Введение
В складывающихся условиях, тема развития сельских территорий приобретает важное значение. От степени развития сельских территорий зависит уровень развития сельского хозяйства и, как следствие, продовольственная безопасность государства, насыщенность продовольственного рынка продовольственной продукцией отечественных производителей, скорость процесса импортозамещения и т.п.
Под сельским поселением понимается один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (поселков, сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населенных пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления [1].
Развитие сельских территорий регулируется законодательно, и важно проанализировать, какие проблемы остаются нерешенными до настоящего времени в этой сфере в процессе исполнения законодательных актов.
Одним из основных законодательных документов является Постановление Правительства РФ «О государственной Программе комплексного развития сельских территорий на период 2020-2025 годов» № 696 от 31 мая 2019 года, реализация которого намечена на период 2020-2025 год. Общий объем ее финансирования в рамках этой программы предусмотрен в размере около 2,3 трлн руб., причем из этого объема – 1 трлн руб. – из средств федерального бюджета.
Реализация данной госпрограммы предполагает получение следующих основных целей:
- доля сельского населения в общей численности населения России должна быть сохранена на уровне не менее 25.3%;
- соотношение среднемесячных располагаемых ресурсов сельского и городского домохозяйств должно быть достигнуто 80%;
- доля общей площади благоустроенных жилых помещений в сельских населенных пунктах должна быть повышена до 50%.
Достижение результатов развития сельских территорий посредством восстановления и развития производств и промыслов в сельской местности, создания благоприятных условий жизни для населения, необходимо для укрепления позиций отечественного сельского хозяйства.
Материалы и методы решения
Вопрос о развитии сельских территорий давно находится с разряде первоочередных, поскольку в результате реформ, проводимых в 90-е годы прошлого века, сельскохозяйственное производство сокращалось, села деградировали, и люди старались перебраться в город. Эти обстоятельства постепенно приводили к разрушению сельского уклада жизни, сельских традиций, а без этого существование, а тем более возрождение и развитие сельских территорий просто невозможно. Сельский образ жизни становился не модным, отсталым, хотя это абсолютно не верное представление. И сейчас очень медленно приходит понимание того, что без села с его укладом, традициями и образом жизни Россия не сможет стать абсолютно независимой от внешнего влияния. Также очевидно, что без развитых сфер сельского хозяйства и промышленности, крупное государство (каковым является Российская Федерация), существовать не сможет. Российская Федерация, как единое целое государство, в условиях глобальных кризисов сможет выстоять только в том случае, если будет развивать свои территории, которые специфичны по месторасположению, природно-климатическим особенностям, ресурсообеспеченности, национальному составу, культуре, традициям и т.п. [2].
Если проанализировать состав населения в городе и сельской местности за ряд лет, то можно увидеть следующие изменения (таблица 1).
Таблица 1
Состав городского и сельского населения в Российской Федерации [5, с. 93]
Годы |
Всё население, млн чел |
в т.ч. |
В общей численности населения, % |
||
городское |
сельское |
городское |
сельское |
||
1917 |
91,0 |
15,5 |
75,5 |
17 |
83 |
1926 |
92,7 |
16,4 |
76,3 |
18 |
82 |
1939 |
108,4 |
36,3 |
72,1 |
33 |
67 |
1959 |
117,2 |
61,1 |
56,1 |
52 |
48 |
1970 |
129,9 |
80,6 |
49,3 |
62 |
38 |
1979 |
137,4 |
94,9 |
42,5 |
69 |
31 |
1989 |
147,0 |
108,0 |
39,0 |
73 |
27 |
1996 |
148,3 |
108,3 |
40,0 |
73 |
27 |
2001 |
146,3 |
107,1 |
39,2 |
73 |
27 |
2006 |
143,2 |
104,8 |
38,4 |
73 |
