Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

ИНВЕСТИЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ ЕSG-СТРАТЕГИЙ РОССИЙСКИХ ПРЕДПРИЯТИЙ

Бекетова О.Н. 1 Арифуллин М.В. 2 Фролов А.Л. 1
1 ФГБОУ ВО «МИРЭА – Российский технологический университет»
2 ФГБОУ ВО «Государственный университет управления»
В статье рассмотрены инвестиционные аспекты ESG-стратегий российских предприятий. Установлено, что концентрация активов, связанная с наклоном портфелей в сторону эмитентов ESG с высоким рейтингом, может, в зависимости от условий, влиять доходность российских предприятий. Доказано, что различные комбинации построенных портфелей, основанных на наклонах, которые обеспечивают большую подверженность рискам эмитентов с более высоким рейтингом, часто выполняются на уровне ниже традиционных индексов в течение периодов времени. Изменения в политике на нескольких основных рынках свидетельствуют о том, что, хотя политические инициативы находятся на разных стадиях разработки, предпринимаются усилия по укреплению практики ESG, чтобы она была прозрачной, эффективной и справедливой. Выяснено, что регулятивные инициативы, связанные с устойчивым финансированием, и ESG в частности, охватывают такие темы, как таксономия и раскрытие информации об эмитентах, продуктах фонда ESG, рейтинговых агентствах и контрольных показателях. Определено, что прогресс в повышении значимости инвестиций в ESG требует более активных усилий по обеспечению прозрачности, согласованности показателей, сопоставимости методологий рейтингов и соответствия финансовой отчетности. Несмотря на усилия регулирующих органов, органов, устанавливающих стандарты, и участников частного сектора в различных российских регионах для обеспечения эффективности может потребоваться вмешательство федеральных властей.
инвестиции
esg-стратегия
экология
социальная сфера
правительство
финансы
эффективность
регулирование
отчетность
сектор
1. Авилова Н.Л., Косарева Н.В., Лебедева О.Е. Маркетинговое обеспечение развития туризма в регионе // Экономика и предпринимательство. 2018. № 11 (100). С. 183-186.
2. Адашова Т.А., Косарева Н.В., Лебедев К.А. Современное состояние и перспективы развития спортивно-оздоровительного туризма // Экономика и предпринимательство. 2018. № 12 (101). С. 314-317.
3. Бекетова О.Н., Фролов А.Л., Арифуллин М.В. Финансовая аналитика как инструмент управления эффективностью бизнес-моделей предприятия в условиях цифровой экономики // Вестник Алтайской академии экономики и права. 2022. № 4-2. С. 143-147.
4. Воронкова О.Н. Реконфигурация глобальных цепочек создания стоимости в современных условиях // Annali d’Italia. 2022. № 28-2. С. 36-39.
5. Егорова Е.М., Аванесова Е.С. О роли ЕSG-банкинга в формировании финансового вектора социально ориентированных бизнес-проектов // Экономика: теория и практика. 2022. № 4 (68). С. 49-54.
6. Жукова Е.В. Экологическая составляющая ESG-факторов с позиций управления в экономике замкнутого цикла // Вестник университета. 2021. № 7. С. 143-150.
7. Коновалова Е.Е., Мартынова Р.Ф., Лебедев К.А. Совершенствование управления международной конкурентоспособностью предприятия // Экономика и предпринимательство. 2017. № 4-1(81). С. 515-518.
8. Лебедев К.А. Современные проблемы экспорта украинского зерна // Культура народов Причерноморья. 2009. № 167. С. 70-71.
9. Лебедева О.Е. Особенности функционирования регионального рынка продукции скотоводства // Научные труды Южного филиала Национального университета биоресурсов и природопользования Украины «Крымский агротехнологический университет». Серия: Экономические науки. 2007. № 99. С. 196-202.
10. Марьин Е.В. ЕSG-баланс между тремя измерениями: экономическим, социальным и экологическим // Вопросы устойчивого развития общества. 2022. № 9. С. 10-13.
11. Панкова Л.Н. ESG тренды мировой экономики // Актуальные исследования. 2021. № 51 (78). С. 95-97.
12. Пахомова Н.В., Айнабекова К.К. Драйверы и барьеры на пути внедрения крупным бизнесом России и Казахстана ESG стратегий: сравнительный анализ // Проблемы современной экономики. 2022. № 1 (81). С. 163-168.
13. Федулин А.А., Лебедев К.А., Лебедева О.Е. Оптимизация внутрикластерных отношений в туристической сфере // Актуальные проблемы экономики. 2017. Т. 187. № 1. С. 383-388.
14. Федулин А.А., Сахарчук Е.С., Лебедева О.Е. Организационные аспекты повышения квалификации специалистов в сфере туризма // Актуальные проблемы экономики. 2015. Т. 166. № 4. С. 327-330.
15. Шахназаров Б.А. ЕSG-принципы и устойчивое развитие правовые аспекты // Мониторинг правоприменения. 2022. № 1 (42). С. 2-11.
16. Nikolskaya E.Yu., Pasko O.V., Volkova I.A., Dekhtyar G.M., Lebedeva O.E. Boosting the competitiveness of hotel business operators in current conditions. Journal of Environmental Management and Tourism. 2017. Vol. 8. № 8 (24). P. 1617-1622.

