процесс развития общества четвертой промышленной революции [4]. Цифровая экономика меняет формат образования, и поэтому главной задачей университета становится научить учиться, научить думать. Поэтому необходимо использовать новые цифровые возможности в образовательных целях: гипертекст, цифровая графика, интерактивный формат и так далее.
Также появляются онлайн-платформы, поддерживающие непрерывность процесса обучения сотрудников компаний и создающие новые возможности для удобного изучения курсов студентов вузов. В последние годы количество таких платформ стремительно увеличилось, при этом число курсов, реализуемых на этих платформах, также существенно варьируется (таблица).
Вузы стремятся активно включаться в интернационализацию, проводят программы по обмену студенческими и академическими кадрами, что также поддерживается национальными правительствами. Во многих учебных заведениях развитых и развивающихся стран среди учебных программ высшего образования имеют программы для иностранных студентов. Возрастает и количество иностранных студентов в странах (рис. 2).
Таким образом, цифровизация экономических процессов предъявляет новые требования к высшему образованию. Это находит проявление в расширении и модернизации образовательных программ обучения, открытию новых специальностей, востребованных на рынке, использовании современных технологий в организации образовательного процесса и реализации стратегий интернационализации для повышения качества высшего образования.
Характеристика ведущих онлайн-платформ в разных странах [17]
Страна |
Название платформы, год создания |
Количество курсов, ед. |
Число университетов-партнеров, ед. |
Количество посетителей (млн чел. / месяц) |
США |
Coursera, 2012 |
7870 |
200 |
51,62 |
edX, 2012 |
3523 |
160 |
16,29 |
|
Kadenze, 2015 |
1076 |
54 |
0,19 |
|
Udacity, 2012 |
500 |
65 |
5,82 |
|
Китай |
CNMOOC, 2014 |
2531 |
- |
37,42 |
iCourse163, 2014 |
3372 |
785 |
3,59 |
|
XuetangX, 2013 |
4608 |
641 |
0,46 |
|
Япония |
JMOOC, 2013 |
430 |
95 |
0,25 |
Корея |
K-MOOC, 2015 |
1374 |
140 |
0,35 |
Австралия |
Open Universities Australia, 2013 |
2530 |
25 |
0,41 |
Иордан |
Edraak, 2014 |
185 |
28 |
1,47 |
Индонезия |
IndonesiaX, 2015 |
276 |
22 |
0,29 |
Мексика |
MexicoX, 2015 |
100 |
40 |
0,52 |
Россия |
Openedu.ru, 2015 |
759 |
0,60 |
|
Страны ЕС |
EduOpen, 2016 |
342 |
26 |
0,11 |
EMMA, 2015 |
66 |
44 |
0,17 |
|
Federica Web Learning, 2015 |
300 |
21 |
0,18 |
|
Fun-MOOC, 2013 |
711 |
140 |
0,75 |
|
FutureLearn, 2012 |
1285 |
202 |
5,89 |
|
Iversity, 2013 |
239 |
19 |
0,06 |
|
MiriadaX, 2013 |
687 |
100 |
0,22 |
|
Индия |
Swayam, 2017 |
2065 |
135 |
2,79 |
Таиланд |
ThaiMOOC, 2017 |
527 |
87 |
0,36 |
Рис. 2. Количество иностранных студентов (Китай, Россия и США) в 2010-2022 гг. (тыс. человек) [13; 18; 21; 22]
Трансформация управления экономикой и сферой высшего образования
В работах исследователей, изучающих изменения в высшем образовании в условиях цифровой трансформации экономики, достаточно часто затрагивается ряд конкретных практико-ориентированных вопросов по решению стратегических задач управления образованием, в том числе цифровой переподготовки кадров, разработке содержания профессионального образования, его конкурентоспособности, моделировании образовательной онлайн-среды высшего учебного заведения [2; 3]. Решение этих проблем, а также пересмотр нормативно-правовых и организационных основ управления сферой высшего образования с учетом текущих потребностей экономики будет способствовать более эффективному выполнению его важной функции в производстве и развитии человеческого капитала.
