Введение
Молодежь – самая активная часть общества, которой характерны такие свойства, как динамичность, подвижность и гибкость. Под влиянием внешних факторов в условиях рыночной экономики перечисленные свойства предоставляют их обладателям огромные перспективы для развития предпринимательской деятельности. Однако для того, чтобы преобразовать внутренние ресурсы молодежи, необходимо выявить стимулы и мотивационные аспекты, дающие основу для возникновения новых экономических субъектов и отношений, протекающих в ходе создания и реализации предпринимательской деятельности [1].
Молодое поколение, ориентированное на развитие собственного бизнеса, предполагает устранение структурных искажений, создание эффективной и устойчивой внутренней экономической системы, насыщение региональных и местных бюджетов, рост производства национальной продукции, укрепление позиций среднего класса, а также исключает возможности появления монопольного диктата экономической сферы деятельности [2].
Молодежное предпринимательство в России сегодня находится на этапе становления, государство активно участвует в данном процессе, формируя молодежную политику. Молодые люди все чаще задумываются об альтернативе работы по найму – о создании собственного малого бизнеса. Сталкиваясь с множеством задач и проблем, которые возникают при создании собственного дела, молодые предпринимательства всегда могут рассчитывать на государственную поддержку [3].
В рамках поддержки молодежного предпринимательства государство ставит следующие задачи:
– вовлечение молодежи в предпринимательскую деятельность;
– поддержка молодежи в процессе создания и развития молодежного предпринимательства;
– содействие молодым предпринимателям в разработке, продвижении и коммерциализации проектов в инновационной сфере, создании малых предприятий в инновационной сфере;
– содействие трудоустройству учащейся молодежи в сфере малого и среднего бизнеса [4].
Вовлечение молодежи в предпринимательскую деятельность и поддержка предпринимательских инициатив молодежи реализуется путем организации и проведения информационно-просветительских и PR-мероприятий для учащейся молодежи, выпускников вузов и колледжей, издания и тиражирования специализированных изданий с целью вовлечения их в малый бизнес. Также ежегодно организуются и проводятся различные форумы и конференции по вопросам развития, поддержки молодежного предпринимательства.
Материалы и методы исследования
Информационной базой исследования послужили данные социологического опроса молодежи Смоленской области. При проведении исследования применялись методы выявления мотивационных аспектов молодежного предпринимательства, аналитический метод, а также методы обобщения и систематизации информации.
Результаты исследования и их обсуждение
В ходе исследования проводился социологический опрос среди студентов различных направлений деятельности и учеников старших классов общеобразовательных школ. В исследовании принимали участие 110 респондентов Смоленского региона.
В ходе исследования в первую очередь были оценены личные качественные характеристики опрашиваемых в целях определения степени готовности и соответствия требований ведения бизнеса с психологической точки зрения. Ведение предпринимательской деятельности подразумевает наличие специальных личностных качеств, которые в процессе ведения деятельности поспособствуют эффективным результатам.
Результаты анализа представлены на рис. 1.
Исходя из представленных результатов необходимо отметить, что большинству участников опроса импонирует возможность монетизации креатива и творчества – 70 человек (63,5 %) выбрали вариант «Да» и 38 человек (34,6 %) ответили «Скорее да». Лишь 2 человек (1,9 %) дали отрицательный ответ на данный вопрос.
Анализ позиций по отношению к карьерному росту показал, что 76 человек (69,2 %) активно стремятся к карьерному росту, 32 человека (28,8 %) склоняются, что скорее хотели бы двигаться по карьерной лестнице, а 2 человека (1,9 %) приняли возможность занять стабильное положение в управленческих структурах и ответили «Скорее нет».
В процессе выявления склонности респондентов к риску, было определено следующее: 45 человек (40,4 %) определенно считают, что они склонны к принятию рискованных решений, 30 человек (26,9 %) отметили, что им присуща определенная доля риска и столько же считают, что предпочли бы безопасность, а 5 человек (5,8 %) дали однозначный ответ «Нет».
