Введение
Инвестор при выборе региона, в который он планирует осуществить вложение средств, руководствуется такими показателями как инвестиционный потенциал и уровень инвестиционного риска. Совокупность данных показателей определяет инвестиционную привлекательность каждого конкретного региона. Повышение инвестиционной привлекательности способствует дополнительному притоку капитала и экономическому подъему региона. Таким образом, регионам необходимо участвовать в конкурентной борьбе за получение инвестиций, которые позволят обеспечить удовлетворение растущих потребностей населения (резидентов региона) [1-5].
Цель исследования: проанализировать основные тенденции социально-экономического развития региона на примере Красноярского края и предложить инструменты стимулирования инвестиционного потенциала региона.
Материал и методы исследования
Для проведения исследований были использованы труды отечественных и зарубежных ученых, открытые источники информации в сети Интернет. Применяемые методы исследования: научной абстракции, анализ и синтез, индукция и дедукция.
Результаты исследования и их обсуждение
Инвестиционный потенциал региона представляет собой:
1) совокупность инвестиционных ресурсов региона;
2) совокупность инвестиционных возможностей региона, использование которых направлено на достижение целей региональной инвестиционной стратегии;
3) имеющиеся, в том числе потенциальные (скрытые) возможности, необходимые для реализации воспроизводственного процесса;
4) совокупный инвестиционный спрос;
5) комплекс ресурсов, организованных в определённых социально-экономических формах, позволяющих обеспечить выполнение целей инвестиционной деятельности [6-8].
Регионы характеризуются неравномерностью развития различных аспектов инновационных процессов и влияющих на них факторов. В целях выявления тенденций, оказывающих влияние на инвестиционный потенциал, проведем анализ социально-экономического положения Красноярского края и других наиболее крупных регионов Сибирского федерального округа – Кемеровской области и Алтайского края.
Первым этапом оценки социально-экономического положения региона выступает анализ стоимостных и нестоимостных показателей экономического роста, при этом, показателем, характеризующим экономический рост, выступает ВРП. Наиболее высокие темпы роста ВРП в 2020 году наблюдаются в Красноярском крае – 103,3%, а наименьшие – в Кемеровской области – 102,3%.
За анализируемый отрезок времени, фактический уровень безработицы меняется неравномерно. Отметим, что тенденция к росту безработицы наблюдается только в Алтайском крае. В Красноярском крае наименьший уровень безработицы среди регионов СФО. Изучение причин безработицы позволило нам прийти к выводу, что наиболее частой причиной ее возникновения были колебания цен на энергоносители, в частности, нефть, которая, как известно, является основным экспортным товаром страны и, кроме того, нефтедоходы – основной источник формирования государственного бюджета Российской Федерации [9-12].
Другая причина безработицы – это изменение отраслевой структуры экономики и повышения уровня технологического оснащения процесса производства, автоматизация и роботизация. На рисунке 1 представим динамику уровня инфляции в регионах. Наименьший уровень инфляции – в Алтайском крае, а наибольший – в Кемеровской области.
Таким образом, снижение темпов экономического роста в исследуемых регионах вызвано не монетарными факторами, а отсутствием внутренних источников экономического роста.
В настоящее время доходы бюджета Красноярского края представлены, как налоговой, так и неналоговой составляющей.
В разрезе структурных составляющих налоговые доходы краевого бюджета имеют тенденцию к росту на протяжении всего анализируемого периода: в 2020 году по сравнению с 2018 годом показатель увеличился на 30488,4 млн руб., что в процентном соотношении составило 21,87%. Динамика неналоговых доходов, наоборот, имеет тенденцию к снижению на 203,8 млн руб. [13-15].
Рис. 1. Динамика уровня инфляции по регионам СФО за 2018-2020 год, %
Рис. 2. Структура налоговых доходов краевого бюджета за 2020 год, в % к итогу [15]
В целом в 2018-2020 годах наблюдается устойчивая тенденция роста объема фактически поступивших налоговых доходов в краевой бюджет. За анализируемый период поступления налогов и сборов в краевой бюджет увеличились на 21,87%.
Основными доходообразующими налогами для краевого бюджета остались налог на прибыль организаций, доля которого в 2020 году составила 44,1% от общего объема налоговых доходов краевого бюджета, налог на доходы физических лиц (26,5%) и налог на имущество организаций (12,1%). Структура налоговых доходов краевого бюджета представлена на рисунке 2.
