Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

НАЛОГОВЫЙ ПОТЕНЦИАЛ РЕГИОНА: ВНУТРЕННИЕ РЕЗЕРВЫ РОСТА НАЛОГОВЫХ ДОХОДОВ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

Мусаева Х.М. 1, 2
1 ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»
2 ЧУ ВО «Институт государственного администрирования»
Статья посвящена выявлению внутренних резервов роста поступлений доходов в бюджетную систему Республике Дагестан за счет активизации предпринимательской активности в регионе и улучшения региональной налоговой политики. В работе подробно анализируется структура экономики Республики Дагестан (РД), показывается налоговый вклад отраслей экономики в формировании доходов бюджета. По результатам проведенного исследования делается вывод о необходимости структурной перестройки экономики, стимулирования развития налогообразующих отраслей экономики. В области налогообложения, учитывая высокую налогоспособность базовых отраслей промышленности РД, аргументируется вывод о целесообразно установления пониженной ставки налога на прибыль организаций в части зачисляемой в бюджет субъекта Федерации на долгосрочной основе, с целью создания стимулов для последующей активизации инвестиционной деятельности в данной отрасли экономики. В статье предлагаются пути повышения эффективности механизма управления налоговой задолженностью. В результате исследования обосновано, что для эффективного управления налоговой задолженностью необходимо сочетание процессного и проектного подходов, в рамках которого налоговые органы должны выявлять и учитывать как причины образования задолженности, ее объективные и субъективные факторы, так и финансовое состояние налогоплательщика. При принятии решения об управлении налоговой задолженностью предлагается рассчитывать не только налоговую нагрузку на организацию, но рассчитывать общую долговую нагрузку, что позволить оценить реальную платежеспособность организации к своевременной уплате налоговых платежей. Выявляются пути улучшения деятельности налоговых администраторов по мобилизации доходов в бюджетную систему на основе расширения взаимодействия с правоохранительными органами, регистрирующими органами, органами местного самоуправления и кредитными организациями. Анализируются проблемы налогового планирования поступлений доходов в бюджетную систему Республики Дагестан и предлагаются пути, направленные на повышение оперативности и точности прогнозных оценок на основе внедрения в практику планирования современных цифровых программных продуктов и технологий.
налоговые доходы
внутренние резервы
отрасли экономики
налоговая нагрузка
налоговая задолженность
налоговый потенциал
налоговое планирование
республика дагестан
1. Аналитическая записка «О ходе поступлении налогов, сборов и иных обязательных платежей, администрируемых Управлением ФНС России по Республике Дагестан в бюджетную систему Российской Федерации, за 2022 г.». Махачкала: Управление ФНС РФ по Республике Дагестан, 2023.
2. Aliev B.K., Igonina L.L., Musaeva K.M., Suleymanov M.M., Alimirzoeva M.G. Priority guidelines for strenthening regional taxable capacity as a factor of sustainable development of the territorial entities // Mediterranean Journal of Social Sciences. 2015. Т. 6, № 5S2. С. 343-349.
3. Бредихина К.В. Эффективность деятельности налоговых органов РФ: подходы к ее оценке и планированию // Модели, системы, сети в экономике, технике, природе и обществе. 2019. № 4. С. 56-60.
4. Гоманова Т.К., Гришанова А.В. Развитие налогового потенциала субъекта РФ как способ обеспечения сбалансированности регионального бюджета // Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. 2023. №1(73). URL: https://eeeregion.ru/article/7307/ (дата обращения: 20.06.2023).
5. Голубниченко М.В. Определение налогового потенциала Саратовской области для рационального планирования поступлений в региональный бюджет // Известия Саратовского университета. Сер. Экономика. Управление. Право. 2018. Т. 18, Вып. 4. С. 428–434. DOI: 10.18500/1994-2540-2018-18-4-428-434.
6. Демироглу Н.Б., Якубова Л.Ф. Концептуальные основы региональной налоговой политики повышения конкурентоспособности республики Крым // Ученые записки Крымского инженерно-педагогического университета. 2023. № 1 (79). С. 23-30.
7. Колбягина Л.А. Теоретические аспекты региональной налоговой политики // Baikal Research Journal. 2023. Т. 14, № 1. C. 51–61.
8. Кивико И.В., Малис Н.И. Налоговый потенциал Республики Крым // Финансовый журнал. 2020. Т. 12. № 3. С. 48–59.
9. Мусаева Х.М., Омарова З.К. Развитие финансово-экономического потенциала: внутренние резервы роста доходов бюджета субьекта Федерации // Региональные проблемы преобразования экономики. 2022. № 11(145). С. 189-196.
10. Пугачев А.А. Взаимосвязь налогообложения с региональной и социальной дифференциацией в России: подход к оценке на основе налоговых индикаторов // Проблемы развития территории. 2023. Т. 27, № 1. С. 76–91.
11. Поварова А.И. Тревожные перспективы бюджетов российских регионов // Вопросы территориального развития. 2017. № 2(370). С. 1-10.
12. Ряховский Д.И., Балакин М.С. Анализ влияния уровня налоговой нагрузки на экономический рост: теоретический и эмпирический аспекты // Экономика устойчивого развития. 2022. № 3(51). С. 119-122.
13. Салгириев Э.Р., Ильясова К.Х., Вахабова С.А. Оценка эффективности фискальной и налоговой политики в контексте социально-экономических интересов Чеченской Республики // Вестник КНИИ РАН. Серия «Социальные и гуманитарные науки». 2023. № 1 (4). С. 6-10.
14. Санина Л.В. Экономическая безопасность региона: современные проблемы определения // Обеспечение устойчивого развития регионов в пространственной структуре экономики России: нац. всерос. науч.-практ. конф., Орел, 25 апр. 2018 г. Орел, 2018. С. 84–90.
15. Сомоев Р.Г. Налоговые доходы консолидированного бюджета Республики Дагестан: структура, проблемы формирования, перспективы роста // Управление экономическими системами. 2015. № 9(81). С. 34-40

