Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ИННОВАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЙ КОМПЛЕКСНОЕ РАЗВИТИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ЛИЧНОСТЕЙ

Нестерова О.А. 1
1 Казанский (Приволжский) федеральный университет
Современная информационная глобализация, рассматриваемая как эпоха инновационного общественного развития, приоритетную роль в которой занимает повсеместное распространение информационных технологий, предъявляет все более веские требования к осмыслению роли человека в экономике нового типа. Модернизация современной экономики, как показывают многочисленные исследования и опыт развитых стран, зависит от целого ряда предпосылок. В первую очередь это возрастающая роль знаний, создание, распространение информации и развитие технологий, т. к. именно информационно-технологический взрыв, породил формирование новой личности, с новыми желаниями, ценностями и новаторскими установками. В статье представлены результаты анализа характера влияния базовых формальных и неформальных социально-экономических институтов на процессы формирования, развития и совершенствования инновационных личностей в отечественной экономике в целом и республиканской экономике РТ.
методология
инновации
макроэкономика
экономический рост
инновационные личности
образовательная система
Стукалова О.В., Лазарев М.А., Подвойский В.П. Педагогическое обеспечение преодоления социальной индифферентности студентов гуманитарных вузов: социально-культурный подход: монография. М. – Даугавпилс, МАГМУ, 2016.
Kelly R. Creative Development: Transforming Education through Design Thinking, Innovation, and Invention. Canada, Brush, 2016.
Волкова О.В. Инновационно-активные производственные системы как основа устойчивого развития современной экономики // Научно-технические ведомости СПбГПУ. Экономические науки. 2013. № 3 (173). С. 57-65.
Сафиуллин Л.Н. Структурные исследования конкурентоспособности Республики Татарстан / Л.Н. Сафиуллин, А.Р. Сафиуллин, Б.З. Хазиахметов. Казань: Изд–во Казанск. ун–та, 2011. 269 с.
Сайбель Я.В. Современные тенденции инновационного развития российской экономики // Противоречия и тенденции развития современного Российского общества: сборник научных статей Всероссийской научно-практической конференции. М.: Московский университет им. С.Ю. Витте, 2016. С. 184-194.
Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. М.: Минэкономразвития, 2010. 196 с.
Сафиуллин, Л.Н. Предпринимательская деятельность на рынке услуг: сущность и особенности развития в экономике знаний / Л.Н. Сафиуллин, Д.В. Улесов. Казань: Центр инновационных технологий, 2010. 201 с.
Bailetti T. Technology Entrepreneurship: Overview, Definition, and Distinctive Aspects // Technology Innovation Management Review. 2012. Vol. 2. № 2. P. 5-12.
Petti, C. and Zhang, S. (2011), «Factors influencing technological entrepreneurship capabilities», Journal of Technology Management in China, Vol. 6 No. 1, pp. 7-25.
Astebro T. Key success factors for technological entrepreneurs› R&D projects // IEEE Transactions on Engineering Management. 2004. Volume: 51, Issue: 3, P. 314-321.
Lumpkin G.T., Dess G.G. Clarifying the Entrepreneurial Orientation Construct and Linking it to Performance // Academy of Management Review. 1996. Vol. 21. P. 135-172.
Khan M.T., Kumar N. Technology Entrepreneurship Capability Development in Indian Automotive Industry // Advances in Interdisciplinary Engineering. 2019. Р. 561-567.
Fuentelsaz L., Maicas J.P., Montero J. Entrepreneurs and innovation: The contingent role of institutional factors //
International Small Business Journal: Researching Entrepreneurship. 2018. Vol. 36. Issue: 6. P. 686-711.

Введение

Категория «инновационный человек» появилась сравнительно недавно и в настоящее время носит декларативный характер, поскольку используется преимущественно в рамках намеченной «Стратегии инновационного развития РФ на период до 2020 г.», которая скорее описывает желаемые ориентиры формирования и развития инновационного человека.

Развитие инновационного человека предполагает подключение к процессу его формирования и эффективному использованию всех уровней его «созревания» посредством тесной кооперации усилий государства и его органов образования, науки, рыночных агентов по инновационному обучению, массовому инновационному воспитанию населения и созданию условий и полноценной инфраструктуры для реализации инновационных решений на практике посредством их коммерциализации.

На основе выше сказанного следует, что современная теория и практика развития инновационного человека нуждаются в более глубокой проработке вопросов закономерностей инновационного процесса, условий и факторов обеспечения результативности на всех этапах: генерация знания, создание благоприятных условий и распространение технологий.

