Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

ОЦЕНКА ПОТЕНЦИАЛА НЕГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ДЛЯ ОКАЗАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УСЛУГ В СФЕРЕ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ В РАМКАХ СОЦИАЛЬНОГО ЗАКАЗА

Мацкевич А.В. 1
1 ФГБУ «Научно-исследовательский финансовый институт Министерства финансов Российской Федерации»
В связи с утверждением в 2020 году Федерального закона от 13.07.2020 № 189-ФЗ «О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере» возникла необходимость оценки потенциала негосударственных организаций в целях проведения их конкурентного отбора для оказания услуг и планирования показателей эффективности реализации мероприятий, проводимых в рамках апробации механизмов организации оказания государственных (муниципальных) услуг. Другими словами, возможность оценки конкурентоспособности негосударственных организаций и понимание того, сколько организаций потенциально смогут выйти на рынок апробируемых услуг. В настоящей статье рассматривается один из возможных подходов к проведению такой оценки и проводится его апробация на примере услуги по спортивной подготовке в Пермском крае. Сформированы критерий отбора негосударственных организаций на основе основных показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности и определено количество негосударственных организаций, имеющих высокий уровень потенциала для конкуренции с государственными учреждениями.
социальный заказ
негосударственные организации
государственные услуги
некоммерческие организации
спортивная подготовка
1. Федеральный закон от 13.07.2020 № 189-ФЗ «О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере».
2. Распоряжение Правительства РФ от 07.10.2020 № 2579-р «Об утверждении перечня субъектов Российской Федерации, в которых вступает в силу Федеральный закон «О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере» (ред. от 30.03.2022).
3. Государственный информационный ресурс бухгалтерской (финансовой) отчетности. [Электронный ресурс]. URL: https://bo.nalog.ru (дата обращения: 09.08.2022).
4. Участие НКО в оказании услуг в социальной сфере: специальный доклад Общественной палаты Российской Федерации / Общественная палата Российской Федерации; сост. и общ. ред. Е.А. Тополевой-Солдуновой, Е.Г. Орловой, О.В. Коротеевой, А.М. Спивак, Р.М. Ольховского, А.А. Вавиловой, В.Б. Беневоленского; рецензенты: Е.Ю. Ветрова, Т.Г. Насриддинов. М.: «Современные информационные системы», 2019. 96 с.
5. Приказ Минфина России от 25.11.2020 № 281н «Об утверждении типовой формы соглашения о сотрудничестве в сфере апробации механизмов организации оказания государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере в соответствии с Федеральным законом “О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере”».
6. «ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2). Общероссийский классификатор видов экономической деятельности» (утв. Приказом Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст).
7. Информационно-аналитическая система «FIRA PRO». [Электронный ресурс]. URL: https://pro.fira.ru (дата обращения: 09.08.2022).
8. «Общие сведения о государственном социальном заказе на оказание государственных услуг в социальной сфере, отнесенных к полномочиям исполнительных органов государственной власти Пермского края на 2022 год и на плановый период 2023-2024 годов, а также за пределами планового периода». [Электронный ресурс]. URL: https://sport.permkrai.ru/dokumenty/229414/ (дата обращения: 05.09.2022).
9. Протокол конкурса по социальному заказу. [Электронный ресурс]. URL: https://sport.permkrai.ru/dokumenty/272159/ (дата обращения: 05.09.2022).

Введение

В целях повышения качества и доступности государственных (муниципальных) услуг в отраслях социальной сферы в 2020 году началось внедрение такого инструмента, как социальный заказ на оказание государственных (муниципальных) услуг физическим лицам за счет субсидий, предоставляемых из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (далее – социальный заказ). Отношения, связанные с формированием и исполнением социального заказа регулирует Федеральный закон от 13.07.2020 № 189-ФЗ [1]. Он устанавливает такие конкурентные способы отбора исполнителей государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере, как социальный сертификат и конкурс. В первом случае отбор осуществляется потребителем из числа организаций, включенных в реестр исполнителей услуг по социальному сертификату. Во втором – уполномоченным органом государственной власти проводится конкурс на заключение соглашения об оказании государственных (муниципальных) услуг.

