Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

ТРАНСФОРМАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ РЕГИОНА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ РАЗВИТИЯ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ

Стовба Е.В. 1 Габдулхаков Р.Б. 2 Стовба А.В. 3 Хузина Ф.Р. 3 Токарева Е.В. 4 Мешкова Н.Г. 2 Заярнюк А.Н. 3
1 Бирский филиал ФГБОУ ВО «Башкирский государственный университет»
2 ФГБОУ ВО «Уфимский государственный нефтяной технический университет»
3 Бирский филиал ФГБОУ ВО «Башкирский государственный университет»
4 ФГКОУ ВО Уфимский юридический институт МВД России
В статье показано, что в настоящее время цифровизация и цифровые инновации задают новый вектор развития как производственной, так и образовательной сферы российских регионов. Авторы рассматривают процесс трансформация образовательной системы региона на примере Башкортостана в современных условиях развития цифровой экономики. Приведены результаты контент-анализа развития инновационной деятельности предприятий и информатизации образовательных организаций Башкортостана. Показано значение интернет-платформ, которые оказывают результирующее влияние на развитие образовательной сферы. Выделены преимущества цифровизации в концептуальном ракурсе внедрения в образовательную сферу и концепции экономической деятельности, основанной на цифровых технологиях. Резюмируется, что современный концепт развития сферы образования федеральных субъектов нашей страны, в том числе и Башкортостана, связан с активизацией внедрения цифровых технологий.
цифровая экономика
цифровые технологии
образовательная система
цифровизация
цифровое образование
Яшин С.Н., Иванова О.Е. Трансформация деятельности образовательных организаций в эпоху цифровой экономики // Вестник Алтайской академии экономики и права. 2021. № 11-1. С. 109-113.
Галиев Р.Р. Нравственная экономика для России – новая экономическая парадигма // Российский электронный научный журнал. 2015. № 1 (15). С. 48-64.
Гусманов Р.У., Низамов С.С. Цифровизация в системе образования // Роль аграрной науки в устойчивом развитии сельских территорий: Сборник VI Всероссийской (национальной) научной конференции с международным участием. Новосибирск: ИЦ Новосибирского ГАУ «Золотой колос», 2021. С. 773-776.
Шарапова Н.В., Шарапова В.М., Девятова Т.Ю. К вопросу внедрения современных цифровых платформ в банковский сектор // Актуальные вопросы учета и управления в условиях информационной экономики. 2021. № 3. С. 535-540.
Аренс Х.Д., Галиев Р.Р. Реалии и перспективы трансформированного сельского хозяйства Восточной Германии // Вестник Башкирского государственного аграрного университета. 2017. № 4 (44). С. 128-132.
Шарапова Н.В., Шарапова В.М., Шарапов Ю.В. Применение информационных технологий в сельском хозяйстве // Международный сельскохозяйственный журнал. 2021. № 5 (383). С. 32-35.
Стовба А.В. Социально-философский смысл категории инновации // В мире научных открытий. 2012. № 7 (31). С. 153-163.
Наука и информационные технологии в Республике Башкортостан: статистический сборник. Уфа: Башкортостанстат, 2021. 123 с.
Галиев Р.Р. Трансформация аграрной сферы Башкортостана в ходе реформ // Никоновские чтения. 2015. № 20-1. С. 31-34.
Гусманов Р.У., Низамов С.С. К вопросу цифровизации системы образования // Модернизация аграрного образования: Сборник научных трудов по материалам VII Международной научно-практической конференции. Томск-Новосибирск, ИЦ Новосибирского ГАУ «Золотой колос», 2021. С. 166-169.
Галиев Р.Р. Эффективность использования производственного потенциала агропродовольственного комплекса региона // Островские чтения. 2019. № 1. С. 139-142.
Соколов В.М., Стовба А.В. Медицинское образование и проблемы социально-ответственной реализации достижений биоэтики // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 1-2. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=20069 (дата обращения: 21.11.2022).
Масалимов Р.Н., Стовба Е.В. Социальные и психологические проблемы молодежи сельских территорий (на примере Республики Башкортостан) // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2012. № 1. С. 374-397.
Образование и культура в Республике Башкортостан: статистический сборник. Уфа: Башкортостанстат, 2021. 130 с.
Соколов В.М., Стовба А.В. Этика ответственности: происхождение и тенденции концептуальной эволюции // В мире научных открытий. 2014. № 7-1 (55). С. 636-653.
Мархайчук М.М., Тобиен М.А. Трансформация образовательной среды и человеческого капитала в цифровой экономике // Наука Красноярья. 2021. Т. 10. № 4-2. С. 67-72.
Stovba E.V., Stovba A.V. Scenario modeling of the development of agricultural production at the level of rural territory of the region // International Science and Technology Conference: Proceedings of the International Science and Technology Conference

