В настоящее время перед Россией стоит задача выхода экономики на уровень, соответствующий современному развитию и перспективным направлениям. Для этого требуется создание сильной региональной экономики. Развитие регионов должно происходить благодаря реализации планов модернизации и совершенствования. Разработка таких планов предполагает обоснование целевых ориентиров, которые послужат точками роста, способными спровоцировать мультипликативный эффект регионального развития. С этой целью необходимо в каждом регионе разработать платформу экономического роста, на которую будут опираться отраслевые стратегии модернизации. Реализация этих стратегий возможна только при создании зон опережающего развития. При этом в любом регионе можно выделить свои зоны такого развития. В основном к ним относятся [2]:
- топливно-энергетическая;
- производственная;
- обрабатывающая;
- туристическая.
Успешное создание таких зон возможно только в условиях координации деятельности региональной власти и федерального центра. Однако во многих регионах этот процесс не достаточно хорошо проработан. Проведенный анализ показал, что существует целый ряд подходов к кластерному развитию, которые требуют более детального анализа, разработки и реализации новых предложений [14]. К ним относятся:
- понимание необходимого количества кластеров, их типов, структуры и территориальных особенностей;
- формирование единого аппарата понятий и определений, позволяющего точно формулировать положения кластерной политики;
- набора инструментов, характерных для реализации каждого из типов кластеров;
- создание эффективной структуры управления, координация деятельности ответственных лиц на всех уровнях власти (от федерального до местного самоуправления);
- разработка механизмом взаимодействия власти и бизнеса (не только крупного, но и малого и среднего).
Формирование этих подходов позволит эффективно проводить реализацию кластерной политики.
Законодательное закрепление понятийного аппарата, включая термины, определения и показатели эффективности кластерной политики не должно оставаться конечной целью разработки общей идеологии [6]. Как показывает практика, разработанные правовые дефиниции не способствуют образования регулятивных норм.
Первоочередная задача заключается в точном определении предмета правового регулирования. На основании этого можно приступить к разработке мер правового обеспечения региональных и государственных программ поддержки кластеров. Для реализации этих задач следует при правительстве региона создать межведомственный координационный совет. Такой совет должен своевременно реагировать на проблемы, возникающие при реализации кластерной политики.
Создание координационного совета способного решать поставленные задачи с высокой эффективностью возможно только в случае эффективного взаимодействия следующих структур:
- федеральные и региональные органы исполнительной власти;
- органы местного самоуправления;
- общественные организации и объединения;
- союзы и структуры, объединяющие предпринимательское сообщество;
- научные и образовательные учреждения;
- организации, представляющие гражданское общество региона.
Ведущую роль в решении вопросов реализации кластерной политикой должно отводиться республиканским органам исполнительной власти [15]. Они должны стать генератором кластерных инициатив. Благодаря профессиональному подходу возможно формирование стратегического подхода к развитию региона. Это позволит разработать бизнес-планы по достижению стратегических целей и решению тактических задач.
Деятельность остальных участников должна быть направлена на развитие региона в целом. Формирование кластерных инициатив, разработка и внедрение нормативно-правовой базы, предоставление налоговых преференций, создание условий для привлечения денежных средств банков и коммерческих структур позволит создать благоприятные условия для решения поставленных задач [1].
Генерация широкого круга инициатив возможна только при наличии определенных предпосылок как со стороны экономического окружения, так и со стороны властных структур.
Представители экономического сектора заинтересованы в решении следующих задач [10]:
- наличие предприятий заинтересованных в объединении и сотрудничестве в рамках одного кластера;
- высокий уровень развития инноваций на данных предприятиях;
- степень квалификации и уровень подготовки менеджеров, позволяющий эффективно решать поставленные задачи в условиях рыночных отношений;
- руководители компаний, управленцы разных уровней должны хорошо осознавать, что такое кластер, зачем он необходим, как правильно следует его создавать и какие преимущества может дать работа в таком кластере;
- высокий уровень доверия между компаниями, входящими в кластер;
- крепкие информационные и кооперационные связи между его участниками.
