Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

ЦЕНОВЫЕ ДИСПРОПОРЦИИ НА ПРОДОВОЛЬСТВЕННОМ РЫНКЕ РОССИИ

Репринцева Е.В. 1 Наджафова М.Н. 1 Скобликова Т.В. 2 Пахомова Е.В. 3
1 Курский государственный медицинский университет
2 Юго-Западный государственный университет
3 Курская государственная сельскохозяйственная академия имени И.И. Иванова
Ценообразование на продукты питания является важнейшим процессом в аспекте обеспечения продовольственной и экономической безопасности государства и, в отдельных ситуациях, требует государственного вмешательства и регулирования прямыми и косвенными методами. В российской экономической и управленческой практике большое применение получили именно косвенные инструменты регулирования, требующие варьирования между краткосрочными проинфляционными рисками и средне- и долгосрочными рисками снижения и замедления роста инвестиций и производства. Рост на продовольственные товары был отмечен в 2020 году на фоне роста заболеваемости коронавирусной инфекцией. Стабилизация цен со стороны государства и бизнеса была достигнута через реализацию таких мер как соглашение о принятии мер по стабилизации цен на сахар и подсолнечное масло, таможенно-тарифное и нетарифное регулирование, а также дополнительные меры государственной поддержки производителей. По ряду продовольственных категорий имеет место зависимость от зарубежного племенного материала, оборудования и комплектующих. Именно обеспечение роста производства импортозамещающей продукции является одним из ключевых направлений развития российской экономики и сферы сельского хозяйства. В современных условиях проведение политики импортозамещения производители мясной и молочной продукции увеличили в своем ассортименте долю продукции из низкой ценовой категории. На уровне Центрального федерального округа отмечается увеличение площади посевных площадей для картофеля и овощей открытого грунта, также при государственной поддержке планируется завершить ряд инвестиционных проектов по строительству овощехранилищ. Именно расширение посевных площадей, достижение самообеспеченности племенным материалом, оборудованием и комплектующими позволит нейтрализовать возможные влияния негативных субъективных факторов на уровень цен продовольственных товаров.
сельское хозяйство
ценообразование
продукты питания
инструменты государственного регулирования
продовольственный рынок
устойчивость
1. Зюкин Д.А., Солошенко Р.В., Пожидаева Н.А., Матушанская Е.Е. Обоснование необходимости стратегии развития зернопродуктового подкомплекса АПК для обеспечения продовольственной безопасности страны и комплексного развития сельского хозяйства // Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии. 2017. № 2. С. 60-64.
2. Алтухов А.И. Продовольственная безопасность в контексте реализации новой редакции ее доктрины // Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии. 2020. № 9. С. 82-90.
3. Латышева З.И., Скрипкина Е.В., Лисицына Ю.В. О развитии сельскохозяйственного производства в России в условиях пандемии // Вестник курской государственной сельскохозяйственной академии. 2021. № 6. С. 109-115.
4. Пронская О.Н., Фомин О.С., Силков Е.С., Войнова Т.В. Факторы, влияющие на развитие институциональной среды предпринимательства в АПК // Экономика и предпринимательство. 2017. № 12-2 (89). С. 471-475.
5. Аналитическое исследование НКР “Продукты питания”. Официальный сайт НКР. [Электронный ресурс]. URL: https://ratings.ru/.
6. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации. [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru/.
7. Жилинкова К.Б., Фомин О.С. Механизмы государственной поддержки аграрного производства и их эффективность // Экономика и предпринимательство. 2016. № 5 (70). С. 869-873.
8. Зюкин Д.А., Святова О.В., Пожидаева Н.А., Левченко В.А. О государственной поддержке сельскохозяйственного производства в регионе: состояние, тенденции, перспективы // Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии. 2015. № 2. С. 9-12.
9. Семыкин В.А., Сафронов В.В., Терехов В.П. Отраслевая стратегия бизнеса и государства в трансформационной региональной экономике // Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии. 2014. № 9. С. 8-12.
10. Горемыкина Е.А., Ремнева Т.А., Терентьева О.Н. Государственное регулирование ценообразования на продовольственные товары в России и регионах // Цифровая наука. 2020. №10. С. 87-94.
11. Аналитическая записка «Регулирование цен: когда нужно остановится?» / С. Власов А. Морозов А. Стерхова Я. Чернышова Д. Чернядьев // Официальный сайт Банка России. [Электронный ресурс]. URL: https://cbr.ru/.