Введение

На современном этапе развития мировой экономики активно формируется новая эра (новое поколение) Индустрии 4.0, непосредственно поддерживаемая набором передовых цифровых технологий, например, таких как Artificial Intelligence (AI), 5G/6G, Quantum Computing, и эта цифровая эра в ближайшей перспективе уже может позиционироваться как Индустрия 5.0. В свою очередь, эффективное использование информационных, модельных и цифровых разработок и технологий обеспечивает новую парадигму развития образовательной сферы и расширения возможностей для формирования критических компонентов будущей Индустрии 5.0 [1, 2].

Можно констатировать, что в настоящее время успешными и эффективными являются такие образовательные организации, которые непосредственно адаптируются для решения запросов быстроизменяющейся рыночной конъюнктуры в новых кадрах, современных специальностях работников и удовлетворения потребностей населения в образовательных услугах. Безусловно, сегодня среди организаций образовательной сферы идет серьезная конкурентная борьба, и в конечном итоге побеждают те учебные заведения, которые способны быть гибкими, технологичными и открытыми к внедрению новейших цифровых образовательных технологий и информационных систем.

В научном отношении цифровизация представляет собой процесс внедрения современных технологий в уже существующие образовательные процессы с целью повышения их эффективности [3]. В этом концептуальном ракурсе термин «оцифровка» может трактоваться как перевод аналоговых данных в цифровую форму. Цифровая трансформация рассматривается как преобразование существующей модели организации, определенных продуктов и услуг, самой структуры субъектов осуществляемой деятельности и стратегий их развития [4]. С учетом данной позиции сам процесс цифровой трансформации раскрывается, прежде всего, через активное внедрение в образовательную сферу такой концепции, которая основана на инновационных технологиях и разработках.

Подчеркивая преимущества цифровизации в экономическом аспекте, следует привести в качестве позитивных примеров внедрения цифровых технологий автоматизацию рабочих процессов, существенное снижение влияния человеческого фактора при производстве продукции, а также сокращение использования в документообороте бумажной продукции, притом, что в настоящее время большие объемы информации эффективно проецируются в электронный формат. Стоит отметить, что цифровизация способствует гораздо более выгодному ведению бизнеса благодаря значительной экономии рабочей силы. Также издержки, осуществляемые на первоначальном этапе внедрения цифровых технологий, при их оптимальном использовании для агроорганизаций могут окупаться в кратчайшие временные сроки [5, 6].

Однако не стоит забывать и о наличии определенных недостатков цифровизации в образовательной сфере, рассматриваемой как процесс внедрения новых технологий, поскольку речь идет об уменьшении определенного количества часов активной учебной нагрузки и, соответственно, возможного сокращения численности педагогов в образовательных учреждениях. Также одним из негативных последствий цифровизации является возможная потеря или кража коммерческой, образовательной (авторской) информации, защиту которой может обеспечить внедрение определенных мер кибербезопасности, и это, в свою очередь, требует определенных расходов. В свою очередь, активизация процессов цифровизации для функционирования образовательных организаций обуславливает невозможность освоения ряда инновационных компьютерных технологий для педагогов старшего возраста.

Результаты исследования и их обсуждение

Необходимо констатировать, что мы живем в постиндустриальном (или информационном) мире, где формируются новые ценностные иерархии. Общество в настоящее время не может обойтись без цифровых технологий, а новое поколение детей (поколение «Z») уже с раннего возраста без особых усилий может пользоваться электронными дивайсами [7]. Возникает логический вопрос: какое влияние оказывают передовые цифровые технологии на образовательное развитие отдельных индивидов, современного социума и общества? Насколько сильно проявляется влияние цифровизации на функционирование образовательной сферы отдельных федеральных субъектов нашей страны и, в частности, образовательной сферы Башкортостана?

