Введение
Различные исследователи уделяют разноплановое внимание вопросам влияния цифровизации на функции менеджмента современных компаний. Так, Р. Абрамс комплексно исследует воздействие процесса цифровизации на содержание операционного менеджмента современных промышленных компаний [19, с.59]. Дж. Конли акцентирует внимание на финансовых аспектах управления процессами интеграции компаний в пространство цифровой экономики [20, с.39]. О. Е. Устинова рассматривает влияние процесса цифровизации экономики на модернизацию функции управления маркетингом современных организаций [17, с.887].
Материалы и методы исследования
Методология исследования состоит в систематизации основных направлений использования экономического потенциала цифровизации в деятельности современных субъектов хозяйствования.
Нормативно-правовое понимание цифровизации в РФ представлено в федеральной программе “Цифровая экономика Российской Федерации” (разработана в 2017 г., модернизирована в 2021 г.) [11]. На мой взгляд, цифровизация в наиболее общем виде на микроуровне представляет собой процесс внедрения и использования информационно-коммуникационных технологий и систем различного плана в деятельности компаний разного профиля, а также комплексную интеграцию последних в виртуальные рынки и институты.
Результаты исследования и их обсуждение
В операционной (производственной) активности компаний цифровизация может использоваться в следующих основных направлениях:
- стандартизация программного обеспечения, используемого в оперативной деятельности цехов, участков, отделов, иных подразделений организации как производственного, так и обслуживающего производственный процесс характера [18, с.35];
- внедрение и развитие современной ERP-системы управления производственными процессами, позволяющей комплексно осуществлять автоматизацию операционной деятельности компании, реализовывать функцию оперативного контроля за эффективностью производственного процесса, быстро выявлять проблемные места в рамках его организации и осуществлять мероприятия по минимизации указанных проблем производственного менеджмента [1, с.38];
- формирование и совершенствование единой локальной сети взаимодействия всех подразделений организации, включающей базу знаний, инструменты формализованного и неформального общения сотрудников, комплекс норм и стандартов регламентации производственного процесса, обеспечения производственной безопасности и т.п.;
- цифровое управление процессами производственного аутсорсинга – удаленного размещения ряда производственных мощностей, которое в настоящее время достаточно широко практикуется рядом компаний, преимущественно достаточно крупными субъектами хозяйствования обрабатывающих отраслей экономики [9, с.114].
В сфере управления маркетинговой деятельностью организации основными направлениями использования потенциала цифровизации являются:
- формирование современных систем обработки маркетинговой информации (верификация потока такого рода информации, проверка ее релевантности, экспертные системы и экономико-статистические пакеты, ориентированные на определение устойчивых связей между различными параметрами маркетингового развития компании) [6, с.273];
- обеспечение маркетинговой составляющей сайта компании, в первую очередь возможности прямых продаж через данный ресурс, а также формирования на основании потенциала сайта разного рода систем маркетингового стратегического партнерства организации, развития ее брендов на отраслевых рынках [10, с.100];
- создание и развитие системы SEO-менеджмента – оптимизации размещения компании и ее брендов (товарных групп) в ведущих поисковых системах [8, с.1809];
- внедрение и совершенствование технологий SMM-маркетинга – маркетинговой активности компании в пространстве современных социальных сетей, ютуб-каналов, вКонтакте и др. [2, с.28];
- цифровизация индивидуальных программ потребительской лояльности, формируемых и осуществляемых организацией (скидки, дисконты, системы кэшбека и т.п. маркетинговые инструменты в отношении устойчивых групп потребителей продукции, работ, услуг компании);
- цифровизация коллегиальных программ потребительской лояльности, в которых принимает участие компания с целью повышения эффективности продвижения своих брендов на отраслевых рынках сбыта [5, с.109];
- автоматизация процессов оперативного и стратегического взаимодействия с различными группами маркетинговых и сбытовых партнеров организации (дилерами, руководством филиалов и представительств компании и т.п.);
- цифровизация менеджмента складского хозяйства компании в направлении комплексной оптимизации складских запасов, минимизации на данной основе величин удельных операционных и трансакционных издержек, связанных со сбытовыми процессами;
- возможное формирование и развитие собственной цифровой платформы сбытового и маркетингового характера;
- возможное автоматизированное взаимодействие компании с цифровыми маркетплейсами и службами доставки (целесообразно для компаний, продающих товары народного потребления) [14, с.55];
- цифровое управление процессами возможного логистического (складского) аутсорсинга организации.
В сфере формирования и использования финансовых потоков компании основными направлениями использования потенциала цифровизации выступают:
- формирование и развитие единой автоматизированной системы менеджмента финансовой деятельности организации, которая может быть либо частью общей ERP-системы управления, либо носит автономный, но интегрированный с другими системами автоматизации деятельности организации характер [7, с.39];
- использование современных технологий автоматизированной обработки существенных массивов (т.н. big data) финансово-экономической информации о компании, рынках капитала, партнерах по финансовой деятельности и т.п. [18, с.188];
- цифровизация взаимодействия с внешними финансовыми контрагентами компании;
- обеспечение эффективной защиты финансово-экономической информации организации;
- цифровизация процессов выхода на виртуальные рынки капитала, в т.ч. посредством организации и осуществления ICO (initial coin offering) на современных биржах криптоактивов [15, с.320].