Рис. 1. Оценка личностных качеств респондентов. Источник: составлено авторами по результатам опроса
Результат в вопросе по определению предпочтений в командной работе показал, что 62 человека (55,8 %) скорее хотели бы работать в команде и 30 человек (26,9 %) дали четкий ответ «Да», а 13 человек (11,5 %) скорее предпочли бы работать собственными силами, 5 человек (5,8) дали однозначный отрицательный ответ.
Для изучения проблематики развития молодежного предпринимательства на территории Смоленской области необходимо рассмотреть наличие опыта в области самостоятельной экономической деятельности, также выявить наличие предпринимателей в кругу общения респондентов, как одного из фактора мотивации (рисунок 2).
Результат именно этих вопросов поможет разобраться в настроении молодежи к предпринимательству Смоленского региона и проанализировать частоту предпринимателей в близком окружении респондента, наличие которых может оказать прямое и косвенное воздействие на решение открытия собственного дела посредством имеющегося опыта и практических советов.
Результаты опроса свидетельствуют о том, что большинство опрошенных – 79 человек (86,5 %) не имеют опыта в предпринимательской сфере. Однако опрос показал, что более чем у 50-ти % респондентов имеются действующие предприниматели в кругу общения, а остальные 44,2 % не имеют в близком окружении предпринимателей.
Таким образом, проведенное исследование позволяет сделать вывод о готовности молодежи Смоленской области к предпринимательству.
Для повышения заинтересованности в развитии предпринимательства, необходимо рассмотреть уровень осведомленности молодежи о мерах поддержки государством малого и среднего бизнеса (рис. 3).
Рис. 2. Наличие опыта ведения предпринимательской деятельности и действующих предпринимателей в кругу общения у респондентов. Источник: составлено авторами по результатам опроса
Рис. 3. Осведомленность респондентов о мерах поддержки государства бизнеса. Источник: составлено авторами по результатам опроса
Анализ показал, что 85 опрошенных (76,9 %) знают о государственной поддержке предпринимательства и 25 (23,1 %) не слышали о таких мероприятиях.
Система поддержки молодежного предпринимательства – это комплекс организационных структур федерального, регионального и местного уровней, объединенных с целью создания условий роста деловой активности среди молодежи, реализации экономической политики, а также осуществления специальных налоговых и кредитных мероприятий. В связи с этим, информирование молодежи о мерах поддержки предпринимательской деятельности является важным мотивационным аспектом [5].
Исходя из аргументации мероприятий по государственной поддержке предпринимательства, опрос включает в себя открытый вопрос «Какие меры государственной поддержки бизнеса вы знаете?». В табл. 1 отображены ответы респондентов.
Анализ показал, что наиболее известным мероприятием государственной поддержки малого предпринимательства являются «Низкие налоговые ставки» – 64 респондента знаю о такой мере поддержки, «Гранты для малого бизнеса» – указали 59 опрошенных и «Кредиты на выгодных условиях» – 41 респондент знает о таком мероприятии.
Для наиболее точной оценки и выявления мотивов заниматься предпринимательской деятельностью у молодежи сгенерирован открытый вопрос «Как вы считаете, что является лучшей мотивацией для открытия собственного бизнеса?». С помощью данного вопроса аналитику предоставляется возможность оценить главные мотивационные аспекты предпринимательской деятельности, а также результат может сподвигнуть специализированные органы государственной власти дополнить комплекс мер по поддержки и развитию предпринимательства среди молодежи. Результаты опроса отражаются в табл. 2.
Таблица 1
Меры государственной поддержки бизнеса по мнению респондентов
Какие меры государственной поддержки бизнеса вы знаете? |
|
Ответ |
Количество респондентов |
Безвозмездная помощь от специализированных центров (Мой Бизнес, Центр поддержки предпринимательства) |
10 |
Субсидии |
25 |
Гранты для малого предпринимательства |
59 |
Кредиты на выгодных условиях |
41 |
Низкие налоговые ставки |
64 |
«Налоговые каникулы» |
17 |
Возможность получить 250 000 рублей на начальном этапе бизнеса |
14 |
Государственный контракт |
11 |
Финансовая поддержка бизнеса некоторых отраслей |
10 |
Скидки на лизинг |
5 |
Обучение и консультирование |
13 |
Источник: составлено авторами по результатам опроса.
