Введение
В силу сложившихся геополитических условий последнего времени, вся мировая экономика, оказались в различной степени, но в кризисной экономической ситуации. Все происходящие сейчас мировые процессы определенным образом оказывают глобальное влияние на всю экономическую и социальную ситуацию в целом, что вынуждает Россию, как и многие страны адаптироваться к существующим обстоятельствам.
Экономический кризис 2020 года оказал серьезное влияние на экономику РФ и ее инвестиционную привлекательность, поэтому необходима глобальная перестройка в подходах и управлении как экономикой, так и инвестиционной деятельности. «Привлекать инвестиции не только в традиционные сферы, но и с учетом вызовов современности, развивать экологию, лекарственную безопасность, биотехнологию, биоинженерию, отдельные вопросы во всех видах промышленности, таргетную терапию, прорывные генетические технологии, вопросы экономической и военной безопасности» [8].
Стратегия финансово-правового регулирования в обеспечении экономической безопасности нашей страны, а также связанные с этим, вопросы инвестиционной деятельности в России являются важными и определяющими, что призвано серьезно модернизировать подходы к производству, переориентировать его на внутренние ресурсы и возможности сотрудничества с дружественными РФ странами.
«На уровне министерств и ведомств в РФ, для обеспечения инвестиционной привлекательности, проводится работа по совершенствованию институтов корпоративного управления, направленная на построение сбалансированной системы корпоративного законодательства, также прорабатывается вопрос об имплементации институтов корпоративного права, широко используемых в иностранных юрисдикциях» [8].
В июне 2022 года на Петербургском международном экономическом форуме были представлены результаты Национального рейтинга состояния инвестиционного климата в субъектах РФ 2022, который показал, что наиболее привлекательными по результатам рейтинга стали Москва, Татарстан, Московская и Тульская области, Башкортостан, Нижегородская, Тюменская, Новгородская и Сахалинская области.
В текущем году для подсчёта национального рейтинга использовалась обновлённая методология, где использовалось 26 новых показателей, в числе которых показатели силового давления, эффективности подключения к водо и газо инфраструктуре, получению в аренду земельных участков, эффективности институтов поддержки экспортной деятельности. В целом положительная динамика значений отмечена по 23 показателям Рейтинга:
• повысилась эффективность процедур по регистрации прав собственности и постановки земельного участка на кадастровый учет;
• увеличилась эффективность процедур по выдаче лицензий;
• снизилось количество контрольно-надзорных мероприятий в год;
• улучшились показатели по качеству и доступности инфраструктуры.
На повестке остаются, как и прежде вопросы по подключению к инфраструктурам жизнеобеспечения, вопросы по надзору контрольных органов власти, вопросы качества и доступности трудовых ресурсов, повышения эффективности финансовой поддержки малого предпринимательства.
В условиях экономической нестабильности вопросы поддержания благоприятного делового климата, а также его совершенствования становятся особо актуальными.
Россия, как и все страны мира переживает сложный этап в своем развитии, и для решения текущих и остро стоящих вопросов, необходимо придерживаться стратегических национальных приоритетов, позволяющих обеспечивать не только национальную безопасность, но и осуществлять устойчивое развитие нашего государства.
«Современный мир переживает период глобальной трансформации. Увеличение количества центров мирового экономического и политического развития, укрепление позиций новых глобальных и региональных стран-лидеров приводят к изменению структуры мирового порядка, формированию новых архитектуры, правил и принципов мироустройства» [3].
Для защиты национальных интересов России, руководством страны принимается ряд правовых актов, позволяющих повысить эффективность использования имеющихся достижений и конкурентных преимуществ Российской Федерации с учетом долгосрочных тенденций мирового развития, поскольку экономика страны оказалась перед системным вызовом, который требует перехода к качественно новому типу развития, необходимо разрабатывать эффективность государственного управления, переводить экономику на новую технологическую основу, обеспечивая тем самым лидирующее положение страны в общемировом пространстве на долгосрочную перспективу.