Участниками отбора могут быть государственные и негосударственные организации, включая НКО и индивидуальных предпринимателей.

Данный закон имеет ограниченный срок действия (до 1 января 2025 года) и применяется в отдельных субъектах Российской Федерации, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации [2]. Список регионов на протяжении 2020-2022 гг. пополнялся и сейчас он включает 34 региона.

Для апробации рассматриваемого механизма в субъекте РФ могут быть выбраны услуги по шести направлениям деятельности:

1) социальное обслуживание (за исключением услуг в сфере социального обслуживания в стационарной форме);

2) санаторно-курортное лечение (за исключением услуг, предоставляемых в рамках государственной социальной помощи);

3) оказание паллиативной медицинской помощи;

4) создание благоприятных условий для развития туристской индустрии в субъектах Российской Федерации;

5) спортивная подготовка;

6) содействие занятости населения [1].

В связи с принятием данного закона возникает необходимость оценки потенциала негосударственных организаций в целях оценки готовности данных организаций составить конкуренцию государственным учреждениям на рынке конкретной услуги конкретного региона. Другими словами, возможность оценки конкурентоспособности негосударственных организаций и понимание того, сколько таких организаций потенциально смогут выйти на рынок апробируемых услуг и какой объем услуг они смогут оказать.

Подход, применяемый для оценки потенциала негосударственных организаций

Одним из основных параметров оценки потенциала организаций – является анализ финансовых показателей на основе бухгалтерской отчетности. В рамках проводимого исследования предлагается проводить такую оценку в динамике за три года. В первую очередь следует рассматривать такие показатели деятельности организаций, как:

− выручка;

− чистая прибыль (убыток);

− нераспределенная прибыль (непокрытый убыток);

− поступление целевых средств;

− основные средства.

Информационной базой для проведения анализа бухгалтерской (финансовой) отчетности являлся государственный информационный ресурс бухгалтерской (финансовой) отчетности [3].

Размер приносящей доход деятельности и деятельности, осуществляемой за счет целевых средств, оценивался на основании значений показателей выручки и поступления целевых средств.

Кроме этого на основе данных по выручке можно измерить степень концентрации среди негосударственных организаций – исполнителей услуг путем оценки доли компании на рынке. Это позволит выявить крупнейших «игроков» среди негосударственных организаций, а также рассчитать коэффициент, аналогичный Индексу концентрации, как сумму рыночных долей крупнейших негосударственных продавцов. Рыночная доля рассчитывается как доля выручки в общем объеме выручки негосударственных организаций, оказывающих апробируемую услугу или аналогичные услуги. Значение указанного коэффициента целесообразно анализировать для трех или четырех крупных организаций. При этом выделим следующие критерии:

− рынок считается неконцентрированным при значениях коэффициента для трех организаций ниже 45%;

− умеренно концентрированным – при значениях 45–70%;

− высококонцентрированным, если коэффициент составляет более 70%.

Заметим, что из-за отсутствия в открытых источниках аналитической информации по выручке в разрезе оказываемых услуг мы не можем говорить об оценке доли рынка именно по апробируемой услуге или услуге, идентичной апробируемой. В ряде случаев выручка может включать доходы от оказания совершенного других услуг. Однако, несмотря на такие допущения, полученные результаты являются косвенным фактором, позволяющим оценить количество организаций, способных конкурировать с государственными учреждениями. Так высокая степень концентрации может свидетельствовать о наличии малого количества таких организаций.

