Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

ВЛИЯНИЕ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ НА ЛОГИСТИЧЕСКИЕ ЦЕПОЧКИ ПОСТАВОК

Петрова А.В. 1
1 Уральский государственный университет путей сообщения
В данной статье рассмотрено понятие и значение импортозамещения в современных экономических условиях, а также приоритетные направления в рамках утвержденной государственной программы. В настоящее время развитие импортозамещения ориентировано на укрепление экономической безопасности страны, что особенно актуально в условиях санкций, последовательно введенных США и странами ЕС. Автором проведен анализ динамики импорт, товарной структуры импорта, экспорта РФ, следует отметить, что объем импорта в динамике в денежном выражении демонстрирует рост. Выявлено, что почти 50% импорта составляет товарная категория «машины, оборудование и транспортные средства», напрямую влияющие на эффективность выполнения логистических функций и операций, а также влияющие на производительность труда. Существенное снижение доли импорта за анализируемый период наблюдается в секторе продовольственной и фармацевтической продукции, незначительное снижение характерно для парфюмерных и косметических товаров, химической продукции. Реализация стратегии импортозамещения главным образом оказывает влияние на направление и структуру потоков в цепях поставок. В ходе исследования автором проанализировано влияние импортозамещения на логистические цепочки поставок, сформулированы как положительные, так и отрицательные факторы.
импортозамещение
цепь поставок
логистические потоки
импорт
товарная структура импорта
доля импорта отдельных товаров
1. «Дружественная» торговля: как изменилась структура экспорта и импорта России в 2022 году. [Электронный ресурс]. URL: https://journal.open-broker.ru/research/druzhestvennaya-torgovlya/ (дата обращения: 17.01.2023).
2. Морозова Н.В., Васильева И.А., Горбунова А.И. Особенности политики импортозамещения в современных условиях // Oeconomia et Jus. 2016. № 1. С. 11-18.
3. Пирогова Е. С какими странами и регионами Россия сотрудничает в 2022 году. [Электронный ресурс]. URL: https://trends.rbc.ru/trends/innovation/630e225e9a7947f6257a14ae (дата обращения: 17.01.2023).
4. Петрова А.В. Трансформация логистических цепей и ее влияние на потребительский рынок // Экономика и предпринимательство. 2022. № 12(149).
5. Попова И.Н., Сергеева Т.Л. Импортозамещение в современной России: проблемы и перспективы // Beneficium. 2022. № 2(43). С. 73-84. DOI: 10.34680/BENEFICIUM.2022.2(43).
6. Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. №328 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности», последние изменения от 6 октября 2022 г. [Электронный ресурс]. URL: http://government.ru/docs/all/91634/ (дата обращения: 17.01.2023).
7. Романова Л. «Ведомости». В ФТС России назвали основных торговых партнеров России по итогам 2022 года. [Электронный ресурс]. URL: https://customs.gov.ru/press/pressa-o-nas/document/376199 (дата обращения: 17.01.2023).
8. Федеральная служба государственной статистики: официальный сайт. [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru/statistics/vneshnyaya_torgovlya (дата обращения: 17.01.2023).
9. Чижанькова И.В., Алиева Н.Г., Петрова А.А. Импортозамещение в экономике современной России // Горизонты экономики. 2022. № 6(73). С. 28-34.

Введение

В настоящее время российская экономика претерпевает серьезные изменения, которые вызваны введением экономических санкций против России странами ЕС, США, Канадой и др. Существенным образом последовательное введение ограничений в сфере международных экономических отношений оказывает главным образом влияние на изменение конфигурации и структуры логистических цепей, которые вынуждены адаптироваться к новым реалиям, ориентироваться на развитие внутреннего рынка, осуществлять поиск и организовывать работу с новыми поставщиками и рынками сбыта. Ключевым направлением развития внутреннего рынка является импортозамещение: сокращением доли импортной продукции на отечественном рынке за счет развития производства внутри страны.

В данной статье предпринята попытка обосновать и раскрыть влияние процесса импортозамещения на логистические цепи поставок, связывающие сферу производства и сферу потребления логистическими потоками.

Материалы и методы исследования

Использованы методы экономические, статистические, аналитического обзора статистической информации, нормативно-правовых актов; системный анализ. Данное исследование основано на открытых информационных источниках, статистических материалах.

Одним из ключевых направлений развития отечественной экономики в настоящее время является импортозамещение. Данный термин означает сокращение доли импортируемой продукции на рынке за счет развития внутреннего производства. Курс на снижение объемов импорта был взят в 2014 году. Именно тогда было подписано Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. №328 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности», последние изменения от 6 октября 2022 г. Документ содержит основные стратегии развития российской экономики на ближайшую перспективу. Основным ориентиром заявлено развитие внутреннего рынка (таблица).

