Введение
На современном этапе экономического развития в условиях глобализации экономики особую актуальность приобретает поиск новых источников и инструментов повышения конкурентоспособности государства, регионов и отдельных организаций. Конкурентоспособность является сложным и многоаспектным понятием, элементы которого взаимосвязаны и взаимозависимы. Национальная конкурентоспособность зависит и оказывает влияние на региональные экономические системы, которые, в свою очередь, формируются из конкурентоспособности входящих элементов: организаций и предприятий различных отраслей и секторов экономики.
Система высшего образования представляет собой стратегический ресурс устойчивого социально-экономического развития регионов и инновационный потенциал развития экономики страны. Поэтому поиск новых инструментов повышения конкурентоспособности остается актуальной практической проблемой и одним из перспективных направлений исследований.
Методика и объект исследования
Объектом исследования выступили организации рынка образовательных услуг Белгородской области, как один из элементов конкурентоспособности региональной экономической системы.
Методическая схема исследования включала в себя следующие этапы:
– анализ теоретических данных по проблеме исследования; выявление основных элементов конкурентоспособности региональной экономической системы;
– оценка ресурсного потенциала объекта исследования (на примере организаций высшего образования Белгородской области);
– выявление тенденций и определение точек роста для организаций высшего образования Белгородской области в рамках повышения конкурентоспособности.
Результаты исследования
На первом этапе исследования был проведен ретроспективный обзор и обобщение основных научных теорий по проблеме. Исследование показало, что в настоящее время одним из наиболее актуальных научных направлений, выявляющих источники конкурентоспособности, является ресурсный подход или ресурсная теория фирмы (RBV – resource – based view), получившая свое развитие с конца двадцатого века. Основное смещение научного дискурса данной теории было связано с обоснованием необходимости концентрации управленческих воздействий на внутренние ресурсы фирмы как источника стратегического повышения конкурентоспособности в условиях нестабильной и динамически меняющейся внешней среды.
Ресурсная теория фирмы является интеллектуальным продолжением развития таких научных теорий, как: теория роста фирмы (Э. Пенроуз [11]), теория инноваций (Й.А. Шумпетера «Капитализм, социализм и демократия» [15]), теория сравнительных преимуществ (Д. Рикардо «Принципы политической экономии и налогообложения» [12]), теория экономических изменений (Р. Нельсона и С. Уинтера «Эволюционная теория экономических изменений» [5]) и другие.
Следующий этап развития ресурсного подхода связан с работами Дж. Барни, Р. Гранта, И. Дикерса, Д. Коллиза, К. Кула, С. Монтгомери, Д. Тиса, Р. Рамелта и других авторов. Среди отечественных ученых наиболее известными являются научные публикации В. Катькало, Г. Клейнера, В. Ефремова, И. Ханыкова и И. Гуркова.
Для более глубокого системного анализа проблемы и выявления источников повышения конкурентоспособности, исследование данной научной категории было проведено на разных уровнях: региона (на примере Белгородской области) и организаций (высшего образования).
Исследование показало, что положения ресурсной теории применимы не только по отношению к организации, но и к региону, поскольку согласно одному из подходов, его можно рассматривать как квазикорпорацию со свойствами экономической организации, поэтому конкурентоспособность региона достигается за счет конкурентных преимуществ, входящих в него элементов (рис. 1).
Рис. 1. Компоненты конкурентоспособности региона
Рис. 2. Структура конкурентного потенциала региона
Понятие «конкурентное преимущество» тесно связано с категорией конкурентный потенциал, которое рассматривается как комплексное понятие, включающее в себя определенные совокупности потенциалов региона в зависимости от особенностей развития его территории, а также соответствующих механизмов и времени их вовлечения в хозяйственный оборот с целью повышения уровня конкурентоспособности и социально-экономического развития [2]. Отметим, что конкурентный потенциал региона включает множество компонентов, составляющих его структуру, к которым традиционно относят финансовый, экологический, ресурсный, организационный потенциал, а так же потенциал качества жизни. Такой научный подход является наиболее традиционным и широко распространенным (рис. 2).