Результаты и их обсуждение

Для активизации процессов формирования и развития инновационных личностей в Республике Татарстан целесообразно воспользоваться инструментарием системного подхода. Дело в том, что, с одной стороны, как показано в табл. 1, в республиканской экономике с начала 2000 г. в государственных программах в той или иной степени актуализируется проблема формирования инновационных кадров и их удержания в экономике региона. В определенной степени для решения данной задачи сформированы и объекты государственной инновационной инфраструктуры, которая считается одной из наиболее развитых в ПФО: IT-парк, технополис «Химград», государственные Инвестиционно-венчурный и Залогово-страховой фонды и др.

Таблица 1

Специфика рассмотрения направлений формирования инновационных личностей в социально-экономических программах Республики Татарстан[1]

Наименование программы

программы

Специфика регламентации вопросов формирования инновационных личностей, стимулирования склонности к инновационному поведению предпринимателей

1. Стратегия социально-экономического развития Республики Татарстан «Жизнь после нефти» (1997 г.)

Обосновывается необходимость инновационной модернизации региональной экономики как стратегического фактора уменьшения ее сырьевой зависимости. Вместе с тем, конкретные направления формирования системы инновационных кадров в экономике РТ в программе не обозначены.

2. Программа развития инновационной деятельности в Республике Татарстан на 2004–2010 гг.

Представлены основные направления формирования региональной инновационной инфраструктуры (Инвестиционно-венчурный Фонд РТ, Залогово-страховой Фонд РТ, инновационный технопарк «Идея»). Определены возможности их использования инновационными малыми предпринимателями.

3. Программа «Энергоресурсоэффективность в Республике Татарстан на 2006–2010 гг.»

Определена необходимость подготовки инновационных кадров в сфере энерго- и, в целом, ресурсосбережения как принципиальных, стратегически значимых направлений инновационной модернизации экономики Республики Татарстан.

4. Программа социально-экономического развития Республики Татарстан на 2005–2010 гг.

Декларируется необходимость формирования системы образовательных кластеров на основе учреждений ВПО РТ и крупных промышленных предприятий. Такого рода кластерный подход положен в основу инновационной модернизации региональной экономики в целом и формирования инновационных кадров, необходимых для такого рода модернизации, в частности.

5. Программа реформирования науки Республики Татарстан (принята в 2008 г.)

Основное направление программы – обоснование необходимости и направления развития процессов кооперации науки, в первую очередь вузовской, и реального сектора экономики с целью интенсификации процессов коммерциализации инновационных идей и разработок.

6. Программа развития и размещения производительных сил Республики Татарстан на основе кластерного подхода до 2020 г. и на перспективу до 2030 г. (принята в 2008 г.)

Развитие кластерного подхода к формированию инновационных личностей. Обоснование необходимости формирования при организациях высшего профессионального образования инновационных бизнес-инкубаторов и мини-технопарков. Рассмотрение необходимости размещения инновационных кадров в территориальном разрезе (муниципальных районов РТ), в контексте стратегии развития и размещения инновационных производств. Вместе с тем, в программе не прописаны конкретные механизмы удержания квалифицированных инновационных кадров в региональной экономике.

7. Программа социально-экономического развития РТ на 2011–2015 гг. (принята в 2011 г.)

Программа построена на институциональном подходе к социально-экономическому развитию республиканской экономики вообще и активизации инновационной деятельности и подготовке инновационных кадров в частности.

[1] Составлено автором.

Тем самым, на уровне Правительства РТ существует достаточно четкое понимание того, что в стратегической перспективе прогрессивного развития экономической системы можно добиться именно на инновационной основе, для которой необходимы и инновационные кадры соответствующей квалификации, и просто лица, склонные к генерированию инновационных идей, созданию стартапов и т. п.

С другой стороны, в части развития государственной инновационной инфраструктуры РТ, нацеленной в том числе и на активизацию процессов формирования и развития инновационных личностей, имеются определенные проблемы, ограничивающие указанные процессы. Основными из такого рода проблем, по нашему мнению, являются:

– недостаточная прозрачность процессов формирования и развития инновационной инфраструктуры Республики Татарстан;

– не вполне целевое использование ряда элементов инновационной инфраструктуры, их недостаточный уровень заполненности (так, часть площадей технопарка «Идея» в 2010–2011 гг. предоставлялись для аренды обыкновенным торгово-закупочным фирмам, значительная часть площадей технополиса «Химград» пустует, не востребована инноваторами и т. п.);

– недостаточное взаимодействие элементов государственной и негосударственной инновационной инфраструктуры;

– недостаточная нацеленность инновационных программ на развитие именно человеческого капитала инновационных личностей, недостаточность стимулов для инновационных личностей к продолжению трудовой деятельности на территории РТ в течение длительного срока, что, соответственно, сохраняет устойчивые направления эмиграции инновационных кадров.