Реализация стратегии импортозамещения имеет целый ряд преимуществ, которые связаны со снижением зависимости от зарубежных стран и от санкций; внедрением отечественных технологий в отраслях экономики; организацией новых предприятий и как следствие создание новых рабочих мест; стабилизацией цен на сырьевых и товарных рынках; укреплением национальной валюты; увеличением объемов экспорта. Эти преимущества в совокупности позволяют укрепить экономическую безопасность государства. Так же следует принять во внимание имеющиеся недостатки от развития импортозамещения. Главным образом, это чрезмерное влияние политического фактора, так как принятие и реализация данной стратегии осуществляется при финансовой поддержке государства.

Согласно данным ФТС оборот внешней торговли России в 2021 году составил 786627 млн долл., при доле импорта 37,3%, экспорта – 62,7% (рис. 1). За период 2014-2021 гг. наименьшее значение импорта в денежном выражении приходится на 2016 год (182448 млн долл.), это также касается и экспорта (285652 млн долл.). Наибольшее значение импорта и экспорта наблюдается в 2021 году: импорт – 293531 млн долл., экспорт – 493096 млн долл. В 2021 году импорт увеличился на 26,4% по сравнению с 2020 годом. Доля импорта в структуре внешнеторгового оборота в 2021 году составила 37,3%, что на 3,5% меньше относительно 2020 года, доля экспорта за аналогичный период увеличилась на 3,5 %.

Приоритетные направления развития внутреннего рынка [6]

Направление

Содержание направления

Машиностроение

− автомобильная промышленность;

− сельскохозяйственное машиностроение;

− машиностроение в пищевой и перерабатывающей промышленности;

− машиностроение специализированных производств;

− транспортное машиностроение

Обеспечение средствами производства

− станкостроение;

− легкая промышленность;

− тяжелое машиностроение;

− энергомашиностроение;

− робототехника;

− аддитивные технологии и технологии «цифрового производства»;

− промышленное программное обеспечение

Потребительский сектор

− легкая промышленность;

− народные художественные промыслы;

− индустрия детских товаров

Обеспечение промышленности материалами

− металлургия;

− композиты;

− редкие и редкоземельные металлы;

− химический комплекс

missing image file

Рис. 1. Экспорт и импорт РФ за 2014-2021 гг. (по данным ФТС)

missing image file

Рис. 2. Товарная структура импорта РФ за 2020-2021 гг. (составлено автором на основе [8])

По оценкам экспертов объемы экспортно-импортных поставок во втором квартале 2022 года сократились почти в два раза. В третьем квартале ситуация стабилизировалась, объемы постепенно выровнялись. На положительную динамику импорта повлияло создание новых цепочек поставок, а также расширение списка товаров, разрешенных для параллельного импорта. Согласно данным министра промышленности и торговли России Мантурова Д. В., за месяцы работы в рамках параллельного импорта объем ввезенных на территорию нашей страны товаров составил около 9,4 млрд долл. По итогам 2022 г. прогнозируется сумма около 20 млрд долл.[1].

В настоящее время преобладающее северо-западное направление уже не является приоритетным, и экспортно-импортные поставки ориентированы на восток через транспортный коридор «Север – Юг». В развитии внешнеэкономической деятельности РФ ключевыми направлениями является развитие сотрудничества со странами, входящими в БРИКС, ШОС, ЕАЭС. Это обстоятельство оказывает влияние на географию перевозок и ключевые показатели транспортной отрасли [4].

Анализируя товарную структуру импорта России за 2020-2021 гг. (рис.2), важно отметить, что почти 50% приходится на машины, оборудование и транспортные средства. Данная товарная группа включает реакторы ядерные, котлы, оборудование и механические устройства, электрические машины, звукоаппаратуру, телеаппаратуру и их части. Крупнейшими странами-поставщиками являются Германия, Китай, Франция.

missing image file

Рис. 3. Доля импортной продукции в общем объеме товарооборота за 2021-2022 гг. (по данным ЕМИСС)

Второе место в структуре импорта России занимает продукция химической промышленности (18,3%), включающая фармацевтическую продукцию, органические химические соединения, продукты неорганической химии, удобрения, краски, лаки, эфирные масла и пр. Эта продукция поставляется преимущественно из Китая, Германии, Италии. Третье место (11,6%) относится к категории «продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье»: напитки алкогольные и безалкогольные, экстракты и концентраты чая и кофе, соусы, вкусовые добавки, какао, продукты переработки овощей, фруктов, орехов, поставляемые в основном Белоруссией, Германией, Италией, Францией, Китаем.

Программа импортозамещения в РФ наиболее активно реализуется в:

− сельском хозяйстве, основные инструменты – запрет ввоза ряда продуктов, льготные кредиты, субсидии и пр.;

− машиностроении – в основном в качестве инструментов используется активная государственная поддержка производителей;

− IT-сфере – создан реестр отечественного программного обеспечения, на которое принудительно переводят государственные учреждения, образование, медицину и др. сферы; кроме того, развивается и производство «железа»;

− государственных закупках [5].