Приоритетную роль в формировании конкурентного потенциала региона играет система организаций высшего образования, поскольку, с одной стороны, обеспечивает потребность региона в квалифицированных кадрах и является источником создания инноваций, а с другой стороны, создает условиях для развития других секторов экономики региона.
На втором этапе исследования нами был проанализирован конкурентный потенциал системы высшего образования Белгородской области. Анализ статистических данных по проблеме исследования показал, что в настоящее время региональный рынок образовательных услуг представлен пятью организациями высшего образования (таблица 1).
Рынок образовательных услуг области представлен одним частным вузом (БУКЭП – Белгородский университет кооперации, экономики и права) и четырьмя государственными вузами, в числе которых:
– Белгородский государственный университет (имеющий статус национального исследовательского университета) [6];
– Белгородский государственный технологический университет имени Шухова В.Г. (БГТУ им. В.Г. Шухова, входящий в число опорных вузов) [7];
– Белгородский государственный аграрный университет имени Горина В.Я. (Белгородский ГАУ им. В.Я. Горина) [8];
– Белгородский государственный институт искусств и культуры (БГИИК) [9].
Обобщенной оценкой сравнения использования конкурентного потенциала вузов является занимаемая позиция вуза в ведущих международных и национальных рейтингах. Позиции вузов Белгородской области в рейтинге стран БРИКС и национальном рейтинге представлены в таблице 2.
Таблица 1
Образовательные организации высшего образования Белгородской области, 2010-2018 гг. [1]
2010/2011 |
2013/2014 |
2014/2015 |
2015/2016 |
2016/2017 |
2017/2018 |
|
Число образовательных организаций – всего: |
7 |
7 |
6 |
6 |
5 |
5 |
в том числе: |
||||||
государственных и муниципальных |
6 |
5 |
4 |
4 |
4 |
4 |
частных |
1 |
2 |
2 |
2 |
1 |
1 |
Численность студентов – всего, тыс. человек |
77,7 |
64,8 |
59,2 |
53,1 |
50,6 |
49,0 |
в том числе в образовательных организациях: |
||||||
государственных и муниципальных |
73,5 |
55,3 |
49,9 |
46,3 |
45,4 |
44,1 |
частных |
4,2 |
9,5 |
9,3 |
6,8 |
5,2 |
4,9 |
Таблица 2
Позиции вузов Белгородской области в рейтинге QS БРИКС и национальном рейтинге вузов (2016-2015 гг.) [4; 13]
Образовательная организация |
Рейтинг QS БРИКС |
Национальный рейтинг университетов |
||||
2016 |
2017 |
2018 |
2016 |
2017 |
2018 |
|
НИУ «БелГУ» |
151-200 |
201-250 |
201-250 |
19 |
19 |
20 |
БГТУ им. В.Г. Шухова |
201-250 |
201-250 |
201-250 |
87 |
29-31 |
75-77 |
БУКЭП |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Белгородский ГАУ им. В.Я. Горина |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
БГИИК |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Рис. 3. Позиции НИУ «БелГУ» в научно-образовательном пространстве
Сравнительный анализ показал, что лидирующие позиции занимает НИУ «БелГУ». На вторых позициях находится БГТУ им. Шухова. Другие региональные вузы в данных рейтингах за анализируемый период не представлены. Позиция Белгородского государственного национального исследовательского университета в научно-образовательном пространстве наглядно представлена на рисунке 3.
На данном этапе исследования оценка конкурентного потенциала нами была проведена на материалах ведущего регионального вуза – Белгородского государственного национального исследовательского университета по основным группам показателей, характеризующим: образовательную деятельность, научно-исследовательскую и международную деятельность, кадровый и организационный потенциал вуза, социальное развитие и воспитательную деятельность.
Индикаторы, характеризующие образовательную деятельность НИУ «БелГУ», представлены в таблице 3.
На основании представленных данных можно сделать вывод о том, что образовательная деятельность ведется на достаточно высоком уровне, поскольку большинство показателей развития являются стабильными или имеют положительную динамику. Наблюдается увеличение контингента обучающихся, особенно по программа магистратуры, ординатуры и среднего профессионального образования.