Введение

Налоги, будучи центральным звеном бюджетно-финансовой системы, предопределяют исключительную важность эффективной конкурентоспособной налоговой политики в достижении успешности всей экономической политики государства, в том числе на региональном уровне [16]. В современных условиях ключевыми вызовами, с которым сталкиваются субъекты Российской Федерации в области формирования доходов бюджета, являются недостаточность бюджетных средств, несоответствие фактических показателей мобилизации доходов бюджета запланированным, не исполнение прогнозных оценок по мобилизации доходов в бюджет, рост задолженности по уплате налоговых платежей в бюджетную систему. В этих условиях возрастает актуальность выявления внутренних резервов роста налоговых поступлений в бюджетную систему субъектов Российской Федерации.

Вопросы регионального развития, воздействия налогообложения на неравенство регионов, а также проблемы формирования налоговых доходов территорий глубоко изучены и рассмотрены в работах таких российских ученых как: Т.К. Гоманов [4], А.И. Поварова [11], И.В. Кивико, Н.И. Малис [8], М.Р. Пинская, А.А. Пугачев [10], Д.И. Ряховский [16], Л.В. Санина [14], Р.Г. Сомоев [15] и других исследователей.

При несомненной значимости проведенных исследований приведенными выше учеными, нельзя не отметить, что выявление путей роста внутренних резервов налоговых доходов регионов, активизации экономической активности отдельных субъектов Федерации (в частности Республики Дагестан), за счет улучшения региональной налоговой политики остаются недостаточно исследованными, что предопределяет актуальность проблем, рассматриваемых в данной работе.

Цель исследования – выявление внутренних резервов роста налоговых доходов бюджета субъекта Российской Федерации на основе активизации предпринимательской активности и улучшения отдельных направлений региональной налоговой политики (по материалам Республики Дагестан).

Материалы и методы исследования

В процессе подготовки данной научной публикации автором использовались различные методы, приемы и методологические подходы. В частности, такие как: философские методы индукции и дедукции; методы анализа и обобщения нормативно – законодательных актов, инструктивных материалов, отчетных данных, а также аналитических записок, докладов различных министерств и ведомств; методы критического обзора и обобщения научных публикации; статистические приемы анализа, оценки и обработки исходных данных; методы экстраполяции и экспертных оценок, логических умозаключений, системного и комплексного подхода. Временной период исследования, проанализированный в данной работе: 2018-2023 гг.

Результаты исследования и их обсуждение

Налоговая политика является важным средством воздействия государства на экономику, способная эффективно регулировать экономические колебания, имеющая большое значение для совершенствования пространственной структуры региональной экономики и координации процесса экономического развития территорий [13].

Республика Дагестан является одним из важнейших субъектов Северо-Кавказского федерального округа, которая до перехода к рынку полностью себя обеспечивала бюджетными ресурсами, а с начала перехода к рыночным отношениям, относиться, к сожалению, к регионам реципиентам.

В последние годы (2019-2023 гг.) регион, несмотря на современные сложности, связанные с общей макроэкономической ситуацией в стране, демонстрирует по отдельным показателем позитивные тенденции. Так, по итогам 2019 г. наблюдался рост производства по базовым отраслям экономики, а также рост уровня мобилизации налогов в бюджетную систему. За 2019 г. налоговые органы РД обеспечили налоговые поступления в бюджетную систему Российской Федерации на 45,3 млрд руб., прирост поступлений, относительно 2018 г. составил 15,3%, а 2020 г. на 11,4% больше, чем в 2019 г.

Безусловно, следует иметь в виду, что руководством Республики Дагестан предпринимаются ряд мер для возвращения региона в правовое поле. Реализуются меры, направленные на снижение масштабов теневой экономики и популяризацию предпринимательства, в том числе и такие мероприятия как предоставление субсидий на развитие Центра координации поддержки ориентированных на экспорт субъектов малого и среднего предпринимательства, отдельные меры по налоговому стимулированию среднего и малого предпринимательства, развития туризма в регионе и т.д.

