В экономической теории и практике научной исследовательской мысли широко используются теоретические и практические подходы к определению сущности понятия «реальный сектор экономики». Кроме этого, известные авторы учебной и справочной литературы по экономике дают свои дефиниции этой макроэкономической категории. Однако в изучаемых Положениях, письмах, документах, ежегодных справочниках Госкомстата России и в системе национальных счетов (СНС) данное понятие официально не трактуется. В результате, термин не имеет чёткого законодательного определения, ввиду отсутствия единства критериев для его трактовки [1].
Основой методологии исследования являются труды зарубежных и отечественных авторов, раскрывающие сущность понятия «реальный сектор экономики», изучение результатов фундаментальных и прикладных исследований внутреннего содержания данной категории в ее развитии.
Цель исследования – провести анализ авторских точек зрения по трактовке реального сектора экономики, выделить его основные функции и тенденции на современном этапе развития.
Этимология слова «реальный» восходит к латинскому «res», означающему «вещь», «предмет», «дело». Действительность, подлинность, истинность вещи, предмета или события отражает и английское прилагательное «real» [2]. В словаре русского языка Ожегова он трактуется как практический, исходящий из понимания и учета подлинных условий действительности [3], т.е. материальности, конкретности и наглядности. В Экономической энциклопедии, «реальный сектор» включает в себя промышленное производство, состоящее из предприятий добывающей и перерабатывающих отраслей промышленности, сельское хозяйство, сферу оказания промышленных, бытовых и прочих услуг» [4].
Таким образом, только на основе лексического значения «реальный сектор экономики», допустимо признать существование нереального, невидимого, неощутимого сектора, в котором воспроизводятся исключительно мнимые, виртуальные процессы [5].
Теоретико-методологические подходы к определению понятия «реальный сектор экономики», выделяемые исследователями, также отмечены противоречивостью и какофонией экономических взглядов.
Рассмотрим основные подходы к анализу реального сектора экономики, выделим важнейших его представителей и проследим течение их исследовательской мысли, не отражая достоинства и недостатки каждой экономической модели.
Марксистский подход. Данное течение выражает идеи о том, что реальный сектор экономики должен включать в себя не только материальное производство. Он охватывает также торговлю и часть финансового сектора, представленного посреднической деятельностью банков и страховых компаний, которые вносят свой вклад в ВВП. Представителями данной школы являются К. Маркс, Ф. Кенэ, В. Леонтьев, В. Черковец [6,7].
В «Капитале» К. Маркса вопрос о реальном и финансовом секторах и их соотношении и взаимодействии в прямой постановке в целом не возникал. Предмет «Капитала» – определенные общественно-производственные, а именно товарно-капиталистические отношения. Применяя подход Маркса к современной рыночной экономике, в рубрику действительного (реального) капитала можно отнести и производительный (занятый в производстве), и торговый, и банковский капиталы [8]. Многие исследователи считают, что методологический потенциал Маркса не исчерпан, и, следовательно, он и сегодня сохраняет свое познавательное, а также идеологическое значение, и может быть орудием познания и преобразования современной действительности [9].
Марксистских взглядов придерживается и нобелевский лауреат В. Леонтьев, разработавший знаменитую таблицу «затраты – выпуск» [10]. Таблицы «затраты-выпуск» как составная часть системы национальных счетов соответствуют концепции СНС 2008 и представляют собой интегрированную систему макроэкономических показателей, всесторонне характеризующих структуру экономики в детализированном разрезе отраслей и продуктов. Информационной основой построения базовых таблиц являются данные текущих статистических наблюдений Росстата, статистические и административные данные ФТС России, Федерального казначейства, Банка России, а также данные федерального статистического наблюдения за затратами на производство и продажу продукции (товаров, работ, услуг). Данный метод позволяет изучать взаимозависимость между различными отраслями экономики и осуществлять прогнозирование экономического развития страны.
Доктор экономических наук, профессор, заслуженный деятель науки Черковец В.Н. также включает в реальный сектор экономики, помимо материального производства и сферу нематериальных услуг. С теоретической точки зрения он опирается на критерий участия в создании ВВП [11, 12]. Однако автор считает, что современная система измерений (СНС) социально-экономических процессов несовершенна и что участники рынка и правительства не ориентируются на анализ наиболее адекватных показателей. [13].
Маржиналистско-монетаристский подход. В этом подходе «реальной» экономике противопоставляется «виртуальная», которая реализуется не посредством денежного обмена, а бартерным путем, наличие же стоимости выводится из оплачиваемой цены. Подобная смена парадигмы экономической теории заключалась в ликвидации приоритета сферы производства, характерного для экономического анализа классиков и была обусловлена бурным развитием промышленности и прикладных наук. Происходящие перемены прикладного характера обусловливают необходимость дальнейшего развития, расширения и совершенствования теоретико-методологической базы в области взаимодействия реального и банковского секторов экономики [14]. Представителями данного взгляда являются такие исследователи как К. Гедди, Б. Айскес, А. Илларионов [15].
Принципы неоклассического синтеза. Современная неоклассическая политическая экономия взяла на вооружение маржиналистскую методологию и теорию предельной полезности, на которых и построена СНС (система показателей экономического развития и социального прогресса) с ее главной категорией ВВП [16]. Они ищут прелиминарии между капиталистической формой хозяйствования во имя максимизации прибыли с ориентацией на ВВП и на рост благосостояния людей. Такую форму хозяйствования поддерживают такие экономисты как А. Маршалл, А. Пигу, Т. Шульц, один из наиболее необычных и оригинальных экономистов современности, лауреат Нобелевской премии Г. Беккер, а так же один из наиболее влиятельных представителей этого направления нобелевский лауреат по экономике Дж. Стиглиц [17]. Среди наиболее серьезных просчетов государственной политики Стиглиц выделяет недостаточное внимание к финансированию фундаментальной науки, новых технологий и инженерного образования, как главных источников экономического роста [18].
