Введение
На современном этапе эффективное развитие субъектов малого бизнеса как основополагающего базиса функционирования сельских территорий является одной из основных стратегических целей аграрной политики, проводимой правительством нашей страны. Необходимо констатировать, что в сложившихся условиях пандемии коронавируса Covid-2019 малый бизнес оказался одним наиболее пострадавших экономических сегментов, и его государственная поддержка приобретает еще более важное и актуальное значение, чем в стабильное время экономического развития.
Проводимое реформирование системы местного самоуправления предъявляет особые требования к формированию экономической самодостаточности сельских территорий и обуславливает создание позитивных предпосылок для устойчивого социально-экономического развития муниципальных образований. В настоящее время на федеральном и региональном уровнях разрабатываются и принимаются различные программы, направленные на решение проблем развития сельского предпринимательства и поддержки предприятий малого бизнеса. Для реализации соответствующих проектов выделяются конкретные объемы финансовых ресурсов, однако в процессе межбюджетного перераспределения определенная часть трансфертов «теряется» и целый ряд сельских муниципалитетов «недополучает» необходимый объем бюджетных средств.
Мировой опыт свидетельствует, что на нижних иерархических уровнях управления (особенно на уровне сельских поселений и муниципальных образований) укреплению экономической базы местного самоуправления призван служить именно малый бизнес [1]. Также следует отметить, что непосредственно на муниципальном уровне происходит взаимодействие бизнеса и власти и именно на нижних иерархических уровнях управления необходимо решать проблемы, препятствующие развитию сельского предпринимательства.
Безусловно, органы местного самоуправления должны способствовать развитию и поддержке этого важнейшего сектора экономики, как наименее защищенного от воздействий внешней среды или внешнего окружения. При этом определенную озабоченность вызывает формирование экономической среды сельских территорий, и, в частности, развитие агробизнеса, фермерства современное состояние которого может являться источником образования различных кризисных явлений социальной направленности [2].
Фактически действующая система организации управленческих структур актуализирует разработку и внедрение эффективного механизма взаимодействия власти и предпринимательских кругов, прежде всего, на уровне «сельская территория – сельское поселение». В общем формате применение данного механизма должно ознаменовать поворот от схемы противостояния между властными структурами и малым бизнесом, к формированию позитивной модели сотрудничества и конструктивного диалога.
На наш взгляд, сегодня объективно необходим поиск драйверов экономического роста отдельных отраслей сельского хозяйства и создание «точек роста» развития среди всей совокупности экономических субъектов, функционирующих на региональном рынке агропродовольственной продукции, в том числе и субъектов агробизнеса [3, 4]. В то же время стратегическое значение субъектов малого бизнеса обусловлено их местом в действующей системе сельских территорий с учетом имеющихся производственных связей, реализуемого потенциала, определенного вклада в достижение продовольственной самообеспеченности населения основными продуктами питания [5, 6].
Материалы и методы исследования
Методологическим базисом настоящего исследования являлось применение системного подхода к оценке современного состояния и развития субъектов малого бизнеса в сельской местности Башкортостана. Теоретико-методологической основой исследования выступали современные публикации отечественных ученых, посвященных проблематике функционирования субъектов малого бизнеса, сельского предпринимательства, агробизнеса, крестьянских (фермерских) хозяйств и их партнерскому взаимодействию с местными властями, управленческими структурами сельских муниципалитетов [7, 8].
Современными исследователями рассматриваются различные методы, разработки и информационные технологии, призванные оказывать поддержку развития малого предпринимательства [9]. К их числу, например, относятся: льготное налогообложение, предоставление субсидий и кредитов, создание фондов развития малого бизнеса, организация бизнес-инкубаторов [10, 11]. Действительно, вышеперечисленные механизмы номинально призваны решить многие проблемы предпринимателей сельских территорий и поселений, однако при этом возникает актуальный вопрос: как использовать данные инструменты в условиях преимущественной дефицитности бюджетов сельских муниципалитетов?
На наш взгляд, одной из эффективных форм финансовой поддержки сельского предпринимательства может считаться предоставление муниципального обеспечения по обязательствам хозяйствующих субъектов за счет местного бюджета. Однако данный механизм приемлем для самодостаточных муниципальных образований, да и то используется в ограниченной форме, вследствие наличия потенциально высокого риска. По нашему мнению, создание муниципальных фондов поддержки малого бизнеса за счет местного бюджета без поддержки бюджетов верхних уровней для большинства сельских муниципалитетов Башкортостана представляется маловероятным.