Формы устойчивого финансирования быстро развивались в последние годы, поскольку все большее число институциональных инвесторов и фондов используют различные подходы к инвестированию в рамках окружающей среды, социальной сферы и управления (ESG). Хотя внедрение форм устойчивого финансирования является обычным событием, терминология и практика, связанные с инвестированием в ESG, значительно различаются. Одна из причин этого заключается в том, что инвестирование в ESG превратилось из социально ответственной инвестиционной философии в отдельную форму ответственного инвестирования.

В то время как более ранние подходы использовали исключительный отбор и оценочные суждения для формирования своих инвестиционных решений, инвестирование в ESG стимулировалось изменением спроса со стороны всей финансовой экосистемы, обусловленными как поиском лучшей долгосрочной финансовой ценности, так и стремлением к лучшему в соответствии с ценностями.

Причем существует разнообразие показателей, методологий и подходов, которые, будучи действительными, способствуют разрозненным результатам, дополняя ряд инвестиционных практик ESG, которые в совокупности приводят к отраслевому консенсусу относительно эффективности портфелей с высоким уровнем ESG, который может оставаться открытым для интерпретации. В то же время ключевые результаты анализа показывают, что рейтинги ESG сильно различаются в зависимости от выбранного поставщика, что может происходить по ряду причин, таких как различные структуры, качественная оценка и взвешивание подкатегорий.

Более того, за последнее десятилетие доходность показала неоднозначные результаты, что вызывает вопросы относительно истинной степени, в которой ESG влияет на производительность. Это отсутствие сопоставимости показателей ESG, рейтингов и подходов к инвестированию затрудняет инвесторам проведение границы между управлением существенными рисками ESG в рамках их инвестиционных мандатов и достижением результатов ESG, которые могут потребовать компромисса в финансовых показателях.

Различные аспекты данной проблематики отражены в работах О.Н. Воронковой [4], Е.М. Егоровой [5], Е.В. Жуковой [6], Е.В. Марьина [10], Л.Н. Панковой [11], Н.В. Пахомовой [12], Б.А. Шахназарова [15] и др. Учитывая научный задел в этой области считаем, что исследование инвестиционных аспектов ЕSG-стратегий российских предприятий требует углубления.

Практика показала, что несмотря на эти недостатки, оценка и отчетность ESG потенциально могут предоставить значительный объем информации об управлении и устойчивости российских предприятий при создании долгосрочной стоимости. Это также могло бы представлять собой важный рыночный механизм, помогающий инвесторам лучше согласовывать свои портфели с экологическими и социальными критериями, которые соответствуют устойчивому развитию.

