Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОЙ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ В КОНТЕКСТЕ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ГОРОДА

Андреева О.В. 1 Суховеева А.А. 1
1 ФГБОУ ВО «Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)»
Потенциал высокого уровня развития социально-экономической системы города, создания благоприятных и комфортных условий для жизни в будущем отчасти реализуется посредством проведения муниципальной молодежной политики. Цель статьи – представить результаты анализа современного состояния молодежной сферы, выявить ключевые проблемы ее функционирования и на этой основе сформулировать перспективные направления реализации муниципальной молодежной политики в контексте стратегического планирования социально-экономического развития города (по материалам города Ростова-на-Дону). Среди ключевых проблем муниципальной молодежной политики в городе Ростове-на-Дону авторами выделены: неудовлетворенный спрос на поддержку молодежных социальных и инновационных проектов, молодежных стартапов и предпринимательских инициатив; слабое вовлечение работающей молодежи в социально-экономическую, общественно-политическую и социокультурную жизнь города; наличие финансовых и организационных барьеров в выявлении и продвижении талантливой молодежи; недостаточность работы по воспитанию в молодежной среде позитивного отношения к семье и браку на основе традиционной системы ценностей, содействию молодым семьям в решении их проблем; рост уровня преступности в молодежной среде; недостаточность инфраструктуры. Для решения выявленных проблем авторами: обозначены направления решения указанных ключевых проблем, предпосылки реализации эффективной молодежной политики, механизм реализации муниципальной молодежной политики, позволяющие повысить ее эффективность.
муниципальная молодежная политика
стратегическое планирование
муниципальная программа
1. Чуев С.В., Поляков М.Б. Основные проблемы развития сферы государственной молодежной политики // PolitBook. – 2017. – № 3. – С. 45-63.
2. Цыбаков Д.Л. Молодежная политика как фактор развития государственно-гражданского диалога в современной России // Вестник государственного и муниципального управления. – 2017. – № 2 (25). – С. 26-30.
3. Зырянова А.И., Никифорова Л.Е. Сущность понятий «Молодежь» и «Молодежная политика» в контексте теории публичного управления // Идеи и идеалы. – 2017. – Т. 2. – № 4 (34). – С. 43-55.
4. Андрюшина Е.В., Панова Е.А. Современная Российская государственная молодежная политика: Эволюция, основные направления, практики // Власть. – 2017. – Т. 25. – № 7. – С. 60-65.
5. Митин А.А. Молодежная политика и молодежные организации: понятие и основные подходы // Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Политические, социологические и экономические науки. – 2017. – № 3 (5). – С. 4-13.
6. Распоряжение Правительства РФ от 29 ноября 2014 г. № 2403-р «Основы государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года».
7. Андреева О.В., Андреев А.С., Суховеева А.А. Церковно-светское сотрудничество в духовно-нравственном воспитании молодежи // В сборнике: IX Кирилло-Мефодиевские чтения «Человек в пространстве православной культуры»: Межвузовский сборник научно-методических статей. – 2017. – С. 65-70.
8. Постановление Администрации г. Ростова-на-Дону от 30.09.2014 № 1120 «Об утверждении муниципальной программы «Молодежь Ростова».
9. Андреева О.В., Суховеева А.А. Финансирование расходов на молодежную политику в свете программно-целевого подхода // Финансовая экономика. – 2018. – № 5. – С. 261-266.
10. База данных показателей муниципальных образований // Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. – URL: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/bd_munst/munst.htm (дата обращения: 20.02.2018).
11. Годовые отчеты о ходе реализации муниципальной программы «Молодежь Ростова» за период 2014-2017 гг.
12. Альбеков А.У., Иванова О.Б., Костоглодова Е.Д. Совершенствование финансово-кредитного механизма стимулирования предпринимательского сектора в России // Модернизация предпринимательских систем регионов России как фактор экономического роста: тенденции, вызовы, модели и перспективы Ростов-на-Дону. – 2018. – С. 173-189.
13. Вовченко Н.Г., Галазова С.С., Губин Н.П. Совершенствование государственного регулирования предпринимательской деятельности в России // Модернизация предпринимательских систем регионов России как фактор экономического роста: тенденции, вызовы, модели и перспективы Ростов-на-Дону. – 2018. – С. 113-131.
14. Иванова О.Б., Денисенко С.Н. Публичные слушания проекта местного бюджета как форма участия населения в осуществлении местного самоуправления // Финансовые исследования. – 2017. – № 1 (54). – С. 96-104.
15. Андреева О.В., Суховеева А.А. Характеристика современной инфраструктуры государственной молодежной политики // V Рождественские чтения: межвузовский сборник научно-методических статей / под ред. Г.В. Сильченко. – Ишим: Изд-во ИПИ им. П.П. Ершова (филиала) ТюмГУ, 2018. С. 83-87.