При этом органы местного самоуправления вправе устанавливать определенные льготы по уплате ограниченного числа местных налогов. Таким образом, предоставление налоговых льгот существенно снижает величину налоговых поступлений в местные бюджеты сельских муниципальных образований и, соответственно, органы местного самоуправления в большинстве случаев стараются не практиковать использование данного инструмента формирования доходной части бюджета.
Результаты исследования и их обсуждение
Безусловно, с одной стороны позитивное функционирование большинства муниципальных районов Башкортостана предполагает, прежде всего, эффективное развитие сельских поселений. С другой стороны, обеспечение и содержание жителей и инфраструктуры сельской местности обходится республиканскому бюджету достаточно дорого. При этом имеющиеся собственные ресурсы, а также средства, получаемые посредством межбюджетного регулирования, позволяют в основном поддерживать фактическую базу социально-экономической инфраструктуры, исключая модернизацию самого муниципального хозяйства. При дальнейшем развитии фактически сложившейся ситуации, с учетом значительного роста износа основных производственных фондов, имеющихся в распоряжении сельхозтоваропроизводителей, можно предположить расширение негативных ситуаций при функционировании производственной и социальной сфер сельских территорий в краткосрочной и среднесрочной перспективе.
Следует подчеркнуть, что проводимая до настоящего времени политика, ориентированная на сохранение в сельских территориях производственного потенциала агроорганизаций, как правило, не имела значительного успеха, так как эти предприятия в условиях становления рыночной среды и формирования конкуренции резко снижали эффективность своей деятельности и переходили в разряд убыточных. В итоге большинство предприятий сельской местности, не имеющих жизнеобеспечивающего значения для муниципального образования, фактически прекращали свое существование, или же трансформировались в частный сектор, представленный в экономике преимущественно малым бизнесом.
В настоящее время на уровне сельских территорий республики наряду с развитием торгового бизнеса наметились позитивные тенденции формирования частной производственной предпринимательской среды, крестьянских (фермерских) хозяйств, следствием чего является определенное укрепление позиций агробизнеса. Так, например, необходимо отметить повышение удельного веса крестьянских (фермерских) хозяйств (К(Ф)Х) в региональном объеме производства продукции сельского хозяйства за последние годы (рис. 1).
Согласно статистическим данным удельный вес крестьянских (фермерских) хозяйств в общем объеме производства продуктов растениеводства Башкортостана составляет: для зерна 35 %, для сахарной свеклы – 19 %, для подсолнечника – 32 % (рис. 2).
В 2020 г. при сопоставлении с 2019 г. наблюдается рост объемов производства крестьянскими (фермерскими) хозяйствами таких видов сельскохозяйственной продукции как зерно, молоко и мед. В то же время данной категорией хозяйств допущено снижение объемов производства сахарной свеклы, масличных культур и шерсти (рис. 3, 4).
На наш взгляд, важнейшая задача органов местной власти в контексте реализации муниципальной реформы выражается в формировании условий для позитивных тенденций развития агробизнеса. Следовательно, одним из самых эффективных способов решения задачи по расширению экономической базы местного самоуправления является развитие малого предпринимательства на территории конкретных сельских муниципальных образований Башкортостана.
Рис. 1. Удельный вес К(Ф)Х в общем объеме производства сельскохозяйственной продукции хозяйств всех категорий Башкортостана в 2015-2020 гг., % [12]
Рис. 2. Удельный вес К(Ф)Х в общем объеме производства зерна, сахарной свеклы и подсолнечника хозяйств всех категорий Башкортостана, % [12]
Рис. 3. Динамика производства отдельных видов продукции растениеводства К(Ф)Х, т [12]
Рис. 4. Динамика производства отдельных видов продукции животноводства К(Ф)Х, т [12]
Необходимо отметить, что органы местного самоуправления сельских территорий решают большой круг актуальных задач как экономического, так и социального характера посредством развития малого предпринимательства на своей территории, и, формируя те позитивные предпосылки развития, при которых агробизнес стремится к расширению и диверсификации аграрного производства, созданию новых рабочих мест, развитию производственной и социальной инфраструктуры, росту благосостояния сельского населения [13]. При формировании положительных условий развития малый бизнес с учетом незначительных затрат со стороны органов местного самоуправления способен решать задачи не только экономического, но и социального плана. Становление инновационной хозяйственной структуры сельских территорий на основе частного предпринимательства в условиях местного самоуправления является одним из возможных решений, позволяющих преодолеть негативные тенденции развития отдельных сельских муниципальных образований республики [14,15].
