Введение
На сегодняшний день одной из серьезнейших социально-экономических проблем современного общества считается безработица. Причиной деградации молодого поколения является отсутствие работы, которое ведет к проблемам в развитии и формировании личности человека, распадам браков, уменьшении рождаемости, увеличении числа преступлений, наркомании, алкоголизма и т.п.
Молодёжная безработица – вид маргинальной безработицы, являющийся важнейшим индикатором социального статуса молодого поколения. В то же время это показатель уровня адаптации молодежи на рынке труда на определенном этапе развития страны. Принимая во внимание то, что молодежь обладает априори меньшим опытом, интегративный процесс молодого поколения на рынке труда существенно ухудшаются в период упадка экономики.
Объектом исследования в работе является проблема трудоустройства молодых специалистов, а предметом – решение поставленной проблемы.
Актуальность данной темы заключается в том, что сегодня молодежная безработица представляет собой одну из национальных проблем, так как молодое поколение – будущее современного общества, а ее трудовая деятельность – социальная обеспеченность средствами всевозможных категорий граждан.
Цель исследования – изучить молодежную безработицу, как социальное явление, влияющее на экономическую безопасность государства.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
– рассмотреть рынок труда;
– раскрыть особенности молодежной безработицы как объекта социальной политики в современном обществе;
– установить основные направления социальной политики по преодолению молодежной безработицы в российском обществе;
– провести статистический анализ изменения численности безработных на примере Республики Калмыкия.
Материал и методы исследования
В данной работе использовались методы, обусловленные задачами исследования – метод анализа; сравнения и аналогий; обобщения, логические методы, статистические методы (группировок, средних величин, табличный, корреляционно-регрессионный), а также метод информационного поиска.
Молодежь, составляющая 35% трудоспособного населения страны, в сравнении с остальными группами населения наиболее энергичная, более обучаемая и уверенная в своих силах. В тоже время она особенно подвержена повседневными трудностями, таким как поиск работы и дальнейшее трудоустройство.
Результаты исследования и их обсуждение
Анализ молодежного рынка труда показал, что конкурентоспособность молодого поколения ниже по сравнению со старшими возрастными группами. Перед подростками и молодежью в возрасте от 20 до 24 лет эта проблема стоит особенно остро. Вакансий для молодых людей на сегодняшний день фактически не имеется. Также от работодателя законодательство РФ требует соблюдение строгих норм и правил. И это непосредственно препятствует трудоустройству молодежи по причине «невыгодности» для работодателя.
Несоответствие между желаемыми и востребованными профессиями порождает некий дисбаланс. Так большая часть выпускников учебных заведений обладают экономическим, бухгалтерским, юридическим образованиями, состоя при этом на учете в качестве безработных. В то время как наиболее востребованными профессиями являются: электромонтеры, бетонщики, токари, плотники, швеи, фрезеровщики, арматурщики и др. Из служащих профессий востребованными считаются педагоги, медики и инженеры различных профилей.
Необходимо отметить, что выпускников мало привлекают востребованные вакансии рабочих специальностей, предлагающие в массовом порядке в центре занятости. В следствии на рынке труда эти факторы делают социально уязвимой данную группу молодежи. В связи с этим, разработка мероприятий, которые направлены на формирование подходящей среды для самоопределения каждого молодого гражданина при выборе, отвечающей его профессиональному уровню, работе, считается не целесообразной.
Чтобы снизить напряженность на рынке труда для молодежи следует осуществлять деятельность в области профессиональной ориентации молодого поколения, а именно создавать всевозможные проекты социальной адаптации. Особый интерес следует уделить непосредственно информированности о положении на рынке труда. Одним из способов предоставления информации могут стать различные видеофильмы о профессиях, которые могут быть использованы в профориентационной работе с молодежью, семинары для школьников, детей из детских домов и интернатов. Не стоит забывать и о социальных сетях, способных информировать молодежь о востребованных профессиональных навыках.
Не целесообразна подготовка специалиста, не способного найти своим знаниям, полученным в ходе обучение, применение. Практика показывает, что даже высоко квалифицированные молодые специалисты не могут изучить особенности своих знаний по специальности, тем самым теряя квалификацию. Это связано с тем, что сведения о потребностях в трудовых ресурсах организаций зачастую рассеяна по различных источниках. Необходимо создавать функциональные, а не номинальные Центры трудоустройства выпускников и содействия учащейся молодежи.
Задача таких Центров: прогноз потребностей, активная работа со студентами, предоставление реальной информации о ситуации на рынке труда, взаимодействие с центрами занятости и работодателями. Образовательные учреждения, на сегодняшний день, предоставляют недостоверную и фрагментарную информацию о трудоустройстве своих выпускников. Необходимо осуществить систему обратной связи, то есть получение учебными заведениями информации о реальном трудоустройстве своих специалистов.