Для эффективного функционирования предприятий Индустрии 4.0 требуются высококвалифицированные и талантливые сотрудники. Управление талантливыми личностями, способными реализовывать инновационные идеи и стратегии, становится реальным конкурентным преимуществом предприятий, в которых человеческий капитал и технологические инновации играют более важную роль в успехе компаний [19]. При отсутствии у сотрудников навыков применения технологий, неизбежно столкновение с проблемой снижения управляемости, а также снижения эффективности труда. В настоящее время известен «парадокс Солоу», при котором финансовые вложения в информационно-коммуникационные технологии не оправдывают себя [9]. В связи с этим, очевидна необходимость развития такой модели высшего образования, которое будет ориентировано на формирование новых компетенций, востребованных в условиях цифровой экономической трансформации. Становится все более востребованным развитие такого сотрудника, который может эффективно реализовать коммерциализацию инновационных технологий, а также создавать новые возможности для организации управления экономическими и промышленными процессами.
В контексте Четвертой промышленной революции важно содействовать сотрудничеству между университетами и предприятиями, увеличивать инвестиции в технологические инновации и создавать все необходимые условия для скоординированного развития инновационного потенциала и экономики. Также особенно важно увеличивать инвестиции в образование, что позволит вывести экономику на новый уровень развития. Здесь основными источниками инвестиций должны стать как средства государственного бюджета, так и частного сектора, которые могут быть привлечены за счет местного взаимодействия предприятий и вузов в формах совместных проектов и стартапов [5].
В управлении высшим образованием и экономикой при разработке мер важно учитывать связь между научно-техническими достижениями вузов и их коммерциализацией. Инновации и технологические решения, разрабатываемые студентами и сотрудниками университетов, при отсутствии необходимых механизмов координации между вузом и промышленными предприятиями, останутся лишь «на бумаге». Поэтому при совершенствовании управления высшим образованием важно учитывать необходимость улучшения системы преобразования научно-технических достижений, а также предпринимать шаги по повышению способности к независимым инновациям.
Заключение
Новые технологии появляются с очень высокой скоростью, а реализация их потенциала для повышения эффективности экономических результатов требует формирования особого типа сотрудника – человека, обладающего разносторонними компетенциями и «продвинутого» в цифровой грамотности. Именно высшее образование является базой, которая призвана сформировать у будущего сотрудника ключевые компетенции, составляющие основу для успешного выполнения задач его дальнейшей трудовой деятельности. Тем не менее, современное высшее образование в его существующем виде не вполне способно справиться с этой сложной задачей.
В условиях цифровой экономики конкурентоспособность предприятия во многом определяется уровнем развития его человеческого капитала. В связи с этим, в процессе получения высшего образования у студента должны быть сформированы все компетенции, которые востребованы на современном рынке труда. Высшее образование должно своевременно реагировать на изменения в производственной структуре, чтобы предлагать актуальные образовательные услуги и эффективно выполнять свою важную роль в поддержке развития человеческих кадров для экономики.
Настоящее исследование вносит вклад в осмысление связи между трансформациями в экономике и промышленности в эпоху четвертой промышленной революции и развитием высшего образования. В связи с важностью данной темы в качестве дальнейших направлений исследований могут быть определены экономические и социальные аспекты влияния высшего образования на эффективность предприятия в условиях цифровизации.
Библиографическая ссылка
Демина В.В., Чжэн Синьсинь ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ И СФЕРЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ЧЕТВЕРТОЙ ПРОМЫШЛЕННОЙ РЕВОЛЮЦИИ // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2023. – № 7-2. – С. 133-140;URL: https://vaael.ru/ru/article/view?id=2910 (дата обращения: 26.12.2024).