Введение
Совершенствование системы обучения и развития персонала является актуальным направлением в современных рыночных условиях. Постоянно меняющаяся внешняя среда, проектирование и внедрение профессиональных стандартов диктуют организациям требования к непрерывному обучению и развитию сотрудников. Карьерная траектория невозможна без профессионального развития и совершенствования. Проблема выстраивания индивидуальной траектории развития на протяжении всей профессиональной жизни специалиста все еще остается не решенной [1]. Тем не менее, для учреждений медицинского профиля вопросы обучения и развития персонала носят особую значимость, так как их специфика связана с оказанием медицинской помощи.
Целью проводимого исследования является анализ системы обучения и развития среднего медицинского персонала Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Архангельской области (далее – ГБУЗ АО) для разработки мероприятий по ее совершенствованию.
Основные задачи исследования:
1. Рассмотреть теоретические аспекты понятия обучения и развития персонала.
2. Дать общую характеристику ГБУЗ АО.
3. Проанализировать систему обучения и развития персонала ГБУЗ АО.
4. Представить результаты анкетирования среднего медицинского персонала ГБУЗ АО.
5. Разработать перечень мероприятий по совершенствованию системы обучения и развития среднего медицинского персонала ГБУЗ АО и определить их социальный эффект.
Научная новизна исследования заключается в целостном качественном и количественном анализе системы обучения и развития персонала учреждения здравоохранения и последующей рекомендации мероприятий, направленных на совершенствование этой системы с учетом мнений и запросов персонала.
Авторская гипотеза состоит в том, что существующая в ГБУЗ АО система обучения и развития среднего медицинского персонала, несмотря на ее соответствие действующей нормативно-правовой базе Российской Федерации и локальным нормативным актам учреждения, требует коррекции, поскольку не в полной мере удовлетворяет потребности и запросы работников.
Материалы и методы исследования
Объектом исследования является Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Архангельской области. Предметом исследования является система обучения и развития персонала ГБУЗ АО.
Для характеристики учреждения здравоохранения были использованы методы анализа и синтеза, для этого использовались официальные источники организационной информации, содержащие количественные и качественные показатели исследуемого вопроса. С целью анализа системы обучения и развития среднего медицинского персонала и выявления проблемных моментов были использованы статистические методы и метод онлайн анкетирования. При подготовке рекомендаций по совершенствованию системы обучения и развития среднего медицинского персонала ГБУЗ АО применялся экспертный метод.
Значимость проведенного исследования заключается в возможности использования его результатов для совершенствования системы обучения и развития персонала учреждения здравоохранения.
Результаты исследования и их обсуждение
Учредителем учреждения является Архангельская область в лице министерства здравоохранения Архангельской области.
Миссия учреждения – способствовать сохранению и улучшению здоровья населения, посредством обеспечения специализированной медицинской помощью неизменно высокого качества.
Основной целью деятельности учреждения является оказание квалифицированной медицинской помощи населению г. Архангельска и Архангельской области [2].
Направлениями деятельности учреждения являются:
− оказание медицинской помощи и медицинских услуг гражданам;
− лечение и профилактика заболеваний;
− обслуживание и реабилитация больных, разработка и участие в реализации программ по профилактике наиболее часто встречающихся заболеваний.
Организационная структура учреждения здравоохранения представляет собой логическое взаимоотношение уровней управления и функциональных областей, направленное на установление четких взаимосвязей между отдельными подразделениями учреждения, распределение между ними прав и ответственности, построенных в такой форме, которая позволяет наиболее эффективно достигать цели организации [3].
В структуру учреждения здравоохранения также входит стационар, включающий терапевтические, кардиологические, неврологические, геронтологические, паллиативные, реабилитационные койки.
Финансирование деятельности учреждения осуществляется за счет средств областного бюджета, средств общего медицинского страхования, средств от предпринимательской и иной, приносящей доход, деятельности.
ГБУЗ АО находится в устойчивом финансовом положении благодаря финансированию из средств областного бюджета, хотя объемы оказания платных медицинских услуг имеют тенденцию к снижению [4].