Введение

Потенциал высокого уровня развития социально-экономической системы города, создания благоприятных и комфортных условий для жизни в будущем в том числе реализуется посредством проведения муниципальной молодежной политики.

Молодежная политика является одной из самых динамичных и многоаспектных сфер государственного регулирования [1]. Непосредственно или косвенно она, так или иначе, затрагивает проблемы воспитания, образования и духовно-нравственного развития, здоровья, семьи, формирования политико-правового сознания и экономического мышления и т.д. [2].

Молодые люди – носители трудового и интеллектуального потенциала общества, наиболее мобильная и способная к адаптации в новых условиях, изучению и освоению новых знаний и навыков группа населения [3]. Именно сегодняшняя молодежь представляет тот человеческий капитал, который, как предполагается, должен стать основным источником экономического развития и мирового лидерства России [4,5]. Возможность перехода экономики России на инновационный путь развития определяется качеством человеческого капитала, степенью сформированности комфортных условий для его «вызревания». В действительности, демографический спад, социально-политические преобразования, экономические проблемы, с которыми столкнулась Россия в последние годы, делают молодежь социально слабо защищенной категорией граждан [6,7].

Цель исследования – представить результаты анализа современного состояния молодежной сферы, выявить ключевые проблемы ее функционирования и на этой основе сформулировать перспективные направления реализации муниципальной молодежной политики в контексте стратегического планирования социально-экономического развития города (по материалам города Ростова-на-Дону).

Материалы и методы исследования

Статья подготовлена авторами-членами рабочей группы в рамках аналитического этапа подготовки стратегии социально-экономического развития города Ростова-на-Дону до 2035 года. Материалы взяты из открытых баз данных муниципальной статистики, Основных направлений бюджетной и налоговой политики города, муниципальной программы «Молодежь Ростова» [8] и отчетов о ее реализации, все материалы подвергались верификации, уточнению, дополнению.

При обосновании выводов и результатов исследования применялся общенаучный инструментарий: специальные методы научного познания, в том числе функционально-структурный, сравнительный и системный анализ, статистические методы, что позволило охарактеризовать социально-демографические показатели молодежи города, выявить проблемы реализации муниципальной молодежной политики, обеспечить аргументированность выработанных предложений.

Результаты исследования и их обсуждение

Молодежь – это социально-возрастная группа населения в возрасте 14-30 лет.

По данным органов муниципальной статистики в 2017 году в Ростове-на-Дону проживало 237,13 тыс. молодых граждан в возрасте от 14 до 30 лет, что составляет 21,07% от общей численности населения города. За последние пять лет количество молодежи города сократилось на 38,92 тыс. человек (рис. 1).

Данная негативная динамика в Ростове-на-Дону в целом соответствует общероссийским тенденциям, связанным с демографическими показателями [9].

По численности молодых граждан в 2013-2017 гг. среди городов-миллионников город Ростов-на-Дону занимал 10-11 место, а по показателю «Удельный вес молодежи в общей численности населения» наблюдается смещение позиции города с 4 места в 2013 г. на шестое место к 2017 г. При сравнении позиций города по указанным показателям с административными центрами регионов ЮФО в 2013 гг. Ростов-на-Дону занимал 1-2 места (табл. 1).

