Сегодня проблема развития малого бизнеса как никогда актуальна для российской экономики. Это обусловлено несколькими причинами: малые предприятия могут помочь решить трудности с реструктуризацией экономики, обеспечить значительную динамику экономического роста, экономически активную занятость населения [2], высокую производительность труда, не требуют больших инвестиций, способствуют развитию конкурентной среды, обеспечивают формирование мощностей в производстве и науке [1].
Кроме того, благодаря небольшому масштабу малые предприятия готовы более гибко реагировать на меняющиеся экономические и рыночные условия, а также динамичный потребительский спрос.
Степень актуальности этой темы возросла после введения западными странами санкций против России. Прежде всего, это может привести к ухудшению условий ведения бизнеса, а также к замедлению экономического роста.
Тенденция к снижению числа малых и средних предприятий в последние годы была в основном обусловлена пандемией коронавируса, которая спровоцировала экономический кризис, а также одновременным усилением фискального контроля. Эта позиция четко прослеживается при анализе данных официальной статистики.
Следует отметить, что даже в докризисный период процентное соотношение организаций малого и среднего бизнеса существенно не изменилось, что позволяет говорить о наличии системных проблем в российской экономике в области развития малого и среднего бизнеса, которые усугублялись в периоды экономической нестабильности и рыночной конъюнктуры, то есть Факторы внешнего характера.
Основные проблемы, с которыми сталкиваются малые и средние предприятия
Эти изменения привели к формированию следующих пунктов:
- закрытие внешних рынков, что привело к уничтожению многих малых и средних предприятий;
- значительное снижение доходов населения, что привело к снижению спроса;
Также приводят к снижению динамики деятельности организаций анализируемых регионов меры государства по усилению налогового контроля:
- внедрение онлайн-касс;
- увеличение налога на добавленную стоимость с 18 до 20%;
- процесс цифровизации экономики, который привел к уменьшению количества конкурентоспособных организаций;
В конечном счете, в российской практике формируются дополнительные препятствия для развития субъектов малого и среднего предпринимательства, независимо от специфики их производственных процессов, территориального расположения. Условно их можно разделить на две группы – это административные и экономические. Давайте проанализируем их.
Основным административным препятствием на пути развития малого и среднего бизнеса является высокий уровень бюрократии. Сегодня продолжается рост аппарата сотрудников, курирующих различные направления общественного развития, что приводит к трудностям в процессе согласования управленческих решений, и именно от слаженности и эффективности работы сотрудников зависит успех принимаемых управленческих решений. В то же время стоит отметить наличие в российской практике чрезмерного контроля и надзора в сфере работы МСП.
Несомненно, государственный контроль необходим в первую очередь для достижения интересов социально-экономического развития страны и обеспечения национальной безопасности. Но организация такого рода контроля должна быть разумной. В Российской Федерации, исходя из данных различных мониторингов в сфере МСП, заявлений, жалоб предпринимателей относительно защиты их прав и интересов, контроль в сфере МСП занимает лидирующие позиции. По данным Торгово-промышленной палаты Российской Федерации, существует около 50 органов власти различных уровней, которые контролируют и надзирают за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства. Но стоит отметить, что фундаментальной проблемой является не количество контролеров, а тот факт, что их деятельность непоследовательна и нескоординирована, что приводит к большому количеству проверок МСП, в том числе не утвержденных по времени, месту и т.д.
Здесь также необходимо выделить несовершенство нормативно-правовой базы, которое проявляется во внесении многочисленных изменений в деятельность малого и среднего бизнеса (до нескольких в год), что затрудняет осуществление предпринимательской деятельности. Не всегда легко найти информацию об инновациях. В то же время стоит отметить большое количество отчетных форм (около 150), которые малые предприятия вынуждены предоставлять органам государственной власти различных уровней в рамках государственного контроля. Это также увеличивает временные затраты работодателей и в аспекте вознаграждения работников, которые готовят их к дальнейшей передаче в компетентные органы.
Еще одно административное препятствие автор видит в несовершенстве налоговой базы. Сегодня ситуация такова, что около 90% бухгалтерской прибыли анализируемой организации может быть отчислено в бюджеты различных уровней. Это заставляет предпринимателей искать различные способы уклонения от уплаты налогов, например, вести двойную бухгалтерию или полностью уйти в побочный бизнес. Нынешняя налоговая политика России носит реальный фискальный характер, что приводит к тому, что государству необходимо привлекать как можно больше средств от организаций, полученных в ходе ведения предпринимательской деятельности, соответственно, это становится причиной лишения предпринимателей прибыли. Ситуация еще больше усугубляется отсутствием методических рекомендаций для организации малого и среднего бизнеса в области организации уплаты налоговых платежей, что приводит к тому, что предприниматели получают большое количество налогов, сборов, других обязательных платежей, а также взыскание штрафных санкций, если они допускают ошибки при подготовке отчетов для государственных регулирующих органов или задерживают доставку таких отчетов.
Второй блок проблем в развитии малого и среднего бизнеса – экономический. Более того, они происходят на всех без исключения этапах жизни субъектов МСП.
На этапе организации предприятия возникает вопрос о необходимости разработки пакета учредительных документов, а также их последующей подачи на государственную регистрацию, постановку на налоговый учет, необходимости открытия расчетного счета в банковской организации, получения лицензии на осуществление определенных видов деятельности.
На этапе открытия предприятия существует значительная потребность в достаточном оборотном капитале, нехватка производственных мощностей и высокая арендная плата.
