Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

ОСОБЕННОСТИ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫХ МЕР ПРЕСЕЧЕНИЯ ПОЛИЦИЕЙ ПРАВОНАРУШЕНИЙ В СФЕРЕ СЕМЕЙНО-БЫТОВЫХ ОТНОШЕНИЙ

Изъятие публикации обусловлено заявлением авторов, а также выявлением содержащихся в работе неправомерных заимствований материалов статьи Доставление как мера обеспечения личной безопасности граждан в сфере семейно-бытовых отношений // Теория и практика общественного развития // Номер: 12- 2016// 132-135
Кокова Л.Р. 1 Махиева Т.Т. 1 Шогенова Ф.О. 1 Литягина А.С. 1 Кокова Д.А. 1
1 Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова
В статье рассматриваются особенности применения мер пресечения в такой важной сфере как семейно-бытовые отношения. Отношения в семья во все времена играли важную роль. Анализ становления и развития отечественного законодательства показал, что существовавшее в дореволюционный период юридическое неравенство между мужчиной и женщиной способствовало тому, что побои, угрозы и унижения по отношению к жене и детям не воспринимались обществом и государством как правонарушения. С момента принятия Устава Благочиния 1782 г. сфера семейно-бытовых отношений фрагментарно была включена в общий надзор полиции. Полиции было запрещено вмешиваться в семейные конфликты, в их урегулировании принимали участие церковь, родственники, община. Полицейское реагирование происходило лишь в случаях выявления фактов причинения тяжкого вреда здоровью либо смерти[9]. В советский период семейно-бытовые отношения стали неотъемлемой частью общественного порядка, и при совершении правонарушений они подпадали под общий административный надзор органов внутренних дел и социальный контроль со стороны общественности в лице товарищеских судов по месту жительства или месту работы. В данный период семейно-бытовое дебоширство выступало одним из проявлений мелкого хулиганства. В современной России побои в семье оставались уголовно наказуемым деянием. С 2017 г. произошла их частичная декриминализация, в том числе в семейно-бытовой сфере.
административное право
семейно-бытовые отношения
меры пресечения
1. Агеенкова Т.Г. Меры административного пресечения: автореф. дис. … канд. юрид. наук. – М., 1982. – С. 8.
2. Административное право: учебник / под ред. Ю.М. Козлова, Л.Л. Попова. – М., 1999. – С. 304.
3. Анохина С.Ю., Мягков А.В. Административно-правовые методы государственного управления: лекция. – Барнаул, 2009. – С. 24–25.
4. Ардашкин В.Д. Меры защиты (пресечения) в советском административном праве: автореф. дис. … канд. юрид. наук. – Томск, 1968. – С. 8.
5. Соловей Ю.П. Доставление граждан в полицию как мера государственного принуждения, предусмотренная Федеральным законом «О полиции» // Вестник ЮУрГУ. Сер. Право. – 2012. – № 7(266). – С. 108, 137.
6. Бахрах Д.Н. Административное право. – М., 2004. – С. 440.
7. Бучакова М.А., Дизер О.А. Взаимодействие полиции и общества // Вестник Омского университета. Сер. Право. – 2015. – № 2. – С. 58.
8. Винтерколлер Н.В., Газизов Д.А., Мягков А.В. Меры административного принуждения: лекция. – Барнаул, 2006. – С. 14.
9. Гайдуков А.А. Административно-правовое регулирование деятельности полиции по предупреждению и пресечению правонарушений в сфере семейно-бытовых отношений: дис. ... канд. юрид. наук / ФГБОУ ВО «Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского». 2018. – 180 с.
10. Дубровский Д.С. Правовое регулирование в Российской Федерации мер административного пресечения, ограничивающих свободу личности: дис. … канд. юрид. наук. – М., 2006. – С. 26.
11. Каплунов А.И. Административное принуждение, применяемое органами внутренних дел (системно-правовой анализ): автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. – М., 2005. – С. 35.
12. Кареева-Попелковская К.А. Административно-правовое регулирование применения мер пресечения сотрудниками полиции Российской Федерации: дис. … канд. юрид. наук. – М., 2012. – С. 64–65.
13. Кокорев А.Н. Меры административного пресечения, применяемые органами внутренних дел: дис. … канд. юрид. наук. – М., 2007. – С. 48.
14. Коренев А.П. Административное право России. – М., 2000. – С. 221.
15. Макарейко Н.В. Государственное принуждение как средство обеспечения общественного порядка: дис. … канд. юрид. наук. – Н. Новгород, 1996. – С. 118–128.
16. Об оружии: федеральный закон от 13 декабря 1996 г. № 150-ФЗ // Рос. газета. – 1996. – 18 дек.
17. Тюрин В.А. О понятии мер пресечения в административном законодательстве России // Государство и право. – 2002. – № 7. – С. 25.
18. Цыганкова Е.А. Классификация мер государственного принуждения по целевой направленности // Общество и право. – 2009. – № 5. – С. 288.
19. Шевченко Ю.П. Полицейские меры // Полицейское право. – 2005. – № 3. – С. 29, 132.
20. Щербаков С.Б. Меры административного пресечения в деятельности милиции: автореф. дис. … канд. юрид. наук. – М., 2006. – С. 8–9.