1.jpg

Рис. 1. Динамика показателей «Численность населения в возрасте от 14 до 30 лет» и «Удельный вес молодежи в общей численности населения» в г. Ростове-на-Дону, тыс. чел. и %, 2013-2017 гг. (рассчитано авторами на основе [10])

Таблица 1

Рейтинг города Ростова-на-Дону по численности молодых граждан и их доли в общей численности населения, 2013-2017 гг., место

Показатель

2013

2014

2015

2016

2017

Численность молодых граждан в возрасте от 14 до 30 лет, тыс. чел.

Позиция (место) Ростова-на-Дону в рейтинге городов-миллионников России

10

11

11

11

10

Позиция (место) Ростова-на-Дону среди административных центров регионов ЮФО

1

1

1

1

1

Удельный вес молодежи в общей численности населения, процентов

Позиция (место) Ростова-на-Дону в рейтинге городов-миллионников России

4

7

6

9

6

Позиция (место) Ростова-на-Дону среди административных центров регионов ЮФО

2

2

2

2

2

Администрация города Ростова-на-Дону обеспечивает поддержку развития талантливой молодежи, молодежных и детских общественных объединений, органов студенческого самоуправления, консультативно-совещательных структур молодежи при органах местного самоуправления. В городе функционирует центр молодежной политики, где осуществляется индивидуальное консультирование молодых ростовчан, организован прямой контакт со всеми желающими подать свою инициативу посредством открытой молодежной политики: регулярные встречи, приёмы, поддержка инициатив.

Основным показателем результативности молодежной политики является «количество молодых граждан, принимающих участие в творческих, социальных, научных и иных мероприятиях». В 2013-2017 гг. Администрации города удалось добиться больших успехов в данном направлении. За анализируемый период количество таких граждан увеличилось на 95 тыс. человек: со 125 тыс. человек в 2013 г. до 220 тыс. человек 2017 г. (табл. 2).

В 2013-2017 гг. увеличилось и число молодежи, участвующей в добровольческой деятельности с 57 тыс. человек в 2013 г. до 95 тыс. чел. в 2017 г. (табл. 2). Традиционными стали волонтерские акции: «День древонасаждений», «День донора», «Рождественский перезвон», «Молодежный субботник», «От сердца к сердцу», и др.

Таблица 2

Динамика основных показателей проведения молодежной политики в городе Ростова-на-Дону, 2013-2017 гг. [11]

Показатель

Единица измерения

2013

2014

2015

2016

2017

Количество молодых граждан в возрасте от 14 до 30 лет, принимающих участие в творческих, социальных, научных и иных мероприятиях

тыс. чел.

125

146

200

200

220

Численность молодежи, участвующей в добровольческой деятельности

тыс. чел.

57

71

76

85

95

Численность молодежи, участвующей в деятельности детских и молодежных общественных объединений

тыс. чел.

45

47

51

53

56

Количество реализованных молодежных социальных и инновационных проектов, направленных на развитие города Ростова-на-Дону (ежегодно)

единиц

10

20

20

20

20

Количество проведенных городских конкурсных мероприятий, направленных на выявление талантливой молодежи (ежегодно)

единиц

10

10

10

10

10

Наиболее значимым волонтерским проектом в рамках празднования Дня Победы в Великой Отечественной войне стала акция «Земной поклон вам, ветераны!».

Большое внимание в рамках молодежной политики уделяется патриотическому воспитанию молодежи.

В феврале 2017 года в рамках «Месячника патриотической работы» реализовано более 1 тыс. мероприятий с охватом более 120 тыс. человек, посвященных дням воинской славы. Ежегодно в городе Ростове-на-Дону проводится фестиваль патриотической песни. Волонтерские организации ВУЗов и ССУЗов в 2017 году взяли шефство над 19 мемориалами и памятниками города Ростова-на-Дону. Оказана социально-бытовая помощь порядка 2 тыс. одиноким ветеранам, участникам войны, труженикам тыла и вдовам ветеранов, проведено порядка 470 встреч с ветеранами.

