Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

ФОМИРОВАНИЕ СТРАТЕГИЙ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ТУРИСТКИХ РЕГИОНОВ

Ермилова Д.Ю. 1 Бастрыкина Т.С. 1 Попов С.А. 1
1 ФГБОУ ВО «Российский государственный университет туризма и сервиса»
В статье рассмотрены подходы к формированию стратегий социально-экономического развития туристских регионов. Установлено, что анализ состояния и перспектив развития туристских регионов, а также разработка мероприятий, направленных на улучшение их функционирования, должны осуществляться с учетом общих законов экономической науки, которые имеют специфическое проявление в сфере туризма. Доказано, что при осуществлении исследования особое внимание необходимо уделять учету пространственных особенностей туристской деятельности и размещению туристских ресурсов. Выяснено, что под стратегией развития туристского региона можно понимать стратегический план, в котором определены цели, задачи, приоритеты, направления экономического развития туризма в исследуемом регионе на среднесрочный и долгосрочный периоды. В этом плане осуществляется оценка конкурентных преимуществ, ограничений, угроз и проблем развития туризма, определяются первоочередные приоритетные задачи его развития, намечаются пути координации действий центральных и местных органов власти, направленных на реализацию определенных задач и критериев их решения при обязательном учете общегосударственных приоритетов. Определено, что стратегии развития туристских регионов должны разрабатываться или как составная часть региональных стратегий, или в виде отдельной стратегии развития туризма потенциально-туристских или развитых туристских регионов.
стратегия
туризм
развитие
экономика
регион
государство
приоритет
ресурсы
координация
услуга
1. Авилова Н.Л., Косарева Н.В., Лебедева О.Е. Маркетинговое обеспечение развития туризма в регионе // Экономика и предпринимательство. 2018. № 11 (100). С. 183-186.
2. Александрова А.Ю., Домбровская В.Е. Адаптивное моделирование туризма: опыт, проблемы и перспективы применения на региональном уровне // Регионология. 2022. Т. 30. № 1 (118). С. 76-102.
3. Воронцова М.Г., Васильева А.Д. Проектная деятельность в развитии туристской территории региона // Журнал правовых и экономических исследований. 2022. № 1. С. 176-184.
4. Ермилова Д.Ю. Актуальные задачи современного дизайна // Вестник Ассоциации вузов туризма и сервиса. 2014. Т. 8. № 2. С. 25-31.
5. Квита Г.Н., Лучина Н.А., Аршинова А.Н. Креативный туризм как фактор развития российского туристского бизнеса // Современная конкуренция. 2022. Т. 16. № 1 (85). С. 29-40.
6. Кетова Ф.Р. Цифровая дифференциация российских территорий как условие повышения качества туристских услуг // Финансовая экономика. 2022. № 2. С. 268-271.
7. Кириллова С.А., Атаева А.Г. Проблемы организации особых экономических зон туристско-рекреационного типа в регионах России // Проблемы развития территории. 2022. Т. 26. № 1. С. 62-79.
8. Кондратьева С.В. Межрегиональная дифференциация развития международного туризма в Российской Федерации // Вестник Московского университета. Серия 6: Экономика. 2022. № 1. С. 79-95.
9. Коновалова Е.Е., Мартынова Р.Ф., Лебедев К.А. Совершенствование управления международной конкурентоспособностью предприятия // Экономика и предпринимательство. 2017. № 4-1 (81). С. 515-518.
10. Лебедев К.А. Современные проблемы экспорта украинского зерна // Культура народов Причерноморья. 2009. № 167. С. 70-71.
11. Лебедева О.Е. Особенности функционирования регионального рынка продукции скотоводства // Научные труды Южного филиала Национального университета биоресурсов и природопользования Украины «Крымский агротехнологический университет». Серия: Экономические науки. 2007. № 99. С. 196-202.
12. Медведева Т.В., Городничев С.В., Якушин Д.И. Развитие туризма в России – обескураживающий блеф или реальность? // Самоуправление. 2022. № 1 (129). С. 386-390.
13. Федулин А.А., Сахарчук Е.С., Лебедева О.Е. Организационные аспекты повышения квалификации специалистов в сфере туризма // Актуальные проблемы экономики. 2015. Т. 166. № 4. С. 327-330.
14. Karaulova N.M., Silcheva L.V., Antonenko V.V., Konovalova E.E., Lebedev K.A. Methodical approaches to forecasting tourist streams // Espacios. 2017. Vol. 38. № 48. P. 22.
15. Nikazachenko A.L., Yudashkina Е.Е., Vlasov G.V., Novikova V.V., Lebedev K.A. Modern approaches to assess tourism industry-related environment. Journal of Environmental Management and Tourism. 2018. Vol. 9. № 2 (26). P. 298-303.
16. Nikolskaya E.Yu., Pasko O.V., Volkova I.A., Dekhtyar G.M., Lebedeva O.E. Boosting the competitiveness of hotel business operators in current conditions. Journal of Environmental Management and Tourism. 2017. Vol. 8. № 8 (24). P. 1617-1622.

