Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

АНАЛИЗ И ПРИЕМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ И РАЗВИТИЯ СРЕДНЕГО МЕДИЦИНСКОГО ПЕРСОНАЛА УЧРЕЖДЕНИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

Худякова О.Н. 1 Зыкова Н.В. 1 Коновалова Л.В. 1 Малинина Е.С. 1 Ушакова Т.Н. 1
1 ФГБОУ ВО «Северный государственный медицинский университет»
Обучение и развитие персонала – одна из значимых функций современного менеджмента организации, реализующих концепцию непрерывного образования и являющихся одной из самых актуальных задач. Высококвалифицированные кадры – требование современного рынка медицинских услуг. В статье рассмотрены теоретические аспекты обучения и развития персонала на примере учреждения здравоохранения. Дана общая характеристика учреждения здравоохранения и описана актуальная система обучения и развития среднего медицинского персонала. Представлены результаты анкетирования сотрудников организации с целью выявления их отношения к обучению и развитию, в результате которого обнаружены проблемные точки организации обучающих мероприятий, а также их тематического наполнения. Сформулирован ряд предложений по совершенствованию существующей системы обучения и развития медицинских сестер.
обучение персонала
развитие персонала
непрерывное медицинское и фармацевтическое образование
система обучения и развития
1. Ермашкевич Н.С., Панявина М.Л., Родионова З.В. Развитие профессиональных компетенций в условиях цифровой экономики // Лидерство и менеджмент. 2021. Том 8. № 4. С. 483-502.
2. Перечень категорий населения, подлежащих лечению в ГБУЗ АО в соответствии с Распоряжением министерства здравоохранения Архангельской области от 25 апреля 2014 года № 205-рд» // Министерство здравоохранения Архангельской области. [Электронный ресурс]. URL: https://agvv.ru/wp-content/uploads/2015/10/205rd.pdf (дата обращения: 01.07.2022).
3. Кибанов А.Я. Управление персоналом организации: учебник / Под ред. А.Я. Кибанова. 3-е изд., доп. и перераб. М.: ИНФРА-М, 2005. 638 с.
4. Илышева Н.Н. Анализ финансовой отчетности. М.: Финансы и статистика, 2020. 372 с.
5. Платонов А.А., Сабиров Д.М. Инновационные методы обучения персонала: зарубежный и отечественный опыт // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2020. № 11-2. С. 201-204.
6. Афанасьева Л.А. Развитие персонала – как одна из важнейших стратегических функций отдела по управлению персоналом в современной организации // Основы экономики, управления и права. 2020. № 3 (22). С. 35-40.
7. Афонина Я.А., Хрусталева Н.В., Логинов А.Н. образовательного менеджмента в условиях дистанционного обучения // Вестник Алтайской академии экономики и права. 2022. № 6-2. С. 205-210.
8. Борисов С.А., Жогин А.О. Формирование цифровых компетенций сотрудников как элемент повышения конкурентоспособности фирмы // Вестник Алтайской академии экономики и права. 2022. № 4-2. С. 148-154.
9. Трудовой кодекс РФ: Федеральный закон № 197-ФЗ от 30 декабря 2001 года (с изменениями и дополнениями, вступившими в силу с 01.01.2013). [Электронный ресурс]. URL: https://rulaws.ru/tk/ (дата обращения: 12.09.2022).
10. Постановление Правительства Архангельской области от 12 октября 2012 г. N 462-пп «Об утверждении государственной программы Архангельской области «Развитие здравоохранения Архангельской области (2013-2020 годы)» // Гарант. [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/25231483/ (дата обращения: 01.07.2022).
11. Сурнина А.О. Внедрение технологий e-learning в системе обучения персонала // Фундаментальная и прикладная наука: новые вызовы и прорывы. Петрозаводск, 2020. С. 197-201.
12. Тайм-менеджмент. Полный курс: учебное пособие / Г.А. Архангельский, М.А. Лукашенко, Т.В. Телегина, С.В. Бехтерев. Москва: Альпина Паблишер, 2016. 311 с.
13. Тайм-менеджмент для руководителей: учебно-методическое пособие / М.И. Ананич, А.Ю. Воронин, О.В. Сересева, Л.И. Чурина. Новосибирск: НГТУ, 2019. 86 с.
14. Реестр профессиональных стандартов. // Министерство труда Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: https://profstandart.rosmintrud.ru/obshchiy-informatsionnyy-blok/natsionalnyy-reestr-professionalnykh-standartov/reestr-professionalnykh-standartov/ (дата обращения: 09.09.2022).

