Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

БАРЬЕРЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГИБРИДНОЙ МОДЕЛИ ОРГАНИЗАЦИОННО- ЭКОНОМИЧЕСКОГО МЕХАНИЗМА СФЕРЫ СОЦИАЛЬНЫХ УСЛУГ

Огородникова Е.С. 1 Селезнева М.В. 1 Хохолуш М.С. 1
1 ФГБОУ Уральский государственный экономический университет
Актуальность исследования обусловлена необходимостью определения методологических ограничений масштабирования гибридной модели организационно-экономического механизма сферы социальных услуг в современных условиях. Методология исследования основана на концепциях развития конкуренции, сокращения административного давления на деятельность предпринимателей в сфере оказания социальных услуг. Методика исследования включает проведение опроса предпринимателей в соответствии с такими направлениями оценки как оценка интенсивности конкуренции, стоимостные параметры преодоления административных барьеров, проведение контрольных мероприятий и проверок. Результаты проведенного исследования показывают низкую сформированность предложения в негосударственном секторе оказания социальных услуг, достаточно высокую оценку наличия административных и экономических барьеров. Авторами проведен анализ барьеров к началу и осуществлению деятельности на рынках социальных услуг и сформированы выводы о том, что основным препятствием к привлечению негосударственных участников к оказанию социальных услуг является несформированность ресурсной базы: отсутствие, либо наличие законодательных ограничений на использование помещений, необходимость приобретения дорогостоящего оборудования, выполнение требований при прохождении процедур лицензирования. Так же авторами сделан поставлен вопрос о целесообразности финансирования указанных расходов за счет бюджетов различных уровней.
социальный услуги
барьеры
стимулирование конкуренции
аллокативная эффективность
развитие
1. Decker C. Concepts of the consumer in competition, regulatory, and consumer protection polices. Journal of competition law & economics. 2017. Т. 13. №. 1. С. 151-184.
2. Kokovikhin A., Ogorodnikova E., Plakhin A. The survey of entrepreneurs in the comprehensive assessment of competitive environment // 6th International Conference on Innovation Management, Entrepreneurship and Sustainability. Р. 530-540.
3. Ogorodnikova E., Mokronosov A., Kompaniets M., Khokholush M., Selezneva M. Analysis of the allocative efficiency of social service entities for sustainable development. SHS Web of Conferences (см. в книгах). 2020. № 89. С. 06002.
4. Ogorodnikova E.S., Plakhin A.E., Kochergina T.V., Mikhailovsky P.V., Guseva T.I., Selezneva M.V. The effectiveness of state support for entrepreneurs in the markets of social services in rural areas. Espacios. 2019. Т. 40. № 25.
5. Белобрагин В.Я., Зворыкина Т.И. Институциональные подходы к взаимодействию стандартизации и инновационной деятельности в сфере услуг // Вестник Российского нового университета. Серия: Человек и общество. 2019. № 3. С. 96-104.
6. Огородникова Е.С., Гусева Т.И., Кочергина Т.В., Борисова А.А., Виниченко В.А. Регуляторы выпуска негосударственных производителей социальных услуг // Вестник Бурятского государственного университета. Экономика и менеджмент. 2022. № 3. С. 91-96.
7. Перова М.М., Брязгина Е.О., Журба В.В. Внедрение Стандарта развития конкуренции в субъектах Российской Федерации как ключевой аспект социально-экономического развития территории // Экономика, предпринимательство и право. 2016. Т. 6. №. 1.
8. Самылкина М. С. Реализация конкурентной политики на региональном уровне // Социальные науки. 2019. №. 3. С. 12-16.
9. Чепуренко А.Ю., Яковлев А.А. Теория предпринимательства: важность контекста // Российский журнал менеджмента. 2013. Т. 11. №. 2.

Существующая методология формирования гибридной модели организационно-экономического механизма сферы социальных услуг основана на принципах развития конкуренции на локальных рынках. Стратегические задачи, касающиеся формирования правовых основ регулирования, разработки программных документов развития малого и среднего предпринимательства в сфере социальных услуг осуществляются в рамках деятельности Министерства экономического развития РФ [5, 9]. Практическая реализация задач, касающихся формирования конкурентной среды, осуществляется региональными органами власти, что связано с локализацией большинства рынков социальных услуг в рамках определённой территории и прямой заинтересованностью региональных властей в интенсификации инвестиций в экономику региона [2].

Вопросы методологического обеспечения контроля уровня удовлетворенности состоянием и развития конкуренции рассматриваются в работах следующих авторов [1, 7-9]. Осуществление оценочных процедур производится в соответствии с блоками информации, приведенными на рисунке 1.

Оценка общих параметров сформированности негосударственного сектора предложения социальных услуг представлено на рисунках 2 и 3.

missing image file

Рис. 1. Блоки оценочных процедур существующих барьеров развития гибридной модели сферы социальных услуг

missing image file

Рис. 2. Характеристика условий конкуренции в негосударственном секторе социальных услуг

missing image file

Рис. 3. Характеристика сформированности базы поставщиков в негосударственном секторе социальных услуг

Большинство представителей субъектов производителей социальных услуг уверены, что конкуренция умеренная, требующая мер по повышению конкурентоспособности услуг, таких как снижение цен, повышение качества. Исключением являются рынки услуг психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и услуг детского отдыха и оздоровления.