Практика показала, что если несколько административно-территориальных единиц регионального уровня имеют определенную специализацию (например, сельский туризм, горный туризм или приморский туризм), то совокупность таких туристских регионов следует считать туристской зоной. В пределах туристской зоны туристские регионы могут иметь свои отличительные туристские признаки. При этом классифицированные туристские регионы будут иметь туристские признаки как общие для туристской зоны, так и специфические для каждого из регионов, входящих в состав туристской зоны.

Различные аспекты данной проблематики отражены в работах Н.Л. Авиловой [1], А.Ю. Александровой [2], М.Г. Воронцовой [3], Г.Н. Квиты [5], Ф.Р. Кетовой [6], С.А. Кирилловой [7], С.В. Кондратьевой [8], Т.В. Медведевой [12], А.А. Федулина [13] и др. Вместе с тем, в научных работах не обращалось достаточного внимание на формирование стратегий социально-экономического развития туристских регионов.

При этом в основе возникновения различных подходов к определению туристского региона лежит селективный выбор туристских признаков, детальный анализ которых позволил автору разделить их на четыре группы:

1.Туристский регион определяется определенными туристскими признаками (например, наличием туристского потенциала уникальных памятников).

2. Туристским может считаться только тот регион, в котором обязательно производится туристский продукт.

3. Чтобы называться туристским регионом, территория должна отвечать основным требованиям: она должна иметь природные достопримечательности; в ее пределах должна существовать возможность предоставления необходимых услуг такого качества, на которое рассчитывает клиент (транспортное обслуживание, условия для проживания, организация досуга).

4. Регион следует считать туристским, если использование и реализация туристских ресурсов осуществляется в соответствующем объеме, а набор предлагаемых туристских услуг значительно шире от минимально необходимого, с учетом специфики конкретного региона.

Исследования свидетельствуют, что разработка мероприятий, направленных на улучшение функционирования туризма, должны осуществляться с учетом общих законов экономической науки, которые имеют специфическое проявление. Учитывая их, можно предположить, что полезность следующей единицы потребительского блага в сфере туризма меньше предыдущей и полезность набора благ максимальная при потреблении их в количестве, обеспечивающем равную предельную полезность всех потребляемых благ.

При этом ядром теоретической базы исследования является теория региональной экономики. Очевидно, что вопросы оптимизации размещения конкретных экономических объектов, в том числе и объектов туризма должны быть в центре внимания региональной экономики. Поэтому проявление законов пространственного расположения и взаимодействия различных социальных и экономических явлений в сфере туризма наблюдается в туристском регионообразовании. Поэтому с помощью количественных методов теории перемещения можно обосновать преимущества пространственного расположения субъектов хозяйствования, производящих туристский продукт, их социально-экономические и транспортно-обслуживающие связи.

В этих условиях можно предложить подход к группировке методов исследования в рамках туристских регионов, а именно:

1. Совокупность методов исследования особенностей формирования рынка и предпринимательства в сфере туризма, в частности использование маркетинговой концепции курортов.

2. Ряд методов для выявления уровня удовлетворенности потребителей качеством предоставленных рекреационно-туристских услуг, в частности, методов территориального маркетинга и социологических методов.

3. Ряд методов для оценки освоения пространства туристского региона (описательных, системного, пространственного анализа, особенностей территориальной организации, в частности диффузии туристской деятельности в пространстве).

В этих условиях маркетинговая стратегия должна быть эластичной, чтобы соответствовать изменениям во внешнем рыночном окружении и достаточно чувствительной, чтобы приспособиться к требованиям различных сегментов рынка [4, 11, 16]. В Российской Федерации важнейшей задачей является привлечение внимания политиков к маркетингу на курортах. При этом под концепцией маркетинга на курортах мы понимаем определение долгосрочных целей и стратегий, приспособленных к курортному рынку с использованием инструментов рекламы и сбыта.

Кроме того, наиболее важными мерами на рынке услуг туристских регионов являются: совершенствование законодательства; внедрение методов менеджмента и маркетинга на курортах; создание союза курортов; сокращение штата административных структур министерств и так называемых касс, которые регулируют деятельность курортов; организация системной рекламной кампании туристских регионов; расширение ассортимента туристских услуг; декапитализация рекреационно-туристских зон.

Поэтому под стратегией развития туристского региона можно понимать стратегический план, в котором определены цели, задачи, приоритеты, направления экономического развития туризма в исследуемом регионе на среднесрочный (4-6 лет) и долгосрочный (10-15 лет) периоды. В этом плане осуществляется оценка конкурентных преимуществ, ограничений, угроз и проблем развития туризма, определяются первоочередные приоритетные задачи его развития, намечаются пути координации действий центральных и местных органов власти, направленных на реализацию определенных задач и критериев их решения при обязательном учете общегосударственных приоритетов.

