Введение
Скулшутинг – это вооруженное нападение учащегося или стороннего человека на школьников и преподавателей внутри учебного заведения. Кэтрин Ньюман в своих работах, посвященных данному феномену, выделяет следующие неотъемлемые его характерные черты: публичность атаки, которая связана с открытостью образовательной среды; наличие группы лиц, на которых совершается нападение; хаотичность нападения или, наоборот, конкретизация при выборе жертв, часто имеющая четкое символическое значение; наличие одного или нескольких стрелков, которые являются учениками, студентами или выпускниками (бывшими учениками) учебного заведения. Как глобальный культурный феномен, который со временем приобрел и медийный характер, случаи скулшутинга особенно участились в 1990-х гг., превратившись в эпидемию, имеющую мировой статус. СМИ зачастую связывает феномен скулшутинга с «субкультурой Колумбайн» – по названию школы в США, где в 1999 году произошло самое громкое вооруженное нападение учеников на своих одноклассников. Термин «колумбайн» стал эталоном для обсуждения школьного насилия, «олицетворением проблемы школьной стрельбы и, в меньшей степени, подростковой проблемы преступности в целом» [1, с. 48].
С появлением информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее – Интернет) появилась возможность быстрой передачи информации, общения в реальном времени с людьми, находящимися в разных уголках мира. Однако, в связи с подменой понятий, большим количеством публикаций недостоверных материалов человечество столкнулось с проблемой получения информации, приносящей вред здоровью и развитию. Согласно данным Всероссийского научно-исследовательского института МВД России, с 2001 года по 2020 год объем, скорость получения и переработки информации на одного человека увеличилась с 250 Mb до 131 Gb, что свидетельствует о том, что человечество стало испытывать зависимость от ежедневного получения информации. Доступность оперативного получения сведений с помощью гаджетов привела общество к «техногенному аутизму». Люди стали испытывать номофобию – зависимость от гаджетов.
По данным Всероссийского центра изучения общественного мнения, по состоянию на 23 сентября 2021 года среди российской аудитории социальных сетей и мессенджеров почти каждый третий (29 %) тратит на них более трех часов в день (72 % среди 18–24-летних), 16 % – от двух до трех часов, 25 % – один-два часа в день, 19 % – полчаса, а 9 % – менее получаса.
Эмоционально нестабильные, легко внушаемые молодые люди, находящиеся под воздействием средств цифровой коммуникации, стали основной ресурсной базой экстремистских и террористических организаций. В целях защиты эмоционального состояния несовершеннолетних от вредоносной информации с 1 сентября 2012 года вступил в силу Федеральный закон от 29.12.2010 г. № 436-ФЗ «О защите детей от информации, приносящей вред их здоровью и развитию». Контроль за исполнением закона был возложен на Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (далее – Роскомнадзор), которая осуществляет блокировку опасного контента в информационном пространстве. Тем не менее, активная блокировка деструктивного контента в Интернете привела к смене источников его распространения.
Целью данной работы является изучение особенностей личности несовершеннолетних преступников и причин совершения скулшутинга.
Материал и методы исследования
Исследование базируется на общенаучном диалектическом методе познания объективной действительности, а также на специальных методах исследования. Обоснованность выводов и рекомендаций, содержащихся в работе, достигается за счет комплексного применения диалектического, аналитического, логического, исторического, системно-структурного, сравнительно-правового, юридико-лингвистического методов.
Результаты исследования и их обсуждение
Направленность государственной политики в области профилактики детской безнадзорности и правонарушений (Федеральный закон №120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушении несовершеннолетних») тяготеет к рассмотрению типичных случаев и проявлений асоциального поведения несовершеннолетних [6, с. 156]. Скулшутинг может быть охарактеризован как новое явления и форма асоциального поведения, требующий детального изучения с позиции педагогики, психологии, социологии, культурологи. Важных является признание необходимости профилактики данного явления с целью снижения риска формирования у подрастающего поколения представлений о допустимости и возможности такого поведения (активное обсуждение случаев скулшутинга в СМИ приводит к появлению пассивных и активных последователей подобных псевдогероев).
Столкновение с фактами проявления скулшутинга предопределяет совокупность мероприятий по разрешению ситуации, выяснению обстоятельств случившегося. Одновременно возникает острая необходимость системной работы по предупреждению подобных случаев в образовательных организациях. Необходимость взаимодействия образовательных организаций, структур МВД в профилактике скулшутинга обусловлена действующим законодательством (выше названный федеральный закон), а также сложившимися успешными практиками взаимодействия в контексте решения иных проблем. Одновременно следует подчеркнуть, что образовательная организация выступает субъектом, наиболее приближенным к семье, направленным на взаимодействие с ним в ходе решения образовательных и воспитательных задач. Рассмотрение профилактики как семейно-ориентированной модели обусловлено тем, что ребенок созависим от родителей и семьи, семейных ценностей, воспитания и не несет полной ответственности за свое поведение. Обращение к научной и справочной литературе позволяет утверждать, что явление скулшутинга недостаточно исследовано.
В работах Л.А. Гончарова, Ю.В. Суходольской и А.С. Чунина описана сущность и причины формирования подобной формы поведения; в публикациях О.В. Дамаскина, В.В. Красинского представлены возможные формы профилактики данного явления. Недостаточно изучены сущность скулшутинга как комплексной социально-психолого-педагогической проблемы, основы его системной, комплексной профилактики в рамках взаимодействия образовательной организации, структур МВД и семьи.