Со стороны власти и государства должны проявляться следующие стремления:
- желание сотрудничать с предприятиями, входящими в кластер;
- создание региональной нормативно-правовой базы для всей системы кластеров;
- формирование и реализация образовательных программ, способствующих повышению квалификации участников кластера;
- создание и поддержка развития инфраструктуры;
- налоговые и другие льготы для участников кластера;
- помощь компаниям в определении потенциальных стратегических возможностей внутри кластера;
- анализ деятельности кластера и оптимизация использования для достижения наилучшего результата;
- создание привлекательного инвестиционного климата.
Изучив данные предпосылки, а также исследовав основные стратегические цели и задачи федеральных округов России, можно выделить основные направления, по которым необходимо развивать экономику страны и каждого отдельного региона:
- создание условий для качественного повышения уровня жизни;
- обеспечение условий для опережающего развития всех отраслей экономики;
- формирование диверсифицированной конкурентоспособной среды;
- снятие инфраструктурных и организационных ограничений;
- совершенствование существующей и развитие новой сырьевой базы.
Модернизация энергосистемы должна проходить совместно с изменениями в экономике региона. Основным вектором развития должно стать направление на увеличение энергетического потенциала с учетом будущих перспектив. Эффективность топливно-энергетического комплекса должна расти опережающими темпами. Этот рост должен обеспечиваться не только за счет создания новых источников энергии, но и активного внедрения энергосберегающих технологий [8].
Процесс преобразований в топливно-энергетическом комплексе региона должен рассматриваться всеми участниками как движение к прогрессу. Каждый цикл построения новой энергосистемы в границах территории региона должен быть основан на инновациях в области энергетики. Особое внимание следует уделять формированию единой энергосистемы региона. Она должна обеспечивать в полном объеме потребности всех заказчиков (существующих и потенциальных), иметь гибкость в системе управления и перераспределении энергетических потоков [3].
При этом модернизация топливно-энергетического комплекса рассматривается в тесном сопряжении с процессами общей региональной динамики и предполагает комплексное обновление системы, когда трансформация отдельных ее секторов осуществляется во взаимосвязи и взаимосопряженности. Эффективное инвестирование в развитие топливно-энергетического комплекса имеет межотраслевой и межрегиональный эффекты. Основополагающим принципом модернизации должно стать формирование топливно-энергетического комплекса, как части единой энергосистемы всей страны, сильной в экономическом, военном, научном и иных отношениях страны. В этих условиях решающее значение приобретает стратегическое планирование развития региональной топливно-энергетической инфраструктуры.
Такой комплекс, существующий в Южном федеральном округе, обладает большим потенциалом для дальнейшего развития и совершенствования. Специалистами в области энергетики разработаны проекты, направленные на модернизацию инфраструктуры, повышение эффективности, использования возобновляемых источников энергии. Для реализации этих проектов потребуется создавать условия, которые будут стимулировать участников этих проектов. В этом случае можно ожидать приток инвестиций и хороший мультипликативный эффект.
Особое место в Южном федеральном округе занимает такой регион, как Республика Калмыкия. В рамках модернизации специалисты республики осуществляют мероприятия, направленные на создание нормативно-правовой базы, организационно-экономических разработок, институционально-инфраструктурных преобразований. Проведение всех перечисленных мероприятий позволит создать благоприятные условия для преодоления накопившихся кризисных явлений в энергетической отрасли. Основные положения этапов модернизации топливно-энергетической инфраструктуры приведены в разработанной «Стратегии социально-экономического развития Республики Калмыкия до 2030 года» [4, 7].
Особое внимание в документе уделяется вопросам обеспечения необходимого объема инвестиций в топливно-энергетический комплекс. В соответствие со Стратегией планируется привлечь в энергетику региона до 2030 г. сумму в 47 миллиардов 510 миллионов руб. (по ценам 2018 г.).