Рассмотрим существующую на сегодняшний день систему обучения и развития среднего медицинского персонала в ГБУЗ АО [5].
Для среднего медицинского персонала наиболее удобной формой обучения является усовершенствование на базе областного Центра повышения квалификации средних медицинских работников. Кроме того, в текущем году подготовка персонала осуществлялась дистанционно (через систему непрерывного медицинского и фармацевтического образования).
В системе обучения и развития персонала ГБУЗ АО реализуется ряд мероприятий, обусловленных как нормативно-правовой базой РФ, так и внутренними локальными нормативными актами [6]. В рамках нормативно-правовой базы проводится аккредитация специалиста и участие персонала в системе непрерывного медицинского и фармацевтического образования (далее – НМФО). В рамках осуществляемой деятельности проводится производственный инструктаж, общебольничные конференции, реализуется система наставничества.
Для выявления уровня удовлетворенности среднего медицинского персонала существующей на данный момент в ГБУЗ АО системой обучения и развития персонала нами была подготовлена анкета и проведен опрос.
Анкета была размещена в приложении Google Forms, респонденты получили ссылку на анкету. Анкета состоит из двух частей. Первая часть вопросов анкеты ориентирована на выявление социально-демографического портрета респондентов, вторая часть вопросов направлена на выявление мнений о системе обучения и развития персонала в ГБУЗ АО. Анкетирование проводилось в феврале 2022 года. Количество респондентов – 36 человек. Категория респондентов: средний медицинский персонал женского пола. Нами проанализирована возрастная структура среднего медицинского персонала. Медицинские сестры в возрасте до 30 лет составляют 5,6%, от 30 до 50 лет – 63,9%, старше 50 лет – 30, 6%.
В результате опроса выявлено, высшее образование имеет только одна медсестра, все остальные – среднее специальное.
Должность старшей медсестры занимают восемь медицинских сестер, остальные – медицинские сестры.
Ответы респондентов на вопрос о размере заработной платы среднего медицинского персонала распределились следующим образом: большинство сотрудников получают заработную плату до 30 тыс. рублей, 14 человек – от 30 тыс. до 50 тыс. рублей.
Большая часть среднего медицинского персонала имеет стаж работы в учреждении здравоохранения от 16 до 25 лет.
На вопрос о наличии совместительства большая часть среднего медицинского персонала ответила, что имеет совместительство по одноименной должности.
В рамках системы обучения и развития персонала большинство респондентов проходили курсы повышения квалификации и программы переподготовки (рис. 1).
Рис. 1. Виды обучающих мероприятий в системе обучения и развития персонала Источник: составлено авторами по результатам исследования
Рис. 2. Наиболее эффективные, с точки зрения персонала, виды обучения Источник: составлено авторами по результатам исследования
На рисунке 2 представлено распределение персонала по видам обучения, которое сотрудники считают наиболее эффективным.
Согласно рисунку 2, сотрудники считают наиболее эффективными с точки зрения обучения и развития курсы повышения квалификации и мастер-классы.
В результате опроса мы проанализировали, какие темы не были представлены в процессе обучения на различных обучающих мероприятиях (рис. 3).
Наиболее востребованными темами медицинские сестры считают профессиональное выгорание и стрессоустойчивость, это связано с тяжелой эпидемиологической ситуацией в Архангельской области последние два года и вообще с выполнением трудовых функций с различными категориями пациентов.
Также нами был задан вопрос о форме обучения, в результате которого выявлено, что чаще всего обучение проходит в дистанционной форме. Несмотря на то, что большинство респондентов проходили обучение в дистанционном формате, все же предпочтение по эффективности отдается очной (38,9%) и смешанной форме обучения (41,6%).
