Введение
Вопросы функционирования транспортной инфраструктуры и логистических цепочек в экономике являются актуальными в аспекте обеспечения социально-экономического развития государства. Цепи поставок товаров, продукции, сырья и материалов должны рассматриваться как единый процесс. Как отмечают исследователи, ключевой функцией логистики является обеспечение и формирование материально-технического обеспечения клиентов с обеспечением поставки в нужно время, место с минимизацией возможных затрат [1, с.196]. Логистическая цепь поставок включает в себя множество составляющих элементов, связанных между собой материальным потоком, комплексом управленческих подходов, системы менеджмента и интеграцию производителей, поставщиков, продавцов и посредников. Российская экономика характеризуется высоким уровнем развития отрасли сельского хозяйства, обеспечивающего достаточный уровень продовольственной, экономической и национальной безопасности [2, с.96].
Ключевыми направлениями логистики в сфере сельского хозяйства являются обеспечение удобрениями, ресурсное обеспечение производителей продукции [3, с.4]. Государственное регулирование составляет основу функционирования сферы сельского хозяйства, продукция которого занимает большую долю в структуре импорта.
Цель исследования – провести оценку состояния и характера развития агропромышленного комплекса Российской Федерации в аспекте функционирования логистических цепочек и транспортной инфраструктуры.
Материалы и методы исследования
Данное исследование основывается на использовании информационно-аналитических и экономико-статистических материалов, показателей Федеральной службы государственной статистики, министерств сельского хозяйства, экономического развития Российской Федерации, результатов работ ученых и исследователей в данной сфере. Рассматривается динамика показателей объема продукции сельского хозяйства, экспорта и импорта, показателей грузооборота по видам транспорта, объема погрузки основных видов товаров за 2016-2020 годы. Авторами применяются такие методы как горизонтальный, вертикальный анализы, обобщение научной практики, индукция, дедукция.
Результаты исследования и их обсуждение
Функционирование агропромышленного комплекса протекает в условиях влияния ряда факторов внешнего и внутреннего характера, к их числу можно отнести природно-климатические условия, состояние материально-технической базы, уровень развития инфраструктуры и логистических цепочек, конъюнктура рынка труда. Исследователи отмечают, что в последнее время на данную сферу в меньшей степени оказывают влияния последствий финансовых кризисов и иного рода изменений на макроэкономическом уровне [4, с.90].
Рис. 1. Динамика объема продукции сельского хозяйства в Российской Федерации за 2016-2020 гг., млрд руб. Источник: составлено авторами по данным [5]
Рис. 2. Динамика показателей объемов экспорта и импорта в Российской Федерации за 2016-2020 гг., млн долларов Источник: составлено авторами по данным [5]
Ключевым количественным показателем, отражающим результаты функционирования агропромышленного комплекса, является объем продукции сельского хозяйства. На рисунке 1 отражена динамика объема продукции сельского хозяйства в Российской Федерации за 2016-2020 годы.
В целом, за рассматриваемый промежуток времени в Российской Федерации отмечается увеличение объема продукции сельского хозяйства на 26,53%, что является положительной тенденцией в данном аспекте. В Российской Федерации реализуется проект «Экспорт продукции АПК», в рамках которого реализуется поддержка российских организаций в части затрат, понесенных за транспортировку сельскохозяйственной и продовольственной продукции [6, с.22]. Такого рода меры позволяют оказать существенную поддержку в аспекте цепочек логистических поставок в агропромышленном комплексе.
Российская экономика обладает большим потенциалом агропромышленного комплекса, в том числе и в аспекте экспорта продукции, став крупнейшим поставщиком зерна на мировом рынке продовольствия [7, с.293]. На рисунке 2 отражена сравнительная динамика объемов экспорта и импорта в Российской Федерации за 2016-2020 годы:
В рассматриваемый период времени общие объемы экспорта и импорта товаров в Российской Федерации в целом увеличились на 17,96 и 27,05 процентов соответственно. В 2020 году экспорт продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья составил 119,1% в сравнении с 2019 годом, при этом наибольший прирост в структуре экспорта продовольственных товаров занимают семена подсолнечника: прирост в 2020 году относительно 2019 года составил 91,8% [5].
В аспекте изучения и анализа вопросов логистики и транспортной инфраструктуры одним из ключевых показателей выступает динамика объема грузооборота. Динамика показателей грузооборота по видам транспорта в Российской Федерации за 2016-2020 годы отражена в таблице 1.
В целом, в изучаемый промежуток времени отмечается снижение объемов грузооборота практически по всем видам категорий транспорта, что во многом обусловлено последствиями пандемии коронавирусной инфекции, характером и масштабами введенных ограничений, снижения деловой и инвестиционной активностей хозяйствующих субъектов.