Введение

Ценообразование на продукты питания является важнейшей составляющей экономической и ценовой политики государства. Повышение уровня цен на продукты питания является негативным процессом и влечет за собой снижение уровня жизни населения, особенно, малообеспеченных его слоев. При этом рост цен на продовольствие может повлечь за собой повышение уровня инфляции в масштабах экономики государства. Согласно Доктрине продовольственной безопасности Российской Федерации, она обеспечивается при гарантии физической и экономической доступности всех граждан к продовольственной продукции в соответствующем объеме и качестве [1, 2]. В современных геополитических условиях актуальными становятся вопросы импортозамещения и переориентации крупных и розничных торговых сетей на внутренних производителей, а также дальнейшее наращивание объемов производства отечественной агропродукции [3, 4].

Цель исследования – провести оценку функционирования продовольственного рынка, производства и факторов внешнего и внутреннего характера, влияющих на ценообразование в регионах Центрального федерального округа на основании предложенной системы оценки, групп показателей.

Материалы и методы исследования

В ходе проведенного исследования были использованы материалы докладов Банка России, НКР, Федеральной службы государственной статистики, Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, ученых и экспертов [5, 6]. Приведена классификация инструментов государственного регулирования цен в российской экономике, анализ динамики потребительских цен на пищевую продукцию, валового сбора сельскохозяйственных культур в хозяйствах всех категорий в разрезе Центрального федерального округа и РФ в целом, производства основных видов импортозамещающих пищевых продуктов в Российской Федерации за 2017-2021 гг. На основании полученных результатов исследования сделаны соответствующие выводы и рекомендации.

Результаты исследования и их обсуждение

Исследуя вопросы ценообразования на продукты питания, целесообразным является проведение анализа динамики потребительских цен на продукцию (таблица 1).

Цена на продовольственные товары зависит от множества факторов общерыночного и отраслевого характера. Так, например, отдельный рост на продовольственные товары был отмечен в 2020 году на фоне роста заболеваемости коронавирусной инфекцией. Стоит отметить, что в российской экономике уровень продовольственной инфляции оказался на уровне среднемирового, на что во многом оказалось обеспечено за счет стабилизации цен со стороны государства и бизнеса через реализацию таких мер по стабилизации цен на сахар и подсолнечное масло; инструментов таможенно-тарифного и нетарифного регулирования; а также расширения объемов оказания прямой государственной финансовой поддержки производителей. За анализируемый период времени наибольший рост потребительских цен на продукты питания наблюдается по таким категориям как: яйца куриные, капуста, картофель, свекла, чеснок, морковь, крупа гречневая-ядрица.

Таблица 1

Динамика роста потребительских цен на продукцию в российской экономике,%

Продукция

Декабрь к январю 2021 года

Декабрь 2021 года к январю 2019 года

Декабрь 2021 года к январю 2017 года

Мясо и птица

13

18

28

Курица

26

28

45

Печень говяжья

24

30

29

Баранина

16

18

44

Свинина

16

18

22

Яйца куриные

16

34

61

Говядина

15

19

30

Полуфабрикаты мясные

11

16

26

Рыба и морепродукты

15

19

30

Икра лососевых рыб

22

41

32

Кальмары

21

14

15

Рыба лососевых пород

19

20

35

Рыба живая и охлажденная

17

23

39

Рыбные консервы

14

30

46

Креветки

7

9

13

Молоко и молочная продукция

10

15

28

Национальные сыры и брынза

16

22

37

Масло сливочное

13

17

36

Сыры плавленые

13

20

54

Молоко (стерилизованное)

