Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

МЕРЫ ПОВЫШЕНИЯ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СТРАНЫ (НА ПРИМЕРЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ)

Аль Хумсси А.С. 1, 2 Чаплюк В.З. 1 Петровская М.В. 1 Сорокина Л.Н. 1
1 ФГАОУ ВО Российский университет дружбы народов
2 ФГОБУ ВО Финансовый университет при Правительстве РФ
Цель данного исследования – разработать необходимые меры по обеспечению финансовой безопасности государства. Для достижения данной цели в работе было уделено значительное внимание бюджетной, налоговой, кредитно-банковской, финансово-денежной, инвестиционной, инфляционно-ценовой, валютной и торговой политике в обеспечении финансовой безопасности страны. Результаты исследования показывают, что для достижения финансово-экономической безопасности государства необходима гармония и координация между различными видами финансовой политики, а в случае нарушения координации между различными видами финансовой политики это приведет не только к финансовым кризисам, но и экономическим и социальным проблемам в стране. Результаты исследования также подчеркивают, что в условиях экономических санкций государство непосредственно вынуждено вмешивается в политику регулирования финансового рынка. Данный подход позволяет не допустить экономического кризиса в достижении баланса и стабильности финансовых отношений всех звеньев финансовой системы.
российская федерация
финансовая безопасность
финансовый кризис
устойчивый экономический рост
финансовая система
1. Бурцев В.В. Финансовый контроль в аспекте государственной экономической безопасности // Финансы и кредит. 2003. № 19 (133). С. 2-8.
2. Минфин уточнил исполнение бюджета за 9 месяцев с 55 млрд руб. до более 200 млрд руб. INTERFAX 2022. [Электронный ресурс]. URL: https://www.interfax.ru/business/874665 (дата обращения: 20.01.2023).
3. Финансы и кредит: экзаменационные ответы. Часть I / Автор-составитель Р.М. Нуртдинов. Набережные Челны: Камский издательский дом, 2010. 112 с.
4. Медведева С.Н., Кутузова Т.Ф. Финансы: учебное пособие. СПб.: СПбГУАП, 2017. 357 с.
5. Банк России. Банк России принял решение повысить ключевую ставку до 20% годовых. 28 февраля 2022 г. [Электронный ресурс]. URL: https://www.cbr.ru/press/pr/?file=28022022_094500key.htm (дата обращения: 20.01.2023).
6. Банк России. Информационное сообщение Банка России от 16.09.2022. Банк России принял решение снизить ключевую ставку на 50 б.п., до 7,50% годовых. [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_426692/ (дата обращения: 20.01.2023).
7. Луцко И. Финансовая оценка последних санкций против России. Ай Ти Инвест, 2022 г. [Электронный ресурс]. URL: https://investfunds.ru/analytics/295365/download/ (дата обращения: 20.01.2023).
8. ЕС заморозил российские активы на сумму 68 млрд евро. РИА Новости. 18.11.2022 г. [Электронный ресурс]. URL: (дата обращения: 20.01.2023).
9. Зачем Россия решила перевести расчеты за газ в рубли. РБК 23 марта 2022 г. [Электронный ресурс]. URL: https://www.rbc.ru/economics/23/03/2022/623b32609a794761bc20d5bb (дата обращения: 20.01.2023).
10. Информационно-аналитический комментарий об инфляции в Приволжском федеральном округе в марте 2022 года. Банк России, 2022. [Электронный ресурс]. URL: https://www.cbr.ru/press/reginfl/?id=22430 (дата обращения: 20.01.2023).
11. Инфляция в РФ с 8 по 14 ноября составила 0,06%. Interfax 2022. [Электронный ресурс]. URL: https://www.interfax.ru/business/872799 (дата обращения: 20.01.2023).
12. Основные Направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2023 год и период 2024 и 2025 годов. Банк России, 2022 г. [Электронный ресурс]. URL: https://www.cbr.ru/Content/Document/File/139691/on_2023(2024-2025).pdf (дата обращения: 20.01.2023).
13. Катасонов В. Международные резервы России под «дамокловым мечом» санкций. ИА REGNUM. 28 Января 2015 г. [Электронный ресурс]. URL: https://regnum.ru/news/polit/1888993.html (дата обращения: 20.01.2023).
14. Chaplyuk V.Z., Alam R.M.K., Abueva M.MS., Hossain M.N., Humssi A.S.A. COVID-19 and Its Impacts on Global Economic Spheres. In: Popkova E.G., Sergi B.S. (ed.) Modern Global Economic System: Evolutional Development vs. Revolutionary Leap. ISC 2019. Lecture Notes in Networks and Systems. 2021. Vol 198. Springer. Cham. DOI: 10.1007/978-3-030-69415-9_94.
15. Petrovskaya M.V., Chaplyuk V.Z., Alam R.M.K., Hossain M.N., Al Humssi A.S. COVID-19 and Global Economic Outlook. Popkova E.G., Andronova I.V. (еd.) Current Problems of the World Economy and International Trade. Research in Economic Anthropology. Vol. 42. Emerald Publishing Limited, Bingley. 2022. Р. 127-139. DOI: 10.1108/S0190-128120220000042013.
16. Чаплюк В.З., Аль Хумсси А.С. Экономическое развитие Египта в условиях региональной нестабильности // Финансовая экономика. 2021. № 4. С. 100-103.
17. Чаплюк В.З., Аль Хумсси А.С. Современные барьеры экономического развития стран Северной Африки // Проблемы теории и практики управления. 2021. № 5. С. 30-45. DOI: 10.46486/0234-4505-2021-5-30-45.
18. Чаплюк В.З., Аль Хумсси А.С. Внешнеэкономические связи между Сирией и Россией в период экономических санкций // Научное обозрение. Серия 1: Экономика и право. 2015. № 1. С. 15-21.
19. Al Humssi A., Petrovskaya M., Abueva M. Modelling the Impact of World Oil Prices and the Mining and Quarrying Sector on the United Arab Emirates’ GDP. Mathematics 2023. DOI: 10.3390/math11010094.
20. Chaplyuk V.Z., Akhmedov F.N., Zeitoun M.S., Abueva M.MS., Al Humssi A.S. (2022). The Impact of FDI on Algeria’s Economic Growth. In: Popkova E.G., Sergi B.S. (ed). Geo-Economy of the Future. Springer, Cham. DOI: 10.1007/978-3-030-92303-7_32.