Введение

Совершенствование системы обучения и развития персонала является актуальным направлением в современных рыночных условиях. Постоянно меняющаяся внешняя среда, проектирование и внедрение профессиональных стандартов диктуют организациям требования к непрерывному обучению и развитию сотрудников. Карьерная траектория невозможна без профессионального развития и совершенствования. Проблема выстраивания индивидуальной траектории развития на протяжении всей профессиональной жизни специалиста все еще остается не решенной [1]. Тем не менее, для учреждений медицинского профиля вопросы обучения и развития персонала носят особую значимость, так как их специфика связана с оказанием медицинской помощи.

Целью проводимого исследования является анализ системы обучения и развития среднего медицинского персонала Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Архангельской области (далее – ГБУЗ АО) для разработки мероприятий по ее совершенствованию.

Основные задачи исследования:

1. Рассмотреть теоретические аспекты понятия обучения и развития персонала.

2. Дать общую характеристику ГБУЗ АО.

3. Проанализировать систему обучения и развития персонала ГБУЗ АО.

4. Представить результаты анкетирования среднего медицинского персонала ГБУЗ АО.

5. Разработать перечень мероприятий по совершенствованию системы обучения и развития среднего медицинского персонала ГБУЗ АО и определить их социальный эффект.

Научная новизна исследования заключается в целостном качественном и количественном анализе системы обучения и развития персонала учреждения здравоохранения и последующей рекомендации мероприятий, направленных на совершенствование этой системы с учетом мнений и запросов персонала.

Авторская гипотеза состоит в том, что существующая в ГБУЗ АО система обучения и развития среднего медицинского персонала, несмотря на ее соответствие действующей нормативно-правовой базе Российской Федерации и локальным нормативным актам учреждения, требует коррекции, поскольку не в полной мере удовлетворяет потребности и запросы работников.

Материалы и методы исследования

Объектом исследования является Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Архангельской области. Предметом исследования является система обучения и развития персонала ГБУЗ АО.

Для характеристики учреждения здравоохранения были использованы методы анализа и синтеза, для этого использовались официальные источники организационной информации, содержащие количественные и качественные показатели исследуемого вопроса. С целью анализа системы обучения и развития среднего медицинского персонала и выявления проблемных моментов были использованы статистические методы и метод онлайн анкетирования. При подготовке рекомендаций по совершенствованию системы обучения и развития среднего медицинского персонала ГБУЗ АО применялся экспертный метод.

Значимость проведенного исследования заключается в возможности использования его результатов для совершенствования системы обучения и развития персонала учреждения здравоохранения.

Результаты исследования и их обсуждение

Учредителем учреждения является Архангельская область в лице министерства здравоохранения Архангельской области.

Миссия учреждения – способствовать сохранению и улучшению здоровья населения, посредством обеспечения специализированной медицинской помощью неизменно высокого качества.

Основной целью деятельности учреждения является оказание квалифицированной медицинской помощи населению г. Архангельска и Архангельской области [2].

Направлениями деятельности учреждения являются:

− оказание медицинской помощи и медицинских услуг гражданам;

− лечение и профилактика заболеваний;

− обслуживание и реабилитация больных, разработка и участие в реализации программ по профилактике наиболее часто встречающихся заболеваний.

Организационная структура учреждения здравоохранения представляет собой логическое взаимоотношение уровней управления и функциональных областей, направленное на установление четких взаимосвязей между отдельными подразделениями учреждения, распределение между ними прав и ответственности, построенных в такой форме, которая позволяет наиболее эффективно достигать цели организации [3].

В структуру учреждения здравоохранения также входит стационар, включающий терапевтические, кардиологические, неврологические, геронтологические, паллиативные, реабилитационные койки.

