Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

ПОТРЕБИТЕЛЬСКАЯ КООПЕРАЦИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ ПОВЫШЕНИЯ УСТОЙЧИВОСТИ РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ

Асанова Н.А. 1 Цыбуля В.В. 1 Старшинов А.А. 1
1 Краснодарский кооперативный институт (филиал) автономной некоммерческой образовательной организации высшего образования Центросоюза Российской Федерации «Российский университет кооперации»
Одним из приоритетных направлений развития экономической безопасности страны является обеспечение ее продовольственной независимости. В настоящее время все больше внимания уделяются разработке новых путей повышения производительности труда в сельском хозяйстве, а также эффективности функционирования аграрного бизнеса в целом. На территории страны имеется большое количество сельских территорий, среди которых имеется как активно развивающиеся, так и нуждающиеся в существенной поддержке не только со стороны государства, но и заинтересованных коллективов. Объединение в кооперации позволяет обеспечить стабильную конкурентоспособность на рынке товаров и услуг. Неизбежно вопрос о заинтересованности в применении новых методик, технологий и нано технологичных продуктов аграрного сектора экономики является актуальным. При этом, скорость внедрения должна быть сопоставима конкуренции и оправданности всех заинтересованных членов – участников. Несмотря на активную поддержку формирования различных коопераций, в том числе сельскохозяйственных, имеются трудности, возникающие в процессе деятельности. Так, за уплату кредитов и займов невозможно изъять ряд объектов основных средств и нематериальных активов. Это стало причиной сокращения возможности получить кредит на осуществление деятельности в кредитных учреждениях.
потребительская кооперация
сельские территории
государственная поддержка
развитие коопераций
1. Benjamini Y. Opening the Box of a Boxplot. The American Statistician. 1988. Vol. 42. № 4. P. 257-262. DOI: 10.2307/2685133.
2. Алибеков И.Ю. Теория вероятностей и математическая статистика в среде MATLAB: учебное пособие. М.: Лань, 2019. 184 с.
3. Боровков А.А. Теория вероятностей. Глава 4. Числовые характеристики случайных величин. Глава 5. Дисперсия. 5-е изд. М.: Либроком, 2009. 656 с
4. Ворокова Н.Х., Сенникова А.Е. Информационная диагностика социальных объектов и процессов с помощью методов описательной статистики // Вестник Алтайской академии экономики и права. 2021. № 11-2. С. 161-164. DOI: 10.17513/vaael.1930.
5. Горленко О.А., Борбаць Н.М. Статистические методы в управлении качеством: учебник и практикум. М.: Юрайт, 2020. 306 с.
6. Горобец Б.С. Теория вероятностей, математическая статистика и элементы случайных процессов. Упрощенный курс. М.: Едиториал УРСС, 2020. 232 с.
7. Исаева О.В. Потребительская кооперация на селе как инструмент адаптации малого агробизнеса в аграрной системе страны // Вестник аграрной науки. 2021. № 5(92). С. 108-117.
8. Медведева С.И. Влияние уровня образованности на качество жизни населения России // Известия Оренбургского государственного аграрного университета. 2007. № 4 (16). С. 183-188.

Введение

Потребительская кооперация – является мощнейшим механизмом объединения рабочей и финансовой силы заинтересованных слоев населения, особенно, постоянно находящихся на сельских территориях страны. Значительная поддержка аграрного сектора экономики государством посредством ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации», ФЗ «О потребительской кооперации в Российской Федерации», отдельные положения Налогового Кодекса Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации и нормативно – законодательными актами регионального уровня создали базу для формирования слаженного механизма осуществления всех этапов сельскохозяйственного производства и реализации. Так, образование потребительских коопераций локально решает задачу сбора, транспортировки, текущего обеспечения жизнедеятельности цикла производства, реализации готовой продукции и сырья. Актуальность исследования заключается в необходимости представления образования потребительских коопераций, как механизма развития сельскохозяйственных территорий, что в свою очередь укрепит продовольственную и экономическую безопасность регионов и страны.

Цель исследования заключается в выявлении сильных и слабых сторон потребительской кооперации, как ключевого инструмента развития сельскохозяйственных территорий.

Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

- представить алгоритм определения специализации сельских территорий;

- отразить теоретические и существующие практические меры развития потребительской кооперации со стороны государства и субъекта хозяйствования в сельских территориях;

- представить сильные и слабые стороны текущего осуществления деятельности организаций АПК в сельских территориях.

Материалы и методы исследования

Для достижения поставленных задач на первом этапе необходимо представить существующие меры развития сельских территорий. Для этого необходимо оценить возможности местности для начала или улучшения развития потребительской кооперации. Так, на практике выделяют аналитический критерий, определяющий ресурсный потенциал территорий – анализ населения, трудовых и природных ресурсов [6].

Анализ населения региона является базовым для возможности формирования потребительской кооперации, в том числе, квалификацию потенциальных сотрудников, возраст, пол и стаж работы в сельском хозяйстве и прочий.

Показатели численности населения можно представить в виде абсолютных и относительных показателей, характеризующих численность населения в разный период времени, динамику изменения показателя, удельный вес мужчин и женщин и так далее.

Следующий показатель, определяющий перспективы развития коопераций в сельских территориях – состояние и охрана окружающей среды [5].