Рис. 3. Перечень тем, интересных для обсуждения среднему медицинскому персоналу, но не представленных в программах обучения Источник: составлено авторами по результатам исследования
Тем не менее, цифровые навыки необходимы для обучения и связаны с эффективным применением цифровых технологий непосредственно на своем рабочем месте. Ключевым критерием применения технологий здесь выступает их эффективное и осмысленное использование при получении практических результатов [7]. Применение и использование дистанционных технологий заставляет по-новому взглянуть на управление процессом обучения. Применяя современные информационные технологии, обучающийся персонал без труда сможет найти нужную информацию [8].
Наиболее важными показателями в уровне удовлетворенности организацией обучения респонденты назвали время и место проведения обучающих мероприятий, а также сроки проведения обучения. Не удовлетворены временем проведения обучающих мероприятий остались 44,4%, сроками проведения – 25,0%, местом проведения – 41,7%.
Большинство опрошенных (89%) отметили, что предлагаемые в процессе обучения материалы были полезными, полученные знания средний медицинский персонал применяет в своей профессиональной деятельности.
Обязательным условием профессиональной деятельности является участие в системе НМФО. Практически все респонденты (97,2%) зарегистрированы на портале НМФО.
Положительным моментом для среднего медицинского персонала ГБУЗ АО является то, что обучение оплачивается непосредственно организацией. 91,7% работников отмечают, что обучение оплачивает их работодатель, 3% – учатся бесплатно, 3% – оплачивают самостоятельно, 3% – частично самостоятельно.
Средний медицинский персонал, как показали результаты опроса, проходит обучение регулярно. О предстоящем обучении чаще всего сотрудников информирует руководство (91,7%), но персонал может и сам находить интересные программы для обучения (8,3%). Активность медицинских сестер в самостоятельном поиске обучающих мероприятий достаточно низкая (8,3%), в основном всю информацию предоставляет руководство.
Респонденты демонстрируют в целом позитивно-нейтральное отношение к системе обучения в ГБУЗ АО, процент негативного отношения составил 13,9%.
Результаты проведенного опроса показывают, что в целом средний медицинский персонал удовлетворен системой обучения и развития в ГБУЗ АО (66,7%), однако у нас остается резерв для совершенствования элементов этой системы.
Исходя из результатов проведенного опроса, нами разработаны направления для совершенствования элементов системы обучения и развития, куда включены параметры эффективности, востребованность тем для обучения, а также формы обучения (наиболее значимы очная и смешанная формы обучения).
В рамках нормативно-правовой базы мы не имеем возможностей для коррекции системы обучения и развития среднего медицинского персонала, поскольку данные аспекты регулируются действующим законодательством РФ [9]. Поэтому рекомендации по совершенствованию этой системы изыскиваются только в рамках организации.
Нами учтены ответы среднего медицинского персонала на вопрос о темах, которые были бы интересны сотрудникам, но не были включены в программы обучения. Напомним, что средний медицинский персонал отметил интерес к темам профессионального выгорания (52,8% опрошенных), стрессоустойчивости (50% опрошенных), профессионального выполнения обязанностей (41,7% опрошенных).
В рамках совершенствования системы обучения и развития среднего медицинского персонала нами спроектирована и предложена к реализации программа обучающего курса «Как победить профессиональное выгорание» по профилактике профессионального выгорания среднего медицинского персонала, укреплению и повышению уровня стрессоустойчивости.
Обучающий курс рассчитан на 9 часов. Проектирование данного курса обусловлено не только полученными результатами опроса среднего медицинского персонала. Это объективная необходимость, которая существует на сегодняшний день в ГБУЗ АО, поскольку медицинский персонал занимался не только профессиональной деятельностью в рамках Устава, но и выполнением профессиональных обязанностей, связанных с пандемией COVID-19, когда возникали сложнейшие эмоциональные ситуации, связанные с болезнью пациентов, организацией и работой с пациентами, находящимися на реабилитации после COVID-19 [10]. Курс призван помочь персоналу справиться с выгоранием, научиться правильно отдыхать, снизить проявления профессионального выгорания.
Курс может быть реализован дистанционно либо в смешанной форме обучения. При дистанционной организации курса он размещается на платформе ГБУЗ АО. При смешанной форме часть занятий проводится очно. Занятия проводит квалифицированный специалист-психолог [11].