11

11

18

Сметана

10

16

28

Кисломолочные продукты

10

13

23

Сыры твердые и мягкие

9

16

34

Овощи и фрукты

9

26

30

Капуста

152

155

226

Картофель

60

118

109

Свекла

48

74

99

Чеснок

43

48

84

Морковь

35

74

79

Сухофрукты

29

29

29

Бананы

8

9

22

Виноград

7

15

19

Помидоры

4

24

10

Апельсины

-5

17

31

Яблоки

-5

11

14

Крупы

14

29

43

Крупа гречневая-ядрица

29

83

105

Горох и фасоль

20

33

37

Крупы овсяная и перловая

17

29

62

Макароны

16

30

43

Крупа манная

13

27

45

Рис шлифованный

12

28

43

Хлеб и хлебобулочные изделия

11

20

34

Пшеничная мука

14

31

48

Хлеб из ржаной муки и из смеси ржаной и пшеничной муки

11

21

36

Хлеб из пшеничной муки высшего сорта

10

20

34

Источник: составлено авторами по данным [5].

missing image file

Рис. 1. Значение индекса потребительских цен в Российской Федерации за 2017-2021 гг., % Источник: составлено авторами по данным [6]

missing image file

Рис. 2. Изменение значения индекса потребительских цен по месяцам за 2017-2021 гг., % Примечание: синий столбец показывает рост ИПЦ, оранжевый – падение ИПЦ Источник: составлено авторами по данным [6]

Одним из важнейших показателей, характеризующих инфляционные процессы в стране, является индекс потребительских цен. Федеральная служба государственной статистики ежемесячно производит его расчет. На рисунке 1 представлена динамика индекса потребительских цен в Российской Федерации за 2017-2021 гг. по месяцам.

За анализируемый промежуток времени максимальное значение индекса потребительских цен наблюдается в октябре 2021 года и составило 101,11%. Соответственно минимальное значение отмечено в августе 2017 года – 99,46%. Для более детального анализа целесообразно проанализировать изменение индекса потребительских цен от месяца к месяцу (рисунок 2).

Существенное снижение индекса потребительских цен также отмечается в августе 2017 года, а наибольший прирост в октябре 2021 года относительно предыдущего месяца.

Ценообразование на продукты питания является важнейшим вопросом обеспечения продовольственной безопасности государства особенно в аспекте политики импортозамещения. По ряду продовольственных категорий имеет место быть зависимость от зарубежного племенного материала, оборудования и комплектующих. Именно обеспечение роста производства импортозамещающей продукции является одним из ключевых направлений развития российской экономики и сферы сельского хозяйства. В таблице 2 наглядно представлена динамика производства основных видов импортозамещающих пищевых продуктов в Российской Федерации за 2017-2021 гг.

Куриное мясо, являющееся наиболее популярным видом мясной продукции у россиян, выросло в цене на 26%; параллельно с этим выросла и цена на куриные яйца на 61% (+61%, с 55 до 88 рублей за 10 штук), что оказалось обусловлено имеющейся зависимостью от импортного племенного материала, роста цен на комбикорма и фуражное зерно. Стоит отметить, что определенное влияние оказала вспышка птичьего гриппа в Европе в начале 2022, что повлекло за собой ограничения на ввоз импортных инкубационных яиц. Рынок говядины характеризуется повышенным сроком инвестиционного цикла, в отличие от рынка свинины и птицы, и равен примерно 10 годам, характеризуясь высокой степенью зависимости от импорта: в российской экономике сохраняется зависимость от молочных пород и племенного стада КРС. Рост себестоимости на овощные культуры произошел на фоне роста цен на минеральные удобрения (15% от себестоимости). При этом химические средства защиты в преимуществе своем импортируются, составляя 20% от себестоимости данной категории продукции. Как правило, рост цен на крупы во многом обусловлен на фоне создающегося ажиотажного спроса, вызванного опасениями населения относительно функционирования логистических цепочек и возможного потенциального дефицита под действием негативных факторов внешнего и внутреннего характера, в особенности, на макроуровне. Для производства хлебобулочной продукции в основном используется сырье отечественного производства, что и обусловило рост на нее только в пределах инфляции по экономике в целом.