Введение

В условиях экономической глобализации обостряется проблема обеспечения экономической и финансовой безопасности государства, во многих случаях вопрос финансовой безопасности выходит из-под контроля.

В случае экономической открытости и условий глобальных экономических организаций, таких как Всемирная торговая организация, государству часто мешают вмешиваться в экономические финансовые дела и защищать свою финансово-экономическую безопасность.

Обеспечение финансовой безопасности государства является необходимой мерой достижения экономической и политической независимости (рис. 1).

Для устойчивого экономического роста ВВП так же требуется своевременно предотвращать негативное воздействие внешних финансовых кризисов в экономике. Для этого обходимо ограничивать вывоз российских капиталов за границу и эффективно использовать их для внутренних инвестиций в промышленный сектор экономики. Привлеченные средства иностранных заимствований могут использоваться в виде реальных инвестиций, направленных на решение технологического развитие экономики, обеспечивающего замещение импорта.

missing image file

Рис. 1. Способности финансовой безопасности страны Источник: составлено автором по [1]

missing image file

Рис. 2. Государственные меры и политики, направленные на обеспечение финансовой безопасности страны Источник: составлено автором

Материалы и методы исследования

Безопасность финансовой системы государства может быть достигнута только путем использования полного набора финансовых инструментов в условиях реализации эффективной экономической политики. Финансовую безопасность на макроэкономическом уровне обеспечивается через следующие финансовые инструменты: бюджетную политику, налоговую политику, кредитно-банковскую политику, финансово-денежную политику, инвестиционную политику, инфляционно-ценовую политику, страховую и фондовую политику, валютную политику, торговую политику (рис. 2).

Результаты исследования и их обсуждение

Направление повышения финансово-экономической безопасности страны:

I Совершенствование бюджетной политики.

Государственный бюджет является важнейшим звеном финансовой системы страны, утверждается законодательной властью, является основным финансовым планом на текущий и плановые периоды. Каждая статья доходов и расходов бюджета имеет силу закона.

В бюджетной политике концентрируется ответственность государства за выполнения взятых на себя бюджетных обязательств по увеличению доходов, но не за счёт увеличения налогового бремени, а за счет эффективного развития частного бизнеса.

Введенные в 2022 г. западные санкции против России были направлены на значительное снижение доходов, поступающих в бюджет за счет снижения валютного курса рубля, платежного баланса и темпов роста инфляции. Предполагалось, что срыв бюджетного плана станет основным генератором цепочек неплатежей в экономике и социальной сфере.

Правительство России своевременно приняло меры по противодействию агрессивной политике западных стран, переориентировав товарные потоки с запада на восток. В результате, по данным INTERFAX от 29 ноября 2022 г., российские доходы в бюджет за 9 месяцев текущего года выросли на 10% и составили 20 трлн рублей. Расходы увеличились на 5,5% и составили 19,5 трлн рублей. Бюджет за 2022 г. [2], исполняется с профицитом за счет осуществления разумной бюджетной политики при которой обеспечивается диверсификация источников доходов, направленных на поддержание сбалансированности государственного бюджета и обеспечения платежеспособности государства.