Наряду с призывами к добросовестной уплате налоговых платежей в бюджетную систему, характерны личные встречи главы Республики Дагестан и беседы с представителями бизнеса, наиболее подверженных к несоблюдению налоговой дисциплины. Однако, ввиду сложности и многогранности проблемы, предстоит еще многое сделать для снижения масштабов теневой деятельности, легализации неучтенных в налогооблагаемом пространстве доходов. Необходимо иметь в виду, что помимо желания получить дополнительную прибыль, причинами теневой деятельности следует признать объективно существующие финансово-экономические трудности развития региона.

По данным статистических органов Республики Дагестан, индекс промышленного производства за 2022 г. по отношению к 2021 г. составил 108,5 % против 110,5% за 2021 г. (таблица). При этом по отдельным отраслям наблюдался рост деловой активности, а по другим снижение. На рост промышленного производства в 2022 г. по сравнению с 2021 г. повлияло увеличение: производства компьютеров, электронных и оптических изделий – на 203,5% (АО «Завод Точной механики», АО «Азимут»); производства бумаги и бумажных изделий – на 73,4% (ООО «Картонтара»); производства напитков (за счет алкогольной продукции) – на 17,2%, производства пищевых продуктов – на 3,3% (АО «Кизлярагрокомплекс», ООО «Птицефабрика «Гюней»); добычи прочих полезных ископаемых – на 23,2% (АО «Дагнеруд»). В 2022 г. было отгружено товаров собственного производства (выполнено работ и услуг) в фактических ценах (без НДС и акциза) всеми организациями – производителями по чистым видам деятельности на 72,7 млрд руб., что на 2,2 % больше, чем за 2021 г. Увеличился объем отгруженных товаров собственного производства (работ и услуг) в производстве напитков на 27,4%, деятельности полиграфической и копировании носителей информации – в 3,7 раза [1].

Сравнительная характеристика изменений основных макроэкономических показателей социально-экономического развития Республики Дагестан за 2021-2022 гг.

Показатели

2021

2022

Экономический рост отраслей производства (% к соответствующему периоду пред. года)

Индекс выпуска по базовым видам экономики

102,5

 

Индекс промышленного производства

110,5

108,5

Индексы цен (% к соответствующему периоду предыдущего года)

Индекс потребительских цен

111,8

110,5

Индекс цен производителей промышленных товаров

111,4

109,0

Безработица

Численность безработных, зарегистрированных в государственных учреждениях службы занятости, тыс. человек

34,0

16,2

Уровень зарегистрированной безработицы, % к экономически активному населению

2,6

1,3

Источник: таблица составлена по информационно-аналитическим данным Дагестанстата, а также отчетно-аналитическим данным УФНС России по Республике Дагестан за 2021-2022 гг.

Однако, в 2022 г. относительно 2021 г., наблюдалось снижение объемных показателей в производстве оборудования на 11,2%, добыче нефти и природного газа – на 32,1%, в производстве готовых металлических изделий, кроме машин и оборудования – на 21,2%, в производстве прочей неметаллической минеральной продукции – на 18,9%, в производстве машин и оборудования.

Ключевой налогообразующей отраслью Республики Дагестан является промышленность. В структуре промышленности Республики Дагестан с точки зрения значимости можно выделить такие подотрасли как: «обеспечение электрической энергией, газом и паром», «добыча топливно-энергетических полезных ископаемых», «производство напитков», «производство прочих транспортных средств и оборудования», «производство готовых металлических изделий, кроме машин и оборудования». В 2022 г. индекс производства по виду деятельности «обрабатывающие производства» составил 112,6%, что обусловлено ростом индекса по виду деятельности «производство пищевых продуктов» (103,3%), «производство бумаги и бумажных изделий» (173,4%), «производство кокса и нефтепродуктов» (306,5%), «производство лекарственных средств и материалов, применяемых в медицинских целях» (106,3%), «производство компьютеров электронных и оптических изделий» (200,5%) [1].

Отрицательная динамика наблюдалась по следующим видам обрабатывающих производств: «производство текстильных изделий» (98,4%), «производство одежды» (85,7%), «обработка древесины и производство изделий из дерева» (82,8%), «производство химических веществ и химических продуктов» (97,8%) [1].

По данным Дагестанстата, за минувший 2022 г. по итогам выборочного обследования рабочей силы 161,0тыс. человек или 11,4% рабочей силы в соответствии с методологией Международной Организации Труда классифицируются как безработные. Нагрузка не занятого трудовой деятельностью населения, зарегистрированного в государственных учреждениях службы занятости, на одну заявленную вакансию составила в декабре 2022 года 12 человек и по сравнению с соответствующим периодом 2022 г. уменьшилась в 2,2 раза или на 14 человек. В среднем 2022 г. численность зарегистрированных безработных граждан уменьшилась по сравнению с 2021 г. в 2,3 раза. Тем не менее, в Дагестане сохраняется относительно высокий уровень безработицы, обусловленный отсутствием достаточного числа постоянных рабочих мест, особенно в сельской местности.

Несмотря на улучшение в последние годы в Республике Дагестан отдельных макроэкономических показателей в регионе ключевой макроэкономический показатель – валовой региональный продукт на душу населения, продолжает оставаться весьма низким, его размер более чем в 3 раза ниже среднероссийского показателя. Доходы сводного (консолидированного) бюджета РД почти на 70% состоят из трансфертов из федерального бюджета, а в «доходах республиканского бюджета РД трансферты из федерального бюджета составляют не менее 80%, что обуславливает необходимость выявления дополнительных внутренних ресурсов региона по мобилизации доходов в бюджет» [9].