Для комплексного решения проблем формирования и развития инновационных личностей в РТ предлагается развитие в республике инновационно-образовательной системы – действенной системы институтов, организаций, проектов, организационно-экономических отношений, нацеленных на совершенствование инновационных личностей, обеспечение комплекса материальных и профессиональных стимулов для их закрепления на территории экономики Республики Татарстан. Такого рола система должна строиться на базе существующего образовательного потенциала и инновационной инфраструктуры РТ, но с рядом принципиально значимых новых иди усовершенствованных функций, которые систематизированы в табл. 2.

Совершенствование системы государственного регулирования процессов воспроизводства инновационных личностей, как показано в табл. 2, предлагается осуществлять по различным направлениям: развитию прямого администрирования (воссозданию в определенной модификации системы распределения выпускников учреждений ВПО, существовавшей в советские годы), косвенного, в первую очередь налогового, стимулирования инновационных проектов, а также институциональной модернизации, обеспечивающей долгосрочное устойчивое формирование и развитие инновационных личностей в экономике РТ.

Таблица 2

Предлагаемые новые или усовершенствованные направления деятельности субъектов инновационно-образовательной системы, обеспечивающие совершенствование процессов формирования и развития инновационных личностей

Субъекты инновационно-образовательной системы РТ

Новые или усовершенствованные направления деятельности, нацеленные на интенсификацию процесса формирования и развития инновационных личностей

1. Государственные органы регулирования экономики

– обеспечение институциональной модернизации, нацеленной на интенсификацию процессов формирования и развития инновационных личностей (в соответствии с предложениями, приведенными в п. 2.4);

– создание косвенных стимулов для активизации малого инновационного предпринимательства (налоговые каникулы для такого рода субъектов хозяйствования, льготная аренда недвижимости, находящейся в государственной собственности, содействие в получении лизинга передового оборудования др.);

– стимулирование активизации инновационных процессов на всех уровнях образования в регионе при повышении степени преемственности и согласованности указанных уровней образования;

– восстановление системы послевузовского распределения (существовавшей в социалистической экономике) с учетом специфики рыночных отношений.

2. Казанский (Приволжский) Федеральный Университет

– формирование под эгидой ведущего вуза РТ и при участии профильных министерств и ведомств республиканской системы ранней экспертизы и содействия патентованию новых технологий;

– развитие и совершенствование системы малых инновационных предприятий при учреждении ВПО, привлечение в их штат квалифицированных инновационных кадров, расширение использования возможностей данной группы предприятий для прохождения производственной практики.

3. КНИТУ-КАИ, КНИТУ-КХТИ и другие учреждения ВПО, обладающие существенным инновационным потенциалом

– расширение возможностей для получения инновационного образования лиц за пределами трудоспособного возраста и лиц с ограниченными возможностями в различных формах;

– активизация процессов кооперации и интеграции с промышленными предприятиями региона по вопросам совместной реализации инновационных проектов.

4. Научно-исследовательские организации (в системе РАН, АН РТ, предприятий).

– повышение практикоориентированности НИОКР;

– создание комплекса стимулов для привлечения и удержания перспективной молодежи.

5. Элементы инновационной инфраструктуры (технопарки, фонды, бизнес-инкубаторы и т. п.).

– обеспечение строго целевого использования элементов инновационной инфраструктуры на цели активизации инновационной деятельности;

– создание дифференцированных льготных режимов для создания и размещения малых инновационных предприятий;

– стимулирование системы стартапов и дальнейшей эффективной коммерциализации инноваций.

6. Предприятия

– формирование корпоративных университетов при крупных промышленных предприятиях и холдинговых структурах;

– внедрение опционных иных новых стимулирующих схем для инноваторов.

Восстановление системы распределения будет способствовать и развитию инновационной составляющей системы ВПО, т. к. вузы будут ориентированы на более полное согласование программ профильной подготовки обучающихся различного уровня в соответствии с требованиями конкретных предприятий, программами модернизации их оборудования и технологий, тенденциями автоматизации и компьютеризации производственного процесса. В этом смысле оно будет способствовать совершенствованию процессов развития инновационных личностей.

Разумеется, восстановление системы распределения невозможно в том же формате, в котором данная система функционировала в советский период. По нашему мнению, возможны различные варианты, при которых сами выпускники будут заинтересованы в данной системе: государственный заказ, образовательное кредитование с обязательством отработать в течение определенного срока на предприятиях республики, различные льготные варианты ипотечных программ для выпускников учреждения ВПО и т. п. При этом восстановление в определенном варианте системы распределения будет способствовать и повышению качества высшего образования в регионе в целом, т. к. подобному распределению могут, очевидно, подлежать лишь выпускники высокой квалификации.

Другим направлением развития инновационных личностей в рамках инновационно-образовательной системы РТ должно стать формирование и совершенствование различных форм образования и переобучения для пенсионеров и лиц с ограниченными возможностями. По нашему мнению, в настоящее время их возможности для развития инновационных процессов в экономике республики используются крайне недостаточно, а сами представители указанных групп населения, соответственно, в крайне неполной степени социализируются.