Введение

Пресечение правонарушений в сфере семейно-бытовых отношений является сложной и ответственной задачей, стоящей перед сотрудниками полиции. Общественная опасность и вредность правонарушений, их тяжелые последствия для семьи в виде разрыва личных, родственных отношений и социальных связей, психических и физических травм объективно определили необходимость самостоятельной и оперативной реакции полиции при помощи административно-правовых мер пресечения. В этой связи меры противодействия со стороны полиции должны быть соотнесены со степенью опасности совершенного правонарушения, личности правонарушителя и основываться на оценке причин и условий их совершения [9]. Однако для того, чтобы выбрать законную и эффективную меру пресечения, необходимо определиться с тем, какие противоправные действия относятся к правонарушениям в сфере семейно-бытовых отношений.

Характеризуя правонарушения в сфере семейно-бытовых отношений можно выделить, что они носят комбинированный характер и включают в себя деяния, юридическая ответственность за которые предусмотрена УК РФ, КоАП РФ, законами об административной ответственности субъектов Российской Федерации. Среди них вделяют противоправные посягательства против жизни и здоровья, личной свободы, прав, чести и достоинства граждан, в основе которых в обязательном порядке лежит семейнобытовой конфликт [17]. Главная особенность правонарушений в сфере семейно-бытовых отношений это то, что непосредственная угроза опасности исходит от близких лиц, а не от посторонних граждан. В большинстве случаев правонарушения в сфере семейно-бытовых отношений носят умышленный, целенаправленный, субъективный характер и часто вызваны воздействием алкоголя, наркотических средств и психотропных веществ [6]. Нужно отметить при этом, что жизненно важные интересы близких лиц, а также их безопасность становятся наиболее уязвимыми в их собственном жилье. Сложность выбора сотрудниками полиции мер пресечения также обусловлена различными формами антиобщественного поведения в сфере семейно-бытовых отношений, не регулируемого нормами права [6]. Более того, нередки случаи, когда применение мер пресечения сопровождается негативной реакцией и физическим противодействием потерпевшей стороны. Чаще всего это происходит, когда потерпевший и правонарушитель находятся в состоянии опьянения. Проблема применения административно-правовых мер пресечения в различных сферах общественных отношений нашла отражение в исследованиях ученых-административистов, общая позиция которых состоит в том, что административно-правые меры пресечения являются разновидностью мер государственного принуждения [4]. Тем не менее, в научной среде нет однозначного подхода к целям применения рассматриваемых мер. Так, А.И. Каплунов считает, что меры административно-правового пресечения применяются для прекращения объективно противоправных уголовно или административно наказуемых деяний [11].