За 2022 г. Республика Дагестан обеспечила налоговые поступления в бюджетную систему Российской Федерации в сумме 86565,3 млн руб., что на 2360,0 млн руб. или 6,4% меньше, чем за 2021 г. Налоговые платежи, зачисляемые в консолидированный бюджет РФ в 2022 г. составили 52025,5 млн руб., что на 7,9% меньше, в сравнении с 2021 г. Изменения объемов налоговых поступлений по Республике Дагестан за 2021-2022 гг., мобилизованных в бюджетную систему РФ демонстрируют данные рисунка 1.

Отрицательная динамика поступлений в консолидированный бюджет Российской Федерации обусловлена миграцией крупнейшего налогоплательщика НДФЛ в части суммы налога, превышающей 650 000 руб., относящейся к части налоговой базы, превышающей 5млнруб. ООО «Рыночный Спецдепозитарий» с периода 25.04.2022 г. в Межрайонную инспекцию №21 по Иркутской области (Ангарск). В сопоставимых показателях, без учета поступлений НДФЛ от ООО «Рыночный Спецдепозитарий», прирост поступлений в консолидированный бюджет РФ составляет 12,4%.

По Республике Дагестан наибольший удельный вес в общем объеме поступлений налоговых платежей в консолидированный бюджет РФ за 2022 г. занимают такие налоги как: НДФЛ, НДС, ННПО, ННИО, акцизы, налоги со специальными налоговыми режимами, НДПИ, транспортный и земельный налог.

missing image file

Рис. 1. Сравнительные данные об изменениях объемов налоговых поступлений и страховых взносов, мобилизованных по Республике Дагестан в бюджетную систему Российской Федерации за 2021-2022 гг. [1]

missing image file

Рис. 2. Сравнительные данные об изменении структуры налоговых поступлений по Республике Дагестан за 2021-2022гг. [1]

Как видно из данных рисунка 2, в минувшем 2022 г. по сравнению с 2021 г. налоговые поступления по НДФЛ снизились на 28,7% (8136,0 млн руб), по налогу на прибыль организаций на 1,0% (62,7 млн руб.).

В регионе, в минувшем 2022 г. по сравнению с 2022 г. наблюдался рост налоговых поступлений по таким налогам, как: НДС, акцизы, НДПИ, ННИО, транспортный налог, а также по специальным режимам. Так, по налогам со специальными налоговыми режимами поступления составили 2 462,0 млн руб. (темп роста – 131,2%). Бюджетные назначения исполнены на 146,9%, дополнительно поступило 785,74 млн руб.

По данным аналитической записки Управления ФНС России по Республике Дагестан «О ходе поступлении налоговых платежей в бюджетную систему РФ и страховых взносов во внебюджетные социальные фонды, мобилизованных по Республике Дагестан за 2022 г.» поступления по УСН за 2022 г. составили 2 241,6 млн руб., что на 29,4% или 500,1 млн руб. больше поступлений за 2021 г. Бюджетные назначения выполнены на 143,6 %. По единому сельскохозяйственному налогу поступило 67,0 млн руб., что на 8,3% или 5,1 млн руб. больше поступлений за 2021 г., бюджетные назначения на 109,2%. По налогу на профессиональный доход (НПД) поступило 102,1 млн руб., что в 4,2 раза или на 77,9 млн руб. больше поступлений за 2021 г. Бюджетные назначения перевыполнены в 5,2 раза, в бюджет дополнительно поступило 82,6 млн руб.

По данным информационного ресурса «Налог на профессиональный доход», количество лиц – граждан РФ, зарегистрированных по месту жительства на территории Республики Дагестан и за ее пределами, но осуществляющих деятельность, облагаемую НПД исключительно на территории республики (за период 01.07.2020 – 01.12.2022) составило: поставлено на учет – 211 279 лиц; снялись с учета – 13 384 лиц; действующие плательщики НПД – 197 895 лиц.

Однако, несмотря на рост поступлений по отдельным налогам, по ряду налогов не выполняются поставленные планы мобилизации доходов, сохраняется проблема несоответствия между прогнозами и фактическими показателями сбора налогов. Так, бюджетные назначения республиканского бюджета РД по акцизам на алкогольную продукцию за 2022 г. были выполнены только на 71,4%, в бюджет недопоступило 142,921 млн руб.. Уменьшение поступления акцизов по сравнению с соответствующим периодом прошлого года и невыполнение бюджетных назначений произошло в результате снижения объемов реализации готовой продукции, а также произведенными вычетами по акцизам на алкогольную и спиртосодержащую продукцию. Так, в соответствии с Федеральным законом №326-ФЗ от 29.09.2019 внесены изменения в НК РФ в связи, с которыми производители алкогольной продукции получили право на налоговый вычет по использованному винограду при производстве продукции по технологии полного цикла.