На этапе становления и развития субъектов МСП на рынке наблюдается высокая конкуренция, а также отсутствие системного подхода к проверкам со стороны контрольно-ревизионных структур.
Кроме того, в анализируемом плане возникают общеэкономические трудности, препятствующие полноценному развитию малого и среднего бизнеса.
Это, прежде всего, наличие монополистических действий естественных монополий, доминирующих на рынке, выражающихся в необоснованных требованиях: естественные монополии при предоставлении каких-либо услуг включаются в договорные условия, которые дискриминируют права и действия малого бизнеса и повышают стоимость предлагаемых продуктов и услуг.
Среди экономических проблем следует также отметить ограниченный доступ предпринимателей к финансовым и материальным ресурсам.
Отдельно стоит остановиться на этом моменте, касающемся отсутствия достаточных финансовых ресурсов у предпринимателей. Этот фактор наблюдается у 49% малых и средних компаний от общего числа всех российских организаций. Второй по значимости группой факторов, препятствующих инвестиционной деятельности субъектов хозяйствования, являются высокие проценты по кредитам, предоставляемым коммерческими банками, низкий спрос на продукцию из-за снижения покупательной способности населения, высокий уровень волатильности и неопределенности экономической ситуации в стране. В то же время для оформления кредитов МСП необходимо предоставить объемистый пакет документов – устав, бизнес-план, свидетельство о регистрации, данные о составе учредителей, что также приводит к увеличению трудозатрат на их подготовку.
Но самым основным ограничением здесь является то, что кредит может быть выдан только при соответствующей логистике (владение залогом), которая обладает высокой ликвидностью и документальным подтверждением, что часто как раз и является причиной невозможности пополнения оборотных средств для МСП с помощью такого инструмента, как кредит.
Следует отметить, что события спецоперации на Украине в феврале 2022 года только усугубили эту ситуацию, в связи с повышением ставки рефинансирования Центрального банка России до 20% и соответствующим повышением ставок кредитования, в том числе для малого и среднего бизнеса.
Эти проблемы приводят к тому, что малый и средний бизнес в российской практике не приемлет своего развития. Их количество не увеличивается, а лишь циклически изменяется под влиянием внешних факторов рыночной экономики.
Кроме того, предприниматели в современных условиях, которые мы проанализировали, теряют всякую мотивацию для своего развития и роста. В нынешних налоговых условиях рост бизнеса не приводит к увеличению его прибыли и рентабельности, а, наоборот, приводит к увеличению рисков предпринимательской деятельности с последующим закрытием организации.
Для предпринимателей становится намного проще, когда достигаются определенные этапы развития малого и среднего бизнеса, закрыть его и открыть новый, чтобы снизить риски предпринимательской деятельности, а затем открыть новую организацию идентичного размера и уровня развития [5].
Решение вышеуказанных проблем на государственном уровне должно осуществляться системно, с учетом рыночных реалий развития российской экономики и в обязательном порядке с учетом мнения самих предпринимателей.
Но даже в такие, казалось бы, трудные времена для малого бизнеса государство оказывает различного рода поддержку в виде льгот, субсидий и т.д.
Президент Российской Федерации подписывает соответствующие законы, принимает правительственные решения, направленные на немедленное реагирование в связи с санкциями, введенными в отношении различных секторов экономики.
Так, для поддержки ИТ-отрасли закон предусматривает: выдачу грантов на различные перспективные разработки, нулевую ставку налога на прибыль компаний до 31 декабря 2024 года, льготные кредиты по ставке не более 3%, поддержку организаций ИТ-сектора, упрощение работы иностранных граждан в IT-компаниях, возможность для сотрудников этой отрасли получить право на отсрочку от призыва на военную службу на срок до 27 лет.
Сельхозтоваропроизводителям предоставляется возможность отложить выплаты по кредитам, срок действия которых истекает в 2022 году. Краткосрочный кредит, срок соглашения о котором истекает в 2022 году, также может быть продлен на год. Получить гранты смогут производители кормов, селекционеры масличных культур, предприниматели, развивающие виноградарство, работающие в направлении научно-технических проектов (НТП) [7].
В индустрии туризма для отельеров предусмотрена нулевая ставка НДС.
На 2022 год введен мораторий на проверки малого и среднего бизнеса. Не исключено, что компания будет работать без продления лицензии. Предоставлять льготные кредиты (или рефинансирование) малому бизнесу по ставке не более 15%, а среднему бизнесу – не более 13,5%. Молодым предпринимателям в возрасте до 25 лет будут предоставлены гранты на развитие или создание собственного бизнеса.
Подводя итоги, можно сказать, что развитие малого бизнеса в экономике сегодня является одним из приоритетных направлений. Сложившаяся ситуация позволяет восстановить промышленный потенциал российской экономики, повысить конкурентоспособность на внутреннем и внешнем рынках. Благодаря мерам государственной поддержки, временному отсутствию иностранных конкурентов, необходимому количеству человеческих и природных ресурсов Россия сможет занять достойное место среди мировых производителей.
Библиографическая ссылка
Иджилова Д.В., Натырова Б.А., Чадлаева Н.Е., Доржиева В.Г., Баршева Д.Б., Нагадинова А.С., Болдырев Б.С. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2022. – № 11-1. – С. 92-96;URL: https://vaael.ru/ru/article/view?id=2535 (дата обращения: 23.11.2024).