Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

МОТИВАЦИЯ МОЛОДЕЖНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА РЕГИОНА

Кондрашов В.М. 1 Гончарова В.В. 1 Лебедева О.А. 1
1 Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации
Исследование побудительных мотивов предпринимательской деятельности среди молодежи может послужить, с одной стороны, созданию новых рабочих мест, с другой –обновлению региональной и национальной экономик за счет предпринимателей, адаптированных к современным условиям развития экономики. Особую значимость в этом контексте имеет профессиональная ориентация молодежи, освоение и развитие современных компетенций. В данной статье осуществлен анализ важности молодежного предпринимательства, оценены результаты опроса по исследованию побудительных мотивов предпринимательской деятельности молодежи Смоленского региона. Практическая значимость исследования заключается в разработке механизма мотивационного взаимодействия поддержки развития молодежного предпринимательства.
молодежное предпринимательство
мотивация
меры государственной поддержки
Распоряжение Правительства РФ «Об утверждении Основ государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года» от 29.11.2014 № 2403-р [Электронный ресурс]. – Режим доступа: Справочная правовая система «КонсультантПлюс» http://www.consultant.ru/cons/ (дата обращения: 25.11.2022).
Ветрова Е.А. Социальное предпринимательство как фактор социально-экономического развития общества // Вестник Тамбовского университета. Сер.: Гуманитарные науки. 2020. № 1 (141). С. 20-24.
Сергеенкова М.О., Степанова С.В. государственная поддержка молодежного предпринимательства в Российской Федерации // Наукосфера. 2021. № 12-2. С. 308-311.
Крицкая М. Госпрограммы поддержки малого бизнеса – 2019 [Электронный ресурс] // Журнал Контур. – Режим доступа: https://kontur.ru/articles/4710 (дата обращения: 27.11.2022).
Назарова П.Н. Основные проблемы и развитие молодежного предпринимательства в РФ // Молодой ученый. 2019. № 17 (255). С. 162-163. URL: https://moluch.ru/archive/255/58381 (дата обращения: 02.12.2022).
Данакин Н.С., Шавырина И.В., Демененко И.А. Молодежь в сфере социального предпринимательства: региональный аспект // Известия высших учебных заведений. Смоленский регион. Общественные науки. 2020. № 3 (55). С. 50-60.

Введение

Молодежь – самая активная часть общества, которой характерны такие свойства, как динамичность, подвижность и гибкость. Под влиянием внешних факторов в условиях рыночной экономики перечисленные свойства предоставляют их обладателям огромные перспективы для развития предпринимательской деятельности. Однако для того, чтобы преобразовать внутренние ресурсы молодежи, необходимо выявить стимулы и мотивационные аспекты, дающие основу для возникновения новых экономических субъектов и отношений, протекающих в ходе создания и реализации предпринимательской деятельности [1].

Молодое поколение, ориентированное на развитие собственного бизнеса, предполагает устранение структурных искажений, создание эффективной и устойчивой внутренней экономической системы, насыщение региональных и местных бюджетов, рост производства национальной продукции, укрепление позиций среднего класса, а также исключает возможности появления монопольного диктата экономической сферы деятельности [2].

Молодежное предпринимательство в России сегодня находится на этапе становления, государство активно участвует в данном процессе, формируя молодежную политику. Молодые люди все чаще задумываются об альтернативе работы по найму – о создании собственного малого бизнеса. Сталкиваясь с множеством задач и проблем, которые возникают при создании собственного дела, молодые предпринимательства всегда могут рассчитывать на государственную поддержку [3].

В рамках поддержки молодежного предпринимательства государство ставит следующие задачи:

– вовлечение молодежи в предпринимательскую деятельность;

– поддержка молодежи в процессе создания и развития молодежного предпринимательства;

– содействие молодым предпринимателям в разработке, продвижении и коммерциализации проектов в инновационной сфере, создании малых предприятий в инновационной сфере;

– содействие трудоустройству учащейся молодежи в сфере малого и среднего бизнеса [4].

Вовлечение молодежи в предпринимательскую деятельность и поддержка предпринимательских инициатив молодежи реализуется путем организации и проведения информационно-просветительских и PR-мероприятий для учащейся молодежи, выпускников вузов и колледжей, издания и тиражирования специализированных изданий с целью вовлечения их в малый бизнес. Также ежегодно организуются и проводятся различные форумы и конференции по вопросам развития, поддержки молодежного предпринимательства.

Материалы и методы исследования

Информационной базой исследования послужили данные социологического опроса молодежи Смоленской области. При проведении исследования применялись методы выявления мотивационных аспектов молодежного предпринимательства, аналитический метод, а также методы обобщения и систематизации информации.