Подавляющее большинство негосударственных организаций, осуществляющих свою деятельность в социальной сфере, при выходе на рынок апробируемых услуг будут опираться только на собственные финансовые ресурсы, которые в том числе будут необходимы для преодоления административных и экономических барьеров. Указанные барьеры подробно описаны в специальном докладе Общественной палаты Российской Федерации [4]. Наличие таких ресурсов оценивалось на основании значений показателей чистой прибыли (убытка) и нераспределенной прибыли (непокрытого убытка). Кроме того, наличие у организации положительной прибыли на протяжении нескольких лет свидетельствует о ее устойчивом положении на рынке.

Степень эффективности использования денежных ресурсов компании оценивается при помощи коэффициента рентабельности, рассчитываемого как отношение чистой прибыли (прибыли после налогообложения) за определенный период к выручке организации за тот же период.

Информация, полученная из формы «Отчет о целевом использовании», позволит оценить масштаб деятельности организации за счет целевых средств. Это важно в первую очередь для оценки потенциала НКО, не осуществляющих предпринимательскую деятельность, или у которых данная деятельность незначительна.

Наличие собственной материально-технической базы у организации оценивается в соответствии с данными по основным средствам или материальным внеоборотным активам в случае, если организация формирует бухгалтерскую отчетность в упрощенной форме.

Исходя из данных бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций конкретного региона формируются критерии отбора организаций. Наиболее оптимальными считаем следующие:

− выручка за последний отчетный год выше среднего значения по выборке организаций (при этом значение среднего рассчитывается без учета организаций с самыми высокими и низкими значениями (без учета так называемых «выбросов»);

− значения показателя чистой прибыли должны быть положительны на протяжении хотя бы двух лет из последних трех;

− чистая прибыль по итогам 2021 года выше среднего уровня;

− поступление целевых средств более 1 или 3 млн рублей в год в зависимости от региона и апробируемых услуг (если есть).

Определенное в рамках данного анализа количество организаций, имеющих достаточный уровень потенциала для выхода на рынок апробируемых услуг, ложиться в основу одного из целевых показателей «эффективности реализации мероприятий, проводимых в рамках апробации механизмов организации оказания государственных услуг», утвержденных Минфином России [5], а именно «количество юридических лиц, не являющихся государственными учреждениями», оказывающими апробируемую услугу.

Оценка потенциала негосударственных организаций Пермского края

В рамках данной статьи на примере услуг спортивной подготовки в Пермском крае рассмотрим порядок проведения оценки потенциала негосударственных организаций. Для апробации в указанном регионе были выбраны услуги спортивной подготовки по двум олимпийским видам спорта: плавание и конный спорт (этап начальной подготовки).

При отборе организаций – потенциальных исполнителей данных услуг, использовалась информация Государственного информационного ресурса бухгалтерской (финансовой отчетности) [3] с параллельной проверкой данных о кодах ОКВЭД-2 [6], статусе организации (действующая, ликвидированная и др.) и показателях финансовой отчетности в Информационно-аналитической системе «FIRA PRO» [7].

Первоначальная выборка формировалась из организаций, имеющих в качестве основного вида деятельности один из следующих кодов ОКВЭД-2:

93.11 – Деятельность спортивных объектов;

93.12 – Деятельность спортивных клубов;

93.13 – Деятельность фитнес-центров;

93.19 – Деятельность в области спорта прочая.

Дополнительным критерием являлось наличие отчетности организации за 2020 год. Объем первоначальной выборки для Пермского края составил 267 организаций. Далее отбор организаций из первоначальной выборки осуществлялся исходя из возможности установления соответствия между одним из выбранных для апробирования видов спорта и видом спорта, являющимся основной деятельностью отбираемой организации (с точки зрения соответствия необходимых для занятия видом спорта материально-технического обеспечения, компетенций сотрудников и т.д.):

− конный спорт – без альтернатив;

− плавание – плавание, синхронное плавание, водное поло, фитнес-центры.

Таким образом, в Пермском крае было отобрано 24 организации. Три организации, по которым в качестве потенциального вида спорта определен конный спорт, анализируются отдельно.