Ключевым индикатором конкурентоспособности России становится состояние ведущих промышленных отраслей, опора на науку, инновации, изменение подходов к здравоохранению. Происходят изменения миропорядка, происходит глобальная трансформация экономики, все это требует принятия быстрых решений, гибкой перестройки и необходимости поддержания безопасности везде, включая национальную и финансовую безопасность, позволяющую создавать систему условий бесперебойной работы всей финансовой структуры государства. Устойчивость финансовой системы должна оставаться беспрекословной, поскольку только в этом случае возможна своевременная и эффективная реакция государственных органов на возникающие угрозы с дальнейшим их устранением.
В связи с отменой бюджетного правила, ожидается большое поступление средств в экономику нашей страны в следующем году, если смотреть экономические показатели и аналитические отчеты, то можно увидеть, что ситуация уже сейчас за счет госинвестиций ситуация в крупной промышленности стала лучше и если правильно работать с бюджетными деньгами, то Россия может выйти в ситуацию экономического роста на фоне всего происходящего во всем мире.
«В любой общественной сфере, в том числе финансово – экономической деятельности имеют место процессы и явления отрицательного характера, которые требуют точного анализа, оценки возможных последствий, выработке мер по их преодолению. Применительно к изучению проблем финансовой безопасности, все негативные явления и процессы финансовой сфере формируются в угрозы, следовательно, это те факторы, которые препятствуют или создают опасность осуществлению национальных финансово – экономических интересов» [6].
Все финансовые угрозы необходимо постоянно мониторить и прогнозировать, чтобы иметь возможность их предотвращать и вырабатывать стратегию финансовой безопасности, поскольку все эти угрозы создают опасную ситуацию, не позволяющую реализовать в полной мере стратегические планы государства, затрагивающие национальные финансово-экономические интересы. В число угроз для России на текущий момент времени входят:
- сокращение внешнеэкономических позиций и связей;
- санкционная политика государств западного блока, притесняющая национальные интересы России;
- противодействие равноправному участию России в международных структурах кредитно-финансового регулирования.
Помимо вышеперечисленных факторов, также существуют и угрозы внутреннего характера, выявляющиеся в процессе проводимой органами государственной власти финансово-экономической политики:
- приобретение затяжного характера экономического кризиса;
- коррупционная составляющая в экономических отношениях;
- предотвращение перетекание капитала на зарубежные счета;
- падение реальных доходов и платежеспособности населения;
- увеличение финансовых потерь, в результате усилия социальной напряженности в сфере экономических отношений.
Для того, чтобы Россия могла противостоять политическим угрозам мирового сообщества, которые оказывают непосредственное влияние на национальную экономику и национальную безопасность, меры должны носить стратегических характер и быть мгновенного реагирования.
Чтобы избежать, предотвратить имеющиеся угрозы в сфере финансовой безопасности России правительством принимаются соответствующие документы, в частности приняты ряд нормативно – правовых актов, таких как: Указ Президента РФ от 01.03.2022 № 81 «О дополнительных временных мерах экономического характера по обеспечению финансовой стабильности Российской Федерации» [2], Указ Президента РФ от 02.03.2022 № 83 «О мерах по обеспечению ускоренного развития отрасли информационных технологий в Российской Федерации» [1] и ряд других.
Все принимаемые шаги направлены на защиту экономики от имеющихся на данный момент времени и прогнозируемые внешние и внутренние угрозы, в приведенной таблице перечислены некоторые меры государственной поддержки, полный список мер достаточно обширный и полностью его можно посмотреть на сайте, указанном в списке литературы.