Финансирование деятельности учреждения осуществляется за счет средств областного бюджета, средств общего медицинского страхования, средств от предпринимательской и иной, приносящей доход, деятельности.

ГБУЗ АО находится в устойчивом финансовом положении благодаря финансированию из средств областного бюджета, хотя объемы оказания платных медицинских услуг имеют тенденцию к снижению [4].

Рассмотрим существующую на сегодняшний день систему обучения и развития среднего медицинского персонала в ГБУЗ АО [5].

Для среднего медицинского персонала наиболее удобной формой обучения является усовершенствование на базе областного Центра повышения квалификации средних медицинских работников. Кроме того, в текущем году подготовка персонала осуществлялась дистанционно (через систему непрерывного медицинского и фармацевтического образования).

В системе обучения и развития персонала ГБУЗ АО реализуется ряд мероприятий, обусловленных как нормативно-правовой базой РФ, так и внутренними локальными нормативными актами [6]. В рамках нормативно-правовой базы проводится аккредитация специалиста и участие персонала в системе непрерывного медицинского и фармацевтического образования (далее – НМФО). В рамках осуществляемой деятельности проводится производственный инструктаж, общебольничные конференции, реализуется система наставничества.

Для выявления уровня удовлетворенности среднего медицинского персонала существующей на данный момент в ГБУЗ АО системой обучения и развития персонала нами была подготовлена анкета и проведен опрос.

Анкета была размещена в приложении Google Forms, респонденты получили ссылку на анкету. Анкета состоит из двух частей. Первая часть вопросов анкеты ориентирована на выявление социально-демографического портрета респондентов, вторая часть вопросов направлена на выявление мнений о системе обучения и развития персонала в ГБУЗ АО. Анкетирование проводилось в феврале 2022 года. Количество респондентов – 36 человек. Категория респондентов: средний медицинский персонал женского пола. Нами проанализирована возрастная структура среднего медицинского персонала. Медицинские сестры в возрасте до 30 лет составляют 5,6%, от 30 до 50 лет – 63,9%, старше 50 лет – 30, 6%.

В результате опроса выявлено, высшее образование имеет только одна медсестра, все остальные – среднее специальное.

Должность старшей медсестры занимают восемь медицинских сестер, остальные – медицинские сестры.

Ответы респондентов на вопрос о размере заработной платы среднего медицинского персонала распределились следующим образом: большинство сотрудников получают заработную плату до 30 тыс. рублей, 14 человек – от 30 тыс. до 50 тыс. рублей.

Большая часть среднего медицинского персонала имеет стаж работы в учреждении здравоохранения от 16 до 25 лет.

На вопрос о наличии совместительства большая часть среднего медицинского персонала ответила, что имеет совместительство по одноименной должности.

В рамках системы обучения и развития персонала большинство респондентов проходили курсы повышения квалификации и программы переподготовки (рис. 1).

missing image file

Рис. 1. Виды обучающих мероприятий в системе обучения и развития персонала Источник: составлено авторами по результатам исследования

missing image file

Рис. 2. Наиболее эффективные, с точки зрения персонала, виды обучения Источник: составлено авторами по результатам исследования

На рисунке 2 представлено распределение персонала по видам обучения, которое сотрудники считают наиболее эффективным.

Согласно рисунку 2, сотрудники считают наиболее эффективными с точки зрения обучения и развития курсы повышения квалификации и мастер-классы.

В результате опроса мы проанализировали, какие темы не были представлены в процессе обучения на различных обучающих мероприятиях (рис. 3).

Наиболее востребованными темами медицинские сестры считают профессиональное выгорание и стрессоустойчивость, это связано с тяжелой эпидемиологической ситуацией в Архангельской области последние два года и вообще с выполнением трудовых функций с различными категориями пациентов.