27 |
2010 |
142,9 |
105,3 |
37,6 |
74 |
26 |
2011 |
142,9 |
105,4 |
37,5 |
74 |
26 |
2012 |
143,0 |
105,7 |
37,3 |
74 |
26 |
2013 |
143,3 |
106,1 |
37,2 |
74 |
26 |
2014 |
143,7 |
106,6 |
37,1 |
74 |
26 |
2015 |
146,3 |
108,3 |
38,0 |
74 |
26 |
2016 |
146,5 |
108,6 |
37,9 |
74 |
26 |
2017 |
146,8 |
109,0 |
37,8 |
74 |
26 |
2018 |
146,9 |
109,3 |
37,6 |
74 |
26 |
2019 |
146,8 |
109,5 |
37,3 |
75 |
25 |
2020 |
146,7 |
109,5 |
37,2 |
75 |
25 |
2021 |
146,2 |
109,3 |
36,9 |
75 |
25 |
Таблица 2
Распределение сельских населенных пунктов по числу жителей в РФ [5, с. 100]
Показатели |
Число сельских населенных пунктов |
Численность населения, тыс. человек |
||||
1989 г. |
2002 г. |
2010 г. |
1989 г. |
2002 г. |
2010 г. |
|
Сельские населенные пункты – всего, |
162 231 |
155 289 |
153 124 |
39 063 |
38 738 |
37 543 |
из них с числом жителей, человек: |
||||||
до 6 |
26 234 |
32 997 |
42 387 |
50 |
58 |
64 |
6 – 10 |
13 245 |
14 092 |
13 254 |
105 |
110 |
103 |
11 – 25 |
24 735 |
22 303 |
19 225 |
423 |
377 |
324 |
26 – 50 |
19 939 |
15 770 |
13 522 |
727 |
573 |
494 |
51 – 100 |
18 094 |
14 901 |
13 798 |
1 312 |
1 082 |
1 006 |
101 – 200 |
17 895 |
15 833 |
14 682 |
2 595 |
2 302 |
2 133 |
201 – 500 |
22 177 |
20 475 |
18 729 |
7 116 |
6 618 |
6 053 |
501 – 1000 |
11 524 |
10 836 |
9 720 |
8 087 |
7 571 |
6 780 |
1001 – 2000 |
5 718 |
5 182 |
4 737 |
7 759 |
7 050 |
6 492 |
2001 – 3000 |
1 266 |
1 220 |
1 217 |
3 060 |
2 946 |
2 947 |
3001 – 5000 |
803 |
873 |
979 |
3 067 |
3 321 |
3 756 |
5001 и более |
601 |
807 |
874 |
4 762 |
6 730 |
7 391 |
Таблица 3
Финансовые результаты сельскохозяйственных предприятий в РФ [5, с. 87]
Показатели |
2010 г. |
2016 г. |
2017 г. |
2018 г. |
2019 г. |
2020 г. |
Число организаций (за отчетный период), тыс.ед. |
7,2 |
5,0 |
5,2 |
5,2 |
4,5 |
4,2 |
в том числе: |
||||||
прибыльных организаций |
5,2 |
3,9 |
4,0 |
3,8 |
3,3 |
3,1 |
убыточных организаций |
2,0 |
1,1 |
1,2 |
1,4 |
1,2 |
1,1 |
Удельный вес прибыльных организаций в общем числе организаций, % |
72,1 |
77,7 |
75,6 |
73,8 |
72,8 |
73,6 |
Удельный вес убыточных организаций в общем числе организаций, % |
27,9 |
22,3 |
24,4 |
26,2 |
27,2 |
26,4 |
Согласно данным Росстата, с 1989 года доля сельского населения в общей численности снизилось до 27%. В течении трех последних лет исследуемого периода доля сельских жителей сохраняется на уровне 25%, как определено программой, но вопрос развития сельских территорий продолжает оставаться острым.
Распределение сельских населенных пунктов по числу жителей в Российской Федерации представлено в таблице 2.
Очевидно, что отток населения с любой территории, в том числе из сельской местности, происходит преимущественно там, где исчезают градообразующие (или правильнее сказать – селообразующие) предприятия. Ведь важными условиями развития сельских территорий, являются: прибыльное сельскохозяйственное предприятие (а так же предприятие другой сферы деятельности, располагающегося в сельской местности), способное объединить жителей села; наличие инфраструктуры, необходимой для решения различных бытовых проблем; культура, традиции, уклад жизни и т.п. Иными словами, сельские территории – это система, включающая природную, социокультурную, духовную, хозяйственную составляющие (опирающиеся на традиции и уклад сельской жизни), которые не могут существовать отдельно друг от друга, но только как единое целое.
Сейчас, многие села (особенно отдаленные от областных центров) находятся в плачевном состоянии (по причине нарушения единства системы) и потому люди стараются переселиться ближе к центру, или даже уехать в город, где сосредоточены различные организации, имеется хорошая инфраструктура и перспективы стабильной работы, карьерного роста, приобретения жилья, и т.п.
Итак, как отмечалось выше, одна из основных причин разрушения сёл состояла в банкротстве производственных предприятий или их убыточности (таблица 3).