По данным ЕМИСС (рис. 3) наибольшая доля импортной продукции приходится на информационное и коммуникационное оборудование, в среднем за 2022 год – 74,05%. Значимое снижение доли импорта наблюдается в категории «торговля оптовая фармацевтической продукцией» в среднем за 2021 год – 43,7%, в среднем за 2022 год – 25,7%. Снижение импорта, но не столь существенное, характерно для парфюмерных и косметических товаров в 2021 году – 37%, в 2022 – 32%. Отклонение данного показателя присуще и химической продукции, которое составило –1,5% в 2022 по сравнению с 2021 годом.

Особое внимание следует уделить импортозамещению в продовольственном секторе. Так, по официальным данным Росстата за период с 2013 до 2021 гг. доля импорта говядины, включая субпродукты, сократилось с 59% до 24,7%; доля свинины, включая субпродукты, снизилась с 31% в 2013 году до 0,3% в 2021 году; доля мяса птица, включая субпродукты, сократилась с 12,8% до 4,6%; доля сыров – с 48% до 0,3%; доля кондитерских изделий – с 12% до 8% за аналогичный период.

Результаты исследования и их обсуждение

Изменения, связанные со снижением доли импорта в обороте торговли России, реализация стратегии импортозамещения, главным образом влияют на направление, интенсивность и структуру материальных, информационных и финансовых потоков в логистических цепях поставок. Под влиянием экономических санкций объем экспортно-импортных потоков в европейском направлении значительно снизился, а по некоторым видам продукции вообще прекратился. Для обеспечения потребностей отраслей экономики потоки были перенаправлены на Юго-Восток.

Основными торговыми партнерами России по итогам 2022 г. стали Китай, Турция и Нидерланды. В первую пятерку стран по объемам торговли также вошли Германия и Белоруссия. По данным таможенной службы, в 2022 г. товарооборот России с Китаем по сравнению с предыдущим годом вырос на 28%, с Турцией – на 84%, с Белоруссией – на 10%. При этом с Германией он сократился на 23%, с Нидерландами – на 0,1% [7].

Не смотря на изменения объемах и структуре импорта, одной из стратегических задач остается импортозамещение, оказывающее влияние на цепи поставок, обеспечивающие потребности различных секторов экономики.

На рис. 4 представлены основные аспекты данного влияния. С одной стороны, политика протекционизма способствует развитию собственного производства; сокращению сроков доставки за счет организации прямых поставок между производителем и потребителем, а также за счет уменьшения количества звеньев в логистической цепи; нацеленность на развитие внутреннего рынка влияет в последствии на стабилизацию ценовой и тарифной политики, одновременно снижая заинтересованность в международном сотрудничестве.

С другой стороны, развитие импортозамещения усиливает технологическое отставание, которое напрямую связано с управлением, координацией, регулированием потоков в цепях поставок. В современной экономике передовые технологии позволяют в разы увеличивать производительность труда, повышать точность выполнения бизнес-процессов посредством информационно-коммуникационных и роботизированных технологий. Отдельно стоит обратить внимание на состояние логистической инфраструктуры, а именно технологической подсистемы, включающую транспортные средства, подъемно-транспортное оборудование, средства связи и коммуникации, конвейеры, средства автоматизации, транспортную тару в виде контейнеров различных типов и т.д. Собственно, эта поддерживающая система позволяет эффективно выполнять логистические функции и операции в различных звеньях логистической цепи, но доля импорта здесь очень высока и под действием экономических санкций поставки как самого оборудования так и запасных частей значительно снизились, а по некоторым позициям вообще прекратились.

Использование устаревших технологий снижает гибкость производства, качество и конкурентоспособность произведенной продукции.

missing image file

Рис.4. Влияние импортозамещения на логистические цепи поставок

Усугубляет эти факторы то, что импортозамещение финансируется их бюджета и реализуется преимущественно через государственные закупки, тем самым содействует образованию монополий в определенных секторах рынка и препятствует развитию конкурентоспособного бизнеса.

Заключение

Таким образом, авторы пришли к выводу о том, что стратегия импортозамещения связана с рядом положительных и отрицательных факторов, влияющих как на логистические цепочки поставок в отдельности, так и на экономику в целом. Учитывая ситуацию санкционного давления на российскую экономику, необходимо предусматривать то, что со временем недостатки и преимущества могут усилиться, тем самым повлиять как на спад эффективности, так и на планомерное развитие логистических цепей поставок.


Библиографическая ссылка

Петрова А.В. ВЛИЯНИЕ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ НА ЛОГИСТИЧЕСКИЕ ЦЕПОЧКИ ПОСТАВОК // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2023. – № 2-2. – С. 252-257;
URL: https://vaael.ru/ru/article/view?id=2722 (дата обращения: 25.04.2024).