Также нами был задан вопрос о форме обучения, в результате которого выявлено, что чаще всего обучение проходит в дистанционной форме. Несмотря на то, что большинство респондентов проходили обучение в дистанционном формате, все же предпочтение по эффективности отдается очной (38,9%) и смешанной форме обучения (41,6%).

missing image file

Рис. 3. Перечень тем, интересных для обсуждения среднему медицинскому персоналу, но не представленных в программах обучения Источник: составлено авторами по результатам исследования

Тем не менее, цифровые навыки необходимы для обучения и связаны с эффективным применением цифровых технологий непосредственно на своем рабочем месте. Ключевым критерием применения технологий здесь выступает их эффективное и осмысленное использование при получении практических результатов [7]. Применение и использование дистанционных технологий заставляет по-новому взглянуть на управление процессом обучения. Применяя современные информационные технологии, обучающийся персонал без труда сможет найти нужную информацию [8].

Наиболее важными показателями в уровне удовлетворенности организацией обучения респонденты назвали время и место проведения обучающих мероприятий, а также сроки проведения обучения. Не удовлетворены временем проведения обучающих мероприятий остались 44,4%, сроками проведения – 25,0%, местом проведения – 41,7%.

Большинство опрошенных (89%) отметили, что предлагаемые в процессе обучения материалы были полезными, полученные знания средний медицинский персонал применяет в своей профессиональной деятельности.

Обязательным условием профессиональной деятельности является участие в системе НМФО. Практически все респонденты (97,2%) зарегистрированы на портале НМФО.

Положительным моментом для среднего медицинского персонала ГБУЗ АО является то, что обучение оплачивается непосредственно организацией. 91,7% работников отмечают, что обучение оплачивает их работодатель, 3% – учатся бесплатно, 3% – оплачивают самостоятельно, 3% – частично самостоятельно.

Средний медицинский персонал, как показали результаты опроса, проходит обучение регулярно. О предстоящем обучении чаще всего сотрудников информирует руководство (91,7%), но персонал может и сам находить интересные программы для обучения (8,3%). Активность медицинских сестер в самостоятельном поиске обучающих мероприятий достаточно низкая (8,3%), в основном всю информацию предоставляет руководство.

Респонденты демонстрируют в целом позитивно-нейтральное отношение к системе обучения в ГБУЗ АО, процент негативного отношения составил 13,9%.

Результаты проведенного опроса показывают, что в целом средний медицинский персонал удовлетворен системой обучения и развития в ГБУЗ АО (66,7%), однако у нас остается резерв для совершенствования элементов этой системы.

Исходя из результатов проведенного опроса, нами разработаны направления для совершенствования элементов системы обучения и развития, куда включены параметры эффективности, востребованность тем для обучения, а также формы обучения (наиболее значимы очная и смешанная формы обучения).

В рамках нормативно-правовой базы мы не имеем возможностей для коррекции системы обучения и развития среднего медицинского персонала, поскольку данные аспекты регулируются действующим законодательством РФ [9]. Поэтому рекомендации по совершенствованию этой системы изыскиваются только в рамках организации.

Нами учтены ответы среднего медицинского персонала на вопрос о темах, которые были бы интересны сотрудникам, но не были включены в программы обучения. Напомним, что средний медицинский персонал отметил интерес к темам профессионального выгорания (52,8% опрошенных), стрессоустойчивости (50% опрошенных), профессионального выполнения обязанностей (41,7% опрошенных).

В рамках совершенствования системы обучения и развития среднего медицинского персонала нами спроектирована и предложена к реализации программа обучающего курса «Как победить профессиональное выгорание» по профилактике профессионального выгорания среднего медицинского персонала, укреплению и повышению уровня стрессоустойчивости.

Обучающий курс рассчитан на 9 часов. Проектирование данного курса обусловлено не только полученными результатами опроса среднего медицинского персонала. Это объективная необходимость, которая существует на сегодняшний день в ГБУЗ АО, поскольку медицинский персонал занимался не только профессиональной деятельностью в рамках Устава, но и выполнением профессиональных обязанностей, связанных с пандемией COVID-19, когда возникали сложнейшие эмоциональные ситуации, связанные с болезнью пациентов, организацией и работой с пациентами, находящимися на реабилитации после COVID-19 [10]. Курс призван помочь персоналу справиться с выгоранием, научиться правильно отдыхать, снизить проявления профессионального выгорания.

Курс может быть реализован дистанционно либо в смешанной форме обучения. При дистанционной организации курса он размещается на платформе ГБУЗ АО. При смешанной форме часть занятий проводится очно. Занятия проводит квалифицированный специалист-психолог [11].