Данные о ненулевой выручке за 2021 год присутствуют у 15 организаций, три из которых занимают 80% рынка:

− ООО «СПОРТКОМПЛЕКС «ОЛИМПИЯ-ПЕРМЬ» – 51,2%;

− ООО «Физкультурно-оздоровительный комплекс «ЖЕМЧУЖИНА» – 19,2%;

− ООО «БМ» – 9,6%.

Это говорит о высокой концентрации на рынке оказания услуг спортивной подготовки по плаванию и низкой конкуренции между негосударственными организациями.

С точки зрения оценки прибыльности организаций, работающих в сфере оказания апробируемых услуг, из 15 организаций у трех зафиксирован убыток, т.е. более 80% организаций получают чистую прибыль от своей деятельности и шесть из них со значениями выше среднего уровня.

Анализ данных бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций позволил получить следующую информацию:

− объем выручки по итогам 2021 года выше среднего значения выявлен у шести организаций;

− из них значения показателей чистой прибыли положительны на протяжении последних трех лет у трех организаций и у двух зафиксирован убыток в 2020 году;

− у четырех из них значения чистой прибыли по итогам 2021 года выше среднего уровня;

− одна некоммерческая организация из перечня осуществляет деятельность, финансируемую за счет целевых средств, которые в 2021 году составляли 4249 тыс. руб., при этом организация не располагает материально-технической базой для занятий плаванием.

Результаты анализа позволяют констатировать наличие, по крайней мере, четырех коммерческих организаций и одной НКО, имеющих высокий уровень потенциала для конкуренции с государственными учреждениями в целях оказания услуг спортивной подготовки по плаванию:

− ООО «СПОРТКОМПЛЕКС «ОЛИМПИЯ-ПЕРМЬ»;

− ООО «Физкультурно-оздоровительный комплекс «ЖЕМЧУЖИНА»;

− ООО «БМ»;

− «СПОРТИВНЫЙ КОМПЛЕКС КАМА»;

− ОБЩЕСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ «ФЕДЕРАЦИЯ ПЛАВАНИЯ ПЕРМСКОГО КРАЯ».

Рентабельность трех из четырех коммерческих организаций в 2021 году была ниже 10%, у ООО «БМ» – 17,2% (таблица).

Две самые крупные организации рынка формируют полную бухгалтерскую отчетность, и их нераспределенная прибыль была положительна на протяжении трех лет и выше среднего значения по итогам 2021 года.

Заметим также, что все четыре отобранные коммерческие организации обладают достаточным кадровым потенциалом – среднесписочная численность сотрудников в 2021 году превышала 25 человек, а в Спорткомплексе «ОЛИМПИЯ-ПЕРМЬ» составляла 220 человек. Данные по некоммерческой организации отсутствуют.

Анализ материально-технической базы показал, что на достаточном уровне собственными ресурсами обладают две организации из пяти (Спорткомплекс «ОЛИМПИЯ-ПЕРМЬ» и ООО «БМ»), стоимость активов которых составляла в 2021 году более 80 млн руб.

Что касается конного спорта, то с уверенностью можно утверждать, что услуги подготовки по нему оказывают три некоммерческие организации:

− Пермская Краевая Общественная Организация «Федерация Конного Спорта»;

− АНО КСК «Фортуна»;

− АНО «Конно-спортивный клуб «ПЕГАС».

При этом собственной инфраструктурой обладает только первая, а по последней сдана «нулевая» бухгалтерская отчетность за три года.

Показатели деятельности организаций Пермского края, оказывающих услуги спортивной подготовки, за 2021 год

Наименование организации

Выручка, тыс. руб.

Чистая прибыль, тыс. руб.

Нераспределенная прибыль, тыс. руб.

Основные средства/ Материальные внеоборотные активы, тыс. руб.

Целевые средства, тыс. руб.

Рентабельность,

%

Среднесписочная численность сотрудников, чел.