За 2022 г. с территории Республики Дагестан в консолидированный бюджет Российской Федерации поступило налога на прибыль организаций в сумме 6 461,5 млн руб., что на 62,7 млн руб. или 1,0% ниже уровня поступлений за 2021 г. Поступления в федеральный бюджет налога на прибыль организаций, составило 471,5 млн руб.. Снижение поступлений к аналогичному периоду 2021 г. составило 7,1 % или 36,2 млн руб.

Общая макроэкономическая ситуация, наблюдаемая в целом в стране, не смогла не сказаться и на деятельности организаций, функционирующих в регионе, формирующих налоговую базу по ключевому налогу, уплачиваемому организациями – налогу на прибыль организаций. Так, уменьшились поступления в федеральный бюджет по следующим налогоплательщикам, администрируемым Управления ФНС по Республике Дагестан: ООО «Салаватстекло Каспий» – на 46,6 млн руб.; ООО «Дербентский винно-коньячный комбинат» – на 16,6 млн руб.; ОАО «Концерн КЭМЗ» – на 25,2 млн руб., в результате представления обязательств «к уменьшению», в связи со снижением госзаказов (за 2022 г. поступило 24,1 млн руб., за 2021 г. – 49,3 млн руб.).

По налогу на прибыль организаций в республиканский бюджет в 2022 г. поступило 5 949,3 млн руб., что меньше, показателей за 2021 г. на 15,3 млн руб. Однако, при этом бюджетные назначения, установленные в объеме 5 835,9 исполнены на 101,9%, дополнительно в бюджет мобилизовано 113,4 млн руб. Прирост поступлений от крупнейших налогоплательщиков был достигнут за счет волатильности на валютном рынке, и, как следствие, курсовой разницы, возникающей в части платежей, номинированных в иностранной валюте, а также в результате изменения объемов добычи и реализации нефти и газа горючего природного, реализации нефтепродуктов, цен на природный газ, изменения цен на нефть и газ и продуктов их переработки, влияющих на финансовый результат деятельности организаций.

По налогу на имущество организаций, бюджетные назначения по мобилизации налога в бюджет на 2022 г., были определены в объеме 4 356,7 млн руб., фактически поступило только на 3944,1 млн руб. Исполнение бюджетных назначений по данному налогу составило только 90,5%, в бюджет недопоступило – 412,6 млн руб. По данным налоговых органов Республики Дагестан, установленные Законом РД от 29.12.2021 № 91 «О республиканском бюджете Республики Дагестан на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов» бюджетные назначения по налогу на имущество организаций в объеме 4 356,7 млн руб. завышенные. Они больше фактических поступлений 2021 г. на 17,7% или 654,2 млн руб., что не соответствуют реальной налоговой базе. Министерством имущественных отношений по Республике Дагестан на 2022 год утвержден Перечень из 54843 объектов, по которым налоговая база согласно ст. 378.2 НК РФ определяется исходя из кадастровой стоимости. При этом, налоговыми органами Республики Дагестан фактически удалось идентифицировать только 2380 объектов.

Проведенным анализом Управлением ФНС России по Республике Дагестан было установлено, что 2241 объект, включенный в перечень на 2022 год, являются квартиры физических лиц; 428 объектов – жилые дома. По 23664 объектам не установлены правообладатели. Управлением установлено 44 объекта принадлежащих юридическим лицам с кадастровой стоимостью свыше 80 млн руб. не подпадающих под критерии для включения в Перечень Минимущества согласно статьи 378.2 НК РФ. Кроме того, в Перечне Минимущества присутствуют объекты, находящиеся в оперативном управлении, не подлежащие включению в Перечень. Не выполнение бюджетных назначений по мобилизации платежей в бюджет наблюдалось также и по имущественному налогу с физических лиц.

По налогу на добычу полезных ископаемых за 2022 г. сумма поступлений в республиканский бюджет составила 27,7 млн руб., что ниже установленных бюджетных назначений на 48,6 % или 26,2 млн руб. Неисполнение бюджетных назначений обусловлено следующими причинами:

1) Отсутствием поступлений платежей от:

•ООО «ЗБСМ МК-162», в связи с закрытием двух карьеров;

•ООО «Щебзавод-1», в связи с ремонтными работами на производстве и затруднениями в сфере логистики (так как большинство выработанной продукции перевозится по железнодорожным путям);

2) Снижением налоговых поступлений платежей:

• ООО «Талгиспецстрой» – на 0,4 млн руб., в связи с отсутствием государственных контрактов (в бюджет поступило 0,06 млн руб.);

• ООО «Геокопром» – на 0,06 млн руб., в связи с закрытием ряда скважин у налогоплательщика и сокращением объемов добычи термальных вод (в бюджет поступило 0,04 млн руб.) [1].

Отметить, что неисполнение бюджетных назначений обусловлено также установлением Законом Республики Дагестан № 91 от 29.12.2021 года «О республиканском бюджете Республики Дагестан на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов» завышенных бюджетных параметров по налогу на добычу полезных ископаемых, которые не соответствуют реальной налоговой базе. В связи с этим Управлением ФНС России по Республике Дагестан было направлено письмо от 10.03.2022 № 09-31/03345 в Министерство финансов Республики Дагестан, в котором говорится о завышенных бюджетных назначениях.