Следует отметить, что эффективное функционирование муниципальных образований, качественное выполнение муниципальными органами управления своих полномочий невозможно без формирования качественно новой сельской экономики. Однако успешному развитию предпринимательства и малого бизнеса в пределах сельских территорий и поселений препятствует большое количество проблем, значительная часть которых носит специфический характер именно для данного иерархического уровня управления (рис. 5).
Недостаточный практический интерес крупных инвесторов к экономике целого ряда сельских территорий определяет, что в функциональной структуре поселений Башкортостана могут превалировать небольшие предприятия, имеющие в основном местное или локальное значение.
Рис. 5. Проблемы, препятствующие развитию малого бизнеса в сельской местности региона
Ключевым моментом в настоящих экономических условиях является соблюдение конкретных условий и ограничений, при реализации которых органы местного самоуправления не должны поддаваться влиянию сформированных бизнес-структур, определяющих, по сути, функциональную зависимость местной власти от малых предприятий. В то же время пассивность самого сельского бизнес-сообщества должна стать предметом пристального внимания местной власти.
Органам местного самоуправления необходимо стремится к тому, чтобы на рассматриваемой территории были сформированы малые предприятия, ориентированные на региональный рынок. Если в пределах сельской территории подобные малые предприятия уже образованы и успешно функционируют, то административные структуры сельских поселений должны сосредоточить свое внимание на их информационной поддержке.
Однако если на уровне сельских территорий эти предприятия еще не сформировались, то необходимо на основе использования современных методов моделирования и прогнозирования дальнейшего развития сельских муниципальных образований определить наиболее перспективные предпринимательские структуры, которые могут стать своеобразными «точками роста» и сосредоточить особое внимание на их становлении, тем самым, формируя благоприятную среду для бизнес–сообщества [16]. Данные предприятия должны составить своеобразный каркас экономики сельских территорий, вокруг которого будет формироваться основная предпринимательская среда. Ключевым моментом в настоящих экономических условиях является соблюдение условий, при которых органы местного самоуправления не должны поддаваться влиянию сформированных бизнес-структур, определяющих, по сути, функциональную зависимость местной власти от малых предприятий.
Выводы
Важно подчеркнуть, что представители малого бизнеса, в том числе позиционирующие себя как стейкхолдеры непосредственно в сельской местности должны осознавать, что предпринимательство – это не только определенная структура, направленная только на систематическое получение прибыли, но и часть системы, которая именуется местным сообществом. Более того, малый бизнес является наиболее активным элементом этой системы и сельские предприниматели по определению не могут самоустраниться от деятельности местного сообщества.
Необходимо резюмировать, что в современных условиях местными властями должна осуществляться поддержка «стартующего» бизнеса в сельской местности. Ведь на этой начальной стадии предприниматель является наиболее уязвимым и в то же время у органов власти имеются возможности оказания реальной помощи малому бизнесу, например, поддержка в регистрации (открытии) предприятия, информационный консалтинг.
Безусловно, государственная поддержка малого бизнеса имеет стратегическое значение для функционирования сельских территорий. В то же время активная помощь бизнеса в решении социальных задач на селе должна сопровождаться не методами элементарного директивного давления муниципальных управленческих структур, а с помощью поиска компромиссных вариантов, что, в свою очередь, невозможно без взаимного и встречного движения административных и предпринимательских структур.
Развитие стратегической ситуации, при которой малый бизнес на уровне сельских территорий и поселений начнет занимать серьезные позиции, оказывая решающее влияние на существующую социально-экономическую ситуацию, предполагает формирование предпосылок реального, а не декларируемого партнерства в отношениях сельского предпринимательства и органов местной власти. Все это, в конечном итоге, будет способствовать достижению важнейшим целям устойчивого развития сельских муниципальных районов Республики Башкортостан, а именно: эффективному обеспечению жителей на селе комфортными условиями проживания, полноценному доступу ко всему спектру социальных услуг, повышению уровня и качества жизни сельского населения.
Библиографическая ссылка
Стовба Е.В., Габдулхаков Р.Б., Стовба А.В., Низамов С.С., Иванов С.Е., Мешкова Н.Г. СОВРЕМЕННЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2022. – № 10-1. – С. 152-159;URL: https://vaael.ru/ru/article/view?id=2443 (дата обращения: 03.12.2024).