Прежде чем ответить на данные вопросы необходимо рассмотреть динамику показателей развития инновационной деятельности организаций республики за последние годы (рис. 1).

pic_Stovba_1.wmf

Рис. 1. Динамика показателей развития инновационной деятельности предприятий Башкортостана [8]

Проведенный контент-анализ статистических данных, позволяет сделать вывод о снижении в последние годы инновационной активности предприятий Башкортостана. Так, объемы произведенных инновационных товаров в республиканском масштабе за 2019–2020 гг. уменьшились на 18,2 млн руб. или на 18 %. За сравнительный период количество используемых предприятиями передовых технологий снизилось на 2,3 тыс. ед. или на 26 %, соответственно, суммарные затраты на инновационную деятельность сократились на 3 млн руб. или на 11 % [8].

Следует отметить, что в 2020 г. основным источником финансирования инновационной деятельности являлись собственные средства предприятий Башкортостана (54 %). При этом доля средств, предоставляемых на инновационную деятельность бюджетами всех уровней, не достигает и 2 % (рис. 2).

pic_Stovba_2.wmf

Рис. 2. Затраты на инновационную деятельность предприятий Башкортостана по источникам финансирования [8]

Необходимо подчеркнуть, что цифровизация и цифровые инновации задают новый вектор развития как производственной, так и образовательной сферы такого федерального субъекта как Башкортостан [9, 10, 11]. Конечно, в настоящих условиях внедрения цифровизации для конкретных индивидов меняются сами образовательные, социальные и психические процессы, в том числе, риторика, внимание, речевые коммуникации, эмоциональное восприятие окружающей действительности.

На современном этапе совершенствуются и сформированные в культуре социализированные образовательные практики, создаются совершенно новые практические образовательные механизмы социологизации личности, возникают нетрадиционные и видоизмененные формы взаимоотношений с окружающей средой [12]. Интернет становится не только одной из основных образовательных платформ (площадок) и условий социализации человека, но и может рассматриваться как своеобразная жизненная среда обитания в образовательном ракурсе применения виртуальных и «облачных» технологий.

Цифровая социализация на основе использования образовательных онлайн-технологий непосредственно отражает непрерывные процессы овладевания и использования инноваций в образовании, накопленного опыта цифровизации в образовательной среде, который в дальнейшем и определяет формирование самой «цифровой» личности обучающихся [13]. Можно отметить, что в цифровом обществе формируется новый тип человека «Homo Informaticus», который, в отличие от «Homo Sapiens», во-первых, придерживается базовой стратегии информационного безопасного социального поведения и активно овладевает образовательными и информационно-аналитическими технологиями. Во-вторых, данный тип человека способен эффективно оценивать большие массивы новой образовательной информации, умеет ее анализировать и, основываясь на результатах данного контент-анализа, формировать свою образовательную траекторию развития.

Следует отметить, что «Homo Informaticus» может выполнять практически всю свою образовательную деятельность в виртуальном (цифровом) мире. Технологии подобной образовательной деятельности включают:

– получение любой необходимой информации за относительно короткий промежуток времени;

– мгновенное использование информационными образовательными ресурсами;

– умение общаться с людьми с разных концов планеты в режиме on-line.

Современные образовательные системы в региональном масштабе обеспечивают поиск необходимой информации для решения упражнений, кейс-заданий, самостоятельной работы заданий, практических задач и онлайн-уроков. Динамика показателей развития информатизации образовательных организаций Башкортостана за 2017–2020 гг. представлена на рис. 3.

pic_Stovba_3.wmf

Рис. 3. Динамика показателей развития информатизации образовательных организаций Башкортостана [14]

Негативной тенденцией цифровизации и информатизации регионального образовательного пространства в последние годы является снижение в вузах республики количества ПК (персональных компьютеров), используемых в учебных целях (в расчете на 100 студентов) и имеющих доступ к сети Интернет [14]. При этом за аналогичный период в государственных и муниципальных общеобразовательных организациях, образовательных организациях среднего профессионального образования растет суммарное (общее) количество персональных компьютеров, используемых в учебных целях,

Сегодня учащиеся Башкортостана и других российских регионов могут активно использовать образовательные интернет-платформы, которые позволяют обучаться, не покидая домашние условия. Так, на примере применения платформы Zoom, можно подчеркнуть положительную особенность использования данной системы, а именно, функцию, которая позволяет экономить время на подготовку к онлайн-работе, помогает создавать благоприятное и комфортное пространство, не затрачивая время на поиски идеального рабочего места в домашней обстановке. Безусловно, подобные системы обучения были созданы в короткие срок и их основное преимущество заключалось в том, что каждый гражданин может иметь доступ к видео-урокам, лекциям по основным образовательным темам и разделам.