В новом формате проведены мероприятия «Россия», «Триколор», «Полотно Победы», «День флага». Организовано и проведено 2 телемоста с молодежью и ветеранами ростовского землячества города Москвы, на постоянной основе организуются шефский концерт студенческих коллективов города Ростова-на-Дону в воинских частях, организованы встречи международного и всероссийского патриотического автопробега на территории города Ростова-на-Дону.

В августе 2017 года проведена молодежная патриотическая акция «Дороги славы – наша история». Акция прошла в формате автопробега по местам боевой славы времен Великой Отечественной войны 1941-1945 годов.

Совместно с военным пунктом отбора по контракту на военную службу Ростовской области Администрацией города в отчетном году проведено 10 акций «Военная служба по контракту в Вооруженных силах РФ – Твой выбор!».

Ежегодно в городе увеличивается численность молодежи, участвующей в деятельности детских и молодежных общественных объединений. В период 2013-2017 гг. количество таких молодых граждан выросло на 11 тыс. человек и к 2017 году составило 56 тыс. человек. В 2017 г. в городе насчитывалось 63 детских и молодежных объединений.

В ходе исследования были выделены шесть проблем муниципальной молодежной политики, по которым подготовлены подтверждающие факты, аргументирующие обоснованность их выделения как ключевых.

1. Неудовлетворенный спрос на поддержку молодежных социальных и инновационных проектов, молодежных стартапов и предпринимательских инициатив. Ежегодно в городе реализуется порядка 20 молодежных социальных и инновационных проектов, направленных на развитие Ростова-на-Дону, однако число заявок намного больше, реализация большего их числа позволила бы продвинуть больше интересных молодежных идей, создавало бы положительный имидж города по привлечению молодежи [12, 13], в том числе из других городов, регионов страны и мира.

2. Слабое вовлечение работающей молодежи в социально-экономическую, общественно-политическую и социокультурную жизнь города. Активную позицию зачастую занимают молодые люди, еще не трудоустроенные (старшие школьники, студенты средних и высших профессиональных образовательных учреждений, временно не работающие). Имеют место противодействие или бездействие со стороны органов власти по реализации предложений молодежного актива, что мешает вовлечению молодежи в активную общественную деятельность, формированию позитивного образа этой деятельности, а это должно являться важным направлением молодежной политики. Работающая молодежь должна быть также вовлечена в различные проекты, иначе их свободное время может быть занято деструктивной деятельностью.

3. Наличие финансовых и организационных барьеров в выявлении и продвижении талантливой молодежи. В городе ежегодно проводится всего 10 конкурсов для выявления талантливой молодежи, что не дает возможности охватить всех желающих принять в них участие и дать им возможность получить достойное вознаграждение (признание, участие в других мероприятиях, продвинутое обучение, реализация на практике технических достижений и т.д.) [14, 15].

4. Недостаточность работы по воспитанию в молодежной среде позитивного отношения к семье и браку на основе традиционной системы ценностей, содействию молодым семьям в решении их проблем. Молодая семья – залог процветания всего общества. Молодые семьи в процессе становления и жизнедеятельности испытывают трудности:

- социально-экономические проблемы, включающие в себя проблему материальной обеспеченности, жилищную проблему и проблему трудоустройства молодых супругов;

- социально-психологические проблемы, включающие в себя проблемы адаптации молодых супругов друг к другу, к новой ситуации (смене ролей, стереотипов и стилей поведения) и к новым родственникам.

5. Рост уровня преступности в молодежной среде, в том числе на почве экстремизма. Молодежная среда в силу своих социальных характеристик и остроты восприятия окружающей обстановки является той частью общества, в которой наиболее быстро происходит накопление и реализация негативного протестного потенциала. В последние годы отмечается активизация ряда экстремистских движений, которые вовлекают в свою деятельность молодых людей.

В настоящее время членами неформальных молодежных организаций (группировок) экстремистско-националистической направленности в основном являются молодые люди в возрасте до 30 лет, и нередко, в том числе несовершеннолетние лица 14-18 лет.