Меры государственной поддержки бизнеса и граждан из-за санкций в 2022 году [9]
Мера государственной поддержки |
Комментарии и пояснения по антикризисным изменениям |
Ссылка на нормативно-правовой акт (обоснование) |
Налоговые в преференции в системе налогообложения |
- Компании в 2022 году могут перейти на расчет авансов исходя из фактической прибыли. - Для организаций в сфере информационных технологий на 2022 – 2024 годы ставка налога на прибыль будет 0 процентов. - Налоговую базу за 2023 год определят по кадастровой стоимости на 1 января 2022 года. - НДС для туриндустрии и гостиниц – предлагают на 5 лет установить ставку 0 процентов. - Повышающие коэффициенты по транспортному налогу будут применять только к автомобилям средней стоимостью от 10 млн руб. - Курсовые разницы в 2022-2024 годах (отрицательные разницы – в 2023-2024 годах) учитывать в расходах и доходах можно только на дату прекращения (исполнения) требований (обязательств). |
Закон от 26.03.2022 № 66-ФЗ |
Кредитные каникулы |
- Льготы предоставляются согласно кредитных договоров (займы, ссуды и прочие заемные капиталы), которые были оформлены (выданы) до 1 марта 2022 года. - Кредитные каникулы предоставляются на период от одного до шести календарных месяцев, с момента подачи соответствующего заявления. - Заемщик вправе получить полную отсрочку платежа, без начисления пеней и штрафов за этот период либо уменьшить размер кредитного ежемесячного платежа. |
Статья 13 Закона от 08.03.2022 № 46-ФЗ. |
ФНС не будут штрафовать продавцов за отсутствие бумажного чека |
Компании могут уменьшить расходы, направляя покупателям только электронные чеки на номер телефона или адрес электронной почты |
Информация с сайта ФНС nalog.gov.ru от 16.03.2022 |
Корпоративные льготы для ООО и АО |
Чистые активы не должны быть меньше уставного капитала более двух лет подряд. Если компания не восстановит указанное соотношение, налоговая инспекция вправе подать заявление в суд о принудительной ликвидации общества (подп. 3 п. 3 ст. 61, п. 4 ст. 90 и п. 4 ст. 99 ГК, п. 4 ст. 30 Закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ, п. 12 ст. 35 Закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ). |
Статья 17 Закона от 08.03.2022 № 46-ФЗ |
Новые сроки уплаты налогов и взносов |
- Предлагается продлить для предприятий обрабатывающей сферы, культуры, спорта, здравоохранения, индустрии красоты и туристических агентств на шесть месяцев срок уплаты налога по упрощенной системе за прошлый год и первый квартал 2022 года с последующей рассрочкой в течение полугода. |
Федеральный закон от 09.03.2022 № 52-ФЗ |
Запрет на плановые проверки СМП и IT-компаний. |
Представителей малого и среднего бизнеса освободили от плановых проверок до конца 2022 года. |
Федеральный закон от 09.03.2022 № 52-ФЗ. |
Уменьшение пеней за просрочку платежей |
Организациям не придется платить пени с 31-го дня просрочки по 1/150 ставки ЦБ за день. Пени за весь период рассчитают исходя из 1/300 ставки ЦБ за день. |
п. 4 ст. 75 НК РФ Закон от 26.03.2022 № 66-ФЗ |
Необходимо понимать, что экономика многих стран и России в частности, в сложившихся условиях современной геополитики претерпевает глобальные изменения, которые требуют серьезного подхода ко всей системе финансовой сферы. Для этого необходимо разграничить участие иностранного капитала в отечественных организациях, а также разработать систему контроля в области производства и использования местных компонентов, передачи технологий в сфере привлечения и использования средств иностранных заимствований.
Материалы и методы исследования
Национальная безопасность любого государства является основой его функционирования и существования, поскольку защита интересов личности и общества – это базис независимости и свободы любой страны. Все страны мира стараются принимать меры по распознаванию и нейтрализации угроз как внешних, так и внутренних.
В России национальная безопасность состоит из восьми компонент:
• государственная безопасность,
• общественная,
• информационная,
• экологическая,
• транспортная,
• энергетическая безопасность,
• безопасность личности,
• экономическая безопасность [7].
Сложные геополитические условия, нестабильность экономической и политической мировых сферах накладывают определенные условия на обеспечение безопасности страны в целом и на защиту экономических интересов государства.
«Только гармоничное сочетание сильной державы и благополучия человека обеспечит формирование справедливого общества и процветание России. Для этого необходимы согласованные действия по реализации стратегических национальных приоритетов Российской Федерации, направленные на нейтрализацию внешних и внутренних угроз и создание условий для достижения национальных целей развития» [3].
Государство должно иметь финансовые возможности для выполнения своих основных функций по безопасному и устойчивому развитию национальной экономики, это обеспечивается существующей финансовой системой, с упором на банковскую сферу.