Основной объем налоговых поступлений обеспечивают предприятия металлургии, их доля в общем объеме доходов краевого бюджета за 2020 год увеличилась на 1,1%. Одновременно уменьшился вклад предприятий, осуществляющих добычу нефти и газа, на 5,3%. В 2020 году на 3,2% увеличилась доля налоговых поступлений по предприятиям, осуществляющим деятельность в области архитектуры и инженерно-технического проектирования, технических испытаний, исследований и анализа.
Таким образом, в разрезе структурных составляющих, налоговые доходы краевого бюджета имеют тенденцию к росту на протяжении всего анализируемого периода: в 2020 году по сравнению с 2018 годом показатель увеличился на 30488,4 млн руб., что в процентном соотношении составило 21,87%. Динамика неналоговых доходов, наоборот, имеет тенденцию к снижению на 203,8 млн руб.
Положительная динамика наблюдается в отношении показателя собираемости практически всех налогов. Исключение составляет налог на прибыль организаций (снижение на 0,8%) и единый сельскохозяйственный налог (снижение на 9%) [15].
В целом, регион обладает хорошим налоговым потенциалом, но основным недостатком является снижение сборов налогов, что значительно снижает объем доходов, поступающих в бюджет в виде налоговых поступлений.
При этом, основными негативными факторами, оказывающими влияние на инвестиционную привлекательность края, являются:
- географическое расположение края;
- технологические возможности производства (большая часть региона находится в зоне вечной мерзлоты);
- сложная логистическая составляющая.
Наблюдается существенная диспропорция во взаимодействии с разными категориями бизнеса: по сравнению со средним и малым бизнесом партнерство с крупными инвесторами имеет более весомый вклад. В результате инвестиционная активность в большей степени отражает интересы собственников крупных отечественных сырьевых корпораций, ориентированных на использование природных богатств края. Реализация крупномасштабных нефтегазовых, металлургических и электроэнергетических проектов по своим масштабам значительно превышает объемы инвестиционных ресурсов в развитие малого бизнеса, в том числе и инновационного. Данное обстоятельство может только спровоцировать усиление зависимости от крупных корпораций и способствовать росту сырьевой составляющей в отраслевой структуре экономики региона.
Наблюдается высокий порог вхождения для инвесторов, при этом регион ориентирован на сравнительно узкий круг инвесторов, практически не используются механизмы, ориентированные на масштабное аккумулирование средств населения.
Функционирование большинства инвестиционных механизмов сопровождается определенной информационной закрытостью. Как правило, на начальном этапе привлекается внимание, а дальнейшая реализация практически не освещается, отсутствует система обратной связи и активного взаимодействия потенциальных инвесторов, в том числе населения.
Заключение
Резюмируя вышеизложенное, можно говорить о том, что действующие механизмы активизации инвестиционной деятельности в Красноярском крае пока не позволяют преодолеть, а порой усиливают сложившиеся негативные факторы инвестиционного процесса в регионе. Необходим новый комплексный механизм, сочетающий в себе различные методы и позволяющий: аккумулировать инвестиционные ресурсы всех категорий инвесторов; при этом обеспечивающий взаимодействие с инвестиционными и венчурными фондами, кредитными учреждениями, иностранными государственными инвестиционными агентствами, специализированными финансовыми организациями, российскими и международными институтами развития с целью использования их потенциала и возможностей по финансированию и поддержке инвестиций на территории региона; а также корректировать процессы размещения инвестиций в соответствии с целями и приоритетами инвестиционного развития края [16-19].
Учитывая исключительно важную роль рассматриваемого показателя в социально-экономическом развитии регионов и государства в целом, считаем, что понимание экономического содержания инвестиционного потенциала позволит органам власти всесторонне анализировать динамику данного показателя, проводить оценку факторов, оказывающих на него влияние, а значит, использовать гибкие методы и инструменты при разработке и реализации инвестиционной политики.
Исследование выполнено в рамках научно-исследовательского гранта КГАУ «Красноярский краевой фонд поддержки научной и научно-технической деятельности» по теме «Развитие моделей финансового обеспечения инвестиций в коммунальную инфраструктуру региона с учетом лучших российских и мировых практик и особенностей пространственно – территориального развития Красноярского края», №КФ-835, договор о порядке целевого финансирования №226 от 20.04.2021 г.
Библиографическая ссылка
Глоба С.Б., Березовая В.В., Зябликов Д.В. ИССЛЕДОВАНИЕ ПОДХОДОВ К ОЦЕНКЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ РЕГИОНА // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2022. – № 10-3. – С. 382-386;URL: https://vaael.ru/ru/article/view?id=2500 (дата обращения: 21.11.2024).