6. Отсутствие единого молодежного центра, Дома молодежи, незначительное количество клубов по интересам. В настоящее время в России наблюдается процесс формирования нового типа досуговых учреждений – молодёжных центров. Это новый прогрессивный тип многофункционального комплекса, где максимум внимания обращено на культурный отдых, развитие, просвещение, здоровый образ жизни, сближение молодого человека с окружающей средой.

Идеи создания подобных комплексов успешно реализованы в Москве, Санкт-Петербурге, Ижевске, Самаре и др. Однако сегодня количество центров для молодёжи в России весьма незначительно по сравнению со странами Запада, и они носят единичный, штучный характер. В Ростове-на-Дону такой центр отсутствует.

Для решения обозначенных ключевых проблем предлагаем сосредоточить усилия на следующих направлениях.

1. Проведение на регулярной основе конкурсов молодежных социальных и инновационных проектов, молодежных стартапов и предпринимательских инициатив, в том числе в рамках работы постоянно действующей комиссии с привлечением общественности для контроля результатов работы.

2. Реализация совместных проектов с работодателями, в том числе поведение различных мероприятий (спортивных, культурных, профессиональных, общественных) на площадках крупнейших работодателей, муниципальных учреждений, в том числе информационная поддержка развития различных корпоративных лиг и т.п.

3. Помощь в продвижении молодежных идей, реализация которых интересна городу, но не получила муниципальную поддержку по каким-либо причинам (например, финансовых ограничений бюджета конкурса проектов). Такая помощь может выражаться в создании специальных страниц на сайте города, специализированных структур, молодежных организаций по продвижению интересных идей, проведении выставок проектов, на которые приглашаются представители бизнес-сообщества.

4. Проведение системной работы по поддержке молодежи, прежде всего по обеспечению достойных жилищных условий, льготного трудоустройства, помощи молодым мамам, пропаганды рождения и воспитания более одного ребенка и т.д.

5. Осуществление профилактической деятельности по противодействию экстремизму в молодежной среде. Недопущение социальной апатии молодежи возможно посредством всесторонней поддержки волонтерского, добровольческого движения, становления института наставничества.

6. Строительство или приспособление помещений для специализированного Дома молодежи г. Ростова-на-Дону. В собственном Доме молодежи могут быть развернуты разнообразные площадки, клубы и т.п. для вовлечения большого числа молодежи в проекты, мероприятия, организации.

Заключение

По итогам проведенной работы сформулированы перспективные направления развития молодежной политики в контексте стратегического планирования на уровне города.

К предпосылкам реализации эффективной молодежной политики отнесем следующие:

  • самореализация талантливых и одаренных молодых людей;
  • решение проблем занятости молодежи;
  • оказание поддержки молодым людям, оказавшимся в тяжелой ситуации;
  • повышение гражданской активности молодых людей.

Ожидаемый трансформационный эффект для города будет обеспечен за счет:

  • усиления позиций города Ростова-на-Дону по доле молодежи в возрастной структуре города как активной рабочей силы;
  • роста популярности молодежного туризма и активного отдыха;
  • организации активного досуга детей и молодежи;
  • повышения качества жизни молодых лиц, в том числе с ограниченными возможностями здоровья.

Механизм реализации предполагает применение перспективных инструментов, обеспечивающих повышение эффективности муниципальной молодежной политики:

1. привлечение государственных (муниципальных) и частных инвестиций в сферу молодежной политики, в том числе посредством муниципально-частного партнерства;

2. развитие предпринимательства (молодежного, социального), в том числе с помощью грантовых организаций;

3. создание городской инфраструктуры для молодежи высокого уровня привлекательности;

4. проведение молодежных мероприятий регионального, федерального, мирового масштаба.


Библиографическая ссылка

Андреева О.В., Суховеева А.А. ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОЙ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ В КОНТЕКСТЕ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ГОРОДА // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2019. – № 2-1. – С. 36-42;
URL: https://vaael.ru/ru/article/view?id=290 (дата обращения: 29.03.2024).