II Налоговая политика

В условиях глобальной экономики налоговая политика страны является одной из внутренних инструментов, играющих важную роль в повышении способности страны конкурировать на мировом экономическом рынке. Государство в условиях санкций вынуждено проводить налоговую политику, направленную на активизацию бизнеса. Так, например, в марте 2022 г. был увеличен налоговый порог экспорта нефти: вместо 60 млн рублей годового дохода до 120 млн рублей. Данные меры направлены на поддержку сырьевого сектора в условиях применении к ним западных санкций. Например, для ИТ компаний были продлены налоговые каникулы до конца 2023 г. и установлен нулевой процент по налогу на прибыль. Данные меры максимально способствуют привлечению инвестиций в реальный сектор экономики, обеспечивая технологический суверенитет России.

Социальная цель налоговой политики заключается в том, что налоговые доходы, поступая в бюджеты всех уровней, активизируют распределительно-производственные функции государства в регулировании социально-экономических процессов путем использования финансово-кредитного механизма. Государство, со всеми его финансовыми институтами, выполняет важную функцию по формированию финансовых доходов и расходов трех уровневой российской бюджетной системы, которая обеспечивает финансовую безопасность. При этом налоговые поступления являются важным источником общего бюджета государства.

Налоговая политика в условиях санкций должна содержать меры, направленные на снижение социальных расслоений между членами общества в получаемых доходах. Справедливое перераспределение налоговых доходов между российскими гражданами во многом обеспечит политическую и финансовую безопасность государства, создаст условия экономического роста.

Финансовый контроль выполняет надзорные функции за организацией и функционированием финансов на всех уровнях государства. Контрольные органы проводят работу в целях соблюдения финансового законодательства по своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств перед бюджетной системой, банками, а также взаимных обязательств предприятий и организаций по расчетам и платежам [3].

Для улучшения налоговых поступлений в государственный бюджет требуется проведение гибкой и эффективной налоговой реформы, направленной на поддержку и развитие экономического и социального развития страны в условиях кризиса. Обеспечение справедливости и соблюдения баланса между финансовыми и социальными принципами налога, реализация налоговой политики позволят создать условия финансовой безопасности.

III Финансово–кредитная политика

Кредитная политика реализуется кредитной системой и определяется уровнем развития производственных отношений. Финансовая безопасность государства также во многом зависит от организации деятельности кредитной системы, ее способности в условиях санкций мобилизовать свободные денежные средства хозяйствующих субъектов [4] и населения в различные формы кредита заемщикам.

Особую роль в осуществлении финансовой безопасности государства отводится финансовой политике, которая осуществляется в области производства и распределительных финансовых отношений, направленных на мобилизацию финансовых ресурсов, их распределение и использования для выполнения государственных задач [4].

В условиях западных санкций возможности ценовой конкуренции во многом ограничены за счет запрета на привлечение иностранных кредитов, особенно в условиях проведения специальной военной операции. Для предотвращения оттока денежных средств из банковской системы ЦБР на 28.02.2022 г. была повышена ключевая ставка рефинансирования до 20% годовых [5], которая снизилась до 11% с 14 сентября 2022 г. и в настоящее время она составляет 7,5% [6]. Чем ниже ставка рефинансирования, тем дешевле кредиты, которые способствуют активизации бизнеса.

Банк России, наделенный широкими полномочиями в праве осуществления эмиссии банкнот и регулирования финансово кредитных отношений, осуществляет кредитно-денежную политику в интересах национальной экономики. Так же Банк России наделен полномочиями открывать счета и хранить золотовалютные резервы в иностранных кредитных организациях на территории иностранных государств. Нарушая международные правила свободного рынка, западными странами были заблокированы Международные резервы Банка России. Всего зарубежные банки заблокировали российские активы на сумму 368 млрд долларов [7] из них 68 млрд долларов осели в странах Европейского союза [8]. Данные страны не только используют российские активы в своих интересах, но и придумывают способы их присвоения.

Данные активы сформировались в результате реализации российских сырьевых ресурсов на международных рынках. В условиях западных санкций заблокированные средства необходимы не только для погашения международных обязательств, но и для активизации реального сектора экономики, а также поднятия достойного уровня жизни населения. Секционная кредитная политика, проводимая западными странами в отношении российских зарубежных активов, наносит ущерб национальной экономике РФ.