Для более детального анализа функционирования транспортной инфраструктуры и логистических цепочек необходимо также рассмотреть динамику показателей объема погрузки основных видов товаров в экономике, что позволит оценить происходящие изменения по видам и сферам экономической деятельности. В таблице 2 представлена динамика показателей объема погрузки основных видов товаров в Российской Федерации за 2016-2020 годы.
В 2016-2020 годах в Российской Федерации также отмечается снижение объемов погрузки основных видов товаров по большинству рассматриваемых категорий. Наиболее положительная динамика наблюдается по погрузке зерна и продуктов перемола (+25,4%), строительные грузы (+6,09%). Такого рода динамику также можно обусловить последствиями введенных ограничений во время пандемии коронавирусной инфекции в 2020 году.
В аспекте анализа экономических составляющих функционирования транспортной инфраструктуры и логистических цепочек в Российской Федерации видится целесообразным является рассмотреть динамику индекса тарифов на грузовые перевозки, что позволит оценить изменение стоимости комплектующих, топлива и изменения объемов других видов затрат. На рисунке 3 отражена сравнительная динамика индекса тарифов на грузовые перевозки в транспортном комплексе и инфляции в экономике за 2016-2020 годы.
Таблица 1
Динамика показателей грузооборота по видам транспорта в Российской Федерации за 2016-2020 гг.
Показатель |
Год |
Изменение |
|||||
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
2020г. к 2019г., % |
2020г. к 2016г., % |
|
1. Грузооборот по видам транспорта, млрд тонно-километров |
|||||||
1.Транспорт – всего |
5 198 |
5 488 |
5 635 |
5 678 |
5 401 |
-4,88 |
3,91 |
2.Железнодорожный |
2 344 |
2 493 |
2598 |
2602 |
2545 |
-2,19 |
8,58 |
3.Автомобильный |
248 |
255 |
259 |
275 |
272 |
-1,09 |
9,68 |
4.Трубопроводный |
2 489 |
2 615 |
2668 |
2686 |
2470 |
-8,04 |
-0,76 |
5. Морской |
43 |
50 |
37 |
41 |
43 |
4,88 |
0,00 |
6. Внутренний водный |
67 |
67 |
66 |
66 |
64 |
-3,03 |
-4,48 |
7. Воздушный |
6,6 |
7,9 |
7,8 |
7,4 |
7,1 |
-4,05 |
7,58 |
2.Структура грузооборота по видам транспорта, % |
|||||||
1.Транспорт – всего |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
0,00 |
0,00 |
2. Железнодорожный |
45,09 |
45,43 |
46,10 |
45,83 |
47,12 |
2,83 |
4,49 |
3. Автомобильный |
4,77 |
4,65 |
4,60 |
4,84 |
5,04 |
3,98 |
5,56 |
4.Трубопроводный |
47,88 |
47,65 |
47,35 |
47,31 |
45,73 |
-3,33 |
-4,49 |
5. Морской |
0,83 |
0,91 |
0,66 |
0,72 |
0,80 |
10,26 |
-3,76 |
6. Внутренний водный |
1,29 |
1,22 |
1,17 |
1,16 |
1,18 |
1,94 |
-8,07 |
7. Воздушный |
0,13 |
0,14 |
0,14 |
0,13 |
0,13 |
0,87 |
3,53 |
Источник: составлено авторами по данным [5].
Таблица 2
Динамика показателей объема погрузки основных видов товаров в Российской Федерации за 2016-2020 гг., тысяч тонн
Показатель |
Год |
Изменение |
|||||
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
2020г. к 2019г., % |
2020г. к 2016г., % |
|
Грузы – всего, тысяч тонн |
1 226 951,1 |
1 266 482,1 |
1 291 504,7 |
1 279 419,6 |
1 244 626,9 |
-2,72 |
1,44 |
из них: |
|||||||
каменный уголь |
331 124,7 |
361 539,0 |
374 891,9 |
371 999,7 |
353 255,1 |
-5,04 |
6,68 |
кокс |
11 711,4 |
11 162,9 |
11 252,0 |
10 762,7 |
11 192,9 |
4,00 |
-4,43 |
нефть и нефтепродукты |
236 180,8 |
235 733,8 |
236 642,1 |
232 047,6 |
208 874,5 |
-9,99 |
-11,56 |
руда железная и марганцевая |
109 537,0 |
110 472,1 |
116 776,9 |
120 232,3 |
119 693,2 |
-0,45 |
9,27 |
руды цветных металлов и серное сырье |
21 081,1 |
20 224,3 |
19 658,0 |
19 567,5 |
19 948,8 |
1,95 |
-5,37 |
черные металлы |
71 013,8 |
72 967,9 |
78 110,7 |
73 763,4 |
66 415,6 |
-9,96 |
-6,48 |
лом черных металлов |
15 028,4 |
15 744,5 |
15 960,5 |
14 724,5 |
14 333,5 |
-2,66 |
-4,62 |
химические и минеральные удобрения |
53 471,5 |
57 084,6 |
59 192,5 |
60 486,4 |
62 733,4 |
3,71 |
17,32 |
строительные грузы |
141 339,2 |
133 139,9 |