Актуальными критериями обеспечения финансовой защищенности России, в современных условиях, можно назвать именно внутренний потенциал государства, умение принимать независимые решения от недружественных стран, но с сохранением открытости для взаимовыгодного сотрудничества с другими, а также грамотное построение диверсифицированных связей с мировыми центрами развития. Все эти мероприятия, направленные на укрепление финансовой системы, позволят создать условия для устойчивого экономического роста.
Результаты исследования и их обсуждение
Вся современная мировая экономика находится в стадии глубокой рецессии, происходит усиление рыночной волатильности, мировая финансовая система находится в таком неустойчивом состоянии, что происходит сильнейший разрыв между реальной и виртуальной экономикой. «При сохранении высокой экономической взаимозависимости стран и регионов мира замедляются процессы формирования новых международных производственных цепочек и цепочек поставок, снижаются потоки инвестиций. Возрастает роль национальных государств и региональных соглашений в торгово-экономической сфере.
Переходу к устойчивому развитию препятствуют накопленные социально-экономические проблемы, диспропорции в развитии стран, неэффективность ранее использовавшихся инструментов стимулирования экономической активности» [3].
В рамках современного этапа развития мировой экономики, когда страны перестраивают существовавшие международных торговые связи и концентрируются на развитии человеческого потенциала – происходит трансформация традиционных рынков товаров, финансовых услуг, технологий и рабочей силы, а также появляются новые сектора экономики, ранее не задействовавшиеся в мировом распределении труда. Происходит появление новых центров экономического влияния в разных регионах планеты.
Благодаря подобным трансформационным процессам в России могут быть созданы благоприятные условия для модернизации экономики, развития промышленного потенциала и привлечения инвестиций, пользуясь для этого имеющимися у неё ресурсами в лице огромных территорий, запасов минерально-сырьевых ресурсов, удачным географическим положением, научно-технологическим и образовательным резервом и макроэкономической устойчивостью, доказавшую свою эффективность и рациональность даже под колоссальным давлением извне.
«Концентрация развития каждой имеющейся в стране отрасли с экспорта первичных сырьевых ресурсов на их глубокую переработку с производством товаров с высокой надбавленной стоимость, развитие существующих и создание новых высокотехнологичных производственных линий и формирование альтернативных рынков, при условии своевременного обновления базовых секторов экономики и использования низкоуглеродных способов генерации электроэнергии приведут к изменению структуры российской экономики, повышению ее конкурентоспособности и устойчивости» [3].
Обеспечение экономической безопасности России, включая развитие финансового сектора требует реализации масштабных инвестиционных и инновационных программ и проектов. Кроме того, потенциальная консолидация научно-технического, производственного и ресурсного потенциала России затруднительная без структурных реформ, внешнего софинансирования и построения эффективных рычагов финансовой безопасности. Всё это необходимые инструменты для обеспечения конкурентоспособности национальных производств и их научных компетенций, в совокупности – создающие базис для долгосрочного укрепления Российской Федерации.
Экономическую безопасность России могут обеспечить ряд мер, которые уже постепенно принимаются, многие узаконены в нормативно-правовых актах и начинают использоваться. К ним можно отнести следующий ряд мер:
1) диверсификация экономики и развития с учетом современных прогрессивных инноваций;
2) сбалансированность бюджетной системы на фундаменте устойчивого курса рубля;
3) применение действенных стимулов для использования внутренних источников инвестиций, правовой защиты и поощрения капиталовложений;
4) разработка перспективных направлений инновационной деятельности и вложения в высокотехнологичные производства;
5) цифровизация производства во всех отраслях, использование искусственного интеллекта;
6) переориентация производства на использование российских передовых технологий, локализация его на территории государства, приоритетное использование отечественной продукции;
7) активная модернизация основных секторов экономики;
8) инвестиции в радиоэлектронную и микропроцессорную отрасль, создание новых IT-сегментов и создание производственных мощностей для выпуска собственного оборудования, требующегося для решения задач дигитализации экономики и государственного управления;
9) модернизация предприятий военно-промышленного комплекса, наращивание закупок по ГПВ высокотехнологичной продукции двойного назначения;