Тем не менее, прогресс в повышении значимости инвестиций в ESG требует более активных усилий по обеспечению прозрачности, согласованности показателей, сопоставимости методологий рейтингов и соответствия финансовой отчетности. Наконец, несмотря на усилия регулирующих органов, органов, устанавливающих стандарты, и участников частного сектора в различных юрисдикциях и российских регионах, для обеспечения эффективности, устойчивости и целостности рынка может потребоваться глобальное руководство. В то же время инвестиции в экологию, социальную сферу, а также управление (ESG) быстро росли за последний мериод, и объем профессионально управляемых портфелей, в которые включены ключевые элементы оценок ESG, по некоторым показателям превышает 1,5 млрд. долларов США в Российской Федерации [1, 3, 14].

Кроме того, объем торговых инвестиционных продуктов, связанных с ESG, доступных институциональным и розничным инвесторам продолжает быстро расти на основных российских финансовых рынках. Растущий интерес инвесторов к факторам ESG отражает мнение о том, что данные вопросы, включая риски и возможности, могут повлиять на долгосрочные результаты деятельности эмитентов и поэтому должны надлежащим образом учитываться при принятии решений по инвестированию.

Хотя определения различаются в отношении формы учета рисков ESG, в целом инвестирование в ESG – это подход, который направлен на включение данных факторов в распределение активов и принятие решений о рисках, чтобы генерировать долгосрочную финансовую отдачу [2, 7, 13]. Таким образом, в центре внимания находится степень, в которой подход ESG включает прогнозную финансово-существенную информацию об ожидании доходности и рисков, и степени, в которой он может помочь генерировать превосходную долгосрочную доходность.

За последний период в Российской Федерации значительное внимание уделялось критериям ESG и инвестированию, отчасти из-за, по крайней мере, трех факторов. Во-первых, недавние отраслевые и академические исследования показывают, что инвестиции в ESG при определенных условиях могут помочь при управлении инвестиционных рисков. Несмотря на недавние исследования, растет понимание важности измерения ESG-показателей. Во-вторых, внимание к рискам, связанным с преобразованием климата, преимуществам делового поведения, необходимости разнообразия на рабочем месте и в советах директоров предполагает, что общественные ценности будут все больше влиять на выбор инвесторов, а выбор потребителей может все больше влиять на результаты деятельности российских корпораций.

В-третьих, у корпораций и финансовых институтов растет стремление отказаться от краткосрочных перспектив рисков и доходности, чтобы лучше отражать долгосрочную устойчивость в результатах инвестирования. Таким образом, некоторые российские инвесторы стремятся повысить эффективность долгосрочных доходов, а другие, возможно, пожелают включить более формализованное соответствие общественным ценностям. В любом случае, появляется все больше свидетельств того, что устойчивость финансирования должна учитывать внешние факторы в рамках максимизации долгосрочной прибыли, что одновременно снижает склонность к спорам, которые подрывают доверие заинтересованных сторон.

Инвестиции в ESG также вызвали интерес со стороны государственного сектора в Российской Федерации, включая Центральный банк РФ, что выразилось в поддержке способам содействия переходу финансовых систем к более экологичной экономике при низком уровне выброса углерода. Центральный банк РФ обязался интегрировать методы оценки ESG и инвестирования в некоторые из своих обязанностей, такие как управление резервами и надзорная практика, включая стресс-тесты.

Кроме того, в рамках растущего спроса финансовая индустрия создает все больше продуктов и услуг, связанных с рейтингами ESG, индексами и фондами. Число российских фирм, называющих себя поставщиками рейтингов ESG, увеличилось. Количество индексов ESG, фондов акций и фондов с фиксированным доходом продолжает увеличиваться. Инвесторы теперь могут участвовать в ESG-инвестировании с помощью продуктов с низким уровнем риска, таких как фонды денежного рынка, которые сочетают сложные синтетические стратегии с ESG-инвестированием.