По мнению К.А. Кареевой-Попелковской целью применения мер административно-правового пресечения является незамедлительное прекращение реально и открыто существующей противоправной ситуации, а также создание возможности для последующего привлечения нарушителя к юридической ответственности [12]. Ряд исследователей придерживаются мнения о том, что административноправовые меры пресечения применимы в целях предотвращения противоправного деяния либо поведения, возможных негативных либо общественно опасных последствий этих проявлений и создания организационных условий для последующего привлечения виновных к соответствующему виду юридической ответственности [14]. По мнению С.Ю. Анохиной и А.В. Мягкова, меры административного пресечения применяются, когда правонарушение непосредственно находится в стадии совершения, и с помощью этих мер оно пресекается. Главная их цель состоит в прекращении противоправного поведения, устранении противоправной ситуации, принуждении правонарушителя вести себя правомерно, в рамках, установленных правилами общежития. В одних случаях пресекается конкретное действие – неправомерная линия поведения, образ действий. В других случаях основанием для применения меры пресечения служит конкретный административный проступок, в третьих – систематические нарушения, антиобщественный образ жизни [14]. Меры административного пресечения связаны с прямым вмешательством в деятельность субъекта, что позволяет фактически лишить его физической возможности действовать.

Рассматриваемые меры часто применяются на основе факта нарушения, без составления соответствующего письменного акта, так как необходимость срочно остановить противоправные действия исключает эту возможность. Для применения мер административного пресечения важен сам факт, а не причины противоправного поведения, исследование которых возможно лишь в ходе решения вопроса о привлечении лица к юридической ответственности [13]. По мнению Ю.М. Козлова и Л.Л. Попова, применение административноправовых мер пресечения в деятельности полиции «обусловливается необходимостью быстрого и эффективного прекращения различного рода посягательств на личную безопасность, права и свободы граждан» [2]. Д.С. Дубровский, Е.А. Цыганкова считают, что меры административного пресечения распространяются и на антиобщественное поведение граждан [10]. Резюмируя изложенное, следует конкретизировать спектр действия административно-правовых мер пресечения в сфере семейно-бытовых отношений. Данные меры направлены на пресечение административных правонарушений, предусмотренных КоАП РФ, а также уголовно наказуемых деяний, ответственность за которые предусмотрена преимущественно ст. ст. 105, 111, 112, 115, 1161, 117, 119, 213 УК РФ. Это в большинстве своем преступления, посягающие на жизнь и здоровье. Административно-правовые меры пресечения исполняются путем прямого непосредственного вмешательства субъекта административной власти в действия нарушителя. Длительность применения меры пресечения определяется прекращением правонарушения либо достижением цели меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении [9]. Применение мер административного пресечения в сфере семейно-бытовых отношений связано с возникновением события правонарушения, вызванного «…отрицательным волеизъявлением конкретного лица и не требует предварительного исследования формы вины, а также собственно наличия вины как обязательного условия их применения» [1].

Особенность применения полицией мер административного пресечения обусловлена спецификой семейно-бытовых отношений, т. е. сложившейся системой духовных и материальных взаимоотношений между близкими лицами, а также тяжестью совершенного противоправного деяния. В рассматриваемой сфере общественных отношений иногда сложно определить перерастание антиобщественного поведения, аморальных, недостойных поступков в правонарушение. Опрос сотрудников полиции, выезжающих по сообщениям о происшествиях в сфере семейно-бытовых отношений, а также граждан, которым требовалась их помощь, свидетельствует о разных способах разрешения конфликта. В одних случаях близкие лица для разрешения семейно-бытового конфликта прибегают к помощи сотрудников полиции. В других ситуациях (что бывает гораздо чаще) любые факты оскорбления, унижения чести и достоинства, физическая боль, телесные повреждения скрываются, замалчиваются, их не разглашают вплоть до наступления самых тяжких последствий, когда принудительное вмешательство государства в сферу семейно-бытовых отношений носит безусловно обязательный характер.

Целью исследования является системный, комплексный анализ теоретических и практических проблем правового регулирования административноправовой деятельности полиции по применению мер предупреждения и пресечения правонарушений в сфере семейно-бытовых отношений и разработка на его основе предложений, направленных на совершенствование законодательства в рассматриваемой области общественных отношений.

Для достижения поставленной цели необхлжимо решить задачу – выделить правовые и организационные проблемы, возникающие в процессе реализации полицией административно-правовых мер, направленных на предупреждение и пресечение правонарушений в изучаемой сфере.