Таблица 3
Индикаторы, характеризующие образовательную деятельность НИУ «БелГУ»
Индикаторы |
2017 |
2018 |
Отклонение, % |
Общее количество обучающихся по основным образовательным программам с филиалами, в том числе: |
22274 |
22518 |
101,0 |
по программам бакалавриата |
10863 (48,8%) |
10644 (47,3%) |
97,9 |
по программам специалитета |
4577 (20,5%) |
4308 (19,1%) |
94,1 |
по программам магистратуры |
3294 (14,8%) |
3418 (15,2%) |
103,7 |
по программам аспирантуры |
723 (3,2%) |
725 (3,2%) |
100,2 |
по программам ординатуры |
356 (1,6%) |
451 (2%) |
126,6 |
по программам среднего профессионального образования медицинского профиля |
1851 (8,3%) |
1940 (8,7%) |
104,8 |
по программам среднего профессионального образования немедицинского профиля |
381 (1,7%) |
587 (3,5%) |
154,0 |
подготовительный факультет. |
229 (1,0%) |
170 (0,8%) |
74,2 |
Удельный вес выпускников, трудоустроившихся в течение календарного года, следующего за годом выпуска, в общей численности выпускников вуза, обучавшихся по основным образовательным программам высшего образования. |
85,2 % |
85% |
99,7 |
Удельный вес численности слушателей из сторонних организаций в общей численности слушателей, прошедших обучение в вузе по программам повышения квалификации и переподготовки. |
97,2% |
97% |
99,7 |
Таблица 4
Индикаторы, характеризующие научно-исследовательскую деятельность вуза
Индикаторы |
2017 |
2018 |
Отклонение, % |
Число публикаций, индексируемых в информационно-аналитических системах научного цитирования Web of Science и Scopus, в год. |
520 |
550 |
105,7 |
Число публикаций, индексируемых в информационно-аналитической системе научного цитирования Scopus (в расчете на 100 НПР) (НИУ) |
38 |
40 |
105,2 |
Число публикаций, индексируемых в информационно-аналитической системе научного цитирования РИНЦ (в расчете на 100 НПР) |
434,2 |
450 |
103,6 |
Общий объем научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) |
794,6 |
840,5 |
105,7 |
Количество технологических проектов, ежегодно реализуемых университетом за счет средств предприятий, организаций региональной экономики, регионального и муниципального бюджетов |
- |
20 |
|
Количество лицензионных соглашений |
17 |
13 |
76,4 |
Общий объем инновационной продукции (с учетом МИП и объектов инновационной инфраструктуры) |
471,2 |
480 |
101,8 |
Анализ научно-исследовательской деятельности университета показал, что университет подтверждает статус научно-исследовательского вуза, так как можно наблюдать положительную динамику практически по всем выделенным показателям работы вуза: число публикаций в информационно-аналитических системах научного цитирования (Web of Science и Scopus), в информационно-аналитической системе научного цитирования РИНЦ, объем научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и другие показатели.
Таблица 5
Индикаторы, характеризующие международную деятельность вуза
Индикаторы |
2017 |
2018 |
Отклонение, % |
Общее число образовательных программ высшего образования, реализуемых совместно с зарубежными вузами. |
20 |
20 |
- |
Общее количество обучающихся по совместным образовательным программам (очная форма). |
126 |
60 |
47,6 |
Численность иностранных обучающихся, приезжавших в НИУ «БелГУ» на обучение на период, как минимум семестр. |
187 |
110 |
58,8 |
Численность обучающихся НИУ «БелГУ», выезжавших за рубеж на обучение на период, как минимум семестр. |
131 |
110 |
83,9 |
Общая численность обучающихся иностранных граждан в университете (с филиалом). |
2793 |
2700 |
96,6 |
% к приведенному контингенту. |
18,08 |
18,1 |
100,1 |
Общая численность иностранных аспирантов, ординаторов, ассистентов-стажеров. |
129 |
130 |
100,7 |
Таблица 6
Индикаторы, характеризующие кадровый и организационный менеджмент вуза
Индикаторы |
2017 |
2018 |
Отклонение, % |
Число НПР, имеющих ученую степень кандидата и доктора наук, в расчете на 100 студентов. |
5,07 |
5,42 |
106,9 |
Количество работников НИУ «БелГУ», прошедших подготовку в рамках проекта «Кадровый резерв НИУ «БелГУ», в год. |
94 |
85 |
90,4 |
Доля научно-педагогических работников НИУ «БелГУ», владеющих английским языком и имеющих соответствующий подтверждающий документ. |
43 |
44 |