Необходимо отметить, что разрыв между ростом поступлений и не достижением прогнозных назначений является одним из факторов, свидетельствующих не только о недостаточно эффективной работе налоговых органов, но и о несоответствии плановых заданий реальной налоговой базе, фактической налогоспособности региона, что и наблюдается в Республике Дагестан по проанализированным выше налоговым платежам.

«Стратегическое развитие регионов является важным социально-экономическим аспектом, однако существует проблема, а именно – отсутствие полноценного планирования на региональном уровне, а власти субъектов не уделяют должного внимания анализу и прогнозированию», в том числе налоговому планированию и прогнозированию поступлений в бюджетную систему» [7]. Налоговый климат влияет на экономическую стабильность регионов. В связи с этим важно осуществлять налоговое планирование с целью привлечения максимального объема налогов и сборов в бюджет региона [2].

Во многих субъектах РФ, в том числе в Республике Дагестан, «основным методом планирования налоговых поступлений продолжает оставаться метод от достигнутого уровня за предыдущие годы, обладающий высоким уровнем погрешности. Расчет прогнозных данных усложняется также в связи с отсутствием автоматизированной программы для подобных расчетов. В Дагестане координация расчета налогового потенциала возложена на Министерство экономики и территориального развития» [9]. В сложившейся ситуации постоянного наблюдающегося разрыва между фактическими показателями мобилизации налоговых поступлений в бюджетную систему, с прогнозными оценками, правильнее было бы функцию по оценке налогового потенциала регионов передать территориальным налоговым органам, поскольку именно они в данном вопросе обладают наибольшей мобильностью, владеют оперативной информацией, обладающей минимальной погрешностью.

В условиях недостаточности бюджетных средств одним из потенциальных резервов увеличения доходов бюджетной системы следует считать эффективный механизм управления налоговой задолженностью. Важность реализации эффективных мер, направленных на снижение налоговой задолженности обусловлено тем, что она является причиной снижения налоговых поступлений как федеральный, так и в региональный и местные бюджеты, что чревато ростом бюджетного дефицита.

Совокупная задолженность во все уровни бюджета бюджетной системы Российской Федерации и внебюджетные фонды, администрируемая территориальными налоговыми органами Республики Дагестан, по состоянию на 01.01.2023 составила 28 353 млн руб., что на 335 млн руб. или 1,2% больше, чем по состоянию на 01.01.2022 г. Наибольший удельный вес в структуре совокупной задолженности приходится на НДС (31,7%), страховые взносы во внебюджетные социальные фонды (14,0%), а также транспортный налог с физических лиц (8%) [1].

Совокупная задолженность по организациям и индивидуальным предпринимателям во все уровни бюджетной системы Российской Федерации, УФНС России по Республике Дагестан, на 01.01.2023 составила 19 494,0 млн руб. Основной прирост задолженности в Республике Дагестан был обусловлен неисполнением налогоплательщиками обязательств по уплате доначислений, произведенных налоговыми органами на основании сведений, полученных из регистрирующих органов. Одним из значимых фактором, препятствующих повышению эффективности работы с задолженностью физических лиц, продолжает оставаться высокий удельный вес заявлений налоговых органов о вынесении судебного приказа, не обеспеченных судебными актами, что приводит к невозможности совершения в отношении должников – физических лиц обеспечительных мер и совершения исполнительных действий.

Следует отметить, что меры по управлению налоговой задолженностью не должны ограничиваться административными мерами. В процессе управления налоговой задолженностью налоговым органам следует добиваться сочетания принудительной и добровольной форм ее урегулирования. В ходе взыскания задолженности с неплательщиками налогов необходимо оперативное взаимодействие с полицией, службой судебных приставов, а также органами местного самоуправления, в том числе проведение совместных рейдовых мероприятий [2]. Необходима также актуализация индивидуальной информационно-разъяснительной работы среди организаций работодателей, проведение акций «коллектив без долгов», направленных на побуждение сотрудников организаций к исполнению налоговых обязательств, а также среди физических лиц о важности соблюдения налогового законодательства и своевременности погашения возникающей задолженности по уплате налогов.

Для эффективного управления налоговой задолженностью необходимо сочетание процессного и проектного подходов в механизме управления долгом, в рамках которого налоговые органы должны выявлять и учитывать как причины образования задолженности, ее объективные и субъективные факторы, так и финансовое состояние налогоплательщика. Не следует забывать, что среди причин образования налоговой задолженности, наряду с низким уровнем налоговой культуры и налоговой грамотности, являются также непосильная налоговая нагрузка, тяжелое финансовое состояние субъектов хозяйствования, а также несовершенство налогового законодательства [3]. В процессе моделирования влияния налогов на экономический рост на макроуровне учеными установлено, что увеличение налоговых ставок на 10% может привести к снижению темпов роста производства на 0,5% и росту налоговой задолженности [12].