Материал и методы исследования

При выполнении работы использовались общие и частные научные методы познания, в том числе диалектический, исторический, формально-юридический, сравнительно-правовой, социологический, а также другие методы научного познания: анализ, обобщение и др. Эмпирической и информационной основой информация, полученная в результате научных и научно-практических мероприятий, документы статистической отчетности, официальные материалы деятельности подразделений полиции. Теоретическую основу работы составляют научные труды, в том числе монографии и диссертации, учебники и учебные пособия, публикации в научных периодических изданиях по административному, гражданскому, семейному. Нормативную правовую основу исследования составляют Конституция Российской Федерации, КоАП РФ, Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» (далее – Закон о полиции) и положения иных нормативных правовых актов, регулирующих деятельность полиции по предупреждению и пресечению правонарушений в сфере семейно-бытовых отношений.

Результаты исследования и их обсуждение

Анализ законодательства Российской Федерации позволил разбить административно-правовые меры пресечения правонарушений в сфере семейно-бытовых отношений на отдельные группы мер физического, психического и имущественного принуждения [9]. Психическое принуждение представляет собой вербальное воздействие на волю, эмоции, разум, т. е. на психику человека. Оно направлено на формирование такой волевой установки, которая способна изменить поведение путем угрозы применения насилия или каких-либо других мер воздействия, могущих повлечь невыгодные последствия для личности [15].

Меры пресечения психического характера включают в себя законные требования сотрудника полиции, являющиеся первичными административноправовыми мерами пресечения. Л.Л. Попов приводит три составляющие меры пресечения в виде законных требований о прекращении противоправного поведения: разъяснение нарушителю характера совершаемого правонарушения; предупреждение о возможности привлечения к юридической ответственности при продолжении противоправных действий; отобрание подписи о прекращении противоправного поведения [16]. Эта мера пресечения призывает правонарушителя к порядку. Требуя прекратить противоправное поведение (призыв к порядку), можно реализоват пару аспектов психического принуждения: угроза применения карательного потенциала права и внешнее воздействие по отношению к субъекту (нарушителю). Такая мера пресечения предусмотрена п. 1 ч. 1 ст. 13 и п. 1 ч. 1 ст. 28 Закона о полиции и распространяется на любые противоправные деяния, т.е. административные правонарушения и преступления, совершаемые в сфере семейно-бытовых отношений. Законное требование о прекращении противоправных действий может быть как письменным, так и устным. Еще одной мерой психического принуждения для обеспечения безопасности потерпевших, а также для ликвидации возможности возобновления противоправных действий,применяемой в полицейской практике выступает законное требование покинуть место совершения преступления, административного правонарушения, место происшествия (п. 7 ч. 1 ст. 13 Закона о полиции). Такая мера пресечения может быт применена и к правонарушителю, и к потерпевшим. Она позволяет разделить конфликтующие стороны, обеспечить возможность документирования факта совершения правонарушения в сфере семейно-бытовых отношений. Данная мера уместна и эффективна, когда виктимное поведение потерпевшего провоцирует правонарушителя к применению физического насилия, оскорблений и т. д. [9]