Для стабилизации ситуации на рынке не всегда хватает исключительно рыночной саморегуляции. Учитывая значимость продовольствия и важность стабильности на продуктовом рынке, государству в период высокой волатильности цен целесообразно задействовать определенные механизмы регулирования ценообразования. Дискуссионность о необходимости и конкретики определенных инструментов государственного регулирования сохраняется по-прежнему высокая, требующая всестороннего научного и практического рассмотрения [7-9].

Горемыкина Е.А., Ремнева Т.А. и Терентьева О.Н. определяют государственное регулирование ценообразования как действия государственных органов по регулированию цен с учетом экономических интересов хозяйствующих субъектов, а также контроля за их соблюдением [10].

В экономической и управленческой практике распространенной является классификация инструментов государственного воздействия на прямые и косвенные (таблица 3).

Экономическая практика показывает, что в российской экономике наибольшее распространение и использование получили именно косвенные инструменты регулирования ценообразования, которые, как отмечают эксперты Банка России, требуют варьирования между краткосрочными проинфляционными рисками и средне- и долгосрочными рисками снижения и замедления роста инвестиций и производства, а также уступки части экспортных рынков иностранным конкурентам [11].

Таблица 2

Производство основных видов импортозамещающих пищевых продуктов в Российской Федерации за 2017-2021 гг.

Вид пищевых продуктов

Год

Изменение

2017

2018

2019

2020

2021

2021 г. к 2020 г.

2021 г. к 2017 г.

Мясо крупного рогатого скота (говядина и телятина) парное, остывшее или охлажденное, в том числе для детского питания

205

227

242

254

305

20,08

48,78

Мясо крупного рогатого скота (говядина и телятина) замороженное, в том числе для детского питания

56,7

71,4

67,0

84,3

94,5

12,10

66,67

Свинина парная, остывшая или охлажденная, в том числе для детского питания

2171

2415

2496

2826

2834

0,28

30,54

Свинина замороженная, в том числе для детского питания

233

254

323

358

421

17,60

80,69

Мясо и субпродукты пищевые домашней птицы

4839

4877

4847

4808

4860

1,08

0,43

в том числе:

             

- мясо птицы охлажденное, в том числе для детского питания

3014

3070

3253

3275

3359

2,56

11,45

- мясо сельскохозяйственной птицы замороженное, в том числе для детского питания

1303

1273

1027

984

964

-2,03

-26,02

Изделия колбасные, включая изделия колбасные для детского питания

2259

2282

2282

2355

2456

4,29

8,72

Рыба морская живая, не являющаяся продукцией рыбоводства

112

154

127

163

159

-2,45

41,96

Рыба морская свежая или охлажденная, не являющаяся продукцией рыбоводства

855

847

827

884

761

-13,91

-10,99

Ракообразные немороженые, не являющиеся продукцией рыбоводства

45,8

52,5

49,6

50,7

45,4

-10,45

-0,87

Филе рыбное, мясо рыбы прочее (включая фарш) свежее или охлажденное

17,3

17,4

17,6

18,3

18,0

-1,64

4,05

Рыба мороженая

3057

3056

2989

3034

3003

-1,02

-1,77

Филе рыбное мороженое

146

155

163

181

238

31,49

63,01

Рыба вяленая, соленая и несоленая или в рассоле

106

112

120

118

125

5,93

17,92

Рыба, включая филе, копченая

58,4

66,0

68,4

65,4

69,8

6,73

19,52

Ракообразные мороженые

69,9

82,4

100

90,5

98,1

8,40

40,34

Овощи (кроме картофеля) и грибы замороженные

62,6

55,9

83,7

108

135

25,00

115,65

Овощи (кроме картофеля) и грибы, консервированные для кратковременного хранения

33,5

37,1

32,6

33,0

35,5

7,58

5,97

Фрукты, ягоды и орехи, свежие или предварительно подвергнутые тепловой обработке, замороженные