В ходе принятии решений об управлении налоговой задолженностью целесообразно не только рассчитывать налоговую нагрузку на организацию, сравнивать ее со среднеотраслевыми показателями, но рассчитывать общую долговую нагрузку (отношение налоговых платежей в бюджет, в социальные фонды, задолженность по банковским кредитам к выручке от реализации товаров (продукции, работ, услуг)). Такой подход позволит оценить долю выручки,направленной на погашение обязательных платежей, реальную платежеспособность организации к своевременной уплате платежей, включая налоговые обязательства.

В связи существующими проблемами выполнения плановых назначений по мобилизации доходных поступлений в бюджетную систему Республики Дагестан актуальным является поиск и нахождение нетрадиционных источников расширения налоговой базы территории, к числу которых следует отнести механизм отложенных налоговых платежей. В этой связи необходима разработка комплекса рекомендаций по адаптации к условиям Республики Дагестан механизма отложенных налоговых платежей как способа финансирования инфраструктурных проектов региона за счет дополнительных налоговых поступлений. В этом аспекте целесообразно изучение лучших практик других регионов [6]. На основе анализа лучше практик других субъектов Российской Федерации целесообразна оценка возможности применения в Республике Дагестан нового механизма «привлечения денежных средств от негосударственных пенсионных фондов (НПФ) путем размещения «инфраструктурных» облигационных займов. Суть мероприятия состоит в том, что финансирование проекта осуществляется только за счет средств НПФ путем размещения облигационных займов, при этом субъект Федерации не несет затраты по реализации данного проекта» [4].

Решающее влияние на величину суммарной налоговой базы региона оказывает структура экономики, которая в итоге формирует фактическую величину налогового потенциала территории. За 2022 г. приоритетное развитие на территории Республики Дагестан получили следующие виды деятельности: обрабатывающее производство; обеспечение электрической энергией, газом и паром, кондиционирование воздуха; строительство; торговля оптовая и розничная, ремонт автотранспортных средств и мотоциклов; транспортировка и хранение; добыча полезных ископаемых; сельское хозяйство; деятельность финансовая и страховая, государственное управление и обеспечение военной безопасности, обязательное социальное обеспечение; образование; деятельность в области здравоохранения и социальных услуг.

В разрезе базовых отраслей Республики Дагестан наибольшую долю налоговых поступлений обеспечили организации обрабатывающих отраслей экономики. Хозяйствующими субъектами данной отрасли экономики в 2022г. обеспечены налоговые поступления в бюджет в объеме 9 111,6 млн руб., что на 2,1% или 185,4 млн руб. больше по сравнению с 2021 г. Удельный вес налоговых поступлений по данной отрасли экономики РД в общем объеме поступлений за 2022 г. составил 18,4%, что на 2,6 процентных пункта выше показателя за 2021 г. Налоговая нагрузка (с 1 рубля оборота организаций) по данной отрасли в 2022 г. составила 17,78% (в 2021 г. – 17,01%). Значительный объем поступлений по виду деятельности «обрабатывающие производства» обеспечен организациями, занятыми «производством напитков» – 6 915,4 млн руб., что на18,7 % или 1 087,6 млн руб. больше по сравнению с 2021 г. Индекс производства напитков, составил 117,2%. Налоговая нагрузка в 2022 г. в данном сегменте экономики составила 32,9% (для сравнения, в 2021 г. – 35,4%).

В 2022 г. объем работ, выполненных по виду деятельности «строительство», составил 201441,9 млн руб., что составило 100,7% к уровню 2021 г. Поступления налоговых платежей по отрасли увеличились на 15,0% и составили 3536,0 млн руб. Налоговая нагрузка выросла и составила 1,76% (в 2021 г. – 1,65%). В общем объеме налоговых поступлений по виду деятельности «строительство» большую часть (53,1%) составляет НДС. По отрасли «Торговля оптовая и розничная; ремонт автотранспортных средств и мотоциклов» за 12 месяцев 2022 г. поступления составили 6 881,0 млн руб., что на 41,1% или 2 004,9 млн руб. больше в сравнении с 2021 г. Доля поступлений по данному виду деятельности в общем объеме поступлений увеличилась на 5,3% (с 8,6 % до 13,9%).

Анализ структуры по видам экономической деятельности оборота организаций и поступлений налоговых платежей среди организаций, относящимся к базовым отраслям за 2022 г. показывает, что наибольшую налоговую рентабельность обеспечили организации обрабатывающих отраслей промышленности. Так, они обеспечили 32% налоговых поступлений от объема поступлений по базовым отраслям экономики Республики Дагестан, при их доле 12,0% в обороте базовых отраслей. Как свидетельствует приведенный выше анализ поступлений по отраслям экономики, в структуре экономики Республики Дагестан преобладают отрасли с невысокой налоговой отдачей (торговля оптовая и розничная, строительство, сельское хозяйство).

В целом в развитии налогового потенциала регионов следует выделить два ключевых направления. Первое – повышение инвестиционной привлекательности за счет улучшения регионального инвестиционного климата. Второе – повышение налоговой базы региона, за счет улучшения работы налоговых администраторов и улучшения налоговой политики [4].