По данным региональной статистики в период с 2012 по 2017 год республике удалось добиться следующих показателей в топливно-энергетическом комплексе:
- увеличить объем добычи нефти на 13,5% – с 139,7 до 158,6 тыс. тонн, объем добычи природного газа остался на прежнем уровне (в 2017 году – 52,8 млн. м3);
- уровень добычи нефти в Республике Калмыкия в десятки раз меньше чем в соседних регионах (Волгоградская обл. – более 3 млн. тонн, Ставропольский край – более 1 млн. тонн, Чеченская Республика – более 2 млн. тонн, Дагестан – около 400 тыс. тонн);
- в структуре промышленного производства добыча полезных ископаемых составила 29,7%, что в денежном выражении составляет 1,7 миллиарда рублей;
- введено в действие 274,4 километров магистральных и дополнительных газопроводов;
- длительность введенных нефтепроводов равна 64,4 километра.
Региональный комитет по статистике отмечает, что в республике на 1 января 2018 года зарегистрировано и ведет активную деятельность 14 коммерческих организаций по добыче полезных ископаемых.
Наиболее крупными участниками этого сектора экономики являются: ООО «ЕвроСибОйл», ООО «Омега», ООО «Комсомольскнефть», ЗАО НК «Калмпетрол», ПАО «РИТЭК», ПАО «Русснефть», ЗАО «Ильменскнефть».
Самым крупным газодобывающим предприятием в республике является ООО «Газпром газораспределение Элиста», на долю которого приходится до 90% всего объема добываемого газа. Оно имеет две лицензии, позволяющие осуществлять добычу углеводородов на месторождениях – Совхозное и Ики-Бурульское. В Радыковском месторождении работы по добыче проводит ООО »Газпром Добыча Краснодар». Добычу других полезных осуществляют: ООО «Строитель» (песок), ООО «Карьер «Чолун-Хамур» (известняк-ракушечник).
Основная масса добывающих компаний в Республики Калмыкия являются мелкими. Как и другие компании данного вида они не обладают достаточными ресурсами для проведения самостоятельного поиска новых месторождений и бурения новых скважин. Это не позволяет производить наращивание общего объема добычи. Увеличение показателей эффективности добычи на разработанных скважинам возможно только с применением современных инновационных технологий. Их внедрение тоже требует дополнительных инвестиций.
Накопившиеся нерешенные проблемы привели к снижению доли добычи полезных ископаемых в ВРП региона к 2016 году с 3,0% до 1,1%. По имеющимся данным в добывающей отрасли занято 0,5% от общей численности трудовых ресурсов, занятых в экономике.
Эти показатели позволяют сделать однозначный вывод, что на сегодняшний день добыча полезных ископаемых не оказывает существенного влияния на экономические показатели и структуру экономики всей республики. Это связано не только со снижением объемов добычи, но и в самих масштабах производства. Они необоснованно низки как к потенциалу ресурсной базы, так и к уже подтвержденным запасам. Начальные ресурсы республики имеют различные оценки, при этом минимальная из них в 1,9 млрд.т. нефти и газа. Но на сегодняшний день разведана только малая ее часть, всего около 3% от всех ресурсов.
К числу неблагоприятных факторов развития топливно-энергетической отрасли следует отнести сложившееся отставание объемов прироста разведанных запасов углеводородов, дефицит инвестиционных ресурсов, нестабильное финансовое положение ряда предприятий, отсталую технологическую базу, высокую степень физического и морального износа основных производственных фондов, низкий уровень загрузки производственных мощностей, рост цен на продукцию естественных монополий.
Учитывая выгодное географическое положение и весьма высокие геологические перспективы, а также близость трубопроводной инфраструктуры Республика Калмыкия является весьма перспективным регионом.
Развитие добычи полезных ископаемых связано с освоением месторождений углеводородов на территории Республики Калмыкия, проведением ремонтных работ на имеющимся фонде скважин, созданием инфраструктуры добычи, первичной обработки и транспортировки нефти и газа, добываемых в акватории Северного Каспия.
