Введение
Ценообразование на продукты питания является важнейшей составляющей экономической и ценовой политики государства. Повышение уровня цен на продукты питания является негативным процессом и влечет за собой снижение уровня жизни населения, особенно, малообеспеченных его слоев. При этом рост цен на продовольствие может повлечь за собой повышение уровня инфляции в масштабах экономики государства. Согласно Доктрине продовольственной безопасности Российской Федерации, она обеспечивается при гарантии физической и экономической доступности всех граждан к продовольственной продукции в соответствующем объеме и качестве [1, 2]. В современных геополитических условиях актуальными становятся вопросы импортозамещения и переориентации крупных и розничных торговых сетей на внутренних производителей, а также дальнейшее наращивание объемов производства отечественной агропродукции [3, 4].
Цель исследования – провести оценку функционирования продовольственного рынка, производства и факторов внешнего и внутреннего характера, влияющих на ценообразование в регионах Центрального федерального округа на основании предложенной системы оценки, групп показателей.
Материалы и методы исследования
В ходе проведенного исследования были использованы материалы докладов Банка России, НКР, Федеральной службы государственной статистики, Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, ученых и экспертов [5, 6]. Приведена классификация инструментов государственного регулирования цен в российской экономике, анализ динамики потребительских цен на пищевую продукцию, валового сбора сельскохозяйственных культур в хозяйствах всех категорий в разрезе Центрального федерального округа и РФ в целом, производства основных видов импортозамещающих пищевых продуктов в Российской Федерации за 2017-2021 гг. На основании полученных результатов исследования сделаны соответствующие выводы и рекомендации.
Результаты исследования и их обсуждение
Исследуя вопросы ценообразования на продукты питания, целесообразным является проведение анализа динамики потребительских цен на продукцию (таблица 1).
Цена на продовольственные товары зависит от множества факторов общерыночного и отраслевого характера. Так, например, отдельный рост на продовольственные товары был отмечен в 2020 году на фоне роста заболеваемости коронавирусной инфекцией. Стоит отметить, что в российской экономике уровень продовольственной инфляции оказался на уровне среднемирового, на что во многом оказалось обеспечено за счет стабилизации цен со стороны государства и бизнеса через реализацию таких мер по стабилизации цен на сахар и подсолнечное масло; инструментов таможенно-тарифного и нетарифного регулирования; а также расширения объемов оказания прямой государственной финансовой поддержки производителей. За анализируемый период времени наибольший рост потребительских цен на продукты питания наблюдается по таким категориям как: яйца куриные, капуста, картофель, свекла, чеснок, морковь, крупа гречневая-ядрица.
Таблица 1
Динамика роста потребительских цен на продукцию в российской экономике,%
Продукция |
Декабрь к январю 2021 года |
Декабрь 2021 года к январю 2019 года |
Декабрь 2021 года к январю 2017 года |
Мясо и птица |
13 |
18 |
28 |
Курица |
26 |
28 |
45 |
Печень говяжья |
24 |
30 |
29 |
Баранина |
16 |
18 |
44 |
Свинина |
16 |
18 |
22 |
Яйца куриные |
16 |
34 |
61 |
Говядина |
15 |
19 |
30 |
Полуфабрикаты мясные |
11 |
16 |
26 |
Рыба и морепродукты |
15 |
19 |
30 |
Икра лососевых рыб |
22 |
41 |
32 |
Кальмары |
21 |
14 |
15 |
Рыба лососевых пород |
19 |
20 |
35 |
Рыба живая и охлажденная |
17 |
23 |
39 |
Рыбные консервы |
14 |
30 |
46 |
Креветки |
7 |
9 |
13 |
Молоко и молочная продукция |
10 |
15 |
28 |
Национальные сыры и брынза |
16 |
22 |
37 |
Масло сливочное |
13 |
17 |
36 |
Сыры плавленые |
13 |
20 |
54 |
Молоко (стерилизованное) |
11 |
11 |
18 |
Сметана |
10 |
16 |
28 |
Кисломолочные продукты |
10 |
13 |
23 |
Сыры твердые и мягкие |
9 |
16 |
34 |
Овощи и фрукты |
9 |
26 |
30 |
Капуста |
152 |
155 |
226 |
Картофель |
60 |
118 |
109 |
Свекла |
48 |
74 |
99 |
Чеснок |
43 |
48 |
84 |
Морковь |
35 |
74 |
79 |
Сухофрукты |
29 |
29 |
29 |
Бананы |
8 |
9 |
22 |
Виноград |
7 |
15 |
19 |
Помидоры |
4 |
24 |
10 |
Апельсины |
-5 |
17 |
31 |
Яблоки |
-5 |
11 |
14 |
Крупы |
14 |
29 |
43 |
Крупа гречневая-ядрица |
29 |
83 |
105 |
Горох и фасоль |
20 |
33 |
37 |
Крупы овсяная и перловая |
17 |
29 |
62 |
Макароны |
16 |
30 |
43 |
Крупа манная |
13 |
27 |
45 |
Рис шлифованный |
12 |
28 |
43 |
Хлеб и хлебобулочные изделия |
11 |
20 |
34 |
Пшеничная мука |
14 |
31 |
48 |
Хлеб из ржаной муки и из смеси ржаной и пшеничной муки |
11 |
21 |
36 |
Хлеб из пшеничной муки высшего сорта |
10 |
20 |
34 |
Источник: составлено авторами по данным [5].