10) увеличение номенклатуры разрабатываемых и выпускаемых на территории страны лекарственных средств и медицинских изделий;
11) проведение политики импортозамещения в агропромышленном комплексе, снижая зависимость от иностранной продукции в мероприятиях модификации генома и селекции;
12) обеспечение безопасности топливно-энергетического комплекса РФ, включая обслуживание потребностей населения и субъектов национальной экономики;
13) инвестиции в энергоэффективную промышленность, низкоуглеродную энергетику, возобновляемые источники энергии и оптимизацию госуправления в сфере ТЭК;
14) развитие финансовой системы России и её автономности, национальных платёжных систем, сокращение вывода финансовых активов за границу, противодействие незаконным финансовым операциям;
15) приоритизация инновационных инфраструктурных проектов, строительство новых транспортных артерий и сопутствующей промышленной базы для развития транспортной связанности и косвенного способствования роста российской экономики;
16) сокращение дифференциации субъектов Российской Федерации по уровню и темпам социально-экономического развития, укрепление их бюджетной обеспеченности;
17) реформация системы стратегического планирования при ведении государственной макроэкономической политики, путём внедрения риск-ориентированного подхода;
18) создание на территории России благоприятных условий для ведения бизнеса, деофшоризация экономики;
19) содействие развитию малого и среднего бизнеса, как крупнейшей потенциальной категории налогоплательщиков и их стимуляция к росту;
20) сокращение неформальной занятости, легализация трудовых отношений, решение проблемы моногородов;
21) стимулирование предпринимателей и самозанятых к выходу из теневого сегмента, обеспечение равных условий и свободы экономической деятельности на территории Российской Федерации;
22) усиление контроля за вложениями иностранных компаний в российскую экономику, в особенности в те ее сектора, которые имеют стратегическое значение;
23) создание стратегических запасов ресурсов, обеспечивающих потребности экономики государства в долгосрочной перспективе;
24) создание условий хозяйствования, не позволяющих иностранным государствам оказывать влияние на ключевые для российского импорта мировые рынки.
Необходимо продолжать внедрять систему, позволяющую регулировать развитие отечественных платежных сервисов в целях обеспечения защиты данных граждан и бизнес сообщества России. Развитие подобного инструментария для предотвращения экономических потерь от внешнего влияния, повышения инвестиционной привлекательности и стабилизации финансовой системы – позволит создать такие условия, которые обеспечат устойчивое развитие страны и прирост её валового продукта с высокой надбавленной стоимостью.
Выводы
Изучив материалы, можно сделать определенные выводы о том, что для России имеющиеся вопросы обеспечения финансовой безопасности и стабильности являются первоочередными:
- необходимо определить четкие границы использования зарубежного капитала в отечественных компаниях;
- ввести полные (Предпочтительнее – частичные) ограничения для доступа иностранных инвестиций в стратегически важные отрасли, чья выживаемость – ключевая для экономического, социального и культурного развития нашей страны;
- совершенствовать администрирование государственными финансовыми активами и долговыми обязательствами, которые в свободных рыночных условиях могут гарантировать устойчивость и сбалансированность российского бюджета;
- использовать современный инструментарий для противодействия оттоку безналичного капитала в серую зону экономики и легализации доходов, полученных преступным путем;
- нивелировать существующие угрозы и риски для стабильного экономического развития инструментов финансовой безопасности и искать альтернативные пути её поддержки;
- практическим образом внедрять системы поддержки и привлечения зарубежных источников капитала, будь то заимствования, прямые и косвенные инвестиции, валютный обмен или экспорт.
Национальная безопасность государства является важнейшим компонентом стабильного экономического развития и для этого, как показывает современная ситуация, необходимо стратегически подходит к созданию такого механизма, который бы обеспечивал эффективный механизм защиты экономической сферы. Повышения уровня финансовой безопасности государства можно добиться исключительно путём использования взаимодополняющих финансовых, социальных и общеполитических мероприятий в своей совокупности.
Библиографическая ссылка
Шер М.Л., Дудник Д.В., Бирюков С.А., Миронов Л.В. ФИНАНСОВО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ: ОСОБЕННОСТИ И ПЕРСПЕКТИВЫ В СОВРЕМЕННЫХ РЕАЛИЯХ ВРЕМЕНИ // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2022. – № 10-3. – С. 497-504;URL: https://vaael.ru/ru/article/view?id=2518 (дата обращения: 21.11.2024).