Для устойчивого роста налоговых поступлений по Республике Дагестан, необходимы системные меры по структурной перестройке экономики, комплексного стимулирования развития налогообразующихся отраслей экономики. В части налогообложения целесообразно установление дифференцированной ставки налога на прибыль (в доли, зачисляемой в бюджет субъекта Федерации – 17% из общей ставки 20%). Учитывая высокую налогоспособность базовых отраслей промышленности, целесообразно на долгосрочной основе (как минимум на 5 лет), установление более низкой ставки налога на прибыль, для данного сегмента экономики, с целью создания стимулов для последующей активизации инвестиционной и инновационой активности. Прежде всего, целесообразна налоговая поддержка тех сферы деятельности, которые обладают свойствами мультипликативности (продукцию и услуги, которые могут иметь устойчивый сбыт, не только в регионе, но и за его пределами). Следует активизировать меры по стимулированию экспортной деятельности Республики Дагестан, системными, в том числе, налоговыми мерами. Необходимо повышение конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции региона на международном рынке, с учетом повышенного спроса на продовольствие из-за санкций, введенных США и многими европейскими странами в отношении Российской Федерации.

Налоговая политика Республики Дагестан должна быть направлена на достижение баланса между фискальной и регулирующей функцией налога. С 1.04.2020 по 1.01.2023 г. в Республике Дагестан для поддержки предпринимательской активности были «на 2 года в 2 раза снижены ставки по УСН (при выборе объекта «Доходы минус Расходы» – с 10до 5%, а при выборе в качестве объекта «Доходы», с 6 до 3%), а также ставка ЕСХН (с 6 до 3%). «Необходимо создать условия для устойчивого развития субъектов малого и среднего предпринимательства, снизив налоговую нагрузку не на короткий срок, а на долгосрочный период. Только в этом случае можно одновременно обеспечить устойчивый рост данного сегмента экономики и увеличение собираемости налога с предпринимательского сектора в перспективе» [9].

Необходима переориентация экономики на развитие и поддержку экспорта, диверсификация экономики путем создания промышленных и туристических кластеров, комплексное стимулирование (в том числе, налоговыми методами) развитие отраслей экономики с высокой добавленной стоимостью. Дальнейшее совершенствование налоговой политики Республики Дагестан является важным направление достижения регионального экономического роста. Важно осуществлять постоянный мониторинг достигнутого результата плвышения эффективности принятия управленческих решений.

Выводы

На основе проведенного выше исследования в целях наиболее полной реализации внутреннего потенциала регионального развития Республики Дагестан и обеспечение роста налоговых доходов в долгосрочной перспективе нами в работе предлагается следующий комплекс мер и мероприятий:

1. Реализация системных мер по структурной перестройке экономики, комплексного стимулирования развития налогообразующихся отраслей экономики. В области налогообложения, учитывая высокую налогоспособность базовых отраслей промышленности Республики Дагестан, целесообразно на долгосрочной основе (как минимум на 5 лет), установление более низкой ставки налога на прибыль организаций в части зачисляемой в бюджет субъекта Федерации, для данного сегмента экономики, с целью создания стимулов для последующей активизации инвестиционной и инновационой активности.

2. Создание условия для устойчивого развития субъектов малого и среднего предпринимательства, путем снижения налоговой ставки по упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности не на короткий срок, а на долгосрочный период.

3. Совершенствование процесса налогового планирования, повышение его оперативности и точности прогнозных оценок на основе внедрения в практику планирования налоговых поступлений в бюджетную систему региона современных цифровых продуктов и автоматизированных программ.

4. Повышение эффективности механизма управления налоговой задолженностью, на основе сочетания процессного и проектного подходов в механизме управления долгом, в рамках которого налоговые органы должны выявлять и учитывать как причины образования задолженности, ее объективные и субъективные факторы, так и финансовое состояние налогоплательщика.

5. Выявление и использование резервов нетрадиционных источников расширения налоговой базы территории (на основе изучения лучших практик других субъектов Российской Федерации), к числу которых можно отнести механизм отложенных налоговых платежей.

Ключевыми резервами роста доходов бюджетной системы Республики Дагестан следует считать системные меры по обеспечению развития, прежде всего налогообразующихся отраслей экономики, в совокупности с повышением эффективности работы налоговых на основе применения современных программных продуктов, расширения взаимодействия с правоохранительными органами, регистрирующими органами, кредитными организациями и органами местного самоуправления для эффективного обмена информации.

Предлагаемые в работе меры могут быть использованы в работе министерств и ведомств в разработке рекомендаций, направленных на стимулирование экономической активности развития Республики Дагестан, повышения эффективности управления налоговой задолженностью, улучшения процесса налогового планирования и прогнозирования, обеспечения объективной оценки и наиболее полной реализации налогового потенциала региона.


Библиографическая ссылка

Мусаева Х.М. НАЛОГОВЫЙ ПОТЕНЦИАЛ РЕГИОНА: ВНУТРЕННИЕ РЕЗЕРВЫ РОСТА НАЛОГОВЫХ ДОХОДОВ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2023. – № 7-1. – С. 76-86;
URL: https://vaael.ru/ru/article/view?id=2902 (дата обращения: 19.06.2024).