В рамках Паспорта национального проекта «Экология» разработаны основные направления охраны окружающей среды. Это касается анализа выброса загрязняющих веществ в атмосферу, анализа показателей использования воды (водопотребление, водоотведение), оценка земельных ресурсов и так далее [3]. В данном разделе важно оценивать расходы на окружающую среду, в том числе, обращение с отходами, сбор и очищение сточных вод, сохранение атмосферного воздуха и микроклимата местности.

Далее целесообразно оценить материальные и финансовые ресурсы сельской территории. Немаловажным является в данном пункте рассмотрение инвестиционной привлекательности региона в целом, которому принадлежать это земли. А также провести анализ территориального бюджета, в том числе, налоговые, неналоговые и безвозмездные поступления.

Анализ производства и сферы услуг результатов социально-экономического развития, включающий в себя оценку уровня жизни населения, анализ динамики и уровня эффективности производства, реализации и оказания услуг, ВВП и ВРП [7].

Все перечисленные шаги оценки сельской территории и региона в целом предопределяют специализацию территорий и, следовательно, потребительской кооперации [2].

В качестве решения задачи отразить теоретические и существующие практические меры развития потребительской кооперации со стороны государства и субъекта хозяйствования в сельских территориях представлены мероприятия, реализуемые в рамках организаций АПК. Следует отметить, что в общепринятом представлении кооперации не получают на специальных льготных условиях финансовую или материальную помощь. Они участвуют в текущих программах в рамках непосредственно программы с другими участниками рынка аграриев. Такой подход в достаточной мере не стимулирует образование потребительских коопераций [1].

Следует также отметить, что ввиду законодательной поддержки, субъекты потребительской кооперации не могут в качестве залога использовать некоторые виды своего имущества, что усложняет процедуру получения кредитов.

Также следует рассматривать потребительскую кооперацию, как механизм развития малых форм агробизнеса в аграрном секторе экономики. Система кооперативного урегулирования взаимоотношений позволяет выступать в качестве самостоятельной формы взаимодействия в предпринимательских отношениях между субъектами хозяйствования. Посредством расширения масштабов производства и изначальной гибкости к меняющимся условиям конъектуры рынка товаров такая форма организации является конкурентоспособной [8].

В своих трудах Исаева И.О. определила значимость сельскохозяйственных коопераций, а именно: возможность выхода на рынок при участии уже существующих гигантов рынка. В свою очередь это позволяет учувствовать в системе сбыта продукции и повышении финансовой активности. При условии активного информационного участия всех членов потребительской кооперации возможно развитие навыков и умений персонала, что влечет за собой повышение профессионализма сотрудников и занятости населения в сельскохозяйственных территориях. Такое обоснованное влияние на социальную и экономическую жизнь социума неизбежно приведет к развитию сельскохозяйственных территорий в целом [7].

Использование современной техники и технологий в организациях аграрного сектора экономики, в частности, в потребительских кооперациях послужит инструментом создания конкурентоспособной продукции с относительно низкой себестоимостью, что поспособствуют улучшению условий к импортозамещению.

Также возможно участие потребительских коопераций в проектах франчайзинга. Выпуская свой товар под маркой уже известного бренда, руководству субъекта хозяйствования получается экономить на расходах, направленных на рекламу, при этом, разработанная ранее система сбыта обеспечит скорейшую реализацию готовой продукции. Работа на условиях франчайзинга имеет и другое преимущество: получение консультационных услуг в области производства и реализации продукции, систему документооборота в текущей деятельности организации, соответствующую помощь в сертификации и (или) лицензировании. Тем не менее, имеется и существенный недостаток при такой системе осуществления предпринимательской деятельности – абсолютная зависимость от бренда и необходимость оплаты сборов по франшизе, а также прочие условия, обговариваемые в договоре. Такой подход своевременный на начальных этапах формирования кооперации в условиях необходимость получения дополнительных каналов сбыта, организации учетной документации и налаживании технологий или техники производства продукции.

Заключение

В пределах сельских территорий потребительские кооперации могут решить массу задач, в том числе: обеспечение населения постоянным местом труда, эффективное использование имеющихся природных ресурсов, создание естественной конкурентной среды в регионе и стране в целом, обеспечить внедрение нано технологичных и технических решений и все виды НИР.

Прежде чем приступать к созданию потребительской кооперации следует провести соответствующий, приведенный в статье, анализ, который будет отвечать всем требованиям экономической экспертизы в части идентификации местности. Это позволит наиболее точно выбрать ключевой вектор осуществления деятельности вновь образованной или реструктуризированной, модернизированной потребительской кооперации.

Согласно проведенным исследованиям, представленные в статье методы описательной статистики оценки социальных и экономических процессов в потребительских кооперациях, а также выявленные трудности образования таких форм собственности, свидетельствуют о необходимости преобразования нормативно-законодательной базы [4].


Библиографическая ссылка

Асанова Н.А., Цыбуля В.В., Старшинов А.А. ПОТРЕБИТЕЛЬСКАЯ КООПЕРАЦИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ ПОВЫШЕНИЯ УСТОЙЧИВОСТИ РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2023. – № 2-1. – С. 12-15;
URL: https://vaael.ru/ru/article/view?id=2685 (дата обращения: 19.04.2024).