Согласно данным таблицы, число сельскохозяйственных организаций почти вдвое сократилось к 2020 году, в сравнении с 2010 годом. За указанный период в среднем более четверти сельскохозяйственных предприятий являются убыточными. Высокие цены на электроэнергию, ресурсы, сельхозтехнику, топливо, оборудование при несопоставимо низких ценах на продукцию сельскохозяйственных товаропроизводителей, не способствуют укреплению финансового положения агропредприятий. Такие предприятия вынуждены выживать из года в год, на имея прибыли, сохраняя всеми силами производство сельскохозяйственной продукции в сельской местности. Однако это не может продолжаться постоянно, и если ситуацию не удается изменить, то банкротство и закрытие таких предприятий неизбежны. Очевидно, что о достойных заработках в этом случае говорить не приходится. Чтобы выжить в сельской местности, люди организовывают личные подсобные хозяйства. Такие возможности имеют не все жители села. Данное обстоятельство также является серьезным тормозом в развитии сельских территорий. Низкий уровень жизни, низкое качество жизни и отсутствие стабильной работы и, как следствие, отсутствие уверенности в завтрашнем дне способствуют оттоку людей из сел, особенно из тех сел, которые располагаются далеко от районных и областных центров. Фермерство не способно серьезно решить проблему развития сельских территорий, поскольку в российских масштабах развитию сельских территорий будут способствовать только средние и крупные предприятия (определенной сферы деятельности, в зависимости от специфики территории). И чем больше сельская территория, тем больше малых, средних и крупных предприятий там должно быть. А для этого нужна всестороння государственная поддержка отрасли сельского хозяйства и конкретно сельским территориям, поскольку сельское хозяйство – это наиболее зависимая отрасль от внешних погодных условий, а благополучие сельского населения в наибольшей степени зависит от благополучия сельскохозяйственных предприятий и предприятий (реально существующих и потенциальных) других сфер деятельности в рамках конкретной сельской территории. При этом всестороння государственная поддержка предполагает поддержку имеющихся на селе предприятий, стимулирование развития мелкого, среднего и крупного предпринимательства в сельской местности, поддержку предприятий бюджетной сферы на селе, поддержку граждан (по категориям: многодетные семьи, люди с ограниченными возможностями и др.).
Снижения численности населения в сельской местности обусловлена также психологическим настроем, поскольку у значительной части населения сложилось и укрепилось представление, что сельский образ жизни менее привлекательный, сельский труд более тяжелый и менее оплачиваемый, что в селе меньше возможностей культурного развития, культурного роста и т.п. Молодые специалисты в любом случае стараются закрепиться в городе, даже если есть возможность поехать в крупное высокорентабельное предприятий в сельской местности.
Надежду на возрождение сельских территорий вселяет то обстоятельство, что в России имеются относительно благополучные регионы, в которых развиты сельские территории. К их числу относят: Белгородскую, Воронежскую Тамбовскую, области, республики Татарстан, Башкортостан, Краснодарский край и др. [3].
Сложная ситуация наблюдается в Бурятии, Тыве, Карелии, Забайкальском крае, а так же в Новгородской, Псковской, Кемеровской областях и др. [3].
Очевидно, что для целей развития сельских территорий необходимо комплексно решать эту проблему, исходя из специфики каждого конкретного региона, характеристики сельской территории, природного (в комплексе с человеческим и инновационным) потенциала, уровня развития инфраструктуры в рамках территориального образования, характере размещения территориального образования, уровня заселения территории, уровня развития дорожного хозяйства на территории и т.п.
В российской науке предлагается множество классификаций сельских территорий по разным признакам. Но наиболее интересен, на наш взгляд, комплексный подход к типологии сельских территорий А.Ю. Павлова и А.А. Кудрявцева. Авторы подхода предлагают рассматривать пять групп признаков сельских территорий.
К первой группе относят показатели, характеризующие уровень экономического развития сельских территорий (кадастровую стоимость земель муниципалитета, инвестиции в основной капитал, бюджетную обеспеченность, объёмы сельскохозяйственного производства, среднемесячную номинальную заработную плату, уровень безработицы в сельской территории).
Во вторую группу включены показатели, характеризующие уровень развития социальной инфраструктуры (количество спортивных сооружений, количество введенных жилых домов, количество мест в дошкольных учреждениях, количество культурно-досуговых учреждений и библиотек, уровень обеспеченности местами в школах, число коек в учреждениях медицинского профиля, численность врачей и медперсонала в сельской местности).
Третью группу составляют показатели развития инженерной инфраструктуры (площади улично-дорожной сети; протяжённость теплосетей, водопроводной сети и канализационной сети; число предприятий бытового обслуживания).
К четвертой группе показателей относятся показатели развития сферы торговли и общественного питания (площадь торговых помещений, количество объектов розничной торговли и общественного питания, количество торговых мест на рынках, число мест в залах объектов общественного питания, объемы оборота розничной торговли и общественного питания).
Пятую группу составляют показатели экологического благополучия (бюджет на охрану окружающей среды, величины экологической нагрузки на территорию и на население) [4. с. 89-90].