В области управления персоналом организации основными направлениями использования возможностей цифровизации в современных условиях хозяйствования являются:
- определение, на основании использования современных программных продуктов, в первую очередь пакетов статистического анализа, долгосрочной перспективной потребности в персонале определенного образовательно-квалификационного уровня, необходимого для обеспечения эффективной деятельности организации;
- цифровизация процессов первичного отбора кандидатов на вакантные должности в организации и, собственно, их найма на работу;
- внедрение общей системы автоматизированного управления оперативной деятельностью сотрудников производственного и непроизводственного профиля, включая системы их оптимальной, максимально безопасной и продуктивной расстановки в рамках организации, наиболее рационального осуществления отдельных видов трудовых операций, результативной организации трудовых коммуникаций в процессе текущей производственной деятельности и т.п.;
- автоматизация процессов мотивации и стимулирования трудовой деятельности сотрудников компании, включая цифровые KPI различных подразделений и конкретных специалистов [13, с.175];
- формирование и развитие автоматизированных систем управления карьерой сотрудников;
- развитие и совершенствование системы дистанционного корпоративного образования без отрыва или с минимальным отрывом от основной деятельности сотрудников (e-learning) (так, по данным официальной статистики, в 2020 г. на такого рода цели было направлено в среднем 4,8% суммарных расходов на развитие персонала частных компаний [12, с.452]);
- внедрение эффективных автоматизированных систем и технологий кадрового менеджмента в отношении сотрудников, чей трудовой потенциал используется на основании удаленной занятости, что особенно актуально в условиях вероятного длительного сценария развития пандемийного кризиса 2020–2021 г.г. [4, с.75];
- использование в рамках оперативного менеджмента организации цифровых органайзеров, например облачной технологии Trello, ориентированной на обеспечение оптимального текущего управления формированием и развитием проектных команд организации [3, с.9].
В сфере инвестиционной и инновационной деятельности наиболее актуальными направлениями использования возможностей цифрового управления на современном этапе функционирования и развития цифровой экономики являются:
- формирование, развитие и совершенствование автоматизированного банка данных инвестиционных и (или) инновационных проектов, разрабатываемых и планируемых к реализации организацией – основной целью такого рода банка данных является поиск возможных стратегических соинвесторов;
- возможное создание и обеспечение эффективного функционирования цифровой инвестиционной платформы организации, например используемой с целью организации и развития краудинвестинговой или краудфаундинговой деятельности;
- цифровое взаимодействие с внешними партнерами в сфере науки и инноваций (организациями ВО, НИИ, объектами федеральной и региональной инновационной инфраструктуры и т.п.);
- внедрение и совершенствование цифровых экспертных систем оценки экономической эффективности и рисков формирования и развития инвестиционных и инновационных проектов и программ субъекта хозяйствования.
Наконец, в области реализации такой значимой специальной функции менеджмента современными крупными и средними организациями различных отраслей экономики, в особенности функционирующими в правовых формах АО или ПАО, как корпоративное управление, основными направлениями использования экономического потенциала цифровизации, по мнению автора, являются:
- формирование и обеспечение действенного функционирования корпоративной информационной системы (КИС), включающей возможности цифровых коммуникаций различных групп акционеров (собственников) организации с представителями топ-менеджмента по различным вопросам стратегического и тактического развития субъекта хозяйственной деятельности;
- обеспечение, в соответствии с нормами национального законодательства об акционерных обществах и раскрытии информации, максимально полного, транспарентного представления финансово-экономической и иной значимой информации о развитии организации через цифровые ресурсы и системы;
- цифровое управление процессами возможной корпоративной интеграции компании (в рамках проектов слияний и поглощений, формирования и развития ФПГ и холдинговых структур, территориальных промышленных кластеров).
Заключение
В целом, от степени согласованности, сбалансированности, конгруэнтности указанных основных направлений цифровизации деятельности современных организаций непосредственно, в условиях интенсивного развития мировой цифровой экономики в целом, зависят возможности повышения эффективности деятельности субъектов хозяйствования различного масштаба, форм собственности и профиля производственной деятельности.
Следует также отметить, что в контексте новейших санкционных ограничений февраля-марта 2022 г. меняется характер управления процессами интеграции в пространство цифровой экономики большинства компаний национальной экономики РФ. В сложившихся условиях хозяйствования рациональной является политика использования программного и аппаратного обеспечения преимущественно отечественного производства, национальных социальных сетей (ВК, Одноклассники, Яндекс-дзен и др.) для маркетингового продвижения продукции, работ, услуг фирм, достаточно осторожная стратегия финансовой интеграции с виртуальными рынками капитала, в особенности контролируемыми контрагентами, являющимися резидентами экономических систем США и государств ЕС.
Библиографическая ссылка
Степанова О.А. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ УПРАВЛЕНИЯ ИНТЕГРАЦИЕЙ КОМПАНИЙ В ПРОСТРАНСТВО ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2022. – № 10-2. – С. 320-324;URL: https://vaael.ru/ru/article/view?id=2466 (дата обращения: 25.04.2024).