Рис. 1. Значение индекса потребительских цен в Российской Федерации за 2017-2021 гг., % Источник: составлено авторами по данным [6]
Рис. 2. Изменение значения индекса потребительских цен по месяцам за 2017-2021 гг., % Примечание: синий столбец показывает рост ИПЦ, оранжевый – падение ИПЦ Источник: составлено авторами по данным [6]
Одним из важнейших показателей, характеризующих инфляционные процессы в стране, является индекс потребительских цен. Федеральная служба государственной статистики ежемесячно производит его расчет. На рисунке 1 представлена динамика индекса потребительских цен в Российской Федерации за 2017-2021 гг. по месяцам.
За анализируемый промежуток времени максимальное значение индекса потребительских цен наблюдается в октябре 2021 года и составило 101,11%. Соответственно минимальное значение отмечено в августе 2017 года – 99,46%. Для более детального анализа целесообразно проанализировать изменение индекса потребительских цен от месяца к месяцу (рисунок 2).
Существенное снижение индекса потребительских цен также отмечается в августе 2017 года, а наибольший прирост в октябре 2021 года относительно предыдущего месяца.
Ценообразование на продукты питания является важнейшим вопросом обеспечения продовольственной безопасности государства особенно в аспекте политики импортозамещения. По ряду продовольственных категорий имеет место быть зависимость от зарубежного племенного материала, оборудования и комплектующих. Именно обеспечение роста производства импортозамещающей продукции является одним из ключевых направлений развития российской экономики и сферы сельского хозяйства. В таблице 2 наглядно представлена динамика производства основных видов импортозамещающих пищевых продуктов в Российской Федерации за 2017-2021 гг.
Куриное мясо, являющееся наиболее популярным видом мясной продукции у россиян, выросло в цене на 26%; параллельно с этим выросла и цена на куриные яйца на 61% (+61%, с 55 до 88 рублей за 10 штук), что оказалось обусловлено имеющейся зависимостью от импортного племенного материала, роста цен на комбикорма и фуражное зерно. Стоит отметить, что определенное влияние оказала вспышка птичьего гриппа в Европе в начале 2022, что повлекло за собой ограничения на ввоз импортных инкубационных яиц. Рынок говядины характеризуется повышенным сроком инвестиционного цикла, в отличие от рынка свинины и птицы, и равен примерно 10 годам, характеризуясь высокой степенью зависимости от импорта: в российской экономике сохраняется зависимость от молочных пород и племенного стада КРС. Рост себестоимости на овощные культуры произошел на фоне роста цен на минеральные удобрения (15% от себестоимости). При этом химические средства защиты в преимуществе своем импортируются, составляя 20% от себестоимости данной категории продукции. Как правило, рост цен на крупы во многом обусловлен на фоне создающегося ажиотажного спроса, вызванного опасениями населения относительно функционирования логистических цепочек и возможного потенциального дефицита под действием негативных факторов внешнего и внутреннего характера, в особенности, на макроуровне. Для производства хлебобулочной продукции в основном используется сырье отечественного производства, что и обусловило рост на нее только в пределах инфляции по экономике в целом.