Результаты исследования и их обсуждение
Научных точек зрения относительно классификации и типологизации сельских территорий множество. Классификация и типологизация служат для определения состояния, характера, специфики данной сельскохозяйственной территории, что в свою очередь, помогает определить меры поддержки и направления развития села. При этом, не должен возникать вопрос о ликвидации «неперспективных деревень», даже если сельскохозяйственная территория находится в стагнирующем состоянии. Россия богата территориями, и каждая территория имеет свои особенности и преимущества, которые можно и нужно использовать с целью возрождения села (создания сельскохозяйственных предприятий и предприятий других сфер деятельности в зависимости от специфики конкретной сельской местности), создания рабочих мест и возвращения людей в село. Здесь важно подчеркнуть, что развитие сельских территорий возможно только в том случае, если будут созданы необходимые условия жизни на селе. Но без государственной поддержки создать такие условия невозможно. Очевидно, что от уровня развития сельских территорий зависит уровень развития АПК и, как следствие – возможность решить задачи импортозамещения, импортоопережения и обеспечения технологической независимости в агропромышленном комплексе.
Направлений развития сельских территорий множество. Выбор направлений и соответствующее финансирование будет зависеть от состояния конкретной сельской территории. В относительно благополучных сельских территориях мероприятия, как правило, направлены на: развитие сельскохозяйственных и иных видов деятельности, поддержание и развитие инфраструктуры (производственной, социальной, инфраструктуры продовольственного рынка и др.), поддержание и развитие несельскохозяйственных видов деятельности.
В менее благополучных сельскохозяйственных территориях, где имеются признаки снижения эффективности предприятий (сельскохозяйственных, и предприятий иных видов деятельности), и наблюдающийся отток населения – мероприятия, как правило, направлены на поддержание сферы производства, восстановления инфраструктуры, для стабилизации ситуации.
В стагнирующих и «умирающих» сельских территориях необходимо создавать условия для развития сельскохозяйственных и несельскохозяйственных видов деятельности, поскольку это будет основным источником доходов жителей села. Необходимо создание инфраструктуры и предприятий культурной и бытовой сферы, образовательной и медицинской сферы, поскольку эти предприятия также являются источником рабочих мест для жителей села а также создают необходимые условия жизни на селе.
В процессе развития сельских территорий, как уже отмечалось, необходим комплексный подход. Россия – это единый организм, и на сельских территория важно размещать предприятия (сельскохозяйственной и несельскохозяйственной сферы) таким образом, чтобы максимально нивелировать различия между сельскими территориями более близкими и более далёкими от областных и районных центров. В сельских территориях, в зависимости от их специфики и особенностей, для создания необходимых жизненных условий важно развивать те производства и предприятия, которые характерны для данных природно-климатических условий. Возрождение и развитие подсобных производств и промыслов (ремёсел, производств ремонтных и строительных материалов, швейных цехов, вышивки, изготовления посуды, рыболовства, охоты, сбора грибов и ягод, сбора дикорастущих полезных растений и лекарственных трав, пчеловодства и т. д.), способствовало бы созданию дополнительных рабочих мест на селе.
В настоящее время международные санкции открыли возможности для развития агротуризма, который представляет собой ещё одно направление развития сельских территорий. В зависимости от особенностей сельских территорий и их удаленности от областных и районных центров, можно развивать различные виды туризма: сельский туризм, экотуризм, этнотуризм, кулинарный туризм, геотуризм, отдых за городом, а также и такие его разновидности как сельский, фермерский, зелёный, экологический.
Заключение
Таким образом, для развития сельских территорий в Российской Федерации важно: во-первых, восстанавливать (развивать, поддерживать) производственные предприятия – сельскохозяйственные и несельскохозяйственные (а также создавать условия для развития различного рода подсобных производств и промыслов), которые являются производственным ядром сельской территории. Во-вторых – создавать (развивать, поддерживать) отрасли инфраструктуры, системы учреждений медицины, образования и детских садов, для эффективного функционирования производства и достойной жизни людей. В-третьих, необходимо территориальное планирование сельских территорий (с производственной и социальной сферами, инфраструктурным комплексом, предприятиями бытовой сферы) с тем, чтобы создать максимально благоприятные условия жизни в сельской местности.
Библиографическая ссылка
Кондаков К.С., Васильева Е.В., Панченко В.В., Бочкарева Ю.В., Башинская О.С., Гафуров Р.Р. РАЗВИТИЕ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В НОВЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ РЕАЛИЯХ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2022. – № 11-1. – С. 97-103;URL: https://vaael.ru/ru/article/view?id=2536 (дата обращения: 23.11.2024).