IV Денежно-кредитная политика

Денежно-кредитная политика России имеет длительную историю развития и богатый опыт мер, направленных на поддержание ценовой безопасности и защиты рублевых доходов и сбережений населения. В условиях западных санкций, главная задача современной денежно кредитной политики связана с увеличением доверия общества к национальной валюте. Данный подход создает условия, снижающие зависимость российской экономики от доллара и евро. Использование национальной валюты в размещении активов и погашении финансовых обязательств в экономике во многом снижают влияние изменений внешних условий на российскую экономику. Так, например, в 2022 г. Россия перешла к расчетам с иностранными покупателями нефти и газа в государственной национальной валюте, что привело к увеличению отчислений в бюджет и доступности заемного финансирования для хозяйствующих субъектов [9].

V Инфляционная ценовая политика

Инфляционно ценовая политика государства направлена на снижение уровня инфляции. По расчетам экономистов ее оптимальный уровень должен держаться в пределах 4%. Рост инфляции за счет повышения инфляционного денежного спроса и инфляцией не денежных издержек оказывает отрицательное влияние на финансовую безопасность страны. По замыслу западных политиков введенные санкции США и ЕС по ослаблению российской экономике должны привести к росту инфляции. Санкции коснулись как потребителей, так и производителей товаров. В результате в 2014 г. произошел сильный инфляционный всплеск, последствием которого стало обрушение рубля и увеличение цен. По той же причине произошел новый всплеск инфляции в марте 2022 г. до 17,84% [10]. В результате Россия применила контрмеры по ослаблению влияния западных санкций на экономику и ввела эмбарго для США, ЕС и Канады на их товары. В итоге принятых государством мер, инфляция снизилась на конец 2022 г. до 12.4 % [11]. Борьбу с инфляцией осуществляет ЦБ, по его оптимистическим прогнозам на ближайшие 2 года, уровень инфляции в 2023г снизится до 7%, а к концу 2024 г. составит около 4% [12].

Современная инфляция связана не только с обесцениваем денег и ростом цен, но и с критическим состоянием экономики страны в целом. Такая политика может контролироваться только прямым и косвенным вмешательством государства в рынок. Определение минимального, максимального и среднего пределов на основе социального статуса и общих интересов потребителей, производителей и торговых посредников оказывает существенное влияние на финансовую безопасность.

VI Инвестиционная политика должна строиться исходя из того, что связь между финансовой и инвестиционной безопасностью является прямой взаимной связью и каждая из них влияет на другую. Невозможно достичь инвестиционной безопасности без обеспечения продуманной финансовой политики, особенно с вложением средств в международные активы. Так, например, Банк России на протяжении десятилетий размещал на депозитах и иных счетах зарубежных банков инвестиции, которые приносили низкий доход, а иногда даже убытки. С начала применения западных экономических санкций на 1 октября 2014 г. внешние активы России, вложенные в иностранные банки, составляли 1410,9 млрд долл. [13].

Эта задача становится первоочередной в условиях финансовой нестабильности, вызванной внутренними и глобальными кризисами и международными санкциями, направленными на ослабление и разрушения российского государства.

В условиях нестабильности (COVID-19 [14;15], финансовый кризис [16-17], экономические санкции [18], проблемы колебания мировых цен на нефть [19;20] и т.д.), государство непосредственно вынуждено вмешивается в политику регулирования финансового рынка. Данный подход позволяет не допустить финансового кризиса в достижении баланса и стабильности финансовых отношений всех звеньев финансовой системы.

Заключение

Инструменты государства, направленные на обеспечение финансово-экономической безопасности, должны быть согласованы и гармонично дополнять друг друга для достижения общей цели.

В условиях экономических санкций, государство непосредственно вынуждено вмешивается в политику регулирования финансового рынка. Данный подход позволяет не допустить финансового кризиса в достижении баланса и стабильности финансовых отношений всех звеньев финансовой системы.

Достижение финансово-экономической безопасности в целом основывается на достижении всех типов безопасности, таких как: бюджетная, налоговая, инвестиционная, инфляционно-ценовая, валютная, кредитно-банковской системы, финансово-денежной обращения, фондового и страхового рынка. Благодаря использованию данных инструментов санкции, на которые так рассчитывали западные страны, не смогли в должной мере повлиять на финансовую устойчивость российской экономики.

Публикация подготовлена при поддержке Программы РУДН № 060609-0-000 «Эффективность оценки и прогнозирования финансовой безопасности национальной экономики».


Библиографическая ссылка

Аль Хумсси А.С., Чаплюк В.З., Петровская М.В., Сорокина Л.Н. МЕРЫ ПОВЫШЕНИЯ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СТРАНЫ (НА ПРИМЕРЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ) // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2023. – № 2-1. – С. 5-11;
URL: https://vaael.ru/ru/article/view?id=2684 (дата обращения: 05.03.2024).