Для стабилизации ситуации на рынке не всегда хватает исключительно рыночной саморегуляции. Учитывая значимость продовольствия и важность стабильности на продуктовом рынке, государству в период высокой волатильности цен целесообразно задействовать определенные механизмы регулирования ценообразования. Дискуссионность о необходимости и конкретики определенных инструментов государственного регулирования сохраняется по-прежнему высокая, требующая всестороннего научного и практического рассмотрения [7-9].
Горемыкина Е.А., Ремнева Т.А. и Терентьева О.Н. определяют государственное регулирование ценообразования как действия государственных органов по регулированию цен с учетом экономических интересов хозяйствующих субъектов, а также контроля за их соблюдением [10].
В экономической и управленческой практике распространенной является классификация инструментов государственного воздействия на прямые и косвенные (таблица 3).
Экономическая практика показывает, что в российской экономике наибольшее распространение и использование получили именно косвенные инструменты регулирования ценообразования, которые, как отмечают эксперты Банка России, требуют варьирования между краткосрочными проинфляционными рисками и средне- и долгосрочными рисками снижения и замедления роста инвестиций и производства, а также уступки части экспортных рынков иностранным конкурентам [11].
Таблица 2
Производство основных видов импортозамещающих пищевых продуктов в Российской Федерации за 2017-2021 гг.
Вид пищевых продуктов |
Год |
Изменение |
|||||
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
2021 |
2021 г. к 2020 г. |
2021 г. к 2017 г. |
|
Мясо крупного рогатого скота (говядина и телятина) парное, остывшее или охлажденное, в том числе для детского питания |
205 |
227 |
242 |
254 |
305 |
20,08 |
48,78 |
Мясо крупного рогатого скота (говядина и телятина) замороженное, в том числе для детского питания |
56,7 |
71,4 |
67,0 |
84,3 |
94,5 |
12,10 |
66,67 |
Свинина парная, остывшая или охлажденная, в том числе для детского питания |
2171 |
2415 |
2496 |
2826 |
2834 |
0,28 |
30,54 |
Свинина замороженная, в том числе для детского питания |
233 |
254 |
323 |
358 |
421 |
17,60 |
80,69 |
Мясо и субпродукты пищевые домашней птицы |
4839 |
4877 |
4847 |
4808 |
4860 |
1,08 |
0,43 |
в том числе: |
|||||||
- мясо птицы охлажденное, в том числе для детского питания |
3014 |
3070 |
3253 |
3275 |
3359 |
2,56 |
11,45 |
- мясо сельскохозяйственной птицы замороженное, в том числе для детского питания |
1303 |
1273 |
1027 |
984 |
964 |
-2,03 |
-26,02 |
Изделия колбасные, включая изделия колбасные для детского питания |
2259 |
2282 |
2282 |
2355 |
2456 |
4,29 |
8,72 |
Рыба морская живая, не являющаяся продукцией рыбоводства |
112 |
154 |
127 |
163 |
159 |
-2,45 |
41,96 |
Рыба морская свежая или охлажденная, не являющаяся продукцией рыбоводства |
855 |
847 |
827 |
884 |
761 |
-13,91 |
-10,99 |
Ракообразные немороженые, не являющиеся продукцией рыбоводства |
45,8 |
52,5 |
49,6 |
50,7 |
45,4 |
-10,45 |
-0,87 |
Филе рыбное, мясо рыбы прочее (включая фарш) свежее или охлажденное |
17,3 |
17,4 |
17,6 |
18,3 |
18,0 |
-1,64 |
4,05 |
Рыба мороженая |
3057 |
3056 |
2989 |
3034 |
3003 |
-1,02 |
-1,77 |
Филе рыбное мороженое |
146 |
155 |
163 |
181 |
238 |
31,49 |
63,01 |
Рыба вяленая, соленая и несоленая или в рассоле |
106 |
112 |
120 |
118 |
125 |
5,93 |
17,92 |
Рыба, включая филе, копченая |
58,4 |
66,0 |
68,4 |
65,4 |
69,8 |
6,73 |
19,52 |
Ракообразные мороженые |
69,9 |
82,4 |
100 |
90,5 |
98,1 |
8,40 |
40,34 |
Овощи (кроме картофеля) и грибы замороженные |
62,6 |
55,9 |
83,7 |
108 |
135 |
25,00 |
115,65 |
Овощи (кроме картофеля) и грибы, консервированные для кратковременного хранения |
33,5 |
37,1 |
32,6 |
33,0 |
35,5 |
7,58 |
5,97 |
Фрукты, ягоды и орехи, свежие или предварительно подвергнутые тепловой обработке, замороженные |
15,6 |
16,8 |
22,2 |
28,2 |
44,8 |
58,87 |
187,18 |
Молоко жидкое обработанное, включая молоко для детского питания |
5390 |
5457 |
5378 |
5628 |
5687 |
1,05 |
5,51 |
Сливки |
133 |
150 |
163 |
195 |
237 |
21,54 |
78,20 |
Творог |
486 |
501 |
468 |
487 |
497 |
2,05 |
2,26 |
Масло сливочное |
270 |
267 |
269 |
277 |
282 |
1,81 |
4,44 |
Сыры |
464 |
467 |
540 |
572 |
648 |
13,29 |
39,66 |
Продукты молочные сгущенные, млн усл.банок |
837 |
806 |
717 |
717 |
671 |
-6,42 |
-19,83 |
Продукты кисломолочные (кроме творога и продуктов из творога) |
2896 |
2819 |
2792 |
2745 |
2739 |
-0,22 |
-5,42 |
Источник: составлено авторами по данным [6].