Специально для курса нами подготовлен список научных источников о профессиональном выгорании, в том числе англоязычных.
В данном курсе обучающимся важно понять, что многие люди сталкиваются с проблемой выгорания и успешно ее решают. Поэтому нами также подготовлена подборка статей-историй и ресурсов для дополнительного чтения и успешного преодоления профессионального выгорания.
Для борьбы со стрессом важна правильная организация времени и эффективное его использование [12]. Поэтому следующее мероприятие, предлагаемое нами в рамках совершенствования системы обучения и развития среднего медицинского персонала ГБУЗ АО – мастер-класс «Возьми время в руки».
Цель мастер-класса: совершенствование профессиональных возможностей организации времени. Это двухчасовой мастер-класс, на котором рассматриваются вопросы work-life balance (баланс между работой и личной жизнью), постановки целей использования времени, методики использования времени и организации работы [13]. Мастер-класс проводится в очном формате для среднего медицинского персонала. По окончании тренинга обучающиеся получают сертификаты участника. Тематическая программа мастер-класса представлена на рисунке 4.
В результате прохождения мастер-класса обучающиеся познакомятся с понятием тайм-менеджмента, с методиками тайм-менеджмента, сформируют навыки постановки SMART-целей как в профессиональной деятельности, так и в личной жизни, применения методик тайм-менеджмента, спроектируют собственный Work-life balance [13].
Ещё одна востребованная тема (о ней упомянули 41,7% опрошенных) –выполнение профессиональных обязанностей. Осуществление сестринской деятельности невозможно без соответствующего уровня образования и прохождения аккредитации, что подразумевает владение общекультурными, общепрофессиональными и профессиональными компетенциями. Но часто выпускники, несмотря на достаточное количество практики в учебном заведении, испытывают трудности с осуществлением профессиональных обязанностей. В этом вопросе мы планируем организацию консультаций среднего медицинского персонала по вступившим в действие профессиональным стандартам [14].
График консультаций с разъяснением требований профстандартов считаем необходимым включить в план организации обучающих мероприятий в ГБУЗ АО.
Рис.4. Тематическая программа мастер-класса «Возьми время в руки» Источник: составлено авторами
Заключение
Обучение и развитие квалифицированных кадров эффективно в том случае, если связанные с ним издержки будут в перспективе ниже издержек на повышение производительности труда [3]. Поскольку определение результатов, достигнутых с помощью обучения квалифицированного персонала, сопряжено с определенными трудностями, мы можем говорить о социальном эффекте, который будет заключаться в следующих позициях:
− укрепление и развитие стрессоустойчивости сотрудников;
− своевременное выявление признаков профессионального выгорания, его причин и целенаправленная работа по их нейтрализации;
− грамотное планирование отдыха;
− улучшение социально-психологического климата в коллективе, возможностей для эффективной коммуникации;
− реализация и развитие индивидуальных способностей среднего медицинского персонала ГБУЗ АО;
− использование в организации трудовой деятельности техник тайм-менеджмента;
− определенная степень свободы в планировании и организации выполнения профессиональных обязанностей;
− более качественное выполнение профессиональных функций благодаря системе наставничества.
Все перечисленные эффекты в совокупности должны привести к возрастанию профессионального потенциала среднего медицинского персонала, а значит и организации в целом. Повышение профессионального мастерства положительно отразится на гарантии сохранения рабочего места, возможностях карьерного движения [3], чувстве собственного достоинства, возможностях самореализации и в конечном итоге величине доходов организации от реализации платных услуг.
Библиографическая ссылка
Худякова О.Н., Зыкова Н.В., Коновалова Л.В., Малинина Е.С., Ушакова Т.Н. АНАЛИЗ И ПРИЕМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ И РАЗВИТИЯ СРЕДНЕГО МЕДИЦИНСКОГО ПЕРСОНАЛА УЧРЕЖДЕНИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2022. – № 10-1. – С. 166-173;URL: https://vaael.ru/ru/article/view?id=2445 (дата обращения: 03.12.2024).