Оценить эффективность трудоустройства можно с помощью следующих этапов: спрогнозировать трудоустройство выпускников, оценить собственные ожидания и трудоустройство в период сдачи госэкзамена и вручения диплома; проанализировать реальное трудоустройство (через 2-3 месяца после окончания образовательного учреждения и далее с периодичностью 3-5 месяцев). Необходимо не просто проведение опроса (анкетирование), а именно активное содействие занятости молодежи. Таким образом, в случае если выпускник не ищет или не может найти работу, то можно предоставить ему некоторые варианты:
1. Обратиться в Центр содействия трудоустройству выпускников университета (посмотреть вакансии, заполнить резюме, прийти на индивидуальную консультацию);
2. Обратиться в Центр занятости муниципального образования.
Выводы об эффективности мер по содействию занятости молодых специалистов, можно сделать сопоставляя прогнозы трудоустройства, ожидания выпускников от рынка труда, и их реальное трудоустройство.
Эти Центры сокращают цепочку между производителем рабочей силы (учебными заведениями) и потребителем рабочей силы (работодателями).
Расчет показателей динамики
Рассчитаем абсолютный прирост. Он покажет увеличение или уменьшение уровня ряда за определённый период (табл. 1).
Абсолютный прирост базисный:
Δyб = yi – y0 (1)
Абсолютный прирост цепной:
Δyц = yi – yi-1 (2)
Проведём расчёт среднего уровня ряда динамики. Он покажет обобщённую характеристику показателя за весь период ряда динамики.
(3)
(4)
Таблица 1
Расчет показателей динамики численности безработных по Республике Калмыкия за 2006-2016 гг., тыс. человек
Год |
Всего безработных |
Δу |
Темп роста |
Темп прироста % |
|||
Базисный |
Цепной |
Базисный |
Цепной |
Базисный |
Цепной |
||
2006 |
26,7 |
||||||
2007 |
25,1 |
-1,6 |
-1,6 |
0,94 |
0,94 |
-99,6 |
-99,6 |
2008 |
21,7 |
-5 |
-3,4 |
0,81 |
0,86 |
-99,19 |
-99,14 |
2009 |
24,1 |
-2,6 |
2,4 |
0,90 |
1,11 |
-99,1 |
-98,89 |
2010 |
25,1 |
-1,6 |
1 |
0,94 |
1,04 |
-99,06 |
-98,96 |
2011 |
22,0 |
-4,7 |
-3,1 |
0,82 |
0,87 |
-99,18 |
-99,13 |
2012 |
21,2 |
-5,5 |
-3,9 |
0,79 |
0,96 |
-99,21 |
-99,04 |
2013 |
19,1 |
-7,6 |
-2,1 |
0,71 |
0,90 |
-99,29 |
-99,1 |
2014 |
17,7 |
-9 |
-1,4 |
0,66 |
0,92 |
-99,34 |
-99,08 |
2015 |
16,0 |
-10,7 |
-1,7 |
0,59 |
0,90 |
-99,1 |
-99,1 |
2016 |
15,4 |
-11,3 |
-0,6 |
0,57 |
0,96 |
-99,43 |
-99,04 |
Итог |
234,0 |
-59,6 |
-14,4 |
7,73 |
9,46 |
-992,5 |
-892,19 |
Источник: составлено автором.
Таблица 2
Выявление степени вариации численности безработных по Республике Калмыкия за 2006-2016 гг., тыс. человек
Год |
Всего безработных |
Накопленная частота |
(xi – х) |
(xi – х)2 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
2006 |
26,7 |
26,7 |
3,3 |
10,89 |
2007 |
25,1 |
51,8 |
1,7 |
2,89 |
2008 |
21,7 |
73,5 |
-1,7 |
2,89 |
2009 |
24,1 |
97,6 |
0,7 |
0,49 |
2010 |
25,1 |
122,7 |
1,7 |
2,89 |
2011 |
22,0 |
144,7 |
-1,4 |
1,96 |
2012 |
21,2 |
165,9 |
-2,2 |
4,84 |
2013 |
19,1 |
185 |
-4,3 |
18,49 |
2014 |
17,7 |
202,7 |
-5,7 |
32,49 |
2015 |
16,0 |
218,7 |
-7,4 |
54,76 |
2016 |
15,4 |
234,0 |
-8 |
64 |
Итого |
234,0 |
- |
-23,3 |
542,89 |
Источник: составлено автором.
Размах вариации составляет
R = 26,7 – 15,4 = 11,3
Дисперсия:
Среднее квадратическое отклонение:
=7,36
Коэффициент вариации:
На основе полученных данных можно сделать вывод, что разность между наибольшим и наименьшим значениями составляет 11,3 тыс. чел.. Данный показатель изучает отклонение только крайних значений, поэтому он довольно неточен по отношению ко всем значениям совокупности. Однако его преимущество состоит в том, что он прост в расчете.
Чем меньше среднее квадратическое отклонение, тем точнее среднее значение описывает совокупность по изучаемому признаку. Так среднее квадратическое отклонение равно 7,36.