Результаты исследования и их обсуждение

В ходе исследования проводился социологический опрос среди студентов различных направлений деятельности и учеников старших классов общеобразовательных школ. В исследовании принимали участие 110 респондентов Смоленского региона.

В ходе исследования в первую очередь были оценены личные качественные характеристики опрашиваемых в целях определения степени готовности и соответствия требований ведения бизнеса с психологической точки зрения. Ведение предпринимательской деятельности подразумевает наличие специальных личностных качеств, которые в процессе ведения деятельности поспособствуют эффективным результатам.

Результаты анализа представлены на рис. 1.

Исходя из представленных результатов необходимо отметить, что большинству участников опроса импонирует возможность монетизации креатива и творчества – 70 человек (63,5 %) выбрали вариант «Да» и 38 человек (34,6 %) ответили «Скорее да». Лишь 2 человек (1,9 %) дали отрицательный ответ на данный вопрос.

Анализ позиций по отношению к карьерному росту показал, что 76 человек (69,2 %) активно стремятся к карьерному росту, 32 человека (28,8 %) склоняются, что скорее хотели бы двигаться по карьерной лестнице, а 2 человека (1,9 %) приняли возможность занять стабильное положение в управленческих структурах и ответили «Скорее нет».

В процессе выявления склонности респондентов к риску, было определено следующее: 45 человек (40,4 %) определенно считают, что они склонны к принятию рискованных решений, 30 человек (26,9 %) отметили, что им присуща определенная доля риска и столько же считают, что предпочли бы безопасность, а 5 человек (5,8 %) дали однозначный ответ «Нет».

pic_Kondrashov_1.tif

Рис. 1. Оценка личностных качеств респондентов. Источник: составлено авторами по результатам опроса

Результат в вопросе по определению предпочтений в командной работе показал, что 62 человека (55,8 %) скорее хотели бы работать в команде и 30 человек (26,9 %) дали четкий ответ «Да», а 13 человек (11,5 %) скорее предпочли бы работать собственными силами, 5 человек (5,8) дали однозначный отрицательный ответ.

Для изучения проблематики развития молодежного предпринимательства на территории Смоленской области необходимо рассмотреть наличие опыта в области самостоятельной экономической деятельности, также выявить наличие предпринимателей в кругу общения респондентов, как одного из фактора мотивации (рисунок 2).

Результат именно этих вопросов поможет разобраться в настроении молодежи к предпринимательству Смоленского региона и проанализировать частоту предпринимателей в близком окружении респондента, наличие которых может оказать прямое и косвенное воздействие на решение открытия собственного дела посредством имеющегося опыта и практических советов.

Результаты опроса свидетельствуют о том, что большинство опрошенных – 79 человек (86,5 %) не имеют опыта в предпринимательской сфере. Однако опрос показал, что более чем у 50-ти % респондентов имеются действующие предприниматели в кругу общения, а остальные 44,2 % не имеют в близком окружении предпринимателей.

Таким образом, проведенное исследование позволяет сделать вывод о готовности молодежи Смоленской области к предпринимательству.

Для повышения заинтересованности в развитии предпринимательства, необходимо рассмотреть уровень осведомленности молодежи о мерах поддержки государством малого и среднего бизнеса (рис. 3).

pic_Kondrashov_2.tif

Рис. 2. Наличие опыта ведения предпринимательской деятельности и действующих предпринимателей в кругу общения у респондентов. Источник: составлено авторами по результатам опроса

pic_Kondrashov_3.tif

Рис. 3. Осведомленность респондентов о мерах поддержки государства бизнеса. Источник: составлено авторами по результатам опроса

Анализ показал, что 85 опрошенных (76,9 %) знают о государственной поддержке предпринимательства и 25 (23,1 %) не слышали о таких мероприятиях.

Система поддержки молодежного предпринимательства – это комплекс организационных структур федерального, регионального и местного уровней, объединенных с целью создания условий роста деловой активности среди молодежи, реализации экономической политики, а также осуществления специальных налоговых и кредитных мероприятий. В связи с этим, информирование молодежи о мерах поддержки предпринимательской деятельности является важным мотивационным аспектом [5].

Исходя из аргументации мероприятий по государственной поддержке предпринимательства, опрос включает в себя открытый вопрос «Какие меры государственной поддержки бизнеса вы знаете?». В табл. 1 отображены ответы респондентов.

Анализ показал, что наиболее известным мероприятием государственной поддержки малого предпринимательства являются «Низкие налоговые ставки» – 64 респондента знаю о такой мере поддержки, «Гранты для малого бизнеса» – указали 59 опрошенных и «Кредиты на выгодных условиях» – 41 респондент знает о таком мероприятии.