102,3 |
Таблица 7
Индикаторы, характеризующие социальное развитие и воспитательную деятельность НИУ «БелГУ»
Индикатор |
2017 |
2018 |
Отклонение, % |
Обеспечение нуждающихся студентов местами в общежитиях университета. |
65 |
70 |
107,6 |
Доля обучающихся, получающих именные стипендии регионального и федерального уровня. |
13,5 |
14 |
103,7 |
Доля финансовых средств, выделенных на реализацию социальных программ в НИУ «БелГУ», в общем объеме средств от приносящей доход деятельности. |
9,5 |
10 |
105,2 |
Доля обучающихся-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, положительно оценивающих уровень доступности приоритетных объектов и услуг в вузе. |
80 |
85 |
106,2 |
Удельный вес численности студентов, вовлеченных в студенческое самоуправление. |
58 |
59 |
101,7 |
Однако стоит отметить, что менее положительную динамику демонстрируют показатели, характеризующие международную деятельность. Так, например, в анализируемом периоде происходит сокращение следующих показателей: общее количество обучающихся по совместным образовательным программам, численность иностранных обучающихся, приезжавших в НИУ «БелГУ», численность обучающихся НИУ «БелГУ», выезжавших за рубеж на обучение.
Стабильную динамику демонстрируют показатели кадрового и организационного потенциала университета: увеличилось число НПР, имеющих ученую степень кандидата и доктора наук и доля научно-педагогических работников НИУ «БелГУ», владеющих английским языком и имеющих соответствующий подтверждающий документ, а также ряд других проанализированных показателей.
Анализ данных таблицы позволяет сделать отметить, что показатели, характеризующие социальную и воспитательную деятельность, имеют тенденцию роста, что подтверждается увеличением: доли обучающихся, получающих именные стипендии регионального и федерального уровня; доли обучающихся-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, положительно оценивающих уровень доступности приоритетных объектов и услуг в вузе и других показателей.
По итогам проведенного исследования на третьем этапе были сформулированы основные точки роста НИУ «БелГУ», направленные на повышение эффективности использования конкурентного потенциала вуза:
– укрепление позиций университета как ведущего исследовательского вуза страны предпринимательского и инновационного типа;
– эффективное решение исследовательских задач международного и общенационального масштаба;
– вхождение в топ – 100 ведущих международных и национальных рейтингов;
– развитие высокоэффективной образовательной системы посредством интеграции науки, образования и производства;
– достижение высоких объемов международной и внутрироссийской академической мобильности обучающихся и научно-педагогических работников.
Данные направления развития обозначены в качестве ключевых в стратегической программе «Повышения конкурентоспособности вуза среди ведущих мировых научно-образовательных центров на 2013 – 2017 годы и на перспективу до 2020 года» [10] и гармонизированы с национальной политикой государства в области образования.
Заключение
Таким образом, проведенное исследование показало, что для оценки конкурентного потенциала целесообразно использовать ресурсный подход, позволяющий выделить его структуру и составные элементы. В качестве объекта исследования выступили организации рынка образовательных услуг Белгородской области, в частности, апробация была проведена на материалах Белгородского государственного национального исследовательского университета. Исследование показало, что управление конкурентным потенциалом вуза осуществляется на достаточно высоком уровне, о чем свидетельствует стабильная положительная динамика основных показателей, а также конкурентная позиция вуза в образовательном пространстве. На основании проведенной оценки авторами были обозначены ключевые направления повышения конкурентоспособности вуза.
Библиографическая ссылка
Винник А.Е., Прядко С.Н. УПРАВЛЕНИЕ РЕСУРСНЫМ ПОТЕНЦИАЛОМ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ КАК ИСТОЧНИКОМ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2019. – № 1-2. – С. 24-32;URL: https://vaael.ru/ru/article/view?id=260 (дата обращения: 03.12.2024).