Инвесторы, стремящиеся позиционировать себя как переходящих к экономике с низким выбросом угреродов, могут инвестировать в «зеленые» фонды и возобновляемые источники энергии. В этом отношении российские финансовые рынки доказали свою гибкость в реагировании на спрос инвесторов прозрачным и ориентированным на клиента образом. Несмотря на этот прогресс, повышение использования раскрытия информации ESG, рейтингов и различных типов фондов, связанных с ESG, потребовал более пристального внимания со стороны ряда практиков рынка, и в отрасли растет понимание того, что методы инвестирования ESG должны развиваться, чтобы соответствовать ожиданиям своих пользователей и поддерживать доверие.

В то же время ESG-стратегии должны быть направлены на преодоление разрыва в знаниях путем: изучения концепций и определений; ключевых участников экосистемы ESG и их функций; анализа проблем, связанных с инвестиционными рейтингами, категоризацией фондов и эффективностью [8, 9, 16]. В данных стратегиях предпринята попытка выявить и понять как различия в ESG-статегиях могут способствовать различным показателям ESG, которые приводят к расхождениям в индексах и портфелях с высоким ESG.

Результаты свидетельствуют, что финансовые посредники, а также правительственные и международные организации оказывают влияние на формирующуюся практику инвестирования в ESG. Несмотря на конструктивный и всеобъемлющий прогресс, достигнутый в разработке практики ESG, это привело к несоответствиям показателей для инвесторов. При этом некоторые рейтинговые агентства все еще находятся на пути совершенствования своей методологии путем включения различных факторов, Более того, субъективное суждение является многоуровневым, особенно в отношении абсолютных и относительных оценок внутри отраслей и между ними.

Несмотря на достигнутый прогресс, остается решающий момент в согласовании с существенными факторами. При этом, когда информация из раскрытия эмитентами извлекается и различные ключевые факторы взвешиваются может быть рассчитан окончательный ESG-балл. Кроме того, рейтинги ESG варьируются от одного поставщика ESG к другому. Различные методологии, используемые для преобразования данных подвергаются критике из-за большого различия в результатах.

При этом различия в показателях ESG могут возникать по ряду причин. Они могут касаться различных структур, мер, ключевых показателей и метрик, использования данных, качественной оценки и взвешивания подкатегорий, повторного взвешивания баллов для обеспечения «лучшего в своем классе» в отраслях. В то время как различные методологии, суждения и данные приветствуются, чтобы предложить инвесторам выбор подходов и результатов, значительные различия в оценке ESG у разных поставщиков могут снизить значимость портфелей ESG, в которых российские предприятия с более высоким рейтингом оцениваются более высоко.

Подводя итоги, можно утверждать, что концентрация активов, связанная с наклоном портфелей в сторону эмитентов ESG с высоким рейтингом, может, в зависимости от условий, влиять доходность российских предприятий. Различные комбинации построенных портфелей, основанных на наклонах, которые обеспечивают большую подверженность рискам эмитентов с более высоким рейтингом, часто выполняются на уровне ниже традиционных индексов в течение периодов времени.

Изменения в политике на нескольких основных рынках свидетельствуют о том, что, хотя политические инициативы находятся на разных стадиях разработки, предпринимаются усилия по укреплению практики ESG, чтобы она была прозрачной, эффективной и справедливой. Регулятивные инициативы, связанные с устойчивым финансированием, и ESG в частности, охватывают такие темы, как таксономия и раскрытие информации об эмитентах, продуктах фонда ESG, рейтинговых агентствах и контрольных показателях.


Библиографическая ссылка

Бекетова О.Н., Арифуллин М.В., Фролов А.Л. ИНВЕСТИЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ ЕSG-СТРАТЕГИЙ РОССИЙСКИХ ПРЕДПРИЯТИЙ // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2023. – № 1. – С. 17-21;
URL: https://vaael.ru/ru/article/view?id=2661 (дата обращения: 26.04.2024).