Ю.В. Суходольская подчеркивает, что массовое убийство в образовательной организации (скулшутинг) – это убийство двух или более лиц, совершенное одновременно либо на протяжении небольшого промежутка времени в образовательной организации без периодов эмоционального охлаждения, сопряженное с опасностью для неопределенного количества лиц, характеризующееся единым преступным намерением при отсутствии террористических либо корыстных мотивов [2, с. 257].
В.О. Карпов выделил ряд обязательных условий, которые характеризуют скулшутинг. Среди них отметим:
– совершение преступлений в организациях системы образования;
– отсутствие требований к личности преступника (вне зависимости от пола, возраста, социальных характеристик, в том числе принадлежности к конкретной образовательной организации);
– направленность умысла преступника на причинение вреда жизни и (или) здоровью неограниченного круга лиц;
– применение в качестве способа совершения преступлений стрелкового оружия и/ или взрывных устройств.
Представленные определения позволяют сформулировать следующие значимые с позиции исследования выводы:
– скулшутинг является социально-опасным явлением, несет в себе угрозу неограниченному числу лиц;
– привязанность данного явления к образовательной организации обусловливает необходимость пересмотра содержания воспитательной работы с обучающимися и аспектов взаимодействия с их семьями, а также потребность в системном психологопедагогическом сопровождении образовательного процесса с целью мимнимизации условий формирования такой модели поведения:
– эмоциональность и направленность скулшутера на создание некоторого образа определяет необходимость и возможность раннего изучения и выявления предпосылок подобного поведения [3 с. 226]
Профилактика скулшутинга в проводимом исследовании рассматривается как система мероприятий, направленных на предотвращение факторов и причин появления антисоциального явления, а также минимизация рисков, способных привести к такому явлению [5, с. 226]. Анализ научной литературы позволяет выделить причины деструктивной и противоправной активности молодёжи несколько: продолжающееся расслоение общества по уровню доходов, социальному происхождению, этнорелигиозной принадлежности; рост числа детей из неблагополучных семей и подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации; отсутствие внятной централизованной системы воспитания (акцент на рейтингах и подготовке к ЕГЭ); деградация общедоступной досуговой занятости детей (практически за любой приличный кружок и секцию надо платить); падение авторитета и социального престижа профессии педагога; бесконтрольное распространение идеологии насилия в СМИ и Интернете как основного инструмента разрешения конфликтных ситуаций.
Обозначенные причины имеют смешанную природу, отражая социальную, психологическую, педагогическую составляющие:
– социальные эффекты скулшутинга для общества: обострение социальных отношений между людьми, повышенная социальная настороженность, появление социальной изоляции, ограничение контактов детей между собой;
– психологические эффекты скулшутинга для общества: повышенная тревожность родителей и детей при посещении образовательных организаций, обострение асоциальных поведенческих моделей у детей, которые испытывают негативное состояние в школе, появление последователей подобных явлений среди детей, испытывающих психологический дискомфорт;
– педагогические эффекты скулшутинга: закрепление образа скулшутера в представлениях детей и молодежи; формирование асоциальных установок и ценностей, моделей поведения. При характеристике скулшутинга как психолого-педагогической проблемы мы исходили из природы рассматриваемого явления (основными источниками подобного поведения являются психологические и педагогические проблемы обучающихся в системе отношений со сверстниками и учителями) и его психологических, педагогических и социальных эффектов [7, с. 128]. Изучение возможностей взаимодействия образовательной организации, структур МВД и семьи в профилактике скулшутинга, что определено действующим законодательством (выше названный Федеральный закон №120), позволило выделить: формы взаимодействия (индивидуальные, групповые, массовые); методы (методы, направленные на формирование сознание, поведение личности, стимулирование активности и самостоятельности, методы самосовершенствования, методы обращения к чувствам); средства (устные, письменные, технические, символические) [4, с. 294].
Выводы
Изложенное позволяет говорить о необходимости совершенствования законодательства с целью установления запрета нападения на учебные заведения и иные объекты социальной инфраструктуры, а также пропаганды таких нападений. Иными словами, следует ввести в УК РФ новые составы преступлений, которые могут выглядеть примерно следующим образом: Статья 205.7. Нападение на объекты социальной инфраструктуры
1. Нападение на объекты социальной инфраструктуры с применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия, – наказывается…
2. То же деяние, совершенное группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, – наказывается…
Статья 205.8. Публичные призывы, публичное оправдание или пропаганда нападения на объекты социальной инфраструктуры
1. Публичные призывы, публичное оправдание или пропаганда совершения преступления, предусмотренного ст. 205.7 УК РФ, – наказываются…
2. Те же деяния, совершенные с использованием средств массовой информации либо электронных или информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет», – наказываются…
Предлагаемые в исследовании законодательные изменения, конечно, носят рекомендательный характер, и при их внесении в УК РФ возможно потребуют дальнейшей оптимизации с учётом конкуренции норм и результатов судебно-следственной практики. Тем не менее считаем, что данные изменения позволят повысить эффективность правовых средств противодействия нападениям на учебные заведения и иные объекты социальной инфраструктуры.