К мерам психического принуждения в сфере семейно-бытовых отношений относится также законное требование сотрудника полиции, направленное в адрес лиц, подозреваемых в совершении преступления или административного правонарушения, оставаться на месте до прибытия представителей территориального органа или подразделения полиции (п. 4 ч. 3 ст. 28 Закона о полиции). Целью такой административно-правовой меры пресечения выступает привлечение правонарушителя к уголовной или административной ответственности. Если при совершении преступления в сфере семейно-бытовых отношений бло применено оружие (это бывает чаще всего холодное либо охотничье огнестрельное) или предметы, используемые в качестве оружия, сотрудник полиции, учитывая обстановку, имеет право на законное требование о сдаче оружия. При неисполнение данного требования применяется физическая сила, специальные средства и огнестрельное оружие, что регулируется ч. 2 ст. 20, ч. 3 ст. 21, п. 5 ч. 1 ст. 23 Закона о полиции. Предупреждение о намерении применить специальные меры принуждения – физическую силу, специальные средства либо огнестрельное оружие – является еще одной мерой административно-правового пресечения психического характер. Такую меру можно реализовать тогда, когда нарушитель неповинуется законным требованиям сотрудника полиции о прекращении противоправного поведения, о сдаче находящегося при нем оружия , что регулируется ч. 1 ст. 19 Закона о полиции. Такая мера может применятся сотрудниками полиции как подкрепление первичных мер пресечения психического характера одновременно с силовым воздействием на правонарушителя. Например. «В ночь на 26 марта 2015 г. в дежурную часть отдела МВД России по г. Нальчику позвонил местный житель и сообщил, что сейчас убьет жену, так как считает, что она ему изменяет. На место происшествия прибыла группа немедленного реагирования и увидела, что мужчина находится в сильном алкогольном опьянении, агрессивно себя ведет, удерживает женщину на крыльце дома под угрозой ножа. Полицейскими выявлено, что на тот момент в соседнем доме находилась знакомая поссорившейся пары с малолетним ребенком. При такой критической ситуацией на место происшествия вызван дополнительно наряд ДПС. Не реагируя на законные требования прекратить противоправные действия, сдать оружие, предупреждение о намерении применить специальные меры принуждения, правонарушитель на глазах сотрудников полиции начал наносить супруге удары ножом. В соответствии с требованиями Закона о полиции старший группы ДПС, учитывая, что жизни женщины грозит реальная опасность, вынужден был применить табельное оружие, предварительно сделав предупредительный выстрел. В результате полученного ранения мужчина скончался на месте».

Еще одной группой мер административно-правового пресечения составляют меры физического характера. Целью таких мер выступает принуждение лица к выполнению возложенных на него обязанностей и запретов путем воздействия на неприкосновенность личности и свободу. Сотрудники полиции для пресечения правонарушений в сфере семейнобытовых отношений вправе:

1) применять меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях (глава 27 КоАП Российской Федерации);

2) применять иные меры, предусмотренные законодательством об административных правонарушениях (п. 8 ч. 1 ст. 13 Закона о полиции);

3) осуществлять в порядке, установленном законодательством об административных правонарушениях, личный досмотр граждан, досмотр находящихся при них вещей;

4) доставлять граждан в служебное помещение территориального органа или подразделения полиции, в помещение муниципального органа, в иное служебное помещение в целях решения вопроса о задержании (п. 13 ч. 1 ст. 13 Закона о полиции);

5) доставлять по письменному заявлению граждан в медицинские организации либо в служебное помещение территориального органа или подразделения полиции находящихся совместно с ними в жилище граждан в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения, если есть основания полагать, что они могут причинить вред жизни и здоровью граждан, нанести ущерб имуществу. Доставление, применяемое в качестве меры пресечения, не только способствует устранению угрозы личной безопасности, но и обеспечивает возможность реализации гражданами своих конституционных прав и свобод [7].

Применение данной меры способствует разобщению конфликтующих сторон и дает возможность сотрудникам полиции собрать доказательственную базу совершенного правонарушения.

К мерам административного пресечения, ограничивающим свободу личности, относится задержание лиц: 1) подозреваемых в совершении преступления; 2) в отношении которых ведется производство по делам об административных правонарушениях; 3) предпринявших попытку самоубийства либо имеющих признаки выраженного психического расстройства и создающих своими действиями опасность для себя и окружающих.

К специальным мерам пресечения физического характера следует отнести применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия. Ю.П. Шевченко считает, что основной целью силовых мер полиции является пресечение правонарушение, предотвращение или прекращение опасного события или его последствий. Также полиция обязана осуществлять силовую защиту граждан от противоправных посягательств и иных видов опасности, при ликвидации негативных последствий опасного события[19].