Для наиболее точной оценки и выявления мотивов заниматься предпринимательской деятельностью у молодежи сгенерирован открытый вопрос «Как вы считаете, что является лучшей мотивацией для открытия собственного бизнеса?». С помощью данного вопроса аналитику предоставляется возможность оценить главные мотивационные аспекты предпринимательской деятельности, а также результат может сподвигнуть специализированные органы государственной власти дополнить комплекс мер по поддержки и развитию предпринимательства среди молодежи. Результаты опроса отражаются в табл. 2.

Таблица 1

Меры государственной поддержки бизнеса по мнению респондентов

Какие меры государственной поддержки бизнеса вы знаете?

Ответ

Количество респондентов

Безвозмездная помощь от специализированных центров (Мой Бизнес, Центр поддержки предпринимательства)

10

Субсидии

25

Гранты для малого предпринимательства

59

Кредиты на выгодных условиях

41

Низкие налоговые ставки

64

«Налоговые каникулы»

17

Возможность получить 250 000 рублей на начальном этапе бизнеса

14

Государственный контракт

11

Финансовая поддержка бизнеса некоторых отраслей

10

Скидки на лизинг

5

Обучение и консультирование

13

Источник: составлено авторами по результатам опроса.

Таблица 2

Мотивы реализации предпринимательской деятельности среди молодежи

Как вы считаете, что является лучшей мотивацией для открытия собственного бизнеса?

Ответ

Количество респондентов

Быть независимым

59

Производить качественные услуги и товары

3

Возможность карьерного роста

5

Возможность больше зарабатывать

69

Создание продукта/услуги, не имеющегося на рынке

2

Исполнение мечты

15

Гибкий график

51

Возможность делать то, что вдохновляет

31

Возможность быть руководителем

9

Самореализация

49

Поддержка государства в ведении бизнеса

15

Источник: составлено авторами по результатам опроса.

Результаты показали, что наибольшими мотивами для создания и ведения собственного бизнеса являются желание быть независимым – 59 респондентов, возможность большого заработка – 69 опрошенных указали данный вариант ответа, командная работа – 51 ответ, возможность делать то, что вдохновляет – 31 респондент ответил таким образом.

Как показало исследование, большая часть респондентов желают заниматься собственным делом. Подкрепляя личными мотивами свое желание, молодежь также в достаточной степени осведомлена о государственных мерах поддержки малого бизнеса.

В современных условиях развитие малого бизнеса – одно из ведущих направлений реализуемых национальных проектов в России. Молодежь, как наиболее активная часть общества, обладает высоким предпринимательским потенциалом, требующим поддержки со стороны государства [6]. Исходя из этого, для развития молодежного предпринимательства в Смоленской области авторами предложен механизм мотивационного взаимодействия (рис. 4).

pic_Kondrashov_4.tif

Рис. 4. Механизм мотивационного взаимодействия поддержки развития молодежного предпринимательства. Источник: составлено авторами

Начальным звеном в представленной схеме выступает школа, где в процессе обучение возможно зарождение побудительных мотивов к занятию предпринимательской деятельности посредством информирования о бизнес-сообществах, направлениях деятельности и т. д., проведения совместных деловых игр, в процессе которых школьники могут почувствовать себя предпринимателями.

Центральным звеном данного механизма является вуз, который выступает в качестве своеобразного проводника реализации государственной молодежной политики, федеральных и региональных программ, направленных на поддержку развития молодежного предпринимательства. В тоже время одной из основных задач в деятельности ВУЗов должно быть повышение мотивации студентов к созданию и развитию предпринимательской деятельности, позиционирование бизнеса как альтернативы работы в качестве наемного работника, а также создание необходимых условий для повышения привлекательности бизнес-среды, проведение обучения в рамках акселерационных программ, развитие программ наставничества и менторства.

Заключение

Практический анализ показал, что молодежь Смоленской области занимает активную позицию в предпринимательской деятельности, большинство респондентов проявляют инициативу в ведении собственного бизнеса, мотивацией которой являются желание повысить заработок, создание чего-то нового и воплощение собственной мечты.

Проведенное исследование свидетельствует о высокой информированности молодежи о мерах государственной поддержки бизнеса, результаты опроса продемонстрировали наиболее известные из всевозможных мероприятий: различные субсидии, гранты, налоговые послабления и сниженные кредитные ставки для малого бизнеса, что в свою очередь также является стимулом в развитии молодежного предпринимательства.


Библиографическая ссылка

Кондрашов В.М., Гончарова В.В., Лебедева О.А. МОТИВАЦИЯ МОЛОДЕЖНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА РЕГИОНА // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2022. – № 12-2. – С. 267-272;
URL: https://vaael.ru/ru/article/view?id=2649 (дата обращения: 21.11.2024).