Стратегии развития туристских регионов должны разрабатываться или как составная часть региональных стратегий, или в виде отдельной стратегии развития туризма потенциально-туристских или развитых туристских регионов, а также виде самостоятельной документации, которая должна отличаться в зависимости от иерархического уровня и охваченной территории, являться достаточно разноплановой по объему документов, глубине проработки материала, без единых методических подходов к ее разработке и требовать соответствующего совершенствования [15].

При этом диагностика развития туристских регионов имеет общее с диагностикой экономики регионов в целом и может осуществляться по следующему алгоритму: 1-й этап – ретроспективный анализ развития региона; 2-й этап – оценка существующего состояния региона (сравнение с имеющимися нормативными показателями); 3-й этап – выявление современных проблем развития региона; 4-й этап – определение перспектив регионального развития.

Исследования свидетельствуют, что в процессе осуществления SWOT-анализа сильные стороны, угрозы, слабые стороны и возможности рассматриваются с точки зрения внутренних и внешних перспектив развития исследуемого региона. В разных странах осуществление диагностики регионального экономического развития в целом и туристских регионов в частности существенно отличается по подходам, принципам, нормативно-правовому полю, в ре-результате чего усложняется сравнение объемов, глубины охвата и качество такой диагностики.

Детальная оценка подходов к осуществлению диагностики развития туризма показала, что на региональном уровне она рассматривается преимущественно в структуре региональных стратегий развития. Такой подход позволяет выделить стратегию развития туристских регионов в структуре региональных стратегий развития, причем последнюю можно представить в виде программы или концепции стратегического развития.

При этом разработка стратегий регионального развития является обязательным, поскольку это предусмотрено законодательством, однако в составе этого законодательства отсутствуют четкие рекомендации по разработке таких стратегий, отсутствует единый общепринятый понятийно-терминологический аппарат, не учитывается стратегическая документация, разработанная в других странах, не используются теоретико-методологические наработки по разработке стратегической документации [9, 10, 14].

В то же время цель в стратегиях развития туристских регионов в разных странах мира практически совпадает, поскольку ее суть заключается в повышении эффективности функционирования уже существующих туристских регионов и введения в действие новых перспективных туристских регионов. Однако методы достижения цели в разных странах неодинаковы и зависят от различных факторов.

Поэтому обобщение опыта позволило выделить следующие основные проблемы: недостаточная интеграция научных подходов, методик и нормативной базы по разработке стратегических планов развития туризма; дефицит высококвалифицированных кадров, способных осуществлять разработку стратегической документации по развитию туристских регионов; затруднена координация стратегического развития туристских регионов вследствие диверсификации учреждений туризма по формам собственности; дефицит инновационных туристских проектов, научных исследований по вопросам внедрения новейших перспективных видов туризма.

Кроме того, обоснование цели, задач и принципов развития туристских регионов требует учета следующих положений: региональная стратегия развития туризма является стратегическим документом, который определяет цели, задачи, приоритеты; стратегические принципы туристского региона должны соответствовать общепринятым методам разработки стратегических документов; в каждой стране должно быть единое нормативно-правовое и методическое обеспечение; разработка стратегий должна осуществляться рабочими группами, созданными из представителей власти, деловых кругов, научных учреждений, общественных организаций.

В процессе исследования нами выделены три цели региональной политики: 1) развитие и структурные преобразования в экономически менее развитых регионах; 2) экономическая и социальная трансформация территорий, которые требуют глубокой реструктуризации; 3) поддержка позитивных общественно-экономических изменений в сфере образования и на рынке труда. Эти три очерченные цели окажут непосредственное влияние на интенсификацию развития туризма уже в ближайшей перспективе. Также в указанном контексте существует необходимость концентрации усилий государственных органов власти, субъектов хозяйствования, неправительственных организаций в действиях, направленных на: рост объемов инвестиций в рамках создания туристской инфраструктуры; увеличение удельного веса туризма в общем объеме валового внутреннего продукта.

Подводя итоги, можно отметить, что анализ состояния и перспектив развития туристских регионов, а также разработка мероприятий, направленных на улучшение их функционирования, должны осуществляться с учетом общих законов экономической науки, которые имеют специфическое проявление в сфере туризма. Кроме того, при осуществлении исследования особое внимание необходимо уделять учету пространственных особенностей туристской деятельности и размещению туристских ресурсов.


Библиографическая ссылка

Ермилова Д.Ю., Бастрыкина Т.С., Попов С.А. ФОМИРОВАНИЕ СТРАТЕГИЙ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ТУРИСТКИХ РЕГИОНОВ // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2023. – № 1. – С. 49-53;
URL: https://vaael.ru/ru/article/view?id=2667 (дата обращения: 23.04.2024).