Таблица 2
Мотивы реализации предпринимательской деятельности среди молодежи
Как вы считаете, что является лучшей мотивацией для открытия собственного бизнеса? |
|
Ответ |
Количество респондентов |
Быть независимым |
59 |
Производить качественные услуги и товары |
3 |
Возможность карьерного роста |
5 |
Возможность больше зарабатывать |
69 |
Создание продукта/услуги, не имеющегося на рынке |
2 |
Исполнение мечты |
15 |
Гибкий график |
51 |
Возможность делать то, что вдохновляет |
31 |
Возможность быть руководителем |
9 |
Самореализация |
49 |
Поддержка государства в ведении бизнеса |
15 |
Источник: составлено авторами по результатам опроса.
Результаты показали, что наибольшими мотивами для создания и ведения собственного бизнеса являются желание быть независимым – 59 респондентов, возможность большого заработка – 69 опрошенных указали данный вариант ответа, командная работа – 51 ответ, возможность делать то, что вдохновляет – 31 респондент ответил таким образом.
Как показало исследование, большая часть респондентов желают заниматься собственным делом. Подкрепляя личными мотивами свое желание, молодежь также в достаточной степени осведомлена о государственных мерах поддержки малого бизнеса.
В современных условиях развитие малого бизнеса – одно из ведущих направлений реализуемых национальных проектов в России. Молодежь, как наиболее активная часть общества, обладает высоким предпринимательским потенциалом, требующим поддержки со стороны государства [6]. Исходя из этого, для развития молодежного предпринимательства в Смоленской области авторами предложен механизм мотивационного взаимодействия (рис. 4).
Рис. 4. Механизм мотивационного взаимодействия поддержки развития молодежного предпринимательства. Источник: составлено авторами
Начальным звеном в представленной схеме выступает школа, где в процессе обучение возможно зарождение побудительных мотивов к занятию предпринимательской деятельности посредством информирования о бизнес-сообществах, направлениях деятельности и т. д., проведения совместных деловых игр, в процессе которых школьники могут почувствовать себя предпринимателями.
Центральным звеном данного механизма является вуз, который выступает в качестве своеобразного проводника реализации государственной молодежной политики, федеральных и региональных программ, направленных на поддержку развития молодежного предпринимательства. В тоже время одной из основных задач в деятельности ВУЗов должно быть повышение мотивации студентов к созданию и развитию предпринимательской деятельности, позиционирование бизнеса как альтернативы работы в качестве наемного работника, а также создание необходимых условий для повышения привлекательности бизнес-среды, проведение обучения в рамках акселерационных программ, развитие программ наставничества и менторства.
Заключение
Практический анализ показал, что молодежь Смоленской области занимает активную позицию в предпринимательской деятельности, большинство респондентов проявляют инициативу в ведении собственного бизнеса, мотивацией которой являются желание повысить заработок, создание чего-то нового и воплощение собственной мечты.
Проведенное исследование свидетельствует о высокой информированности молодежи о мерах государственной поддержки бизнеса, результаты опроса продемонстрировали наиболее известные из всевозможных мероприятий: различные субсидии, гранты, налоговые послабления и сниженные кредитные ставки для малого бизнеса, что в свою очередь также является стимулом в развитии молодежного предпринимательства.
Библиографическая ссылка
Кондрашов В.М., Гончарова В.В., Лебедева О.А. МОТИВАЦИЯ МОЛОДЕЖНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА РЕГИОНА // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2022. – № 12-2. – С. 267-272;URL: https://vaael.ru/ru/article/view?id=2649 (дата обращения: 21.11.2024).