Специально для курса нами подготовлен список научных источников о профессиональном выгорании, в том числе англоязычных.

В данном курсе обучающимся важно понять, что многие люди сталкиваются с проблемой выгорания и успешно ее решают. Поэтому нами также подготовлена подборка статей-историй и ресурсов для дополнительного чтения и успешного преодоления профессионального выгорания.

Для борьбы со стрессом важна правильная организация времени и эффективное его использование [12]. Поэтому следующее мероприятие, предлагаемое нами в рамках совершенствования системы обучения и развития среднего медицинского персонала ГБУЗ АО – мастер-класс «Возьми время в руки».

Цель мастер-класса: совершенствование профессиональных возможностей организации времени. Это двухчасовой мастер-класс, на котором рассматриваются вопросы work-life balance (баланс между работой и личной жизнью), постановки целей использования времени, методики использования времени и организации работы [13]. Мастер-класс проводится в очном формате для среднего медицинского персонала. По окончании тренинга обучающиеся получают сертификаты участника. Тематическая программа мастер-класса представлена на рисунке 4.

В результате прохождения мастер-класса обучающиеся познакомятся с понятием тайм-менеджмента, с методиками тайм-менеджмента, сформируют навыки постановки SMART-целей как в профессиональной деятельности, так и в личной жизни, применения методик тайм-менеджмента, спроектируют собственный Work-life balance [13].

Ещё одна востребованная тема (о ней упомянули 41,7% опрошенных) –выполнение профессиональных обязанностей. Осуществление сестринской деятельности невозможно без соответствующего уровня образования и прохождения аккредитации, что подразумевает владение общекультурными, общепрофессиональными и профессиональными компетенциями. Но часто выпускники, несмотря на достаточное количество практики в учебном заведении, испытывают трудности с осуществлением профессиональных обязанностей. В этом вопросе мы планируем организацию консультаций среднего медицинского персонала по вступившим в действие профессиональным стандартам [14].

График консультаций с разъяснением требований профстандартов считаем необходимым включить в план организации обучающих мероприятий в ГБУЗ АО.

missing image file

Рис.4. Тематическая программа мастер-класса «Возьми время в руки» Источник: составлено авторами

Заключение

Обучение и развитие квалифицированных кадров эффективно в том случае, если связанные с ним издержки будут в перспективе ниже издержек на повышение производительности труда [3]. Поскольку определение результатов, достигнутых с помощью обучения квалифицированного персонала, сопряжено с определенными трудностями, мы можем говорить о социальном эффекте, который будет заключаться в следующих позициях:

− укрепление и развитие стрессоустойчивости сотрудников;

− своевременное выявление признаков профессионального выгорания, его причин и целенаправленная работа по их нейтрализации;

− грамотное планирование отдыха;

− улучшение социально-психологического климата в коллективе, возможностей для эффективной коммуникации;

− реализация и развитие индивидуальных способностей среднего медицинского персонала ГБУЗ АО;

− использование в организации трудовой деятельности техник тайм-менеджмента;

− определенная степень свободы в планировании и организации выполнения профессиональных обязанностей;

− более качественное выполнение профессиональных функций благодаря системе наставничества.

Все перечисленные эффекты в совокупности должны привести к возрастанию профессионального потенциала среднего медицинского персонала, а значит и организации в целом. Повышение профессионального мастерства положительно отразится на гарантии сохранения рабочего места, возможностях карьерного движения [3], чувстве собственного достоинства, возможностях самореализации и в конечном итоге величине доходов организации от реализации платных услуг.


Библиографическая ссылка

Худякова О.Н., Зыкова Н.В., Коновалова Л.В., Малинина Е.С., Ушакова Т.Н. АНАЛИЗ И ПРИЕМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ И РАЗВИТИЯ СРЕДНЕГО МЕДИЦИНСКОГО ПЕРСОНАЛА УЧРЕЖДЕНИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2022. – № 10-1. – С. 166-173;
URL: https://vaael.ru/ru/article/view?id=2445 (дата обращения: 25.04.2024).