Таблица 3
Прямые и косвенные инструменты государственного регулирования цен в экономике
Инструменты |
Характеристика |
1. Прямые методы регулирования |
|
1.Замораживание цен |
Установление постоянной цены на определенные товары и услуги, независимо от рыночных условий, является инструментом антиинфляционной политики. |
2.Установление пределов цен |
Данный инструмент предполагает установление определенного диапазона, в пределах которого может находится цена на конкретный товар: нижняя граница предупреждает банкротств производителя, а верхняя дальнейший рост цены. |
3.Установление паритетных цен |
Установление цен на товары, которые взаимосвязаны между собой: изменение цен на один товар, влечет за собой изменение цены на другой товар. |
4.Установление рекомендательного уровня цен |
Если производитель устанавливает цену на товары выше рекомендательного уровня, то применяется прогрессивная ставка налогообложения. |
5.Декларирование цен |
Предоставление деклараций об уровне цен в соответствующие государственные органы. |
2. Косвенные методы регулирования |
|
1.Применение скользящих цен |
Устанавливается цена, учитывающая изменения издержек производства за весь период на товары с длительным сроком хранения. |
2.Антимонопольное законодательство |
Регулирование отношений, связанных с защитой конкуренции, пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции. |
3.Применение льготного налогообложения и кредитования |
Данный инструмент регулирования позволяет снизить налоговую и общую финансовую нагрузку на хозяйствую субъекты. |
4.Использование таможенных тарифов |
Таможенные тарифы в данном контексте выполняют протекционистскую функцию, защищая отечественных производителей от конкуренции со стороны иностранных производителей. |
5.Разработка и реализация государственных программ |
Создание выгодных условий для привлечения в страну иностранных инвестиций, создания новой качественной продукции, внедрения инноваций, ведения предпринимательства. |
Источник: составлено авторами.
Заключение
Ценообразование на продукты питания является важнейшим вопросом в аспекте обеспечения экономической и продовольственной безопасности государства. Используя косвенные и прямые инструменты регулирования цен, государство создает необходимые условия и определяет траекторию развития сферы сельского хозяйства и агропродовольственного рынка в целом, варьируя между краткосрочными проинфляционными рисками и средне- и долгосрочными рисками снижения и замедления роста инвестиций и производства, а также уступки части экспортных рынков иностранным конкурентам. В современных условиях проведения политики импортозамещения производители мясной и молочной продукции увеличили в своем ассортименте долю продукции из низкой ценовой категории. На уровне Центрального федерального округа отмечается увеличение посевных площадей для картофеля и овощей открытого грунта, также с помощью субсидирования к концу 2022 года планируется завершить пять инвестиционных проектов по строительству овощехранилищ. Именно расширение посевных площадей, достижение самообеспеченности племенным материалом, оборудованием и комплектующими позволит нейтрализовать возможные влияния негативных субъективных факторов на уровень цен продовольственных товаров.
Библиографическая ссылка
Репринцева Е.В., Наджафова М.Н., Скобликова Т.В., Пахомова Е.В. ЦЕНОВЫЕ ДИСПРОПОРЦИИ НА ПРОДОВОЛЬСТВЕННОМ РЫНКЕ РОССИИ // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2022. – № 10-1. – С. 144-151;URL: https://vaael.ru/ru/article/view?id=2442 (дата обращения: 03.12.2024).