В свою очередь, для самих участников образовательного процесса (преподавателей, учителей или студентов, учеников), занимаясь или работая дома, может возникнуть множество соблазнов прервать процесс обучения (например, если рабочее место расположено на кухне). При этом если в допандемийный период для обучающихся не составляло особого труда прийти в школу или на кружок в образовательный центр, то сегодня выход в онлайн-конференцию вызывает определенное негативное отношение для детей подросткового возраста.

Подобные «надстройки» и сложности могут быть преодолены при активном взаимодействии самого учителя с родителями учащихся школ и вузов, при предоставлении им подробной информации для реализации процесса онлайн-обучения с прохождением серии образовательных курсов и практических рекомендаций, прослушиванием в записи и онлайн лекций преподавателей зарубежных и российских университетов.

Конечно, в результате цифровой трансформации значительно расширяются образовательные возможности для получения новых знаний, однако необходимо констатировать, что отдельные индивиды все равно являются одинокими, обособленными, и их умение личного общения становится серьезной социальной проблемой для современного общества. С появлением инновационных технологий в общественной жизни может обесцениваться человеческий разум, в связи с этим индивиды теряют стимул к самообразованию, саморазвитию и могут деградировать [15]. В свою очередь, использование социальных и поисковых сетей приводит к изменениям самих образовательных механизмов формирования личности, а именно:

– выражение уровня социальной роли, эмпатии, эгоцентризма, эмоционального интеллекта, репутации, инфантилизма, статусности, социальной отчужденности, групповых, коллективных и личностных особенностей деятельности;

– яркого проявления таких современных форм взаимоотношений как флешмоб, секстинг, кибербуллинг, груминг, флейминг, краудфандинг, троллинг, киберсуицид и хейтерство, виртуализации любви и дружеских отношений.

В цифровом обществе люди сближаются, расширяется круг их общения, преодолеваются географические границы государств и регионов и, в конечном итоге возникает цифровое равенство, где каждый может иметь доступ к образовательным преференциям с учетом применения цифровых технологий и новаций [16, 17]. При этом молодое поколение цифровизации по отношению к представителям старшего возраста существенно отличается по целому ряду личностных характеристик, непосредственно отражаемых формированием новых социальных ситуаций и принятия решений в реальной действительности.

Выводы

Безусловно, для того, чтобы преуспеть в образовательной, управленческой деятельности, в бизнесе и в предпринимательстве необходимо реализовывать обоснованные и продуманные цифровые решения и цифровые инновации. Это становится возможным при использовании знаний, приобретенных обучающимися в высших учебных заведениях, при изучении цифровых образовательных дисциплин на основе систематического изложения базовых информационных, инновационных и математических методов, практически применяемых в производственной, экономической и социальной сферах. В свою очередь, изучение цифровых образовательных дисциплин позволит не только расширить кругозор будущих специалистов, но и носит инструментальный характер, то есть помогает осознанно повысить эффективность информационных и экономических расчетов и принимаемых управленческих решений.

Современный концепт развития сферы образования федеральных субъектов нашей страны, в том числе и Республики Башкортостан непосредственно связан с внедрением цифровых технологий, что должно определяться формированием новых целевых компетенций обучающихся в данной предметной области. Важно подчеркнуть практическую направленность цифрового образования, так как в современном образовательном контексте возможно конструирование различных модельных конструкций для выработки оптимальных решений целого спектра социально-экономических проблем современного общества. Центральным звеном развития образовательной сферы Республики Башкортостан должно стать формирование такой стратегии, которая учитывает общественные и личные интересы сообщества и социума в современных условиях цифровизации социальной и экономической реальности.


Библиографическая ссылка

Стовба Е.В., Габдулхаков Р.Б., Стовба А.В., Хузина Ф.Р., Токарева Е.В., Мешкова Н.Г., Заярнюк А.Н. ТРАНСФОРМАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ РЕГИОНА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ РАЗВИТИЯ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2022. – № 11-3. – С. 543-549;
URL: https://vaael.ru/ru/article/view?id=2601 (дата обращения: 24.04.2024).