Оценка сформированности базы поставщиков дает преимущественно неудовлетворительную оценку. Далее на рисунке 4 представим оценку предпринимателями расходов на преодоление административных барьеров начала и осуществления деятельности.

missing image file

Рис. 4. Оценка субъектами производителями социальных услуг административных барьеров при осуществлении деятельности

Оценка возможности подключения к технологическим сетям

 

Водоснабжение, водоотведение

Газоснабжение

Электроснабжение

Теплоснабжение

Низкая

Скорее низкая

Скорее высокая

Высокая

Низкая

Скорее низкая

Скорее высокая

Высокая

Низкая

Скорее низкая

Скорее высокая

Высокая

Низкая

Скорее низкая

Скорее высокая

Высокая

Дошкольное образование

8

16

17

12

6

11

14

17

13

12

18

14

12

13

14

16

Медицинские услуги

5

5

9

7

9

7

6

4

8

6

7

9

8

5

8

4

Социальное обслуживание

10

4

7

0

10

5

7

0

7

5

7

0

5

6

7

7

Дополнительное образование детей

8

4

12

0

4

13

8

0

6

7

8

0

11

4

5

5

Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья

0

1

1

0

3

1

0

0

1

1

1

0

3

0

1

1

Услуги в сфере культуры

5

3

4

0

6

5

0

0

8

7

2

0

5

5

2

2

Услуги детского отдыха и оздоровления

4

11

5

0

8

5

7

0

6

5

7

0

6

4

6

6

Основным факторами, влияющими на аллокативную эффективность деятельности негосударственных субъектов сферы социальных услуг и развитие гибридной модели являются:

− расходы на этапе начала предпринимательской деятельности;

− приобретение зданий, помещений;

− налоговая нагрузка.

Помимо указанных барьеров респонденты отмечают трудности с получением земельных участков и подключению к инженерным сетям (таблица).

Снижение влияние данных негативных факторов реализуется через комплекс мероприятий регулятора. Так на данный момент через систему МФЦ организовано предоставление:

- комплексной услуги по регистрации юридических лиц, включающей на ряду с самой процедурой регистрацией (3-5 дней) еще получение кодов статистики и регистрацию в необходимых фондах. Срок предоставления комплексной услуги не превышает 11 дней. Реализована возможность регистрации предприятий по экстерриториальному принципу через МФЦ и Единый центр регистрации юридических лиц;

- услуг по постановке объектов на кадастровый учет и регистрации права на объект недвижимости. Средние сроки постановки объекта на кадастровый учет сокращены до 10 дней;

- услуг по лицензированию медицинской деятельности. Среднее время получения лицензии на медицинскую деятельность – 20 дней;

- снижены сроки по выдаче разрешительной документации на строительство со 152 дней в среднем до 130 дней.

Средний срок выдачи разрешения на строительство – 4 дня (40 % нормативного срока). Средний срок выдачи градостроительного плана земельного участка – 18 дней (60 % нормативного срока).

В настоящий момент реализованы возможности мониторинга прохождения государственной экспертизы проектной документации через личный кабинет пользователя на сайте «Управления государственной экспертизы»:

− прохождения государственной экспертизы по этапам (применяется при согласии заявителя, с учётом требований законодательства и особенностей объекта государственной экспертизы)

− подачи заявления в электронной форме для предоставления государственных и муниципальных услуг в области градостроительной деятельности с использованием простой электронной подписи;

missing image file

Рис. 5. Контрольные мероприятия и деятельность органов власти

Так же подписаны и успешно реализуются соглашения с электросетевыми организациями о добровольном установлении предельной продолжительности этапов и процедур в ходе технологического присоединения к электрическим сетям – сроки технологического присоединения сокращены в 1,5 раза. Реализованы соглашения о сотрудничестве в сфере подключения объектов капитального строительства к сетям газораспределения с целью сокращения сроков технологического присоединения.

Далее рассмотрим влияние на негосударственных субъектов сферы социальных услуг контрольных мероприятий и деятельность органов государственной власти (рис. 5).

Анализ контрольных мероприятий показывает, что наиболее часто субъекты предпринимательства сталкиваются с налоговыми проверками и проверками пожарной инспекции

Подводя итоги обобщения факторов, препятствующих формированию гибридной модели сферы социальных услуг необходимо отметить, что основным препятствием развития деятельности негосударственными участниками является несформированность ресурсной базы: отсутствие, либо наличие законодательных ограничений на использование помещений, необходимость приобретения дорогостоящего оборудования, выполнение требований при прохождении процедур лицензирования. Данные результаты совпадают с результатами оценки государственных регуляторов, показывающих приоритетную стимулирующую роль финансовых механизмов поддержки негосударственных производителей социальных услуг. Данные выводы во многом противоречат изначальной цели развития гибридной модели – привлечение в социальный сектор частного капитала, что позволило бы снизить бюджетные затраты на оказание социальных услуг. Вопрос целесообразности развития гибридной модели при условии обеспечения негосударственных участников ресурсами за счет бюджета должен рассматриваться непосредственно на локальном уровне путем оценки аллокативной эффективности деятельности производителей. Данный принцип оценки позволит унифицировать порядок принятия решений о формировании гибридной модели сферы социальных услуг и оптимизировать расходование ресурсов общественного сектора экономики.


Библиографическая ссылка

Огородникова Е.С., Селезнева М.В., Хохолуш М.С. БАРЬЕРЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГИБРИДНОЙ МОДЕЛИ ОРГАНИЗАЦИОННО- ЭКОНОМИЧЕСКОГО МЕХАНИЗМА СФЕРЫ СОЦИАЛЬНЫХ УСЛУГ // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2022. – № 11-2. – С. 306-312;
URL: https://vaael.ru/ru/article/view?id=2566 (дата обращения: 29.03.2024).