Вместе с тем, современные информационно-коммуникационные технологии предоставляют возможности и достаточно быстрого пере- или дообучения и обеспечения удаленной занятости, в том числе в высокоинтеллектуальных сферах трудовой деятельности. Соответственно, развитие инициатив, подобных, например “Университету третьего возраста”, программам обучения инвалидов должно стать неотъемлемым элементом процессов совершенствования инновационных личностей в РТ и обеспечения инновационной модернизации республиканской экономики в целом. Организационно такого рода направления образовательной деятельности могут осуществляться, например, под эгидой ведущих вузов РТ, в первую очередь К(П)ФУ и Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан.

Еще одним значимым предлагаемым направлением развития инновационно-образовательной системы РТ, нацеленной на активизацию процессов формирования и совершенствования инновационных личностей, повышения их роли в экономическом развитии является стимулирование создания корпоративных университетов. Дело в том, что данный механизм корпоративного образования практически не развит в экономике республики. Вместе с тем, в РФ достаточно активно функционируют корпоративные университеты при таких крупных компаниях, как ОАО «Газпром», ОАО «Сбербанк», ОАО ВТБ и др. Основным отличием корпоративного университета от систем традиционного образования является четкая направленность программ корпоративных университетов на комплексное удовлетворение потребностей конкретных корпоративных структур в квалифицированных кадров, в первую очередь именно инновационного характера, креативного образа мышления и действий.

В отличие от традиционных образовательных организаций, деятельность корпоративных университетов является менее бюрократизированной; в ее рамках отсутствует необходимость соответствия требованиям ГОС ВПО и соответствия многочисленным образовательным стандартам, многие из которых зачастую являются архаичными. Корпоративные университеты, как правило, реализуют программы повышения квалификации, корпоративные тренинги, формируют и осуществляют программы планирования и управления карьерой, что также принципиально важно для развития инновационных личностей. Государство на уровне РТ может содействовать процессам создания корпоративных университетов посредством налогового льготирования, иных льгот и преференций, содействия организационно-методическому обеспечению их деятельности. Кроме того, корпоративные университеты могут формироваться и на основе отношений кооперации предприятий с крупными вузами региона, в первую очередь исследовательскими университетами.

Одной из институциональных проблем формирования и развития потенциала инновационных личностей в Республике Татарстан является несовершенство института патентной защиты НИОКР. Данный институт не обеспечивает прозрачность, эффективность процесса патентования изобретений и рационализаторских предложений, не гарантирует должный уровень защиты как правило сопряженной с ними коммерческой тайны, что дестимулирует инновационных личностей к активной креативной деятельности.

В этой связи в рамках инновационно-образовательной системы Республики Татарстан, способствующей интенсификации процессов формирования и развития инновационных личностей, предлагается создать специальную республиканскую систему ранней экспертизы и содействия патентованию новых технологий. Организационно данная система может быть создана под эгидой К(П)ФУ, при участии других ведущих вузов РТ, а также профильных министерств и ведомств. В рамках данной системы целесообразна ранняя и, вместе с тем, профессиональная экспертиза инновационных технологий и проектов при должном уровне соблюдения коммерческой тайны, организационное обеспечение процесса патентования, формирование различных клубов изобретателей и рационализаторов в профессиональном разрезе и т. п.

Стимулирующие элементы инновационно-образовательной системы Республики Татарстан могут быть дифференцированы в зависимости от субъектов льготирования. Так, для малых инновационных предприятий целесообразен, например, режим полных налоговых каникул в части платежей в бюджет РТ вплоть до выхода соответствующего инновационного предприятия на уровень безубыточности.

Для физических лиц – инноваторов – сотрудников частных корпораций целесообразно внедрение опционных схем стимулирования, в результате действия которых после определенного количества внедренных в производство и принесших положительный экономический эффект инновационных технологий и разработок инициировавший их сотрудник компании получает право на опцион, т. е. приобретение акций собственной компании по льготной цене, которая, как правило, бывает существенно ниже справедливой рыночной стоимости, или даже безвозмездно. В результате данного механизма работник-инноватор трансформируется из простого наемного работника в миноритартного акционера, уровень его лояльности компании и стимулы к производительному инновационному труду увеличиваются.

Направления деятельности субъектов инновационно-образовательной системы РТ должны быть тесным образом взаимосвязаны, в результате чего повышаются возможности формирования положительного синергетического эффекта для инновационных личностей.


Библиографическая ссылка

Нестерова О.А. НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ИННОВАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЙ КОМПЛЕКСНОЕ РАЗВИТИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ЛИЧНОСТЕЙ // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2022. – № 11-3. – С. 483-488;
URL: https://vaael.ru/ru/article/view?id=2594 (дата обращения: 19.04.2024).