Объемы производства электроэнергии в республике незначительные (2016 г. – 0,2 млн. киловатт-часов). Весь основной объем электроэнергии поступает из-за пределов республики (в 2016 г. – 848,5 млн. киловатт-часов).
В структуре промышленного производства в 2017 году производство и распределение электроэнергии, газа и воды имеет наибольший удельный вес (53,6%).
В республике крупными организациями в области энергетики являются: АО «Калмэнергосбыт» (осуществляет сбыт электроэнергии, имеет статус гарантирующего поставщика по республике), Филиал ПАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Юга» – «Калмэнерго» (занимается эксплуатацией сетей напряжением 110,35,10,0,4 кВ), Филиал ПАО «ФСК» «Ростовское Предприятие МЭС» (РП МЭС) и Филиал ПАО «ФСК» «Волгодонское Предприятие МЭС» (ВдП МЭС) (занимаются эксплуатацией сетей напряжением 220 кВ и выше).
В настоящее время Республика Калмыкия является энергодефицитным регионом. Покрытие потребления осуществляется за счет внешних перетоков, в основном из энергосистем Ростовской области, Астраханской области и частично Ставропольского края, и выработки электроэнергии Элистинской ГТ ТЭЦ и Приютненской ВЭС.
Электропотребление энергосистемы Республики Калмыкия в 2015 году составило 531,2 млн. кВт.ч, что на 6,3% больше по сравнению с 2014 годом. Высокие темпы роста потребления в энергосистеме Республики Калмыкия в 2015 г. связаны с вводом в эксплуатацию нефтеперекачивающей станции НПС-3 ЗАО «Каспийский трубопроводный консорциум-Р».
Основными системными проблемами, сдерживающими развитие электроэнергетики, являются высокий износ основных фондов, а также отсутствие конкурентного рынка тепла.
Развитие энергетического комплекса республики связано с формированием рациональной структуры генерирующих мощностей в республике, строительством ветряных и солнечных электростанций [5].
В соответствии с основными направлениями Стратегии социально-экономического развития Республики Калмыкия ее реализация будет основана на ряде механизмов, в том числе механизмах кластерного развития и экономической (инвестиционной) политики, использования специфических механизмов и инструментов в области энергосбережения и энергоэффективности, реализации механизмов в области региональной энергетической и экологической безопасности.
В Республике Калмыкия ведутся работы по внедрению современных возобновляемых источников энергии. Хорошие перспективы имеют солнечные и ветряные источники энергии. С их помощью можно эффективно решать задачи, направленные на повышение энергетического потенциала. Проведенные технико-экономические оценки показали перспективность этого направления. Этому способствуют метеорологические условия, которые присущи Республике Калмыкия. Поэтому считаем целесообразным поддержку и развитие следующих направлений [9]:
- Расширение имеющихся и строительство новых ветропарков мощностью не менее 450 МВт. Особенно перспективным считается Целинный район Республики Калмыкия.
- Дальнейшее развитие проекта по строительству солнечных электростанций, автономных гибридных энергоустановок с использованием солнечной энергии общей мощностью до 150 МВт. Наиболее перспективными могут считаться Малодербетовский, Яшкульский районы и республиканская столица г. Элиста.
Таким образом, создание и развитие топливно-энергетического кластера будет способствовать не только повышению эффективности функционирования предприятий, включенных в кластер, но и обеспечит бесперебойное снабжение энергоресурсами всех отраслей региональной экономики, тем самым способствуя снижению стоимости конечного продукта всех производителей.
Библиографическая ссылка
Манджиев А.Е. К ВОПРОСУ О НЕОБХОДИМОСТИ СОЗДАНИЯ И РАЗВИТИЯ ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО КЛАСТЕРА В РЕСПУБЛИКЕ КАЛМЫКИЯ // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2019. – № 1-2. – С. 86-91;URL: https://vaael.ru/ru/article/view?id=269 (дата обращения: 21.11.2024).