Коэффициент вариации показывает степень однородности совокупности. Чем меньше отклоняются индивидуальные значения признака от среднего значения и друг от друга, тем совокупность более однородна. Таким образом, чем меньше коэффициент вариации, тем однороднее совокупность. Так как коэффициент вариации, рассчитанный для данной совокупности, не превышает его критического уровня (31,45% < 33%), то данные достаточно однородны, формировать их заново не следует.
Прогнозирование
Прогнозирование – это предсказание будущего на основании накопленного опыта и текущих предположений относительно него.
Методы прогнозирования:
1) Прогнозирование с помощью среднего абсолютного прироста;
2) Прогнозирование с помощью темпа роста;
3) Прогнозирование методом аналитического выравнивания.
Наиболее эффективный метод выявления основной тенденции развития – аналитическое выравнивание.
Метод аналитического выравнивания – метод исследования динамики социально-экономических явлений, позволяющий уставить основные тенденции их развития.
Ряд динамики будет выражен в виде функции времени. Аналитическое выравнивание может быть осуществлено по любому рациональному многочлену. Функция выбирается на основе анализа характера закономерности динамики данного явления.
Таблица 3
Прогноз численности безработных по Республике Калмыкия за 2006-2016 гг., тыс. человек
Год |
Все население |
t |
t |
yt |
t |
А |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
2006 |
26,7 |
-5 |
25 |
-133,5 |
13,95 |
2007 |
25,1 |
-4 |
16 |
-100,4 |
15,84 |
2008 |
21,7 |
-3 |
9 |
-65,1 |
17,73 |
2009 |
24,1 |
-2 |
4 |
-48,2 |
19,62 |
2010 |
25,1 |
-1 |
1 |
-25,1 |
21,51 |
2011 |
22,0 |
0 |
0 |
0 |
23,4 |
2012 |
21,2 |
1 |
1 |
21,2 |
25,29 |
2013 |
19,1 |
2 |
4 |
364,81 |
27,18 |
2014 |
17,7 |
3 |
9 |
53,1 |
29,07 |
2015 |
16,0 |
4 |
16 |
64 |
30,96 |
2016 |
15,4 |
5 |
25 |
77 |
32,85 |
Итого |
234,0 |
- |
110 |
207,81 |
257,4 |
Источник: составлено автором.
у = a0 + a1t (5)
у – уровни выровненного ряда
t – годы
a0 и a1 – неизвестные параметры уравнения.
Для определения параметров необходимо решить систему нормальных уравнений.
(6)
Система уравнений упрощается, если подобрать так, чтобы их сумма равнялась нулю, т.е. начало отсчета времени перенести в середину рассматриваемого периода. Тогда:
(7)
(8)
у = 23,4 + 1,89 t
Для прогнозирования для каждого года подставляем значение t
Таблица 4
Год |
t |
2017 |
6 |
2018 |
7 |
2019 |
8 |
2020 |
9 |
2021 |
10 |
2022 |
11 |
S2017 = 23,4 + 1,89 × 6 = 34,74
S2018 = 23,4 + 1,89 × 7 = 36,63
S2019 = 23,4 + 1,89 × 8 = 38,52
S2020 = 23,4 + 1,89 × 9 = 40,41
S2021 = 23,4 + 1,89 × 10 = 42,3
S2022 = 23,4 + 1,89 × 11 = 44,19
Для молодых людей следует создавать рабочие места и сохранять их; повышать количество организаций, работающих с Центром занятости населения, это позволит существенно разнообразить число вакантных мест. Центрам занятости предоставлять выпускникам стажировку в компаниях и организациях. Трудоустраивающим молодежь, работодателям обеспечивать субсидии и дотации.
Выводы
С целью более успешного содействия занятости молодого поколения не только Калмыкии, но и всей России следует укрепить сотрудничество между образовательными учреждениями, центрами занятости, кадровыми службами и организациями. Такая общая работа взаимовыгодна и для образовательных учреждений (трудоустройство выпускников) и для кадровых агентств (подбор персонала), и для Центра занятости населения (информирование о заключенных договорах на стажировку выпускников с указанием предприятий и специальностей по созданным рабочим местам и, как следствие, трудоустройство).
Таким образом, чтобы преодолеть социальную напряженность на рынке труда молодежи необходимо формировать нормативно-правовую и финансовую базу единой комплексной системы социально–профессиональной ориентации и адаптации молодежи, как составной части политики развития человеческих ресурсов, где были бы задействованы все заинтересованные стороны.
Библиографическая ссылка
Бувашева Е.Д., Манджиева Д.В., Малунова В.И., Мухлаева А.С., Хулхачиева А.Б. МОЛОДЕЖНАЯ БЕЗРАБОТИЦА, КАК УГРОЗА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2019. – № 1-2. – С. 18-23;URL: https://vaael.ru/ru/article/view?id=259 (дата обращения: 03.12.2024).