15,6

16,8

22,2

28,2

44,8

58,87

187,18

Молоко жидкое обработанное, включая молоко для детского питания

5390

5457

5378

5628

5687

1,05

5,51

Сливки

133

150

163

195

237

21,54

78,20

Творог

486

501

468

487

497

2,05

2,26

Масло сливочное

270

267

269

277

282

1,81

4,44

Сыры

464

467

540

572

648

13,29

39,66

Продукты молочные сгущенные, млн усл.банок

837

806

717

717

671

-6,42

-19,83

Продукты кисломолочные (кроме творога и продуктов из творога)

2896

2819

2792

2745

2739

-0,22

-5,42

Источник: составлено авторами по данным [6].

Таблица 3

Прямые и косвенные инструменты государственного регулирования цен в экономике

Инструменты

Характеристика

1. Прямые методы регулирования

1.Замораживание цен

Установление постоянной цены на определенные товары и услуги, независимо от рыночных условий, является инструментом антиинфляционной политики.

2.Установление пределов цен

Данный инструмент предполагает установление определенного диапазона, в пределах которого может находится цена на конкретный товар: нижняя граница предупреждает банкротств производителя, а верхняя дальнейший рост цены.

3.Установление паритетных цен

Установление цен на товары, которые взаимосвязаны между собой: изменение цен на один товар, влечет за собой изменение цены на другой товар.

4.Установление рекомендательного уровня цен

Если производитель устанавливает цену на товары выше рекомендательного уровня, то применяется прогрессивная ставка налогообложения.

5.Декларирование цен

Предоставление деклараций об уровне цен в соответствующие государственные органы.

2. Косвенные методы регулирования

1.Применение скользящих цен

Устанавливается цена, учитывающая изменения издержек производства за весь период на товары с длительным сроком хранения.

2.Антимонопольное законодательство

Регулирование отношений, связанных с защитой конкуренции, пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции.

3.Применение льготного налогообложения и кредитования

Данный инструмент регулирования позволяет снизить налоговую и общую финансовую нагрузку на хозяйствую субъекты.

4.Использование таможенных тарифов

Таможенные тарифы в данном контексте выполняют протекционистскую функцию, защищая отечественных производителей от конкуренции со стороны иностранных производителей.

5.Разработка и реализация государственных программ

Создание выгодных условий для привлечения в страну иностранных инвестиций, создания новой качественной продукции, внедрения инноваций, ведения предпринимательства.

Источник: составлено авторами.

Заключение

Ценообразование на продукты питания является важнейшим вопросом в аспекте обеспечения экономической и продовольственной безопасности государства. Используя косвенные и прямые инструменты регулирования цен, государство создает необходимые условия и определяет траекторию развития сферы сельского хозяйства и агропродовольственного рынка в целом, варьируя между краткосрочными проинфляционными рисками и средне- и долгосрочными рисками снижения и замедления роста инвестиций и производства, а также уступки части экспортных рынков иностранным конкурентам. В современных условиях проведения политики импортозамещения производители мясной и молочной продукции увеличили в своем ассортименте долю продукции из низкой ценовой категории. На уровне Центрального федерального округа отмечается увеличение посевных площадей для картофеля и овощей открытого грунта, также с помощью субсидирования к концу 2022 года планируется завершить пять инвестиционных проектов по строительству овощехранилищ. Именно расширение посевных площадей, достижение самообеспеченности племенным материалом, оборудованием и комплектующими позволит нейтрализовать возможные влияния негативных субъективных факторов на уровень цен продовольственных товаров.


Библиографическая ссылка

Репринцева Е.В., Наджафова М.Н., Скобликова Т.В., Пахомова Е.В. ЦЕНОВЫЕ ДИСПРОПОРЦИИ НА ПРОДОВОЛЬСТВЕННОМ РЫНКЕ РОССИИ // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2022. – № 10-1. – С. 144-151;
URL: https://vaael.ru/ru/article/view?id=2442 (дата обращения: 03.12.2024).