Проводя сравнительную характеристику теоретических подходов к определению понятия «реальный сектор экономики», авторы выделяют как минимум два направления экономической модели: классический и современный подходы. Традиционный – гипотеза приоритета реального сектора над финансовым сектором и наличие процесса сближения, схождения и компромиссов между ними. И модернистский – гипотеза приоритета финансового сектора над реальным и расхождение, разветвление между ними [19].
Мы считаем, что существенным показателем отнесения макроэкономических отраслей к реальному сектору экономики является соблюдение реализации принципа участия в производстве ВВП.
Наиболее конкретно, кратко и емко, на наш взгляд, дает определение реальному сектору экономики Финансово-кредитный энциклопедический словарь, выпущенный при участии Гильдии финансистов, авторы статей которого являются видные российские ученые и практики: «Реальный сектор экономики – сектор, в котором создается валовой внутренний продукт» [20]. Благодаря этому определению, реальный сектор экономики, в условиях новых экономических тенденций и явлений многоотраслевой экономики, будет иметь возможность постоянно развиваться, расширяться, становиться более экспансионным, тем самым, сглаживая разногласия мнений исследователей научной мысли.
Однако, стоит отметить, что есть авторы, которые считают что участие в создании ВВП в конечном счете не определяет принадлежность к реальному сектору экономики. Они высказывают мнение, что критерием отнесения того или иного сектора к реальной экономике является производство и потребление общественно востребованных товаров и услуг [21].
В настоящее время современная экономическая система не похожа на экономику времен К. Маркса. На данном этапе, она переживает значительные структурные сдвиги, которые выражаются в уменьшении доли материального производства и увеличении темпа роста финансовых и нефинансовых услуг [22, С. 153–156].
Обеспечение устойчивого развития отраслей реального и финансового секторов как стратегическая задача рассматривается во всех важных правительственных документах. Повышение эффективности российской экономики требует более детального анализа экономических отношений и взаимосвязей, сложившихся между реальным и финансовым секторами экономики на текущем этапе. Финансовый сектор – это средство для повышения эффективности экономики, не цель сама по себе [13, С.21]. Отсюда перед экономической политикой стоят вопросы разработки активной промышленной стратегии и переориентации банковского сектора на решение задач, отвечающим потребностям реального сектора экономики, что послужит сбалансированному взаимодействию и достижению устойчивого экономического роста.
Сегодня низкая эффективность банковского сектора может являться одной из причин низких темпов экономического развития и не соответствовать специфике рыночных отношений, так как реальный сектор играет определяющую роль в экономике страны. Он необходим для воспроизводства общественного капитала, поддержания политической и экономической безопасности страны, а также обеспечения полной занятости населения.
В настоящий момент в структуре реального сектора экономики происходят глубокие преобразования. В результате научно – технической революции и роста производительности труда резко изменилось соотношение в нем между отраслями материального производства и сферой услуг. Сфера услуг включает в себя все виды коммерческих и некоммерческих услуг, оказываемых предприятиями, организациями, а также физическими лицами. Остальными частями экономики принято считать производство, куда относят промышленность и сельское хозяйство.
В сферу услуг входят: сфера обслуживания (услуги инфраструктуры производственной и обслуживающей сфер экономики); социальная сфера (услуги непроизводственной и юридическо-финансовой сферы экономики) [23]. Центральное место здесь занимают услуги социальной сферы – здравоохранение, образование, социальная помощь [24,25]. В индустриально развитых странах доля занятых в сфере услуг почти в два раза превышает эту долю в отраслях материального производства, составляя более двух третей общей численности занятых. К концу первого десятилетия XXI в. доля услуг в мировом ВВП достигла 70%, в ВВП развивающихся стран – превысила 50%; в хозяйстве развитых странах этот сектор занимает доминирующие позиции, составляя 72–75% ВВП [26]. Сектор услуг вносит решающий вклад в такие ключевые параметры, как рост производства, занятости, эффективности и конкурентоспособности, человеческого потенциала, уровня и качества жизни. Отсюда в научном мире меняется само понимание реального сектора экономики.
В большинстве источников в сферу услуг включается торговля (под названием торговые услуги), которые относятся к услугам сферы обслуживания. Той же точки зрения придерживается ВАК – диссертации, посвященные исследованиям торговли, их относят к специальности 08.00.05 по направлению «Сфера услуг» [27].
Отрасли услуг динамично и в многообразных формах интегрируются в экономику знания, высокими темпами растут расходы на научные исследования и разработки (ИР) технологий [16]. Спектр услуг динамично расширяется и занимает все большее место в производстве ВВП реального сектора экономики. Особенно это заметно в связи с информатизацией экономики, где появляются новые отрасли производства, включающие в себя виртуальную реальность в сетях коммуникаций, отсутствием пространственных и временных ограничений, расширением связей участников рынка [28]. Поэтому вопрос, связанный с развитием информационной экономики и новыми типами организаций, которые формируются и развиваются в недрах реального сектора экономики остается в научных кругах дискуссионным [29].
Работа выполнена в рамках государственного задания НИОКТР «Реальный сектор экономики северных регионов России: проблемы и перспективы развития. Интернет-номер / Регистрационный номер 122031500421-1, НИР-2022-2024 гг.
Библиографическая ссылка
Тихомирова В.В. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ СУЩНОСТИ ПОНЯТИЯ «РЕАЛЬНЫЙ СЕКТОР ЭКОНОМИКИ» // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2022. – № 10-3. – С. 466-470;URL: https://vaael.ru/ru/article/view?id=2513 (дата обращения: 21.11.2024).