Доля компании на рынке, %

ООО «Спорткомплекс «ОЛИМПИЯ-ПЕРМЬ»

286 585

23 114

327963

753105

-

8,1

220

51,2

ООО «Физкультурно- оздоровительный комплекс «ЖЕМЧУЖИНА»

107612

2351

10869

-

-

2,2

25

19,2

ООО «БМ»

54008

9286

-

89663

-

17,2

40

9,6

ООО «СПОРТИВНЫЙ КОМПЛЕКС КАМА»

23 463

1589

-

512

-

6,8

26

4,2

ОО «ФЕДЕРАЦИЯ ПЛАВАНИЯ ПЕРМСКОГО КРАЯ»

3473

63

-

-

4249

1,8

-

0,6

Источник: составлено авторами на основании [3].

Данные бухгалтерской отчетности двух организаций, несмотря на хорошие показатели по выручке, отражают их убыточность. В ПКОО «Федерация Конного Спорта» высокие управленческие расходы «съедают» 95% выручки, а в КСК «Фортуна» выручка не покрывает себестоимость оказания услуг. Таким образом, с одной стороны, учитывая необходимость наличия у негосударственных организаций материально-технической базы для оказания услуг и результаты анализа бухгалтерской (финансовой) отчетности, можно констатировать отсутствие негосударственных организаций, имеющих высокий уровень потенциала для конкуренции с государственными учреждениями за оказание услуг спортивной подготовки по конному спорту. С другой стороны, учитывая малый объем услуг, выводимых регионом на рынок (12 человек [8]), возможно, данные организации будут заинтересованы в оказании апробируемых услуг за счет бюджетных средств.

Заключение

Существует много факторов, способных оказать влияние на выход негосударственных организаций на рынок апробируемых в регионе услуг. В рамках данной статьи анализируются потенциальные исполнители таких услуг.

На основании результатов анализа показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности определяются негосударственные организации, имеющие высокий уровень потенциала для конкуренции с государственными учреждениями. Т.е. таким образом, выявляется число организаций, которые могут выйти на рынок апробируемой услуги.

Так, в Пермском крае по услуге спортивной подготовки по олимпийским видам спорта в рамках такого исследования были выявлены негосударственные организации, обладающие высоким потенциалом для конкуренции с государственными учреждениями. При этом заметим, что по итогам конкурса [9], проведенного в 2022 году одна из негосударственных организаций из списка заключила соглашение об оказании государственной услуги «Спортивная подготовка по олимпийским видам спорта: конный спорт. Этап начальной подготовки».

Заметим, что помимо анализа бухгалтерской отчетности организаций, считаем целесообразным использование комплексного подхода, который бы учитывал и внешние факторы, способные оказать влияние на выход негосударственных организаций на рынок социальных услуг. Для выявления таковых рекомендуется дополнительно проанализировать:

− государственные программы субъекта Российской Федерации по сферам, к которым относятся апробируемые услуги;

− государственные (муниципальные) социальные заказы на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере;

− реестр поставщиков социальных услуг (в случае, если регион выбрал для апробации услуги, относящиеся к сфере социального обслуживания);

− меры государственной поддержки некоммерческих организаций.

При этом для принятия управленческих решений органам власти в регионе также необходимо понимать заинтересованность, как со стороны самих негосударственных организаций, так и потребителей услуг. Для этого в качестве следующего этапа в регионе может быть проведено социологическое исследование с обязательным интервьюированием тех организаций, которые были выявлены по результатам проведенного анализа бухгалтерской отчетности.


Библиографическая ссылка

Мацкевич А.В. ОЦЕНКА ПОТЕНЦИАЛА НЕГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ДЛЯ ОКАЗАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УСЛУГ В СФЕРЕ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ В РАМКАХ СОЦИАЛЬНОГО ЗАКАЗА // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2022. – № 10-3. – С. 433-438;
URL: https://vaael.ru/ru/article/view?id=2508 (дата обращения: 19.04.2024).