124 034,0 |
124 185,2 |
131 749,6 |
6,09 |
-6,78 |
цемент |
26 657,1 |
26 824,3 |
25 077,8 |
26 250,5 |
25 069,8 |
-4,50 |
-5,95 |
лесные грузы |
42 220,9 |
43 271,4 |
45 694,0 |
41 975,1 |
40 689,5 |
-3,06 |
-3,63 |
зерно и продукты перемола |
21 611,9 |
24 746,0 |
29 719,2 |
24 123,9 |
30 251,9 |
25,40 |
39,98 |
комбикорма |
998,5 |
993,5 |
928,7 |
931,7 |
908,1 |
-2,53 |
-9,05 |
импортные грузы |
8 418,5 |
9 778,4 |
9 751,3 |
11 613,4 |
11 796,9 |
1,58 |
40,13 |
рыба |
361,3 |
332,7 |
276,2 |
204,3 |
189,9 |
-7,05 |
-47,44 |
прочие грузы |
136 195,0 |
142 466,8 |
143 538,9 |
146 551,4 |
147 524,1 |
0,66 |
8,32 |
Источник: составлено авторами по данным [5].
Рис. 3. Сравнительная динамика индекса тарифов на грузовые перевозки в транспортном комплексе и инфляции в экономике за 2016-2020 гг., % Источник: составлено авторами по данным [5]
Рис. 4. Динамика доли транспортировки и хранения в общем объеме компонентов производства ВВП Российской Федерации за 2020-2024 гг., % Источник: составлено авторами по данным [9, с. 24]
За рассматриваемый промежуток времени отмечается неравномерная динамика индекса тарифов на грузовые перевозки, которая не всегда обусловлена уровнем инфляции в экономике. В современных условиях стимулирующим фактором развития транспортной инфраструктуры является увеличение сегмента онлайн-торговли. В 2020 году под влиянием коронавирусной инфекции объем интернет-торговли значительно вырос, что можно охарактеризовать как новый тренд в развитии транспортной инфраструктуры и логистики в целом. По оценкам Data Insight объем рынка электронной торговли в Российской Федерации в 2020 году составил 2,5 триллионов рублей [8].
Вопросы развития транспортного комплекса и инфраструктуры занимают одно из ключевых мест в аспекте социально-экономического развития. Именно транспортный комплекс рассматривается в качестве одного из драйверов экономического роста российской экономики на период до 2024 года, согласно представленным прогнозам и оценкам [9, с.23]. На рисунке 4 отражена динамика доли транспортировки и хранения в общем объеме компонентов производства ВВП Российской Федерации за 2020-2024 годы:
В целом, согласно прогнозу социально-экономического развития Российской Федерации до 2024 года ожидается сохранение доли сферы транспортировки и хранения в структуре ВВП на уровне 5,8%.
Заключение
Функционирование и развитие транспортной инфраструктуры и логистических цепочек занимают одно из ключевых мест в аспекте обеспечения экономической и национальной безопасности Российской Федерации. На данные процессы оказывает влияние большое число факторов внешнего и внутреннего характера. Пандемия коронавирусной инфекции в 2020 году привела не только к замедлению темпов роста большинства анализируемых категорий показателей грузооборота, экспорта, объема погрузки основных видов, но и их отрицательной динамике. Такого рода изменения, на наш взгляд, носят временный, а не системный характер, поскольку серьезных структурных изменений пандемия коронавирусной инфекции не внесла на макроуровне. С другой стороны, отмечается резкий рост объемов онлайн-торговли, что дало новый импульс в развитии транспортного комплекса и логистических цепочек поставок товаров. Согласно прогнозу социально-экономического развития Российской Федерации до 2024 года ожидается сохранение доли сферы транспортировки и хранения в структуре ВВП на уровне 5,8%. Наиболее положительные изменения отмечаются также в агропромышленном комплексе, продукция и сырье которого пользуется большим спросом на мировом рынке продовольствия: только за 2016-2020 годы объем продукции сельского хозяйства увеличился на 26,53%.
Библиографическая ссылка
Сергеева Н.М., Репринцева Е.В., Алехина А.А., Малышева Е.В. ИЗМЕНЕНИЯ В СТРУКТУРЕ ТОВАРООБОРОТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2023. – № 1. – С. 128-134;URL: https://vaael.ru/ru/article/view?id=2680 (дата обращения: 03.12.2024).