Согласно статистическим исследованиям в 70% случаев участниками происшествий являются супруги и сожители, около 20% – родители и дети; родственники и иные близкие лица составляют 10% от числа участников[9]. В 83% случаев семейно-бытовой конфликт возникал на фоне алкогольного опьянения, в 17% случаев скандал в семье проходил на фоне выяснения личных неприязненных отношений между супругами и сожителями. Полученная статистика представлена исходя из анализа конкретных жизненных ситуаций, которые возникли в процессе семейно-бытовых отношений. По данным опроса граждан и сотрудников полиции к первоочередной цели вызова полиции на семейно-бытовой конфликт можно отнести устранение угрозы личной безопасности граждан, прежде всего – их жизни и здоровья. Второй явилось разрешение семейно-бытового конфликта при невозможности локализации его своими силами [9]. Самые распространенные меры административного пресечения, которе применяет полиция – это доставление и дальнейшее административное задержание. В соответствии с п. 14 ч. 1 ст. 13 Закона о полиции сотрудники полиции вправе доставлять по письменному заявлению граждан в служебное помещение территориального органа или подразделения полиции находящихся совместно с ними в жилище лиц, находящихся в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения, если есть основания полагать, что они могут причинить вред жизни и здоровью граждан, нанести ущерб имуществу.

Обстоятельства, при которых можно реализовать данную меру пресечения:

1) агрессивное поведение лица, находящегося в состоянии опьянения (алкогольного, наркотического, токсического и т. д.), которое вызывает чувство страха и опасения за жизнь и здоровье у граждан, находящихся с ним в жилом помещении;

2) действия такого лица, направленные на повреждение или уничтожение имущества. К таким действиям будут относиться попытки разбить посуду, сломать мебель, бытовую технику, попытки сжечь личные вещи близких и т. д. [9].

Законодателство отдельных субъектов Российской Федерации (например, республик Алтай, Башкортостан, Нижегородской, Саратовской, областей) предусматривает административную ответственность за правонарушения в сфере семейно-бытовых отношений, в том числе за совершение семейно-бытового дебоширства. При этом нужно отметить, что рассматриваемое доставление не может быть применено сотрудниками полиции в качестве меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях. Исходя из правовой характеристики доставления граждан из жилища в состоянии опьянения, становится очевидным, что целями данной меры пресечения являются предупреждение правонарушений и пресечение семейнобытового конфликта, в процессе которых возникает угроза личной безопасности граждан. Для заявителя результатом применения данной меры будет являться кратковременное устранение угрозы. В свою очередь, доставленный гражданин будет ограничен в свободе ровно на тот период, в течение которого осуществляется доставление. По смыслу Закона о полиции, гражданин после прибытия в территориальный орган или подразделение полиции должен быть незамедлительно освобожден, так как доставление не предусматривает дальнейшего принуждения. По-видимому, законодатель исходил из принципа, что если действия гражданина не подпадают под состав правонарушения, то и нет оснований для его задержания. Более того, в законе не говорится о содержании до вытрезвления, так как в отношении гражданина не осуществляется производство по делу об административном правонарушении. Резюмируя изложенное, следует предположить, что меры административного пресечения в целом и доставление в частности должны сочетаться с установленными Федеральным законом от 23 июня 2016 г. № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» формами профилактического воздействия. Однако важно обратить внимание на тот факт, что формы профилактического воздействия должны осуществляться только после вытрезвления гражданина.

Заключение

В заключение можно отметить, что применение административно-правовых мер пресечения обусловлено наличием установленного события правонарушения в сфере семейно-бытовых отношений и является ответной мерой противодействия на его совершение. Их реализация происходит в ходе непосредственного прекращения выявленного сотрудником полиции правонарушения, а также в рамках реагирования на обращения граждан. Порядок использования воздействия такого рода строго регламентирован нормативными правовыми актами: оно применяется непосредственно (персонифицированно) к физическим лицам, начало действия происходит на месте и во время совершения правонарушения [9]. Комплексное применение мер административного пресечения в сфере семейно-бытовых отношений в сочетании с формами профилактического воздействия позволит: создать необходимые правовые условия для устранения угрозы личной безопасности граждан; снизить количество правонарушений, направленных против жизни и здоровья граждан; прекратить семейно-бытовой конфликт, имеющий противоправную динамику; сократить количество сообщений о происшествиях, требующих повторного вызова полиции; обеспечить своевременность проведения индивидуальной профилактической работы; улучшить организационные и тактические действия сотрудников полиции по предупреждению и пресечению правонарушений в сфере семейно-бытовых отношений.